Проекты новых календарей в астрономии кратко

Обновлено: 02.07.2024

19. ПРОЕКТЫ НОВОГО КАЛЕНДАРЯ

Чем неудобен наш счёт времени?

Такой вопрос обсуждался на съезде астрономов разных стран в Риме в 1922 году. Было указано несколько недостатков современного календаря; главные из них следующие:

1. Календарные месяцы бывают четырёх родов: в 28, 29, 30 и 31 день.

2. Кварталы (четверти) года также имеют различную длину, от 90 до 92 дней.

Все кварталы года имеют одинаковую длину, по 91 дню, то-есть по 13 недель. Первый месяц каждого квартала (январь, апрель, июль и октябрь) содержит 31 день, остальные — по 30 дней. Каждый квартал, как и каждый год, начинается всегда в один и тот же день недели (воскресенье).

Таким образом, день недели по числу месяца определяется довольно легко и притом в каждом квартале одинаково. Так как четыре равных квартала вместе составляют только 364 дня, то после 30 декабря вставляется, как и в первом проекте, ещё день без числа и без обозначения дня недели; это — международный нерабочий день Нового года. В високосном году такой же нерабочий день вставляется ещё после 30 июня.

Новый календарь предполагалось ввести с 1939 года, но это не состоялось по известным нам всем политическим причинам. Возможно, что когда будут решены более важные международные проблемы, то дойдёт очередь и до улучшения календаря, так как этот вопрос может быть разрешён, конечно, только в международном масштабе.

Проекты календарей. Хотя проектов существует очень много, выбирать приходится только из двух: 13-месячный календарь или 12-месячный. Первый из них был предложен в 1849 г. французским философом Огюстом Контом (1798—1857).

B этом календаре каждый месяц имеет 28 дней и состоит из четырех недель, каждый месяц начинается в воскресенье и заканчивается в субботу. Один день в году не имеет названия и вставляется после субботы последнего, XIII месяца, перед Новым годом, как дополнительный день отдыха. B високосном году такой же день отдыха вставляется также после субботы VI месяца.

Однако 13-месячный календарь имел бы ряд существенных недостатков хотя бы потому, что при делении года на кварталы пришлось бы делить и месяцы. Поэтому главное внимание уделяется другому варианту календаря, предложенному в 1888 г. французским астрономом Гюставом Армелином. Согласно этому проекту календарный год состоит из 12 месяцев и делится на 4 квартала по 91 дню в каждом. Первый месяц квартала имеет 31 день, два остальных — по 30. Первое число года и квартала приходится на воскресенье, каждый квартал заканчивается субботой и имеет 13 недель. B каждом месяце 26 рабочих дней. B простом году один день, как Международный праздник мира и дружбы народов, вставляется после 30 декабря, в високосном году праздничный день високосного года вставляется еще после 30 июня (табл. 30).

Вводить же календарь Армелина удобно с того года, в котором 1 января приходится на воскресенье.

Проект этого календаря был одобрен Советским Союзом, Индией, Францией, Югославией и рядом других государств. Однако Генеральная Ассамблея OOH все откладывала его окончательное рассмотрение и утверждение. B настоящее жс время эта деятельность под эгидой OOH вообще прекратилась.

Позиция церкви. C введением нового календаря не будет непрерывной смены дней недели при переходе от одного года к другому.

Это обстоятельство и беспокоит некоторых представителей ' религиозных культов. Ведь хотя мусульмане празднуют пятницу, евреи — субботу, а христиане воскресенье, у всех имеется общее — определенные циклы праздников и

T а б л и ц а 30. Всемирный календарь


B заключение отметим, что несколько лет назад в нашей стране Всесоюзное астрономо-геодезическое общество предприняло специальное изучение вопроса о календарной реформе.

B итоге было отмечено, что с точки зрения государственных органов реформа действующего календаря не представляется актуальной проблемой. Поэтому наши научные и научно-популярные журналы не занимаются публикацией новых проектов всемирных и национальных календарей, а астрономо-геодезическое общество их не рецензирует и не обсуждает.

Конечно, лучше просто взять и пронумеровать годы. При этом не имеет существенного значения, который год мы назвали первым, выделялся лн он чем- Ішбудь среди своих предшестнеппнкои или пет. Ho очень важно, чтобы этот способ счета лет исполь- Эовали также и другие люди.

Несколько календарных эр

Сейчас невозможно даже перечислить эры, которыми пользовались разные народы за всю историю Человеческой культуры. O мусульманской эре — хнджре — уже было рассказано выше. Здесь мы остановимся на нескольких, наиболее известных календарных эрах.

Летосчисление по олимпиадам. B середине III в. до н. э. греческий историк Тимей и математик Эратосфен ввели летосчисление от первых Олимпийских Игр. Эти игры проводились в дни, близкие к летпему солнцестоянию, один раз в четыре года, начинались Они па 11-й и заканчивались І6-м днем после ново- лупин. При счете лет по олимпиадам каждый год обозначался порядковым номером олимпиады (Ol) и номером года (I) в четырехлетии, которое и начиналось этой олимпиадой.

Передававшиеся из поколения в поколение списки победителей Олимпийских игр были использованы около 3C0 г, н. э. христианским историком Евсевием

Такое соотношение, когда один из календарей (в данном случае юлианский) распространяется на те отрезки времени, когда он фактически еще не действовал, называется пролептичсским (т. e. предваряющим).

Таким образом, при переходе от летосчисления по олимпиадам на наше летосчисление следует воспользоваться формулой

R — 776 — [(Ol — 1) X 4 + (t — 1)] г. до н. э„ если событие произошло до н. э., и формулой R = [(0/ - 1) X 4 + (t - 1)] - 775 г. н. э.,

если оно имело место в каком-то году н. э. Здесь R — год до н. э. или н. э.

Например, известные битвы греков с персами при Фермопилах и у острова Саламин произошли в первый год 75-й олимпиады (обозначается так: 0/75.1). По формуле находим

R = 776 — [74 X 4] - O = 776 — 296 = 480,

т. e. упомянутое событие произошло B 480 г. до н. э.

B 394 г. н. э. императором Феодосием Олимпийские игры были запрещены. Однако летосчисление по олимпиадам использовалось еще некоторое время.

Летосчисление по консулам. Мы уже говорили о названиях годов в Римской республике по именам консулов. Историки располагают списками консулов за 1050 лет, начиная от основателей республики — консулов Брута и Коллатина, вступивших в свою должность до 509 г. н. э.

После смерти императора Константина в 337 г. Римская империя фактически имела две столицы и,


1) в нем используется египетский год из 365 дней и

2) независимо от того, в каком месяце года началось правление того или другого царя, оно считается начавшимся 1 Тота, т.

e. в первый день этого года. Эпохой эры Набонассара является 26 февраля 747 г. до н. э. по юлианскому календарю. Сказанное можно записать в виде соотношения

1 Тота 1 года Набонассара = 26 февраля 747 г. до. н. э.

1 г. н. э. = 754 г. a. u. с. = 01. 195.1

Эра Августа. Здесь как раз уместно сказать и

1 августа 30 г. до н. э.— день, когда Август посетил

r. Александрию. Сопоставив эту дату с таблицей Приложения V, находим, что в 30 г. до н. э. 1 Тота египетского календаря соответствовало 31 августа, а 1 августа приходилось на 6 Месори.

Так и было в юлианском календаре с равномерным -чередованием високосов через три года на четвертый. Ho, как уже отмечалось (с. 207), после смерти Юлия Цезаря римские жрецы делали вставку 366-го дня в каждом третьем году и к 30 году до н. э. произвели две лишние вставки. Таким образом, Август посетил Александрию 1 августа, но по египетскому календарю это было не 6, а 8 Месори. B дальнейшем равенство 1 августа — 8 Месори или 1 Тота = 29 августа и было принято при реформе египетского календаря— его замене стабильным александрийским календарем и после исправления Августом юлианского календаря — в качестве основания для пересчета дат с одного календаря на другой.

У историков, по-пидимому, nce же имеется мало данных о том, что александрийский календарь получил широкое распространение. Так, ішсатель Цен- ворин в 238 г. подробно рассказывает о египетском Календаре с его подвижным годом, но почему-то совершенно умалчивает об александрийском. Ho уже столетием позже Феон Александрийский дает исчерпывающие правила перехода от александрийских дат к египетским.

Эра Селевкидов, Ha Ближнем Востоке очень распространенной была эра Селевкидов. Селевк был одним из военачальников Александра Македонского и n 312 г. до н. э. стал царем Сирии. Держава Селевка нанимала огромную территорию, ее заселяли разные


Xy Ассирийского царства, начиная с XIV в. до н. э., 8ПОІШМЫ лимму уже сменяются строго ежегодно*). Примечательно, что для периода с 911 по 648 г. до н. э. до нас дошел сплошной список лимму.

Как в системе лимму, так и в системе хамушту Встречаются не только двойные, по н тройные эпони- Маты. Ho в эпоху Асснринского царства (XIV—VII вв. До н. э.) эпонимы хамушту уже не встречаются.

He останавливаясь на календарных эрах, которые X разное время использовались в Китае, Японии и Индии, напомним в заключение, что лишь в Индии Существовало более 20 эр. Одна из них — буддий- Ская, по которой счет лет ведется от смерти Будды — Основателя буддийской религии. Ho так как личность Будды является мифической, то даты его смерти указывались по-разному: от 2422 г. до н. з. до 543 до н. э.

Эпохи важнейших календарных эр мы приводим

B Приложении VIII.

*) Дыіімчіііи Il M. Подра.іделічшн месяца в Передней Ліим.- Н мі.: Ьіім/мііід .'). Хронология древнего мира. — M.: lliiyiiii, l!)7!).

*) Спасский И. Исследование по библейской хронологии.— Киев, 1857, с. 3—4.

Дошла на Русь н так называемая болгарская эра,

R = 28x + 9, R = 19y + 9, fl = 15z+ll.

28x=19 у, 28x—15z = 2.

Задача решается методом проб; подбираются целые (!) числа X, у и z так, чтобы выполнялись приведенные здесь равенства. Это имеет место, если X = 209, у — 308, 2 = 390. Тогда

R = 28X209 + 9 = 5861.

Отметим, что совпадение начала всех трех циклов повторяется через каждые 28X 19X 15 = 7980 лет. И, конечно же, составители упомянутой выше эры приняли 5861-й год, а не, скажем, 7980 + 5861 = = 13841-й, потому, что они ориентировались и на

Любопытно, что в древней Грузии для целей летосчисления использовался цикл в 532 года под названием хроникон или короникон. При датировке событий указывали число целых корониконов, истекших от начала эры, и порядковое место данного года в текущем корониконе, которое также именовалось ко- рониконом. Впервые летосчисление по корониконам было введено в Грузии в 780 г. и использовалось на протяжении более чем тысячи лет.

Факты и домыслы. Заслуга Дионисия перед церковью заключается в том, что как только Западная церковь начала использовать составленную им пасхалию, расхождений по вопросу о праздновании пасхи между Восточной и Западной церквами вплоть до реформы календаря в 1582 г. не было. Достиг этого Дионисий следующим образом: во-первых, он вслед за Викторием Аквитанским рассчитывал фазы Луны, используя 19-летний метонов цикл, во вторых же, и это самое главное, он, по обычаю Восточной церкви, относил пасху на 15 Нисана, если только оно приходилось на воскресенье (а этого как раз раньше в Риме не допускали!).

Bo времена Дионисия техника расчета даты пасхи была уже надежно разработана. Возьмем к примеру 1988 г. Отняв от числа года 284 (номер года эпохи эры Диоклетиана; ведь мы ведем расчет так, как его должен был бы делать Дионисий) и разделив остаток на 19, находим в остатке порядковый номер года в 19-летнем александрийском цикле — золотое число. Оно равно 13. Из табл. 9 (с. 76) следует, что весеннее полнолуние в 1988 г. приходится


[1] Ginzct Г. К. IIaiuIbiieh der mnthom,atischen und technischen (!lnoiil(>ijie'. Bcl. ІИ.— I.|>z., IOH1 S. 273.

Оказывается, лионский епископ Ириней и Tep- Я'улиан считали, что «Христос Господь пришел в

знал года смерти Ирода (или, что менее вероятно, v He был знаком с евангелием от Матфея).


.',Рис. 32. Заголовоксо- Хранившегося в копии римского календаря 354 г. н. э. содержит следующие пожелания некоему Валентину: процветай в боге, живи процветая, жи- ■ вн радуясь и управляй счастливо


Для удобства расчетов? Вполне возможно, что Дионисий ввел свое летосчисление исключительно для удобства расчетов даты пасхи. Как мы сейчас убедимся, это летосчисление позволяет проводить такие расчеты, не заглядывая в предыдущие пасхальные таблицы. Исходным в этом летосчислении является предположение о том, что в году, непосредственно предшествовавшем 1 г. н. э., новолуние пришлось на 21 марта (но это новолуние расчетное, повторяющееся каждые 19 лст n соответствии сметоновымциклом; на самом же дсле астрономическое новолуние — конъюнкция — в 1 г. до н. э. было 24 марта).

Конкретно для 1986 г. находим 19a+ 15 = 205, 205 : 30 = 6 и в остатке d = 25. Следовательно, весеннее полнолуние приходится в этом году на 21 +25 = = 46 (-31)=15 апреля ст.ст. = 28 апреля н.ст. B ближайшее воскресенье 21 апреля ст. ст. = 4 мая н. ст. и будет пасха. Этот вывод, остающийся верным для любого года, можно проверить, используя точный метод Гаусса.

Как видно, все здесь очень просто, нет даже необходимости смотреть в таблицы фаз Луны, сверяться с пасхалиями, составленными другими авто-

,рами. По существу, все здесь проделанное — это первый этап определения даты пасхи по формуле Гаусса (см. стр. 89): так находится расстояние полнолуния от даты весениего равноденствия. Конечно, Диопнсий рассчитывал не конъюнкции, а неомении. Ho резуль- дгат тот же самый. Как раз в 1 г. до н. э. расчет- їная неомения приходилась на 23 марта (строго гово- : .ря, она наблюдалась 23 марта в 532 г. н. э.). Значит, возраст Луны на 23 марта в последнем году до H. э. принят равным 1—лунная эпак т а EL=I (обозначалась и так: Iuna I). Расчетное насхалыюе полнолуние, которое обозначали как Iuna XIV, приходилось на 13 дней позже пеомении. Это как раз тождественно утверждению, что оно приходится на 15 дней позже конъюнкции.

Можно ли не покупать каждый год новый календарь? Можно ли так реформировать летоисчисление, чтобы на каждое число всегда приходился один и тот же день недели? Календарь в реальности — это всегда компромисс между естественным ходом природных процессов и стремлением человека найти в них порядок и организовать вокруг него свою жизнь. Счет дней и сезонов в разных культурах неоднократно претерпевал значительные изменения — календарные реформы. Уже достаточно давно многие исследователи считают, что такая реформа вновь назрела. Мы решили разобраться в мотивации этих предложений и выяснить, почему их авторы считают, что календарные нововведения сделают нашу жизнь лучше.

Что бы поменять

Безусловно, новый календарь должен сохранить связь с астрономическими явлениями (хотя теоретически можно рассматривать и иные варианты), но также должен быть удобен практически. Основной задачей всякого календаря является возможность однозначного определения даты любого события в прошлом или будущем, но периодичность на малом масштабе (недели, месяцы) настолько прочно укоренилась в современной культуре и образе жизни, что большинство авторов реформ не предлагают от них отказываться.

В принципе, у нашего нынешнего календаря есть множество параметров, которые можно изменить. Если не трогать начало летоисчисления, длительность недели и наличие месяцев, а также их названия, то остается следующее:

  • принцип учета високосных лет;
  • начало года (1 января, 1 марта, солнцестояние или равноденствие и другие даты);
  • первый день недели;
  • начало дня (полночь, полдень, восход или заход Солнца);
  • количество и длительность месяцев;
  • наличие и расположение вненедельных дней.

Тем не менее, именно во время Великой французской революции впервые новый принцип счета дней был принят на государственном уровне — был утвержден Французский республиканский календарь с двенадцатью месяцами равной длительности. Этот эксперимент в силу ряда причин оказался неудачным: спустя немногим более десяти лет его отменил Наполеон, а вновь к нему возвратились лишь на несколько недель в 1871 году в период существования Парижской коммуны.


Следующая важная инициатива появилась также во Франции — в 1839 году мыслитель Огюст Конт впервые предложил календарь с 13 месяцами, каждый из которых содержал ровно четыре семидневных недели.

Конт был родоначальником важного философского направления — позитивизма, и выдвинутый им вариант с одинаковыми по длительности месяцами вполне соотносился с его философскими взглядами. Для соответствия периоду обращения Земли, который длится примерно 365 дней, добавлялся один вненедельный день каждый год и еще один — в каждый четвертый.

  • непостоянство, то есть ситуация, когда год начинается с разных дней недели, а количество недель в месяце не описывается целым числом;
  • нерегулярность количества дней в месяцах, для запоминания которого требуются мнемонические приемы;
  • неодинаковость продолжительности кварталов, сезонов и полугодий, что является проблемой для экономики и статистики;
  • отсутствие связи календарных месяцев с лунными;
  • несоответствие солнцестояний и равноденствий ни с серединами, ни с началами или концами месяцев.

Удовлетворительно решить все эти проблемы одновременно без привнесения новых трудностей и с возможностью удобного перехода на новый календарь пока не удалось никому — несмотря на то, что работа над новыми вариантами активно шла весь XX век и не заканчивается до сих пор, а количество предложений исчисляется десятками.

В помощь бухгалтеру

Лишь дважды подобные инициативы серьезно рассматривались на международном уровне — это были Международный фиксированный календарь и Всемирный календарь. Остановимся на них подробнее и мы.

Международный фиксированный календарь очень похож на календарь Конта и принадлежит более широкому классу лунно-солнечных календарей, опирающихся на цикличность видимых движений как Солнца, так и Луны. Основную роль в продвижении этого варианта сыграли британский бухгалтер Мозес Котсворт (позже он перебрался в США) и американский предприниматель Джордж Истмен.

Точно неизвестно, знал ли Котсворт о предложении Конта, но он выделял проблемы григорианского исходя из экономических соображений. В частности, неравные месяцы затрудняли сравнение показателей прибыльности, причем как между месяцами, так и между кварталами и полугодиями. В результате на рубеже XIX и XX веков бухгалтер пришел к идее о годе из 13 месяцев длительностью по 4 недели.

При этом Котсворт старался по возможности сохранить все от григорианского календаря: неделя должна была начинаться в воскресенье (как принято в США), названия месяцев сохранялись (у Конта предлагались новые), лишь последние 13 дней июня и первые 15 дней июля выделялись в новый месяц — сол.


Помимо очевидных преимуществ с точки зрения бухгалтерского учета, такой календарь фиксировал положение Пасхи и других религиозных праздников со схожим принципом определения даты. Это также значительно упрощало работу экономистам и позволяло без лишних проблем сравнивать показатели весенних месяцев разных лет.

Вариант Котсворта приобрел заметную известность и поддержку в Канаде. В частности, его продвигали Сэндфорд Флеминг, создавший железнодорожную сеть Канады и сыгравший ключевую роль в разделении мира на часовые пояса, а также Джордж Истмен — основатель компании Kodak и руководитель продвижения Международного фиксированного календаря впоследствии.

В первой половине 1920-х благодаря усилиям энтузиастов создается Лига международного фиксированного календаря, а инициатива выдвигается на рассмотрение перед Лигой наций (предшественницей ООН) и становится фаворитом среди 130 других предложений по реформе календаря. Однако в 1937 году Лига наций не пришла к единому мнению насчет необходимости реформы летосчисления, и деятельность Лиги международного фиксированного календаря постепенно сошла на нет.

Праздники против реформы

Всемирный календарь сохраняет количество и названия месяцев григорианского календаря, но распределяет количество дней в них по-другому: каждый первый месяц квартала длится 31 день, а все другие — 30. Таким образом, получаются равные кварталы по 91 дню, причем каждый из них начинается в один и тот же день недели — воскресенье.

Для соответствия длительности года, как и во множестве других вариантов календарной реформы, добавляется вненедельный праздничный день Нового года, который в данном случае было предложено называть Днем мира. В високосные годы вставляется еще один день без номера посреди года между июнем и июлем.

Всемирный календарь разработала в 1930 году американка Элизабет Ахелис, и он также активно обсуждался в Лиге наций в 1930-х годах. В течение нескольких следующих лет он привлек значительное внимание входящих в организацию государств, в то время как его основной соперник — Международный фиксированный календарь — терял сторонников. К 1937 году 32 страны организовали комитеты, работающие над планами по переходу на новый календарь.

В 1937 году правительство Чили внесло на рассмотрение Лиги наций проект перехода на Всемирный календарь, и он был принят 14 странами. Тем не менее, начавшаяся в 1939 году Вторая мировая война серьезно нарушила эти планы, а к 1941 году всякое общение на этот счет между Новым светом и Европой прекратилась. Тем не менее, некоторое развитие идеи продолжалось в США, Канаде, Австралии и государствах Южной Америки.

К вопросу о переходе вернулись после войны, но в 1955 году уже в ООН делегация США высказалась резко против любых попыток изменения календаря. Американцы объяснили это позицией большинства жителей своей страны, опасавшихся, что вненедельные дни нарушат последовательность семидневных циклов, необходимых для определения дат религиозных праздников.

Вскоре после этого Ахелис сложила с себя полномочия основанной ею Ассоциации Всемирного календаря, которая затем превратилась в Международную ассоциацию Всемирного календаря, существующую по сей день. Эта организация не оставляет попытки привлечь внимание общественности к возможности перехода на новый счет дней.

Советский революционный

Выдвигались и другие, менее похожие на григорианский календарь варианты. В частности, предлагалось учитывать високосные годы добавлением не одного дня, а более редким добавлением сразу целой недели (здесь и здесь). Существуют также варианты реформы, включающие деление времени на длительные промежутки. Например, календарь Мейера—Палмена, объединял группы по 60 лет в циклы, при этом согласно связанным с номером цикла правилам в некоторых годах содержалось 13 месяцев вместо 12, а число дней в них варьировалось между 30 и 31.

Собственный календарь разработал и известный ученый и писатель-фантаст Айзек Азимов. Он предложил отказаться от деления года на месяцы, заменив их четырьмя сезонами длительностью 13 недель, или 91 день, каждый.

Как и другие реформаторы, Азимов предложил добавить один вненедельный день в конце года, а также еще один, посередине, в високосные годы. Кроме того, согласно этому плану реформы, сдвигалось начало сезонов: первый должен был начинаться 21 декабря по григорианскому календарю, в день зимнего солнцестояния.

Так выглядел советский революционный календарь.

1. Международный исправленный календарь

Международный исправленный календарь.

В международном исправленном календаре 13 месяцев, в каждом из которых 28 дней. Месяцы в нем идут, как и в обычном календаре – с января по декабрь, в также в июне-июле добавлен 13 месяц — "сол". Согласно такого календаря, Пасха всегда будет 15 апреля, каждое Рождество выпадает на среду, а каждый год будет начинаться начнется в воскресенье. Тем не менее, в каждом месяце 13 число будет приходиться на пятницу. Календарь был сделан Моисеем Коствортом в 1899 году, но так никогда не был принят.

2. Египетский календарь

Египетский календарь.

Первым календарем, который начали использовать древние египтяне, является лунный календарь, основанный на разливах реки Нил. Этот календарь получился очень неточным, и в нем могла возникнуть погрешность до 80 дней. Поэтому египтяне ввели солнечный календарь, основанный на движении звезды Сириус. Два календаря использовались одновременно, но вскоре они начали сильно различаться, что заставило египтян добавлять дополнительный месяц к лунному календарю каждые три года. Но даже с дополнительным месяцем календари не совпадали, поэтому египтяне ввели новый календарь, в котором было 365 дней, разделенных на 12 месяцев. В каждом месяце было 30 дней, а в конце года добавлялось 5 дополнительных дней.

3. Календарь майя

 Календарь майя.

Календарь майя на самом деле состоит из трех различных календарей: Длинного счета (астрономического календаря), Цолькин (божественного календаря) и Хааб (гражданского календаря). В календаре хааб было 365 дней, и он делился на 19 месяцев: в 18 было по 20-дней, а в 19м — всего 5 дней. В цолькин было 20 "периодов" по 13 дней в каждом. Цолькин использовался для определения дней церемоний и религиозных мероприятий майя. Длинный счет использовался для для определения длительных временных промежутков во "всеобщем цикле", который имеет 2,88 млн дней (около 7885 лет). Древние майя считали, что Вселенная разрушается и восстанавливается каждые 2,88 млн дней.

4. Позитивистский календарь

Позитивистский календарь.

Позитивистский календарь был предназначен для замены католическому календарю. Он был изобретен в 1849 году Огюстом Контом. Во всех его 13 месяцах было ровно 28 дней, разделенных на четыре семидневные недели. Каждая неделя этого календаря посвящена выдающейся личности в мировой истории.

5. Советский революционный календарь

Советский революционный календарь.

Советский революционный календарь попытались ввести в СССР в 1929 году, но он просуществовал всего до 1931 года. Каждая неделя была разделена на 5 дней, соответственно количество недель в 360-дневном году было увеличено до 72. Все рабочие в стране были разделены на 5 групп (жёлтые, розовые, красные, фиолетовые и зелёные), при этом каждая группа имела собственный выходной день в неделе. Несмотря на то, что подобный календарь должен был повысить производительность (80 процентов населения страны фактически работало в любой день недели), он очень негативно повлиял на социальные отношения (ведь в одной семье, к примеру, жена могла иметь выходной в синий день, муж - в красный, а дети - в зеленый). Календарь был окончательно упразднен 26 июня 1940 года.

6. Китайский календарь

 Китайский календарь.

Китайский календарь был солнечно-лунным, т. е. рассчитывался на основании положения Солнца и Луны. В году было 12 месяцев и 353-355 дней, в то время как в високосном году добавлялся целый дополнительный месяц (в результате чего в году становилось 383-385 дней). Високосный месяц добавлялся примерно один раз каждые три года. Хотя этот календарь по-прежнему используется в Китае, он в основном применяется для расчета дней китайских церемоний и свадеб, а для всего прочего используется григорианский календарь.

7. Эфиопский православный календарь

Эфиопский православный календарь.

Эфиопия отметила новое тысячелетие 12 сентября 2007 года, через семь с половиной лет после всего остального мира. Это случилось потому, что в Эфиопии используют Коптский православный календарь, который имеет 13 месяцев по 30 дней в каждом. В високосные годы добавляется дополнительный месяц, состоящий из пяти или шести дней. Календарь часто использовался на Западе до 1582 года, после чего его сменил григорианский календарь. Эфиопия же не перешла на григорианский календарь ввиду чрезмерной консервативности и религиозности в стране.

8. Французский революционный календарь

Французский революционный календарь.

Французский революционный календарь также называют французским республиканским календарем, и он был неудачной попыткой "де-христианизации" Франции. Календарь использовался во Франции с 24 октября 1793 года до 1 января 1806 года, когда он был окончательно упразднен. Год начала революции (1792) был объявлен началом новой эры. Эра "от рождества Христова" и начало года с 1 января были упразднены. Вместо этого отсчет каждого года начинался с 22 сентября (первого дня Республики). Учитывая, что календарь был введен в 1793 году, в нем было 1-го года, вместо этого отсчет сразу начался со 2 года .

9. Римский календарь

Римский календарь.

Римский календарь является прекрасным примером того, как календарь не должен выглядеть. Эта система летоисчисления, которую иногда называют "пред-юлианским календарем", была создана королем Ромулом во время основания Рима. В календаре было 10 месяцев, общей численностью 304 дня, а также дополнительный 61 день, которые не входили ни в один месяц или неделю. Поскольку месяцы не совпадали с сезонами года, царь Нума Помпилий добавил два дополнительных месяца, януариус (январь) и фебруариус (февраль). В последующем понтифики добавляли дополнительные месяца для своих личных целей. Некоторых из них даже подкупали, чтобы добавить или уменьшить длину года. Юлий Цезарь позже ввел юлианский календарь после того, как он стал понтификом.

10. Ацтекский календарь

Ацтекский календарь.

Ацтекский календарь был составлен из двух различных календарей: шиупоуалли и тональпоуалли. В обычном календаре шиупоуалли было 365 дней, разделенных на 18 месяцев по 20 дней в каждом. Пять дополнительных дней добавлялись в конце года, а еще 12 дней добавляли каждые 52 года. В ритуальном календаре тональпоуалли было 20 месяцев, разделенных на 13 дней, т. е. всего в году было 260 дней. Каждый из этих 260 дней обозначался отдельным символом и был посвящен конкретному богу. Оба календаря совпадали один раз в 52 года, и ацтеки полагали, что мир может быть уничтожен в конце каждого такого цикла. Чтобы предотвратить надвигающуюся гибель, они исполняли 12-дневный ритуал под называнием "фестиваль нового огня", во время которого практиковали человеческие жертвоприношения.

Каким бы календарём не пользовался, на всякий случай стоит отметить в нём 10 чисел, которых на всякий случай лучше избегать .

Календари Китая

Очевидно, что двенадцать 30-суточных циклов на 5 или 6 суток короче солнечного цикла повторения времен года. По этой причине за 15 лет происходил сдвиг на целый сезон. Как решалась эта проблема в древности, неизвестно. Но не так давно в Китае были обнаружены кости животных и панцири черепах, на которых сохранились письменные знаки о календаре эпохи Шань-Инь (18–12 в. до н. э.). Знаки свидетельствовали о том, что календарь в эту эпоху был не лунным, а лунно-солнечным, в котором лунные месячные циклы уже были как-то связаны с солнечным годом.

По многим источникам историки считают, что реформа календаря была проведена еще в середине третьего тысячелетия до нашей эры. Древние хроники свидетельствуют, что в 12 веке до нашей эры в Китае была построена специальная башня для астрономических наблюдений. Тщательно фиксировались перемещения Луны и Солнца по небесному своду. Многолетние записи этих наблюдений позволили древнекитайским астрономам предсказывать лунные и солнечные затмения. Это считалось важным государственным делом (однажды за неправильные предсказания два астронома были даже преданы суду и казнены).

Астрономическая обсерватория в Пекине (1154 г.)

Прошлый китайский год земляной (каменной) свиньи начался 5 февраля 2019 года по нашему календарю. А текущий год стал годом металлической (белой) крысы, и начался он 25 января 2020 года. Правда, в основном европейцы полюбили названия только земных ветвей (животных), да и то, наверное, потому, что они иллюстрируются огромным ассортиментом сувенирной продукции.

Другие древние календари

Лунно-солнечный календарь действовал во многих древних государствах Ближнего Востока. Характерным его признаком стала вставка добавочного месяца в определенные моменты года. В старо-вавилонском государстве это делалось по распоряжению властей (приложения к законам Хаммурапи). Но с развитием астрономических наблюдений возникли определенные правила для этих вставок. При этом день весеннего равноденствия связывался с положением Солнца на эклиптике. Лунно-солнечный календарь использовался во всех государствах Месопотамии, в древнееврейском государстве и в Древней Греции. И сейчас государственным календарем Израиля является лунно-солнечный календарь.

В странах, не контактировавших с государствами Передней Азии либо по географическим причинам, либо по причине закрытости культуры, еще в глубокой древности возникли солнечные календари. Это относилось к центрально- и южно-американским государствам, а затем и к Древнему Египту. У майя и ацтеков календарные системы были очень сложными с многими единицами времени, отражавшими сельскохозяйственные работы и религиозные установления. Найдено больше 300 развалин пирамидальных башен и других древних сооружений, стены которых использовались для нанесения знаков, в том числе и связанных с календарем. Но язык этих народов с трудом поддается расшифровке. Интересно, что значительный вклад в понимание календаря майя сделал знаменитый американский физик Ричард Фейнман — это было одним из его хобби.

Календарь египтян Древнего царства, эпохи гигантских пирамид, был лунным. Но в эпоху Нового царства, во втором тысячелетии до нашей эры, египетские жрецы сумели создать солнечный календарь, осложненный ежегодным восходом яркой звезды Сириус в определенный день июля, совпадающий с началом бурного разлива Нила, главного достояния страны. По типу этого календаря в первом столетии до нашей эры в эллинистическом Египте астрономом Созигеном был создан так называемый александрийский календарь, который и стал основой современных календарей. По этому календарю длительность года была принята в 365 суток, а раз в 4 года — в 366 суток. Таким образом, средняя продолжительность года в сутках была принята как 365,25 — так называемый календарный год. В году было 12 месяцев по 30 дней, а после 12-го месяца — 5 (или раз в три года 6) дополнительных суточных вставок. Такими были и древнегрузинский и древнеармянский календари. Сейчас александрийским календарем пользуются только копты — прямые потомки древних египтян, принявшие христианство с 284 года. Копты — это значительная часть современного египетского населения (около 10%). В Египте и его столице они живут компактно, образуя как бы анклавы внутри страны, сохраняя язык и свои древние обычаи такими, какими они были в третьем веке нашей эры.

Любопытно, что солнечный календарь александрийского типа существовал во Франции во время Великой французской революции, пока Франция была республикой (1789–1799), и в короткий период Парижской коммуны (18 марта — 28 мая 1871 г.). Названия месяцев этого календаря полностью отражали сезонные изменения в погоде и в сельскохозяйственном труде, например: брюмер — месяц тумана, термидор — месяц жары, жерминаль — месяц посева, прорастания пшеницы, вандемьер — месяц сбора винограда. Каждый месяц делился на 3 декады, дни которых имели названия, состоящие из латинских слов: примиди — ‘первый день’, дуоди — ‘второй день’ и т.д. Очень стройная и привлекательная календарная система! Добавочные дни имели романтические названия — праздник Гения, праздник Подвига и др. Раз в 4 года один добавочный день посвящался спортивным играм и состязаниям. Оказывается, что еще за 100 лет до появления современного олимпийского движения во Франции вспомнили об олимпийских играх Древней Греции, происходивших раз в 4 года. Неслучайно и инициатором организации современных олимпиад стал француз — Пьер де Кубертен.

Календарь Древнего Рима

Календарь Римской республики (509–27 до н. э.) был солнечным, но крайне запутанным. Римляне были очень суеверны и не любили четных чисел. Семь месяцев у них имели по 29 дней, четыре — по 31 дню, а в феврале было 28 дней. Этот месяц был назван в честь Фебрууса, этрусского бога подземного царства и римского бога очищения. В этом месяце справлялась поминальная неделя. Другие месяцы именовались либо в честь богов (Януса, Марса, Майи, Юноны), либо по номерам, начиная с пятого (квинтилис, секстилис, септембер, октобер, новембер, децембер). Исключение — априлис (‘раскрывающий’, ‘согреваемый Солнцем’). Квинтилис (июль) был пятым по счету месяцем, поскольку год начинался с марта.

А остальные дни именовались очень странным образом — обратным включительным счетом. Например, 4 августа (короткого месяца, в котором ноны приходились на 5 число) называлось кануном августовских нон, 11 августа — третьим днем до августовских ид (приходящихся на 13 августа), а 23 августа — восьмым днем до сентябрьских календ. Интересно, что вторых дней до нон, ид и календ не существовало, они именовались канунами. Ну, а первыми днями (по включительному счету) были эти самые ноны, иды и календы.

Годовой подсчет дней древнеримского календаря дает 355 дней. Недостающие до солнечного года 10,25 суток требовали включения в календарь добавочных дней. И это мероприятие было запутано до предела. Например, после 23 февраля вставлялся добавочный месяц длительностью в 22 или 23 дня, а по его истечении снова продолжался февральский счет дней до мартовских календ. Месяц этот назывался марцедонием от латинского ‘расплата’, поскольку в этом месяце производились все денежные расчеты за минувший год. Ноны и иды в марцедонии были, как в коротком месяце, а календы и вовсе отсутствовали.

Этот порядок действовал много сотен лет. Но в начале второго века до нашей эры римские жрецы, которые управляли календарем, стали манипулировать длительностью и временем вставки этого добавочного месяца. В Римской республике весь комплекс административных должностей — консулы (высшая должность), квесторы, цензоры и т.д. — был выборным сроком ровно на один год. А поскольку эти должности приносили определенный доход и другие жизненные преимущества, продление их срока было выгодным делом. Манипулируя календарем, жрецы могли увеличивать эти сроки в пользу того или иного должностного лица, наверняка небескорыстно. Могли иметь место и экономические причины изменения времени вставки в календарь месяца расплаты.

Юлианский календарь

Гай Юлий Цезарь

Его установил в 46 году до нашей эры своим указом римский диктатор и верховный жрец, полководец и государственный деятель Гай Юлий Цезарь (100–44 до н. э.).

Вот собственно и вся реформа. Ее четкость и простота так восхитили измученных своим календарем римлян, что в благодарность (в том числе и за военные заслуги) римский сенат переименовал месяц Квинтилис в Юлиус (в этом месяце родился Цезарь).

Август сделал юлианский календарь государственным, обязательным на всей огромной территории Римской империи с 1 января 4 года нашей эры. Месяц септилий был переименован в август и было подправлено чередование длинных и коротких месяцев — оно стало таким, как сейчас.

Юлианский календарь просуществовал во всей Европе (и Византии) до конца XVII века. А сейчас по нему живет только ортодоксальная (православная) христианская церковь.

Необходимость изменения юлианского календаря

Так зачем же нужно было заменять юлианский календарь? Причина этого — чисто арифметическая. Юлианский календарь основан на том, что период солнечного цикла, так называемый календарный год, составляет 365,25 суток. Но с календарем должен быть связан так называемый тропический год, длительность которого чуть-чуть меньше — 365,2424 суток.

В христианском европейском мире документальным началом отсчета считается четвертый век нашей эры, когда указом римского императора Константина христианство стало государственной религией. За прошедшие после этого 12 веков сдвиг юлианского календаря составил уже больше 9 дней. Одной из причин беспокойства стало перемещение дня весеннего равноденствия с 21 марта на 12 марта. А с этим днем было связано начало многих сельскохозяйственных работ, и время подготовки к ним существенно сократилось. Весна по календарю наступала все раньше и раньше.

Естественно, что еврейское 15 Нисана в юлианском календаре приходилось на разные дни. В уточняющих эту дату устных преданиях говорилось о том, что это было после дня весеннего равноденствия и первого после этого полнолуния. И в 325 году первый христианский собор (съезд всех епископов — руководителей христианских общин империи), организованный императором Константином в городе Никея и поэтому получивший имя Никейского собора, установил каноном празднование Пасхи в первое воскресенье после первого новолуния после весеннего равноденствия. По юлианскому календарю разброс дня Пасхи составил 36 дней — с 20 марта по 25 апреля. Соответственно перемещались по календарю и все связанные с Пасхой религиозные дни и установления — весенние и летние посты, день Святого Духа, Троицын день и др. Недаром они называются переходящими в отличие от постоянных в календаре (Рождество Христово, осенний пост, Благовещение и пр.).

Но когда реальные астрономические события, и прежде всего весеннее равноденствие, стали заметно (на 10 дней) не совпадать с каноном празднования Пасхи по юлианскому календарю, необходимость календарной реформы стала неотвратимой.

Григорианский календарь

Помимо этого был приведен в порядок и 19-летний цикл смен лунных фаз, чтобы можно было день пасхи рассчитывать заранее. Одновременно начал происходить и переход к современному счету дней от первого до последнего дня месяца.

Новая календарная система получила название григорианской, или нового стиля (н. ст.). А за юлианским календарем закрепилось название старый стиль (ст. ст.). В конце XVI века различие датировок событий по старому и новому стилям составляло 10 дней. Таким же оно осталось и в XVII веке, поскольку 1600 год был високосным и в старом (юлианском) и в новом (григорианском) календаре. Но уже в XVIII веке различие составляло уже 11 дней, поскольку 1700 год был в юлианском календаре високосным, а в новом календаре он високосным не был (17 не делится на 4 без остатка). По такой же причине в XIX веке разница между старым стилем и новым составляла 12 дней, а в ХХ веке — 13 дней. В нашем ХХI веке различие по-прежнему составляет 13 дней, поскольку 2000 год был високосным в обоих календарях, но в ХХII веке различие увеличится уже до 14 дней.

И вполне возможно, что уже в нынешнем столетии будет создан и внедрен другой календарь, такой же точный и в то же время более удобный. Таких проектов много, есть даже комиссия ООН, которая должна заниматься этой проблемой.

Внедрение нового стиля

В Россию христианство пришло из Византии в конце IХ века. Тогда христианская церковь была единой. Когда в ХI веке произошел раскол христианства на две конфессии, Русь осталась верна византийской конфессии, которая получила название ортодоксальной (верной решениям только семи первых вселенских соборов). Сейчас в России эту конфессию христианства принято называть православной церковью. Россия сохранила верность старине и после государственного конца Византии в 1453 году. Поэтому в России не сразу состоялся переход к григорианскому календарю, тем более что католическая конфессия (церковь) христианства во главе с римскими папами была враждебна российскому государству.

Читайте также: