Проект в доу живопись

Обновлено: 05.07.2024

Цель проекта: выбор эффективных методов и приемов ознакомления старших дошкольников с искусством живописи для развития художественно-эстетического восприятия.

Гипотеза: развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников будет проходить успешно, если будут созданы определенные условия:

  • организована предметно-развивающая среда;
  • будет проводиться целенаправленное знакомство старших дошкольников с живописью;
  • организовано комплексное взаимодействие окружающих взрослых.

Задачи проекта:

  1. Создать условия для развития художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников.
  2. Разработать перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности со старшими дошкольниками по ознакомлению с живописью.
  3. Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ.
  4. Проследить динамику формирования эстетических отношений, предпочтений детей, развития художественно-эстетического восприятия.

Ожидаемые результаты:

  1. Изменение показателей художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников.
  2. Координация усилий воспитателей, родителей, социума.
  3. Четкое планирование работы педагогов ДОУ по ознакомлению старших дошкольников с живописью.

Данный проект осуществляется с детьми старшего дошкольного возраста, срок реализации – учебный год.

Исполнитель: Филькова Татьяна Сергеевна, воспитатель, МДОАУ д/с № 9 г. Свободного Амурской области.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Познавательно-творческий проект


Рисунок1.jpg

Автор: Клюева И.А.,

Ардатов, 2020 год

Цель: формирование познавательного интереса к искусству у дошкольников через ознакомление с жанрами живописи

Задачи:
образовательная:
-познакомить детей с жанрами живописи;
-научить детей различать основные жанры живописи (натюрморт, портрет, пейзаж);
развивающая:
-развивать воображение, творческие способности, эстетическое восприятие, образное и логическое мышление, мелкую моторику мышц руки, зрительную координацию глаза, чувство ритма, чувство цвета, интерес к изобразительному искусству.
воспитательная:
-воспитывать у детей чувства симпатии к произведениям изобразительного искусства и уважение к людям искусства.

Вид проекта : познавательно- творческий, исследовательский

Продолжительность : 7-18 декабряя (краткосрочный)

Возраст детей : 5-7 лет.

Планируемые результаты:

Дети старшего дошкольного возраста:
-имеют представление о живописи, как жанре изобразительного искусства;
-понимают содержание, настроение произведения, отношение автора к созданному образу;
умеют выделять познавательную, эстетическую и нравственную ценность произведений;
умеют выделять средства выразительности (композиция, цвет, светотень, ритм и др.);
- знают некоторые произведения художников. Особенности их творчества, их изобразительную манеру.

Формы работы с детьми: создание игровой ситуации, проговаривание последовательности работы, наблюдения, опыты, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, организованная деятельность.

Этапы работы над проектом

Этапы проекта

Цели

Содержание

1 этап: подготовительный

Формулировка проблемы и постановка игровой цели: Узнать об искусстве, рассмотреть картины, узнать о всех секретах красок.

1. Определение проблемы и темы проекта.

2. Знакомство с художественными произведениями

3. Подбор материалов по теме проекта

1.Реализация проекта согласно плану.

2.Создание благоприятной среды.

3.Организация деятельности проекта.

Формы работы с детьми

2. Дидактические игры:

7. Беседа об известных русских художников и об их картинах.

8. Художественная литература

9. Создание мини-музея «Творчество художника-сказочника В.М. Васнецова

11. Виртуальная экскурсия в Третьяковскую галерею.

Формы работы с родителями:

-Консультации для родителей «Приобщаем детей к

- Привлечение к участию в организации персональной выставки рисунков детей

Воспитать гармонично развитую, благородную, нравственную, творческую личность без красоты невозможно. Красота пробуждает в ребенке лучшие чувства, энергию радости, которая активизирует творческую активность, положительно влияет на здоровье. Но, чтобы все это испытать, ребенок должен увидеть красоту и воспринять ее, так как невоспринятая красота сама по себе ничего не даст. Можно сколько угодно стоять, например, перед прекрасным произведением искусства и ничего не увидеть и не почувствовать. Чтобы этого не произошло, мы должны с первых дней жизни ребенка открывать в нем чувство восприятия красоты. Но для этого мы сами должны уметь замечать красоту, быть способными ее чувствовать, эмоционально переживать.

Ребенок через нас, взрослых, постигает мир, учится видеть, слышать, чувствовать, понимать. Чем больше мы способны на это, тем больше умеет ребенок. До семи лет дети особенно восприимчивы. Первые яркие, радостные впечатления откладываются в них на всю жизнь, во многом определяя дальнейшее развитие. Поэтому с самых первых дней жизни мы должны окружать детей красивыми образами.

В психологических и педагогических исследованиях вскрываются особенности умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте. В частности, в работах А. В. Запорожца, В. В. Давыдова, Н. Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе восприятия художественных произведений живописи выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в своей продуктивной деятельности. Живопись способствует формированию обобщенных способов анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач.

Главное - эмоционально-образное восприятие произведений искусства, изобразительно-выразительных средств, формирование интересов, предпочтений. Это доказывается в исследованиях М. Ф. Овсянникова, И. Б. Астахова, Н. А. Дмитриева.

По мнению Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной, В. С. Мухиной, обучая детей восприятию произведений живописи, мы тем самым делаем выразительнее их изобразительную деятельность, хотя совершенно очевидно, что в этом процессе нет механического переноса способов деятельности.

В исследованиях Н. А. Курочкиной, Н. Б. Халезовой, Г. М. Вишневой показано, что художественное восприятие формируется наиболее полно в старшем дошкольном возрасте, когда дети могут самостоятельно передавать живописный образ, давать оценки, высказывать эстетические суждения и нем.

Н. М. Зубарева доказывает доступность восприятия детьми пейзажа в живописи, и в практической педагогической работе использует различные методы и приемы художественного восприятия картин пейзажной живописи. Педагог использует беседы об искусстве, игровые ситуации, в которых дети сравнивают, узнают разные по художественной выразительности художественные образы. Педагог комплексно использует различные дополнительные средства воздействия на эстетическое восприятие детей. Кроме художественных произведений Н. М. Зубарева рекомендует использовать музыкальное сопровождение восприятия пейзажей, поэзию, прозу.

Искусство имеет много направлений и жанров. Каждый из них оказывает сильное влияние на развитие творческой стороны личности в различных направлениях. А такой вид искусства как живопись влияет, во-первых, на зрительный контакт, а во-вторых, на понимание происхождения картины. На понимание эмоционального состояния, мыслей, чувств художника. Таким образом, живопись развивает у ребенка чувство прекрасного, развивает творчество в различных направлениях и оттеняет эмоциональное состояние ребёнка.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что ознакомление детей дошкольного возраста с живописью создает условия для их дальнейшего психического, нравственно эстетического развития и формирует начало художественного творчества.

Цель проекта:

Формирование познавательного интереса и любви к искусству в процессе приобщения к искусству живописи.

Задачи:

1. Знакомить детей с различными жанрами изобразительного искусства;

2. Знакомить с творчеством известных русских художников;

3. Создать интерес к живописи, к картинам художников;

4. Формировать представления о различных видах живописи;

5. Учить различать пейзаж, натюрморт, портрет, марину;

6. Учить использовать полученные знания в собственном творчестве, создавая выразительные работы, используя соответствующие изобразительные материалы;

7. Способствовать эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывать любовь к природе родного края;

9. Продолжать учить договариваться друг с другом при выполнении коллективных заданий;

10. Обеспечить участие семьи в воспитательном развитии интереса к художественному искусству.

Срок реализации: сентябрь – май.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.

Занятия проводятся в помещении группы в вечернее время два раза в месяц со всеми детьми.

Интеграция: музыкальное сопровождение, художественная литература, познание окружающего мира, экспериментальная деятельность, все виды заданий по изодеятельности.

Перспективное планирование ознакомление детей старшего дошкольного возраста с видами живописи.

Сентябрь Знакомство с живописью, как с видом искусства. Виды живописного искусства для детей дошкольного возраста.

Знакомство с летними пейзажными картинами.

Ноябрь Знакомство с осенними пейзажами. Пейзажи, изображающие разное время суток.

Изображение морского пейзажа (марина) в различных частях света. Знакомство с творчеством И. К. Айвазовского

Январь Знакомство с зимними пейзажами.

Знакомство с натюрмортами.

Март Знакомство с портретной живописью.

Что такое автопортрет? Портреты художников и поэтов.

Специально организованные занятия, игры, наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, рассматривание репродукций произведений искусства, художественное творчество, составление рассказов по картинам, слушание музыкальных произведений. С воспитателем

Организация развивающей среды, подбор художественной литературы, дидактических игр, репродукций картин, музыкального сопровождения, методического материала, подбор материала для детского творчества; мультимедийные презентации; организации экскурсий в художественную школу на тематические выставки С родителями

Пейзаж – жанр наиболее подходящий для передачи чувств и настроения автора. И мы, зрители, когда смотрим на пейзаж, всегда должны задумываться о том, что чувствовал художник, когда брался за кисть. Главная задача, которую мы решаем в детском саду (ещё в средней группе) – научить рассматривать, анализировать, обсуждать произведения живописи (пейзажи, уметь передать свои впечатления, чувства и эмоции увиденного.

- Хорошо у вас на море - океане, на острове Буяне, а на Руси-матушке во сто крат лучше!

У нас луга зелёные, реки синие, у нас поля бескрайние, у заводей берёзки белые, в лугах цветы лазоревые.

У нас заря с зарёй сходится, месяц на небе звёзды пасёт. У нас росы медвяные, ручьи серебряные.

Из русской народной песни.

Формы работы Содержание работы

Уж ты, ласточка, ты, касаточка, ты возьми ключи, лето на небо, ты запри зиму, отопри лето.

Знакомство с летними пейзажными картинами.

Знакомство с художественной литературой.

Детское художественное творчество

Осенью семь погод на дворе - сеет, веет, кружит, мутит, рвёт, сверху льёт, снизу метёт.

Знакомство с осенними пейзажными картинами

Детское художественное творчество.

Леденьё пришло, зиму в дом привело, в сани коней запрягло, в путь - дорожку вывело, снег заледенило, лёд на речке вымело.

Знакомство с зимними пейзажными картинами.

Детское художественное творчество.

Знакомство с весенними пейзажными картинами

Детское художественное творчество.

Наблюдения за изменениями в природе в летний период: световой режим, небо, солнце, насекомые, птицы, животные.

Учить составлять творческие и описательные рассказы.

Экспериментальная деятельность – почему осенью много луж?

Учить составлять описательный рассказ по пейзажной картине,

Наблюдения за изменениями в природе зимой: световой режим, осадки, снежный покров, понижение температуры, птицы, животные.

Экспериментальная деятельность – почему скрипит сухой снег и из него нельзя лепить.

Продолжать учить составлять описательные рассказы по пейзажным картинам.

Наблюдения за изменениями в природе весной: световой режим, осадки, сосульки, перелётные птицы, солнце, животные, растения, первоцветы.

Экспериментальная деятельность – почему лёд при таянии находится на поверхности воды?

Закреплять умение составлять мнемосхему самостоятельно для составления описательного рассказа по картине, изображающей весенний пейзаж.

Знакомство с художником – маринистом И. К. Айвазовским

Формы работы Содержание работы

Знакомство с искусством

Знакомство с художественной литературой.

Детское художественное творчество

Экскурсии на берег водохранилища в разное время года, отметить – цвет воды, величину волн, наличие ветра, температуру воздуха.

Как получаются волны?

Формы работы Содержание работы

Знакомство с искусством

Знакомство с художественной литературой.

Детское художественное творчество

Продолжать учить составлять описательный рассказ по картинам художников, используя метод мнемотехники. Предложить самостоятельно составить мнемосхему. Продолжать совершенствовать связную речь детей.

Знакомство с портретным жанром рекомендуется начинать после ознакомления с пейзажем и натюрмортом.

Портретная живопись – один из самых трудных жанров изобразительного искусства. Это не просто изображение конкретного человека, где на первый план выступает задача передачи внешнего сходства, а отражение его психологии, внутреннего мира, характера, неповторимого облика, определение этого человека, как представителя эпохи, национальности, сословия, а также выражение художником своего отношения к изображаемому человеку. Ознакомление детей с жанром портретной живописи необходимо для формирования, развития и закрепления понимания состояния другого человека. Чем раньше мы начнем знакомить детей с разными видами живописи, тем лучше будет развиваться эмоционально-чувственный мир ребенка, тем ярче и неординарнее станет работать его воображение и богаче окажется его творческое самовыражение. Портрет, как жанр живописи, также как и пейзаж, и натюрморт как жанр живописи доступен эстетическому восприятию ребенка уже с 4 лет, 5-ти летний ребенок и ребенок 6-7 лет уже обращает внимание на средства выразительности, ребенок в состоянии уже дать эстетическую оценку связи цвета и общего настроения картины. Художники не пишут свои картины специально для детей, поэтому подбирать их для использования в педагогическом процессе непросто.

Формы работы Содержание работы

Знакомство с искусством

Знакомство с художественной литературой.

Детское художественное творчество

Музыка Знакомство с портретной живописью.

Наблюдения за прохожими на улице: Куда идут люди? Какое у них настроение? Почему вы так думаете?

Слушание музыкальных произведений о друзьях и дружбе.

Сюжетная живопись (сказочный сюжет). Картины, написанные на сюжеты мифов, сказочные и былинные темы, относятся к мифологическому жанру. Мифы, легенды, предания народов мира составляют важнейший источник художественного творчества. В развитии русской культуры очень значима была роль В. М. Васнецова. Его называют певцом русской сказки. Он написал много картин на сказочные и былинные сюжеты. В. М. Васнецов доказал, что внести свой вклад в сокровищницу мирового искусства можно, когда все силы будут устремлены на развитие своего родного русского искусства. Когда со всем возможным совершенством и полнотой будут выражены красота и мощь наших красивых образов - русской природы и человека, настоящей жизни и прошлого, если художник в своём истинно национальном сумеет отразить вечное, непреходящее.

Формы работы Содержание работы

Знакомство с искусством

Знакомство с художественной литературой.

Детское художественное творчество

Просмотр мультфильмов по сюжету картин.

Составление описательных рассказов по картинам с сказочным сюжетом, используя метод мнемотехники.

Вывод: в результате проведённой работы дети различают и называют виды и жанры изобразительного искусства, помнят имена художников, их работы. Обнаруживают постоянный и устойчивый интерес к произведениям искусства, желание и способность составлять описательные и творческие рассказы. У дошкольников появляется потребность общаться с прекрасным в окружающей действительности. Дети испытывают удовольствие и радость от встречи с изобразительными образами, начинают соотносить их с образами поэтическими и музыкальными, применяют их в собственной творческой деятельности.

Главная ИЗО детям

Знакомство с репродукциями художников – это двери в бесконечный и прекрасный мир искусства. И для того, чтобы произошёл разговор, чтобы дети поверили, почувствовали, чтобы могли видеть, глубже пережить всё то, что их окружает, нам нужно передать своё отношение к этому прекрасному. Художественно-эстетическое развитие способствует к приобщению детей к эстетическим ценностям, учит воспринимать и понимать те произведения искусства, которые вызовут у детей восторг и желание любоваться красотой. И тогда каждый ребёнок полюбит Алёнушку, будет восхищаться богатырями, будет любоваться золотой осенью и, конечно, восхищаться неуклюжими медвежатами из соснового бора. Своевременное эмоционально-эстетическое развитие способствует воспитанию отзывчивости и внимательному отношению к родной природе, к своей родине, людям и вечной красоте.

Необходимо подвести детей к понятию, что картины написанные художниками – это шедевры искусства, и имеют художественное и историческое значение. Пробуждать в детях способность видеть предмет глазами другого человека, ощущать свою сопричастность к истории и культуре своей страны.

Заинтересованность родителей в этом проекте будет поддерживаться их активным участием в поиске наглядного, литературного, и информационного материала, в групповых и районных конкурсах по художественно-эстетическому развитию.

Таким образом, знакомство с произведениями художественного изобразительного искусства способствует развитию чувства красоты, входящего в человека вместе со способностью мыслить, заставляя его постоянно искать гармонию. Ребёнок поймет, что этот прекрасный мир многообразен, многозначен и каждый предмет – это творение человека-мастера.

Проблема: У детей недостаточно сформированы представления о разных жанрах живописи, плохо знакомы с творчеством русских художников.

Цель: Развивать восприятие и понимание изобразительного искусства, творческие способности, фантазию и воображение детей.

Задачи:

  • Продолжать знакомить детей с жанрами живописи, русскими художниками – живописцами.
  • Формировать восприятие произведений изобразительного искусства.
  • Формировать умение составлять композицию рисунка.
  • Совершенствовать технику изображения.
  • Расширять набор материалов для использования в рисовании.
  • Развивать цветовое восприятие, творческую активность.

Образовательная область: художественно – эстетическое развитие.

Тип проекта: Информационно – практико – ориентированный; долгосрочный (в течение учебного года), групповой, межпредметный.

Читайте также: