Проектная деятельность в школе дистанционно

Обновлено: 07.07.2024

Оценить 1243 0

Вишнякова Наталья Николаевна

учитель истории и обществознания,

Краевой центр дистанционного образования детей – инвалидов,

г. Барнаул, Алтайский край

Проектная деятельность в обучении

с применением дистанционных технологий

В обучении с применением дистанционных образовательных технологий необходимо отметить проектную деятельность, как особую форму работы. Эта работа формирует, прежде всего, навыки самостоятельной деятельности, творческого мышления, выполнение научно-исследовательской работы, публичной презентации результатов своего труда. Организованная в нашем Центре проектная деятельность учащихся, как по отдельно взятым предметам, так и по метапредметным темам, является важным звеном в обучении. Конечно, проектная и исследовательская деятельность требует и от учителя и от учащихся знаний, умения находить и вычленять необходимую информацию из различных источников, анализировать и систематизировать ее.

Специфическая образовательная среда позволяет уделить внимание и прокомментировать каждую работу ученика, дать советы по корректировке и дополнению, работать до полного раскрытия цели и решения всех задач проекта. Именно сотрудничество на партнерских основаниях между учителем и учеником в познавательной и творческой деятельности является одним из условий качественного образования и при дистанционном обучении детей - инвалидов.

В своей работе мы используем как монопредметные проекты, т.е. проекты в рамках преподаваемого учебного предмета, которые вписываются в классно-урочную систему, так и метапредметные проекты, которые предполагают, оперирование познаниями по разным предметам и используются в качестве дополнения к урочной деятельности.

Проекты получались насыщенные, интересные, разносторонние, разнообразные по форме наполнения и исполнения, если они задумывались и реализовались в творческом сотрудничестве с коллегами. Совместная работа дает возможность привлечь к работе над проектами и наибольшее количество учеников. Большую часть проектов мы осуществляем с учителем русского языка и литературы, биологии, географии, изобразительного искусства. Ниже приведены примеры проектов, реализованных с учащимися.

Была проведена следующая работа - исследование биографии Жука С.А. на основе интервью с мамой художника Жук Л.В., его классным руководителем Атаджановой Г.Я. и одноклассницами по художественной школе, рассмотрены особенности живописи Жука С.А. на основе разных картин и высказываний алтайских художников, творчество художника в различных жанрах живописи, выявлено значение творчества Жука С.А. в развитии искусства и культуры г. Барнаула и Алтайского края в целом.

Так как такие проекты выполняются с учащимися учителями-предметниками, консультации, контроль за ходом работы осуществляются на уроке по предмету, во время дополнительных консультаций или за счет резервного времени.

Все работы, выполняемые учащимися, не только ценны сами по себе, но и являются мощным стимулом для дальнейшей их исследовательской активности. При этом главная задача учителя - поддержка в ребенке новых открытий, впечатлений, любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину. Смысл, ценность исследовательской и проектной деятельности для детей – инвалидов особенно актуален, т.к. знания и умения, приобретенные учащимися в процессе такой деятельности, формируют у них готовность к принятию практических действий вне школы, в реальной жизни, нацеливают на успешную социальную адаптацию в современном обществе.

Метод проектов и его различные теоретические и практические аспекты исследованы в большом количестве работ. Рассмотрены особенности метода проектов применительно к разным предметным областям (10, 12, 13, 15), с позиции формирования навыков самостоятельной познавательной деятельности (5), но использование метода проектов в системе экстерната на ступени старшей школы, как особой формы получения образования, не исследовано.

Суть экстерната состоит в возможности получить среднее образование, не посещая школу ежедневно, со сдачей промежуточной (декабрь) и государственной (итоговой) (май - июнь) аттестаций. Преимущество экстерната состоит в том, что он даёт возможность реализации индивидуальной образовательной траектории, освобождает время для подготовки в вуз , позволяет в более свободном режиме посещать учебное заведение . Обучающийся осваивает программу самостоятельно, а степень усвоения контролирует учитель. Для этого обучающийся сдаёт зачёты и экзамены и на основании положительных результатов государственной (итоговой) аттестации получает аттестат государственного образца (7). Как правило, такую форму обучения выбирают высокомотивированные учащиеся, которые определились с выбором будущей профессии.

Интерес социума к экстернату вызван целым рядом причин, к которым можно отнести раннюю профессионализацию общества (стране требуются молодые образованные кадры), стремление учащихся сократить сроки обучения и тем самым освободить время для подготовки к поступлению в вуз, получение наряду со средним специальным образованием общего среднего образования и др. Экстернат позволяет учащемуся чувствовать себя более свободным, самому дозировать нагрузки, выбирать подходящий темп учения (8).

Основной особенностью работы над проектом для учащегося, обучающегося экстерном, является дистанционное общение с руководителем проекта практически на всех этапах выполнения работы. С позиции теории деятельности, представленной А.Н. Леонтьевым (9), проектная работа представляет собой развернутую деятельность, осуществляемую как сложную структуру действий. В данной структуре действия связаны между собой. Выполнение каждого действия связано с достижением своей цели, следовательно, выполнение проектной работы приводит к достижению множества целей (14) . Учащемуся сложно самостоятельно спланировать свою деятельность, поэтому руководителю проекта необходимо вместе с учащимся разработать план, вносить коррективы, что при данной форме образования осуществляется в дистанционном режиме.

В.П. Дёмкин и Г.В. Можаева, описывая организацию учебного процесса на основе технологий дистанционного обучения, отмечают, что проектная деятельность при дистанционном обучении имеет свои преимущества, в том числе возможность одновременно работать в группе и индивидуально, что даёт возможность для выполнения групповых проектных работ (4) .

В процессе работы над проектом формируются универсальные учебные действия (2, с.3). Так, выбирая тему проектной работы, учащиеся соотносят гипотезу своей работы с имеющимися аналогами, представленными в сети Интернет. Для решения проблемы, сформулированной в проектной работе, учащиеся вырабатывают стратегии поиска, алгоритмы решения, генерируют новые идеи. На заключительном этапе учащиеся оформляют результаты своей поисковой деятельности, делают выводы о степени решения проблемы. Таким образом, происходит активное и продуктивное формирования познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.

В составе познавательных действий выделяют такие компоненты, как исследование, поиск, отбор, структурирование информации, безусловно, необходимые не только для обучения, но и для успешной адаптации в современном социуме (1). И в процессе работы над проектом у экстернов формируются основные познавательные универсальные учебные действия (17).

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

метод проектов, широко распространённый в рамках классно-урочной системы может использоваться в системе экстерната;

одним из факторов, позволяющих выполнять проектную работу экстерну является дистанционное общение с руководителем проекта;

в процессе выполнения проекта происходит активное формирование универсальных учебных действий;

проектирование готовит экстернов к переходу на ступень высшего образования.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Организации проектной деятельности в школе с применением дистанционных образовательных технологий

Проектная деятельность подразумевает под собой овладение умениями компьютерной грамотности, организации времени, анализа текстов и создания собственного текста, а также, дает опыт воплощения теоретических представлений в осязаемую реальность. Проектная деятельность позволяет ученику отнестись критически к материалу школьной программы и выйти ее пределы, создать продукт, основанный на доказанном предположении и принести пользу обществу.

Проектная работа является следствием педагогического метода проектов, который способствует приобретению знаний и умений в процессе выполнения практических задач. Так, к примеру, если мы обратимся к словарю по образованию и педагогике В.М. Полонского, то увидим такое определение: “Метод проектов – форма организации обучения, при которой учащиеся приобретают знания, умения и навыки в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов, разработанных совместно с учителем и учащимися в процессе обучения, с учетом окружающей реальности и интересов детей” [1] . Из этого определения следует, что проект представляет собой ничто иное как планирование и выполнение постепенно усложняющихся практических задач. Практические задачи или задачи предполагающие преобразование действительности в результате выполнения представляют продукт проектной работы.

Продукт проектной работы может сделать мир комфортнее хотя бы для определенного круга нуждающихся. По утверждению М. А. Ступницкой: “Проектный продукт должен обладать определенными потребительскими свойствами, т.е. удовлетворять потребности любого человека, столкнувшегося с проблемой, на решение которой и был направлен данный проект” [2] . Интерпретируя данное утверждение, становится ясно, что если бы не было потребности в общении на расстоянии не существовало бы проекта телефонов и телефонов как таковых. Потребность в быстром перемещении породила проекты первых автомобилей, а потребность в экономии времени приводит к появлению проектов мультимедийных гаджетов в наше время. Потребности современных школьников и школы дают основания для новых проектных продуктов.

Современный образовательный процесс стремительно расширяется и выходит за рамки урока, ученики посещают консультации, кружки и секции. На помощь учителю и ученику приходят дистанционные образовательные технологии. В чистом виде “дистанционное обучение предполагает взаимодействие реальных субъектов образования в виртуальной среде при помощи специальных средств коммуникации” [6] , но также возможны различные вариации, такие как “урок наоборот” или полудистанционное обучение, когда часть образовательного процесса происходит в школе. Для организации проектной деятельности возможно дистанционное обучение и работа в рамках дистанционного образовательного курса.

Таким образом, проектная работа осуществляется в рамках педагогического метода проектов, имеет главным своим компонентом продукт проектной работы и является практикоориентированной, то есть направленной на изменение действительности. Школьникам доступно изменение действительности хотя бы в небольших рамках, и они могут этому научиться с применением различных форм дистанционного обучения.

Площадками для дистанционного курса могут служить любые системы дистанционного обучения, такие как “Moodle”, “Ё-Стади”, “ЯКласс”, Google Suite for Education и другие.

В критерии выбора входили: бесплатность, практичность и широта инструментария. Создавать задания по этим критериям в ходе апробации удалось только в Google Suite for Education.

Обучающийся от учителя получает доступ к дистанционному курсу и приступает к освоению материалов курса, а тек же выполнению заданий. Выполнение заданий происходит в рамках самостоятельной работы. За помощью обучающийся может обратиться к учителю на консультации или в рамках курса, договорившись предварительно с учителем о том, что будут работать так. При организации полудистанционного обучения существует сильная сторона такой формы работы: “Обучаемые имеют возможность задать дистанционно вопрос и получить консультацию дистанционного преподавателя” [7] . Такая модель обучения, обучение с применением дистанционных образовательных технологий позволяет расширить диапазоны учебной деятельности.

В курсе содержатся текстовые материалы, видеоролики, сторонние образовательные ресурсы. Обучающийся получает шаблон проектной работы, в котором может работать самостоятельно, имея только доступ в сеть Интернет с персонального компьютера, а также подробную видеоинструкцию о том, как сделать автособираемое оглавление.

В электронном курсе мы предусмотрели задание, которое разъясняет то, как сделать защитное слово и презентацию к нему. Примечательно, что обучающийся может работать прямо в шаблоне и скачать свою работу в нужном формате файла.

В условиях реализации ФГОС проектная деятельность стала обязательным элементом образовательной программы обучающихся, каждый обучающийся обязан защитить итоговый индивидуальный проект в конце обучения. В этом учебном году наша школа впервые столкнулась с необходимостью написания итоговых индивидуальных проектов всеми обучающимися 8 классов, а в следующем году защита итоговых индивидуальных проектов неминуемо станет стабильной практикой для девятиклассников.

В параллели 10-ых классов в школьной научно-практической конференции приняли участие 97% обучающихся, что свидетельствует о полном усвоении обучающимися метода проектной работы.

Нельзя не отметить недостаточный уровень проектной деятельности в других классах, что ставит задачу: распространить опыт проектной работы с обучающимися, достигшими базового уровня, на формирование методических установок и учебно-педагогических ситуаций в работе с обучающимися 2019-2020 учебного года.

Итоговый индивидуальный проект – это тот вид учебной деятельности, который реализуется с использованием дистанционных образовательных технологий и служит для развития информационно-коммуникативных компетенций. Методическая поддержка проектной деятельности в школе может производиться с применением системы дистанционного обучения G Suite for Education.

В 2019 году школе стала доступна система дистанционного обучения G Suite for Education или Google комплект для образования. Каждый учитель и каждый ученик школы получит доступ к этой системе для реализации различных форм дистанционного обучения. В рамках корпоративного домена стало возможным работать с обучающимися, используя сервисы от Google, обеспечивая информационную безопасность обучающихся и прививая принципы сетевого этикета. Использование школой системы дистанционного обучения имеет перспективы организации дистанционных и полудистанционных курсов для обучающихся, поддержки внеурочной деятельности, а также организации домашних работ, новых форм работы на уроке и дистанционного обучения во время приостановки образовательного процесса.

Результаты эксперимента по внедрению дистанционного курса измеряются в ходе наблюдения и сравнения изменения в отношении к проектной деятельности обучающихся в процессе внедрения. Так, к примеру, рассчитывается количество сданных проектов по параллелям, количество презентаций и ссылок на продукт проекта, количество допущенных к защите в 2019-2020 учебном году. Измерения производятся в режиме реального времени.

Таким образом, сформирована модель дистанционного курса для организации проектной деятельности, которая имеет алгоритм получения доступа, систему заданий и материалов для проектной деятельности; поставлен эксперимент по внедрению дистанционного образовательного курса, организовано наблюдение и сравнение изменения в отношении к проектной деятельности обучающихся в процессе внедрения. Проектная деятельность позволяет ученику отнестись критически к материалу школьной программы и за ее пределами, создать продукт, основанный на доказанном предположении и принести пользу обществу. Проектная деятельность подразумевает под собой овладение умениями компьютерной грамотности, организации времени, анализа текстов и создания собственного текста, а также дает опыт воплощения теоретических представлений в осязаемую реальность. Проблема организации проектной деятельности в школе для всех обучающихся решена частично, не все обучающиеся обладают достаточной компьютерной грамотностью для выполнения задач проектной работы, отсутствие технической возможности работы над проектом компенсируется ресурсами школьной библиотеки, где расположены ноутбуки для пользования обучающимися. Создан дистанционный образовательный курс для работы над проектом и организации проектной деятельности в школе, активно идет процесс использования дистанционного курса обучающимися. Реализована возможность написания проектной работы удаленно с использованием дистанционных образовательных технологий; возможность коммуникации учителя и ученика на больших расстояниях и в разное время реализована частично (обучающиеся надеются на свои силы, редко посещают очные и дистанционные консультации); обеспечен охват проектной деятельностью большого числа обучающихся и доступ к техническим ресурсам и учебным материалам.

2. Марчук Н. Ю. Психолого-педагогические особенности дистанционного обучения //Педагогическое образование в России. – 2013. – №. 4. С. 78

3. Нагаева И. А. Модели обучения с применением дистанционных образовательных технологий //European Social Science Journal. – 2012. – Т. 9. – №. 2. – С. 44-52

4. Словарь по образованию и педагогике/В.М. Полонский. — М.: Высш. шк., 2004. — 512 с.

5. Ступницкая М. А. Что такое учебный проект? //М.: Первое сентября. – 2010. – С. 42-47.

[1] Словарь по образованию и педагогике/В.М. Полонский. — М.: Высш. шк., 2004.С. 80 — С. 314.

[2] Ступницкая М. А. Что такое учебный проект? //М.: Первое сентября. – 2010. С. 7 – С. 44.

[6] Марчук Н. Ю. Психолого-педагогические особенности дистанционного обучения //Педагогическое образование в России. – 2013. – №. 4. С. 78

[7] Нагаева И. А. Модели обучения с применением дистанционных образовательных технологий //European Social Science Journal. – 2012. – Т. 9. – №. 2. – С. 47.


Проектная работа уже давно стала привычной в школах и детских садах. Онлайн обучение в России только начинает входить в моду, поэтому учителя английского, работающие дистанционно, не спешат задавать разработку проектов своим ученикам.

Возможно, данная статья поможет пересмотреть свои уроки и включить в них “проектную деятельность”.

Почему этот подход становится базовым для учителей всего мира?

  • развивает общеучебные навыки: коммуникативные, исследовательские, творческие и другие;
  • дает коммуникативную направленность обучению иностранного языка;
  • повышает мотивацию и активность учащихся;
  • позволяет осуществлять личностно-ориентированный подход;
  • способствует улучшению отношений в коллективе или между учителем и учеником.

Этапы работы над проектом:

Многие современные профессии предполагают разработку проектов, поэтому может оказаться, что для ваших учеников это — рутинный рабочий процесс. Если предложить студентам знакомый вид работы, но с новым наполнением (взаимодействие уже не с русскими, а иностранными источниками информации), мотивация повысится от понимания практической значимости обучения. Эффективность уроков также возрастет — ученики смогут сразу применить новые навыки в жизни (например, после подготовки проекта на английском — презентации новых идей по улучшению работы компании).

Современные дети тоже знают, как работать с проектами, так как часто их разрабатывают по другим предметам. В школе проекты по английскому языку часто предполагают оформление на бумаге, но данные этапы проведения подходят для любых проектов:

Особенности метода проектов онлайн:

Онлайн преподавание чаще проводится индивидуально, но бывают и групповые занятия. Для всех найдется подходящий тип проектной работы:

  • переписка с иностранцами ( Penpals of the world , eMail Classroom Exchange );
  • сбор и анализ информации ( Kids’ Environmental Report Card );
  • онлайн публикации ( StoneSoup );
  • виртуальное путешествие ( Science Explorations , National Geographic Kids );
  • создание общего продукта (комикс, фильм, история, газета).

Для создания проектов пригодятся следующие сайты:

Mindmeister — инструмент для создания mind maps, особенно важный на этапе планирования проекта.

ChartsBin — поможет создать интерактивную карту.

infogr.am — сайт для создания любой инфографики и диаграмм онлайн.

Gapminder — предоставляет инструменты для красочной презентации информации в виде диаграмм и карт.

Wordle — позволит добавить красочности словам и придаст им больше значимости.

addpoll — удобный сайт для создания онлайн опросов.

SurveyMonkey — инструмент для формирования опросов и легкого сбора информации по ним.

Wufoo — поможет сделать красивые формы для опросов и собрать необходимую информацию.

Pixlr — онлайн редактор фотографий.

Roxio PhotoShow — инструмент для создания слайд шоу из фотографий.

PhotoPeach — сайт для создания историй на основе фотографий.

Kizoa — удобный онлайн инструмент для видео презентаций с элементами анимации.

Meetin.Gs — сайт для взаимодействия с группой во время работы с проектом, позволяет совместно редактировать файлы и обмениваться информацией, проводить онлайн встречи.

Edmodo — платформа для проведения дискуссий учеников, с большой базой материалов для уроков.

Zoom — сайт подойдет для общения на больших онлайн конференциях, позволяет делать запись собрания.

Crocodoc — простой инструмент для добавления комментариев к документам.

VoiceThread — позволяет добавлять голосовые комментарии к видео и фото.

instaGrok — позволяет искать необходимую информацию по предмету и прослеживать логические связи в поиске.

Scratch — творческий инструмент для создания интерактивных историй, видео, музыки. Он позволяет делиться своими творениями с другими пользователями.

Sock Puppets — позволяет создавать видео с использованием игрушек, а затем выкладывать их на YouTube.

Storybird — предоставляет богатый иллюстративный материал для историй.

Pixton — сайт для создания комиксов.

Cartoonist — поможет в разработке оформления истории.

MapSkip — на этом сайте можно обозначать места на карте и рассказывать о них истории.

Prezi — это облачный сервис, который служит для создания интерактивных презентаций.

Google презентации — возможность создавать презентации онлайн, редактировать их и работать над ними студенты могут параллельно, где угодно и когда угодно.

Каждый преподаватель выбирает проекты наиболее подходящие текущей группе или ученику. Для более старших учащихся можно предложить создание видео истории из своей жизни или проект с рекомендациями по улучшению экологии в регионе. Младшие ученики с удовольствием создадут видео или комикс по сказке, расскажут о своей семье в видео блоге.

Более того, в англоязычных странах проводятся образовательные онлайн проекты по разным предметам ( Global Schoolhouse , Bucket Buddies , Teacher’s Guide to Global Collaboration ). Для русского ученика с уровнем Intermediate и выше участие в этих проектах позволит почувствовать важность английского языка для объединения всего мира, улучшит знания ребенка по выбранному предмету.

Данная тема очень важна для обучения в современном мире, поэтому просмотрите данные материалы, познакомьтесь с опытом коллег по всему миру и действуйте — ваши ученики с удовольствием выполнят проектные задания!

Читайте также: