Проектная деятельность в школе в соответствии с фгос 9 класс

Обновлено: 05.07.2024

Учебный проект -учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель и согласованные способы, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Возможными источниками проблемы могут выступать противоречия:

  • между известным и неизвестным
  • между знаниями и умениями
  • между сложностью задачи и наличием способа ее решения
  • между потребностями и возможностями их реализации
  • между житейскими представлениями и научными знаниями

Ситуация может приобрести проблемный характер если:

  • имеются те или иные противоречия, которые необходимо разрешить
  • требуется установить сходства и различия
  • важно установить причинно-следственные связи
  • необходимо обосновать выбор
  • требуется подтверждение закономерностей примерами из собственного опыта и примеров из опыта — теоретическими закономерностями
  • стоит задача выявления достоинств и недостатков того или иного решения

Проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакома и значима для ученика, её решение должно быть важно для учащегося

Действия ученика на этом этапе работы:

  • обсуждает тему
  • определяет свои потребности
  • принимает решение по поводу темы проекта и аргументирует свой выбор
  • ищет противоречия, формулирует проблему
  • формулирует цель проекта

ТИПЫ ПРОЕКТОВ

Информационный (проект,целью которого является сбор,анализ и представление информации по какой-либо актуальной тематике)

Исследовательский (проект,направленный на доказательство или опровержение какой-либо гипотезы, исследование какой-либо проблемы)

Прикладной (практико-ориентированный) (проект,имеющий на выходе конкретный продукт; проект,направленный на воплощение в жизнь какой-то идеи, конечный продукт может использоваться как самим учеником, так и внешним заказчиком)

Игровой (ролевой) (проект, в котором участники принимают на себя определенные роли)

Творческий (проект,направленный на создание какого-то творческого продукта,предполагает свободный,нестандартный подход к оформлению результатов работы)

Социальный (социально-ориентированный) (проект, который направлен на повышение гражданской активности обучающихся и населения; сбор,анализ и представление информации по актуальной социально-значимой тематике)

Инженерный (создание планов,чертежей,расчетов,макетов)

ПРЕДМЕТНЫЕ ОБЛАСТИ

  1. русский язык и литература
  2. иностранный язык (английский)
  3. второй иностранный язык (немецкий / французский)
  4. математика и информатика
  5. общественно-научные предметы (обществознание,право,история,экономика)
  6. естественно-научные предметы (биология,химия,физика,экология)
  7. искусство (изобразительное искусство,музыка,мировая художественная культура)
  8. технология
  9. физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности
  10. другие направления (психология, профориентация,социальная направленность)

РЕЗУЛЬТАТ (ПРОДУКТ) ПРОЕКТА

Продукт проекта может быть как материальным (отчуждаемый от проекта), так и нематериальным (представлен в письменном виде)

Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть:

● письменная работа (эссе, рассказ, сказка, стихотворение, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, буклет, словарь, пакет рекомендаций, справочник, заочная экскурсия, аннотация, рецензия, литературный календарь)

● художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изо), представляется в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации, газета, журнал, коллекция, модель, путеводитель

● материальный объект, макет, чертеж, иное конструкторское изделие; веб-сайт, блог, виртуальная экскурсия, видеоролик

● отчетные материалы по социальному проекту (тексты, мультимедийные продукты)

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

  • погружение в проект (предпроект)
  • планирование деятельности
  • осуществление деятельности
  • оформление результатов
  • подготовка к публичной презентации

При организации проектной деятельности применяется следующий АЛГОРИТМ:

● формулирование гипотезы (для исследовательского проекта)

● формулирование цели (конкретных задач, связанных с решением проблемы)

● определение этапов работы

● подбор методов и средств решения проблемы

● проведение исследовательской или иной работы по решению проблемы

● получение и анализ данных

● оформление данных в виде теста (схемы, рисунка)

● обсуждение и корректировка данных

● выражение ожидаемого результата (представление)

! Материалы, необходимые на процедуре защиты проекта:

  • паспорт проекта
  • проект (описание проекта), итоговый продукт (если он отчуждаем)
  • лист оценки процесса подготовки проекта (заполняет руководитель)
  • лист оценки результата проекта (заполняет эксперт)
  • лист оценки презентации проекта
  • сводная таблица итоговых баллов по результатам оценочных процедур

СТРУКТУРА ПРОЕКТА

Оглавление включает наименование всех разделов и глав с указанием номеров страниц, на которых размещается материал

Введение по объему занимает не менее 1с. и не более 3страниц

I РАЗДЕЛ 1.(Теоретический)

Теоретическая часть по объему не менее 4 и не более 8 страниц

II РАЗДЕЛ 2. (Практический)

Практическая часть по объему занимает не менее 7 и не более 15 страниц

Заключение по объему не более 1 страницы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы включает не менее 8 источников

Обязательное паспорт проекта на защиту. Приложения можно оформить в отдельную папку

СТРУКТУРА ПРОЕКТА

ВВЕДЕНИЕ. Тема проекта и её актуальность (может ли тема проекта и его продукт представлять научный,практический,информационный интерес), цель проекта; поставленные задачи для достижения цели;этапы работы над проектом; методы и приемы исследования и работы над проектом

РАЗДЕЛ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ). Основные понятия,раскрывающие тему, интерес к теме в науке,разные позиции и точки зрения,анализ литературы по теме,информационно-содержательный материал

РАЗДЕЛ (ПРАКТИЧЕСКИЙ) Описание проектной работы и её результатов (Что делали в ходе работы над проектом на каждом этапе,какие исследования провели, к каким выводам пришли,какой материал собрали,что изготовили на каждом этапе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подведение итогов по проекту (Что планировали, какую цель ставили, все ли задачи выполнили,использованы ли предполагаемые методы и приемы, все ли этапы проекта завершены,получен ли результат,как он соотносится с целью).

Новый образовательный стандарт ставит перед учителями, в частности и физической культуры, новые цели. Осуществляя образовательный процесс, педагог обязан привить новые умения. К ним относятся универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться, и формировать у детей мотивацию к обучению. А организация проектной деятельности позволяет успешно решать эти задачи.

Проектная деятельность позволяет организовать учебный процесс так, чтобы через постановку проблемы учащиеся смогли организовать мыслительную деятельность, развить коммуникативные способности, творчески подойти к процессу создания и результатам работы. Сегодня важно не столько дать учащимся конкретных предметных знаний и навыков отдельных предметных дисциплин, а обучить их универсальным учебным действиям, которые помогут им быть успешными в дальнейшей жизни. Формируемые УУД выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Каждый ученик должен быть обучен процессам проекта, а значит исследовательской деятельности. Защита проекта формирует навык устного экзамена как один из видов итоговой аттестации. В процессе работы над программой у ученика вырабатывается умение правильно организовать самостоятельную деятельность, развивается культура умственного труда.

Основным образовательным методом в своей работе для современного учителя является деятельностный подход. В реализации данного метода является проектная деятельность, которая очень обоснованно вписывается в состав ФГОС и неоспоримо отвечает содержанию основного образовательного подхода.

Проект – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата.

Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.

Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных учебных предметов, а также выходящих за рамки стандартной школьной программы.

Задачи проектной деятельности в школе:

  • Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
  • Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
  • Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
  • Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии, т.е. правильно работать в программе и уметь редактировать собранный материал и саму работу);
  • Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:

  • повышение мотивации учащихся при решении задач;
  • развитие творческих способностей;
  • смещение ударения от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
  • формирование чувства ответственности;
  • создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.

Учитель же в своей работе придерживается принципов построения курса проектной деятельности. К ним можно отнести тот факт, что каждый элемент в содержании обучения одновременно несет в себе определенную учебную информацию и определенный вид деятельности. Учитель создает условия для подкрепления любопытства, интереса и стремления к самостоятельной работе над решением поставленных целей, задач и гипотезы исследовательского проекта. Осуществляет постоянный контроль, направляет учащихся, предлагает пути решения проблем. Учащиеся же должны быть готовы к тому, что им потребуется в процессе своей работы проявить умение перестраиваться на ходу.

Сам процесс индивидуального исследовательского проекта должен быть четко спланирован, для учащихся должны быть созданы условия для его реализации. В процессе работы, которая займет немалое время, учащиеся должны овладеть следующими умениями или компетенциями: организовывать образовательное пространство (а их никто не освобождает от учебного процесса на период работы над проектом), уметь добывать и использовать знания, анализировать и извлекать нужную информацию для решения поставленных задач. На первом этапе проектной деятельности школьникам дается возможность выбора самостоятельно темы работы, намечаются этапы.

Изучение содержания, процесса работы должно проходить по этапам: теоретические основы курса и практический этап реализации проекта. Весь курс заканчивается защитой персонального проекта. Для обеспечения интеграции знаний тематика проекта может быть связана с теоретическими аспектами, связанными с углублением предметных знаний, а также и актуального практического вопроса для самого обучающегося.

Проектная деятельность относится к разряду инновационных, что позволяет в процессе сотрудничества обучающемуся приобрести не только способности к индивидуальной работе, но и более эффективно осуществлять аналитические, организационные и управленческие функции. Учащийся должен понимать всю новизну, важность данного процесса. Учитель же со своей стороны является не только руководителем, но и должен создать все необходимые условия для реализации и успешного выполнения и защиты проекта.

Основными требованиями индивидуальной проектной деятельности является то, что учащиеся должны определить значимость выбранной проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для решения поставленных задач. Для исполнителя проект должен иметь практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов. Работа должна выполняться обучающимся самостоятельно. Иметь структуру.

Мотивационным и ключевым признаком работы является то, что автор самостоятельно выбирает тему (учитель же продумывает возможные варианты проблем, которые важно исследовать), ставит перед собой цель и задачи проекта, а так же формулирует и выдвигает гипотезу, которую нужно доказать или опровергнуть. Бывают и такие случаи, что гипотеза не имеет доказательств, и не может быть опровергнута.

Гипотеза – это предположение, объясняющее сущность, возможности, свойства, причины, структуру и взаимосвязи исследуемых явлений. При этом они должны быть обоснованными и проверяемыми, теоретически или экспериментально. Гипотеза может быть теоретической или эмпирической. Теоретическая гипотеза объясняет причины и внутренние закономерности эмпирически исследуемых явлений, эмпирическая носит описательный характер, т.е. содержит предположение о том, как ведет себя объект, но не объясняет почему.

Как правильно сформулировать гипотезу? Это и есть самая трудная задача! Обычно гипотеза начинается словами: Предположим…, Допустим…, Возможно…, Что, если…, Если…, то… Подбирая ключевые слова, необходимо сформулировать гипотезу, подходящую к теме проекта.

Проектный продукт может быть представлен в виде: реферата, макета, мультимедийного представления, фотоальбомом, сборником (кроссвордов, задач, рекомендаций и т.д.), коллекции, видеосюжетов, отчет о проведенных исследованиях, справочника, сценария, теста, учебного пособия, чертежей, экскурсии, предмета декоративно-прикладного творчества или другой.

К типам проекта можно отнести: творческий, исследовательский, игровой, информационный, практический и другие.

Творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам автора.

Исследовательский проект требует хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности темы, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Проект должен иметь структуру, логику, должен включать аргументируемую актуальность, определять объект и предмет исследования. В работе должны быть обозначены цель и задачи, сформулирована гипотеза. Автор определяет методы исследования, проводит аналитическую работу по источникам информации, определяет пути решения, осваивает новое опытным путем. Вся работа в заключении оформляется в виде выводов, подтверждением или опровержением гипотезы.

Структура игрового проекта начинается и остается до окончания проекта. Степень творческой работы очень высокая, но доминирующим видом деятельности является образно-игровая. Автором намечаются игровые роли, которые имеют логику содержания проекта, моделирует ситуации, проигрывает воображаемой реальности.

Информационный тип проекта направлен на сбор информации о исследуемом объекте, ее анализ и обобщение фактов. Такая работа требует хорошо продуманной структуры, возможной коррекции. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность - методы получения (литературные источники, средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение "мозговой атаки", пр.) и обработки информации (их анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) - результат (статья, реферат, доклад, видео и пр.) - презентация (публикация, в том числе в сети, обсуждение в телеконференции, пр.). Создатель продукта проводит анализ собранной информации, обобщает факты. Проводит презентацию.

Практический тип проекта отличается четко обозначенным результатом своей деятельности, который обязательно ориентирован на создание продукта (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал, пр.). организуя такого рода проектную деятельность, нужно четко организовать координационную работу в плане поэтапного решения поставленных задач. В начале работы необходимо обозначить результат проектной деятельности, задать жесткую структуру, провести сбор информации и материалов, проанализировать и получить конкретный материальный продукт.

По продолжительности проведения проект может быть краткосрочным, средней продолжительности (от недели до месяца) и долгосрочные (от одного до нескольких месяцев).

Обязательное условие – оформление окончательного продукта. Для этого учащимся выдается документ требований по оформлению и они, следуя правилам, производят редактирование продукта по параметрам.

Как любая работа, проектная деятельность имеет свои критерии оценки. Каждый участник должен показать способность к самостоятельной работе, приобретению знаний и решения проблем. Показать сформированность предметных знаний и способов действий, регулятивных, коммуникативных действий.

Аттестационная комиссия производит оценивание работ, которая может осуществляться по двум направлениям: определение уровня сформированности УУД (высокий, повышенный, базовый, ниже базового уровня) или же по отметке (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно). Все члены комиссии должны быть ознакомлены с правилами проведения оценки индивидуального проекта, его типами, проектным продуктом.

Таким образом, при помощи индивидуальной исследовательской проектной деятельности, педагоги могут решить проблему оценки на уроках физической культуры, а также в работе с детьми с ограничениями в здоровье не только в 9 классах, но и на всех ступенях образовательного процесса. Сделать уроки физической культуры информационными, используя материалы работ. Заинтересовать учащихся к решению проблем физической культуры, к регулярным занятиям физической культурой и спортом, привлечь большее количество к участию в соревновательной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Согласно ФГОС проектная деятельность является обязательной для учащихся средней и старшей школы, для учащихся начальных классов - в соответствии с нормативами основной образовательной программы начального общего образования.

Нормативные документы:

- Приказ о реализации ФГОС ООО от17.12.2010 №1897 (с изменениями) не прописывает обязательно использовать форму защиты ИИП как форму оценивания метапредметных результатов.

- Примерная ООП предполагает защиту ИИП как форму оценивания метапредметных результатов в виде рекомендации.

В связи с тем, что ФГОС предполагает обязательное оценивание метапредметных результатов и пока мы не придумали другой формы, будем рассматривать Индивидуальный итоговый проект как основной объект оценки метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения образовательных программ основного общего образования.

Слайды 2,3 Основные принципы:

Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов.

представляет собой учебный проект, выполняемый учащимся в рамках одного или нескольких учебных предметов.

Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого учащегося, занимающегося по ФГОС

Защита индивидуального итогового проекта является одной из обязательных составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений

Результаты выполнения индивидуального итогового проекта могут рассматриваться как дополнительное основание при зачислении выпускника основной школы на избранное им направление профильного обучения в старшей школе

Слайд 4 Цели:

Продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении избранной области

Создание условий для формирования УУД, развития творческих способностей и логического мышления обучающихся

Слайд 5 Задачи:

Формирование навыков сбора и обработки информации;

Развитие умения анализировать;

Формирование креативности и творческого мышления;

Развитие навыков публичного выступления;

Формирование позитивного отношения к деятельности.

Эти цели и задачи проектной деятельности относятся не только для учащихся 9 класса, а и на протяжении всего обучения в школе.

Слайд 6 Типы итоговых индивидуальных проектов обучающихся

Итоговый индивидуальный проект учащихся может быть следующих типов:

Практико-ориентированный, прикладной, направлен на решение практических задач.

Исследовательский проект, ориентирован на доказательство и опровержение какой-либо гипотезы.

Информационный проект, его целью является сбор информации о каком- либо объекте или явлении.

Творческий проект ставит своей задачей привлечь интерес публики к проблеме проекта.

Игровой или ролевой проект представляет опыт участия в решении проблемы проекта.

Слайд 7 Формы результатов (продуктов) итоговой индивидуальной проектной деятельности обучающихся

Результатом (продуктом) итоговой индивидуальной проектной деятельности может быть любая из следующих работ: эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, прозаическое или стихотворное произведение, инсценировка, художественная декламация, исполнение музыкального произведения, анализ данных социологического опроса, атлас, бизнес-план, веб-сайт, видеофильм, выставка, газета, журнал, игра, карта, коллекция, компьютерная анимация, костюм, макет, модель, мультимедийный продукт, оформление кабинета, пакет рекомендаций, письмо, праздник, публикация, путеводитель, реферат, справочник, стендовый доклад, сценарий, статья, сказка, серия иллюстраций, тест, учебное пособие, чертеж, экскурсия и др.

Слайд 8 Состав материалов готового итогового индивидуального проекта

В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются:

выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм;

подготовленная учащимся краткая пояснительная записка к проекту – для всех проектов; для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для проектов социальной направленности — описание эффекта от реализации проекта; исходного замысла, цели и назначения проекта; краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов; списка используемых источников, включающий в себя указатель полных адресов ссылок на материалы из Интернета; приложения (при необходимости) - рисунки, чертежи, эскизы, фотографии, таблицы, графики, схемы, диаграммы, прочий иллюстративный материал;

краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе: инициативности и самостоятельности; ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); исполнительской дисциплины. При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.

Слайд 9 Этапы выполнения ИИП

Подготовительный

Определение темы, цели и задач индивидуального итогового проекта

Список тем проектов

Определение метапредметных планируемых результатов;

Определение источников информации, способов сбора и анализа;

Определение способа представления результата;

Установление процедур и критериев оценки результатов;

Утверждение списков обучающихся и руководителей

План работы над проектом

Списки групп, назначение руководителей

Работа над проектом

Выдвижение гипотез, сбор информации, решение промежуточных задач;

Подбор инструментария и его применение;

Подготовка конечного продукта

Выступление руководителей индивидуальных итоговых проектов обучающихся на методическом совете, на заседании оргкомитета НОУ

Промежуточная защита. Коррекция, оценка результата (март)

Промежуточная защита (в классе, на школьной НПК, на конкурсе)

Выступление обучающихся (авторов проектов) на школьной научно-практической конференции, конкурсах,

в сети Интернет

Рефлексия. Защита индивидуального итогового проекта на экзамене.

Выводы и предложения;

Выявление находок.проблем и поиск направлений развития.

Защита проектов. Определение уровня сформированности метапредметных планируемых результатов

Слайд 10 Требования к защите итогового индивидуального проекта

Защита осуществляется на неделе защиты проектов в рамках школьной ученической конференции, что дает возможность публично представить результаты работы над проектами и продемонстрировать уровень овладения обучающимися отдельными элементами проектной деятельности.

Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.

В ходе защиты проекта оценивается степень свободного владения темой, монологичность речи, знание технологий, использованных для создания работы; взаимодействие с содокладчиком при его наличии, артистизм и способность увлечь слушателя.

Слайд 11 Критерии оценивания проекта

Оценивание метапредметных планируемых результатов обучающегося в ходе защиты индивидуального итогового проекта происходит в соответствии с критериями оценки руководителем проекта и членами экспертной комиссии, которые отображаются в карте оценки.

Слайд 12 Участники проекта

Основными участниками проектной деятельности являются ученик и учитель-предметник, но к этой работе привлекаются классные руководители и родители учащихся.

Слайд 13 Руководитель проекта

В Положении об итоговом индивидуальном проекте можно определить деятельность всех названных выше участников. Для руководителя проекта – это

Определение тем проектов и круга проектантов

Индивидуальная работа с учеником

Оценивание и написание рецензии

Слайд 14 Классный руководитель

У классного руководителя другой функционал:

Контроль за выбором тем учащимися класса

Контроль работы над проектом

Помощь в подготовке защиты

Заполнение информации в классном журнале

Слайд 15,16 Ученик

Для самого ученика работа над проектом состоит из нескольких взаимосвязанных этапов:

Выбор предмета и темы проекта

Планирование работы и организация работы по плану

Тема утверждается приказом директора, на МО протоколом, протоком НМС (в зависимости от локального акта)

Следующая большая аудитория в работе – это родители. С одной стороны, они меньше всего касаются этой деятельности, да никто и не имеем права взваливать эту работу на их плечи. С другой стороны, всегда есть те, кто переживает за своего ребенка, готов помочь морально, материально, интеллектуально. Поэтому из опыта работы нашей школы: в сентябре (октябре) можно провести родительское собрание, на котором рассказать об ИИП, о его обязательности, что ничего страшного в этом нет.

Слайд 17 Проблемы

Проблемы, с которыми сталкивается школа

низкая мотивация педагога к проектной деятельности;

проблема слабого владения технологией организации проектной деятельности;

отсутствие системы реализации проектной деятельности;

отсутствие единых подходов, затруднения в оценивании, рецензировании;

организация работы в условиях большой учебной нагрузки, учёт времени педагога, который является руководителем проекта.

Для решения этих проблем для педагогов можно провести школьные обучающие семинары, на которых они познакомятся с локальными актами школы: Положением об ИИП, оценивании, с памяткой учителю-руководителю проекта, с особенностями взаимодействия учителя и ученика в проектной работе, обсудят алгоритм работы над проектом, обменяются опытом в определении тем и др.

Учет времени педагога - руководителя проекта (чтобы оплатить)

- за счёт внеурочной деятельности

- компонент образовательного учреждения (предмет)

- отгулы за работу над индивидуальным проектом

Слайд 18 Локальные акты ОО обязательно рассмотреть на педсовете и издать приказ

- положение об ИИП;

- положение о защите ИИП

- положение о критериях оценивания

-требования к оформлению проекта

Может у Вас будет всё в одном положении.

Также можно в положениях прописать имеет ученик право на выбор формы ИИП или нет, остаются материалы в школе или нет; закрепить образцы форм документации.

Слайд 19,20,21,22

Чтобы облегчить задачу по выбору тем, можно воспользоваться Интернет ресурсами.

Личностные результаты освоения учебного курса обнаруживаются через участие обучающихся в проектной деятельности и освоение, что дает возможность школьникам приобрести социальный опыт, в ходе которого обучающийся сможет:

- овладеть основами понятийного мышления (обобщение, анализ, планирование, контроль, рефлексия учебной деятельности);

- сформировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на основе профессиональных предпочтений;

- научиться самостоятельно выстраивать индивидуальные образовательные маршруты с учетом устойчивых учебно-познавательных интересов;

- сформировать осознанное, уважительное и позитивное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, традициям, религиям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достижение в нем взаимопонимания;

- освоить социальные нормы, правила поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; сформировать основы социально-критического мышления; получить опыт участия в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций;

- развивать моральное сознание социальные компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- сформировать ценность здорового и безопасного образа жизни; усвоить правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и правил поведения на дороге.

Метапредметные результаты

В компетентности решения проблем как основы системно-деятельного подхода в обучении (способность видеть, ставить и решать задачи). Основными группами способностей и умений являются:

- планировать решение задачи, выбирать метод для решения и определять необходимые ресурсы;

- проводить требуемую последовательность действий по инструкции; при необходимости уточнять формулировки задачи, получать недостающие дополнительные данные и новые способы решения;

- выявлять и использовать аналогии, переносить взаимосвязи и закономерности на задачи с аналогичным условием; выдвигать и проверять гипотезы, систематически пробовать различные пути решения;

- выполнять текущий контроль и оценку своей деятельности; сравнивать характеристики запланированного и полученного продукта; оценивать продукт своей деятельности на основе заданных критериев; видеть слабые и сильные стороны полученного результата и своей деятельности, воспринимать и использовать критику и рекомендации других, совершенствовать результаты решения конкретной задачи и свою деятельность.

В информационной компетентности как способности решать задачи, возникающие в образовательном и жизненном контексте с адекватным применением информационно-коммуникационных технологий. Основными группами способностей и умений являются:

- исходя из задачи получения информации:

Планировать поиск информации, формулировать поисковые запросы, выбирать способы получения информации; работать в поисковых системах Интернета, со справочными и другими бумажными источниками; проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты;

Обнаруживать недостаточность или неясность данных, формулировать вопросы учителю с указанием на недостаточность информации или свое непонимание информации;

Создавать текстовое описание объектов, явлений и событий, наблюдаемых на изображениях, фиксировать в графической форме схемы и планы наблюдаемых объектов и событий, понятий, связи между ними;

Участвовать в дискуссии и диалоге, учитывать особенности других участников, их позиции, ставить задачи коммуникации и определять, какие результаты будут достигнуты;

- исходя из задачи проектирования объектов и событий, создавать проекты и планы в различных формах: текст, чертеж, виртуальная модель);

- исходя из задачи записи объектов и процессов в окружающем мире, выбирать правильные инструменты и действия, фиксируя необходимые элементы и контексты с необходимым технологическим качеством.

В коммуникативной компетентности как способности ставить и решать определенные типы задач социального, организационного взаимодействия: определять цели взаимодействия, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы взаимодействия партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать успешность взаимодействия, быть готовым к осмысленному изменению собственного поведения. Основными группами способностей и умений являются:

- способность к инициативной организации учебных и других форм сотрудничества, выражающаяся в умениях:

Привлекать других людей к совместной постановке целей и их достижению;

Понять и принять другого человека, оказать ему необходимую помощь в достижении его целей;

Оценивать свои и чужие действия в соответствии с их целями, задачами, возможностями и нормами общественной жизни;

- способность к пониманию и созданию культурных текстов, выражающееся в умениях:

Строить адресованное письменное или устное развернутое высказывание, выдерживающее предметную логику, учитывающее разнообразие возможных точек зрения по данному вопросу;

Читать и осмысливать культурные тексты разного уровня сложности и с разными стилистическими особенностями;

Оценивать свои возможности в понимании и создании культурных текстов, искать и осваивать недостающие для этого средства;

- способность к взаимодействию с другими людьми, выражающаяся в умениях:

Осознавать и формулировать цели совместной деятельности, роли, позиции и цели участников, учитывать различия и противоречия в них;

Оценивать ход взаимодействия, степень достижения промежуточных и конечных результатов;

- способность к разрешению конфликтов, выражающаяся в умениях:

Находить пути разрешения конфликта, способы поведения в ситуации неизбежного конфликта и столкновения интересов, достижения компромисса.

В учебной компетентности как способности обучающихся самостоятельно и инициативно создавать средства для собственного продвижения в обучении и развитии, выстраивать свою образовательную траекторию, а также создавать необходимые для собственного развития ситуации и адекватно их реализовывать. Умение учиться обнаруживает себя в готовности и возможности:

- строить собственную индивидуальную образовательную траекторию на последующих этапах обучения;

- определять последовательность учебных целей, достижение которых обеспечит движение по определенной обучающимся траектории;

- оценивать свои ресурсы и дефициты в достижении цели;

- обладать развитой способностью к поиску источников восполнения дефицитов;

- проводить рефлексивный анализ своей образовательной деятельности, использовать продуктивные методы рефлексии.

В результате изучения учебного предмета будут сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении.

Результаты проектной деятельности учащиеся представляют на школьной конференции и в ходе публичной защиты индивидуального итогового проекта. Основным результатом освоения учебного курса является успешная защита индивидуального итогового проекта выпускника основной школы.

Содержание учебного курса

Виды проектов и их особенности. Информационный проект, исследовательский проект, практико-ориентированные проекты, социальные проекты.

Классификация проектов по доминирующей деятельности, по комплексности и характеру контактов: монопроекты, межпредметные; по продолжительности: мини-проекты, краткосрочные, недельные, годичные.

От проблемы - к цели

Постановка проблемы. Проблема – как противоречие реального и желаемого. Причины возникновения проблем. Выбор темы информационного проекта. Понятие проблемной ситуации. Анализ проблемной ситуации. Постановка проблемы.

Целеполагание. Цель и требования к ее формулировке: измеримость, конкретность, достижимость, прозрачность, реалистичность. Цели, приследуемые при работе над информационным проектом. Понятие результата. Результаты работы с информационным проектом.

Планирование деятельности. Постановка задач, адекватных цели. Пошаговое представление (планирование) деятельности. Хронологическая последовательность действий и расчет времени, необходимого для их выполнения.

Анализ ресурсов. Понятие ограниченности ресурсов. Виды ресурсов, полезных для работы с информационным проектом.

Практическая работа № 1 Составление дневника исследования.

Работа с информационными источниками

Виды информационных источников. Справочники, учебники, статьи, монографии, архивные документы, статистические материалы, Интернет, электронные издания, радио и телевизионные источники и др.

Работа с каталогами. Организация информации в каталоге. Виды каталогов. Параметры поиска информации в каталоге.

Работа со справочной литературой. Виды справочной литературы. Способы размещения информации в справочной литературе. Поиск и отбор информации. Оформление ссылок Способы первичной обработки информации. Чтение текста с маркированием. Работа с терминами и понятиями.

Коллажирование как способ обработки первичной информации. Использование электронных энциклопедий. Содержание электронных энциклопедий; приёмы поиска информации в подобных источниках.

Работа со статистическим материалом. Статистические таблицы и приемы работы с ними.

Дизайн информации. Представление информации в виде таблиц, схем, графиков, гистограмм и диаграмм. Оформление числовых данных.

Создание публикаций

Виды публикаций. Реферат, тезисы, статья, буклет, монография, доклад, бюллетень, исследовательская работа и их различия. Требования к оформлению публикаций.

Реферат. Структура реферата. Оглавление, введение, основная часть, заключение, список литературы, рецензия и их функции.

Требования к оформлению реферата. Оформление титульного листа, оглавления, введения, заключения, основной части, ссылок, заголовков, списка литературы, нумерация разделов.

Критерии оценивания. Актуальность, логичность и системность изложения, взаимосвязанность основных вопросов, полнота раскрытия темы в соответствии с планом, творчество и самостоятельность автора при написании реферата, научный язык изложения, глубина анализа, изложение целей и задач, наличие обзора источников, соответствие оформления работы требованиям.

Тезисы. Цель написания тезисов информационных проектов, структура, требования, критерии оценивания.

Практическая работа № 2 Составление тезисов.

Представление информации

Оформление портфолио проекта. Задачи портфолио; состав портфолио проекта. Содержание информации. Объем информации в зависимости от вида публикаций. Построение предложений. Расположение информации на странице. Оформление ссылок

Действия при оформлении ссылок. Библиографические правила цитирования источников.

Создание библиографического описания первоисточников при цитировании документов в различной форме.

Дизайн информации. Представление информации в виде таблиц, схем, графиков, гистограмм и диаграмм. Оформление числовых данных.

Презентация продукта.

Презентация в виде доклада с иллюстрациями; раздача изданного информационного бюллетеня; представление веб-сайта с результатами исследования.

Вербальные и невербальные формы передачи информации. Элементы вербальной коммуникации, влияющие на восприятие речи (темп, тембр голоса, громкость, четкость и т.д.). Элементы невербальной коммуникации (выражение лица, жесты, поза, зрительный контакт, внешность, личное пространство). Сочетание вербальной и невербальной информации, некоторые правила этикета выступающего. Нормы речи при публичном выступлении.

Методы привлечения внимания аудитории. Риторические приемы, позволяющие сделать речь более удобной для восприятия (анафора, период, повтор, риторический вопрос, сравнение, и др.) Целесообразность использования риторических приемов. Мера красоты и доступности в речи (логическое и эстетическое начала публичного выступления).

Публичное выступление. Представление работ. Конференция. Требования к защите индивидуального итогового проекта выпускника основной школы.

Практическая работа № 3 Составление вопросов к проекту.

Анализ результатов работы

Читайте также: