Проект в доу художники иллюстраторы

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Филина Анастасия Александровна

Населенный пункт: Амурская область город Тында

С детской книгой малыш встречается уже впервые годы своей жизни. Книга представляет собой сложный комплекс искусства слова, техники печати и изображения (иллюстрации). Отечественная иллюстрация к детской книге имеет богатые традиции. Удивительно, но у детской иллюстрации России (СССР) есть точный год рождения - 1925 год. В этом году был создан отдел детской литературы в Ленинградском государственном издательстве (ГИЗе). До этого книги с иллюстрациями специально для детей не издавались. Многие художники писали картины по мотивам устного народного творчества: былин, сказок, песенок.

Кто они – авторы самых любимых, красивых иллюстраций, которые остались в памяти с самого детства и нравятся нашим детям?

Несколько поколений художников посвятили этому благородному делу всю жизнь и создали книги, ставшие своеобразными эталонами. Е.Д. Поленова, И.Я. Билибин, А.Н. Бенуа, Г.Н. Нарбут, В.А. Милашевский, В.В. Лебедев, В.М. Конашевич, Е.Н. Чарушин, Е.М. Рачев, Ю. Васнецов и др. иллюстрировали книги, на которых воспитывалось не одно поколение.

Художник приходит к ребенку, когда тот ещё не умеет говорить, и наряду с родителями, с автором детской книги, становится первым воспитателем и учителем. Он формирует в детях любовь к прекрасному, высокие эстетические чувства, художественный вкус, любовь к Родине.

Е.А. Флерина писала, что картинка, особенно для детей младшего возраста, является чрезвычайно важным педагогическим материалом, более убедительным и острым, чем слово, благодаря своей реальной зримости.

В дошкольных учреждениях детей знакомят с художественной литературой, но пока мало внимания обращается на художественную иллюстрацию. Она используется в основном как дидактический материал, в то время как иллюстрация несет в себе высокие художественные образы, дающие ребенку ценностные ориентиры в понятиях добра и зла, правды и лжи и т.д.

Образы, созданные хорошим художником - иллюстратором, - это прекрасные образцы самобытного творчества. Вглядываясь в них, ребенок получает истинную радость и удовольствие от творческих открытий художника, от внутреннего созвучия литературных и художественных образов, дающих простор воображению и собственному творчеству.

Рассматривание иллюстраций - косвенный метод обучения детей изобразительной деятельности, который позволяет обогатить изобразительный опыт детей новыми графическими образами и способами изображения, помогает преодолеть стереотипность в рисовании.

Принципы оформления и иллюстрирования книг в первую очередь обусловлены возрастными особенностями детского восприятия. Для каждого из возрастных этапов характерны определенные особенности усвоения информации, существенно влияющие на конструкцию книги, на качество иллюстраций, решение шрифтовых композиций и т.д. Кроме того, с возрастными особенностями детей связаны и особые соединения иллюстраций и текста в книге.

Актуальность:

В дошкольных учреждениях детей знакомят с художественной литературой, но мало внимания обращается на художественную иллюстрацию. Она используется в основном как дидактический материал.

Проблема:

У детей слабо развиты творческие способности в создании сюжетных композиций на занятиях изобразительной деятельности.

Цель:

Познакомить детей с художниками – иллюстраторами детских книг, привлечь родителей к участию в реализации проекта.

Задачи:

  1. познакомить детей с художниками-иллюстраторами детских книг (, Е.М.Рачев, Ю.А.Васнецов и Е.Н. Чарушиным), выразительными средствами, индивидуальной манерой передачи образа;
  2. познакомить детей с графическими изобразительными материалами, возможностями их использования в собственной деятельности;
  3. формировать у детей устойчивый интерес к творчеству художников – иллюстраторов;
  4. формировать эстетическое отношение к окружающему миру, эмоциональную отзывчивость на художественные произведения;
  5. развивать творческую активность в создании собственных сюжетных композиций;
  6. воспитывать внимательное и бережное отношение к книге, желание постоянно общаться с ней;

Тип проекта: творческий, познавательный.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.

Время реализации проекта: долгосрочный

Этапы реализации проекта

Приоритетная образовательная область – художественно-эстетическое воспитание.

1 этап подготовительный:

  1. Доведение до сведения родителей воспитанников смысла и цели проекта.
  2. Анкетирование родителей.
  3. Анкетирование детей
  4. Подбор художественной литературы для чтения детей с разными художниками иллюстраторами
  5. Подбор дидактических игр по данной теме
  6. Работа с методическим материалом, методической литературой по данной теме проекта.

2 этап планирование действий:

  1. Проведение бесед по различным видам искусства.
  2. Чтение рассказов, стихов, сказок, произведений фольклора.
  3. Организация непосредственной образовательной деятельности.
  4. Организация выставок рисунков.

3 этап заключительный:

Ожидаемые результаты:

Эффективность работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с творчеством художников-иллюстраторов будет способствовать:

  • повысится интерес к творчеству художников – иллюстраторов;
  • сформируется первоначальное представление о средствах выразительности;
  • развитию творческих способностей в создании сюжетных композиций;
  • расширится кругозор родителей.

Реализация проекта:

Вид деятельности

Тема










Оснащение развивающей образовательной среды:
- Пополнение центра для творчества авторскими дидактическими играми о художниках – иллюстраторах
- Оформление авторских дидактических игр о художниках – иллюстраторах





Литература:
Дошкольникам о художниках детской книги. Сост. Т.Н. Доронова, М., 1991
Дошкольникам об искусстве: Учебно - наглядное пособие для детей младшего, среднего возраста. Автор - составитель Т.Н. Доронова, М.,1999
Кокорин Анатолий Как я рисовал сказки Х.К.Андерсена Малыш. 1988
Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. С.П.б,1997.
Ратковски Натали Профессия - иллюстратор. Учимся мыслить творчески
Манн, Иванов и Фербер , 2011
Русские художники детской книги. Автор - составитель Э.З. Ганкина, М., 1963.

Тип проекта : информационный, практико-ориентированный, творческий.

Участники проекта : дети подготовительной группы в контакте с семьей.

По времени проведения: долгосрочный (6месяцев).

У детей слабо развиты творческие способности в создании сюжетных композиций на занятиях изобразительной деятельности.

В дошкольных учреждениях детей знакомят с художественной литературой, но мало внимания обращается на художественную иллюстрацию. Она используется в основном как дидактический материал.

Иллюстрация в книге - это первая встреча ребенка с миром изобразительного искусства, она обогащает его зрительное восприятие, способствует пониманию литературного текста, общему и эстетическому развитию.

Иллюстрация помогает детям войти в литературный мир, почувствовать его, познакомиться и подружиться с населяющими его персонажами, полюбить их.

Книжная иллюстрация помогает ребенку в познании мира, освоении нравственных ценностей, эстетическом развитии, углубляет восприятие литературного произведения. С иллюстрации начинается процесс выбора ребенком книги для чтения. Иллюстрация способствует пониманию ребенком литературного текста, формирует его представление о теме, персонажах, несет в себе высокие художественные образы, дающие ребенку ценностные ориентиры в понятиях добра и зла, правды и лжи.

Познакомить детей с художниками – иллюстраторами детских книг.

-познакомить детей с художниками-иллюстраторами детских книг (Ю. А. Васнецов, Е. И. Чарушин, Ю. Д. Коровин, В. М. Конашевич, Е. М. Рачев, В. В. Лебедев., выразительными средствами, индивидуальной манерой передачи образа;

-познакомить детей с графическими изобразительными материалами, возможностями их использования в собственной деятельности;

- формировать у детей устойчивый интерес к творчеству художников – иллюстраторов;

-формировать эстетическое отношение к окружающему миру, эмоциональную отзывчивость на художественные произведения;

-развивать творческую активность в создании собственных сюжетных композиций;

- воспитывать внимательное и бережное отношение к книге, желание постоянно общаться с ней;

-воспитывать нравственные качества, через анализ содержания произведений авторов;

-привлечь родителей к участию в реализации проекта.

Этапы проекта :

I этап: организационно – подготовительный.

1. Блиц-опрос родителей по выявлению знаний о значении иллюстрации детской книги.

3. Рисование афиши.

4. Обоснование актуальности темы, определение цели и задач проекта.

5. Составление тематического планирования.

6. Подготовка наглядной агитации по теме.

7. Составление конспектов интегрированной НОД:

- художественное творчество (комментированное рисование) «Снегурочка.

II этап: основной.

Деятельность в соответствии с тематическим планированием.

III этап: заключительный.

Обобщение результатов работы.

Эффективность работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с творчеством художников-иллюстраторов будет способствовать:

- повысится интерес к творчеству художников – иллюстраторов;

-сформируется первоначальное представление о средствах выразительности;

-развитию творческих способностей в создании сюжетных композиций;

- повыситься мой профессиональный уровень;

-расширится кругозор родителей.

Дехтерев Б. Познание мира и иллюстрация. // Детская литература – 1972. - №3 – с. 56 – 63.

Курочкина Н. А. Детям о книжной графики. Спб. :Детство – Пресс, 2005; с. 185.

Дошкольное воспитание №3, 2007. с. 38 – 44.

Демонстрационный материал: иллюстрации художников к сказкам, детские книги, аудио-видеодиски.

Циклограмма деятельности по выполнению проекта

Образовательная область Вид деятельности Содержание деятельности

Познание

Художественное творчество Познавательно - исследовательская

Знакомство с творчеством художника – иллюстратора В. В. Лебедева.

Непосредственно – образовательная деятельность:

Познание

Художественное творчество

Познавательно - исследовательская

Оформление выставки детских работ по русским народным сказкам, иллюстрированными Ю. А. Васнецовым.

Непосредственно – образовательная деятельность:

Художественное творчество (комментированное рисование)

Экскурсия в библиотеку

Знакомство с отделами библиотеки, книжно – иллюстрированными выставками, выставками работ художников – иллюстраторов.

Познание Познавательно – исследовательская

Чтение басен И. Крылова и рассматривание к ним иллюстраций, выполненных Е. М. Рачёвым.

Оформление выставки детских работ по русским народным сказкам, иллюстрированными Е. М. Рачёвым.

Познание Познавательно - исследовательская

Познание

Чтение художественной литературы Познавательно – исследовательская

Рассматривание книги сказок Ю. Д. Коровина.

Непосредственно – образовательная деятельность:

Чтение художественной литературы. Рассказывание любимых русских сказок в рисунках Ю. Д. Коровина

Работа с родителями Подготовка презентации (по выполненным детским работам)

Участие в конкурсах детского творчества.

Помощь в организации детских выставок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детские книги оформляют много талантливых художников и многие из них реализовали свой талант именно в иллюстрации, у каждого художника свое видение мира, своя художественная манера, одно и то же произведение раскрывается по-разному в творчестве каждого мастера.

Несколько поколений художников посвятили этому благородному делу всю жизнь и создали книги, ставшие своеобразными эталонами. И.Я.Билибин, Е.И.Чарушин, Ю.А.Васнецов, В.Г.Сутеев, Б.А.Дехтерёв, В.М.Конашевич, Е.М.Рачев, Н.Э.Радлов, В.В.Лебедев, В.А.Милашевский и др. иллюстрировали книги, на которых воспитывалось не одно поколение.

МДОБУ Детский сад №4 г.Волхов Художники – иллюстраторы детских книг Автор: Егорова Галина Александровна воспитатель

МДОБУ Детский сад №4

Художники – иллюстраторы детских книг

Автор: Егорова Галина Александровна

воспитатель

Картинка, особенно для детей младшего возраста, является чрезвычайно важным педагогическим материалом, более убедительным и острым, чем слово, благодаря своей реальной зримости. Е.А.Флерина

Картинка, особенно для детей младшего возраста, является чрезвычайно важным педагогическим материалом, более убедительным и острым, чем слово, благодаря своей реальной зримости.

Все знают, что дети любят рассматривать картинки, глядя на них, ребенок представляет себе все происходящее и иллюстрация иногда имеет большее значение, чем текст. Плохо иллюстрированная детская книга неинтересна для малыша, а потому не читаема.

Все знают, что дети любят рассматривать картинки, глядя на них, ребенок представляет себе все происходящее и

иллюстрация иногда имеет большее значение, чем текст.

Плохо иллюстрированная детская книга неинтересна для малыша, а потому не читаема.

 Детские книги оформляют много талантливых художников и многие из них реализовали свой талант именно в иллюстрации, у каждого художника свое видение мира, своя художественная манера, одно и то же произведение раскрывается по-разному в творчестве каждого мастера. Несколько поколений художников посвятили этому благородному делу всю жизнь и создали книги, ставшие своеобразными эталонами. И.Я.Билибин, Е.И.Чарушин, Ю.А.Васнецов, В.Г.Сутеев, Б.А.Дехтерёв, В.М.Конашевич, Е.М.Рачев, Н.Э.Радлов, В.В.Лебедев, В.А.Милашевский и др. иллюстрировали книги, на которых воспитывалось не одно поколение.

Детские книги оформляют много талантливых художников и многие из них реализовали свой талант именно в иллюстрации, у каждого художника свое видение мира, своя художественная манера, одно и то же произведение раскрывается по-разному в творчестве каждого мастера.

Несколько поколений художников посвятили этому благородному делу всю жизнь и создали книги, ставшие своеобразными эталонами. И.Я.Билибин, Е.И.Чарушин, Ю.А.Васнецов, В.Г.Сутеев, Б.А.Дехтерёв, В.М.Конашевич, Е.М.Рачев, Н.Э.Радлов, В.В.Лебедев, В.А.Милашевский и др. иллюстрировали книги, на которых воспитывалось не одно поколение.

Васнецов Юрий Алексеевич (1900 – 1973) Юрий Алексеевич Васнецов - народный художник и иллюстратор. Его картинки к фольклорным песенкам, потешкам и прибауткам нравятся всем малышам (Ладушки, Радуга-дуга). Он иллюстрировал народные сказки, сказки Льва Толстого, Петра Ершова, Самуила Маршака, Виталия Бианки и других классиков русской литературы.

Васнецов Юрий Алексеевич (1900 – 1973)

Юрий Алексеевич Васнецов - народный художник и иллюстратор. Его

картинки к фольклорным

песенкам, потешкам и прибауткам нравятся всем малышам (Ладушки, Радуга-дуга). Он иллюстрировал народные сказки, сказки Льва Толстого, Петра Ершова, Самуила Маршака, Виталия Бианки и других классиков русской литературы.

Книги Ю.А.Васнецова

Иллюстрации Ю.А.Васнецова

Билибин Иван Яковлевич (1876 – 1942)

Сказки, былины, образы древней Руси для многих уже давно неразрывно связаны с иллюстрациями Билибина.

Книги И.Я.Билибина

Иллюстрации И.Я.Билибина

Рачев Евгений Михайлович (1906 – 1997)

Книги Е.М.Рачева

Иллюстрации Е.М.Рачева

Сутеев Владимир Григорьевич (1903 – 1993)

Сутеев Владимир Григорьевич (1903 – 1993)

Книги В.Г.Сутеева

Иллюстрации В.Г.Сутеева

Дехтерёв Борис Александрович (1908 – 1993) – народный художник, советский график, иллюстратор. Работал преимущественно в технике карандашного рисунка и акварели. Старые добрые иллюстрации Дехтерёва – это целая эпоха в истории детской иллюстрации, многие иллюстраторы называют Бориса Александровича своим учителем. Дехтерёв проиллюстрировал детские сказки А. С. Пушкина, Василия Жуковского, Шарля Перро, Ганса Христиана Андерсена, М. Лермонтова, Ивана Тургенева, Уильяма Шекспира.

Дехтерёв Борис Александрович (1908 – 1993)

народный художник, советский график, иллюстратор. Работал преимущественно в технике карандашного рисунка и акварели. Старые добрые иллюстрации Дехтерёва – это целая эпоха в истории детской иллюстрации, многие иллюстраторы называют Бориса Александровича своим учителем.

Дехтерёв проиллюстрировал детские сказки А. С. Пушкина, Василия Жуковского, Шарля Перро, Ганса Христиана Андерсена, М. Лермонтова, Ивана Тургенева, Уильяма Шекспира.

Книги Б.А.Дегтярёва

Иллюстрации Б.А.Дегтярёва

Конашевич Владимир Михайлович (1888 – 1963)

Иллюстрации В.М.Конашевича

Чарушин Евгений Иванович (1901 – 1965)

Книги Е.И.Чарушина

Иллюстрации Е.И.Чарушина

Радлов Николай Эрнестович (1889 – 1942)

Книги Н.Э.Радлова

Иллюстрации Н.Э.Радлова

Лебедев Владимир Васильевич (1891 – 1967) В. В. Лебедев делал книгу с огромным уважением к ребенку, добивался умения говорить с ним серьезным языком, чтобы он мог войти в работу художника, понять закономерности книжной графики. Особенно ярки и динамичны иллюстрации Лебедева к книгам С. Маршака

Лебедев Владимир Васильевич (1891 – 1967)

В. В. Лебедев делал книгу с огромным уважением к ребенку, добивался умения говорить с ним серьезным языком, чтобы он мог войти в работу художника, понять закономерности книжной графики. Особенно ярки и динамичны иллюстрации Лебедева к книгам С. Маршака "Цирк", "Мороженое", "Сказка о глупом мышонке", "Усатый полосатый", "Разноцветная книга", "Двенадцать месяцев", "Багаж". Книги, иллюстрированные художником, отличаются простотой и яркостью образов, прекрасным сочетанием изобразительных и шрифтовых форм.

Книги В.В.Лебедева

Иллюстрации В.В.Лебедева

Милашевский Владимир Алексеевич (1893 – 1976)

Книги В.А.Милашевского

Иллюстрации В.А.Милашевского

Иллюстрации должны раскрывать содержание, стимулировать воображение у детей, формировать эмоции, воспитывать культуру восприятия. Так средствами искусства, обращаясь к чувствам ребенка, создавайте его нравственное отношение к окружающему.

Иллюстрации должны раскрывать содержание, стимулировать воображение у детей, формировать эмоции, воспитывать культуру восприятия. Так средствами искусства, обращаясь к чувствам ребенка, создавайте его нравственное отношение к окружающему.

Читайте также: