Проекты по художественной литературе в детском саду средняя группа
Обновлено: 02.07.2024
Участники проекта: воспитатели, дети среднего дошкольного возраста с 4 до 5 лет группа № 6, родители.
Возраст детей: 4 – 5 лет
«Любите книгу всей душой!
Она не только ваш лучший друг,
М. Шолохов.
Актуальность
Не секрет, что интерес к книге, к чтению, вхождение в книжную литературу с каждым годом снижается. Детей все больше интересуют игры на планшетах, компьютерах и телефонах, а также просмотр телевизоров.
Многие считают, что в наш век - век развития компьютерных и других технических технологий, различного рода связей не актуально говорить о книге, чтении.
Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу тянуться к ней. В книгах заключено особое очарование книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.
Актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.
Проблема: Ослабевающий интерес к художественной литературе.
Цель проекта: Развивать у детей среднего дошкольного возраста интерес к художественной литературе, к книге, речевые умения.
Задачи проекта:
Для детей:
1.Сформировать у детей понимание того, что книга источник знаний.
2.Воспитывать любовь и бережное отношение дошкольников к книге и уважение к труду взрослых, обучить правилам обращения с книгой.
3.Вызывать положительные эмоции при чтении книг.
Для педагогов:
1. Создать информационную базу: ознакомление с методическими разработками по данной теме.
2. Создать условия: для благополучного и комфортного состояния детей при реализации данного проекта.
Для родителей:
1.Повышать активность родителей воспитанников и других членов семей в участии в различных формах партнерства с ДОУ
2.Активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности.
3.Привлекать родителей к работе по приобщению дошкольников к художественной литературе.
Продукты проекта
1.Изготовление родителями книжек-самоделок совместно с детьми.
4.Пополнение библиотеки группы.
Ожидаемые результаты по проекту
Для детей:
1.Повышение интереса детей к чтению и художественной литературе.
2.Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, связной речи детей.
3.Повышение уровня развития речи детей.
Для воспитателя:
1.Улучшение работы по взаимодействию с родителями.
Для родителей:
1.Активное участие родителей в жизни детского сада.
2.Положительное отношение родителей в совместной деятельности с педагогами.
3.Возрождение чтения в кругу семьи.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Подбор материала педагогом для реализации проекта.
Беседа с родителями о целях и задачах проекта, привлечение их к сотрудничеству.
Выявление первоначальных знаний у детей по данной теме, путем вводной диагностики.
Разработка материала заключительной диагностической беседы (фото, сюжетные картинки, серия вопросов).
Подбор литературы: познавательной, публицистической, художественной для взрослых и детей.
2.ОСНОВНОЙ ЭТАП
Познавательное развитие
Цели: познакомить детей с историей создания книги; воспитывать бережное отношение к книгам.
Цель: расширить знания детей о книгах (их тематике, оформлении, назначении).
Цели: обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни; научить отличать вещи, сделанные из бумаги, определять ее качество (цвет, гладкость, прочность, толщину) и свойства (впитывает воду, мнется, режется, горит и т.п)
4.Рассматривание книжек принесенные из дома
Цель: формировать у детей интерес и любовь к художественной литературе, книгам.
Речевое развитие
Познакомить с пословицами и загадками о книге, активизировать словарь детей словами: писатель, поэт, энциклопедия, учебник. Развивать умение давать содержательный ответ на вопросы.
Цели: закрепить знания детей о сказках. Развивать внимание, память, мышление.
Цель: познакомить со стихотворением; вызвать желание читать книги, пользоваться библиотекой.
Цели: учить детей эмоционально и активно воспринимать сказки, участвовать в рассказывании; учить отвечать на вопросы; развивать творческую инициативу, интерес к художественной литературе.
6.Загадки из сказки
Цель: развивать смекалку, сообразительность, ум, расширять кругозор, обогащать речь.
Цели: продолжать работу по ознакомлению детей с творчеством К.И.Чуковского; развивать память, интерес к драматизации; воспитывать вежливость, бережное отношение к окружающему миру.
Социально-коммуникативное развитие
Программное содержание: Формировать представления детей о работе людей в магазине, разнообразии магазинов и их назначении. Учить выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры. Развивать наглядно-действенное мышление, коммуникативные навыки. Воспитывать доброжелательность, умение считаться с интересами и мнением партнеров по игре.
Цель: учить детей угадывать сказочного героя по описанию. Развивать словарное творчество.
Цель: развивать творчество при создании построек, умение обыгрывать постройки.
Цели: совершенствование умения группировать, составлять целое из частей (кубики, пазлы); играть небольшими группами, соблюдать правила игры.
5.Хозяйственно – бытовой труд: уборка в книжном уголке
Цели: учить трудиться в коллективе, воспитывать чувство ответственности за общее дело, формировать бережное отношение к книгам.
Цели: Формирование у детей бережного отношения к предметам, в том числе к книге, научить практическим навыкам по ремонту книг, занять важным и полезным делом.
Художественно – эстетическое развитие
Цель: создания условий для развития творческих способностей детей и воспитания любви к искусству.
3.Пение и слушание песен
Физическое развитие
Цели: расширение словарного запаса, развитие внимания и памяти, развитие крупной моторики
Цель: совершенствовать ловкость и точность движений, улучшать внимание, память; научиться усидчивости, терпению.
Взаимодействие с родителями
Цель: повышение педагогической грамотности родителей и вовлечение их в целенаправленный процесс развития речи ребёнка.
Цель мероприятия: привлечение родителей к участию в совместных с педагогами мероприятиях и созданию необходимых условий для разнообразных стремлений и потребностей детей, пополнение библиотеки группы художественной, познавательной литературой, согласно возрастным характеристикам детей.
4.Заключительная диагностическая беседа.
5.Фотоинформация проекта на персональном сайте воспитателя Полянской И.А.
3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
В ходе подготовки и реализации познавательно-творческий проект
в группе среднего дошкольного возраста с 4 до 5 лет
Данный материал может быть полезен для воспитателей средних групп в работе по нравственному воспитанию. Русская народная сказка служит не только средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, но и оказывает огромное влияние на развитие речи. Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, как богата родная речь юмором, образными выражениями, сравнениями.
Цель:Воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам, как к произведению искусства.
Актуальность темы.
Сказка учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Родину свою познают! А. Лесных
Основной этап
Цель: Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа.
Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям
народной культуры.
Завершающий этап
Цель: проанализировать и обобщить результаты, полученные в процессе проектно-
исследовательской деятельности.
РАБОТА С ДЕТЬМИ:
Познавательно-речевое развитие.
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ:
1. Чтение русских народных сказок, предложенных воспитателем, дома.
2. Составление сказок на новый лад, оформление книжек-малышек.
3. Сбор экспонатов для организации мини - музея "В гостях у сказки".
Сказка учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Родину свою познают!
Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, педагоги.
Тип проекта:
По доминирующей в проекте деятельности: творческий.
По содержанию: познавательный, обучающий.
По числу участников проекта: групповой (все желающие).
По времени проведения: среднесрочный (9-31 января).
Цель проекта:
Развитие связной последовательной речи детей среднего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы.
Задачи проекта:
Для детей:
•Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры.
•Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа.
•Расширять представление детей о сказках.
•Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
•Укреплять дружеские отношения в семье.
•Прививать любовь и интерес к русским народным сказкам.
Для родителей:
•Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
•Развитие совместного творчества родителей и детей;
Для педагогов:
•Развитие творческого потенциала ребенка;
•Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Проект в средней группе
Авторы проекта: воспитатель высшей квалификационной категории Мельникова Галина Анатольевна
воспитатель первой квалификационной категории
Миннигалиева Наталья Владимировна
Сказка учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Родину свою познают!
Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, педагоги.
По доминирующей в проекте деятельности: творческий.
По содержанию: познавательный, обучающий.
По числу участников проекта: групповой (все желающие).
По времени проведения: среднесрочный (9-31 января).
Развитие связной последовательной речи детей среднего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы.
Задачи проекта:
Для детей:
•Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры.
•Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа.
•Расширять представление детей о сказках.
•Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
•Укреплять дружеские отношения в семье.
•Прививать любовь и интерес к русским народным сказкам.
Для родителей:
•Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
•Развитие совместного творчества родителей и детей;
Для педагогов:
•Развитие творческого потенциала ребенка;
•Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. На самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.
Актуальность проблемы:
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком - это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. В формировании связной речи детей дошкольного возраста отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности.
В процессе использования различных видов деятельности, разнообразных дидактических и сюжетно-ролевых игр, наглядного материала происходит формирование связной последовательной речи детей среднего дошкольного возраста, воспитание культуры общения и нравственного поведения.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:
Воспитатель: организует образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей
Дети: участвуют в образовательной и игровой деятельности.
Родители: подготавливают материал для обучения детей, закрепляют полученные детьми знания на практике.
Содержание проекта строится на принципах:
* Основополагающий принцип – принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциальные возможности каждого ребенка и формирование способностей, интересов, склонностей, положительных взаимоотношений между детьми.
* Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
* Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала идет в определенном порядке, системе.
* Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.
* Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей.
* Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
* Принцип интегративности – приобщение к миру литературы, искусства, народной литературы, музыки.
* Принцип связи с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.
* Принцип осознанности предполагает осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета.
* Принцип контрастного сопоставления – предлагает анализировать поведение и поступки других детей по алгоритму добро – зло, хорошо – плохо.
Предполагаемый результат проекта:
Последовательность и связность речи. (Пересказ сказки, выразительность и эмоциональность речи при драматизации);
Умение слушать сказки;
Бережно обращаться с книгой;
Развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;
Развитие интереса к русской литературе;
Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
Совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.
Содействие творческому развитию детей;
Развитие эмоциональной отзывчивости;
Гармонизация отношений между взрослыми и детьми.
Этапы работы над проектом:
• Определение темы проекта.
• Формулировка цели и определение задач.
• Подбор материалов по теме проекта.
Работа с родителями:
4. Использование для чтения детям выставки-библиотеки.
Подготовительный этап:
- Определение темы проекта.
- Формулировка цели и определение задач.
- Подбор материалов по теме проекта.
- Составление плана основного этапа проекта.
Основной этап:
- игровая утренняя гимнастика;
Рассматривание иллюстраций и картин:
- пословицы и поговорки о зиме;
- зимние скороговорки и чистоговорки;
- чтение и заучивание стихотворений о зиме;
- Работа с родителями – рисование и изготовление поделок героев любимых русских сказок, мультфильмов;
Заключительный этап:
• Составление портфолио - презентации проекта.
Проведенный проект позволил подтвердить правомерность наших подходов к процессу речевого развития средних дошкольников посредством сказки, что является одной из насущных проблем современной педагогики сотрудничества.
В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития средних дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку), которая исключает нравоучительность и включает игровое общение. Разнообразие методов и приемов, используемых при работе с детьми позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Это позволяет адаптировать методику как к внешним объективным, так и внутренним субъективным условиям, учесть индивидуальные возможности каждого ребенка, с одной стороны, и возрастные возможности дошкольного детства – с другой. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов.
У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.
Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости; расширению словарного запаса.
Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка.
Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме.
Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития старшего дошкольника.
Актуальность проекта:
Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к действию. Сказка создает оптимальные условия для формирования эмоциональной сферы детей, что является крайне важным для воспитания чувств у учащихся, развития их внутренней жизни, творчества.
Тип проекта: познавательный, речевой.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители.
Продолжительность проекта: средней продолжительности, с 21 января по 8 февраля.
Цель: Использование сказки, как средства эмоционального, художественно-речевого развития детей среднего возраста.
Задачи: Образовательные: Продолжать знакомить со сказками.
Способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения.
Формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок. Закреплять умения использовать средства выразительности (мимику, интонацию, движения) и разные виды театров (пальчиковый, театр картинок, настольный) при передаче содержания сказки.
Развивающие: Развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности. Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях. Развитие совместного творчества родителей и детей.
Воспитательные: Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества. Создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу, воспитывать чувства дружбы и коллективизма. Раскрывать ценности традиции семейного чтении и совместного творчества детей с родителями, воспитывать культуру речи.
Методы в работе:
Словесные методы: загадывание загадок, вопросы к детям, пояснения, беседы.
Игровые методы: дидактические игры, игровые ситуации, игры – путешествия, сюжетно – ролевые игры.
Совместная деятельность с детьми:
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций и сюжетных картинок по данной теме.
Работа с родителями:
Ожидаемые результаты:
Этапы проекта
- I этап - подготовительный.
- II этап - совместная деятельность детей, родителей, педагогов.
- III этап - заключительный (результат).
Читайте также:
- Какую работу выполняет почтальон и чем его работа полезна обществу 4 класс впр кратко
- Чем отличается высокомерие от гордости кратко
- Какую роль в рассказе играет охотник который присоединился к мальчикам у костра бежин луг кратко
- Что такое пулемет кратко
- Чем географическая изоляция отличается от экологической кратко