Проектная деятельность по математике в начальной школе

Обновлено: 18.04.2024

Данная проблема является актуальной, но не достаточно изученной. В связи с этим мне хочется разобраться в значимости изучения немецкого языка в мире, в России, в нашей республике и конкретно в Алагирском районе.Сейчас немецкий язык изучается со второго класса. Во многих школах республики немецкий язык изучается как второй иностранный, но не в нашем районе. И я решила выяснить, какой процент учеников изучают немецкий язык, в соотношении с английским.

Представленная разработка демонстрирует приёмы и способы выполнения авторских панно, с использованием текстильных материалов с быстрым визуальным эффектом.

Работа состоит из двух частей - текстовой и инфографики. Была создана для метапредметной олимпиады "Не прервется связь поколений" в 2020 году, получив статус "Победитель". Посвящена героическому трудовому подвигу подростков в тылу во время Великой Отечественной войны.

Весной, как только начинает таять снег, вдоль дорог, в канавах, на окраине села, на стадионе, около домов, у магазинов, по берегу реки можно увидеть горы мусора. Это никак не красит нашу природу. Огромные горы лежалого мусора- это реальная угроза здоровью жителей. Я решила узнать, что можно сделать, чтобы на улицах не было столько мусора? Оказывается, в нашем селе организация сбора, вывоза, утилизации бытовых отходов – очень актуальная проблема. Так возникла тема исследования.

В работе рассматривается понятие агрессии, роль агрессии в жизни человека, приводятся результаты исследования проявлений агрессии в подростковом возрасте.

Растительный организм - очень сложная система, в которой постоянно происходят различные биохимические и физиологические процессы. На скорость протекания данных процессов влияют стимуляторы роста и развития растений. Проблема заключается в том, что не изучена эффективность стимуляторов роста веществ на личном опыте, и они продаются по разной цене и некоторые стоят очень дорого. Какой лучше? Тема является актуальной для многих людей, поэтому мы решили раскрыть её в нашей проектной работе. Для изучения данной проблемы необходимо провести исследования.

Исследование правления английских монархов Генриха VIII и Марии Кровавой из династии Тюдоров и русского царя Ивана IV для того, чтобы выяснить чье правление было более кровавым.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Проектная деятельность на уроках математики в начальной школе

Поэтому всё более актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

В последние годы эту проблему в начальной школе мы решаем, в частности, и через организацию проектной деятельности.

Что такое проектная деятельность?

Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая, игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата.

Проектная деятельность учащихся начальных классов – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление.

Проектная деятельность содержит:

- выбор средств ее достижения;

- поиск и обработку информации, ее анализ и синтез;

- оценку полученных результатов и выводов.

Проектный метод направлен на …

-развитие критического мышления,

- умения работать с информацией;

- формирование умения работать в коллективе;

Классификация проектов достаточно разнообразная. Она определяется:

1) По доминирующей деятельности учащихся :

2) По продолжительности:

3) По количеству участников:

4) По охвату предметов:

5) По форме продукта:

газета, буклет, журнал, словарь, сборник сочинений, спектакль, стенгазета,

мультимедийный продукт и т.д.

Таким образом, в основу метода проектов была положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Для ребёнка важно, что внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат Он получает опыт деятельности, который становится бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения.

Проблема — Проектирование (планирование) - Поиск информации — Продукт — Презентация.

В нашей школе утверждено положение о проектно-исследователь ской деятельности учащихся на уровне основного общего образования , где прописаны цели, задачи, организация проектно-исследователь ской деятельности учащихся, основные требования к учебному проекту, его оформлению, указаны критерии оценивания учебного проекта, продуман механизм стимулирования победителей. И мы, работая над проектами в начальной школе, опираемся на этот документ.

Для выполнения каждого нового проекта, задуманного самим ребенком, группой детей, классом (самостоятельно, или при участии учителя) решается несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач.

Считаю, что учебные проекты становятся тем инструментом, который позволяет поддерживать учебную мотивацию (каждый ребёнок видит результат), и формирует у учащихся универсальные учебные действия.

От проекта к проекту мы формируем умение распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать свои действия и действия членов своей группы.

Специфика каждого проекта преимущественно связана с опорой на тот или иной круг предметных знаний и способов действий

В начальном курсе математики проекты распределены таким образом, что позволяет внести в изучение предмета занимательность. И здесь я хочу вспомнить слова Блеза Паскаля, одного из основателей математического анализа , теории вероятностей и проективной геометрии .

В каждом классе, только на уроках математики, запланировано по 2 проекта, первый проект проводится в 1-ой четверти, второй- в 3-ей.

2 класс

(3 четверть, 85 урок) проект завершает раздел « Письменные приемы

Квадрат. Задачи на разрезание и составление фигур .

3 класс

4 класс

Подробнее остановлюсь на проекте

Тип проекта -исследовательско-информационный

Задачи проекта были поставлены самые простые, т.к. это был 1-ый проект.

Формировать умение подбирать текстовую информацию, выделять из большого количества информации главное;

Расширять представления о числах на материале устного народного творчества;

Формировать умение слушать и слышать собеседника;

Формировать умение представлять результат своей работы.

Содержание проектной деятельности

1этап. (Проблема). На одном из уроков математики мы говорили о том, что с математикой мы встречаемся повсюду. Мы, порой, даже не обращаем на это внимания. Мои ученики заметили, что во многих физминутках, считалках используются числа. Перед детьми встала проблема, а где ещё мы встречаем числа? 2этап. Проектирование (планирование). Дети собирали материал по заданной теме, распределили работу в группах, выбрали ответственных (это оказалось непростым делом)

3этап. Поиск информации. На родительском собрании я обратилась к родителям с просьбой помочь детям в отборе и оформлении материала.

Мы с детьми посетили библиотеку, рассматривали книги, в которых встречаются загадки, пословицы и поговорки с числами.

4этап. Продукт. На уроке, работая в группах, ребята выполняли предложенные задания, и каждый отвечал за свою часть работы.

Проект получился ярким, дети и родители проявили высокую активность в подготовке проекта. Первоклассники учились пользоваться дополнительной литературой, материалами интернета. Данный проект направлен на развитие творческого потенциала, фантазии. Первоклассники учились давать оценку полученным результатам. Ребята были отмечены грамотами за успешное выполнение проекта.

Которые также способствуют математическому образованию детей .

Работая над проектом, учителю не следует забывать, что основными критериями успешности являются радость и чувство удовлетворения у всех его участников от осознания собственных достижений и приобретенных навыков. Роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах, и от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, — зависит судьба проекта в целом.

При переходе на уровень основного общего образования учащиеся успешно ставят учебные цели, задачи, планируют их реализацию. Ведущим способом решения этой задачи является формирование способности к проектированию. Работа по организации проектной деятельности позволяет дифференцировать подготовку учащихся в области метапредметных результатов, оценить достижения требований стандарта на разных уровнях. Даёт возможность учителям на основе полученных результатов организовать индивидуальную работу с учащимися, как начального, так и основного уровней образования.


Актуальность применения метода проектов в начальном образовании обусловлена необходимостью совершенствования образовательного процесса с целью личностного и познавательного развития детей. Реализация проектно-исследовательской деятельности является актуальной проблемой в школьном образовании зарубежной и российской школ. Формирование способности и готовности учащихся самостоятельно творчески работать позволит совершенствовать образовательный и воспитательный процессы в начальной школе.

По вопросу рекуперации метода проектов в начальном образовании написано достаточно работ, однако практического материала по применению названного метода на уроках математики в начальной школе недостаточно. Особую сложность испытывают учителя начальных классов при выборе тематики исследований. В соответствии с требованиями ФГОС НОО при обучении младших школьников педагог использует системно-деятельностный подход. Внедрение метода проектов поможет учителю достичь высоких результатов при соблюдении данного подхода.

Вследствие реализации системно-деятельностного подхода при формировании исследовательской компетенции младших школьников выпускник начальной школы будет обладать следующими личностными качествами:

‒ обладать навыком самостоятельно приобретать знания, эффективно применять их на практике;

‒ критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи [1].

Хотя метод проектов достаточно известный, но и сегодня он актуален, потому что во время его осуществления дети используют полученные знания на практике, у них формируется самостоятельность, опыт работы в группах, увлечённость работой. Разные точки зрения использования метода проектов отражали в своих работах Г. Б. Голуб, В. А. Далингер, Дж. Дьюи, П. Ф. Каптерев,В. Х. Килпатрик, Е. Колингс, М. В. и др [2]. В педагогике он применяется вместе с систематическим предметным обучением, как элемент системы образования.

‒ приспосабливаться к жизненным ситуациям, самостоятельно приобретая необходимые знания, со знанием дела практиковать, решая разные вопросы;

‒ по-своему критически рассуждать, быть способным понять возникающие в жизни проблемы и искать пути разумного их разрешения;

‒ ясно осмысливать, где и каким образом приобретенные им познания могут быть задействованы окружающей обстановке; быть способным воспроизводить новые идеи, творчески мыслить;

‒ работать с информацией согласно правилам подбирать нужные для исследовательской работы задачи, факты, анализировать их, предлагать гипотезы решения проблемы, обобщать, сравнивать с подобными или противоположными версиями, выявлять статистические закономерности, формулировать обоснованные выводы на их основе видеть и решать другие проблемы;

‒ быть общительным, контактным в различных общественных стратах, быть способным действовать вместе в различных областях, предупреждая конфликтные эксцессы или умело обходя их;

‒ индивидуально работать над формированием собственного интеллекта [2].

Рассмотрим педагогические условия использования метода проектов при обучении младших школьников.

Использование проектного метода обучения предполагает знание учителем разработки и создания проекта. Формирование исследовательского метода предполагает организацию на уроках процесса выработки новых знаний, закрепление и систематизацию пройденного материала. Главным результатом проектно-исследовательской деятельности является интеллектуальный, творческий продукт.

Данная деятельность призвана развивать: научное мышление, интеллектуальную инициативу, коммуникативные качества личности, творческий подход к собственной деятельности, представления о межпредметных связях. Также в процессе данной деятельности активизируется интерес к знаниям, осваиваются новые информационные технологии, обеспечивается установка на престижность знаний. Эффективность использования данного метода объясняется фактом самообразования учащегося при помощи учителя. Педагог в данном случае играет роль координатора, направляющего деятельность учеников.

В научной литературе описаны этапы проектно-исследовательской работы: проблематизация — определение проблемы; целеполагание — трансформирование проблемы в личностно-значимую цель; планирование — проект проведения работы; реализация — действенный этап воплощения проекта в жизнь; рефлексия — последняя ступень, предполагающая осознание, анализ работы, попытку увидеть перспективу, оценка своих действий.

При разработке урока, включающего в себя ознакомление с одним из этапов проекно-исследовательской работы, учитель уточняет положения математической теории, выполняет соответствующий анализ научных сведениц, подбирает темы для проектов, формулирует вопросы, ответы на которые будут помогать детям в реализации проекта.

В учебниках математики разных образовательных систем уровень введения понятий различен, но при этом заложена концепция образования исследовательских умений, что имеет немаловажное значение при выполнении проекта. Применение проектного метода обучения предусматривает знание учителем концепции формирования и перечня исследовательских умений.

Рассмотрим примеры введения проектно-исследовательской работы в учебную деятельность младших школьников. Подобная работа проводилась нами в период педагогической практики.

Далее ребенок работает над поставленной задачей, собирает и обобщает информацию по теме задания. Затем он может оформить работу в виде коллажа либо реферата, а на самом уроке — представить и защитить проект.

Проект может быть как единоличным, так и групповым, как творческим, так и практически-направленным, а плодом проектной работы является творческий продукт. Посредством осуществления метода проектов достигается самосовершенствование ученика. Метод проектов органично дополняет и расширяет учебную деятельность учащихся на уроке.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. М. 2011. 43с.
  2. Полат, Е. С. Метод проектов: типология и структура [Текст] / Е. С. Полат // Лицейское и гимназическое образование. — 2002. — № 9. — С. 9–17
  3. Феоктистова В. Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты. Волгоград: Учитель, 2011. — 142 с.
  4. Коваленко О. А. Наука и школьная практика. Методы формирования исследовательских умений младших школьников // Начальная школа плюс до и после. 2011. № 2 С. 83–87.

Основные термины (генерируются автоматически): проектно-исследовательская работа, метод проектов, начальная школа, начальное образование, поисковая работа, проектно-исследовательская деятельность, проектный метод обучения, собственная деятельность, творческий продукт, учебная деятельность.


ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современное общество неумолимо движется вперед, оно постоянно меняется, появляются новые и новые способы образования, педагогами и учителями новаторами изобретаются технологии обучения, направленные на индивидуальное становление личности, на формирование творческого мышления и навыка самостоятельного поиска необходимой информации, ставится задача развить у младших школьников универсальные учебные действия такие как: умения ставить перед собой задачи и решать их, преодолевая жизненные проблемы.

В настоящее время основной целью современной школы является формирование общекультурных интересов, широкого кругозора и общечеловеческих ценностей. Именно поэтому одной из основных задач школы является создание необходимых, полноценных условий для развития каждого школьника как личности и формирование его активной позиции. Таким образом перед педагогами возникает такая задача, как необходимость подготовки ученика начальной школы к деятельности, которая научит того размышлять, предсказывать и планировать свои действия, разовьет познавательную и эмоционально-волевую сферу, создает условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволит адекватно оценивать свою работу. Именно проектная деятельность в образовании будет способствовать достижению вышеуказанных задач.

Цель исследования – теоретически обосновать способы использования проектной деятельности учащихся начальных классов на уроках математики.

Согласно новым требованиям образования, перед школой во главу встала задача развития творческой активности учащихся. В этой связи в настоящее время внимание педагогов направлено на поиск и реализацию эффективных путей развития творческих способностей учащихся [1]. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Анализ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) и примерной основной общеобразовательной программы начального общего образования (ООП НОО) показал, что среди требований, предъявляемых к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представлены требования непосредственно связанные с формированием творческой культуры личности учеников. Как раз через проектную деятельность учитель сможет развить творческий потенциал в своих учениках.

Метод проектов не новое изобретение ученых умов, его использовали в своей работе многие известные педагоги. Так, американский философ, психолог и педагог Джон Дьюи считал метод проектов – выполнением учеником определенного задания с использованием самостоятельно подобранной литературы, материалов музеев, архивов и т. п. Таким образом, ученики приобретают навыки сбора и обработки информации [2]. По мнению Дьюи, благодаря методу проектов ученики, выполняя проект, узнают нужные сведения из различных предметов и областей, а учителю отводится роль помощника. В таком методе преобладает самостоятельная работа детей.

Педагоги вновь обратились к этому методу. Ведь в его основу положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Этот метод предполагает использование учителем при проектировании и осуществлении образовательного процесса личностно-ориентированного подхода, который поддерживается, помимо общепринятых, дидактическими принципами:

Принцип детоцентризма. В центре творческой деятельности находится ученик, который проявляет свою активность. У него имеются замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать свои возможности.

Принцип кооперации. В процессе работы над проектом осуществляется широкое взаимодействие учащихся с учителем и между собой.

Принцип опоры на субъектный опыт учащихся. Каждый, работая над проектом, имеет хорошие возможности применить уже имеющийся у него собственный опыт и знания.

Принцип учёта индивидуальности учащихся: их интересов, темпа работы, уровня обученности;

Принцип свободного выбора: темы проекта, подтемы, партнёров в работе над проектом, источников и способов получения информации, метода исследования, формы представления результатов.

Принцип связи исследования с реальной жизнью. Происходит объединение знаний и практических действий.

Принцип трудной цели. Легко достижимый результат не является для многих учащихся мобилизующим фактором [3].

Конечно, необходимо подготовить школьников к такой работе. На выполнение проектов следует выделять урок, где ученики смогут работать в группах, советоваться с учителем, оценивать друг друга и хвалить за достойно выполненный проект.

Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита проекта), где учащиеся докладывают о проделанной ими работе. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, продукт работы над проектом, определяет форму проведения презентации. Целью проведения презентации является выработка или развитие презентативных умений и навыков: демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения, анализировать ход поиска решения, аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта, самоанализ успешности и результативности решения проблемы.

После защиты проекта оформить выставку проектных работ важно, чтобы дети ощутили потребность в изготовленных изделиях, чтобы поняли, что их проект несет определенный смысл, что учитель гордится проведенной работой школьника. Сущность данного направления педагогической деятельности заключается в создании определенной системы работы по развитию способностей учащихся путем организации исследовательской деятельности, созданий условий для полноценного формирования исследовательских умений и навыков.

Не стоит забывать, что у учащихся этого возраста наглядно-образное мышление, любопытство и интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета. Поэтому для проекта требуется личностно и социально значимая проблема, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, находящаяся в зоне ближайшего развития младших школьников. Именно проектная деятельность дополнит серьезную и увлекательную науку Математику и позволит закрепить, расширить, углубить полученные знания, создаст условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Список использованной литературы.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс].

Латышина, Д. И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие / М.: Гардарики. – 2009. – 587 с.

Проектная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] : электрон. учеб. пособие / сост. С. Л. Михеева, И. В. Кузнецова. - Электрон. дан. - (17,2 Мб). - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, – 2018.

Читайте также: