Проект в доу развитие речи через игровую деятельность

Обновлено: 18.05.2024

Автор: Бабенко Татьяна Николаевна

Населенный пункт: Новосибирская область, с. Баган

Проект для детей старшего дошкольного возраста.

2 слайд

КРУПСКАЯ Н. К.

Актуальность

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, т.е. социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования. Среди которых речь, занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей. Но информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе столь велика, что накладывает на учителя-логопеда комплекс сложных задач и поиска таких форм и методов работы по исправлению речевых нарушений, которые были бы эффективны, но не перегружали бы ребёнка. Такой формой может быть только игра. Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным и действенным. В игровой форме сложные и, порой, малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребёнка увлекательным заданием. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к основным видам деятельности детей относит игру и общение, и следовательно, игровое обучение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребёнка. (ПЕРЕЛИСТНУТЬ)

3 слайд

дети подготовительной группы, родители, учитель-логопед, воспитатели.

-познавательно - речевой, творческий.

-долгосрочный (с сентября 2018 - по май 2019г.)

Продолжительность: 9 месяцев

(ПЕРЕЛИСТНУТЬ презентацию)

4 слайд

(ПЕРЕЛИСТНУТЬ презентацию)

5 слайд

Задачи

  • Познакомить детей с традиционными и нетрадиционными игровыми методами.
  • Использовать современные игровые технологии в процессе обучения на логопедических занятиях.
  • Совершенствовать предметно-развивающую среду.
  • Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям с помощью игр и игровых упражнений.
  • Систематизировать знания педагогов и родителей в использовании игровых методов на занятиях.
  • Распространить опыт работы через активные формы работы: интернет-ресурсы, СМИ.

(ПЕРЕЛИСТНУТЬ презентацию)

6 слайд

1 этап – организационный

Диагностика уровня развития речи детей.

Конец сентября - выбор темы проекта и его разработка.

Октябрь - изучение методической литературы, подбор игр и игровых методов – учитель-логопед

Подбор методического материала по данной теме.

(ПЕРЕЛИСТНУТЬ презентацию)

7 слайд ФОТО Изучение методической литературы, подбор игр и игровых упражнений. Консультации для педагогов. Таблица

В таблице представлена диагностика на начало учебного года по 9 разделам устной речи:

  1. Общее звучание речи;
  2. Артикуляционная моторика.
  3. Звукопроизношение.
  4. Слоговая структура слов.
  5. Фонематический слух.
  6. Языковой анализ и синтез.
  7. Грамматический строй речи;
  8. Лексика;
  9. Связная речь

Система оценки диагностики - пятиуровневая:

Средний уровень (3-3,9 баллов)

Низкий уровень (1-1,9 баллов)

Правильное и точное воспроизведение

Воспроизведение точное, темп несколько замедлен

Замедленное воспроизведение с запинками

По итогам диагностики, были получены такие результаты: из 16 человек

2 ребенка имеют низкий уровень

4 ребенка – ниже среднего

У 10 детей – средний уровень

Высокий и выше среднего отсутствуют.

8 слайд

2 – ЭТАП ПРАКТИЧНСКИЙ

Работа выстраивалась в трёх направлениях:

  • С детьми – в специально-организованной деятельности.

Совместное придумывание и изготовление игровых материалов для занятий дыхательной, артикуляционной, а также постановки и автоматизации звуков – учитель-логопед

  • С педагогами – посредством проведения методической и организационной работы.

«Роль семьи в воспитании речи детей.

9 слайд ФОТО (Это работа с родителями. Собрании и консультации. Буклеты для родителей).

10 слайд ФОТО (Мастер классы и консультации для педагогов).

11 слайд

3 этап – Заключительный

Участие детей совместно с учителем-логопедом в областных и районных конкурсах по развитию речи.

Начало мая - Диагностика (повторная) сформированности уровня речевого развития - учитель - логопед.

Конец мая - Подведение итогов реализации проекта на педсовете - учитель-логопед

12 слайд (ФОТО «Развлечение - Мы играя, не скучаем)

13 – 14 слайды (ФОТО Моё участие в онлайн вебинарах по теме: Роль игр на развитие речи. А также участие участника проекта в Блиц олимпиаде по обучению грамоте).

16слайд

Игры использованные в проекте

17 слайд

Конструкторы (3 вида).

18 слайд

Игры по развитию лексики, грамматики и связной речи

Д/и «Чья голова, чей хвост?

Интерактивные игры в компьютере

19 слайд ФОТО Игры проекта

20 слайд Фото детей.

21 слайд Тпблица и Гистограмма

Итоги сформированности уровня речевого
развития на конец года.

Средний балл речевого профиля группы в начале учебного года – 2,8 (ниже среднего).

Средний балл речевого профиля группы в конце учебного года – 4,3 (средний).

Прирост – 1,5 балла.

22 слайд

Прирост можно увидеть наглядно на слайде в гистограмме.

23 слайд

Таблица в процентах

В гистограмме на конец года мы видим значительное улучшение результатов. Из 16 детей у 1 ребенка остался низкий уровень

У 2 детей ниже среднего, 6 детей имеют –средний уровень, 5 человек выше среднего и у двух детей высокий уровень.

24 слайд

Таким образом, проведенный мониторинг направленный на выявление уровня речевого развития дошкольников с применением игровых технологий, показал следующую динамику речевого развития каждого ребенка (представленных в таблице и гистограмме).

Как видно из диаграммы, в результате применения игровых технологий у детей повысились практически все показатели, а это значит что коррекция речи детей проходило гармонично.

- Дети успешно овладели грамотной и связной речью.

- Правильно употребляют лексико-грамматические категории.

- Появился интерес к занятиям, доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу.

В процесс были вовлечены родители, и закрепляли данные навыки дома так как были проинформированы и компетентны в данном направлении.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующий вывод, что игры подобранные для реализации проекта могут быть использованы для развития речи детей, и повысить их мотивацию в обучении и восприятии предложенного материала.

Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс позволило значительно повысить эффективность совместной работы: решена одна из наиболее сложных проблем – проблем различия в позициях педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений детей, и такая совместная работа дала хороший результат.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Подготовила : Дубровская Л.И.

Актуальность проекта :

Одной из наиболее важных проблем воспитания является развитие речи ребёнка. Правильная, хорошо сформированная речь – важное условие готовности к школьному обучению. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Поэтому, задача воспитателя больше уделять внимания именно развитию речи, создать условия для речевой деятельности детей, охватить разные стороны речевого развития: развитие связной речи, расширение словаря, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи и культуры речевого общения.

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления и развития ребенка. Ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Именно она пронизывает всю жизнь ребенка, способствует его физическому и духовному развитию, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания детей.

Игра, является естественной средой развития детей. Обучающий материал, который преподносится ребенку в игровой форме, изучается быстрее, легче и дает более высокие результаты. Игра, проходящая в коллективе, дает исключительно благоприятное условие для развития речи. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Таким образом, развитие речи посредством игровой деятельности способствует самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата в группе, а также реализации творческого потенциала маленького человечка. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.

Тип проекта : обучающий, игровой .

Вид проекта: групповой

Продолжительность: средний.

Сроки реализации проекта: ноябрь-декабрь, 2020. год.

Участники проекта: воспитатели, воспитанники старшей группы, родители (законные представители), музыкальный руководитель.

Цель проекта : способствовать развитию речи детей через игровую деятельность .

Задачи проекта :

- активизировать и расширять словарный запас детей ;

- развивать разговорную и связную речь;

- развивать коммуникативные и познавательные интересы;

- развитие творческих и игровых способностей.

- создать специальную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу.

- обучение детей использованию мимики, жестов, различным изменениям характеристик голоса для передачи настроения, характера и поведения героев, так же при описании картин, природы и т.п.

- воспитание личностных качеств, при выступлении на публику – раскрепощённость, эмоциональность, выразительность и т.д.

Предполагаемый результат:

Речь детей станет более распространенной, эмоционально - выразительной, грамотной, благодаря обучению через игровую деятельность. Дети будут правильно строить предложения, сочетая слова и используя окончания. На публике будут выступать смелей, используя возможности голоса, интонаций, мимики и жестов.

Содержимое публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Проект по развитию речи

в средней группе №5

Воспитатели: Котова Ю.А.

Проблема : развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

Актуальность проблемы : в условиях современности, главной задачей дошкольного образования является подготовка к школьному обучению. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие , с большим трудом навёрстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие . Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.

Цель : развивать речь детей , обогащать словарный запас через игровую деятельность.

Образовательные:

- Создание условий для игровой деятельности детей.

- Формирование грамматического строя речи .

- Расширение словарного запаса.

- Развитие связной речи .

Развивающие:

-Развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности.

-Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях.

-Развитие совместного творчества родителей и детей.

Воспитательные:

-Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества.

-Создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу, воспитывать чувства дружбы и коллективизма.

-Раскрывать ценности традиции семейного чтении и совместного творчества детей с родителями, воспитывать культуру речи.

Предполагаемый результат : при работе по данному проекту значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.

Методы проекта : наглядные, словесные, практические, игровые.

Основные формы реализации проекта : образовательная деятельность, беседы, экскурсии, игры, работа с родителями.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители.

Предварительная работа:

- Рассматривание иллюстраций и сюжетных картинок по данной теме.

- Выставка книг о сказках. - Чтение художественной литературы по данной теме. Беседы с детьми о прочитанных сказках.

Работа с родителями:

- Беседы с родителями о необходимом участии, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ, привлечение к совместной деятельности.

- Развитие совместного творчества педагога, родителей и детей.

Ожидаемые результаты:

1.Оснащение развивающей среды в группе.

- Подбор сюжетных картинок, художественной литературы по данной теме. - Оформление книжного уголка, вставка книг по данной теме.

2. Формирование умения воспринимать книги не только как развлечение, но и как источник знаний.

3. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

4. Активное участие родителей в реализации проекта. 5.Развитие интереса у детей к чтению сказок.

I этап - подготовительный.

II этап - совместная деятельность детей, родителей, педагогов.

III этап - заключительный (результат).

Этапы проекта

Предметно - развивающая среда.

Подготовительный этап

Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта. Создание развивающей среды, театрального уголка, обновление и оформление книжного уголка в группе. Подбор развивающих игр, литературного и иллюстративного материала.

Основной этап

Беседы с детьми о сказках. Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок. Загадки по сказкам.

Расширение знаний детей о русских народных сказках.Учить рассказывать сказки, пересказывать по ролям. Закрепить знания детей о русских народных сказках через загадки.

Учить рисовать лису, передовая ее строение конусообразными овалами разной величины (туловище, хвост, голова).

Обогащать игровой опыт; формировать интерес к театрализованным играм; развивать творчество, умение импровизировать, эмоциональную сферу.

Дети в словесных играх упражняются в согласовании существительного с прилагательным, существительного с числительным, упражняются в употреблении существительных в разных падежах, в образовании антонимов.

Закрепить умение детей узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам и вопросам.

формировать умение пересказывать знакомую

сказку последовательно и выразительно; развивать умение располагать в правильной последовательности картинки, развивать внимание.

Раскрытие и развитие творческих способностей детей, закрепление навыков драматизации, закрепление навыков лепки,

Работа с интерактивной книгой- лэпбук

Развивать познавательные способности детей с помощью заданий, игр и загадок, формировать умение выполнять задания по картинкам, закрепить знание о русских народных сказках.

Совершенствование мелкой моторики, закрепление знания содержания сказок, развиватие речи и образного мышления.

Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, оценивать характеры и поступки героев.

Дети развивают мелкую и общую моторику, координацию движений в сочетании с речью.


Подведение итогов работы над проектом

У детей развился интерес к русским народным сказкам; развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.

Совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей; содействие творческому развитию детей.

Воспитание чувства дружбы, доброты в коллективе.

Дети получили эмоциональный отклик от своей работы.

Родители были заинтересованы темой и стали активными участниками воспитательно - образовательного процесса.

Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех занятиях и заданиях, которе им предлагали; любят слушать сказки в исполнении взрослого; с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь.

Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей. У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; повысилась речевая активность.

Список использованной литературы

От рождения до школы. Примерная общеобразовательнаяпрограмма дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика Синтез, 2014.

Гербова В.В. "Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий".– М.: Мозаика-Синтез, 2015.

3.Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Наглядно-дидактическое пособие: Для занятий с детьми 4–6 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.


Вид проекта: групповой, обучающий, игровой, долгосрочный.
Участники проекта:
- воспитатели группы и дети второй младшей группы
- родители группы
Продолжительность проекта: сентябрь -май 2019 - 2020 уч.г.

Актуальность проекта (проблема)
С каждым годом растет число детей имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Поэтому овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. ФГОС предполагают деятельностный и комплексный подход в воспитательно-образовательном процессе.
Одним из основных видов деятельности дошкольников является игра. Ребенком в игре накапливается значительный опыт и представления, которые он связывает со словом. Игра становится сильнейшим стимулом для проявления детской самодеятельности в области языка. С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присущ свой глагол.
Слово становится для ребенка частью действительности. Из этого вытекает, как важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовать игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, которые будут питать эту деятельность, и развивать их язык. Поэтому именно игровая деятельность была выбрана как самый эффективный метод в работе по развитию речи младших дошкольников.

Проблема: дети младшего дошкольного возраста нуждаются во всестороннем развитии речи, потому что речь помогает детям осознано воспринимать окружающий мир, и является средством общения. Дети, не получившие в младшем дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, а в будущем этот пробел в развитии речи влияет на их дальнейшее развитие.

Цель: Развитие речи, мышления, памяти, воображения, путём включения каждого ребёнка в игровую деятельность.

Задачи:
• развитие и совершенствование всех сторон устной речи каждого ребёнка
(звукопроизношение, словарь, грамматический строй, связная речь, интонационная выразительность речи)
• воспитание интереса к русскому фольклору, художественному слову;
• развитие мелкой моторики;

Задачи для воспитателей: Изучение и анализ психолого-педагогической методической литературы по проблеме развития речи дошкольников; планирование работы; подбор разных видов игровой деятельности;
создание предметно-развивающей среды;
организация совместной игровой деятельности;
выявление образовательных потребностей родителей, уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить с ними контакт, согласовать воспитательное воздействие на детей.

Задачи для родителей: Активизировать роль родителей в развитие у детей устойчивого интереса к игровой деятельности в домашних условиях.
Взаимодействие с воспитателями группы по вопросу развития речи детей при помощи игровой деятельности.

Гипотеза: если систематически использовать игровые технологии в работе с младшими дошкольниками, то речь детей значительно улучшится.

Читайте также: