Проект внеурочной деятельности в начальной школе выставка

Обновлено: 02.07.2024

Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках реализации общекультурного направления.

Программа состоит из десяти разделов и приложения.

Общая характеристика курса.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

Описание ценностных ориентиров содержания курса.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Инструментарий оценивания метапредметных и личностных достижений учащихся.

Формы организации внеурочной деятельности.

Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Приложение к программе.

Актуальность данного курса определяется особой важностью на современном этапе реализации непрерывного школьного образовании учащихся средствами интеграции учебно-воспитательной работы с музейной деятельностью и недостаточным вниманием к этой проблеме, как в научных исследованиях, так и в массовой практике. В эпоху массового снижения нравственных ценностей необходимо воспитывать духовность, гражданственность и патриотизм через приобщение школьников к нетленным ценностям, которые хранит музей.

Отличительными особенностями программы являются:

использование музейной среды как важного образовательного ресурса, а использование музейной педагогики как важного педагогического ресурса внеурочной деятельности;

расширение возможности приобщения учащихся к музейно-краеведческой, поисковой, исследовательской, проектной, социально-активной деятельности;

способствует углублению знаний при изучении школьных курсов литературного чтения, окружающего мира;

в условиях партнерского общения обучающихся и педагога, увлеченных общим социально значимым делом, открываются реальные возможности для самоопределения, самоутверждения, самореализации учащихся;

формирование устойчивого интереса к истории страны, края, станицы, воспитание гражданственности, патриотизма, привитие бережного отношения к культурному и историческому наследию – важный воспитательный аспект программы.

формировать уважительное отношение к истории страны, малой родины, к памятникам прошлого, артефактам;

расширить представления учащихся об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально – нравственных ценностей; формировать ценностное отношения к культурному наследию предков;

формировать музейную культуру, обучать музейному языку, музейной терминологии;

обеспечить условия осуществления разносторонней музейной деятельности учащихся с учетом индивидуальных особенностей, познавательных интересов, социального опыта

развивать навыки поисковой, исследовательской, проектной, экспозиционной, экскурсоводческой, общественно-значимой деятельности учащихся;

формировать научные и профессиональные интересы.

Принципы построения программы:

- доступность, познавательность, наглядность;

- учет возрастных особенностей;

- сочетание теоретических и практических форм деятельности;

- усиление прикладной направленности;

Реализация программы происходит в исследовательской и познавательной деятельности. Программа имеет интегрированный характер, предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства пред­метов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ науч­ной музейной работы.

Занятия нацелены на формирование у школьников устой­чивого интереса к музееведческой деятельности. Организовывается посещение детьми самых разных музеев, знаком­ство с приёмами экспонирования, атрибутикой и художествен­ным оформлением, а также просмотр видеофильмов, содержащих информацию о крупнейших музейных собраниях России и Европы.

Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность - самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, тематико-экспозиционный план, маршрут экскурсии, научно-исследовательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.

Разработка наглядных пособий, различных моделей и муляжей, оформление экспозиций и выставок производится с привлечением воз­можностей информационных компьютерных технологий и является предметом совместной творческой работы руко­водителя курса внеурочной деятельности и детей.

Общая характеристика курса

В рамках реализации данной программы предполагается сотрудничество со следующими музеями:

Тульский областной краеведческий музей

Тульский государственный музей оружия

Тульский музей изобразительных искусств

Посещение музея – это своего рода путешествие. Каждое путешествие включает подготовку – эту часть учитель проводит в школе. После чего следует экскурсия в музей. Заканчивается путешествие занятием закрепления, которое тоже проводит учитель в школе. Лучшей формой закрепления и осмысления полученных в музее впечатлений и знаний является творческая работа – самый естественный для детей способ освоения информации.

Методическое обеспечение программы

Кроме вышеназванного методического пособия для разработки и реализации программы использовались следующие литературные источники :

Голованов В. П. Педагогика дополнительного образования детей / В. П. Голованов. — Йошкар-Ола, 2006;

Горский В. А. Живое образование / В. А. Горский. — Ногинск, 2007;

Емельянов Б. В. Экскурсоведение / Б. В. Емельянов. — М., 2000;

Исследовательская практика школьников в профильном обу­чении: книга для учителя / под ред. С. Н. Чистяковой. — М., 2006;

Краеведение: пособие для учителя / под ред. А. В. Даринского. — М., 1987;

Музей будущего: Информационный менеджмент / сост. А. В. Лебедев. — М., 2009;

Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Т. А. Кудри­ной. — М., 2009;

Организация и развитие ученического самоуправления в об­щеобразовательном учреждении / под ред. А. С. Прутченкова. — М., 2003;

Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся / А. А. Остапец. — М., 2012;

Российская музейная энциклопедия. В 2 т. — М., 2009;

Сборник нормативно-правовых актов по туристско-краевед-ческой работе, организации отдыха детей и молодёжи / сост. Ю. С. Константинов, С. В. Усков. — М., 2006;

Сейненский А. Е. Музей воспитывает юных / А. Е. Сей-ненский. — М., 2011;

Столяров Б. А. Основы экскурсионного дела / Б. А. Сто­ляров, Н. Д. Соколова, Н. А. Алексеева. — СПб., 2009;

Столяров Б. А. Педагогика художественного музея: от ис­токов до современности / Б. А. Столяров. — СПб., 20013;

Юренева Т. Ю. Музееведение / Т. Ю. Юренева. — М., 2003;

Юренева Т. Ю. Музей в мировой культуре. / Т. Ю. Юрене­ва. — М., 2003;

Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике / М. Ю. Юхневич. — М., 2010.

Для составления конспектов внеурочных занятий по данному курсу использованы следующие методические разработки:

Музейная педагогика / сост. Н.П. Иванова – Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2009. – 31 с.

Музеология и основы музейного дела: библиогр. указ. (1929-2006 гг.)/ АлтГУ, Научная библиотека, АлтГУ, Кафедра археологии, этнографии и источниковедения; сост.: Т.Г. Горбунова, Е.В. Евглевская, А.А. Тишкин.- Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2006.- 39с.

Базы данных, Интернет-ресурсы,
информационно-справочные и поисковые системы:

Межпредметная и внутрипредметная интеграция

с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов

с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;

с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.

с уроками окружающего мира: исследование окружающей среды, природы родного края.

Планируемые результаты

оптимизация деятельности музея в русле реализации программы воспитания и социализации;

совершенствование содержания деятельности музеев.

Рабочая программа и основной ФГОС определяет следующие предполагаемые результаты: личностные, метапредметные и предметные.

В результате проведения музейных уроков учащиеся должны усвоить информацию об истории своего района, познакомиться с основными экспонатами историко – краеведческого музея.

Музейная деятельность способствует приобретению у учащихся новых компетенций: исследовательских (умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение запросить недостающую информацию у специалиста; умение находить несколько вариантов решения проблемы, умение использовать моделирование, реальный и мысленный эксперименты, наблюдение, работа с первоисточниками; умение адекватно осуществлять самооценку и самоконтроль); регулятивные (умение ставить цель; умение планировать деятельность, время, ресурсы; умение принимать решение и прогнозировать их последствия; навыки исследования собственной деятельности; навыки саморегуляции в деятельности); коммуникативные (умение инициировать взаимодействие – вступать в диалог, задавать вопросы; умение вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс; навыки интервьюирования; устного опроса); презентационные (навыки монологической речи; умение уверенно держаться во время выступления; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; умение отвечать на незапланированные вопросы).

апробация новых форм музейной коммуникации, нетрадиционных форм проведения уроков;

организация краеведческой работы на базе музея как комплексного средства обучения и воспитания подрастающего поколения.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Ценностные ориентиры изучения данного курса в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания предмета, так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся и расширить набор ценностных ориентиров.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа , стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

У учеников первых классов формируются регулятивные, познавательные и ком­муникативные универсальные учебные действия.

Личностные результаты .

- Сформировать положительное отношение к жизни людей в разные эпохи, труду, традициям, культуре, семье, школе, России как основополагающим ценностям;

- Активизировать гражданскую позицию по изучению, сотрудничеству с городскими музеями.

- Сформировать потребность в самовыражении и самореализации через общественно значимую деятельность.

- Развивать нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни.

- Укрепить любовь к Родине, чувство гордости и ответственности за свою страну;

- Проявлять более осознанное отношение к истории, культурным и историческим памятникам, героическому прошлому страны и малой родины.

- Укреплять уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, признательное отношение к людям старшего поколения, заслуженным землякам, ветеранам войны и труда.

Регулятивные результаты.

Самостоятельно формулировать цель занятия после предварительного обсуждения.

Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

- В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая ин­формация нужна для решения поставленной проблемы.

Отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и яв­ления; определять причины явлений, событий, делать выводы на основе обобщения знаний.

- Расширять кругозор и познавательные интересы в области музееведения;

- Сформировать представление о музееведение как о науке;

- Усвоить элементарные музейные термины;

- Реализовать навыки элементарной проектной деятельности;

- Сформировать умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов музея, библиотек и Интернета, экспедиций.

- Развивать наблюдательность, зрительнау память, воображение, ассоциативное мышление;

- Сформировать отдельные навыки оформления выставок

- Работать с текстом: осознанное читать текст с целью удовлетворения познава­тельного интереса, освоения и использование информации; достаточно полно и доказа­тельно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять в них су­щественные признаки; устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период; оформлять результаты исследовательской работы; состав­лять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основы­ваясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информаци­ей из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты энциклопедий, словарей и при этом отделять новое от известного, выделять главное, составлять план.

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать совместном решении проблемы (задачи).

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметных УУД:

понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости национальные свершения, открытия, победы;

уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

осознавать целостность окружающего мира;

осваивать основы музейной грамотности, элементарных правил нравственного поведения в музее;

устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

У первоклассников начнется формирование ИКТ - компетентности:

оценивать потребность в дополнительной информации для решения поставленной задачи, самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации;

готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией

Содержание курса

Название темы

Количество часов

Народные промыслы .

Панорама тульской деревни.

Тульский пряник. Знаменитые Тульские пряничники.

Пряники из слоёного теста

История самовара. Знаменитые самоварные династии г. Тула.

Мой пузатый чаевар.

Русская глиняная игрушка

Русская деревянная игрушка

Изготовление игрушки из глины.

Земля – наш общий дом.

Моя малая родина.

Природа Тульского края

Мир глазами археолога

Наблюдение природы глазами художников.

Праздник праздников.

Светлый праздник Рождества.

Дорогая наша гостья Масленица.

Светлое Христово Воскресение.

Мой любимый народный праздник.

Учись смотреть и видеть.

Виды изобразительного искусства.

Легенды и мифы в изобразительном искусстве.

Любимый жанр искусства

Помните нас.

Герои Великой Отечественной войны.

Воинская слава Туляков.

Наша общая победа.

Народные промыслы (11 часов)

Земля – наш общий дом (5 часов)

Праздник праздников (6 часов)

Учись смотреть и видеть (5 часов)

Подвиг народа (6 часов)

Инструментарий оценивания деятельности, используемый на занятиях

Символы – фиксация оценки производится следующим образом:

Балловая оценка

95-100% -высокий уровень усвоения

75 -95% - среде – высокий уровень

50 -74% - средний уровень

меньше 50% -низкий уровень

При оценивании отмечаются не только ошибки и погрешности в выполнении работы, но и все удачные места, делаются поощрительные записи.

нижняя ступенька - не понял,

вторая ступенька – требуется небольшая помощь или коррекция,

верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.

зеленый – я умею сам,

жёлтый – я умею, но не уверен,

красный - нужна помощь.

Оценивание младших школьников осуществляется по итогам проверки творческих и проектных работ в соответствии с критериями.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание патриотизма у учащихся. Ныне эта черта личности подвергается серьёзным испытаниям. Существенно изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей неопределённостью будущее.

Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения патриотизм, т.е. уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять традиции своей страны, формировать у школьников чувство национального самосознания. Без Родины нет человека, Индивидуальности, Личности. Утеряв Родину, человек теряет себя, своё лицо.

У истинного патриота развито чувство долга перед Родиной. Народом, выражающееся в ответственности за свою страну, её честь, достоинство, могущество, независимость.

Актуальность программы:
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. Необходимость данной программы вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно – ориентированные, проявляется непонимание значимости культурно – исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, идёт процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями. Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности к нему, гордости за его прошлое и настоящее. Задачи, воспитания в нашем обществе Патриота и Гражданина своего Отечества призван в первую очередь решать школьный музей, так как он является хранителем бесценного фонда исторического наследия.

С этими задачами прекрасно справляется школьный музей.

Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира.

Школьные музеи, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Такие музеи возникли как межпредметные кабинеты для хранения учебно- наглядных пособий по истории и природе родного края: собрания оформленных учащимися краеведческих материалов – гербариев, минералов, фотографий, воспоминаний и других предметов и документов. Школьные музеи в течение сравнительно короткого времени получили широкое распространение – в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания.

Социальное творчество.

Пояснительная записка

Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание патриотизма у учащихся. Ныне эта черта личности подвергается серьёзным испытаниям. Существенно изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей неопределённостью будущее.

Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения патриотизм, т.е. уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять традиции своей страны, формировать у школьников чувство национального самосознания. Без Родины нет человека, Индивидуальности, Личности. Утеряв Родину, человек теряет себя, своё лицо.

У истинного патриота развито чувство долга перед Родиной. Народом, выражающееся в ответственности за свою страну, её честь, достоинство, могущество, независимость.

Актуальность программы:
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. Необходимость данной программы вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно – ориентированные, проявляется непонимание значимости культурно – исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, идёт процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями. Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности к нему, гордости за его прошлое и настоящее. Задачи, воспитания в нашем обществе Патриота и Гражданина своего Отечества призван в первую очередь решать школьный музей, так как он является хранителем бесценного фонда исторического наследия.

С этими задачами прекрасно справляется школьный музей.

Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира.

Школьные музеи, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Такие музеи возникли как межпредметные кабинеты для хранения учебно- наглядных пособий по истории и природе родного края: собрания оформленных учащимися краеведческих материалов – гербариев, минералов, фотографий, воспоминаний и других предметов и документов. Школьные музеи в течение сравнительно короткого времени получили широкое распространение – в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания.

Цель программы:

Воспитать патриота неравнодушного к прошлому и настоящему своей Родины через деятельность школьного музея, содействовать повышению эффективности учебно – воспитательной работы.

- познавательные: история региона, малой родины, образования, семьи и др. реализация познавательных и других интересов и потребностей ребенка через изучение истории своего родного края и своей страны средствами краеведения;

- воспитательные: нравственное, эстетическое, эстетическое правовое воспитание на традициях школы, возродить духовные ценности великого русского народа;

- развивающие: включение учащихся в исследовательскую деятельность на материалах местной истории.

Принципы построения программы:

• принцип деятельностного практико-ориентированного подхода, позволяющий максимально реализовать творческий и исследовательский потенциал личности, поддерживать процессы саморазвития, самоорганизации, самоконтроля и в конечном итоге самоактуализации личности;

• принцип непрерывности: ни один проект, ни одно дело не считается завершенным, пока не исчерпан весь его внутренний ресурс, поэтому возможна неоднократная разработка данной темы с выделением новых проблем;

• принцип системности и последовательности усвоения новых умений, навыков работы с информацией;

• принцип педагогической поддержки: создание комфортной среды для проявления и реализации творческого потенциала учащихся, помощи в решении их индивидуальных проблем;

• принцип научности: способствует формированию научного мировоззрения через системную исследовательскую работу с документами и музейными предметами, Интернет – сайтам;

• принцип комплексности: работа над темой требует одновременного применения знаний из многих областей, умение видеть перспективу и возможные практические выходы;

• принцип сотрудничества: реализуется через постоянное взаимодействие учитель – ученик – родитель – представитель общественности (ветераны, жители села, района, педагоги школы);

Предлагаемая программа ориентирована на группу обучающихся с 11 по 13лет. Она рассчитана на 54 учебных часа:

Много места отведено экскурсионной, поисковой работе, работе с архивными документами. На занятиях обучающиеся знакомятся с основами музееведения; музейной терминологией и т.д.

На практических занятиях обучающиеся получат навыки проведения и организации экскурсий по музею, деловые игры, встречи с ветеранами и т.д.

Направленность программы: духовно-нравственная.

Целью программы является формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное и художественное развитие в рамках взаимодействия музея и школы, являющегося важным фактором формирования творческих способностей детей.

Задачи программы:

- знакомство с историей музейного дела и с основными музеями края и страны (краеведческим, художественным, историческим…)

-способствовать созданию у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире и приобщению к национальным традициям;

- использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;

-приобщение к работе над книгой и другими источниками знаний;

- приобщение учащихся к русской культуре.

- развитие духовно-познавательных потребностей детей;

- развитие эмоциональной сферы и эстетической восприимчивости;

- развитие коммуникативных навыков;

-развитие музейной культуры и визуальной грамотности;

- приобщение к семейным традициям;

- дать навыки исследовательской работы;

- развитие позитивной мотивации к дальнейшему изучению краеведения.

- воспитание гражданственности и патриотизма,

- формирование социально активной личности;

Формы занятий:

Виды деятельности педагога и детей:

Основными формами работы по реализации программы являются: экскурсии по музеям, выставкам, экспозициям; творческие занятия в музее, коллективное и индивидуальное обсуждение впечатлений, полученных в музее; встречи с музейными специалистами и коллекционерами, оформление детских выставок и экспозиций.

В качестве ведущих технологий, обеспечивающих реализацию ОП, используются

- технология развивающего обучения;

Место программы в учебном плане:

Программа рассчитана для учащихся 6 классов . Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год).

Планируемые результаты освоения учебного курса ориентированы на достижение всех трёх уровней воспитательных результатов.

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни).

Школьники приобретают знания об истории происхождения названия села, об основных занятиях и быте крестьян; об истории школы; о семье и семейных традициях; о жизни ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла; о правилах коллективной работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации. Итогом обучения является освоение минимального объема содержания и достижение уровня элементарной грамотности о мире музейных ценностей.

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • строить речевое высказывание в устной форме;
  • осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом).

Идёт развитие ценностных отношений школьника к историческому и духовному наследию малой родины, к людям труда, к членам своей семьи, к школе, к памятникам культуры, к природе, к людям других поколений, к своему дому, друзьям, к традициям памяти событий Великой Отечественной войны.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия).

Школьник может приобрести опыт охраны памятников истории и культуры; опыт общения с представителями других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны; опыт организации совместной деятельности с другими детьми и работы в группе.

  • включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Данная программа способствует формированию у школьников следующих видов универсальных учебных действий:

Личностные универсальные учебные действия:

-формирование социальной активности личности,

Регулятивные универсальные учебные действия:

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

-адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные универсальные учебные действия:

-строить речевое высказывание в устной форме;

-осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;

-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

-включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Коммуникативные универсальные учебные действия

-строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

  1. Содержание учебного предмета
  2. Урок 1, 2. Основные понятия и термины музееведения. 2ч

- Основные понятия и термины музееведения (музей, вер­нисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция, коллекция, экспонат, и др.).

Урок 3,4 . Роль музея в жизни человека.2ч

Основные задачи, стоящие перед музеем. Причины и условия возникновения музеев. Музей как сосредоточение истории и памяти народа. Особенности музейного здания, интерьера. Становление и развитие музейного дела. Главные задачи и функции музеев.

Урок 5,6 .Знаменитые музеи Мира. 2 ч

Знаменитые музеи мира: Музей мадам Тюссо в Лондоне. Метрополитен в Нью-Йорке.

Необычные музеи: музей часов в Вене, музей макарон в Риме, музей шоколада в Кёльне.

  1. Урок 7-9 Музеи России: история и современность. 3ч

-Древнерусские собрания в храмах и монастырях. Появление первых музеев в России. Оружейная палата Московского кремля – древнейший русский музей.

-Московский Кремль. Третьяковская галерея. Кунсткамера .

Урок 10. Фонды музея.1ч

Урок 11 . Музейная экспозиция .1 ч

-Общая характеристика музейной экспозиции, разновидности экспозиционных материалов.

-Практическая часть: работа по созданию стендов.

Урок 12. Духовно-нравственное воспитание музеев. 1ч

- Виртуальные экскурсии по основным религиозным центрам мира

Урок13. Культурно-образовательная деятельность музея. 1ч

- Музейная экскурсия. Подготовка и проведение экскурсии. Основные требования к экскурсии. Приемы, используемые при проведении экскурсии (особенности движения в экскурсии, встречи экскурсантов с участниками исторических событий, использование звукозаписей, кинофильмов и документальных хроник, прием исследования, элементы ритуала в экскурсии). Правила поведения экскурсовода.

Практическая часть: работа в группах: написание текста обзорной экскурсии к экспонатам выбранного музея .

Краеведение

Урок 14, 15. Организация краеведческой работы. 2ч

- Практическая часть: Посещение краеведческого музея г. Раменское

Урок 16 .Экспонаты музея г. Раменское. 1 ч

- Беседа о посещении краеведческого музея г. Раменское и о наиболее запомнившихся экспозициях и экспонатах музея.

Практическая часть: описание по схеме музейного экспоната, составление таблицы.

Урок 18,19 . Моя родная школа.2ч

- История школы. О чем может рассказать школьный колокольчик.

Практическая часть .Разговор с родителями. Какой они помнят свою школу? Какие традиции были в их школе?

-Наша школа сегодня. Современная школа. Учителя и ученики. Гордость школы. Юбилей школы. Традиции школы.

Практическая часть. Экскурсия по школе. Смотрим старые школьные фотографии. Рисуем школу мечты.

Урок 20,21. Семейные реликвии . 2ч

Урок 22,23. Родословная семьи.2ч.

- Что такое родословная. Правила составления ближайшей родословной моей семьи.

Практическая часть. Опрос родителей, бабушек и дедушек. Три ступени родословной. Родственные связи. Место проживания. Профессиональные занятия. Фотографии моих родных.

Практическая часть. Представление оформленных материалов к родословной.

Урок 24. Крестьянская изба. Старинная одежда. Занятия жителей в старину 1ч

  • Устройство крестьянской избы. Предметный быт русского крестьянина. Для чего нужны были забытые нами вещи.

Урок 25. Мой дом.1ч

- Предметы, которые нас окружают. Как изменяется предметная сторона быта людей.

Урок 26,27 Мой посёлок. 2ч

  • История посёлка. Деревни, которые входят в состав поселения. Кто управляет нашим посёлком. Знаменитые люди поселка.

Урок 28. Знаменитые земляки.1ч.

Урок 29-32. Мини-музей.4ч.

Сбор материала и экспонатов для музея. Выбор экскурсовода.

Практическая часть. Оформление экспозиции. Представление выставки в школе.

Резерв 2 часа. Проведение дополнительных экскурсий, праздников, викторин. Подготовка тематической экспозиции по учебным дисциплинам и к памятным датам. Участие в праздновании памятных дат.

Цель: Организация досуговой деятельности детей, подведение итогов творческой мастерской по лепке из гли-ны, соленого теста и пластилина.

- формировать отношение к традициям русского народа.

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и от-ношения между объектами и процессами;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осу-ществления;

Этап Деятельность классного руководителя Деятельность учащихся УУД

Подготови-тельный -Добрый день, дорогие ребята. Я рада привет-ствовать вас на нашей выставке поделок. В течение ме-сяца на творческих занятиях мы занимались лепкой. И вот сегодня на выставке мы подведем итоги нашей ра-боте. - Слушают руководителя - Развивать же-лание становиться участником и твор-цом праздничных приготовлений;

Основной -Лепка, пожалуй, является одним из самых древ-них видов искусства, ведь лепили люди с незапамят-ных времен.

Лепка – это создание различных скульптур из всевозможных пластичных, подходящих для этой цели материалов.

Из каких же материалов? На этот вопрос, я ду-маю, сумеет ответить каждый из сидящих в зале. По-слушайте загадки.

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу -

Она понадобится сразу. (Глина)

- О каком материале для лепки идет речь?

-Правильно, это глина.

История лепки из глины. В глубокой древности, на заре цивилизации люди заметили, что глина стано-вится податливой и мягкой, если ее намочить, и с этого началась длинная история искусства лепки. Люди ста-ли лепить из мокрой глины первую примитивную по-суду, ее делали очень простым методом: комок глины раскатывали в круглую лепешку, а затем у нее просто загибали края. Обжигать глиняную посуду и статуэтки люди тоже научились совершенно случайно, спустя столетия после того, как начали лепить из глины. Промокший глиняный горшок просто поставили возле открытого огня, чтобы он высох. Когда горшок остыл, люди заметили, что он стал прочнее и тверже, в нем теперь можно было без опасения хранить любые жид-кости. Благодаря столь счастливой случайности люди стали активно применять в быту глиняную посуду.

-А теперь послушайте следующую загадку и скажите, о каком материале для лепки идет речь?

Я на кухне сегодня леплю

Дом и дерево рядом зеленое,

Запеку, но не буду их есть,

Потому что из … (теста соленого)

- Молодцы! Следующий материал для лепки – соленое тесто.

История лепки из соленого теста. Лепка из теста – искусство не менее древнее, нежели лепка из глины. Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях. Потом в Вавилоне появились печи для хлеба. Со временем из теста стали выпекать не только хлеб, но и декоративные изделия. Так, в Ки-тае, начиная с XVII века, делали марионетки из теста, древние инки лепили из теста фигурки людей и живот-ных и затем приносили их в жертву богам. В Польше, Чехии и Словакии одними из самых популярных суве-ниров испокон веков были картины из теста. Так что поделки из теста — очень древняя традиция.

И еще одна загадка:

Я весь мир слепить готов:

Дом, машину, двух котов.

Я сегодня властелин —

У меня есть… (пластилин)

- Конечно, это пластилин.

История лепки из пластилина. Первые заметки о пластилине появились в конце девятнадцатого века. Изделия, вылепленные из пластилина, не пользуются столь большим спросом, как изделия из глины и теста, и это понятно – они недолговечны, очень легко де-формируются. Однако пластилин дает широкий про-стор для полета фантазии. Ведь из него можно выле-пить не только фигурки. Объемные композиции, скульптуры и даже картины — все подвластно этому пластичному материалу.

-Слушают рассказ учи-теля.

- Познакомить обучающихся с исто-рией лепки из глины, соленого теста и пла-стилина;

- Развивать же-лание становиться участником и твор-цом праздничных приготовлений;

- Воспитывать любовь к народным традициям.

Заключение -Ну а сейчас я предлагаю предоставить слово участникам нашей выставки и порадовать всех нас своими работами.

(В конце выставки ребята награждаются грамотами.)

-Торжественно вручает грамоты. -Ребята с 1 по 11 класс по очереди пока-зывают свои поделки.

- Развивать же-лание становиться участником и твор-цом праздничных приготовлений;

Методика подготовки и проведения выставки

Выставки могут быть : рекламные, тематические, конкурсные, итоговые, учебные, персональные.

Этапы организации и проведения выставки :

1. определение темы, места и времени (периода) проведения выставки;

2. составление тематико-экспозиционного плана выставки;

3. подбор и оформление экспонатов выставки;

4. оформление выставки и сопутствующих материалов;

5. открытие выставки;

6. проведение выставки;

7. закрытие выставки;

Рассмотрим подробнее работу на каждом из названных этапов:

1 этап. При выборе темы выставки необходимо учитывать: календарный и учебный период, тему учебного го-да, актуальные задачи детского объединения и образовательного учреждения.

Выбор места проведения выставки зависит от темы и сроков ее проведения. Местом проведения выставки мо-гут стать : учебный кабинет, выставочный зал, коридор, рекреация, холл первого этажа образовательного учрежде-ния.

Выставочные экспонаты могут располагаться в выставочных витринах, на стендах, в шкафах, на столах и т. д.

Время проведения выставки может колебаться от нескольких часов до нескольких месяцев в зависимости от ее назначения.

2 этап. Составление тематико-экспозиционного плана выставки позволит максимально содержательно и орга-низованно подготовить и провести выставку любого уровня.

Структура тематико-экспозиционного плана выставки :

1. Тема выставки.

2. Место проведения выставки.

3. Сроки проведения выставки.

4. Цели выставки.

5. Задачи выставки.

6. Композиционное построение выставки : композиционный центр выставки, принцип расположения экспонатов выставки, место расположения экспонатов выставки.

7. Тематика выставочных работ.

8. Тип выставочных работ и критерии их отбора.

9. Требования к оформлению выставочных работ.

10. Дополнительное оформление выставки : музыкальное сопровождение (фон, каталог выставочных работ, дополнительная информация (по теме выставки или о детских объединениях, эстетические дополнения.

3 этап. Подбор выставочных экспонатов может осуществляться следующим образом:

- работы могут быть взяты у воспитанников детского объединения на период проведения выставки;

- может осуществляться систематический отбор выставочных работ (формируется выставочный фонд детского объединения);

- можно выполнить коллективные работы.

При отборе выставочных работ можно провести их конкурсное представление, а также коллективное обсужде-ние.

Правила оформления выставочных работ воспитанников детского объединения: каждая работа должна иметь законченный вид, необходимое оформление (паспарту, эстетические дополнения, фон и т. д., должна быть приложе-на этикетка со следующей информацией: название работы, фамилия и имя ребенка, его возраст, образовательное учреждение, название детского объединения, фамилия и инициалы педагога.

4 этап. Прежде всего, необходимо помнить, что выставка - организованное педагогическое мероприятие, спо-собствующее решению целого ряда педагогических задач, а не украшение интерьера образовательного учреждения.

Выставка должна иметь : название, композиционный центр, необходимые информационные и литературные дополнения, эстетическое оформление, каталог.

Возможные варианты расположения выставочных работ :

• последовательно от простых работ начинающих воспитанников до сложных работ учащихся старших лет обучения, выпускников,

а, возможно, и педагога детского объединения;

• композиционно, т. е. разные детские работы объединены по небольшим тематическим композициям;

• работы каждой учебной группы (или каждого детского объединения) могут быть расположены отдельно;

• работы могут быть сгруппированы по направлениям или видам деятельности.

5 этап. Открытие выставки - небольшой, но очень важный этап ее организации и проведения.

Открытие может включать следующие элементы: вступительное слово педагога или администрации образова-тельного учреждения, презентацию содержания выставки, представление участников выставки, организационные вопросы (сроки и время работы выставки, платный или бесплатный вход и т. д., экскурсию по выставке.

6 этап. Проведение выставки можно организовать следующим образом:

• организовать дежурство учащихся детского объединения на выставке;

• подготовить экскурсии по выставке;

• организовать опрос мнений посетителей о выставке (книга отзывов, приз зрительских симпатий, голосование в какой-либо форме и др.).

Дополнением к выставке могут быть выступления творческих коллективов образовательного учреждения, те-атрализованные действа, соответствующие тематике выставки, музыкальное сопровождение и т. д.

7 этап. Закрытие выставки (также как и открытие) имеет очень важное организационно-педагогическое значе-ние, т. к. позволяет подвести итог не только данного мероприятия, но и определенного этапа работы с детьми.

Закрытие выставки может включать следующие элементы: вступительное слово педагога или администрации образовательного учреждения; подведение итогов выставки (можно отметить лучшие работы, активных учащихся, творческие находки детей); награждение участников выставки; заключительное слово педагога или администрации образовательного учреждения (о дальнейших перспективах выставочной деятельности детского объединения).

8 этап. Этап последействия очень важен для дальнейшей работы с детьми: это подведение итогов и определе-ние перспектив на будущее. На этом этапе работы необходимо создать ситуацию успеха для каждого ребенка - участника выставки. Для этого можно провести награждение детей грамотами и призами, издать приказ с благодар-ностью учащимся от администрации за организацию и проведение выставки, сообщить в школу об успехах ребенка, организовать для участников экскурсию, включить информацию о выставке в летопись детского объединения.

Читайте также: