Проект волшебница вода в доу

Обновлено: 08.07.2024

Автор: Левина Светлана Сергеевна

Организация: МБОУ ЦО №24

Населенный пункт: г. Тула

Паспорт проекта

Образовательная область: познание

Название: Волшебница вода (вода и ее свойства, значение для человека и живых существ)

Тип проекта: познавательно – исследовательский

Продолжительность: краткосрочный (1 неделя)

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое.

Вид проекта: фронтальный.

Участники проекта: дети, родители, воспитатель.

Проблема. Недостаточные знания детей о воде, ее свойствах.

Цель: Формирование основ экологической культуры личности ребенка дошкольного возраста. Формирование познавательной-исследовательской деятельности.

Актуальность проекта.

Мир вокруг нас удивителен и разнообразен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность. Но им еще нужно помогать в этом, так как дети не могут заметить во всем разнообразии самого главного, не могут найти точный ответ на заданный вопрос, не могут делать простейшие выводы.

Задачи:

1.Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой;

2.Формировать представления детей о свойствах и значении воды в жизни человека;

3.Воспитание бережного отношения к воде.

Ожидаемый результат:

У детей будут сформированы элементарные представления о воде, ее значении для человека, животных и растений;

Дети узнают о свойствах воды в процессе практических опытов с водой;

У детей будут формироваться познавательные способности в процессе исследовательской деятельности, практических опытов с водой;

Продукты проекта:

Взаимодействие с семьями воспитанников.

Этапы реализации:

1 этап: Подготовительный

2 этап: Основной (практический)

1.Беседы с детьми о воде и значении воды в жизни человека, растений, животных.

2.Чтение рассказов, стихов, пение песенок о воде.

3.Разучивание наизусть стихов о воде.

4.Рассматривание картин, иллюстраций по теме проекта.

5.Информирование и консультации для родителей по теме проекта, участие родителей в сборе необходимого оборудования для опытов с водой.

6.Сюжетно – ролевые игры.

7.Ежедневные наблюдения в природе (снег, лед, вода).

10.Проведение опытов с водой дома с родителями.

2 этап: Основной. Реализация проекта.

Совместная деятельность взрослого и ребёнка (групповая, подгрупповая)

Совместная деятельность воспитателя и детей в режимных моментах

Создание условий для самостоятельной деятельности

2.Опытно-экспериментальная деятельность.

Лед – твердая вода. Взять кубики льда. Поместить их в отдельные стаканчики, чтобы каждый ребенок наблюдал за своим кусочком льда. Дети должны следить за состоянием кубиков льда в теплом помещении. Обратить их внимание на то, как постепенно уменьшается кубик льда. Что с ним происходит? Таким же образом проследить за таянием снега.

Внести стаканчики с холодной и горячей водой, пустые стаканчики для переливания. Тазик с водой. Кубики льда

Наблюдение за снегом

Цель: продолжать знакомство с природным явлением — снегом, отметить, что снег состоит из воды.

Падал снег, сыпал снег, а потом устал.

  • —Чем же снег, снег-снежок, на земле ты стал?
  • —Для озимых стал я теплою периною,
    Для осинок — кружевною пелериною,
    Для зайчишек стал подушкой пуховою,
    Для детишек — их любимою игрой.

Рассмотреть снежинки, подуть на них, чтобы они растаяли, сделать вывод, что снежинки это вода.

Расчистка дорожек, запорошенных снегом. Цель: учить правильно пользоваться лопатой, доводить начатое | дело до конца.

Лопатки, ведерки, формочки для снега, клеенки для катания с горки.

работа перед сном

Рисование на сухом, затем мокром песке.

Материал: пластиковый стакан, трубочка для коктейля, скотч, цветная бумага.

На дне стакана скотчем закрепить трубочку для коктейля, согнув ее. Налить в стакан воду и поставить в морозилку. Когда вода превратится в лед, нужно достать его оттуда. Из цветной бумаги вырезать парус, сделать дыроколом дырки, закрепить парус на палочке.

Чтение потешки при умывании:

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Совместная деятельность взрослого и ребёнка (групповая, подгрупповая)

Совместная деятельность воспитателя и детей в режимных моментах

Создание условий для самостоятельной деятельности

1.Работа в центре природы: полив комнатных растений, помощь воспитателю.

2. Познавательно - исследовательская деятельность:

Материал и оборудование: тазик с водой.

Воспитатель говорит ребятам:

солнышко в окошке:

«Вот у нас водичка, поиграй немножко.

Только помни твердо: не брызгайся водой,

Играем аккуратно, дружок мой дорогой!

Похлопаем в ладоши: да – да – да,

Будем мы играть

Внести оборудование для работы в центре природы

Внести картинки по теме, тазик с водой.

Познавательно - исследовательская деятельность.

Наблюдение за свойствами снега

Цель: продолжать знакомство со свойствами снега (холодный, белый, хрустящий).

Ход наблюдения, познавательно-исследовательская деятельность.

Предложить детям взять снег руками, сделать вывод, что он тает в руках, потому что он состоит из воды и он холодный, поэтому надо надевать рукавички. Рассказать, что в морозную погоду лепить из снега нельзя, так как он рассыпается, потому, что он сухой

Раз шажок, два шажок — Под ногой снежок.

Сгребание снега с дорожки.

Цель: учить правильно пользоваться лопатками.

Цель: развивать меткость, ловкость, выносливость.

Цель: учить попадать в цель.

Лопатки, формочки для снега, санки, печатки, карандаши, клеенки для катания с горки.

работа перед сном

2.Задать загадки детям:

Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я. Кто я такая? (вода)

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И стеклянной быть могу. (вода)

Сама пить не пьет, а нас вынуждает. (вода)

Зимнее стекло весной потекло. (лед)

Пар – это тоже вода. Взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы дети увидели пар. Поместить над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, показать их детям.

Внести иллюстрации по теме, горячую воду и поднос.

Совместная деятельность взрослого и ребёнка (групповая, подгрупповая)

Совместная деятельность воспитателя и детей в режимных моментах

Создание условий для самостоятельной деятельности

Опыт. Вода прозрачная. Перед детьми стоят два стакана: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? (Перед нами молоко и вода, в стакане с молоком палочка не видна, а в воде видна).

Внести картинки по теме, два стакана, один с водой, другой с молоком.

Наблюдение за снегопадом

Цель: формировать представление о состоянии воды (снег, лед, все это вода)

Ход наблюдения, исследовательская деятельность:

В январе, в январе

Много снега на дворе.

В воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке.

Сооружение построек из снега.

Цель: учить сгребать снег с помощью лопаток в определенное место.

Цель: учить легко приземляться.

Цель: учить выполнять действия по указанию взрослого.

Лопатки, формочки для снега, санки, печатки, карандаши, клеенки для катания с горки.

Работа перед сном

Чтение и заучивание стихов о воде

- Курочка – рябушечка, куда ты пошла?

- Курочка – рябушечка, за чем ты пошла?

- Курочка – рябушечка, зачем тебе водичка?

- Курочка – рябушечка, как цыплятки просят пить?

- Пи – пи – пи – пи – пи!

1. Познавательно - исследовательская деятельность:

игры с водой.

Цель: закрепить знания о свойствах воды, отметить ее влияние на здоровье человека, порадовать детей, научить детей делать несложные выводы, развивать пытливость и любознательность.

Доктор Айболит спрашивает детей, знают ли они такую поговорку: солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья. Предлагает поиграть с водой. Дети совершают разные опыты с предметами разного веса и качества, наблюдают, как ведут себя на воде разные предметы.

оборудование для воды, различные предметы которые тонут и не тонут

Совместная деятельность взрослого и ребёнка (групповая, подгрупповая)

Совместная деятельность воспитателя и детей в режимных моментах

Создание условий для самостоятельной деятельности

Из чего получаются мыльные пузыри? Только из одного мыла? Что нужно добавить? В этом тоже помогает вода.

Вот такие! Посмотри!

Как бы их нам поймать?

На ладошке подержать!

Внести оборудование для умывания куклы, для мыльных пузырей.

Программное содержание: 1.Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой;

2.Формировать представления детей о свойствах и значении воды в жизни человека,

продолжать развивать у детей знания о воде,

Оборудование: стаканчики с водой и пустые, 2 таза с водой, гуашь, кубики льда предметы которые тонут и нет.

Предшествующая работа: беседы по теме.

Наблюдение за солнцем и инеем. Познавательно - исследовательская деятельность

-вынести формочки для замораживания льда с водой;

-продолжать знакомство с природными явлениями;

- продолжать давать представление о признаках зимы.

Январь — самый холодный месяц года со снегопадами и сильными морозами. На реках в это время самый толстый лед. Ветки на деревьях и кустарниках покрыты инеем. Предложить детям поставить формочки для льда на видное место и в течении прогулки наблюдать как замерзает лед.

Предложить детям понаблюдать за солнцем. В каком месте оно поднимается по утрам? Отметить, какой сегодня день, солнечный или пасмурный? Прячется ли солнце за тучи? Как греет солнце? (Солнце светит, но не греет.)

Сгребание снега лопатой.

Цель: учить работать сообща, добиваться выполнения цели общими усилиями.

Лопаты, совочки, метелки, ведерки, формочки для снега, клеенки катания с горки, флажки красные и синие.

КГН, обед, работа перед сном

1. Познавательно - исследовательская деятельность:

Принесенный с прогулки лед в формочках поставить в центре природы и наблюдать за таянием льда.

1. Познавательно - исследовательская деятельность:

Опыт: в воде некоторые вещества растворяются, некоторые нет. Например, сахар и краски растворяются, простой песок и камушки нет.

Ситуативные разговор «Как правильно мыть руки”.

Внести оборудование для опыта

Совместная деятельность взрослого и ребёнка (групповая, подгрупповая)

Совместная деятельность воспитателя и детей в режимных моментах

Создание условий для самостоятельной деятельности

1.Пальчиковые игры на тему воды.

Ладошки

Мыли мылом ушки, (руками моем ушки)

Мыли мылом ножки.(моем ножки)

2. Познавательно - исследовательская деятельность:

Пенное море

Оборудование: таз с водой для выдувания мыльных пузырей, игрушечные пластмассовые кораблики и лодочки, трубочки для выдувания мыльных пузырей на каждого ребенка.

Дети опускают на воду кораблики и лодочки, дуя в воду через трубочки, вспенивая море.

Внести картинки по теме, таз с водой, трубочки,кораблики.

Программное содержание. Формировать представления детей о свойствах и значении воды в жизни не только человека, но и водных обитателей, продолжать развивать у детей знания о воде,

Материалы. Тонированная голубая бумага в форме аквариума, треугольники, овалы для хвостов, плавников, рыбки, кисти, клеенки, салфетки .

Наблюдение за свежевыпавшим снегом. Познавательно - исследовательская деятельность:

__ вынести ведерко с теплой водой – наблюдение за воздействием воды на снег и лед.

  • —формировать представление о зиме;
  • —вызывать эстетическое переживание от красоты зимней природы, радость от прогулки.

На заборах и крылечке

Все блестит и все бело.

Нет свободного местечка

— Всюду снега намело.

Нарядилась и рябинка

В белый праздничный наряд,

Только грозди на вершинке

Ярче прежнего горят.

Воспитатель задает детям вопросы.

- Какое сейчас время года?

- Какого цвета снежинки?

- Что происходит когда теплая вода попадает на снег?

- Что происходит когда пройдет некоторое время с теплой водой на морозе?

Уборка снега с участка.

Цель: продолжать учить пользоваться скребком, лопатой.

Цель: развивать двигательную активность.

Лопатки, скребки, метелки.

работа перед сном

1. Познавательно - исследовательская деятельность:

По доминирующему методу: познавательно-исследовательский.

По характеру содержания: ребенок - педагоги - родители.

По характеру участия ребенка в проекте: участник, исполнитель.

По характеру контактов внутри проекта: (ребенок-ребенок, ребенок-родитель, ребенок-педагог).

По количеству участников: старшая логопедическая группа (19 детей) и их родители, воспитатели, учитель-логопед.

По продолжительности: краткосрочный (4-я неделя ноября).

По роду деятельности: наблюдения, исследования, опыты.

Выявление проблемы: Что вы знаете о воде? Какую роль играет вода в жизни растений, животных и человека? Как нужно относиться к воде и водным источникам?

Проблема. Дети имеют недостаточное представление о свойствах воды, о ее значении в жизни живых существ.

Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность созидать во благо природы, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности, научить детей бережно и экономно относиться к воде. Обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного и интересного.

Основными идеями проекта являются: развитие познавательной активности детей; передача социального опыта в сфере влиянии воды на все живое; вовлечение детей в активное освоение окружающего мира через проведение занимательных опытов и экспериментов с водой; оказание помощи в овладении способами познания связей между предметами и явлениями; развитие любознательности в процессе активной познавательно – исследовательской и экспериментальной деятельности.

Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой, поэтому экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения.

Пробовать и исследовать свойственно маленьким детям. Вода – ежедневный объект природы, с которым человек сталкивается, не замечая, как он важен в нашей жизни (умывается, пьет, готовит пищу, все кругом чистит). Она дает возможность ребенку познать, какая вода на ощупь. При действии с водой у ребенка развиваются различные рецепторы, что обеспечивает сенсорное развитие и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем.

Игры с водой, экспериментирование – один из самых доступных способов познания свойства воды. Наблюдая за играми детей с водой, опытами, а так же во время умывания, закаливающих процедур, уходом за растениями, мы убедились в актуальности выбранной темы, а именно в необходимости получении знаний и представлении детей о свойствах и значении воды в жизни живых существ и здоровья людей.

Организация опытно-экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.

Данный проект позволяет педагогам сформировать у детей старшего дошкольного возраста не только систему знаний и представлений о свойствах и состояниях воды, но и способствует воспитанию у детей основ экологической культуры, научит их бережно относиться к воде и водным ресурсам.

Объект исследования: В качестве объекта исследования нами была выбрана вода, что обусловлено рядом причин:

• Вода окружает нас постоянно, однако дети, как правило, почти не обращают на нее внимание.

• Вода – прекрасный объект для наблюдений и опытов. Вода видоизменяется и имеет свои свойства.

Оборудование: вода в трех агрегатных состояниях (лед, снег, пар, жидкость), прозрачные пробирки, прозрачные емкости, стаканчики (формочки) для воды, молоко, духи (туалетная вода), сахарный песок, соль, кварцевый песок, марля, вата, гуашевые краски, кисточки, коктельные трубочки, ложки, палочки разного цвета.

Цель: Расширять знания у детей о воде и ее свойствах, формировать экологическую культуру, бережное отношение к воде и водным ресурсам.

- совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека (вода – источник жизни, необходима для поддержания жизни и обеспечения жизни человека);

- формировать представления о свойствах воды (это жидкость, может течь и переливаться; прозрачная, без цвета и запаха, принимает форму сосуда; не имеет цвета, но можно окрасить; является растворителем);

- познакомить с тремя агрегатными состояниями воды (вода – жидкое; снег и лед – твердое; пар – газообразное);

- воспитывать социальные навыки (умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту);

- развивать коммуникативные навыки, умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта;

- развивать познавательный интерес, инициативность, самостоятельность, творческие способности детей;

- способствовать развитию всех компонентов устной речи через беседы, словесные, дидактические игры, знакомство с произведениями художественной литературы и народного фольклора (рассказы, стихотворения, пословицы, поговорки, загадки, приметы о воде и водных источниках);

- воспитывать доброжелательные отношения детей в играх, продуктивной совместной деятельности;

• Дети будут иметь достаточное представление о свойствах воды и ее значении в жизни всего живого и человека, научатся бережному отношению к воде.

• У детей появятся новые умения и навыки при проведении экспериментов и опытов с водой, закрепятся навыки взаимодействия друг с другом в процессе совместной деятельности.

• У детей разовьется познавательный интерес, инициативность, самостоятельность, творческие способности.

• Активизируется и обогатиться речь, дети научатся вступать в активное взаимодействие со взрослыми и другими детьми в процессе общения, при проведении опытов и экспериментов.

• Повысится компетентность родителей в вопросах познавательного развития и экологического воспитания детей.

• Обогатиться и пополниться новым оборудованием и пособиями развивающая предметно-пространственная среда группы.

Итоговые мероприятия: опыты по определению свойств воды, презентация проекта.

Интеграция ОО: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Содержание образовательных областей

Основными методами и приёмами проекта являются: организованная образовательная деятельность, наблюдения, эксперименты, опыты с водой, беседы, чтение художественных произведений, решение проблемных ситуаций, дидактические и словесные игры.

Практическая значимость проекта

Для детей: пояпился познавательный интерес к объектам неживой и живой природы, в самостоятельной деятельности стали применять полученные знания и умения, пополнились представления о свойствах воды.

Для воспитателей группы: состоялась реализация поставленных целей задач по теме проекта. Получили признание родителей и других педагогов.

Для родителей: появился интерес к организации и проведению занимательных опытов в домашних условиях. Стали беседовать с детьми об охране окружающей среды, в частности о бережном отношении к воде и природным источникам.

1 этап: Подготовительный

- изучить психолого-педагогическую литературу по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста через использование экспериментальной, исследовательской и опытнической деятельности;

- подобрать дидактический и демонстрационный материал о воде;

- подобрать художественную литературу для чтения и разучивания с детьми по теме проекта;

- дополнить картотеку дидактических и словесных игр;

- организовать просмотр видеороликов о воде и просмотр мультфильмов, прослушивание аудиозаписи со звуками воды;

- подобрать и оформить материал для презентации проекта.

5

2 этап: Введение детей в проблемную ситуацию

(с 20 по 21 ноября)

Воспитатель : ребята, вы любите отгадывать загадки? Я вам загадаю загадки, а вы подумайте и отгадайте о ком или о чем они.

Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая?

Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!

Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу.

Воспитатель : правильно, ребята.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить

Что вы знаете о воде? Где встречается вода в окружающем мире? Какую роль играет вода в жизни растений, животных и человека? Как нужно относиться к воде и водным источникам?

Какие свойства и качества воды вы знаете? Давайте вместе с вами проведем несколько опытов, исследуем воду и узнаем, какая бывает вода. Как выдумаете, что нам для этого нужно? Кто нам сможет помочь?

С детьми составляется план совместной деятельности.

3 этап: Реализация проекта

Календарно-тематическое планирование (23-30 ноября)

4 этап: Заключительный (30 ноября)

6

7

Список использованной литературы:
1. Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. – М.: Творческий Центр Сфера 2007.

2. Вахрушев А.А. Мир и человек. – М.: Дрофа, 1998.

3. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005.

4. Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. – М., 2002.

5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М.: Творческий Центр. 2003.

6. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. – М.: Пед. общество России, 2003 Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004.

Методы и формы работы:
- консультации для родителей (папка)
- самостоятельная деятельность детей в уголке природы
- оформление картотеки опытов с водой
- продуктивная деятельность
- дидактические игры
- наблюдения на прогулках за живой и неживой природой
- чтение художественной литературы
- беседы
- заучивание загадок, пословиц, поговорок
- проведение экспериментов и исследований с водой.
Ожидаемые результаты:
В результате реализации проекта у детей пополнятся знания о воде, ее свойствах, состояниях.
Сформируются начальные умения в опытнической деятельности.
Родители совместно с детьми проводили опыты и эксперименты в домашних условиях.
Паутинка проекта


1 этап предварительный
1. Подбор и изучение методической литературы по теме проекта.
2. Подбор художественной литературы, энциклопедий.
3. Составление картотек загадок, стихов, поговорок, пословиц
4. Составление картотеки опытов с водой.
5. Подготовка оборудования для опытов с водой.
6. Мониторинг
7. Изготовление дидактических игр
8. Подбор сказок о воде
2 этап основной


В основе проведенного в средней группе ДОУ (детского сада) краткосрочного проекта Волшебница - вода, тематикой которого была выбрана вода, лежит метод экспериментирования, который способствует развитию памяти у детей, активизирует мыслительные процессы, воспитывает ведение активной исследовательской деятельности и поисков решения задач, стимулирует интеллектуальное развитие дошкольников.

Подробнее о работе:


В рамках исследовательской работы и проекта в средней группе ДОУ "Волшебница - вода" воспитанники были ознакомлены с тем, что такое вода, состояние воды, свойства воды, с помощью экспериментов определили, что вода переходит из одного состояния в другое, что вода прозрачна, не имеет формы, вкуса, запаха, цвета, вода – хороший растворитель.

Оглавление

Введение
1. Обзор литературы о воде.
2. Работа о воде в средней группе ДОУ.
3. Результаты.
Заключение
Литература

Введение


Дошкольники – прирожденные исследовали. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача воспитателя – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

В последнее время я обратила внимание на то, что дети (воспитанники средней группы) все чаще стали интересоваться водой, поэтому я решила поддержать интерес детей и познакомить со свойствами воды.

- доказать, что вода способна переходить из одного состояния в другое, что вода прозрачна, не имеет формы, вкуса, запаха, цвета, вода – хороший растворитель.

Перед собой поставили следующие

  1. Выяснить, что такое вода, состояние воды, свойства воды.
  2. Доказать с помощью экспериментов, что вода переходит из одного состояния в другое, что вода прозрачна, не имеет формы, вкуса, запаха, цвета, вода – хороший растворитель.
  3. Сделать вывод по результатам работы.

Мы выдвинули – вода это единственное вещество, которое переходит из одного состояния в другое. Вода прозрачна, не имеет формы, вкуса, запаха, цвета. Вода хороший растворитель.

наблюдения, опыты, эксперименты, ИКТ, изучение литературы.

  • расширить и углубить знания и представления детей о воде, ее свойствах;
  • развить познавательные умения через опытно - экспериментальную деятельность;
  • дети должны уметь анализировать и делать выводы, фиксировать полученный результат.

Вода — самое распространённое вещество на Земле. Почти три четвёртых поверхности земного шара покрыты водой, образующей океаны, моря, реки и озера. Много воды находится в газообразном состоянии в виде паров в атмосфере. В виде огромных масс снега и льда лежит она круглый год на вершинах высоких гор. В недрах земли также находится вода.

Вода имеет очень большое значение в жизни растений, животных и человека. Дело в том, что тело человека почти на 63% - 68% состоит из воды.

Современные представления происхождения жизни на земле связывают с водой. Воде принадлежит важнейшая роль в истории нашей планеты.

Обзор литературы о воде

Вода – вещество необычное. В методической литературе, в журналах стали больше места отводить исследовательской деятельности детей.

Известный советский учёный академик И. В. Петрянов свою научно-популярную книгу о воде назвал "самое необыкновенное вещество в мире". А "Занимательная физиология", написанная доктором биологических наук Б. Ф. Сергеевым, начинается с главы о воде – "Вещество, которое создало нашу планету".

Учёные абсолютно правы: нет на Земле вещества, более важного для нас, чем обыкновенная вода, и в тоже время не существует другого такого вещества, в свойствах которого было бы столько противоречий и аномалий, сколько в её свойствах.

Работа о воде в средней группе ДОУ

На данном этапе я вела работу по подбору иллюстраций, материала и оборудования. Вырабатывала систему экспериментов и опытов. С помощью наблюдений и бесед я выяснила, что не все дети знают, что вода это единственное вещество, которое переходит из одного состояния в другое, что вода прозрачна, не имеет формы, вкуса, запаха, цвета, она хороший растворитель.

Возникшую проблему я решила проработать через исследовательскую деятельность. Поэтому на подготовительном этапе я изучила методическую литературу по данной теме. Я подобрала литературу и презентации по данной теме исследования, изготовила наглядно-иллюстративный материал (картинки, вырезки из журналов с изображением воды в разных состояниях), подобрала опыты и эксперименты о воде.

Данный этап включает в себя опытно–экспериментальную совместную с воспитателем деятельность и самостоятельную деятельность детей по теме исследования. Я знакомила детей с водой по средствам презентации и при помощи наглядно-иллюстративного материала.


На данном этапе дети самостоятельно рассматривали подготовленный материал, листали и с интересом всматривались в красочные картинки, иллюстрации вырезок из журналов, книг и энциклопедий с изображением воды. Задавали вопросы и совместно с воспитателем, но в большинстве случаев старались сами найти ответ на вопрос.

В процессе опытов и экспериментов перед детьми ставилась проблема, а дети старались самостоятельно предложить способы ее решения, делали выводы, фиксировали результаты.

Свою исследовательскую работу мы начали со знакомства с водой. В начале нашей деятельности первоначальные представления дети получили по средствам подготовленного мною наглядно-иллюстративного материала. Дальше я решила знакомить детей с водой по средствам презентации.

Я рассказа и показала детям: где можно встретить воду, кому она нужна, зачем нужна вода человеку, какой бывает вода, почему вода не заканчивается.

Дети внимательно слушали, вступали в диалог и отвечали на вопросы по данной теме.

Дети по средствам презентации расширили свои знания о воде.

Для исследовательской деятельности нам понадобились материал и оборудование (для проведения опытов и экспериментов). Данный материал и оборудование я предложила детям взять в нашей природной лаборатории. В природной лаборатории дети взяли разнообразные емкости для воды (стаканчики разного размера, бутылочки, колбочки), ложечки, палочки, краски, сахар, формочки для льда.

Для того, чтобы доказать, на самом ли деле вода переходит из одного состояния в другое мы провёли несколько экспериментов и опытов.

Эксперимент с водой

Мы взяли формочки для льда залили их водой и оставили за окном. Через сутки мы обнаружили, что вода превратилась в лед.

под воздействием низкой температуры вода перешла из жидкого состояния в твёрдое, превратилась в лёд.

Мы нагрели воду в электрическом чайнике, налили ее в бутылку и стакан закрыли, бутылку крышкой, а стакан тарелкой. Вскоре нижняя сторона крышки и тарелки стали влажными, на них появились капли, которые начали падать вниз.

: вода из жидкого состояния перешла в газообразное и из газообразного в жидкое.

Мы взяли лед и положили его в стаканчики и на ладошки. Через некоторое время мы заметили, что лед превратился в воду.

Вывод: под воздействие тепла лед начал таять, то есть перешел из твёрдого состояния в жидкое.

Мы взяли емкости со снегом, водой, льдом. Рассмотрели, сравнили и решили проверить, что произойдет, если их со­единить. Через некоторое время мы выяснили (вывод): если опустить в воду снег и лед, то они растают; вода становится холоднее; при взаимодействии воды и льда, вода остается прозрачной, а при взаимодействии воды и снега, вода теряет прозрачность, становится мутной; снег и лед не взаимодействуют.

Взяли три одинаковые стакана с во­дой, сделали отметку уровня, поставили в разные условия: один стакан между оконными рамами, другой поместили на батарею, третий оставили в группе. В течение неде­ли мы наблюдали, делали отметки на стенках стаканчиков. Через неделю мы сравнили стаканчики и увидели, что уровень воды в стаканчиках изменился.

в тепле испарение проис­ходит быстрее, чем в холоде.

Следующие наши эксперименты и опыты доказывают вторую часть нашей гипотезы о свойствах воды.

Мы взяли сосуды разной формы и начали поочередно наливать в них воду. Через некоторое время мы заметили, сколько бы мы не наливали воду в сосуды, вода постоянно принимает их форму.

вода не имеет формы.

Для этого эксперимента мы взяли стакан с водой и молоком опустили в каждый стакан ложки и увидели, что в стакане с водой ложка видна, а в стакане с молоком ложка не видна.

: вода прозрачная и не имеет цвета.

Мы взяли два стакан с водой, понюхали, вода не пахнет. Затем в один стакан добавили сок лимона. Понюхали, вода стала пахнуть лимоном.

Вывод: вода не имеет запаха, но если в нее добавить какое-либо вещество, она приобретает запах этого вещества.

Мы взяли два стакан с водой, попробовали, у воды не оказалось никакого вкуса. Затем в один стакан добавили сахар, размешали, посмотрели, сахара в стакане не оказалось. Попробовали, вода стала сладкой, так как сахар растворился в воде.

: вода не имеет вкуса, но если в нее добавить какое-либо вещество, она приобретает вкус этого вещества, так как является хорошим растворителем.

Подведение итогов исследовательской работы.

  1. Вода способна переходить из одного состояния в другое.
  2. Вода прозрачна, не имеет формы, вкуса, запаха, цвета.
  3. Вода это хороший растворитель.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась – вода обладает многочисленными удивительными свойствами.

Результаты

  1. В результате исследовательской работы дети расширили свои знания о воде и её состояниях.
  2. Узнали, что вода может быть не только жидкой, но и твёрдой и даже газообразной.
  3. Дети приобрели умения и навыки исследовательской деятельности: анализировать и делать выводы, фиксировать результат.
  4. Появились навыки тесного общения со взрослыми и сверстниками.
  5. Повысился интерес к познанию окружающего мира.

Заключение

Вода входит в состав каждой клетки! Воду пьют леса и поля. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.

Всем нужна чистая вода. Но чистой воды становится все меньше и меньше. И виноваты в этом сами люди.

Читайте также: