Проектная деятельность логопеда в школе

Обновлено: 05.07.2024

В статье представлен опыт работы учителя-логопеда по применению проектной деятельности обучающихся на начальной ступени образования в условиях логопедического пункта общеобразовательной школы с целью повышения речевой активности, преодоления речевого негативизма, коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста.

учитель-логопед, речевые возможности, проектная деятельность, коррекционная работа, творческие идеи.

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с речевыми нарушениями. Трудно переоценить возможности для речевого развития ребенка, которое дает проектная деятельность. Она позволяет ребенку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, готовит его к успешному обучению в школе. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.

Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи, дети с недоразвитием речи учатся аргументировать свою позицию, ставить проблему, находить пути решения, планировать, прогнозировать, самостоятельно работать с информацией, мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать, адекватно общаться с окружающими. Все это создает неповторимую атмосферу творческого поиска, благоприятные условия для оптимального развития детей школьного возраста. Конечно же, проектный метод нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельный, он становится частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносит в них дух современности, новые способы взаимодействия логопеда и ребенка, новые стимулы, служит для создания благоприятного эмоционального фона, способствует включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Цель проектной деятельности учителя-логопеда в образовательном учреждении: повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития школьников.

Задачи проектной деятельности:

- пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи;

- развивать речевые и творческие способности детей;

- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;

- увеличить объем коррекционного воздействия;

- повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания;

- побуждать детей к совместной деятельности;

- объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал;

- стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.

Проекты различны по типологии, они отличаются по количеству участников, по содержанию, по продолжительности, по доминирующему виду:

- по количеству участников – индивидуальные, групповые, коллективные, парные;

- по продолжительности – краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные;

- по доминирующему виду – творческие, исследовательские, игровые, информационные, практико-ориентированные.

Для реализации проекта необходимо решать следующие задачи:

- проанализировать литературу по теме;

- разработать план проектной деятельности по теме;

- привлечь родителей к активному участию в работе;

- реализовать проект с демонстрацией результатов;

- провести анализ и результативность проделанной работы.

Этапы реализации проекта:

Первый этап – организационный. Включает создание всех необходимых условий для обеспечения внедрения и освоения инновации.

Второй этап – практический. Включает непосредственное создание проекта.

Третий этап – заключительный. Презентация авторского проекта.

Основные требования к использованию метода проектов в коррекционно-логопедической работе:

- в основе любого проекта лежит речевая проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;

Логопедические проекты направлены на создание условий для полноценного речевого развития школьников и имеют различные направления: формирование артикуляционной моторики, развитие правильного речевого дыхания, фонематических процессов, усвоение правильного звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, связного высказывания. Метод логопедических проектов представляется как способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда, ученика и родителей.

- формирование у детей понятия о правильном дыхании; обучение технике диафрагмально-релаксационного дыхания;

- приобретение детьми навыков дифференциации носового и ротового дыхания, эффективности использования речевого дыхания;

- формирование силы, плавности и направленности выдыхаемой воздушной струи;

- привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей.

Вид проекта: п рактико-ориентированный, краткосрочный, коллективный.

Содержание работы с детьми:

- развитие силы и целенаправленности воздушной струи при коррекции звукопроизношения на логопедических занятиях;

- игровые упражнения для развития физиологического (нижнедиафрагмального) и речевого дыхания с использованием мультимедийных презентаций, красочных иллюстраций, специальных пособий;

- изготовление пособий для дыхательной гимнастики.

Содержание работы с семьей:

- совместное с детьми изготовление пособий для занятий дыхательной гимнастикой.

Содержание работы с педагогами:

- изготовление специальных пособий для проведения дыхательной гимнастики с детьми;

- практическое применение результатов детско-родительского творчества.

Практический результат проекта:

- практическое применение продуктов проекта в формировании речевого дыхания.

Метод проектов в работе с детьми – это оптимальный, инновационный и перспективный метод в системе школьного образования, способствующий всестороннему развитию личности ребенка и коррекции речевых нарушений детей в частности. Проектная деятельность дает детям возможности синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Список использованной литературы:

5. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. – М.: Владос, 2001. – 136 с.

Государственные стандарты общего образования нового поколения предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить обучающегося знаниями – на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём.

Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность.

Для повышения эффективности логопедической работы в образовательном процессе, наряду с исправлением речи, используется исследовательская работа. А исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Подобная деятельность, ставящая обучающихся в позицию “исследователя”, занимает ведущее место в современных системах развивающего обучения. Исследовательская работа в начальной школе сейчас особенно актуальна, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления.
Проектная деятельность направлена на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, навыков подготовки к учебной деятельности, правильного распределения времени, планирования и самоконтроля. Логопедическое обучение школьников осуществляется при взаимодействии взрослого и ребенка. Это сотрудничество способствует обучению детей самостоятельному поиску путей и способов решения собственных проблем. Ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.

Метод проекта предоставляет ребенку уникальную возможность реализовать свои фантазии и соединить их с мечтой о взрослости. Работать над проектом способны дети разного уровня подготовленности. Главное - помочь ребенку поверить в свои силы. Наиболее полно и воспринимается детьми то, что было интересно, то, что нашел и доказал он сам.

Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в нашей жизни, в учёбе. Нужно только найти его и подсказать детям, что приведёт их самих к интересным и необычным находкам и открытиям. Посещая логопункт, дети не только учатся правильной речи, но и самостоятельно пробуют добывать новые знания, экспериментировать, исследовать, делать выводы.

К их созданию побудило то, что овладение новыми знаниями помогает и способствует компенсации речевого недоразвития ребёнка, психических процессов, а также способствует развитию самостоятельности, настойчивости, толерантности, формированию интереса к логопедическим занятиям.

Метод проектов помог в формировании социально-личностных качеств ребенка – это самостоятельность, активность, ответственность, терпение, умение выслушивать друг друга, работать совместно в коллективе. У детей сложились интеллектуальные предпосылки для успешного дальнейшего обучения.

Педагогическим результатом проектной деятельности является, прежде всего, сама деятельность. И с точки зрения детей тоже. Они что-то делали, у них родилось множество идей и замыслов, они столкнулись с необычными проблемами, преодолели их, узнали много нового, использовали свои знания. Об этом очень важно рассказать во время презентации. А продукт - это одно из воплощений замысла.
Полезность в том и заключается, что мы не рассказываем ребенку ничего лишнего. У него есть право выбора первого шага, хода и даже цели проекта. Идя к этой цели, он сталкивается с тем, что ему приходится "добывать" знания, а затем соединять разрозненные сведения, "нанизывать" их на некую свою цель. Он черпает из разных предметных областей только необходимые знания и использует их в той деятельности, которая ему интересна.

Моя задача, как учителя-логопеда не просто давать задания и оценивать их выполнение, а умело подводить ребят к поставленной цели, помогать выбирать нужные сведения из общего потока информации.

В результате работы по реализации проектов у школьников значительно расширился словарный запас, сформировался грамматический строй речи, и развилась связная речь. Данный проект помог детям обрести навыки исследовательской деятельности, вовлек школьников в творческую деятельность, а мне – реализовать многие цели и задачи по работе над правильной речью детей.

Строя учебный процесс на основе развивающего обучения, по словам Л.С.Выготскго “Обучение, которое в качестве ведущих целей рассматривает обеспечение развития высших психических функций личности в целом через овладение внешними средствами культурного развития, является развивающим и приобретает при этом целенаправленный характер. Результатом такого обучения служит достигнутый ребенком уровень развития личности, его индивидуальности”.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Использование проектной деятельности

в работе школьного логопеда.

Организация учебной деятельности как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя - субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. На современном этапе развития образования становится острой проблема увеличения количества детей с нарушением речевого развития и, соответственно проблема школьной дезадаптации у этой категории детей, которая проявляется в низкой успеваемости, в отклонениях от норм поведения, в трудностях взаимоотношений с окружающими.

Проблемами речевого развития младших школьников занимались в разное время такие авторы, как Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Л.Н. Ефименкова, Т.Б. Филичева и другие. Однако в специальной литературе мало данных о применении метода проектов в логопедии как средства коррекции речи. Поэтому вопросы изучения возможности применения метода проектов в логопедической практике, его особенности в условиях школьного логопункта, влияние на преодоление речевых недостатков, определение педагогических условий, обеспечивающих использование метода проектов, приобретают особую актуальность.

Проектная деятельность относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах школьников, приносит им удовлетворение, значит, личностно ориентирована на каждого ребёнка. Особое значение проектной деятельности в практике учителя-логопеда заключается в том, что она (проектная деятельность) способствует компенсации речевого недоразвития ребёнка, психических процессов, а также способствует развитию самостоятельности, настойчивости, толерантности, формированию интереса к логопедическим занятиям [2, c . 17].

Работа над проектом с учащимися, посещающими логопедические занятия, трудоёмкая и сложная в первую очередь потому, что эти дети имеют свои психологические особенности, не говоря о том, что они часто из разных классов в группе и иногда не знакомы друг с другом.

В результате: повысился интерес к занятиям, психологическое состояние детей улучшилось, была совместная деятельность детей и взрослых, дети упражнялись в подборе слов разных частей речи, построении предложений рифмовке, словообразовании и это, конечно, поможет в компенсации речевых недостатков и отразится на повышении успеваемости, в частности, по русскому языку и литературному чтению.

Результаты использования метода проектов на логопедических занятиях и во внеурочной деятельности по предмету показали, что у детей расширился словарный запас, повысилось внимание к звучащей речи, они стремятся логично выражать свои мысли, излагать добытую информацию, у некоторых – повысилась самооценка, а родители показывают заинтересованность в результатах коррекционно-развивающей работы. Это ли не наглядный результат использования метода проектов в логопедической работе?

1.Николаева О.В., Дьяковская М.А.Создание детско-родительских проектов в начальной школе.// Логопед.2011. -№3. –с.81 -94.

2.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: Аркти,2009.

3.Якимович О.А. Детско-взрослые образовательные проекты.//Логопед.2009.-№3. –с.23 -28.


Каково же место проектного метода в воспитательно-образовательном процессе, в работе учителя-логопеда в частности?

Работа логопеда при внедрении проектного метода имеет свои особенности, так как конечным продуктом является формирование речевой деятельности ребенка. Причем, проект не должен быть самоцелью, т. е. включение обучающихся в проект рассматривается как возможность предоставления им опыта достаточно самостоятельной речевой деятельности. Задача учителя-логопеда в этом случае состоит в том, чтобы подобрать такие виды и продукты проектной деятельности, которые были бы адекватны возрасту детей, так сформулировать цели предстоящей работы, чтобы они были доступны, понятны и, что не менее важно, интересны и значимы для детей данной возрастной категории.

Логопедическая работа в специальной (коррекционной) школе VIII вида характеризуется большим своеобразием, которое определяется особенностями высшей нервной деятельности, психологическими особенностями детей с нарушением интеллекта.

У школьников с нарушением интеллекта отмечается слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении; нарушение смыслового программирования речевой деятельности. Вследствие чего нарушается контроль над собственной речью. Наблюдается прямая зависимость между уровнем мотивации к исправлению речевых дефектов и сформированностью саморегуляции речевой деятельности. Их мотивы отличаются примитивной эмоциональной окраской, они нестойкие, ситуативные.

Расстройства речи носят стойкий характер, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов. Именно мотивация, системность и комплексность определяют эффективность и результативность коррекционной работы. В связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у умственно отсталых детей изменяются с трудом, необходимо особенно тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков. Усвоенные в логопедическом кабинете речевые навыки исчезают у данной категории детей в других ситуациях, на другом речевом материале. Трудности в речевом плане пугают их, а некоторым лень напрягаться, другие считают это ненужным

Каковы же возможности использования элементов проектной деятельности в практике учителя-логопеда, работающего в специальной (коррекционной) школе VIII вида?

Дети, в большинстве случаев, положительно относятся к логопедическим занятиям, это связано с занимательной формой проведения занятий, необычностью обстановки, новизной заданий и т. д.

Введение в логопедическую практику элементов проектного метода позволяет не просто запоминать и воспроизводить имеющиеся у обучающихся знания, но и актуализировать их, обобщать, структурировать и осознанно применять на практике, повышать учебную мотивацию.

Метод проекта в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации. Прежде всего, он ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатком интеллекта и на коллективную деятельность учащихся — парную, групповую (иногда индивидуальную), которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. На логопедических занятиях такое проектирование возможно только в краткосрочном варианте, занимать 2–3 урока, одну неделю.

Деятельность учителя-логопеда играет ведущую и направляющую роль. Также требуется тщательная дозировка заданий и речевого материала, любая задача должна быть максимально разложена на простейшие составляющие. Это позволяет повысить значимость у ребенка собственных достижений. Логопед самостоятельно дозирует объем заданий, организует пошаговое сопровождение детей. Это позволяет повысить эффективность работы по коррекции речевых нарушений, способствует активизации познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, оказывает положительное влияние на формирование личности в целом.

Не все учащиеся в силу их индивидуальных особенностей, уровня интеллектуального и физического развития могут полностью самостоятельно выполнить проект, поэтому необходимо формировать группы так, чтобы были задействованы учащиеся с разными уровнями развития.


Опыт использования рассматриваемого метода показывает, что реализация проекта логопедической направленности может быть осуществлена в рамках тематических или предметных недель, таких как, например: недели русского языка, недели начальных классов, а также параллельно с подготовкой к общешкольным праздникам, посвященным 8 Марта, Дню Защитника Отечества, Новому году и т. д.

Таким образом, проектно-исследовательский метод в работе учителя-логопеда позволяет планомерно раскрыть содержание материала, благоприятно сказывается на развитии связной речи детей, раскрепощает их речевую активность, приучает делать необходимые выводы на основе проводимых исследований и последовательно, осознанно оречевлять производимые ими действия.

Цель: упражнение детей в правильном звукопроизношении в занимательных для детей видах деятельности;

Масштаб проекта: временной — неделя.

  1. Развивать умения различать гласные и согласные звуки.
  2. Развивать силу голоса, интонацию, выразительность речи.
  3. Воспитывать общительность, коммуникабельность в ситуациях, возникающих в жизни.
  4. Воспитывать желание говорить правильно и красиво.
  5. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
  6. Прививать любовь к родному языку.
  7. Воспитывать общительность, коммуникабельность в ситуациях, возникающих в жизни.

Внеклассное мероприятие внутришкольное для 1–4 классов

Последний этап проекта — защита — всегда самый зрелищный. На защиту приглашаются гости (педагоги), родители. Вначале мы объясняем, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проектов яркая, интересная, продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.

Таким образом, можно сказать, что выбранная технология проектирования позволяет решать важные задачи речевого и психического развития школьника:

 расширить знания детей об окружающем, пополняя тем самым словарный запас;

 совершенствовать звуковую сторону речи;

 развить способность к словотворчеству;

 формировать личностные качества ребенка;

 развитие коммуникативных навыков;

 добиться значительной положительной динамики в речевом развитии детей.

Основные термины (генерируются автоматически): VIII, проектный метод, класс, ребенок, речевой материал, задача учителя-логопеда, категория детей, коррекционная работа, проектная деятельность, речевая деятельность.

Похожие статьи

Использование метода проекта в коррекционно-развивающей.

ребенок, проектная деятельность, дошкольный возраст, проектный метод, непрерывная образовательная деятельность, образовательный процесс, нарушение речи, работа, восточная мудрость.

Проект по организации коррекционной работы на основе.

ребенок, коррекционная работа, проектный метод, занятие, игра, пересказ, проект, детский сад, дошкольное образование, проектная деятельность. Взаимодействие учителя-логопеда и семьи в образовании детей.

Проектная деятельность как одна из форм построения.

Между тем деятельность педагога в таких группах осложняется не только использованием особых форм и методов работы с детьми с ОНР, координацией деятельности воспитателя и учителя-логопеда.

Использование нетрадиционных методов коррекции речевых.

Предполагаемые результаты нетрадиционных методов коррекции речевых нарушений. Биоэнергопластика. Кинезиология.

Аммосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе: Логопед, № 6, 2004.

Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета

Устранение речевых недостатков — кропотливый труд, требующий от ребенка усидчивости, терпения, напряжения мыслительной деятельности.

Панно многофункционально и удобно: учитель-логопед и ребенок могут легко и быстро прикрепить к нему любую картинку.

Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с общим.

Коррекционная работа в группе осуществляется под руководством и контролем логопеда. В группе я, как воспитатель, осуществляю коррекционные задачи: закрепляю речевые навыки по заданию логопеда; максимально пополняю.

Проектно-исследовательский метод как средство.

А формирование, развитие связной речи у детей с речевыми проблемами — одно из основных направлений в коррекционном обучении.

Такое единение детей, педагогов и родителей дает возможность сделать проектно-исследовательскую деятельность более познавательной и.

Приёмы активизации речевой деятельности у неговорящих детей

ребенок, логопедическая работа, речевая деятельность, взрослый, Игра, речевое подражание, развитие, игровая деятельность, упражнение, ход упражнения.

Нетрадиционные подходы к организации логопедической работы.

Проектный метод в логопедической работе.

Задача логопеда сконцентрировать речевую деятельность детей.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, коррекционная работа, проектный метод, занятие, игра, пересказ, проект, детский сад.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логопедический проект социальной направленности. Направлен на повышение компетенции родителей в вопросах речевого развития младших школьников.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение


(социальный проект)

Руководитель проекта:

учитель-логопед

г. Дзержинск

Актуальность проблемы ………………………………………….. 4

Цели и задачи проекта ……………………………………………. 5

Этапы реализации проекта……………………………………….. 7

Ожидаемые результаты……………………………………. …… 10

Актуальность проекта

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если школа и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.

Актуальность и востребованность проекта заключается в том, что участие родителей в коррекционно-логопедическом процессе необходимо.

В ходе коррекционно-образовательного процесса необходимо:

помочь родителям понять, как важно своевременно и правильно формировать речь детей,

разъяснить и показать им, в чем состоит суть взаимоработы логопеда, учителя и родителей,

подчеркнуть единство требований к ребенку-логопату, необходимость закрепления достигнутых на занятиях результатов.

Участники проекта: учитель-логопед, учащиеся и родители учащихся 1-4 классов, учителя начальных классов.

Читайте также: