Профориентация в начальной школе внеурочная деятельность

Обновлено: 04.07.2024

обязательной тру довой деятельности в пенсионном возрасте, т.е.

профориента ция осуществляется п рактически в течение все й жизни

Важно у детей развить положительное отношение к труду, понимание его

роли в жизни человека и общества, сформировать интерес к профессиям

родителей и близкие к нему профессии, восп итать в детях потреб ность

узнавания новых профессии. П омоч ь подойти к выбору профессий очень

серьезно. С помощью различных видов деятельност и познавательной, игровой,

Под вне урочной деятель ностью в рамках реализации ФГОС следует

понимать образовательную д еятел ьность, осу ществляе мую в фо рмах, отличных

от классно - урочной , и направленную на достижение планируемы х результатов

Внеурочная р абот а обладает некоторы ми преиму ществами по сравнению с

учебной, так как имеет большие возможности д ля организации различных

видов деятельности, позволяя испол ьзовать в оптимальном сочетан ии

традиционн ые и инновационны е формы и мет оды работы. И п оэтому, для

занятий по пр офориентации осно вной в начальной школ е является игровая

мотивация, кото рая перерастает в учебную мотивацию. Ребенок становит ся

заинтересованн ой стороной в развитии своих способностей, так как он может

попробовать себ я в различных областях взрослой ж изни [ 2 ].

В связи с актуализацией вопросов развития профессиональног о

образования в общеобразовательн ой школе необхо димо определить роль и

место в этом о бразован ии начальной школы. Каждый ребенок генетическ и

наделен определенн ыми способ ностями, предрасположен к изуч ению каких - то

предметов в большей степе ни. В дальнейшем эти д исцип лины (науки) могут

Общая цель заняти й по профориентац ии младших школьник ов – создать

для них такие условия, чтобы о ни узнали как много больше профессий, также

могли выбрать понравившею ся им, узнать, как получить это профессию,

Профориентаци я р еализуется через учебно - воспитате льный процесс,

Согласно Федераль ному государственном у образовательном у стандарту

внеурочная деятель ность являет ся составной частью учебно - воспитательного

процесса и одн ой из форм организа ции свободног о времени учащих ся

Профориентацио нная работа в началь ной школе прово дится с целью:

– расширения п редставлений о роли труда в жизни человека;

– расширения пе рвоначальных пре дставлений о различ ных профессиях;

– предоставления возможн ости учащимся погрузить ся в различные

На внеурочных занятиях дети узнают о многообразии различных

профессий, которые мо жно разыгрывать как ролевые игры, сценки, также они

могут участвовать в различных видах ко нкурса х и проектов . Очень важно

привлечение родителей, они могут приходить на внеурочные занятия и

рассказывать о своих профессиях, тем самым мотивируя. Также приглашаю тся

Учитель начальных классов во внеурочн ое время ведет р абот у п о

профориента ционной деятельн ости в следующих направления х:

2) привлекает учащихся к выпол нению социально з начимых дел;

3) проводит встречи с пр едставит елями различных профессий (в том числе

4) вовлекает учащихся в различные виды у чеб но - познавательной

деятельности (т рудовая, игрова я, исследовательска я);

Внеурочная работа по профорие нтации учащихся начинается с перв о го

класса и имеет логическое продолже ние в следующих классах. По д ан ной

тематике планирую тся и проводятся занятия, исполь зуя разнообразные формы ,

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ……………………………. 10

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ …………………………………………………………………………………23

I .ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Цель программы

Подготовить основу для предпрофильной ориентации учащихся младших классов путём создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.

Задачи программы

1.Формирование единой картины о мире труда и разнообразии профессий;

2Обогащение представлений о различных сторонах профессий;

3.Развитие интеллектуальных и творческих способностей, творческой активности, и способности ориентироваться в многообразии трудовой деятельности человека.

Формы и методы

Беседы, экскурсии, встречи с людьми интересных профессий.

Игровые технологии, технологии продуктивного чтения, поисковая, исследовательская, творческая

Направленность программы

Рецензент программы

II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования (начального общего, основного общего, среднего общего образования) вводится понятие внеурочной деятельности, которая является неотъемлемой частью образовательного процесса.

Внеурочная деятельность в аспекте федеральных государственных образовательных стандартов общего образования понимается как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно - урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения обучающимися основных образовательных программ общего образования .

Внеурочная деятельность является обязательной. Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.

Данный курс является первой ступенькой в предпрофильном образовании.

Основные нормативно-правовые документы, на которые опирается рабочая программа по внеурочной деятельности:

-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6.10.2009г. (приказ №373);

- СанПиН в учреждении дополнительного образования детей 2.4.4.1251- 03 от 03.04.2003 № 27;

Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но, поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Правильно проведённая с ними профориентационная работа должна стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения школьников в старших класса.

Место курса в учебном плане

1 класс – Играем в профессию (33ч)

2 класс – Тропинка в мир профессий (34ч)

3 класс – Разнообразный мир профессий (34ч)

4 класс – Все работы хороши. (34ч)

Продолжительность занятия в 1-2 классах составляет 25 минут, в 3-4 классах –35 минут.

III . ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Цель программы: подготовить основу для предпрофильной ориентации учащихся младших классов путём создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.

Задачи программы:

-формирование единой картины о мире труда и разнообразии профессий;

-обогащение представлений о различных сторонах профессий;

-развитие интеллектуальных и творческих способностей, творческой активности, и способности ориентироваться в многообразии трудовой деятельности человека.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты

- основные сферы профессиональной деятельности человека;

-основные признаки профессий, их значение в обществе;

- предприятия и учреждения города;

- основные приемы выполнения учебных проектов.

- рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества;

-выполнять отдельные трудовые операции по конкретным профессиям;

- переносить сведения о сферах человеческой деятельности на некоторые конкретные жизненные ситуации;

- выполнять учебные проекты.

Личностные УУД :

- овладение начальными сведениями об особенностях различных профессий, их происхождении и назначении;

-готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

- уважительное отношение к представителям разных профессий;

Регулятивные УУД:

-организовывать свою деятельность в соответствии с планом;

- принимать учебную или игровую задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно;

- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, с планом;

-определять последовательность своих действий;

- давать эмоциональную оценку деятельности, корректировать свои действия и поведение.

Познавательные УУД:

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной профориентационной работы;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков);

- включать действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, моделирования профориентационного содержания занятий.

Коммуникативные УУД:

-оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

-слушать и понимать речь других;

-вести проблемный диалог (побуждающий и подводящий диалог);

- договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

-выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

Ожидаемый результат.

школьников и их родителей понимание важности целенаправленного раннего знакомства с миром профессий и уважительного отношения к любому труду, потребность в получении знаний о многообразии профессий, сформировать отношение к людям любого труда, как к высшей ценности общества.

Школьник будет понимать, насколько многообразен мир профессий, какие личностные и профессиональные качества нужно воспитывать в себе для успешного освоения выбранной профессии.

Актуальность данного курса велика. Существует много программ по

предпрофильной и профильной подготовке учащихся 8 – 11 классов, но всё же подросток не успевает сделать осознанный выбор. В связи с этим необходимо определить роль и место профориентационной работы в начальной школе. Чтобы ребёнок осознанно сделал свой выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т. е с профессиями людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.

Через выбор профессии ребенок определяет место в жизни и ту систему отношений, в которых будет чувствовать себя значимым.

Новизна программы заключается в разработанной системе профориентационной работы, которая позволяет поэтапно давать знания обучающимся, начиная с первого класса, учитывая возрастные особенности и ведущий вид деятельности, что в итоге позволит сделать правильный профессиональный выбор.

Ведущая деятельность: поисковая, исследовательская, творческая, игровая.

Формы работы:

- встречи с людьми интересных профессий;

- игры: ролевые, компьютерные, настольные, семейные;

- просмотры кинофильмов, мультимедиа, видеофильмов;

- литературные композиции, инсценирование;

- устные журналы, викторины;

- проектно-исследовательская деятельность учащихся.

Формы подведения итогов работы:

-участие в конкурсах рисунков, фотографий, защите проектов и др.

- методы самовыражения (в рисунке, в создании образа).

КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ

Овладение элементарными профессиональными умениями и ознакомление с миром профессий. Развитие способности трудиться в коллективе. Воспитание трудолюбия, ответственного отношения к труду. Обогащения словарного запаса. Коррекция высших психологических функций. Коррекция психофизических недостатков средствами трудовой деятельности.

Этапы реализации программы:

I этап – Знакомство с профессиями через труд.

II этап – Углубление и расширение знаний о профессиях. Показать значимость каждой профессии для общества.

III этап – Развитие коммуникативных навыков и опыта проектной и исследовательской деятельности.

ВложениеРазмер
vd_programma_kalininoy_n.n.docx 119.41 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной (внеклассной) деятельности

для начальной школы

направление внеурочной деятельности

Калинина Наталия Николаевна

учитель начальных классов

Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 1-4 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО.

Основными особенностями ребенка младшего школьного возраста являются любознательность, познавательный интерес, открытость внешнему миру. Поэтому перед начальной школой стоит увлекательная и сложная задача: определить роль и место профориентационной работы. Чтобы ребёнок осознанно сделал свой выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т. е. с профессиями людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. Ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием есть немаловажная составляющая системного знания.

Направление программы внеурочной деятельности: социальное.

Актуальность курса продиктована следующими открывающимися возможностями для учащихся: расширить свой кругозор, представления о мире профессий, исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии, тренировать различные виды своих способностей.

Цель программы – ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием; развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.

  • познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;
  • развивать интерес к трудовой и профессиональной деятельности у младших школьников;
  • содействовать приобретению обучающимися желания овладеть какой-либо профессией;
  • формировать положительное отношение к труду и людям труда.

При этом средствами данной программы целенаправленно создаются условия для развития у обучающихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.

В основе методики преподавания программы используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения за общественной жизнью, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, драматизация сказок. Для успешного решения задач важны экскурсии, взаимодействие и сотрудничество с социумом пгт. Пойковский, с родителями обучающихся, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с профессиями людей. Занятия могут проводиться не только в классе, но и в библиотеке на предприятиях поселка и т. д.

Тематика мероприятий направлена на то, чтобы научить ребёнка уважительно относиться к своему труду, знать об основных профессиях родного края и их особенностях. Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Работа построена таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей. Игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей. Мероприятия позволят расширить знания младших школьников о профессиях ХМАО-Югры. Каждое занятие имеет логическую взаимосвязь с другими темами программы.

Новизна рабочей программы состоит в том, что уже на ранних стадиях формирования социальной сферы дети знакомятся с профессиями взрослых людей, что обеспечивает пропедевтику предпрофильной подготовки. Таким образом, предлагаемый курс может стать первой ступенью в системе работы школы по переходу на предпофильное и профильное обучение.

Особенности реализации программы:

1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, родителями, администрацией.

Основные принципы реализации программы:

  • принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
  • принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
  • научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
  • систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
  • принцип наглядности;
  • принцип личностной ориентации;
  • принцип практической направленности;
  • принцип возрастных и индивидуальных психологических особенностей обучающихся.

Межпредметные связи на занятиях:

  • с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
  • с уроками технологии: изготовление различных элементов по темам проектов;
  • с уроками информатики: работа с компьютерами и СМИ;

Условия реализации программы

Материально – техническое обеспечение включает в себя:

  • рабочий кабинет для группы учащихся до 25 человек, оснащенный компьютером, необходимой мебелью для учащихся и педагога;
  • отсутствует индивидуальная ученическая литература, в связи с чем используется размноженный раздаточный материал.

Методы и технологии

Формы и методы работы: работа с материалом, с источниками массовой информации, с толковым словарем; изучение литературы; фотосъемки, видеосъемки.

Формы домашних заданий: нарисовать рисунок по теме; написать сочинение по плану; составить викторину, кроссворд, ребус и т.п.; подобрать статьи иллюстративный материал из газет и журналов по теме; написать стихотворение; создать презентацию.

Формы проведения занятий:

  • экскурсии
  • беседа
  • практическая работа
  • наблюдение
  • коллективные и индивидуальные исследования
  • проекты
  • самостоятельная работа
  • защита исследовательских работ
  • консультация

Технологии, методики : поисковая деятельность, информационно-коммуникационные технологии, технология педагогических мастерских, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии.

в учебном плане

Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс — 33 ч. в год, 2-4 классы - 34 ч. в год.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопрос "Кем быть?" жизненно важный. Ответ на него оказывает влияние на дальнейшую жизнь человека. Грамотно построеннаяпрофориентационная рвбота позволяет решить многие проблемы.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Лямбирского муниципального района

Педагогический образовательный проект

Автор проекта: Хусаинова Римма Шамилевна,

Цель и задачи проекта

Содержание педагогического проекта

Ожидаемые результаты проекта

1. Паспорт проекта

Наименование проекта

Автор проекта

Вид проекта

Долгосрочный (4 года)

Тип проекта

Обеспечение проекта

Кабинет начальных классов, необходимое количество ПК (в зависимости от количества обучающихся), интерактивная доска с проектором.

Цель и задачи проекта

Цель проекта: развить интересы и способности школьников.

познакомить с разнообразием мира профессий;

дать общие сведения о содержании труда людей разных профессий;

формировать мотивацию и интерес к учебной и трудовой деятельности;

развивать интеллектуальные и твор­ческие возможности;

воспитывать трудолюбие, старательность, аккуратность, настойчивость в доведении дела до конца, бережное отношение к результатам своего и чужого труда.

Сроки и этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный (сентябрь)

2 этап – практический (сентябрь – май)

3 этап – заключительный (май)

Перечень основных мероприятий

1. Изучение необходимой психолого-педагогической и учебно-методической литературы по теме проекта.

2. Определение условий эффективного формирования мотивации и интереса к различным видам деятельности.

3. Разработка и апробация рабочих программ по всем учебным предметам с 1 по 4 классы с системой профориентационной работы.

4. Ознакомление обучающихся с максимальным количеством профессий.

5. Расширение кругозора и осведомленности ребенка о профессиях в процессе общения со взрослым и организация работы по профессиональному самоопределению.

6. Обобщение результатов работы и представление опыта педагогическому сообществу.

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

1. Разработка, апробация и внедрение в образовательный процесс рабочих программ по всем учебным предметам с 1 по 4 классы с системой профориентационной работы.

2. Организация соответствующего пространства для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка.

3. Разработка и внедрение комплекса средств, направленных на формирование у личности отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности.

5. Распространение педагогического опыта.

Целевые группы проекта

Обучающиеся 1-4 классов, учителя начальных классов района.

2. Необходимость проекта

Одной из приоритетных задач современного образования является подготовка школьника к осознанному профессиональному выбору. Младший школьник нуждается в поддержке со стороны взрослых, психолого-педагогическом сопровождении, совместной деятельности школы, семьи, социума. Недостаточная сформированность мотивов саморазвития личности школьника и ее готовности к выбору будущей профессии – важная проблема, которую необходимо решать, не откладывая.

Профессиональная ориента­ция – это не выбор школьником профессии, одной на всю жизнь, а формирование у него готовности к профессиональному самоопре­делению, активизация внутренних ресурсов его личности с тем, чтобы, включаясь в про­фессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовывать себя в ней.

Проблема выбора профессии стояла перед подрастающим поколением всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т. е. с профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.

В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия водителя, пожарного, журналиста, строителя, медсестры, и др., основываясь на наблюдениях за взрослыми. В начальной школе, когда познавательная деятельность становится ведущей, определяющей развитие школьника, важно расширять его представления о различных профессиях.

Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, интересных случаев и впечатлений взрослого (работника). На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создавать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, обучающийся мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно.

Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального плана.

Таким образом, основной задачей профориентационной работы в начальных классах является расширение кругозора и осведомленности ребенка о профессиях в процессе общения со взрослым и организация работы по профессиональному самоопределению. Обучающиеся 1 - 4 классов еще далеки от выбора профессии, но правильно поставленная среди них профориентационная работа должна стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения учащихся в старших классах.

Читайте также: