Проектная деятельность по музыке в школе 5 класс

Обновлено: 05.07.2024

С незапамятных времен во всех уголках света люди поют и играют на музыкальных инструментах, танцуют и создают новую музыку. Для многих людей музыка – радость и увлечение, помогающее провести время в компании друзей или насладиться её звучанием в одиночестве. К тому же музыка может поведать другим людям о твоих мыслях и чувствах ничуть не хуже, чем литература и живопись [4, с.3].

Музыка – один из видов искусства, язык звуков и интонаций. Издавна люди хотят жить интересно, красочно. Космонавт и рабочий, врач и крестьянин, генерал и солдат – все любят музыку. Представьте себе на минуту, что в мире нет никакой музыки. Интересной была бы жизнь? Безусловно, нет! Музыка служит взаимопониманию людей, помогает обрести смысл жизни [3, с.3].

Задумавшись об этом, я предположила, если б не было музыки, то жизнь человека была бы скучной и не интересной.

Эмоциональный мир человека невозможно представить без музыки. Она необходима людям всех возрастов и профессий. Музыка – это язык души. Глубина воздействия музыки зависит не только от исполнительского мастерства, но и от качества звучания музыкальных инструментов, их функциональных возможностях. Музыкальные инструменты воздействуют на эмоциональный мир человека, воспитывают в нем способности воспринимать все богатство окружающего мира через музыкальные образы, повышать культурный уровень отдельного человека и всего общества в целом [1, с.6].

Свою работу я посвящаю роли музыкальных инструментов в жизни человека.

Цель исследовательской работы - расширение знаний о роли музыкальных инструментов в жизни человека.

Задачи исследования:

Изучить, проанализировать материал по выбранной теме.

Изучить историю зарождения музыкальных инструментов.

Познакомиться с основными группами музыкальных инструментов.

Установить значение музыки в жизни человека.

Для достижения цели и выполнения задач, я использовала в своей работе методы : беседа, анкетирование.

Предмет исследования – музыкальные инструменты.

Объект – музыка в жизни человека.

Чтобы сформировать интерес к истории возникновения музыкальных инструментов и их разнообразию, активизировать желание слушать и наслаждаться музыкой, возникла идея данного проекта, который позволит войти в огромный мир музыкальных инструментов!

Теоретическая часть

Зарождение музыкальных инструментов

Первый музыкальный инструмент появился на белом свете одновременно с самим человеком. И этим инструментом был…сам человек.

У человека есть голос, который может издавать певучие звуки разной высоты. И первую в мире мелодию воспроизвел, конечно же, человеческий голос. А для того чтобы мелодия звучала ритмично, человек то хлопал в ладоши, то размеренно притоптывал. Хлопки в ладоши, притоптывания – чем не ударные звуки?

Итак, сначала был человеческий голос. А уже потом человек стал приспосабливать для извлечения музыкальных звуков самые разные предметы [5, с.103].

Великим открытием была струна. Её звучание человек угадал в натянутой тетиве охотничьего лука, ибо в чистом виде такого одновременно звонкого и певучего звука, как у струны, природа не знает [5, с.104].

Из козьей шкуры мастер сшил пузырь, надул его, приладил к мешку несколько дудочек – вот вам и волынка. Ствол бамбука – готовая трубка для флейты.

Дерево, стекло, металл, звериные шкуры и жилки, морские раковины и тростник – всё это обрело голос в умелых руках музыкальных мастеров [5, с.105].

В разных уголках планеты появлялись разные музыкальные инструменты. Сама жизнь подсказывала первым музыкантам, откуда и как добывать поющий звук.

Случалось, в роли подсказчика выступала природа. Один музыкальный инструмент создавался в подражание птичьему пению, другой – в подражание шуму морской волны, третий – завыванию ветра. Так появились непохожие, звучащие по-разному музыкальные инструменты.

Если бы вдруг музыкальные инструменты заговорили, и каждый стал рассказывать о себе, мы услышали бы множество увлекательнейших историй с приключениями и удивительными превращениями.

У инструментов разные характеры, как у людей, и подобно артистам они исполняют разные роли. Словом, у каждого своя жизнь и своя судьба [5, с. 107].

Знакомство с музыкальными инструментами

Музыкальные инструменты служат для извлечения разнообразных звуков. Существует разделение музыкальных инструментов на несколько основных групп по способу звукоизвлечения, материалу изготовления и источнику звука.

Дружное семейство струнных смычковых инструментов – скрипка, альт, виолончель, контрабас. Эти инструменты словно продолжение друг друга. Закрыв глаза, можно даже иногда представить себе, что играет один инструмент, а не четыре разных – так незаметен бывает переход от одного к другому [5, с.254].

Семейство струнных щипковых инструментов возглавляет, разумеется, арфа. Её родственниками являются гитара, мандолина, домра, балалайка и гусли – все те инструменты, звук из которых извлекается защипываем струн.

Металлические трубы, или, как их называют, медные духовые, - другое семейство. Конечно, звучание маленькой трубы-горна отличается от звучания валторны, а звук тромбона мы не спутаем со звуком огромной трубы. Но эти музыкальные инструменты, в голосе которых слышен поющий металл, - как бы звуковое продолжение один другого.

Семейство деревянных духовых возглавляет флейта. Звук поющего дерева – гобоя, кларнета, фагота – мы довольно быстро отличаем от голоса поющей меди.

Ударные инструменты – тоже единая дружная семья. Их еще называют самозвучащие. К ним относятся барабаны, бубны, тарелки, колокола, металлические и деревянные пластины, из которых звуки извлекаются ударами молоточков, и многие другие.

Семейство пневматических инструментов – это группа инструментов, у которых воздух, надуваемый мехами или гармошкой, будоражит тонкие металлические пластинки-голоса. Баян, аккордеон – представители этого семейства [5, с.255].

На протяжении веков у музыкантов всегда было стремление к разнозвучию.

Звуки могут прыгать, шагать, выплывать один из другого. Они могут быть, острыми, мягкими, звонкими, глухими - тысячи звуковых красок…

Вот и получается, что оркестр – это самый большой и самый совершенный инструментальный ансамбль, звуковое сообщество, где инструменты подобраны по семейному признаку [5, с.256].

Значение музыки в жизни человека

Музыка существует на земле тысячи лет. С древнейших времен музыка всегда сопровождала человека [6, с.5].

Много произведений, написанных много веков назад, исполняют и слушают по сей день. До наших дней сохранились некоторые старинные инструменты, а также их описания и изображения.

Во время отдыха тоже не забывали о музыке. Музыканты зарабатывали на хлеб тем, что ходили по деревням и исполняли песни под аккомпанемент инструментов или развлекали богачей во время пиров. Бродячие музыканты были еще и акробатами и жонглерами.

Примерно семь веков назад игре на музыкальных инструментах – лютнях, виолах – стали учиться не только люди, избравшие профессию музыканта. Музыка стала важным элементом образования, люди полюбили играть в компании друзей. Инструментальная музыка стала так же популярна, как и вокальная [4, с.38].

Музыка вошла в каждый дом, ее слушают взрослые и дети – народную, классическую, современную различных стилей и направлений, развлекательную и серьезную. Мы слушаем ее от момента пробуждения, мы слышим ее в течение дня, мы засыпаем под звуки музыки. Мы слышим ее, когда отдыхаем, когда в дороге, когда сосредоточенно работаем, когда отправляемся в поездку. Мы слышим ее всегда. С ней мы рождаемся, с ней идем по жизни [6, с.22].

Музыка не только поднимает настроение, она разделяет с нами моменты печали и даёт в полной мере насладиться радостью. Учеными доказано, что музыка оказывает невероятное влияние на человека. Так мелодия исходящие от фортепиано дарит гармонию психике, духовые инструменты благотворно влияют на систему кровообращения. А ещё на фоне музыки активизируется мозговая деятельность, что даёт возможность более чётко и конкретно воспринимать и обрабатывать получаемую информацию. Одним словом музыка - величайшая ценность в нашей жизни, и роль музыки нельзя недооценивать [2, с.25].

Практическая часть

Познакомившись с разнообразным материалом о музыкальных инструментах, о том, какое значение они имеют в жизни людей, я рассказала о своих открытиях одноклассникам на уроке музыки.

Познакомились с основными группами музыкальных инструментов (ударные, духовые, струнные), а также их звучанием.

Всем ребятам запомнилась игра в детском шумовом оркестре, где каждый побывал в роли музыканта или дирижера . Мальчики на уроках технологии сделали своими руками музыкальные инструменты (гитары, балалайки, скрипки), которые мы будем использовать на уроках музыки.

После выполнения всех творческих заданий мне захотелось узнать мнение моих одноклассников и педагогов, работающих в нашем классе, о значимости музыкальных инструментов в их жизни. Мною было проведено анкетирование, где основной целью являлось выявить их предпочтения в области музыки и музыкальных инструментов.

Моим одноклассникам и педагогам была представлена следующая анкета:

Звучание каких музыкальных инструментов вам нравится больше всего?

Играете ли вы на музыкальных инструментах?

Было опрошено 10 учащихся моего класса и 8 педагогов.

На вопрос, какую музыку вы любите слушать:

современную музыку – ответили 60 % детей, 87 % педагогов;

классическую музыку - 30 % детей, 87 % педагогов;

народную музыку – 30 % детей, 37 % педагогов.

Диаграмма 1.

Я познаю мир. Музыка: энцикл. /С.В. Истомин; худож. В. Н. Родин. – М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007, 456 с.

1.1.Из истории развития проектных технологий……………… 4 стр.

1.3 Поэтапная разработка проектной деятельности……….5- 8стр.

1.4. Виды проектов…………………………………………..9 – 10 стр.

Глава 2. Из опыта совместной разработки проектов……………..11 – 17стр.

Программа Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой предлагает тематическое планирование уроков музыки, которое позволяет использовать проектно - исследовательскую деятельность. Работая учителем, приходится думать о том, как заинтересовать учеников музыкальным искусством. Уроки музыки нужно выводить на новый уровень. Проведя несколько уроков по данному направлению, я поняла: это то, что я искала.

Проектная деятельность неоднородна на разных этапах школьной жизни ; она выполняет разные функции, служит разным целям, строится по-разному.

Цель проектной деятельности в школе не является получение продукта. Для школьника проектная деятельность мотивирована стремлением к самостоятельности, для педагога она является средством решения педагогических задач. Однако проектная деятельность не может и не должна заменять собой учебную деятельность и быть единственной деятельностью в школе.

Современное представление о результатах образования – это самостоятельность – учебно-практическая, социальная; компетентности в разрешении проблем, в принятии решений и т.д.; ответственность и инициативность. Такие результаты недостижимы иначе как через проектную деятельность школьников. И в этом смысле проектная деятельность имеет место на протяжении всего школьного обучения.

1.Из истории развития проектных технологий.

В 30-е годы метод проектов был осужден в постановлении ЦК ВКП (б) от 5 сентября 1931 года “О начальной и средней школе”. После этого постановления был сделан вывод о том, что этот метод не дает глубоких знаний по предметам.В результате идея проектной методики не получила своего развития и исследования в этом направлении прекратились.

В отличие от полного забвения идеи проектов в отечественном образовании все развитые страны продолжали совершенствовать и развивать теорию и практику этого метода. Нельзя допустить, чтобы эта идея вновь оказалась несостоятельной.

Сегодня метод проектов вновь используется, но уже в обновленном виде. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания.

1.2. Поэтапная разработка проектной деятельности.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной, учебной и исследовательской деятельности.

Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение обучающимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.

Главные цели введения метода проектов

в практику преподавания музыки:

· показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт;

· реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем;

· продемонстрировать уровень обученния и знаний в области музыки;

· подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости.

Отличительная черта проектной методики - особая форма организации. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:

1. тематика музыкального проекта должна быть актуальной;

2. проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации;

3. необходимо вовлечь в работу всех обучающихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его музыкальных компетенций.

. Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если обучающиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет лишь созерцательный интерес к предмету, который не будет познавательным. Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблем у интересную и значимую. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.

В проектной методике используются все лучшие идеи, выработанные традиционной и современной методикой преподавания музыки. К ним относятся: разнообраз ие, проблемность, учение с удовольствием и т.н. эгофактор.

Новизна подхода в том, что школьникам дается возможность самим конструировать содержание общения, начиная с первого занятия по проекту.

В преподавании музыки метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме.

Осуществляя эту работу, школьники могут, например, рассказывать о творчестве композиторов, истории создания произведений или музыкальных инструментов, высказывать собственное мнение, создавать собственные сценарии, готовить концерты, газеты музыкальной тематики и т.д.

В проектной методике используется весьма плодотворная идея. Наряду с вербальными средствами выражения, обучающиеся широко используют и другие средства: музыкальное и презентационное сопровождение, рисунки, анкеты, графики и диаграммы, то есть задания выполняются и оформляются творчески. В данной системе обучения широко стимулируется развитие творческого мышления, воображения. Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого. Таким образом, развитие коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию.

Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий.

С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей: расширить кругозор детей, закрепить изученный материал, создать на уроке атмосферу праздника и пополнить кабинет музыки творческими работами детей.

Овладение знаниями в области музыки в процессе проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания, повышает их уровень культуры. При выполнении проектной работы, которая может быть представлена в устной и письменной форме, необходимо придерживаться, на мой взгляд, следующих рекомендаций:

• во-первых, поскольку проектная работа дает возможность обучающимся выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность;

• во-вторых, должен быть четкий план их выполнения проектных работ. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал.

• в-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными обучающимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Некоторые проекты выполняются самостоятельно дома, на некоторые из проектных заданий затрачивается часть урока, на другие - целый урок.

Проект осуществляется по определенной схеме:

1. Подготовка к проекту.

Приступая к созданию учебного проекта, следует соблюдать ряд условий:

- предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика;

- выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить обучающимся идею, обсудить ее с учениками.

2. Организация участников проекта.

Сначала формируются рабочие группы обучающихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учеников к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.

3. Выполнение проекта.

4. Презентация проекта.

Важным стимулом для развития личности обучающегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта. Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта.

5. Подведение итогов проектной работы.

Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности.

· Проблема– вопрос или комплекс вопросов

· Актуальность – почему важно изучать этот вопрос именно сейчас, сегодня, в настоящее время.

· Цель – запланированный результат.

· Задачи – что нужно сделать, чтобы цель была достигнута.

· Методы – как решать задачи, проводить исследование.

· Гипотеза – предположение, требующее доказательств.

· Теоретические основания – теории, в рамках которых проводится исследование.

· Объект – что исследуется.

· Предмет – как, в каком аспекте исследуется объект.

Параметры внешней оценки проекта:

· значимость и актуальность темы;

· корректность используемых методов;

· активность каждого участника проекта;

· коллективный характер принимаемых решений;

· характер общения и взаимопомощи;

· глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;

· эстетика оформления результатов;

· умение отвечать на вопросы оппонентов.

Работы рецензируются по следующим критериям:

· Актуальность поставленной цели.

· Новизна решаемой задачи.

· Оригинальность методов решения задачи, исследования.

· Новизна полученных результатов.

· Уровень проработанности исследования.

· Изложение доклада и эрудированность автора.

1. Ролевые проекты, например, инсценировка детских песен, разыгрывание фрагментов биографии композиторов и.т.д.

3. Сценарные проекты - сценарий внеклассного музыкального мероприятия для школы или отдельного класса.

4. Творческие проекты – музыкальные спектакли, театрализованные концерты, фестивали и.т.д.

6 . Практико-ориентированные проекты , например, дидактический материал по какой-либо теме, создание музыкальной игры и её описание и т.д.

По признаку предметно-содержательной области:

· монопроекты (вполне укладываются в классно – урочную систему)

· межпредметные проекты (используется в качестве дополнения к урочной деятельности)

По количеству участников проекта:

По продолжительности проекта:


Проект предполагает активизацию обучающихся: они должны сами добывать новые знания, общаться с другими людьми, искать фотографии и рисунки, и даже самостоятельно монтировать музыку и записывать ее. И, наконец, учащиеся, имеющие разный уровень музыкальной компетенции, могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, ученик, который обладает недостаточными музыкальными познаниями, может прекрасно владеть компьютером и.т.д.

Учитель и ученики идут этим путем вместе, от проекта к проекту. Проект, который выполняют ученики, должен вызывать в них интерес, увлекать их, идти от сердца. Любое действие, выполняемое индивидуально, в группе, при поддержке учителя или других людей, дети должны самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать и оценить.

2. Из опыта совместной разработки проектов.

“…дети любят искать, сами находить. В этом их сила”, - писал А.Эйнштейн; а "…творчество – разновидность поисковой активности", утверждал В.С.Ротенберг и что “на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького “искателя истины”, необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искания истины, лелеять проснувшуюся жажду знания”,- писал К.Н. Вентцель.

Принятый на веру материал обычно легко и быстро забывается, но если ребенок сам выработает мысль, самостоятельно освоив новое знание, то мысль эта сделается его собственностью. “…плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить” (Ф.А.Дистервег).

Ориентируясь на цели и задачи, которые стоят перед учителем музыки, и, зная запросы обучающихся в современном мире, я и применяю в своей работе проектный метод.

Свою деятельность по внедрению проектного метода начала в 2012 году, с изучения теоретической литературы:

в пособии представлены дидактические возможности учебного проекта и особенности методики его осуществления, которые позволят учителю глубже понять и эффективно использовать психолого-педагогические факторы этого метода в практической работе.

в книге изложены подходы к вопросам организации проектной деятельности учащихся в школе: что такое проектный метод, каковы основные требования к проекту, как правильно спланировать проектную деятельность на уроке и в масштабах школы, каковы основные проблемы и трудности метода проектов и мн. др.

Наиболее полно и широко применяю проектный метод в классах, где общий уровень развития обучающихся позволяет давать им и более высокий уровень знаний. Проектный метод использую, как на уроках в рамках программного материала, так и во внеурочной деятельности.

В начальной школе учебно-практическая самостоятельность состоит в высоком уровне владения способами действия. Проектная деятельность в начальной школе существует еще не в полной форме, это короткие творческие задания, вытекающие из изученного материала.

Тип проекта : творческий.

Цель: создание попурри из песен известных детских фильмов и мультфильмов с общей тематикой..

Задачи: развить художественно-эстетические творческие способности учащихся;

Формировать коммуникативные умения, навыки ролевого группового взаимодействия;

Воспитывать интерес, увлеченность и деятельностное отношение к музыке.

Готовясь к проектному уроку учащиеся готовят ответы на учебные вопросы по группам:

- Что роднит музыку с литературой?

- Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

- Что музыка потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы?

На этом этапе учащиеся учатся работать с различными источниками и выделять самое главное из огромного потока информации,

На уроке используя полученные знания, учащиеся находят ответы на проблемные вопросы:

- Что стало бы с литературой, если б не было музыки?

- Соперники или друзья музыка и литература?

Ответы на учебные и проблемные вопросы помогают учащимся ответить на главный основополагающий вопрос урока: Можно ли провести точную грань между искусствами: музыка и литература?

К концу урока учащиеся каждой группы представляют свой музыкальный проект. Попурри из песен известных детских фильмов и мультфильмов. Каждый такой проект должен быть не просто набором куплетов, но и иметь общую тематику и смысл: о дружбе, о доброте, о школе и т.д. На уроке каждая группа представляет свою работу, другие участники выбирают самый удачный, при этом оцениваются содержательность, смысловая последовательность куплетов и эмоциональное исполнение.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия. При которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; развивают у себя исследовательские умения.

Работа над проектом .

Просмотр м/ф и телефильмов, определение характера героев и их музыкальные характеристики.

Разучить полюбившиеся песни и инсценировать их.

Подготовить выступления для начальных классов.

Учащиеся посетили школьную библиотеку и нашли следующую литературу по данной теме:

Е. Гульянц. Детям о музыке. Москва, 2002г.

Я познаю мир. Музыка. Москва, 2000г.

Энциклопедия юного музыканта. Москва, 2000г.

Русский детский игровой фольклор. Москва, 2003г.

Просмотр м\ф и музыкальных телефильмов.

Все полученные знания, наглядный материал и впечатления, мы сумели обобщить и сказать:

Вслушайся: весь мир поет –

Шорох, свист и щебет.

Музыка во всем живет,

Мир ее волшебен.

Опираясь на теоретическую литературу, учитывая личную практику, можно сделать вывод:

Проект всегда дает возможность ученику учиться самому. Развиваются коммуникативные стратегии, школьники учатся действовать с разных позиций в коллективе. Проектная деятельность дает возможность расширить сферу действий в области искусства. Проектная – деятельность помогает разнообразить образовательный процесс, поддержать непосредственный интерес к изучаемому материалу для младших школьников или становится формой организации учебной деятельностью старшеклассников. Проектно - исследовательская деятельность предполагает совместную работу учителя и учащихся, способствует развитию творческих способностей детей, поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельности учащихся. В ходе работы над проектом, как правило, перерабатывается и обобщается большой информационный материал. Ребята используют материал не только из книг, газет и журналов, но также и Интернет-ресурсы. В проект вовлечены все учащиеся класса, что способствует высокому качеству знанию по предмету. Я считаю, что уроки музыки с использованием проектно-исследовательской деятельности наиболее интересны, не традиционны и эффективнее для восприятия учебного материала.

1.Музыка. 1-8 классы: развернутое тематическое планирование по программе Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой . Москва. Просвещение, 2012г.

3.Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. – М.: Просвещение,2011.- 192 с.

Содержимое публикации

Автор материала:

Лукъянчикова Наталья Юрьевна

учитель музыки

МБОУ "СОШ №5" г. Курчатова Курской области.

Применительно к уроку музыка, проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной, учебной и исследовательской деятельности.

Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение обучающимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.

Темы для проектов по предмету

"Музыка"

1. Что такое звук?

2. Почему звучат музыкальные инструменты?

3. Знакомьтесь, балет!

4. Какие бывают марши?

5. Экскурсия в мир оперы

6. Из жизни музыкальных инструментов (клавишные, духовые, струнные, смычковые и т.д.)

7. Музыкальные краски

8. Музыкальная азбука

9. Ритм, темп в музыке и в других видах искусства

10. Музыкальный язык: средства музыкальной выразительности

11. Музыкальный язык: форма музыкального произведения

12. Музыкальная азбука

13. Инструменты симфонического оркестра

14. Инструменты народного оркестра

15. Музыкальные стили и направления

16. Фольклорная и этническая музыка

17. Музыкальные инструменты разных стран и народов

18. Свет и музыка

19. Многокрасочность и колорит национальной музыки

20. Танцы, танцы, танцы

21. Острый ритм – джаза звуки

22. Музыкальный образ России

23. Разнообразие жанров народной музыки России

24. Волшебный мир романса

25. Образ природы в искусстве

26. Юмор в музыке

27. Женские образы в искусстве

28. Богатырская тема в музыке

29. Сказка в музыке

30. Поэзия и музыка

31. Музыка в кинофильмах

32. Вечные темы в искусстве

33. Музыка о войне

34. Музыка - оружие в борьбе за мир и свободу

35. Почему сказки о силе музыки есть у многих народов мира?

36. Музыка разных времен и эпох (барокко, классицизм, романтизм, музыка 20 века)

38. Жизненный и творческий путь любимого композитора (русского, зарубежного, современного)

39. История одного шедевра (о любимом произведении)

40. Камерная музыка: стили, жанры, исполнители

41. Музыкальный театр: прошлое и настоящее

42. Современна ли музыка Баха?

43. Такую жизнь нельзя назвать короткой (творчество Высоцкого)

45. Может ли быть современной классическая музыка?

46. Музыкальный калейдоскоп современности

47. Новые краски музыки 20 столетия

48. Слияние музыки двух столетий – рождение нового шедевра

49. Другая жизнь песни

50. Что есть красота в искусстве

51. Творческий путь любимого исполнителя

52. Композиторы-песенники – музыкальные символы своего времени (Дунаевский И. , А. Александров)

53. Выдающиеся русские исполнители – Шаляпин Ф., Ойстрах Д., Рихтер С. и другие

54. Российские музыкальные коллективы и исполнители.

55. Профессии, связанные с музыкой.

Фото-, видео- проекты

"Музыкальное селфи" в кабинете музыки.

Фотопроект "Мистер и Мисс Музыка"

Фото-, видеопроект "День музыки", "Урок музыки", "Музыкальная перемена".

Авторская фоторабота школьника "Мой музыкальный фоторепортаж".

Фото-презентация "У нас в школе" (свободная тема).

Фото-, видеорепортаж "Я на уроке музыки".

"День Победы" (свободная тема).

"Мой второй дом - школа №5".

Моё караоке (на любую выученную в школе песню, в т.ч. новогоднюю).

"Наш музыкальный кабинет".

Фоторепортаж на тему:

Мой любимый кабинет музыки.

Мой любимый музыкальный инструмент.

Я пою свою любимую песню.

Я занимаюсь музыкой.

Я и музыка (свободная тема).

Один день (утро, вечер) с музыкой.

Как я вижу музыку.

Не повторяется такое никогда (свободная тема).

Как я представляю песню ". ".

Пародия на песню.

Умники (и умницы, или умницы) 7 ". " класса.

У доски на уроке музыки.

Остановись, мгновенье, ты - прекрасно!

Посмотри глазами радости.

Переменка в моём классе.

( для начальных классов).

Музыкальное путешествие по миру старинной музыки

Танец - прошлое, настоящее, будущее

История музыкального письма

Стили и направления в музыке

Прошлое музыкального театра

Музыка и техника

Музыкальное прошлое разных стран

Музыкальное путешествие по России 20 века

Путеводитель по музыкальным музеям мира

Музей музыкальных инструментов

Музыкальное путешествие по странам Европы

Виртуальная экскурсия по музыкальным дорожкам

Образы Родины, родного края в музыке

Музыкальные театры народов мира

Музыкальное путешествие от Руси до России

Ритм вокруг нас

Мелодии и краски природы

Коллекция колокольных звонов

В стране музыкальных ритмов

Пришло Рождество, начинается торжество

Колядки на святки

Новый год – закружился хоровод

Весна пришла – свет и солнце принесла

Эх, песня русская, звучи!

Знаменитые и не очень… ( об исполнителях разных стилей и направлений)

След моего современника на аллее имен

Портретная галерея великих композиторов

Музыкальный образ и мастерство исполнителя

Влияние музыки на человека

Секрет музыки Моцарта

Последам одного шедевра

В музыкальном театре

Листая странички вокальной музыки

Странички любимого мюзикла

Музыка в мультфильмах

Классика на мобильных телефонах

Образы защитников Отечества в искусстве

Классика в рекламе

Есть ли у симфонии будущее?

Камерная музыка: стили, жанры, исполнители

Исследовательский проект. 5 класс

Темы проектов:

Защита Родины считалась высшей обязанностью и священным долгом человека во все времена. Для каждого народа, беззаветно любящего родную землю, не было, нет и не будет ничего, дороже Отчизны. Вот почему уже две тысячи лет человечество воспевает образ защитника Родины. Ему посвящают свои творения художники и скульпторы, поэты и композиторы. Познакомьтесь с некоторыми из них, а так же выясните, каков он – идеал защитника Отечества.

Музыка в театре, кино, на телевидении может выполнять разные функции: иллюстрировать действие; играть одну из главных ролей, раскрывая содержание спектакля, кинофильма, передачи. Является ли музыка неотъемлемой частью произведений театра, киноискусства, телевидения? Вам нужно найти ответ на этот вопрос самостоятельно.

Композитор может изобразить разное состояние природы и передать определенные настроения и чувства человека, созвучные этим картинам природы. Исследуйте взаимосвязь музыки и изобразительного искусства на примере нескольких произведений музыкального и художественного искусства.

Занятия пением положительно влияют на интонационное богатство речи, её выразительность, тонкость и точность в передачи соответствующих настроений, Пение в хоре развивает в человеке такую важную черту характера, как чувство коллективизма, общение с музыкой совершенствует духовную организацию человека и повышает его общую эмоциональность. Музыка способна стимулировать интеллект человека и оказывать психологическую помощь, вселять надежду и укреплять уверенность в себе и т.д.

Исследовательский проект. 6 класс

Темы проектов:

Защита Родины считалась высшей обязанностью и священным долгом человека во все времена. Для каждого народа, беззаветно любящего родную землю, не было, нет и не будет ничего, дороже Отчизны. Вот почему уже две тысячи лет человечество воспевает образ защитника Родины. Ему посвящают свои творения художники и скульпторы, поэты и композиторы. Познакомьтесь с некоторыми из них, а так же выясните, каков он – идеал защитника Отечества.

Нотная грамота для обучающихся младших классов (ноты, звуки высокие и низкие, ключи, тактовая черта, знаки альтерации и т.д.)

Исследовательский проект. 7 класс

Темы проектов:

Обратившись к этой теме, вы сможете сосредоточить своё внимание не только на фольклоре, песенном творчестве композиторов-классиков или современных композиторов, но и рассмотреть творчество какого-либо одного композитора как его песнь о жизни, о родной земле… Эта тема даст вам возможность проявить свои исполнительские способности.

Эта тема поможет вам собрать и систематизировать необходимую информацию о композиторах, исполнителях и исполнительских коллективах, музыкальных центрах, традициях вашей малой родины.

Опыт знакомства с симфониями русских и зарубежных композиторов поможет вам ответить на этот непростой вопрос. Важно попытаться понять, что главным героем всех симфоний является человек с его мыслями и чувствами, отношением к окружающему миру.

При разработке этой темы вы можете проследить путь трансформации различных жанров музыкального театра (оперы, балета, мюзикла) на протяжении нескольких столетий. Может быть вы сумеете продемонстрировать свои представления об этом, исполнив или подобрав для слушания фрагменты музыкальных спектаклей?

Широкий диапазон камерной музыки даёт возможность обобщить имеющиеся у вас знания, проявить навыки исполнения такого рода произведений (сольные, ансамблевые, коллективные формы).

Обращение к музыкальному фольклору – народной мудрости – позволит вам исследовать содержание подлинных (аутентичных) и стилизованных образцов музыкального фольклора, а также различные манеры и стили создания и исполнения этих произведений.

Освоение музыки и исследование знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о взаимосвязи музыки с другими видами искусства и жизнью.

Знакомя учащихся с темой проекта, обязательно акцентирую внимание на оформлении исследовательского проекта (презентации) и даю соответствующие рекомендации по наполнению проекта.

Проект по музыке в 5 классе по теме

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Проект "Русские народные песни " выполнен в 5 классе. В рамках проектной деятельности в нашей школе предусмотрено выполнение проектов на уроках. Проект прослеживает несколько целей: -изучение истории возникновения русской народной песни; -выявление особенностей жанра русской народной песни; -определение классификации русских народных песен; -знакомство с русскими народными инструментами и историей происхождения некоторых и них.

Читайте также: