Проектная деятельность в старшей школе английский

Обновлено: 02.07.2024

Изменения в Российском образовании, связанные с переходом на ФГОС второго поколения четко определили приоритеты общего среднего образования, где главными задачами школы являются духовно-нравственное развитие ребенка, овладение ключевыми компетентностями и формирование универсальных учебных действий. Для того чтобы формировать такие умения, необходимо использовать в обучении деятельностные технологии.

Одной из современных технологий, реализующих системно-деятельностный подход в рамках реализации ФГОС, является метод проектов, который создает условия для развития обучающихся, обеспечивающих их самоидентификацию посредством личностно-значимой деятельности. Этот метод стимулирует интерес обучащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающей решение этих проблем. Самый главный принцип внедрения метода проектов – это применение обучащимися полученных знаний на практике и понимание их значения в своей личной жизни.

Метод проектов - это такая технология, по которой обучающиеся или малая учебная группа выполняет весь запроектированный цикл от начала и до конца: придумывает, разрабатывает, редактирует, производит работы, связанные с внедрением и сопровождением.

Используя метод проектов в своей практике, мы видим, что, работая в составе группы по созданию проекта, обучающийся не только приобретает опыт социального взаимодействия в творческом коллективе единомышленников, но и осуществляет самостоятельную организацию собственной деятельности, ее самоконтроль и самоанализ. Через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте.

Опыт использования данного метода дает возможность сделать вывод о том, что метод проектов ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, порой и путем самообразования.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. [9]

Творческое мышление берет свое начало в проблемной ситуации, и мыслительные процессы направлены на ее разрешение. Сам процесс решения данной проблемной ситуации начинается с постановки гипотезы, мыслительного предвосхищения гипотезы и искомого результата. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.

Работа над проектом:

  • развивает инициативу, творческий потенциал, коммуникативные способности;
  • умение работать в команде;
  • прививает общую информационную культуру школьника;
  • реализует индивидуальный подход в обучении обучающихся;
  • является платформой для реализации метапредметных УУД и метапредметных технологий (метапредмет).

В зависимости от доминирующей деятельности обучающихся можно использовать разнообразные виды проектов: творческие, исследовательские, ролевые, игровые, прикладные, информационные и т.п. Такое разнообразие вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках, ибо вне деятельности интересы и потребности не возникают.

Проект – средство реализации метапредметных технологий

Почему именно проект? Навыки, получаемые при работе по данной технологии, позволяют реализовать метапредметные УУД.

При работе над проектом происходит взаимосвязь организованности деятельности и мыследеятельности знания, знак, проблема, задача. В основе любого проекта стоит проблема, которая выявляется в процессе обсуждения. Далее проблема переводится в пакет задач, выделяются способы действий, цели, и схематизируются эти разные способы действия. При этом стоит выявлять традицию и знания, стоящие за каждым из мнений. Потом задачи классифицируются, определяется организационная форма для данного коллектива, обеспечивающего решение задач. Создается план решения задач.

Для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовительная работа, которая осуществляется, разумеется, в целостной системе обучения в школе, не только в обучении английскому языку.

Проект в системе уроков английского языка

В своей профессиональной деятельности использую проектную технологию в системе на разных уровнях образования.

С 2007 учебного года в своей педагогической практике использую УМК „Английский с удовольствием“ / “EnjoyEnglish” М.З.Биболетовой, Н.Н.Трубаневой и др. (2–11 классы), где проекты включены в содержание УМК.

Курс основан на деятельностном подходе и каждый урок является отдельной „историей“ с понятным и близким детям сюжетом. Проектные работы, предлагаемые в конце каждого раздела учебника, позволяют школьникам интегрировать знания, полученные как на уроках английского языка, так и на занятиях по другим предметам, для решения актуальных жизненных проблем на английском языке, а также для реализации собственного творческого потенциала.

В 5-6 классах предпочтение отдается информационным, творческим или игровым, краткосрочным (1-2 урока) с открытой координацией проектам, когда учитель планирует каждый этап проекта, следит и направляет, при необходимости организует отдельные этапы. Проекты завершают работу над разделом и позволяет обобщить все изученное.

В 7-8 классах предпочтение отдается творческим, игровым, информационным или прикладным проектам, результаты которых ориентированы на социальные интересы участников проекта.

В старших классах предпочтение отдается исследовательским работам. (Приложение 7)

Необходимо, чтобы все эти этапы были логически взаимосвязаны. Рассмотрим, как метод проектов может быть использован на уроках английского языка.

Предметом речевой деятельности является мысль. Язык же - средство формирования и формулирования мысли.

Мы используем метод проектов:

1. Чтобы сформировать у учащихся необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, сформировать лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика группы английского языка.

2.Чтобы сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок английского языка условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить им возможность мыслить, решать какие-то проблемы, которые порождают мысли, рассуждать на английском языке над возможными путями решения этих проблем с тем, чтобы обучающиеся акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а английский язык выступал в своей прямой функции - формирования и формулирования этих мыслей.

3. Чтобы обучающиеся воспринимали английский язык как средство межкультурного взаимодействия, необходимо не только знакомить их со страноведческой тематикой. Необходимо искать способы включения их в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познавать особенности функционирования английского языка в новой для них культуре.

Проекты, предназначенные для обучения языку, обладают как общими для всех проектов чертами, так и отличительными особенностями, среди которых главными являются следующие:

  • использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения;
  • акцент делается на самостоятельную работу обучающихся;
  • выбор темы, вызывающей большой интерес для обучащихся и являющийся социально значимым для них;
  • отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью;
  • наглядное представление результата.[6]

Цель применения данной технологии заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность обучающихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами, что способствует повышению качества знаний и мотивации.

Представляем результаты тестов (Рис 1, 2) в этих группах.


Представляемая мною методическая разработка прошла экспертизу и опубликована на муниципальном уровне. (приложение 8)

Подготовительный этап

Проводится подготовительная работа, обеспечивающая языковые и речевые умения школьников. Содержательной базой для развития речевых и исследовательских умений обучающихся могут служить тексты из учебника. Сам учитель может подобрать тексты для чтения или аудирования.

Первый этап: проблема

Второй этап: планирование

На втором уроке работы над проектом происходит формулирование задач и тем исследования. Работа проводится фронтально.

Далее класс делится на подгруппы. Каждая подгруппа выбирает свой объект предмет исследования. Например, достопримечательности Лондона, связанные с Королевской семьёй или парки Лондона. Происходит обсуждение плана исследовательской деятельности. В результате участники каждой подгруппы должны получить план своей исследовательской деятельности. Учитель оказывает консультации и помощь группам в распределении обязанностей каждого участника группы.

Третий этап: путь/поиск решения

Выполнение проекта происходит самостоятельно, в основном во внеурочное время в течение недели. На этом этапе происходит поиск, отбор и обработка необходимой информации.

Четвёртый этап: продукт

На данном этапе происходит выбор формы реализации проекта. Например, рисунки, буклеты, презентации, альбомы.

Пятый этап: презентация проекта

По данном этапе проводится защита проектов. Группы представили буклеты, фотоальбомы, путеводители по Лондону и мультимедийные презентации о достопримечательностях Лондона. (Приложение 9)

Итогом работы над проектом стал вывод: чем Лондон может покорить своих гостей?

Шестой этап: Портфолио. Рефлексия

На данном этапе осуществляется оценивание деятельности обучающихся и продуктов, где им предлагается оценить работу, ответив на ряд вопросов:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Метод проектов удачно вписывается в уроки – контроля знаний обучающихся, так как дает возможность учителю увидеть работу каждого и оценить уровень усвоения материала, а так же этот метод, благодаря личностно-ориентированному подходу, гарантирует успешность каждого участника проекта.

Данные разработки могут быть использованы коллегами не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, потому что использование проектов на уроках английского языка:

  • Во-первых, повышает у обучающихся интерес и активизирует их речемыслительную деятельность.
  • Во-вторых, способствует эффективному усвоению учебного материала, формированию целостной системы знаний, позволяет увеличить темп работы на уроке без ущерба для усвоения знаний обучающимися.
  • В-третьих, повышает мотивацию к изучению английского языка, благодаря использованию новой информации и выполнению проектных работ; активность и самостоятельность в планировании своих работ; сознательность и творчество обеспечивают прочность развития УУД.

После использования данного проекта возрастает потребность к познанию культуры других народов.

Таким образом, перечисленные характерные черты метода проектов, его составляющие и достоинства свидетельствуют и доказывают, что использование данного метода на уроках английского языка, как одной из форм будет целесообразно и эффективно.

В работе рассматриваются аспекты использования пректной деятельности на уроках английского языка в старшей школе и приводится личный опыт.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету".


Выступление на всероссийской видеоконференции "Проектная деятельность на уроках английского языка в начальной школе".

Использование метода проектов на уроках английского языка в начальной школе по программе М.З. Биболетовой.


Проектная деятельность на уроках английского языка и во внеурочное время как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся

Проектная деятельность на уроках английского языка и во внеурочное время как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся.


Доклад на ШМО "Проектная деятельность на уроках английского языка и во внеурочное время, как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся"
Проектная деятельность на уроках английского языка в начальной школе.

Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся.


Проектная деятельность на уроках английского языка в начальной школе


Проектная деятельность на уроках английского языка в начальной школе.

Статья об использовании метода проектов на уроках английского языка в начально школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последнее время в практике обучения иностранным языкам в школах России широко используется метод проектов, который предполагает опору на творчество школьников, приобщение их к исследовательской деятельности, позволяет реально интегрировать разные учебные предметы, использовать различные режимы работы обучающихся, организовывать обучение в сотрудничестве.

За основу своей работы над проектами я взяла методическое пособие под редакцией Копыловой В.В.Именно она дает советы для учителей английского языка, которые я нахожу чрезвычайно полезными для проведения заключительных уроков в каждом цикле. Изучив опыт работы Копыловой В.В., и адаптировав ее методику в этой области к условиям нашей общеобразовательной школы, метод проектов позволяет создать на уроке английского языка исследовательскую творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества

Проект осуществляется по определенной схеме:

1. Подготовка к проекту.

Приступая к созданию учебного проекта, следует соблюдать ряд условий: – предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика;

– выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить учащимся идею, обсудить ее с учениками.

На первом этапе я разрабатываю план проектной работы и продумываю систему коммуникативных упражнений, обеспечивающую ее речевой уровень. Учащиеся должны свободно владеть активной лексикой и грамматикой в рамках учебной темы, перед тем как переходить к обсуждению проблемных вопросов. На своих уроках я тщательно отрабатываю грамматические упражнения такие как “Образуй нужную грамматическую форму глагола”, “Назови отрицательный вариант данного предложения”, “Уточни информацию…”, “Переведи предложения с русского на английский”, “Продолжи предложение” и.т.д.

2. Организация участников проекта.

Сначала формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.

Второй этап подготовительный, который обеспечивает языковые и речевые умения школьников. Параллельно с этим, провожу поэтапную работу над проектом. Диалоги, тексты, упражнения с различными заданиями служат содержательной базой для развития речевых и исследовательских умений учащихся. На этом этапе я продумываю адекватные коммуникативные ситуации, при которых увеличилась бы мотивация говорения учеников на английском языке. При работе на этом этапе школьники сначала учатся описывать готовые предметы, явления, согласно проекту, повторяя специальную лексику, отвечая на различные типы вопросов учителя и учащихся. Таким образом, ребята готовятся к рассказу по изучаемой теме. Кроме того, учащиеся сами обращаются ко мне, если сталкиваются с языковыми или иными трудностями.

Итак, на втором этапе проектной работы совершенствуются сформированные ранее навыки иноязычного общения и закладываются основы будущих самостоятельных высказываний учеников.

3. Выполнение проекта.

Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, постеры, чертежи, викторины и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию “успеха”.

4. Презентация проекта.

Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Представители группы, работавшей над проектом, знакомят класс с содержанием проекта. Каждая группа вправе решить сама, какую форму презентации и оформления результатов своей проектной деятельности она изберет.

Виды презентационных проектов могут быть различными, например: деловая игра, демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий, диалоги различных персонажей, игра с залом, конференция, доклад, реклама, газета, соревнования, спектакль, телепередача, карта, учебное пособие и.т.д.

По окончании презентации ученики задают вопросы на ИЯ докладчику, анализируют проект, комментируют его, вносят свои предложения, оценивают проект. Даже неудачно выполненный проект имеет большое воспитательное значение. Осознание ошибок в работе создает мотивацию к повторной деятельности, формирует потребность добывать новые знания.

Оценка проектной работы – непростое дело. Ведь ИЯ это только составная часть всего проекта. Считаю, что неправильно оценивать проект только на основе лингвистической правильности. Оценку следует выставлять за проект в целом, учитывая его многоплановость, уровень проявленного творчества, четкость презентации.

Наблюдения за учащимися в процессе работы над групповым проектом определили необходимость учета правил и принципов коллективной работы:

• Все члены группы активно вовлечены в активную исследовательскую деятельность. • Все члены группы (команды) равны.

• В процессе работы группы не соревнуются.


• Ответственность за конечный результат несут все члены группы (групп), выполняющие проектное задание.


В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с педагогической деятельностью. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса организации проектной деятельности на уроках английского языка.

Ключевые слова: организация, английский язык, проектная деятельность, обучение.

Развитие российского образования не стоит на месте. Учителя стараются разрабатывать всё новые и новые методики обучения. Одним из нетрадиционных способов преподавания иностранных языков является проектная деятельность. Именно в этом заключается актуальность данной статьи. Следует подробнее рассмотреть процесс организации проектной деятельности учащихся на уроках английского языка в рамках ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты). Также необходимо проанализировать организацию проектной деятельности на уроках английского языка (по ФГОС), что представляется целью настоящей статьи.

Проектная работа подразумевает активацию учебно-познавательной деятельности всех учеников. Каждый должен быть вовлечен по максимуму. Педагог опирается на творческие способности детей, когда выдает задание, которое им предстоит полностью раскрыть, используя поисковые средства.

Для начала стоит выяснить, что же такое проектная деятельность, а главное — как она сказывается на учениках.

Проектная деятельность это одно из важнейших направлений личностно-ориентированного обучения. Задача преподавателя в этом процессе состоит в том, чтобы выявить избирательность учащегося к содержанию, виду, форме учебного материала, процессу самореализации и виду деятельности [1, c. 6].

Ценность данного метода состоит в том, что ученик лично заинтересован в этой деятельности. Учащиеся могут работать индивидуально или в группах, но это не отменяет того факта, что все они хотят раскрыть свою тему в полном объеме. Только личная заинтересованность в проекте может помочь ребенку добиться высоких результатов.

Не менее значимым является факт, что у детей расширяются способы работы с источниками информации: поиск, сбор и анализ полученной информации, представление и передача информации, моделирование, проектирование, рефлексия. А самое главное — ребенок приобретает важнейшие навыки самообучения. Это поможет ему в становлении полноценной личности.

Самая главная цель — это показать учащимся, насколько важно критическое мышление и ориентирование в информации. Они должны уметь ориентироваться в информационном пространстве, размышлять и анализировать, опираясь на настоящие факты, делать выводы, которые могут сами обосновать, принимать самостоятельные решения и отвечать за них, а также уметь работать в команде, умело распределяя роли и должности.

Все это служит более глубокому пониманию роли нашей страны во взаимозависимом мире, формированию гражданской позиции и максимальному развитию индивидуальных способностей учащихся. За каждым проектом стоит огромный труд учеников, который не пройдет даром для них, а даст им возможность взглянуть на себя по-новому.

Для педагога проектная деятельность — это способ организации работы с различными группами учащихся, что в свою очередь, означает путь продвижения каждого ученика от более низкого к более высокому уровню обучения (от простой репродукции и повторения к творчеству).

В начале процесса ученики, как правило, формируют небольшие группы, где перед каждым стоит своя задача и он за неё ответственен. Распределяя роли в группе, главным образом учитываются некоторые навыки: логичное рассуждение, формирование выводов, оформление проектной работы. Чаще всего ученики сами справляются с задачей распределения на группы, но педагог всегда внимательно следит за этим процессом, чтобы никто не остался обделенным [2, c. 15].

В процессе работы школьники занимаются созданием мультимедийных презентаций на английском языке, что в свою очередь подразумевает творческий подход к такому виду деятельности. Ученики средней школы должны самостоятельно владеть Microsoft Word, Microsoft Power Point. Используя эти программы и свои жизненные навыки, они могут составить и выполнить следующий план по созданию презентации:

  1. Определить тему и уточнить цель конечного результата, распределить рабочие группы, определить источники информации.
  2. Поиск необходимой информации, переработка информации и выполнение самой презентации.
  3. Выступление и защита своей работы перед классом и педагогом.

Таким образом, результаты, которые могут быть получены после применения этой технологии следующие:

  1. Основательное усвоение знаний;
  2. Самостоятельная работа учащихся;
  3. Научная терминология, которая крепко оседает в памяти учащихся;
  4. Умение работать в группе, вести коллективное обсуждение и дискуссию;
  5. Сплочение детского коллектива;
  6. Мотивация коллективных достижений [3, c. 14].

Не нужно забывать, что проектная деятельность не заменяет, а лишь дополняет другие технологии обучения. Система требований ФГОС ставит перед собой необходимость учитывать интересы учеников, их потребности и способности, а также индивидуальные способности. Это подтверждает личностно-ориентированный подход, который стоит во главе интересов этой системы.

В проектном виде деятельности могут участвовать любые категории детей. Слабоуспевающие могут показать свою заинтересованность, поделиться своими интересами, доказать свою пользу при работе в группе. Ученики, которые показывают высокие результаты могут получить дополнительные знания, показать своим одноклассниками интересный и творческий проект, вовлечь остальную часть учеников в проектную деятельность.

Данный вид работы окажет большое влияние на будущую жизнь учеников, которые заинтересованы в ней. Разрабатывая различные темы, учащиеся могут выходить за рамки школьной программы, создавать научные и исследовательские работы. Всё вышеперечисленное даст хорошую почву при выборе будущей профессии, а также дальнейшем обучении [4, c. 23].

Опыт показывает, что дети не могут освоить подобный род деятельности самостоятельно. Это означает, что педагог должен быть максимально вовлечен в этот процесс. Педагог выступает организатором проекта, который подталкивает детей на подобный вид работы, создавая и объясняя каждый шаг, выполнение которого принесет успешный результат ученикам. Учитель также является полноправным участником рабочей группы, который выдвигает собственные цели и анализирует всю ситуацию. Умение совместить все это — показатель высокой квалификации педагога.

  1. Байдурова Л. А., Шапошникова Т. В.. Метод проектов при обучении учащихся иностранным языкам // Иностранные языки в школе. — 2014. — № 1. — С. 5–11.
  2. Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2015. — 22 с.
  3. Соловьева Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. — М.: Просвещение, 2015. — 43 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 17 декабря 2010. № 1897.

Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, английский язык, ученик, будущая профессия, вид деятельности, группа, источник информации, педагог, проектная работа, ребенок.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Проектная работа на уроках английского языка в старших классах. Презентация на заданную тему содержит 20 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Проектная работа на уроках английского языка в старших классах Бондарева Нина Сергеевна Группа 4ма Научный руководитель Переверткина Марина Сергеевна

Метод проектов (Гам В.И. и Филимонов А.А.) Метод проектов - совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельностью; это путь и способ организации процесса познания обеспечивающего достижение дидактической цели через детальную разработку проблемы, решение которой завершается вполне реальным осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом

Критерии оценки проекта Цель проекта ясно сформулирована; План проекта развернутый, состоит из этапов по достижению цели проекта; Глубина раскрытия темы: насколько далеко автор смог уйти за рамки школьной программы и какие знания показал по теме; Разнообразие источников информации, целесообразность их использования; Личная заинтересованность – оценивается творческий подход; Соответствие требованием оформление письменной части; Качество проведения презентации; Качество проектного продукта.

Читайте также: