Проектная деятельность в школе по обществознанию

Обновлено: 07.07.2024

Материал представляет собой обобщение опыта работы по организации проектной деятельности обучающихся 5-9 классов в условиях реализации ФГОС.

Оценить 1390 0

Важнейшая задача цивилизации - научить

Успех в современном образовании во многом определяется способностью человека организовать свое обучение как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.

ФГОС ООО выдвигает перед системой образования четко определенные требования по организации процесса обучения, в ходе которого должен быть сформирован социальный облик выпускника основной школы как осознающего и принимающего ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике, социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями.

Эти задачи можно решить разными способами: организацией личностно-ориентированного обучения, формированием социально значимой среды в воспитательном процессе, индивидуализацией образования, созданием технически оснащенной базы обучения и другими. Мы считаем, что в этом ряду далеко не на последнем месте в социально-значимом обучении и воспитании должна стоять проектная деятельность.

Что понимается под проектной деятельностью в школе?

Одним из видов проекта является социальный проект, который может быть реализован через уроки обществознания и внеурочную деятельность по этому предмету.

Уроки обществознания, как и уроки истории, культурологии, позволяют усиливать ученическую активность, позволяющую формировать навыки социального партнерства.

Какие задачи мы ставим:

определить основные этапы работы над социальным и обществоведческим проектом

рассмотреть содержание каждого этапа осуществления проектной деятельности школьника

продемонстрировать практическую социальную значимость выполненных проектов при внедрении их в процесс обучения образовательной организации.

Самым сложным процессом проектной деятельности по общественным дисциплинам является выбор темы работы. Изначально проект виделся как форма работы по учебным дисциплинам в состав которых уже по определению заложены основы проектной деятельности. Это такие предметы как физика, химия, биология, география, астрономия, информатика, технология, изобразительное искусство и музыка. Время заставило обратить внимание на социальное проектирование как важнейшую сферу жизни и деятельности общества. К тому же эта часть жизни все больше интересует обучающихся, они все больше и явственнее видят проблемы современного общества и активно ищут пути их решения.

В наиболее общем виде все проекты классифицируются как экспериментальные и теоретические. Так как общество является наименее изученной системой в науке и наиболее трудно изучаемой, то не только школьникам, но и состоявшимся ученым сложно проводить экспериментальную деятельность в отношении общества или его составляющих элементов (социумов, групп, трудовых, учебных и иных коллективов, семей, отдельных индивидов и т.д.). Поэтому мы остановились на создании теоретических социальных проектов.

Сложность тематики возрастает по мере взросления обучающихся. Этот принцип важно учитывать. Не соблюдение его ослабляет, а в некоторых случаях и полностью исключает интерес ребенка заниматься проектной деятельностью. В таблице ниже мы приводим конкретные темы проектов, реализуемых на разных уровнях обучения, а так же возможные формы итоговых продуктов, создаваемых автором (или группой авторов). Данные темы были реализованы в нашем образовательном учреждении на протяжении последних трех учебных лет с 2013/2014 до 2015/2016 учебного года.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная деятельность предполагает использования системы приемов в познавательной деятельности учащихся для достижения определенной цели.

Учебный проект является особой разновидностью проблемно-поискового метода обучения, он предполагает специфическую организационную форму (учебное исследование, проводимое в классе и во внеурочное время одним учеником, группой учащихся или даже всем классом) на основе той или иной учебной технологии (как правило, это технологии, осуществляемые на основе системно-деятельностного подхода).

В современной образовательной организации, образовательная программа которой соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), ребёнок учится посредством двух видов деятельности: учебно-познавательной и проектной.

Тематическая направленность учебного проекта должна быть достаточно прагматичной, то есть знания, получаемые на выходе из проектной деятельности, должны быть актуальны для школьника.

Модель организации проектной деятельности В.В. Гузеева имеет следующие этапы:

1. Постановка цели: выявление проблемы, противоречия; формулировка задач.

3. Самообразование проектировщиков, актуализация знаний при консультативной помощи учителя.

4. Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей.

6. Обработка результатов и выводы.

7. Анализ успехов и ошибок.

По отношению к исполнителю (обучающемуся) работа над проектом, как правило, проходит по следующим этапам:

мотивация, формирование интереса;

целеполагание, ориентация (предварительная проработка темы проекта и собственных возможностей в плане его выполнения);

планирование этапов проекта;

сбор данных, предварительная обработка материала;

выбор основных алгоритмов окончательной обработки материала;

выполнение содержательной части проекта;

Самым сложным процессом проектной деятельности по общественным дисциплинам является выбор темы работы.

В наиболее общем виде все проекты классифицируются как экспериментальные и теоретические. Так как общество является наименее изученной системой в науке и наиболее трудно изучаемой, то не только школьникам, но и состоявшимся ученым сложно проводить экспериментальную деятельность в отношении общества или его составляющих элементов (социумов, групп, трудовых, учебных и иных коллективов, семей, отдельных индивидов и т.д.). Поэтому мы остановились на создании теоретических социальных проектов.

Сложность тематики возрастает по мере взросления обучающегося. Этот принцип важно учитывать. Несоблюдение его ослабляет, а в некоторых случаях, полностью исключает интерес ребенка заниматься проектной деятельностью. В таблице ниже мы приводим конкретные темы проектов, реализуемых на разных уровнях обучения, а так же возможные формы итоговых продуктов, создаваемых автором (или группой авторов). Данные темы были реализованы в нашем образовательном учреждении.

Автор: Ильина Дарья Александровна

Населенный пункт: Калужская область, г. Калуга

II. Этапы реализации проекта и их содержание………………………………. 6

III.Практическая реализация проекта……………………………………………8

III.1. Теоретические основы проекта…………………………………………….8

III.2. Метод проектов на уроках обществознания с целью развития у обучащихся навыков XXI века………………………………………………….11

III.3. Мониторинг результативности формирования гибких навыков у обучающихся на уроках обществознания…………………………………. 17

Учение – это лишь открытие того, что ты уже давно знаешь. Обучение –

это напоминание другим, что они знают все так же хорошо, как и ты. Так

лучше всего учить тому, чему тебе больше всего нужно научиться самому.

Ричард Бах

Соответственно, главная цель современных учителей – обеспечить любому ребенку уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении не только в школе, но и в течение всей жизни. Это определяет актуальность развития soft skills у учащихся в процессе получения образования в школе. Исследователи образования и работодатели признали наиболее важными для обучения, эффективной работы и жизненного успеха следующие навыки XXI века, или 4К (компетенции будущего):

По-моему мнению, обозначенный набор гибких навыков эффективно формировать, применяя метод проектов в урочной деятельности. В своей педагогической деятельности активно применяю метод проектов на уроках обществознания.

Таким образом, в основе данного проекта лежит проблема – изучение возможности формирования метапредметных умений и навыков учащихся за счет формирования гибких навыков на проектных уроках обществознания.

Цель педагогического проекта – формирование навыков XXI века через организацию проектной деятельности на уроках обществознания.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

2. Внедрить метод проектов в процесс преподавания обществознания с целью развития у обучащихся навыков XXI века.

3. Разработать систему проектных уроков по обществознанию.

4. Апробировать содержание и способы формирования гибких навыков у учащихся на уроках обществознания и проверить их результативность.

5. Транслировать педагогический опыт учителям обществознания и истории.

Гипотеза: систематическое применение проектной технологии на уроках обществознания позволит сформировать у обучающихся компетенции XXI века.

Для реализации педагогического проекта использовались следующие методы исследования:

ï Теоретический (изучение психолого-педагогической литературы и нормативно-программных источников, обобщение педагогического опыта, систематизация и классификация).

ï Экспериментальный (анкетирование, наблюдение, педагогический эксперимент).

ï Статистический (обработка полученных данных).

Участниками педагогического проекта являлись:

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты могут быть использованы в педагогической деятельности учителей по проблеме формирования и развития гибких навыков обучающихся на уроках обществознания.

II. Этапы реализации проекта и их содержание

2016-2017 годы – проектировочно-подготовительный этап, включающий: изучение теоретического материала, отбор, разработку подходов (методов и форм) формирования у обучающихся гибких навыков, диагностическую, проектировочную, апробационную и прогностическую деятельность.

2017-2019 годы - практико-обобщающий этап, включающий: реализацию проекта, апробацию системы мониторинга, анализ, обобщение результатов деятельности, коррекционную работу и обобщение педагогического опыта.

2019-2020 годы – контрольно-оценочный этап, включающий: реализацию подходов (методов и форм) формирования у обучающихся soft skills навыков, анализ, контроль, оценка и обобщение деятельности и распространение опыта педагогической деятельности.

Прогнозируемые результаты по этапам проекта

Название этапа и срок реализации

Прогнозируемый результат

I этап

Проектировочно-подготовительный

1. Повышен уровень компетентности педагога в вопросах формирования soft skills навыков у обучающихся.

2. Получен качественный анализ и конкретизированы основные проблемы по вопросам формирования компетенций XXI века у обучающихся в образовательном процессе.

3. Произведен отбор подходов (методов и форм) формирования у обучающихся гибких навыков.

4. Отобран диагностический материал для изучения эффективности уровня сформированности навыков XXI века у обучающихся.

II этап

Практико-обобщающий

2017- 2019 уч. год.

1. Созданы условия для внедрения новых методов и форм формирования и обучающихся гибких навыков на уроках обществознания.

2. Регулярное проведение проектных уроков с целью формирования у обучающихся компетенций XXI века.

3. Проведена диагностика определения уровня сформированности гибких навыков у обучающихся.

4. Проведена коррекционная работа по совершенствованию применения проектных уроков с целью формирования soft skills навыков у обучающихся.

5. Создан и пополняется банк эффективного педагогического опыта.

III этап

Контрольно-оценочный

2019-2020 уч. год.

1. Проведена экспертиза результатов проекта и разработаны предложения по развитию педагогических условий формирования гибких навыков у обучающихся.

2.Обобщены результаты проекта и разработан алгоритм использования апробированной системы формирования компетенций XXI века у обучающихся через ведение проектных уроков в общеобразовательной школе.

3. Разработаны технологические карты (сценарии) проектных уроков с целью формирования soft skills навыков у обучающихся общеобразовательной школы.

4. Накоплен опыт педагогической работы по повышению качества образования за счет формирования навыков XXI века у обучающихся.

III. Практическая реализация проекта

III.1. Теоретические основы проекта

Компетенции XXI века близки к содержанию метапредметных результатов обучения (см. табл.1).

Универсальные учебные действия

Компетенции XXI века

Среди современных образовательных технологий, способствующих формированию 4К, остановимся на проектной деятельности. Считаем, что именно в ходе выполнения проекта у обучающегося развиваются все вышеназванные навыки XXI века.

  • Проблема (постановка проблемы, компоненты которой требуют решения).
  • Проектирование (планирование деятельности).
  • Поиск информации (сбор, систематизация, структурирование информации).
  • Продукт (изготовление, оформление продукта).
  • Презентация (выбор формы, подготовка и презентация, а также самооценка и самоанализ).

Взаимодействие учителя и ученика в работе над проектом с учетом возрастных возможностей

Степень участия педагога

Максимальное участие на всех этапах в форме организующей, стимулирующей и обучающей помощи

и руководства, не подменяющее самостоятельной работы ребенка

Участие по запросу учащегося

Минимальное участие всех этапах в форме консультации, советов, обсуждений по запросу учащегося

Организующая и стимулирующая помощь. В отдельных случаях обучающая помощь

Незначительная помощь, оказываемая в отдельных случаях по инициативе учителя

Существует несколько классификаций проектов, в основе которых лежат разные критерии (Приложение 2).

Учебная проектная деятельность направлена на развитие личности обучающегося, усвоение определенной суммы знаний, умений, навыков, формирование ключевых компетенций, а её результатом является самостоятельно разработанный и изготовленный продукт. На проектных уроках учащиеся активно вовлечены в образовательный процесс - исследуют, обсуждают, отстаивают разные точки зрения, что ведет к улучшению результатов обучения. Проектный метод уделяет особое внимание социальным аспектам учебы (знание часто обусловлено социумом) и развитию творческих навыков (знанием можно овладеть, только создавая и пересоздавая его). Таким образом, проектные уроки формируют компетенции XXI века. Дадим им характеристику.

1. Критическое мышление в образовании восходит к работам Сократа, который задавал вопросы, чтобы заставить учеников прояснить и обосновать свои утверждения, отбрасывая идеи, казавшиеся очевидными, и раскрывая лежащие в их основе предрассудки и пробелы в аргументации.

2. Креативность – или творческое мышление – способность к дивергентному (разнонаправленному) мышлению, включая умение генерировать идеи, быстродействие, гибкость и своеобразие.

Креативность может существовать на разных уровнях:

▪ подражание (создание идентичной копии)

▪ изменение (создание нового качества объекта за счёт изменения одного или нескольких его свойств при сохранении остальных)

▪ комбинирование (соединение двух или более объектов в один новый)

▪ преобразование (перевод существующего объекта в различные промежуточные формы или в другую форму)

3. Коммуникация – умение слушать собеседника и доносить свою точку зрения, договариваться и налаживать контакты. Коммуникация является жизненно важным навыком.

4. Координация (сотрудничество) – это объединение нескольких человек для деятельности, направленной на достижение общей цели.

Исследования показывают, если процесс обучения основан на сотрудничестве, учащиеся лучше относятся к школе, предметам, учителям и друг к другу. Сотрудничество обладает эффектом синергии с другими навыками: оно является целью коммуникации, развивая критическое мышление и креативность.

Современные методисты установили, что не каждый урок может стать проектным, потому что реализация проекта на уроке связана с рядом трудностей, например, ограниченность во времени и качество подготовки педагога к организации учебного проектирования. Следовательно, целесообразно рассмотреть с помощью проектирования только отдельные темы курса.

Свою работу по организации проектной деятельности в урочной деятельности строю на следующих принципах:

  • Преимущественное использование проектной технологии на уроках обществознания, что обосновано интегративным и прикладным характером учебного предмета.
  • Организация только групповых проектов, как мощного ресурса для формирования 4К, и мини-проектов.
  • Глубокий анализ предметного годового планирования с целью определения конкретных тем проектных уроков (Приложение 3).

III.2. Метод проектов на уроках обществознания с целью развития у обучащихся навыков XXI века

Ключевым этапом проектного урока является проблематизация. Обучающиеся ставят проблемный вопрос урока при непосредственном участии учителя. Проблемный вопрос урока побуждает учащихся строить гипотезу, рассуждать, аргументировать, а значит, мыслить творчески.

На этапах целеполагания и планирования обучающиеся определяют собственную образовательную цель и выстраивают план решения проблемы урока, что способствует развитию гибкости мышления.

организации деятельности учащихся

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я рада вас видеть и предлагаю сегодня выстроить наши трудовые отношения на трудолюбии, активности, ответственности и доброжелательности. Надеюсь, они позволят вам приобрести трудовой опыт, а мне – получить прибыль.

Приветствуют учителя. Садятся.

ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ. ПЛАНИРОВАНИЕ

- Для определения темы нашего сегодняшнего урока я предлагаю посмотреть видеоролик:


- Ваши предположения? Какова тема урока? (на доске)

- Определим проблему урока, исходя из нашей темы /Как тема урока связана с вами? (на доске).


Содержимое разработки

Курбанова Муслимат Ибинаевн,

Проектная деятельность на моих уроках играет важную роль для повышения качества знаний учащихся в процессе учебной деятельности.

Проектная деятельность на уроках обществознания содержит:

выбор средств ее достижения;

поиск в обработке информации ,анализ и вывод;

оценка полученных результатов.

Проект - это буквально "пущенное вперед". В последнее время это слово прочно вошло в жизнь, и ассоциируется со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальной деятельности человека, символизируя новизну и нестандартность подхода в решении задач. Важнейшим признаком метода проектов, отражающим его сущность, является самостоятельная деятельность обучающихся. Они выступают активными участниками процесса обучения, а не пассивными статистами.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:

1) самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

2) учатся пользоваться знаниями для решения познавательных задач;

3) приобретают коммуникативные умения, работая в группах;

Основные требования к использованию проектной деятельности:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей поиска для ее решения.

2. Проблема, затронутая в работе, должна быть, как правило, оригинальной

3. В основе деятельности должна быть самостоятельная работа учащихся.

4. Использование исследовательских методов.

5. Выполненная работа должна демонстрировать глубину знания автором

6. Работа должна соответствовать установленным формальным критериям.

Правила успешной проектной деятельности

1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

2. Команды не соревнуются.

3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.

4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.

6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

Общие подходы к структурированию проекта:

1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

2. Далее необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики.

3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

План действий учащихся в проекте

Каждая группа, участвующая в проекте, получает "План действий учащихся в проекте", включающий в себя:

1. Выбор темы проекта (исследования).

2. Ставим цель. Записать ответы.

3. Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение - гипотезу. Записать ответы.

4. Выбираем метод. Записать план своих действий, время выполнения каждого шага.

5. Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).

6. Получаем результаты.

7. Анализируем результаты. .

8. Делаем выводы. Даем оценку действиям в группе.

9. Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.

Эти памятки помогают учащимся успешно двигаться к достижению цели - созданию проекта.

Критерии оценивания работ учащихся

1. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом.

2. Степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;

3. Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;

4. Количество новой информации, использованной для выполнения проекта;

5. Степень осмысления использованной информации;

6. Уровень сложности и степень владения использованными методиками;

7. Оригинальность идеи, способа решения проблемы

Характеристика проектов по ведущему методу или виду деятельности

1. Исследовательские проекты полностью подчинены логике, пусть небольшого, но исследования, и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

Структура исследовательских проектов:

аргументация актуальности принятой для исследования темы,

определение проблемы исследования, его предмета и объекта,

обозначение задач исследования в последовательности принятой логики,

определение методов исследования, источников информации,

выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения,

2. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников.

3. Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

3.Структура информационного проекта может быть обозначена следующим образом:

предмет информационного поиска,

источники информации (СМИ, интервью, анкетирование, "мозговая атака"),

4. Практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

5. Игровые проекты. В таких проектах структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь в его конце.


-75%

Читайте также: