Программа анализ внешней среды школы конкуренты и стейкхолдеры

Обновлено: 08.07.2024

ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ СТОРОНЫ ШКОЛЫ (СТЕЙКХОЛДЕРЫ) – обобщенное наименование любых групп, внешних по отношению к школе (внешние заинтересованные стороны школы) или действующих внутри школы (внутренние заинтересованные стороны школы), на интересы, положение и поведение которых школа может влиять своим существованием, жизнедеятельностью и результатами и которые сами могут оказывать влияние на школу.

Выявление и анализ заинтересованных сторон школы – одна из важнейших задач стратегического анализа уже на начальной стадии процесса стратегического управления школой.

Заинтересованные стороны школы имеют определенные ожидания от школы. Так, например, обучающиеся и их коллективы вправе рассчитывать на высокое качество образования и досуга, комфортность школьной среды, а родители школьников или их законные представители – на высокое качество образования и социализации, многообразие образовательных услуг, оздоровление, приобщение к культуре и спорту, комфортность среды, территориальную доступность, доступность информации о школе, возможность участвовать в управлении школой. Педагогические работники школы ориентированы на возможность достойно оплачиваемой интересной творческой работы, построения успешной карьеры, участия в управлении школой, в выработке и реализации стратегических решений. Работодатели и вузы ожидают от школы высокое качество подготовки учащихся, развитые навыки групповой работы, мотивированность к труду и т. д.

Наряду с ожиданиями позитивного характера стейкхолдеры могут иметь во взаимодействии со школой и определённые негативные ожидания: опасения, страхи, тревоги, - многие из которых являются следствием предубеждений, стереотипов, неполной или искаженной информации о школе.

Школьному сообществу с участием Управляющего совета целесообразно изучать, анализировать и прогнозировать такие ожидания и принимать меры к тому, чтобы негативные ожидания не оправдывались, теряли свою актуальность.

Институт развития государственно-общественного управления образованием

общественное участие в управлении образованием

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Маркетинговый анализ внешней среды в деятельности образовательной организации (на примере школы № 50 г. Нижний Тагил)

Современный рынок образовательных услуг представляет собой высококонкурентное пространство, где разворачивается острая борьба за доступ к финансовым и социальным ресурсам. Инструментом, который позволяет достичь конкурентных преимуществ, является маркетинг. Актуальность маркетинга в настоящее время связана с тем, что развитие современных организаций, работающих в условиях конкуренции, ставит задачи анализа и оценки эффективности взаимодействия основных стадий воспроизводственного цикла: производства, распределения и потребления. Специфика образования заключается в том, что результаты труда не носят материального характера, а связаны со становлением личности человека и формированием его знаний. Образовательные результаты имеют отложенный характер и в полной мере проявляются во взрослой жизни человека.

Школа № 50 является одной из крупнейших по контингенту школ города и самой крупной в микрорайоне Выя. Школа располагает развитой учебно-материальной базой и высококвалифицированным педагогическим коллективом. Специфика работы школы № 50, равно как и любой другой общеобразовательной организации, строится по территориальному принципу – в школе учатся жители микрорайона (дети от 7 до 17 лет) (% учащихся у Кучеренко). Прием иных учащихся осуществляется при наличии вакантных мест. Учитывая небольшой микрорайон, закрепленный за школой, здесь учится большое число детей, не проживающих в нем.

В настоящее время имеется возможность (при наличии вакантных мест) осуществлять прием учащихся из других микрорайонов. Наличие в школе таких учащихся позволяет утверждать, что школа привлекательна по сравнению с другими образовательными организациями. В школе ежегодно открываются 3-4 первых класса, набирается более 100 первоклассников.

Функционирование школы направлено не только на освоение учащимися школьной образовательной программы. Это первая потенциальная потребность, которую удовлетворяет школа. Другие потенциальные потребности внешних потребителей связаны с потребностями в дополнительном образовании, в воспитании личности обучающегося и психологическом сопровождении воспитательного процесса. Следовательно, школа выступает полноправным партнером семьи в воспитании и развитии ребенка.

Прогноз изменения численности молодежи г. Нижний Тагил

Численность детей и молодежи в воз­расте 7-17 лет

Численность уча­щихся по програм­мам общего образо­вания в
общеобразователь­ных организациях

Согласно табличным данным, по обоим параметрам наблюдается рост. Численность детей и молодежи в возрасте от 7 до 17 лет в абсолютных числах возрастет к 2018 г. на 2577 чел. (7 %). Численность учащихся по программам общего образования в общеобразовательных организациях к 2018 г. увеличится на 2454 чел (7 %). Это связано с тем, что в подростковый возраст постепенно входят дети, рожденные в начале 2000-х гг. Данное поколение является многочисленным. В связи с тем, что в последнее время наблюдается стабилизация рождаемости, мы полагаем, что в ближайший пятилетний период число потенциальных учащихся 1 останется стабильным. Данное утверждение основывается на том, что жилищное строительство в микрорайоне ограничивается возведением малоэтажного социального жилья. Здесь давно не ведется массовое жилищное строительство, поэтому прирост числа молодых семей ограничен по сравнению с динамично развивающимися районами города. Данный фактор порождает конкуренцию между общеобразовательными организациями микрорайона за потенциальных учащихся всех ступеней обучения. Конкуренция также может быть связана с материальной базой и квалификацией педагогического коллектива. Отметим, что конкуренция имеет ограничения в виде закрепленных за школами территорий, что ограничивает свободу в выборе учебного заведения.

Поэтому мы рассмотрим маркетинговые позиции школы № 50 по сравнению с основными конкурентами на рынке образовательных услуг микрорайона по критериям:

1. Численность контингента учащихся (по ступеням обучения);

2. Год постройки основного здания;

3. Особенности географического расположения в микрорайоне.

Непрямыми конкурентами школы являются учреждения культуры и спорта, имеющие художественно-эстетическую и спортивную направленность обучения. Результаты сравнения приведены в таблице 2.

Результаты сравнения конкурентных позиций общеобразовательных организаций микрорайнов Выя, Лебяжка и ВМЗ

Ступени обучения, чел.

Год постройки основного здания

Особенности географического расположения в микрорайоне

Начальное общее образование

Расположена в микрорайоне Лебяжка, с многоэтажной застройкой. Имеет относительное небольшое расстояние от школы 71. Расположена удаленно от школы 50.

Основное общее образование

Среднее общее образование

Начальное общее образование

Расположена обособлено от школы 50, в микрорайоне ВМЗ (с многоэтажной застройкой), отграниченном от основной части Выи промышленной железнодорожной линией.

Основное общее образование

Основное общее образование (ЗПР)

Среднее общее образование

Начальное общее образование

Основное общее образование

Среднее общее образование

Начальное общее образование

Расположена в микрорайоне с малоэтажными домами послевоенной постройки, ряд из которых в ближайшее время будут расселены. Расположена вблизи школы 50.

Начальное общее образование (ЗПР)

Основное общее образование

Основное общее образование (ЗПР)

Среднее общее образование

Начальное общее образование

Расположена в микрорайоне с малоэтажными домами послевоенной постройки, ряд из которых в ближайшее время будет расселен. К микрорайону школы отнесен частный сектор старой части Выи. Расположена удаленно от школы 50.

Основное общее образование

Среднее общее образование

Начальное общее образование

Расположена в микрорайоне Лебяжка, с многоэтажной застройкой. Имеет относительное небольшое расстояние от школы 10. Расположена удаленно от школы 50.

Общеобразовательная программа для детей с задержкой психического развития (3-9 кл.)

Основное общее образование

Среднее общее образование

Начальное общее образование

Занимает центральное положение в микрорайоне.

Основное общее образование

Среднее общее образование

Проводя анализ позиций конкурентов, мы подразумеваем, что рынок образовательных услуг, где присутствует школа № 50, является высоконкурентным, локальным и ограниченным по размеру территории. Мы не рассматриваем в качестве конкурента школу № 21, поскольку она расположена в значительном отдалении от школы № 50 и имеет военно-патриотическую направленность воспитательного процесса.

Первый параметр, который определяет конкурентную позицию любой школы, является численность контингента учащихся. Ранжировка школ по данному параметру приведена ниже:

Школа № 50 – 871 чел.

Школа № 10 – 668 чел.

Школа № 30 – 677 чел.

Школа № 71 – 492 чел.

Школа № 1 – 491 чел.

Школа № 33 – 419 чел.

Школа № 23 – 277 чел.

Школа № 50 уверенно лидирует по данному параметру.

Прямым конкурентом школы № 50 является школа № 33, имеющая соседское положение. Но школы № 23 и 33 расположены в зданиях довоенной постройки, которые в ближайшее время могут потребовать реконструкции. Учитывая прецеденты, когда в случаях закрытия аварийных зданий школ происходит перераспределение учащихся, существует вероятность принятия части учеников из вышеуказанных школ. Поэтому конкурентные позиции школ № 23 и 33 мы расцениваем как средние.

В силу отдаленности микрорайона ВМЗ, основная часть проживающих в нем детей посещает школу № 30. Поэтому данную школу мы относим к косвенным конкурентам. Школы № 10 и 71 конкурируют преимущественно между собой в силу территориальной близости. Слабой конкурентной позицией (кроме школ № 10, 30, 1 и 50) является малая численность учащихся ступени среднего общего образования. Школой № 71 данная ступень открыта в 2015-2016 уч. г. В прошлом учебном году данные классы в этой школе не открывались.

Из вышеизложенного, конкурентными преимуществами школы являются:

1. Наличие высококвалифицированных кадров;

2. Индивидуализация образования через обучение по индивидуальным учебным планам;

3. Здание, отвечающее всем требованиям материальной базы.

1 Под потенциальными учащимися понимаются учащиеся, которые по месту жительства закреплены за школой.

Читайте также: