Проект семейные традиции в детском саду средняя группа
Обновлено: 07.07.2024
Цель: формирование представлений о семейных традициях.
Задачи:
1. Формировать представление о семье как о людях, которые живут рядом.
2. Развивать монологическую и диалогическую формы речи.
3. Развивать интерес к семейным традициям, реликвиям своей семьи.
4. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи.
Методы и приемы:
Словесные методы и приемы: мотивация, рассказ педагога, объяснение, уточнение, пояснение, вопросы, развернутая словесная оценка, поощрение.
Практические и игровые методы и приёмы: сюрпризные моменты, сопряженные (совместные) действия, отраженные действия, игры.
Оборудование: символы семейных традиций, мяч, мыльные пузыри.
Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье , уважительного отношения к своим родителям. Вместе с тем следует отметить, что объём знаний по данной теме ограничен. В программном содержании нет материала, касающегося прошлого семьи ребёнка, поэтому мало кто из детей знает историю создания своей семьи и свою родословную. Кроме того, в суматохе будней мы часто не успеваем уделить достаточно времени своим самым любимым и дорогим людям. Порой мы ругаем себя за это, не зная, как можно совместить интересную прогулку для детей с долгожданной встречей с близкими и друзьями.
В настоящее время эта тема стала актуальна и особенно трудна. Большое значение имеет взаимодействие с родителями, их отношению к традициям , сохранению вертикальных семейных связей. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребёнка не должно идти стихийным путём.
Ответ прост – сохраняя семейные ценности, возрождаем традиции !
Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи , воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи , прививать чувство привязанности к семье и дому.
формировать у детей представление о семье через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, продуктивной.
Сформировать у детей интерес к своей семье , сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать любовь и уважение к членам семьи .
Формировать гендерную принадлежность воспитанников с учетом возрастных изменений.
Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.
Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи , родного дома, детского сада. Развивать любознательность и познавательную активность.
Обогащать первоначальные представления о семейной традиции , о праздниках, о взаимоотношениях между близкими. Формировать у детей целостное представление образа матери - хранительнице домашнего очага, играющей огромную роль в жизни каждого человека.
Активизировать словарь по теме проекта и развивать связную речь.
Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада. Совершенствовать стиль партнёрских отношений между педагогами, родителями и детьми.
групповой , долгосрочный (игровой, познавательный, творческий, исследовательский, практико- ориентированный)
дети средней группы , родители, воспитатели группы .
Конкретные ожидаемые результаты :
Мы предполагаем, что в результате реализации данного проекта все его участники – дети, педагоги, родители – приобретут определенные знания.
Дети будут знать :
имена дедушек, бабушек минимум до третьего колена; профессии своих родителей, бабушек и дедушек; прошлое своей семьи ; значение своего имени; смогут полностью назвать свое имя и отчество; народные игры, колыбельные; смогут составить рассказ о членах своей семьи , родословной; будут хорошо ориентироваться в генеалогическом древе своей семьи ; пополнят словарный запас (род, родословная, традиция , обряд и т. д.); приобретут представления об общечеловеческих ценностях; научатся проявлять уважение к своим родителям, членам семьи , людям труда; у них будет развито чувство гордости за свою семью .
приобретут знания о семейных и народных традициях , праздниках;
укрепят меж семейные и внутрисемейные связи;
у них будет развито чувство гордости за свою семью ; будут уважительно относиться к своим предкам, внимательно – к событиям в доме;
научатся хранить и чтить свои семейные традиции ; знать свою родословную, минимум до третьего колена; откуда произошли их имена; научатся организовывать семейные праздники;
сделают видеоархив семейных праздников и традиций .
Педагоги : расширят знания о народных праздниках, их происхождении; пополнят личный репертуар колыбельными; разработают планы занятий, бесед для детей, консультации для родителей; пополнят словарный запас детей; будут лучше знать семьи своих воспитанников , их уклад жизни, традиции , что будет способствовать тесному сотрудничеству;
создадут копилку народных и семейных праздников;
будут уважительно относиться и интересоваться традициям семьи .
Мы предполагаем, что главным критерием эффективности данного проекта будет активность родителей во всех мероприятиях, проводимых в рамках данного проекта , а также полнота и прочность знаний детей о своей семье и традициях своей семьи .
Продукт проектной деятельности :
Формы работы с родителями :
• Обогащение предметно-развивающей среды под идею проекта : раскраски по теме, иллюстрации, вырезки для создания коллажей.
Технология реализации проекта
Введение в тему — создание проблемной ситуации.
Первый этап — подготовительный. Постановка целей, задач, составление плана работы и внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении, создание условий, необходимых для реализации проекта, предварительная работа с детьми, родителями (анкетирование).
Второй этап — основной. Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта .
Третий этап — заключительный. Включает в себя обобщение результатов работы.
Введение детей в тему проекта
Предложить детям рассмотреть картину, где изображена семья: папа, мама, бабушка, дедушка, дети.
- Назовите, кого вы здесь видите? - Как можно назвать одним словом? - Из скольких человек состоит ваша семья ? Назовите. - А знаете ли вы своих близких родственников? - Как нужно относиться к членам своей семьи?
Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект
Ввод в игровую ситуацию.
/Родителям сообщается о проведении проекта , вывешивается объявление и план реализации проекта . Просьба к родителям обращаться при возникновении каких-либо затруднений, а также учитывать мнение ребёнка, подхватывать его идеи, поощрять, вселять уверенность. /
Что я знаю о семье ?
Что я хочу узнать?
Как я могу найти ответы на свои вопросы?
• Как зовут маму, папу, бабушку, дедушку, брата, сестру?
• Где работают родители?
• Свой адрес? • Что такое традиции ?
• Откуда берется отчество?
• Что означает мое имя?
• Кто самый главный в семье ?
• Кем работали бабушка и дедушка?
• Зачем празднуют день рождения?
• Когда родились бабушка и дедушка, мама и папа?
• Подготовить художественную, научно-популярную литературу по данной теме для совместного чтения с детьми в группе ;
• Изучить историю составления родословной и составить рекомендации по ее составлению для родителей.
• Привнесение в группу предметов семейных фотографий, видеофильмов для реализации продуктивных видов деятельности;
• Подбор дидактического и наглядного материала для НОД, бесед и игр с детьми.
• Организация тематической библиотеки : иллюстрации, открытки, сюжетные картинки.
• Подбор пословиц и поговорок о семье и доме.
• Подбор предметов заместителей для игр, костюмов и атрибутов к игровой деятельности;
Социально- коммуникативное развитие:
• Рассматривание семейных фотографий, видеофильмов, иллюстраций.
• Рассказ педагога о своей семье .
• Наблюдение детей за членами семьи ; что делают мама, папа, бабушка, дедушка дома, как заботятся друг о друге.
• Загадки о семье , профессиях, мебели и посуде.
• Заучивание стихов и потешек о семье .
• Стимулировать желание детей участвовать в трудовой деятельности : поможем убрать игрушки, накрыть на стол, полить цветы и т. п.
• Познавательно-исследовательская и продуктивная(конструктивная) деятельность : опыты с песком, водой.
экспериментирование : дерево, пластмасса, стекло, металл (о свойствах материала)
выкладывание из геометрических фигур членов своей семьи ;
• Формирование целостной картины мира :
наблюдение детей за членами семьи ; что делают мама, папа, бабушка, дедушка дома, как заботятся друг о друге.
• Разучивание стихов, песен, хороводов.
• Рассматривание иллюстраций картин (портретов, составление описательных рассказов по алгоритму.
• Знакомство с пословицами и поговорками о семье .
• загадки по теме
• прослушивание аудиозаписей и песенок о маме, папе, дедушке и бабушке.
• разучивание колыбельных песен
Таким образом, мы думаем, что выбранное нами направление перспективно, что нравственно -патриотическое воспитание нужно начинать с рождения ребенка в каждой семье , с приобщения к традициям , ведь не секрет, что дети не чтут семейных традиций , т. к. они во многих семьях потеряны или забыты. А ведь какое приятное дело – ждать Дня рождения, субботнего похода в парк или просто вечернего чаепития, маминой колыбельной или сказки на ночь, всех этих чудесных событий, без которых невозможно ощутить себя одной семьей , такой изобретательной, веселой, дружной и счастливой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по патриотическому воспитанию в средней группе "Моя семья".
Закрепление знаний детей о семье и членах семьи, о том, что в семье все любят, заботятся и помагают друг другу. Рассматривание семейных фотографий, рассказы детей о своих близких.
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе "Моя семья" с презентацией..
Конспект НОД по нравственно-патриотическому врспитанию.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по нравственно - патриотическому воспитанию в средней группе: "Моя семья".
Конспект НОД формирующий представление о семье, как о людях, которые живут вместе, развивающий умения сравнивать, располагать предметы в порядке уменьшения, воспитывающий любящее и заботливое отношени.
План конспект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе " Дружная семья"
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе !моя семья. Генеалогическое древо."
Цель: Формировать у детей правильное. традиционное представление о семье.Задачи: продолжать изучать понятие "семья", развивать представление о семье, как о людях, которые живут вместе. забот.
Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий с.
Семья – это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека. Семья – это удивительно незаменимый и сложный организм. Это близкие люди, это традиции, которые мы перенимаем из поколения .
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 пгт Серышево
структурное подразделение детский сад №6
Проект в средней группе "Затейники"
Воспитатель:
2018 г. пгт Серышево
Семья-любви великой царство.
В ней вера, праведность и сила.
Семья - опора государства,
Страны моей, моей России.
Вид проекта: информационно-практико-ориентированный
Участники проекта:
воспитанники средней группы;
Возраст детей: дети 4 -5 лет
Продолжительность проекта: краткосрочный
Актуальность и значимость
В современном образовательном процессе не маловажным является воспитание у подрастающего поколения патриотических чувств любви и уважения к родным и близким. Семья - источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Работа в условиях реализации ФГОС требует интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, изменения стиля и форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, что в итоге будет содействовать выработке общих принципов в работе по развитию личности дошкольника, формированию общего образовательного пространства ребенка дошкольного возраста.
Чувство любви к Родине зарождается в семье . А семья для ребёнка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям.
Наблюдая за детьми нашей группы, мы увидели, что детям необходимо ласковое прикосновение взрослых, т.е. они, нуждаются в эмоциональном и тактильном контакте. Порой они откладывают игру, чтобы подойти, при- жаться к воспитателю. Родители, забирая своих детей, постоянно торопят их, спешат. Возникает некоторая напряженность, которая перерастает в капризы детей и раздражённость взрослых
Анкетирование показало, что в нашей группе много молодых семей, не имеющих своих традиций. Они считают это лишним, не актуальным. В
результате дети недополучают эмоционального контакта, понимания в семье.
Возникает противоречие: с одной стороны признанное психологами значение семейных традиций в воспитании детей, а с другой стороны, в наше время многие семьи и родственники утратили между собой связь, отсутствуют семейные традиции, следовательно, современные родители не видят важности влияния семейных традиций на развитие ребенка.
Предполагаемый результат:
Мы предполагаем, что в результате реализации данного проекта все его участники – дети, педагоги, родители – приобретут определенные знания.
Дети будут знать:
прошлое своей семьи;
профессии своих родителей, бабушек и дедушек;
значение своей фамилии;
смогут полностью назвать свое имя и отчество;
смогут составить рассказ о членах своей семьи, родословной;
будут хорошо ориентироваться в генеалогическом древе своей семьи;
пополнят словарный запас (род, родословная, традиции);
приобретут знания о семейных и народных традициях, праздниках;
укрепят меж семейные и внутрисемейные связи;
будет развито чувство гордости за свою семью;
будут уважительно относиться к своим предкам;
научатся организовывать семейные праздники;
расширят знания о народных праздниках, их происхождении;
разработают планы занятий, бесед для детей, консультации для родителей;
пополнят атрибуты для сюжетно – ролевых игр;
будут лучше знать семьи своих воспитанников, их уклад жизни, традиции, что будет способствовать тесному сотрудничеству;
будут уважительно относиться, и интересоваться традициями семьи.
Продукт проектной деятельности:
- выставка рисунков о семье.
Объект проекта: процесс формирования личности дошкольников.
Предмет проекта: семейные традиции как средство формирования личности дошкольников.
2. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.
3. Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.
4. Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
5. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.
Содержание проекта .
1 этап: Подготовительный
Составить перспективный план проекта.
Опрос детей по данной теме.
Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты, для игровой, театрализованной деятельности.
Подобрать дидактические игры.
Подобрать иллюстрированный материал.
Подобрать материал для продуктивной деятельности.
2 этап: Основной
Художественно – эстетическая деятельность:
3 этап: Заключительный
выставка рисунков о семье;
Ожидаемые и полученные результаты:
Особенность нашего проекта, заключался в том, что вместе с семьей мы не только познавали, осваивали новое, трудились, но и работали в одной команде “Воспитатели-дети-родители”, где родители становились активными участниками жизни детей в детском саду.
Таким образом, мы думаем, что выбранное нами направление перспективно, что нравственно-патриотическое воспитание нужно начинать с рождения ребенка в каждой семье, с приобщения к традициям.
Материал будет полезен воспитателям детских садов.
Цель: Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье на основе познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
- закрепить представление детей о семье, родственных отношениях, семейных традициях;
- уточнить наиболее значимую информацию о родных ребенка, необходимую для нормальных взаимоотношений (каждый член семьи – личность, но всех объединяют общие дела, радости, семейные традиции);
- формировать основу нравственности во взаимоотношениях с родителями, воспитывать чувство уважения к старшим членам семьи;
- формировать и развивать коммуникативные навыки и способности (сотрудничество, взаимопомощь, умение договариваться, считаться с мнением других, дружелюбность);
- предоставить детям возможность реализовать свои потребности в обыгрывании характеров, сюжетов, ролей;
- развитие семейного творчества и содружества семьи и детского сада.
Предварительная работа:
- составление рассказов о своей семье;
- рисование портретов членов семьи;
- разучивание пословиц;
- рассматривание семейных фотографий;
- закрепление знания фамилии, имени, отчества и профессии родителей;
- чтение стихов о семье.
Оборудование: посылка, сердце, мяч, атрибуты принадлежащие разным членам семьи, цветные карандаши, бумага, фотографии семей, фотографии детей, рушники, скатерть.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад принесли посылку и здесь написано, что эта посылка для вас. Хотите посмотреть, что там лежит?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте посмотрим. (Воспитатель достает из посылки сердце)
Воспитатель: Какое красивое сердце – это для вас ребята. А что же здесь написано?
Воспитатель:
- Даша, будь умницей, я скоро за тобой приду.
Твоя мама.
- Ксюша, кушай хорошо, я переживаю.
Твоя бабушка.
- Артем, не обижай детей, слушайся.
Твой папа.
- Маша, на улицу одевайся теплее.
Твой дедушка.
Воспитатель: Ребята, вы догадались, о чем мы будем сегодня говорить?
Дети: Да, о семье!
Воспитатель: Скажите мне дети, а что такое семья?
Дети: Семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, жалеют, сочувствуют, уважают друг друга, ласково говорят друг с другом.
Воспитатель: Какой должна быть семья?
Дети: Большой, крепкой, дружной, трудолюбивой.
Воспитатель: Чем отличаются люди из разных семей?
Дети: Фамилией, именами, внешностью, традициями.
Воспитатель: У каждого из вас есть своя семья. Есть семьи большие, а есть маленькие. И сегодня, мне очень хочется больше узнать о ваших семьях, традициях ваших семей.
Воспитатель:
Семья – это дом. Семья – это мир, где царит любовь, преданность, дружба.
Семья – это самое дорогое, что есть у человека.
В семейном кругу мы с вами растем,
Основа основ – родительский дом
В семейном кругу, все корни твои
И в жизнь ты выходишь из семьи.
Воспитатель: Семья – это не просто родственники, живущие рядом, это близкие люди, связанные теплыми чувствами, общими интересами и, конечно же – традициями. А традиции – это принятые в семье правила поведения, которые постоянно соблюдают и взрослые и дети. У каждой семья свои традиции. Расскажите, какие традиции есть в ваших семьях?
Дети: встречать гостей, семейные праздники, отдых на природе, занятия спортом, хранение старинных вещей, фирменное блюдо и т.д.
Воспитатель: Ребята, какое первое слово произносит ребенок? (мама)
Мама – главное слово в жизни каждого человека. Как вы считаете, какую роль в вашей семье играет мама? (ответы детей)
Кто нам расскажет о своей маме? (Рассказы детей)
Воспитатель: Давайте мы на листике обведем нашу ладошку и пальчики и нарисуем на каждом пальчике пожелания нашим родным.
(Дети рисуют, затем рассказывают о том, что они желают свои близким)
Воспитатель: Эти ладошки мы подарим своим близким. А сейчас давайте поиграем. Становитесь в круг.
Читайте также: