Профессиональная педагогическая деятельность учителя в профильной школе

Обновлено: 05.07.2024

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Ростовской области "Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования"

Учитель профильной школы

Ежегодно в Фестивале-Конкурсе и его специальных конкурсах участвуют более 150 творчески работающих учителей, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, и более 30 одаренных обучающихся школ Ростовской области. За период проведения одиннадцати Фестивалей конкурсное движение педагогов способствовало стимулированию креативности и творческой инициативы педагогов и школьников общеобразовательных организаций региона.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Профессиональный рост учителя профильной школы как условие повышения качества общего образования

Л.П.Оленева,

пгт. Яшкино, Кемеровская обл.

Введение профильного обучения является актуальным и важным шагом в развитии Российской системы школьного образования. Как и любое нововведение подобного масштаба, этот шаг должен быть максимально обдуман, проработан, выверен.

Только с учетом мнения и интересов учителей, школьников и их родителей может быть реализована программа профильного обучения в школе. Поэтому проведение социологических и психологических исследований, опроса родителей и самих школьников является важным этапом работы в этом направлении.

Особенностью профессионального самоопределения является, то что кроме самого человека на его важный жизненный выбор оказывают сильное влияние родители, сверстники, различные специалисты (педагоги, психологи) и др.

Проведя социальный опрос школьников о мотивации выбора профессии мы получили такие данные.

Высокий заработок - 92%

Возможность сделать карьеру - 77%

Престижность профессии - 66%

Возможность развивать свои способности - 35%

Полезность результата профессиональной деятельности – 22%

Работа соответствующая вашим возможностям - 34%

Между тем, выбор профиля для школы, чаще всего, зависит от наличия кадров. Современной профильной школе требуется, профессионально компетентный педагог, владеющий большим творческим потенциалом, обладающий новым педагогическим мышлением, новым видением школы и ученика.

Учитель профильной школы должен постоянно повышать свое педагогическое мастерство и для этого у него есть разнообразные пути: работа в методических объединениях школы, подготовка различных исследовательских работ с учащимися, участие школьников в различных олимпиадах, консультации в методкабинетах и участие в разнообразных семинарах, курсах, лекциях, творческих группах, которые ищут новые формы и методы работы. Для реализации профильного обучения в школе необходим учитель, имеющий собственные идеи, проявляющий интерес к разработке новых учебных программ, обладающий высоким интеллектуальным потенциалом и научной компетенцией. Педагог профильной школы должен иметь хорошую методическую подготовку, владеть различными методами познавательной деятельности учащихся на уроке, проводить вместе с ними поисково-исследовательскую работу, укрепляющую их интерес к учебному предмету. Педагог профильного обучения – это организатор учебной поисковой работы, наставник, консультант.

В связи с особенностями преподаваемых предметов, их местом в образовательном процессе школы и задачами, стоящими в свете этого перед ними, у учителей профильной школы должны быть сформированы определенные профессиональные умения, например:

• умения проектировать образовательный процесс, направленный на максимальную индивидуализацию обучения, осуществлять обучение и воспитание школьников с учётом специфики преподаваемого предмета и на основе принципов вариативности и личностной ориентированности образовательного процесса в профильных группах;

• умения осуществлять социализацию, формирование общей культуры личности, осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ ;

• умения использовать разнообразные приёмы, методы, средства и педагогические технологии, обеспечивающие практическую ориентацию образовательного процесса;

• умения обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта профильного уровня;

• умения организовывать проектную и научно – исследовательскую деятельность учащихся и др.

Растущий образовательный спрос побуждает учителя повышать свою научную эрудицию, творчески подходить к изменению содержания своего предмета. Достаточно широкий ассортимент новых учебных программ и учебников вынуждает глубоко анализировать их, прежде чем выбрать.

Совершенствование профессионального мастерства учителя в условиях реформирования образования предполагает переосмысление учителем своих профессиональных ориентаций и устремлений, функциональных обязанностей, собственного опыта и педагогических находок учителей-новаторов. Этот процесс требует внутренней целеустремленности, умений выявить возникшие несоответствия собственной профессиональной квалификации требованиям, предъявляемым сегодня школьному учителю.

Профильное обучение. Нормативные правовые документы [Текст] : М., 2006. – 94 с.

Петутин О. Профильное обучение: дидактическое обеспечение / О. Петутин // Учитель – 2004. – №4. – С. 12–20.

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования – М, 2002.

Социально-экономические и социокультурные изменения, происходящие в нашей стране, требуют существенных нововведений в педагогическую теорию и практику. Современная система образования должна не только давать знания, но и формировать у обучающихся потребность в непрерывном самостоятельном овладении новыми знаниями, создавать возможности для практического закрепления приобретенных умений и навыков. Профильное обучение на старшей ступени общего образования - одно из приоритетных направлений модернизации системы общего образования в Российской Федерации.

Социально-экономические и социокультурные изменения, происходящие в нашей стране, требуют существенных нововведений в педагогическую теорию и практику. Современная система образования должна не только давать знания, но и формировать у обучающихся потребность в непрерывном самостоятельном овладении новыми знаниями, создавать возможности для практического закрепления приобретенных умений и навыков. Профильное обучение на старшей ступени общего образования - одно из приоритетных направлений модернизации системы общего образования в Российской Федерации.
На коллегии Главного управления образования Курганской области, проведенной в октябре 2002 года, были определены первоочередные меры по подготовке к переходу старшей школы на профильное обучение. Системе повышения квалификации работников образования отведено ведущее место в реализации этой программы. Для профильной школы необходим учитель, имеющий собственные идеи, проявляющий интерес к разработке и реализации новых учебных программ, обладающий высоким интеллектуальным потенциалом и научной компетенцией. Педагог должен иметь хорошую методическую подготовку, владеть различными методами организации познавательной деятельности учащихся на уроке, проводить вместе с ними поисково-исследовательскую работу, укрепляющую их интерес к учебному предмету. Учитель в профильных классах - это организатор учебной, поисковой работы, наставник и консультант.
Многие руководители образовательных учреждений не имеют сегодня четких представлений о требованиях, предъявляемых к педагогу профильной школы. Какими профессиональными знаниями и умениями должен овладеть учитель для успешной реализации профильного обучения? Разработанные нами критерии легли в основу подготовки педагогических кадров для профильной школы.

ФРАГМЕНТ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ "ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"
Цели обучения
Формировать во взаимосвязи с практикой профессиональной деятельности умения по анализу содержания образования с позиций компетентностного подхода; проектированию групповой работы на уроке; использованию альтернативной системы оценки; обработке, интерпретации и использованию учебной информации, организации научно-исследовательской работы с учащимися.
Требования к подготовке слушателей
Уметь:
* использовать техники группового обучения на уроке;
* организовывать проектную деятельность на уроках;
* разрабатывать параметры отбора материалов в Портфель школьника и критерии его оценивания;
* разрабатывать примерный перечень работ по предмету, входящих в Портфель;
* проектировать программу профессионального саморазвития учителя по проблемам профильного обучения;
* организовывать научно-исследовательскую деятельность учащихся, используя ее различные формы.
Учебно-тематический план
Программа повышения квалификации имеет практико-ориентированный характер: 58 часов составляют лекции и 86 часов - практические занятия (семинары, практикумы, деловые игры, открытые уроки, мастерские). Обучение на курсах строится с опорой на личностно ориентированные технологии, что позволяет существенно повысить его эффективность. Личностно ориентированные технологии повышения квалификации опираются на такие положения:
* признание слушателей главной действующей фигурой повышения квалификации;
* ориентация на субъективный опыт и психологические особенности слушателей;
* опора на два равноправных источника повышения квалификации: обучения и самообразования.
Организованное таким образом обучение является, по сути, приращением и преобразованием профессиональных знаний и умений, реализацией творческого потенциала учителя, а следовательно, действенным источником профессионального развития. Мы считаем, что технология педагогических мастерских в наибольшей степени соответствует принципам личностно ориентированного образования в системе повышения квалификации. Многолетний опыт использования этой технологии позволяет сделать вывод: педагогическая мастерская предоставляет каждому участнику, с опорой на его способности, интересы и субъектный опыт, возможность реализовать себя в учебной деятельности. Мастерская - творческая форма организации учебного процесса. Рассмотрим основные этапы работы мастерской.
Индукция. Вводим участников в проблемную ситуацию, вызывая тем самым личностное отношения к предмету обсуждения, положительный эмоциональный настрой.
Самоконструкция. Предлагаем индивидуальное задание для определения слушателем своих реальных возможностей в рамках поставленной проблемы.
Социоконструкция. Групповое выполнение заданий. Работа в группах предполагает: разрешение противоречий, выращивание внутренних целей, выработку групповой позиции по изучаемой проблеме. В процессе поиска каждый участник вырабатывает и отстаивает свою позицию при общем решении учебной проблемы.
Социализация. Общее обсуждение изучаемой проблемы, защита позиций. Каждая группа объявляет и активно отстаивает выработанную сообща позицию перед всеми. Возникает дискуссия. Проявляется готовность к пересмотру своих суждений к изменению образа действий в свете убедительных аргументов.
Афиширование. Творческое оформление результатов групповой деятельности. Группа показывает все, на что способна при достижении изучаемой проблемы.
Разрыв. Внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому.
Рефлексия. Результативность обучения многократно возрастает, если обучаемый осмысливает содержание собственной и коллективной деятельности. Рефлексия помогает понять суть метода, который привел слушателя к активной познавательной деятельности.
Поскольку любое занятие - это система, искусственно создаваемая преподавателем для достижения конкретной цели, то из набора этапов можно создавать самые разнообразные комбинации.
Опыт проведения занятий в форме педагогических мастерских показал, что при этом результативность обучения возрастает. Участие учителей в мастерской обеспечивает высокий уровень их мотивации к профессиональному саморазвитию. По отзывам самих участников, они все охотнее переносят технологии групповой работы на курсах в школьный учебный процесс.
Практика мастерских подтверждает:
* мастерская учит педагогов мыслить проблемно, аргументировать свой ответ;
* педагоги учатся работать в группе, ранжировать информацию по степени новизны и значимости, творчески интерпретировать ее;
* изучаемый материал четко структурирован и хорошо усваивается.
Работа в педагогической мастерской предполагает использование деятельностного метода в обучении, освоение теоретических знаний на уровне практики, большую долю самостоятельности слушателей в процессе курсовой подготовки.
Контроль на курсах осуществляется в форме защиты проекта по проблеме профильного обучения. Это позволяет педагогам применить полученные знания на практике, определить для себя направление будущей деятельности и оценить уровень готовности к ней. Часть программ элективных курсов слушатели разрабатывают самостоятельно в рамках курсов и с учетом замечаний дорабатывают в ходе послекурсовой деятельности. В рамках региональной программы реализации профильного обучения таким образом разработан и издан пакет из 22 программ элективных курсов по физике, истории, обществознанию, литературе, русскому языку, математике, географии, химии. В качестве примера приводим программу элективного курса, разработанную группой учителей на курсах повышения квалификации.
Проблема введения элективных курсов в школах пока еще мало разработана в теории и практике. Для обеспечения проектной деятельности слушателей нами определены теоретические и методические аспекты разработки программ элективных курсов. Как обязательные по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы, они могут выполнять различные функции. Анализ документов, статей по проблемам профильного обучения позволил выделить шесть основных функций элективных курсов. Определяя тему курса, знакомясь с требованиями к составлению программы, учителя пользуются методическими рекомендациями, разработанными преподавателями института.
Таблица 2
Набор элективных курсов для 10-11-х классов профильной школы
Функции элективных курсов/Названия программ элективных курсов
Поддержка профиля обучения/Основы электротехники
Статика
История России в лицах
Генетика человека
Генетические основы наследственности
Человек и политика
Основы социологических знаний
Математические методы в физике
Математика для химика
Внутрипрофильная специализация/Использование компьютерных моделей в физике
Физика в сельском хозяйстве
Компьютерная графика
Программирование
Физика космических и геологических стихий
Школьный редактор
Математика в экономике
Основы экономики
Основы инженерной графики
Химия и автомобиль
Основы профессиональной деятельности/Основы профессионально-педагогической деятельности
Основы финансово-экономической деятельности
Основы инженерной деятельности
Основы агротехнологической деятельности
Удовлетворение познавательных интересов/Организация научно-исследовательской деятельности
Школьный редактор
Культура речи
Основы космонавтики
Исследователи природы родного края
Человек и эпоха
Развитие содержания/Химия окислительно-восстановительных реакций
Современный рассказ

КАК РАЗРАБОТАТЬ ПРОГРАММУ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Функции элективных курсов
Элективные курсы могут "поддерживать" изучение профильных предметов на заданном профильном уровне. Например, элективный курс "Математические методы в химии" углубляет изучение профильного предмета химии. Одни из них могут служить основой для внутрипрофильной специализации обучения. Например, курсы "Химические технологии" и "Экология" в естественно-научном профиле. Другие - обеспечивать профессиональное самоопределение и знакомить с основами профессиональной деятельности, например, курсы "Основы планово-экономической деятельности", "Основы педагогической деятельности", "Основы инженерно-технологической деятельности" и т.д. Элективные курсы также могут быть направлены на удовлетворение познавательных интересов школьника в областях деятельности человека, выходящих за рамки выбранного им профиля. Например, школьник, обучающийся в гуманитарном классе, выберет курс "Компьютерные коммуникации", а школьник из технологического профиля может изучать курс "Зарубежная литература XX века". Элективный курс может развивать содержание одного из базовых курсов, изучение которого в данной школе (классе) осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне. Это позволит школьникам подготовиться к сдаче ЕГЭ по выбранному предмету на профильном уровне. Элективные курсы могут выполнять также и роль "надстройки", дополняя содержание профильного курса. Такой дополненный курс становится углубленным, а класс, в котором он изучается, превращается в класс с углубленным изучением отдельных дисциплин.
При разработке программы элективного курса необходимо:
* Проанализировать содержание учебного предмета в рамках выбранного профиля.
* Определить, чем содержание элективного курса будет отличаться от базового или профильного курса.
* Определить тему, содержание, основные цели курса, его функцию в рамках данного профиля.
* Разделить содержание программы курса на модули, разделы, темы, отвести необходимое количество часов на каждый из них.
* Выяснить возможность обеспечить данный курс учебными и вспомогательными материалами: учебниками, хрестоматиями, дидактическими материалами, лабораторным оборудованием, реактивами и т.д. Составить список литературы для учителя и для учащихся.
* Выделить основные виды деятельности учащихся, определить долю самостоятельности, творчества ученика при изучении курса. Если программа курса предполагает выполнение практических работ, лабораторных опытов, проведение экскурсий, выполнение проектов, то их описание должно быть представлено в программе.
* Продумать, какие образовательные продукты будут созданы учащимися в процессе освоения программы курса.
* Определить критерии, позволяющие оценить успешность освоения программы курса.
* Продумать форму отчетности учащихся по итогам освоения программы курса: проект, реферат, выступление и др.
Алгоритм разработки программы элективного курса
1. Пояснительная записка
В ней обосновываются актуальность, важность и значимость курса. Формулируются цели как предполагаемый конечный результат его освоения, задачи, определяющие пути достижения целей, требования к знаниям и умениям учащихся. Дается описание структуры программы курса, ее особенностей, форм контроля, соотношение часов теоретической и практической частей.
2. Учебно-тематический план:
Таблица:
[Материалы доступны в бумажной версии издания]
Образовательный продукт - это материалы, которые будут разработаны учащимися на уроке в ходе познавательной, исследовательской деятельности. Образовательным продуктом ученика являются: конспект, тезисы, эксперимент, серия опытов, исторический анализ, собственное решение научной проблемы, доказательство теоремы, стихи, сказки, очерки, трактаты, живопись, графика, музыка, песня, танец, вышивка, фотография, композиция, модель, макет, схема, компьютерная программа и др.
3. Содержание образования
Дается полная, детальная характеристика каждой темы программы. Следует учитывать, что содержание образования - это не только знания, которые должны получить учащиеся, но и опыт познавательной деятельности, известных ее способов, творческая деятельность, опыт эмоционально-ценностных отношений. Освоение этих типов опыта позволяет сформировать у учащихся способность к культуросообразным видам деятельности.
4. Список литературы для учителя и учащихся
5. Приложения
Темы творческих работ, проектов, планы проведения практических работ, лабораторных опытов, экскурсий и др.
В качестве примера приводим разработанную нашими слушателями программу элективного курса "Школьный редактор".
Программа элективного курса "Школьный редактор"
Пояснительная записка
Программа курса "Школьный редактор" предназначена для углубления знаний по русскому языку и для ознакомления учащихся 10-го класса с основами редактирования текста.
Редактирование - один из видов работы над текстом, направленный на совершенствование написанного. Правильная организация письменной речи - важное речевое умение, формирование которого предполагается программой развития речи.
Развить речь, научить владеть словом - значит создать условия для реализации творческих возможностей человека. Важно, чтобы ученики поняли: процесс совершенствования речи происходит в течение всей жизни человека, создание текста, работа над совершенствованием написанного - это творческий процесс, опирающийся не только на знания, но и на языковое чутье, чувство языка.
Цель курса "Школьный редактор" - ознакомить учащихся с основами редактирования, выработать у них навыки редакторского анализа.
Для реализации этой цели необходимо:
* углубить теоретические знания учащихся о тексте как единице речи;
* совершенствовать у школьников умения и навыки анализа литературного (научного, делового) текста;
* сформировать навыки редактирования текстов разных стилей и жанров;
* подготовить учащихся к самостоятельному литературному творчеству.
Программа курса предполагает дальнейшее развитие у школьников коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетентностей.
Исходя из задач преподавания курса "Школьный редактор", программа предусматривает формирование следующих умений и навыков:
* делать лингво-смысловой анализ текстов различных функциональных стилистических типов;
* соблюдать нормы современного русского литературного языка;
* научить пользоваться различными видами правки текста;
* пользоваться справочной литературой и лингвистическими словарями.
Курс "Школьный редактор" базируется на концепции профильного обучения, он повышает речевую и письменную грамотность, расширяет возможности социализации учащихся. Курс связан как с разделами языкознания ("Фонетика", "Лексика", "Морфология", "Синтаксис", "Стилистика русского языка", "Культура речи"), так и с теорией литературы.
Курс "Школьный редактор" рассчитан на 35 часов, однако его программа может корректироваться. Учитывая особенности школы, класса, уровень подготовки учащихся, учитель может изменять последовательность изучения материала, уровень его сложности, самостоятельно распределять часы и выбирать конкретные формы занятий. Этот курс может служить основой для элективных курсов в 11-м классе: "Литературное творчество", "Основы журналистики".
Кроме того, изучение курса "Школьный редактор" поможет учителю подготовить учащихся к выполнению заданий Единого государственного экзамена, связанных с анализом текста и написанием рецензий, эссе.
Учебно-тематический план курса
Таблица:
[Материалы доступны в бумажной версии издания]
Содействие развитию профессиональной компетентности учителя профильной школы в системе повышения квалификации включает: разработку критериев для определения параметров оценки и самооценки профессиональной компетентности педагога профильной школы; проектирование содержания и форм курсовой подготовки с учетом профессиональных затруднений педагогов; выявление региональных особенностей при разработке и введении профильного обучения; научно-методическое обеспечение профильных школ.
Эти организационно-педагогические условия, как показал опыт, способствуют повышению теоретической, практической и мотивационной готовности учителя к профильному обучению.

Какие нормативные документы регламентируют введение профильного обучения в школе?

Какими дополнительными знаниями и умениями должен обладать учитель профильной школы?

Учитель, работающий в профильных классах, должен знать:

  • нормативное обеспечение профильного обучения;
  • изменения в содержании образования по предмету в разных профилях;
  • преимущества различных образовательных технологий;
  • учебно-методическое обеспечение по своему предмету;
  • критерии оценки профильной подготовки учащихся.

Учитель должен уметь:

  • планировать, проектировать образовательный процесс, который направлен на развитие учащихся;
  • использовать многообразные формы деятельности учащихся;
  • строить свою работу в классе, исходя из потребностей и возможностей учащихся;
  • прогнозировать трудности, определять их причины и пути исправления;
  • применять различные методы и технологии обучения, которые будут активизировать обучающихся;
  • разрабатывать программы предпрофильных элективных курсов для 9 класса с целью ориентации на информационно-технологический профиль; элективных курсов для 10-11 классов, углубляющего программу по математике;
  • Учитель профильного предмета обязательно должен пройти повышение квалификации по данному предмету. Задачи, поставленные перед учителем профильной школы, требуют от него мобилизации сил, умений, знаний .

Сформулируйте свои затруднения при реализации профильного обучения.

  • Недостаточно времени из-за большой учебной нагрузки.
  • Отсутствие учебно-дидактического и методического обеспечения.
  • Выбор темы для проектов и исследовательской деятельности
  • Выбор новых технологий для работы в профильных классах
    Испытываю затруднения в организации дистанционного обучения

Предварительный просмотр:

Путролайнен Н.А. учитель математики МБОУ СОШ № 6 г.Сегежи

1. Чем отличается методика преподавания по Вашему предмету в профильной школе от обычной методики?

Учитель профильного класса – продвинутый учитель. Он хорошо знает свой предмет, владеет методикой обучения своему предмету. Он владеет методикой профильного обучения ..

Содержание, методы, приемы, технологии современного образовательного процесса должны быть

направлены на раскрытие и использование субъективного опыта каждого ученика и подчинены становлению личностно значимых способов познания через организацию целостной учебной деятельности. Усвоение учебных знаний, таким образом, из цели превращается в средство саморазвития ученика с учетом его жизненных ценностей и реальных индивидуальных возможностей.

Цели профильного обучения имеют два аспекта: предметный и личностный.

Предметный аспект – это овладение обучающимися основами научных знаний, общая подготовка к практической деятельности и формирование научных убеждений.

Личностный аспект – это развитие умения мыслить (овладение такими мыслительными

операциями, как классификация, синтез, сравнение и т.п.), развитие творческих и познавательных способностей, а также таких психологических качеств, как восприятие, воображение, память, внимание,двигательная сфера, формирование потребностей

Методы обучения в профильной школе должны, наряду со знаниями, способствовать усвоению способов деятельности.

Профильное обучение должно предполагать существенное увеличение использования таких мето-

дов, как самостоятельное изучение основной, дополнительной учебной литературы, других источников информации, обзорные и установочные лекции, лабораторные и лабораторно-практические занятия, семинары, собеседования, дискуссии и др. Необходима информационная поддержка с помощью учебных видеофильмов, электронных текстов, ресурсов Интернета; очень важно проведение проведение эвристических контрольных работ; использование рейтинговых оценок успешности профильного обучения; специализированные выставки. Особое

место среди методов профильного обучения должно занимать проектирование как основной вид познавательной деятельности.

Профильное обучение предполагает развитие иного характера субъект-субъектных отношений и

– выделение ученика как субъекта, признание его основной ценностью всего образовательного

процесса; развитие его способностей как индивидуальных возможностей, признание того, что развитие индивидуальных способностей ученика – основная цель образования;

– изменение типа отношений между обучающими и обучаемыми, переход от авторитарного управления, подчинения и принуждения к сотрудничеству ,взаиморегуляции, взаимопомощи, т.к. в коллективной деятельности каждый участвует в решении обсуждаемой проблемы и находит свои способы решения задачи, адекватные своим склонностям, интересам, индивидуальному темпу развития;

– разработку обучающих технологий, с учетом законов саморазвития и обеспечивающих реали-

зацию основной цели образования посредством выявления и структурирования субъектного опыта ученика путем его согласования с общественно-выработанным и социально значимым опытом;

– направленность учителя на учебные возможности учащихся; построение урока, направленно-

го на создание условий самовыражения, самореализации, самостоятельности каждого ученика,

избирательности к предметному содержанию; на раскрытие и максимальное использование субъектного опыта ребенка, выявление отношения ученика к знанию, учению; на стимулирование школьников к использованию разнообразных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; на применение активных форм общения (диалог, обсуждение);

– осуществление с помощью индивидуальных траекторий обучения выхода за рамки одного учеб-

ного предмета и даже существующей сегодня образовательной области и решение жизненно важных для ребенка проблем на интегральном уровне.

Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в системе профильного

Средства организации учебных занятий в профильном обучении:

  • использование нетрадиционных образовательных технологий, разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;
  • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
  • стимулирование учащихся к высказыванию, диалогу, дискуссии, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
  • использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебной деятельности;
  • оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;
  • поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения); рефлектировать способы работы одноклассников, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения школьников.

2. Какие методы активного обучения Вы практикуете?

Применяю в работе интерактивную доску.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тезисы выступления абсолютного победителя 5-го конкурса- фестиваля "Учитель профильной школы" в номинации "Лучший образовательный продукт", призера 3-ей научно-практической конференции ТГПИ


Роль научного общества старшеклассников "Кастальский ключ" в работе профильной школы

Профильнаое образование на старшей ступени обучения предполагает сочетание урочной и внеурочной деятельности, важное место в которой занимает деятельность научного общества. Представленный матер.

Технология подготовки к ЕГЭ по английскому языку в профильной школе.

Формула успеха подготовки к ЕГЭ.

Развитие монологической речи учащихся по английскому языку в режиме профильной школы

Перспективные направления интенсификации обучения монологической речи учащихся с учетом актуальности данной проблемы.

Тьюторское сопровождение учащихся и педагогов профильной школы.

тьюторское сопровождение уащихся профильной школы.


Сводная циклограмма работы педагога - психолога и социального педагога в школе 8 вида.

Материал представляет интерес как для начинающих педагогов - психологов, так и "стажистов". Модель деятельности социально - психологического сопро.

Внедрение технологий здоровьесбережения с использованием ИКТ в работе социального педагога и педагога-психолога школы.

Данная работа показывает возможности использования ИКТ при психолого-педагогической диагностики уровня школьной тревожности, сравнительном анализе результатов психологической диагностики и КМСЗ, выявл.

Читайте также: