Проектная деятельность в школе методические рекомендации 5 класс

Обновлено: 05.07.2024

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

Технология, классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому пополнению. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем_ профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания. Тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах. Быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Школе в современных условиях потребовались такие методы обучения, которые:

  • формировал бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в обучении;
  • развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
  • были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся

Методическая помощь в подготовке и проведении проектов

В помощь учителю.

Самое главное в проекте посте определения темы – это выработка гипотезы, постановка проблемы, планирование учебных действий, сопоставление фактов.

Вся эта поэтапная деятельность и формирует культуру умственного труда учащихся, приучая их самостоятельно добывать знания. Всему этому необходимо обучать детей, и желательно, не в ходе подготовки конкретного проекта, а заранее в ходе обучения предмету. Вот почему особенно актуальны сегодня уроки-исследования и уроки – проекты. Ведь они не только способствуют интенсификации учебного процесса, но и формируют культуру умственного труда учащихся, готовя их к созданию самостоятельных проектов.

1 этап формирования культуры умственного труда учащихся в ходе подготовки и презентации проекта – урок-исследование.

Подготовка этого типа урока предполагает организацию исследовательской деятельности учащихся и педагогическую деятельность учителя.

Модель исследовательской деятельности учащихся:

Педагогическая деятельность учителя

  1. Целеполагание.
  2. Выбор содержательной модели (модели, которая соответствует предметным целям).
    • Осмысление способов, приемов, средств мотивации;
    • Планирование учебной деятельности как процесса поэтапного освоения знаний, овладения системой умений;
    • Организация процесса рефлексии.
  3. Анализ процесса учителем.

2 этап – урок-проект.

Педагогическая деятельность учителя такая же, как и на уроке-исследовании.

Учебный проект как технология

Основная ценность проекта – общий конечный результат

Цель: формирование и развитие умений и навыков решения практических задач.

Мотивация:

  • Определение цели проекта и этапов достижения цели;
  • Распределение ролей и планирование работы

Этапы работы:

Таким образом, проводя эти два вида уроков, мы формируем у учащихся культуру умственного труда, приучая детей к исследовательской дельности, к самостоятельной осознанной работе над проектом.

Типология проектов

Требую хорошо продуманной структуры, целей, актуальности для всех участников, продуманных методов, экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.

Не имеют детально проработанной структуры, она развивается по ходу работы, планируется только конечный результат (выпущенная газета, видеофильм)

Структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные и деловые отношения.

Направлен на сбор информации о каком-либо объекте. Его структура: цель, методы получения и обработки информации, результат, презентация.

Четко обозначенный результат, тщательно продуманная структура, четкое определение функций каждого участника, координация этапов работы, презентация конечных результатов, оценка работы.

Методические рекомендации учащимся по выполнению проектных и исследовательских работ

Методические рекомендации ученику.

  1. Проект – это твоя самостоятельная творческая разработка. Выполняя его, привлекай к работе родителей, друзей и других людей. Помни, что главное для тебя – развить твои творческие способности.
  2. Выполняй проект в следующем порядке:
    • Выбери с помощью родителей и учителя тему;
    • Подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы, телепередачи и т.д.)
    • Планируй весь объем работы и организацию ее выполнения с помощью учителя;
    • Выполни теоретическую и практическую части проекта;
    • Внеси коррективы в теоретическую часть по результатам выполнения изделия;
    • Напечатай графическую часть проекта;
    • Подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполняя для защиты демонстрационные наглядные материалы;
    • Защити проект;
  3. Используй в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги и т.п., а также материалы музеев и выставок.
  4. Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, видео- и аудиомагнитофоны, фото- и ксерокопировальные аппараты, Интернет.
  5. Думай о том, как твоя работа пригодиться тебе в будущем, старайся связать ее с выбранной профессией.
  6. Учитывай традиции и обычаи округ и города, в котором ты живешь.
  7. Всегда помни об экологии родного города и своем здоровье.
  8. Используй знания по любым предмеам, а также свой бытовой опыт. Проявляя творчество, основывайся только на научных знаниях.
  9. Не стесняйся по всем вопросам обращаться к руководителю проекта.

Школа настоящего – школа проектов.

Что же такое проект?

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публичную достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Автор: Давыдова Светлана Эдуардовна

Организация: МАОУ Лычковская средняя школа

Населенный пункт: Новгородская область, Демянский район, с. Лычково

Данная рабочая тетрадь позволяет сократить время, затрачиваемое учащимися на запись основных понятий и определений, позволяет на основе готовых шаблонов проводить анализ и самоанализ своих действий, планировать свою деятельность, производить при необходимости коррекцию поставленных целей и задач. В связи с отсутствием учебных и дидактических пособий по проектной деятельности рабочая тетрадь может стать базовым теоретическим инструментом для последующей проектной деятельности обучающихся, одновременно являясь портфолио (журналом или дневником) проекта, от его планирования до защиты. Рабочая тетрадь позволяет учителю, на основе самоанализа действий обучающихся, контролировать процесс создания проекта, не вмешиваясь в их деятельность, а помогая или корректируя их действия по необходимости.

За период применения данной рабочей тетради она доказала свою эффективность в использовании при работе с детьми 5-6 классов.

Рабочая программа

по проектной деятельности

5 -6 классы

1 час в неделю (34 часа)

Данная рабочая программа состоит из пояснительной записки, календарно – тематического планирования, рабочей тетради для обучающихся, пояснительной записки к рабочей тетради.

1. Место предмета в структуре основной образовательной программы школы.

Рабочая программа по проектной деятельности обучающихся в 5-6 классах реализуется в общеобразовательных классах, исходя из особенностей психического развития и индивидуальных возможностей учащихся, и составлена на основе:

- Федеральный государственный образовательный стандарт общего

образования. Основное общее образование.

- учебный план Лычковской средней школы.

2. Цель предмета - обучение проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Учебный проект с точки зрения учителя — это интегративное

дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно, учить:

— проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы);
— целеполаганию и планированию деятельности;
— самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результативности решения проблемы проекта);
— презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов;
— умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
— поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;
— практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
— выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;
— проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Таким образом, учебный проект – это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта[3].

3.Основные образовательные технологии.

В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Для метода проектов характерны все те особенности, которые присущи проблемному методу. Это один из способов его применения, одна из форм его осуществления. Можно утверждать, что метод учебных проектов построен на принципах проблемного обучения.
Этот метод реализует деятельностный подход к обучению, поскольку обучение происходит в процессе деятельности учащихся.

Учитывая возраст обучающихся 5-6 классов и отсутствие у них знаний по этому предмету, курс содержит начальные сведения об учебном проектировании, типологии проектов, их структуре, особенностях и порядке выполнения.

Наряду с приобретением теоретических знаний о предмете, обучающиеся начинают погружаться в проект, выбирая собственную проблему и разрабатывая план работы над собственным проектом. Так на каждом этапе работы теоретические знания закрепляются самостоятельной практической деятельностью обучающихся, вплоть до защиты проекта.

Самостоятельность — это один из признаков проектной деятельности. Это значит, что для того, чтобы начать осуществлять проектную деятельность, обучающемуся необходимо выбрать проблему проекта, и, далее, составив собственный план ее решения, разбить на задачи и решить их наиболее приемлемыми способами. Таким образом включается личностная мотивация, начинается процесс творчества, процесс самостоятельной мыслительной работы — сначала по четкому определению, а затем и по решению задачи.

Следующий момент самостоятельной работы — практическое применение имеющихся знаний и умений. Здесь речь идет о самостоятельности при выполнении проекта в мыслительной, практической и презентационной частях. В проекте обучающиеся вполне самостоятельно, сами того не подозревая, актуализируют свои знания, применяя их практически в незнакомой ситуации, используют и закрепляют уже сформированные умения, приобретают ни в каком учебном процессе не предусмотренный опыт проектного подхода к решению жизненно важных проблем. Самостоятельность в проектной деятельности обеспечивается нежестким формулированием задачи, сформированностью необходимых для работы знаний, умений и навыков и включением в деятельность через личностную мотивацию.

На разных этапах от учеников требуются те или иные умения и навыки, необходимые при проектировании. Кроме уже имеющихся традиционных в методе проектов используются метапредметные (в отличие от повседневных, общешкольных или предметных). Это проблематизация, целеполагание, организация и планирование деятельности, самоанализ и рефлексия, презентация, коммуникативность, умение принимать решения. Обучающийся черпает из разных предметных областей только необходимые знания и использует их в той деятельности, которая ему интересна. Соответственно, задача учителя — помочь ему это сделать, направляя, корректируя его деятельность, добавляя новые знания при наибольшей их востребованности. В таких условиях оно моментально усваивается, незамедлительно применяется, и уже дважды или трижды повторять одно и то же не придется. Значит, мотивация в проблемной ситуации максимальна, потому что полученное знание нужно для проекта. Может быть, это только один из способов практического использования нового знания, но и он стимулирует мотивацию усвоения знания.

Несмотря на уже существующие примеры индивидуального выполнения некоторых проектов, групповая работа характерна для большинства учебных проектов и дает очень важный учебно-воспитательный эффект. В результате ее осуществления воспитываются толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность. Но только личная заинтересованность ученика в получении результата, положительная мотивация решения проблемы проекта могут поддерживать его самостоятельность и целеустремленность, упорность и настойчивость, помогать преодолевать возникающие трудности и проблемы по ходу дела. Сам метод учебных проектов предусматривает личностный подход в обеспечении мотивации проектной деятельности, поэтому его можно охарактеризовать как личностно ориентированный.

Таким образом, применяемый в курсе метод учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

Кроме того, метод проектов — это замечательное дидактическое средство для обучения проектированию — умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию. Он позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности — необходимые качества развитого интеллекта.

4. Планируемые результаты

В результате проектной деятельности по окончании курса учащиеся должны знать: что такое проект, типы проектов; цель и задачи проекта; что такое проектный продукт;

Уметь: выделять проблему; формулировать тему; конкретизировать, четко и обоснованно ставить цель проекта; определять и систематизировать задачи; планировать и осуществлять деятельность по реализации проекта; анализировать и корректировать с помощью учителя при необходимости свою деятельность; пользоваться различными источниками информации; выделять главное; логически и аргументировано выбирать способы решения задач; создавать с посторонней помощью презентацию своего проектного продукта и кратко представлять его; грамотно и четко оформлять работу в соответствии с установленными правилами; уметь организовывать свою работу совместно с другими в группах.

5. Содержание

Создание и защита одного проекта рассчитано на одно полугодие.


Оглавление

  • Предисловие
  • Образовательные стандарты нового поколения и проектные технологии
  • Метод проектов в современной школе

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Методика и организация проектной деятельности в школе. 5-9 классы. Методическое пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Метод проектов в современной школе

В классической дидактике принято различать методы обучения (например словесные, наглядные, проблемно-поисковые, репродуктивные и др.), организационные формы обучения (урок, факультативное занятие, клубная форма учебного занятия), а также методики и технологии. Метод проектов — не только технология, это комплексное явление, сложный педагогический феномен. Учебный проект является особой разновидностью проблемно-поискового метода обучения, он предполагает специфическую организационную форму (учебное исследование, проводимое в классе и во внеурочное время одним учеником, группой учащихся или даже всем классом) на основе той или иной учебной технологии (как правило, это технологии, осуществляемые на основе системно-деятельностного подхода).

Если говорить конкретно, то метод проектов (МП) — это такая форма организации образовательной деятельности школьников, которая строится на основе совместно разрабатываемого и реализуемого плана решения какой-либо проблемы, исследования того или иного объекта (материального, идеального, эстетического и др.) или создания нового общественно-образовательного института (музея, клуба, кружка и тому подобного). Организация фестиваля, конкурса, предметной олимпиады, подготовка и проведение шефского концерта для ветеранов, детей с ограниченными возможностями или просто для малышей — всё это не что иное, как проекты.

В дидактике имеются различные классификации учебных проектов: по времени их осуществления (долгосрочные, или длительные; краткосрочные; блиц-проекты и др.), количеству участников (коллективные, групповые, индивидуальные), типу ведущей деятельности (исследовательские, творческие, прикладные и т. д.). Также можно выделить ставшие популярными благодаря наличию в школах компьютеров и оргтехники всевозможные издательские проекты, продуктами которых являются школьные многотиражные газеты, журналы, брошюры, книги, альбомы. В рамках воспитательной работы классного руководителя, а также при организации внеурочной деятельности школьников важную роль играют социальные проекты.

Для учителя-предметника весьма актуальной может быть дифференциация учебных проектов на коллективные, групповые и индивидуальные. При этом и групповые, и индивидуальные проекты могут входить в состав коллективного проекта и являться его неотъемлемой частью. То есть, в нашем случае коллектив проектировщиков — это чаще всего школьный класс, так что МП весьма удачно встраивается в классно-урочную систему и в полной мере использует все её преимущества. Такой подход позволяет учителю привести проектную деятельность в систему и вовлечь в учебное проектирование всех учащихся класса.

На этой странице для педагогов представлены основные презентации, использование которых облегчит подготовку к занятиям по курсу “Основы проектной деятельности” в 5-7 классах.

что такое проект

Что такое проект? Проект – это замысел, идея, план …

виды проектов

Какими могут быть виды проектов? Самыми разнообразными. Рассмотрим классификацию.

продукт проекта

Что такое продукт проекта? Каким он может быть, исходя из типа проекта?

проблема проекта

Без проблемы не существует проекта. Поэтому, в первую очередь необходимо определить, какова проблема проекта, которую хотелось бы разрешить.

как выбрать тему проекта

Если проблема найдена, то самое время подумать о том, как выбрать тему проекта.

цель проекта

Итак, тема выбрана. Чего мы хотим достичь в результате? Настало время определить цель проекта.

задачи проекта

Что поможет последовательно идти к поставленной цели? Конечно же, правильно сформулированные задачи проекта.

гипотеза

В исследовательском проекте важное место отводится предположению, которое не опровергнуто и не подтверждено. Это предположение – гипотеза.

методы исследования

Все ли методы исследования стоит выбирать для своего проекта? В зависимости от темы можно ограничиться некоторыми из них.

план реализации проекта

Какие усилия следует приложить для того, чтобы составить план реализации проекта и не совершить при этом ошибку?

Курс “Основы проектной деятельности” в 5-7 классах

Похожие статьи:

Презентации по проектной деятельности © 2022
При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Вы можете отозвать свое согласие в любое время, используя кнопку "ОТОЗВАТЬ СОГЛАСИЕ". / You can withdraw your consent at any time by using the "WITHDRAW CONSENT" button. ОТОЗВАТЬ СОГЛАСИЕ / WITHDRAW CONSENT

Читайте также: