Проекты по нетрадиционным техникам рисования в доу

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Овчинникова Светлана Евгеньевна

Населенный пункт: Республика Мордовия, г. Саранск

Известно, немало важную роль в развитии психических процессов играет ранний возраст. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционное рисование воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования. Многие ученые считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники (Эйнон Д. , Колдина Д.Н. и др.). Отличие состоит лишь в степени участия воспитателя в процессе рисования.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

Мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; Внимания и усидчивости, мышления, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости. Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля. Таким образом, задачами моей работы является знакомство детей раннего возраста с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию и развитие психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление, воображение).

Актуальность: Одной из современных проблем дошкольной педагогики является воспитание творческой личности, а изобразительная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.. В процессе его реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Тип проекта: краткосрочный (3 месяца).

Вид проекта: творческий .

Осуществление проекта предполагает 3 этапа: подготовительный, основной, заключительный.

Цель: развитие художественно-творческих способностей детей в условиях изобразительной деятельности на основе изучения и освоения различных техник и материалов.

Задачи:

1. Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования.

2. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.

3. Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию.

4. Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.

5. Совершенствовать технические умения и навыки рисования.

6. Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Формирование у детей среднего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;

Овладение детьми простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;

Умение детьми самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;

Развитие индивидуальных творческих способностей детей посредством использования нетрадиционной техники рисования;

Вовлечение родителей в процесс ДОУ.

Оформление выставок детских работ.

Реализация проекта:

1 этап – Подготовительный.

Изучение методической литературы;

Разработать план занятий, конспектов занятий, сценарии мероприятий;

Подготовить необходимый материал для изобразительной деятельности;

Подобрать систему игр, упражнений;

Создать выставочную зону для готовых работ – детских рисунков.

2 этап – Основной.

2. Дидактические игры:

3. Чтение художественной литературы:

4. Просмотр презентаций:

10. Рисование в технике пуантилизм (ватными палочками).

13. Работа с родителями:

3 этап - Заключительный

Выявить уровень творческих способностей детей, выработанный в ходе занятий нетрадиционного рисования;

Оформление выставки детских работ.

Вывод: Таким образом, занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник способствуют развитию у ребенка мелкой моторики и тактильного восприятия, пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, творческого воображения и доставляют детям большую радость и удовольствие.

Список литературы

2 Адвыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

3. Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. — М.: Педагогическое общество России, 2005.

4. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. — СПб.: КАРО, 2008.

5. Рузанова Ю. В. Развитие моторики у дошкольников нетрадиционной изобразительной деятельности. — СПб.: КАРО, 2007.

Ход НОД
В-ль: Вы знаете, что такое профессия? Профессия-это то чем занимается человек на работе. Они бывают разные, мы будем говорить с вами о творческой профессии. Что же такое творчество? Это создание чего-то нового, ранее неизвестного. И люди творческих профессий дарят миру свои открытия.

У него есть карандаш,
Разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть
И бумаги плотный лист,
А еще – мольберт-треножник,
Потому что он …

(Художник)

Кто же такой художник?

Художник-это человек, который рисует, то есть передает образы с помощью красок. И про художника часто говорят, что он не рисует, а пишет свои картины.

В-ль: 8 декабря празднуется Международный день художника.

- Художник – одна из самых древних профессий на Земле. Изобразительное искусство, то есть, чем занимаются художники, возникло очень-очень давно – на заре человечества. Первобытные люди рисовали глиной на стенах пещер различные сюжеты – животных и сцены охоты. Орнаменты (узоры) помогали древним людям помечать свои вещи (рассматривание иллюстраций).

- С развитием человечества менялось и изобразительное искусство. Выделялись виды и жанры. Изменялись краски и иные материалы и инструменты для творчества. Появились величайшие творцы, чьи картины, скульптуры мы теперь можем наблюдать в книгах, на выставках и музеях мира, любоваться ими, учиться у них и просто радоваться прекрасному.

- Художники пишут картины по своему замыслу, как писатели. Пишут о детях, взрослых, животных, природе, о веселом и грустном. Если художник возьмет темные краски, картина может получиться печальной и грустной. А возьмет краски светлые, яркие, получится картина веселая, радостная, заиграет всеми цветами радуги.

Всегда я стать художником мечтала жест мечтания, подперев голову рукой.

  • я всюду рисовала. Рисование в воздухе рукой, вытянутой вверх.

Ручкой на листе вот так Рисование в воздухе рукой, на уровне груди.

Кистью на холсте вот так Рисование в воздухе рукой, вытянутой вперед.

Карандашиком на парте Рисование в воздухе рукой, на уровне груди.

  • мелками на асфальте. Рисование в воздухе рукой, на уровне пола.

Сапогами на снегу, Рисование ногой по полу.

На песочке прутиком, Черчение в воздухе воображаемым прутиком на полу.

  • дощечке гвоздиком. Черчение в воздухе воображаемым гвоздиком.

В-ль: Дети, как вы считаете, какими качествами должен обладать человек, чтобы стать художником?
Ответы детей.
В-ль: Богатым воображением и фантазией, хорошим вкусом, и конечно, обладать художественным талантом. Если художник рисует человека-это портрет, если природу-пейзаж, если цветы, овощи, фрукты- натюрморт.

Он и фрукты, и природу
Нарисует, и портрет.
Взял художник на работу
Кисти, краски и мольберт.

- А сейчас мы с вами рассмотрим репродукции картин русских художников (рассматривание репродукций).

В-ль: - А как вы думаете, что нужно художнику для работы?
Ответы детей: краски, бумага, кисточки.

В-ль: совершенно верно! А еще ему нужен мольберт-это подставка для картины, палитра для смешивания красок, холст, на котором художник и пишет свою картину.

закрепить знания детей о профессии художник и его рабочих инструментах

Игровое правило: Дети выбирают из набора разнородных предметов только предметы изобразительного творчества, необходимые художнику для создания картины.

Продолжать закреплять и обогащать представление детей о цветах и оттенках, окружающих предметов и объектов природы.

В баночках с водой смешиваются краски разных цветов для получения их оттенков.

Игровые действия: Дети называют краски для смешивания, педагог смешивает их в баночках с водой.

краска разных цветов, баночки с водой, палочка для размешивания краски в воде.

Детям предлагается получить разные оттенки цветов. Дети называют по две краски, которые нужно смешать, чтобы получить новый цвет или оттенок. Педагог смешивает краски, показывает детям результат. Дети называют получившийся цвет или оттенок. Можно использовать другой вариант игры, когда педагог спрашивает какие цвета нужно смешать, чтобы получить тот или иной цвет или оттенок.

Цель: выполнение рисунка в нетрадиционной технике печатания листьями.

-Формировать навыки у детей делать отпечатки листьями.

- Формировать навыки смешивать красную и желтую гуашь для получения оранжевого цвета.

- Формировать умения различать и называть деревья, узнавать листья.

Альбомный лист, опавшие листья с разных деревьев, гуашь, кисть, баночки с водой, клеенка.

Воспитатель читает детям стихотворение Е. Мельникова- Кравченко

У меня букет осенний,

Разноцветный и последний.

В нем есть клена лист резной

лист калины расписной

скромненький листок осины

и алеет гроздь рябины

вот березки желтый листик

и резной тысячелистник

у дубка лист красный, яркий.

Посмотрел и стало жалко

Свой букетик засушу

Осень в зиму приглашу.

На занятии вместе с детьми рассмотреть осенние листья и определить, с какого дерева каждый лист. По образцу каждый ребенок берет один листик, ставит его гладкой стороной на клеенку и закрашивает одну сторону гуашью. Для получения отпечатка листочка оранжевого цвета научите детей смешивать красный и желтый цвет краски. Пока краска не засохла, листочек прикладывают окрашенной стороной к белому листу бумаги и плотно прижимают салфеткой, чтобы он отпечатался целиком и аккуратно убирают. Объяснить детям что листик нельзя двигать. (В процессе рассказа, все показываю).

Но прежде чем мы приступим к работе, предлагаю вам немного отдохнуть.

Раз, два, три, четыре, пять, - загибаем пальчики, начиная с большого

Будем листья собирать. - сжимаем и разжимаем кулачки

Листья березы, - загибаем пальчики, начиная с большого

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Отдохнули, теперь садимся на свои места, берем кисть и аккуратно приступим к работе.

Что мы с вами рисовали сегодня?

Какими листьями рисовали?

Каким цветом рисовали листья?

Цель: Формировать умение владеть нетрадиционными техниками рисования.

1. Учить комбинированию двух нетрадиционных техник (печать ладошкой и печать пальчиками).

2. Формировать интерес к нетрадиционной технике рисования.

3. Развивать творческую фантазию, умение передавать характер рисуемого объекта, добиваясь выразительности с помощью цвета, мимики, дополнительных деталей.

4. Развивать образную память, воображение, умение видеть необычное в обычном.

1. Воспитывать аккуратность. Положительные взаимоотношения в группе, умение работать в паре.

2. Воспитывать эстетическое отношение к подводному миру и его изображению в различных нетрадиционных техниках.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинки. Что на них изображено? (море). Море какое? (глубокое, сильное, огромное). Там в глубине, в пучине вод живут и благородный дельфин, и хищница акула, и морской конек, и необыкновенный осьминог. Я вам хочу рассказать одну историю, которая произошла в одной семье осьминогов:(выставляю картинку семьи осьминогов). Жил осьминог со своей осьминожкой

И было у них осьминожков немножко.

Все они были разного цвета:

Первый зеленый, второй фиолетовый

Третий, как спелая ягода красный

Словом не дети, а тюбики с краской.

Но была у детишек плохая черта,

Они как хотели, меняли цвета,

Каждый мог сделаться цвета любого,

От темно красного до голубого.

Вот однажды камбала маму в гости позвала,

Чтобы с ней на глубине поболтать наедине.

Мама рано поднялась, мама быстро собралась,

А папа за детишками остался наблюдать.

Их надо было разбудить, одеть, умыть и накормить

И вывести гулять.

Только мама за порог,

Малыши с кроваток скок,

Поменяли все цвета,

Стали цветом как вода.

Папа деток своих ищет,

Папа ползает по днищу

Нет ребят – беда, беда!

И кругом одна вода.

Бедный папа загрустил,

Нет у папы больше сил.

(Выставляю картинку грустного осьминога)

Воспитатель: Ребята, папа какой? (грустный, невеселый, расстроенный). Что случилось у папы осьминога? (он потерял своих ребят).

Давайте поможем папе осьминогу найти своих деток. Поможем? Нам ребята, предстоит нарисовать осьминожек, чтобы папа смог их найти. А как нам это сделать без помощи кисточек?

Воспитатель: Посмотрите на мою ладошку, мне, кажется, она очень похожа на осьминога. А вы как думаете? Где же туловище? Где щупальца?(Воспитатель показывает на своей ладошке, дети на своей) Наши ручки нам уже много раз помогали. А сегодня я покажу вам как ладошками нарисовать осьминожек. Давайте попробуем оставить отпечатки ладошек на листке. Чего не хватает? Правильно глазок, носика, рта. Нарисуем водоросли, камушки.

Перед вами лежат тарелочки с краской, покажите мне свою ладошку, а теперь окуните свою ладошку в тарелочку, вся ладошка должна поместиться в краске. Раздвиньте пальцы и приложите к бумаге. Теперь этой ладошкой мы ставим печать на листочке. Вытрем, как следует ладошки об салфеточку. Перевернем листочки пальчиками вниз. Вот теперь у каждого из вас получился осьминожек. Дети у осьминога 8 щупальцев, а сколько у вас пальчиков на руке? Посмотрите, сколько у него ножек, давайте дорисуем еще 3 щупальца. Теперь подуйте на него сначала тихонько, а затем сильнее. А пока рисунок подсыхает, давайте научим наших осьминожек делать интересную гимнастику.

Пальцы сжать в кулачки и развернуть к себе.

Много ног у осьминога

(поочерёдно, начиная с большого, выпрямляют все пальцы)

Все они ему нужны

(пальцы в обратном порядке сгибают в кулак).

Заменяют ему руки

Очень ловкие они

(кулачки повернуть на себя и одновременно раскрыть).

Воспитатель: А теперь покажите мне большой пальчик. Вот такие у нас получились осьминожки! Этот большой пальчик на палитре окунаем в белую краску и ставим два глаза. Вытираем пальчик об салфеточку.

А сейчас погрозите мне своим указательным пальчиком. Вот так! Окуните свой пальчик в краску розовую. Поставим печать вот здесь – это будет ротик. Нарисуем наших осьминожков веселыми. Ребята, а теперь давайте превратимся в осьминогов! Вставайте около стульчиков, смотрите и повторяйте за мной:

Осьминожки в море жили,

Головой они крутили,

Вот так, вот так,

Еще эдак, еще так.

(Качают головой, затем вращают в разные стороны.)

Осьминожки плыть решились,

По волнам они пустились,

Вот так, вот так,

Еще эдак, еще так.

(Водят руками из стороны в сторону, потом вперед-назад)

А потом они плясали,

Дружно ножки выставляли,

Вот так, вот так,

Еще эдак, еще так.

(Выставляют поочередно ноги на пяточку).

Какие вы чувства испытали, когда рисовали на песочном столе?

(Радость). А когда плакал папа Осьминог?(Жалость). Когда рисовали?

(Удовольствие).Что запомнили больше всего? Какой способ рисования интереснее? Что хорошо получилось у вас? (Ответы детей).

Воспитатель: А я ребята вам скажу, вы не только настоящие художники, вы еще и молодцы, вы сегодня совершили хороший поступок- помогли папе найти своих деток. Спасибо вам ребята.

Искусство рисования - это удивительный процесс, с одной стороны, творческий, с другой – познавательный. Он позволяет развить наблюдательность, воображение, фантазию, координацию руки и глаза, кроме того, приобрести особое видение мира и утонченность восприятия.

С самого рождения ребенок непрерывно стремится познать мир. Всё, чем он занимается: двигается, общается, играет или ест, он делает это по-своему, творчески. Творчество является неотъемлемой частью его жизни. Ребёнок ищет каждый раз свой, индивидуальный способ получения информации и самовыражения. Рисование помогает ему в этом. Рисуя, он не только развивает мелкую моторику, но и учится думать, анализировать, сравнивать, сочинять. Уроки рисования позволяют ему гармонично развиваться

Проблема творчества в истории педагогики всегда была одной из актуальных. Творческие личности нужны во все времена. В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни и своё место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Современное общество диктует потребность в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих находить собственное решение, оригинальные ответы, открыто высказывать свои мысли, способных быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Творческие способности – это способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения. Поэтому развитие творчества, формирование творческой личности - одна из главных задач современного дошкольного образования. Одним из способов решения этой задачи является использование нетрадиционной техники на занятиях по рисованию с детьми дошкольного возраста.

Использование нетрадиционных техник рисования способствует развитию у детей творчества, пробуждает фантазию, активизирует наблюдательность, внимание и воображение. Как правило, дети часто копируют предлагаемый им образец, а нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с материалами, инструментами. Это даёт толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной

образ получился выразительным. Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Однако у детей среднего дошкольного возраста еще недостаточно сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать. Ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление. Ведь очень важно, каких результатов добьётся ребенок, как будет развиваться его фантазия. В связи с этим, возникла необходимость облегчить рисование с целью создания ситуации успеха у детей, формирования устойчивой мотивации к рисованию. Результат рисования нетрадиционными техниками обычно очень эффективный и не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Каждому ребенку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксу и получать забавный рисунок. Нетрадиционное рисование развивает эстетическое восприятие, фантазию, творческую самостоятельность, дает возможность использовать детям хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, позволяет дошкольникам заниматься рисованием не навязчиво, а с удовольствием; это возможность для детей пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Комбинируя и применяя различные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

Продолжительность: краткосрочный (сентябрь - декабрь).

Участники: воспитатели, родители, дети.

Возраст детей: дети средней группы в возрасте 4 - 5 лет.

Образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Проблема: Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так, как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

Создание предметно-развивающей среды.

Для успешной реализации работы в данном направлении создана предметно-развивающая среда: организован центр изо творчества, который предусматривает наличие различных предметов и материалов для детского творчества: бумага разного цвета и фактуры, картон, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски акварельные, гуашь, кисти тонкие и толстые, шаблоны и трафареты, стаканчики, салфетки, зубные щётки, поролоновые губки, свечи, листья, ватные палочки, перья, штампы различных форм и размеров, трубочки для коктейля, клей ПВА, пластилин.

Создание педагогических условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

Задачи проекта:

  1. Знакомить детей среднего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности.
  2. Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приёмами работы с различными изобразительными материалами.
  3. Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования. (Монотипия, печатанье листьями, рисование пальчиками, ладошками, тычкованием и др.)
  4. Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования, стимулировать их совместное творчество с детьми.

Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.

Закрепить и уточнять знания детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Создавать условия для развития творческой активности, фантазии, памяти, внимания, творческого воображения, мышления, речи, глазомер, познавательного интереса.

Развивать у детей дошкольного возраста мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию.

Учить красиво, во весь лист располагать изображение. Развивать чувство ритма, эстетического восприятия.

Воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе и индивидуально.

Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

Методы реализации проекта:

Метод обследования, наглядности; словесный (беседа, рассказ, наблюдение, художественного слова, указания, пояснения);

Практический (самостоятельная деятельность при выполнении работы);

Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ходе занятия);

Сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе);

Мотивационный (убеждение, поощрение).

Предполагаемый результат проекта:

Познакомятся с нетрадиционными техниками рисования;

Появиться интерес к разнообразным видам и способам рисования;

Организация совместной работы с детьми.

Активное участие в жизни ДОО.

Проект состоит из трёх этапов:

I. Подготовительный (сентябрь 2018 г.)

II. Основной (октябрь 2018 г. – декабрь 2018 г.)

III. Заключительный (декабрь 2018 г.)

Подготовительный этап решает задачи организационного характера:

  • диагностика уровня развития творческих способностей детей;
  • определение цели и задач проекта;
  • изучение методической литературы;
  • анализ многообразия художественных техник рисования, выявление подходящих для детей среднего дошкольного возраста;
  • создание предметно-развивающей среды;
  • разработка перспективного плана работы (см. Приложение 1).

Основной этап проекта предполагает совместную деятельность с детьми:

  • реализация перспективного плана работы по рисованию нетрадиционными техниками;
  • проведение НОД, сотворчество со взрослым;
  • наблюдения, рассматривание иллюстраций, беседы с детьми;
  • экспериментирование с изобразительными материалами;
  • коллективное творчество;
  • выставки детских рисунков;
  • консультации для родителей.

Заключительный этап проекта:

  • (см. Приложение 2);
  • разработка методических рекомендаций по использованию нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста;
  • обобщение опыта работы по данной теме на муниципальном уровне.
  • Формирование у детей среднего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования.
  • Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.
  • Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования.
  • Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Практическая значимость проекта.

1. Г.Н. Давыдова "Нетрадиционные техники рисования в детском саду".

2. Е.Н. Лебедева “Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников”.

Перспективный план работы по рисованию в нетрадиционной технике в средней группе на 2017-2018 г.

Опираясь на данные обследования детей средней группы, которые продолжали знакомиться с нетрадиционными способами рисования, можно сказать что работа по данному направлению заметно улучшили показатели. У детей наблюдается интерес к рисованию в нетрадиционных техниках, они правильно пользуются материалами и инструментами, проявляют интерес к освоению новых техник.

Низкий уровень в начале года объясняется, чаще, всего недостаточным владением техническими навыками и умениями, восприятие особенностей использования нетрадиционных техник было слабо выраженно и проявлялось только при активном побуждении взрослого.

Лишь у трех детей в октябре наблюдается низкий уровень так как дети отстают в развитии.

Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.

Не важно кем станет ребенок, главное, что занятия различными видами деятельности помогают сформировать творческую личность, учат мыслить смело и свободно. Вводить ребенка в мир искусства следует как можно раньше. В этом поможет игра, как основной и любимый вид деятельности дошкольника. Любой материал, попадающий в руки ребенка, становясь игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл. Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. Умение создавать новое, необычное, нестандартное дано с рождения не каждому, но многие профессии, жизненные ситуации требуют наличие именно этих качеств. Поэтому необходимо достаточно много уделять внимания фантазированию, развитию нестандартного видения мира, творческому решению задач.

В ходе реализации проекта достигнуты определенные результаты:

  • В группе организованы выставки работ детей по нетрадиционным способам рисования;
  • У детей с формулировались устойчивые знания и практический умения по данным видам нетрадиционного рисования;
  • Развит интерес к изобразительному искусству;
  • Установились партнерские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения проекта.

Данный проект помог развивать в детях познавательный интерес к изобразительному искусству с применением нетрадиционных способов рисования.

Родители стали более компетентны в вопросах развития художественно-творческих способностей у детей среднего возраста с использованием нетрадиционных техник рисования.

Мне как педагогу помог систематизировать знания по нетрадиционным техникам рисования, узнать что-то новое, пополнить новыми материалами и пособиями. Я дальше буду продолжать эту интересную работу и внедрять новые способы в рисовании.

II этап – основной: октябрь2012 – апрель 2013г.

1. Создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей младшей группы.
2. Формирование навыков художественной деятельности детей младшего дошкольного возраста, организация совместной деятельности педагога, детей и родителей.

III этап – завершающий: май 2013г.

  • формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
  • владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
  • умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
  • повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
  • повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
  • анализ продуктов детской деятельности;
  • выявление уровня творческого развития.
  • Передача формы
  • Строение предмета
  • Передача пропорции предмета в изображении
  • Композиция
  • Передача движения
  • Цвет
  • Продуктивность
  • Разработанность образа
  • Оригинальность
  • Качество

Введение

В. А. Сухомлинский

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском саду.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.

Однако у детей младшего дошкольного возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать.

Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.

  • Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т.д.).
  • Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.
  • Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)
  • Тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);
  • Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.

Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.

Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в проекте делаю акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей.

Цель проекта: развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.

  • Знакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности;
  • Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
  • Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (монотипия, печатание листьями, рисование пальчиками, тиснение, тычкование и т.д.)
  • Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми

Срок реализации проекта: Сентябрь 2012 – Май 2013. Проект долгосрочный.

Вид проекта: творческий.

Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.

  • Наличие у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
  • Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
  • Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
  • Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Материально-техническое обеспечение проекта: альбом, гуашь, штампы, печатки; анкеты и памятки для родителей, фотоаппарат, видеозаписи сказок.

Этапы реализации проекта

Ожидаемые результаты реализации проекта

Мониторинг проектной деятельности

  • формирование навыков и умений передавать общие признаки и некоторые характерные детали образа, относительное сходство по форме, цвету, величине, используя цвет как средство передачи предметного признака;умение изображать живые объекты, игрушки, используя изображение из пятен обобщенных округлых форм;изображать обобщенный образ предмета( например, здание: пол, крыша, стены, окна);
  • развитие творческого воображения.
  • анализ продуктов детской деятельности;
  • выявление уровня творческого развития.

Диагностику проводили по методике Комаровой Т.С.

Результатыдиагностики овладения детьми младшей группы изобразительной деятельностью представлены в Приложении 1.

Дальнейшее развитие проекта

После завершения проекта откроется возможность его дальнейшего развития. Проект определил те области деятельности, которые нуждаются в проведении изменений в соответствии с современными требованиями.

Заключение

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребенка — оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.

Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать.. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.




Предполагаемые результаты:
Дети:
•владение нетрадиционными приёмами и техниками рисования;
•проявление творческой активности при рисовании нетрадиционными техниками и материалами;
•умение передавать образы цветов и других предметов окружающего мира разными изобразительными средствами;
•развитие познавательного интереса детей, расширения знаний детей о нетрадиционных техниках рисования;
•владение исследовательскими действиями с различными материалами.
Педагоги:
•повышение педагогической компетентности и профессионального уровня педагогов по формированию творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования.
Родители:
•приобретение знаний о нетрадиционных техниках рисования;
•обогащение детско-родительских отношений в совместной творческой деятельности.
•проявление активного творческого участия в работе группы и ДОУ.




Описание проекта.
Изучив методическую литературу, опыт работы других дошкольных учреждений, публикации в Интернете, пришла к выводу, что использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности позволяет детям преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.
Получив результаты анализа знаний детей и родителей по нетрадиционным техникам рисования, нами было принято решение разработать систему по формированию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования. Объектом для творчества и познавательного исследования нами были выбраны цветы.




Заключение.
На данном этапе проекта можно говорить о совершенствовании технических навыков детей и об их неподдельном интересе к творческой деятельности при рисовании нетрадиционными техниками и материалами. Дети стали свободнее ориентироваться в многообразии предлагаемых техник рисования, у них появились свои предпочтения в выборе материала для создания изображения. Ребята перестали бояться экспериментировать с цветом и сделать что-то неправильно, а наоборот, стали высказывать свои предложения и желание сделать по-своему.
Я намерена и дальше продолжать работу в этом направлении, так как нетрадиционные техники рисования открывают большие возможности развития творческих способностей, фантазии, воображения у детей. Границы нетрадиционных способов изображения можно постоянно расширять, сочетая их, друг с другом, придумывая новые.
По итогам данной проектной деятельности можно сделать вывод, что обучение детей нетрадиционным способом рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу рисования, способствует развитию воображения и творчества и доставляет детям огромную радость.
На сегодняшний день результат всей проведенной проектной деятельности радует и меня, и детей, и родителей моих воспитанников. Созданная нами система работы апробирована и реализована и даёт положительные результаты в нашем ДОУ.


Читайте также: