Проект семейные традиции в детском саду средняя группа

Обновлено: 07.07.2024

Цель: формирование представлений о семейных традициях.
Задачи:
1. Формировать представление о семье как о людях, которые живут рядом.
2. Развивать монологическую и диалогическую формы речи.
3. Развивать интерес к семейным традициям, реликвиям своей семьи.
4. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи.
Методы и приемы:
Словесные методы и приемы: мотивация, рассказ педагога, объяснение, уточнение, пояснение, вопросы, развернутая словесная оценка, поощрение.
Практические и игровые методы и приёмы: сюрпризные моменты, сопряженные (совместные) действия, отраженные действия, игры.
Оборудование: символы семейных традиций, мяч, мыльные пузыри.

Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.

Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье , уважительного отношения к своим родителям. Вместе с тем следует отметить, что объём знаний по данной теме ограничен. В программном содержании нет материала, касающегося прошлого семьи ребёнка, поэтому мало кто из детей знает историю создания своей семьи и свою родословную. Кроме того, в суматохе будней мы часто не успеваем уделить достаточно времени своим самым любимым и дорогим людям. Порой мы ругаем себя за это, не зная, как можно совместить интересную прогулку для детей с долгожданной встречей с близкими и друзьями.

В настоящее время эта тема стала актуальна и особенно трудна. Большое значение имеет взаимодействие с родителями, их отношению к традициям , сохранению вертикальных семейных связей. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребёнка не должно идти стихийным путём.

Ответ прост – сохраняя семейные ценности, возрождаем традиции !

Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи , воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи , прививать чувство привязанности к семье и дому.

формировать у детей представление о семье через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, продуктивной.

Сформировать у детей интерес к своей семье , сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать любовь и уважение к членам семьи .

Формировать гендерную принадлежность воспитанников с учетом возрастных изменений.

Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.

Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи , родного дома, детского сада. Развивать любознательность и познавательную активность.

Обогащать первоначальные представления о семейной традиции , о праздниках, о взаимоотношениях между близкими. Формировать у детей целостное представление образа матери - хранительнице домашнего очага, играющей огромную роль в жизни каждого человека.

Активизировать словарь по теме проекта и развивать связную речь.

Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада. Совершенствовать стиль партнёрских отношений между педагогами, родителями и детьми.

групповой , долгосрочный (игровой, познавательный, творческий, исследовательский, практико- ориентированный)

дети средней группы , родители, воспитатели группы .

Конкретные ожидаемые результаты :

Мы предполагаем, что в результате реализации данного проекта все его участники – дети, педагоги, родители – приобретут определенные знания.

Дети будут знать :

имена дедушек, бабушек минимум до третьего колена; профессии своих родителей, бабушек и дедушек; прошлое своей семьи ; значение своего имени; смогут полностью назвать свое имя и отчество; народные игры, колыбельные; смогут составить рассказ о членах своей семьи , родословной; будут хорошо ориентироваться в генеалогическом древе своей семьи ; пополнят словарный запас (род, родословная, традиция , обряд и т. д.); приобретут представления об общечеловеческих ценностях; научатся проявлять уважение к своим родителям, членам семьи , людям труда; у них будет развито чувство гордости за свою семью .

приобретут знания о семейных и народных традициях , праздниках;

укрепят меж семейные и внутрисемейные связи;

у них будет развито чувство гордости за свою семью ; будут уважительно относиться к своим предкам, внимательно – к событиям в доме;

научатся хранить и чтить свои семейные традиции ; знать свою родословную, минимум до третьего колена; откуда произошли их имена; научатся организовывать семейные праздники;

сделают видеоархив семейных праздников и традиций .

Педагоги : расширят знания о народных праздниках, их происхождении; пополнят личный репертуар колыбельными; разработают планы занятий, бесед для детей, консультации для родителей; пополнят словарный запас детей; будут лучше знать семьи своих воспитанников , их уклад жизни, традиции , что будет способствовать тесному сотрудничеству;

создадут копилку народных и семейных праздников;

будут уважительно относиться и интересоваться традициям семьи .

Мы предполагаем, что главным критерием эффективности данного проекта будет активность родителей во всех мероприятиях, проводимых в рамках данного проекта , а также полнота и прочность знаний детей о своей семье и традициях своей семьи .

Продукт проектной деятельности :

Формы работы с родителями :

• Обогащение предметно-развивающей среды под идею проекта : раскраски по теме, иллюстрации, вырезки для создания коллажей.

Технология реализации проекта

Введение в тему — создание проблемной ситуации.

Первый этап — подготовительный. Постановка целей, задач, составление плана работы и внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении, создание условий, необходимых для реализации проекта, предварительная работа с детьми, родителями (анкетирование).

Второй этап — основной. Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта .

Третий этап — заключительный. Включает в себя обобщение результатов работы.

Введение детей в тему проекта

Предложить детям рассмотреть картину, где изображена семья: папа, мама, бабушка, дедушка, дети.

- Назовите, кого вы здесь видите? - Как можно назвать одним словом? - Из скольких человек состоит ваша семья ? Назовите. - А знаете ли вы своих близких родственников? - Как нужно относиться к членам своей семьи?

Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект

Ввод в игровую ситуацию.

/Родителям сообщается о проведении проекта , вывешивается объявление и план реализации проекта . Просьба к родителям обращаться при возникновении каких-либо затруднений, а также учитывать мнение ребёнка, подхватывать его идеи, поощрять, вселять уверенность. /

Что я знаю о семье ?

Что я хочу узнать?

Как я могу найти ответы на свои вопросы?

• Как зовут маму, папу, бабушку, дедушку, брата, сестру?

• Где работают родители?

• Свой адрес? • Что такое традиции ?

• Откуда берется отчество?

• Что означает мое имя?

• Кто самый главный в семье ?

• Кем работали бабушка и дедушка?

• Зачем празднуют день рождения?

• Когда родились бабушка и дедушка, мама и папа?

• Подготовить художественную, научно-популярную литературу по данной теме для совместного чтения с детьми в группе ;

• Изучить историю составления родословной и составить рекомендации по ее составлению для родителей.

• Привнесение в группу предметов семейных фотографий, видеофильмов для реализации продуктивных видов деятельности;

• Подбор дидактического и наглядного материала для НОД, бесед и игр с детьми.

• Организация тематической библиотеки : иллюстрации, открытки, сюжетные картинки.

• Подбор пословиц и поговорок о семье и доме.

• Подбор предметов заместителей для игр, костюмов и атрибутов к игровой деятельности;

Социально- коммуникативное развитие:

• Рассматривание семейных фотографий, видеофильмов, иллюстраций.

• Рассказ педагога о своей семье .

• Наблюдение детей за членами семьи ; что делают мама, папа, бабушка, дедушка дома, как заботятся друг о друге.

• Загадки о семье , профессиях, мебели и посуде.

• Заучивание стихов и потешек о семье .

• Стимулировать желание детей участвовать в трудовой деятельности : поможем убрать игрушки, накрыть на стол, полить цветы и т. п.

• Познавательно-исследовательская и продуктивная(конструктивная) деятельность : опыты с песком, водой.

экспериментирование : дерево, пластмасса, стекло, металл (о свойствах материала)

выкладывание из геометрических фигур членов своей семьи ;

• Формирование целостной картины мира :

наблюдение детей за членами семьи ; что делают мама, папа, бабушка, дедушка дома, как заботятся друг о друге.

• Разучивание стихов, песен, хороводов.

• Рассматривание иллюстраций картин (портретов, составление описательных рассказов по алгоритму.

• Знакомство с пословицами и поговорками о семье .

• загадки по теме

• прослушивание аудиозаписей и песенок о маме, папе, дедушке и бабушке.

• разучивание колыбельных песен

Таким образом, мы думаем, что выбранное нами направление перспективно, что нравственно -патриотическое воспитание нужно начинать с рождения ребенка в каждой семье , с приобщения к традициям , ведь не секрет, что дети не чтут семейных традиций , т. к. они во многих семьях потеряны или забыты. А ведь какое приятное дело – ждать Дня рождения, субботнего похода в парк или просто вечернего чаепития, маминой колыбельной или сказки на ночь, всех этих чудесных событий, без которых невозможно ощутить себя одной семьей , такой изобретательной, веселой, дружной и счастливой.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Занятие по патриотическому воспитанию в средней группе "Моя семья".

Закрепление знаний детей о семье и членах семьи, о том, что в семье все любят, заботятся и помагают друг другу. Рассматривание семейных фотографий, рассказы детей о своих близких.


Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе "Моя семья" с презентацией..

Конспект НОД по нравственно-патриотическому врспитанию.


Конспект непосредственно образовательной деятельности по нравственно - патриотическому воспитанию в средней группе: "Моя семья".

Конспект НОД формирующий представление о семье, как о людях, которые живут вместе, развивающий умения сравнивать, располагать предметы в порядке уменьшения, воспитывающий любящее и заботливое отношени.

План конспект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе " Дружная семья"


Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе !моя семья. Генеалогическое древо."

Цель: Формировать у детей правильное. традиционное представление о семье.Задачи: продолжать изучать понятие "семья", развивать представление о семье, как о людях, которые живут вместе. забот.


Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий с.


Семья – это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека. Семья – это удивительно незаменимый и сложный организм. Это близкие люди, это традиции, которые мы перенимаем из поколения .

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2 пгт Серышево

структурное подразделение детский сад №6

Проект в средней группе "Затейники"

Воспитатель:

2018 г. пгт Серышево

Семья-любви великой царство.

В ней вера, праведность и сила.

Семья - опора государства,

Страны моей, моей России.

Вид проекта: информационно-практико-ориентированный

Участники проекта:

воспитанники средней группы;

Возраст детей: дети 4 -5 лет

Продолжительность проекта: краткосрочный

Актуальность и значимость

В современном образовательном процессе не маловажным является воспитание у подрастающего поколения патриотических чувств любви и уважения к родным и близким. Семья - источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.

Работа в условиях реализации ФГОС требует интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, изменения стиля и форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, что в итоге будет содействовать выработке общих принципов в работе по развитию личности дошкольника, формированию общего образовательного пространства ребенка дошкольного возраста.

Чувство любви к Родине зарождается в семье . А семья для ребёнка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям.

Наблюдая за детьми нашей группы, мы увидели, что детям необходимо ласковое прикосновение взрослых, т.е. они, нуждаются в эмоциональном и тактильном контакте. Порой они откладывают игру, чтобы подойти, при- жаться к воспитателю. Родители, забирая своих детей, постоянно торопят их, спешат. Возникает некоторая напряженность, которая перерастает в капризы детей и раздражённость взрослых

Анкетирование показало, что в нашей группе много молодых семей, не имеющих своих традиций. Они считают это лишним, не актуальным. В

результате дети недополучают эмоционального контакта, понимания в семье.

Возникает противоречие: с одной стороны признанное психологами значение семейных традиций в воспитании детей, а с другой стороны, в наше время многие семьи и родственники утратили между собой связь, отсутствуют семейные традиции, следовательно, современные родители не видят важности влияния семейных традиций на развитие ребенка.

Предполагаемый результат:

Мы предполагаем, что в результате реализации данного проекта все его участники – дети, педагоги, родители – приобретут определенные знания.

Дети будут знать:

прошлое своей семьи;

профессии своих родителей, бабушек и дедушек;

значение своей фамилии;

смогут полностью назвать свое имя и отчество;

смогут составить рассказ о членах своей семьи, родословной;

будут хорошо ориентироваться в генеалогическом древе своей семьи;

пополнят словарный запас (род, родословная, традиции);

приобретут знания о семейных и народных традициях, праздниках;

укрепят меж семейные и внутрисемейные связи;

будет развито чувство гордости за свою семью;

будут уважительно относиться к своим предкам;

научатся организовывать семейные праздники;

расширят знания о народных праздниках, их происхождении;

разработают планы занятий, бесед для детей, консультации для родителей;

пополнят атрибуты для сюжетно – ролевых игр;

будут лучше знать семьи своих воспитанников, их уклад жизни, традиции, что будет способствовать тесному сотрудничеству;

будут уважительно относиться, и интересоваться традициями семьи.

Продукт проектной деятельности:

- выставка рисунков о семье.

Объект проекта: процесс формирования личности дошкольников.

Предмет проекта: семейные традиции как средство формирования личности дошкольников.

2. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.

3. Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.

4. Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.

5. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.

Содержание проекта .

1 этап: Подготовительный

Составить перспективный план проекта.

Опрос детей по данной теме.

Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты, для игровой, театрализованной деятельности.

Подобрать дидактические игры.

Подобрать иллюстрированный материал.

Подобрать материал для продуктивной деятельности.

2 этап: Основной

Художественно – эстетическая деятельность:

3 этап: Заключительный

выставка рисунков о семье;

Ожидаемые и полученные результаты:

Особенность нашего проекта, заключался в том, что вместе с семьей мы не только познавали, осваивали новое, трудились, но и работали в одной команде “Воспитатели-дети-родители”, где родители становились активными участниками жизни детей в детском саду.

Таким образом, мы думаем, что выбранное нами направление перспективно, что нравственно-патриотическое воспитание нужно начинать с рождения ребенка в каждой семье, с приобщения к традициям.

Материал будет полезен воспитателям детских садов.
Цель: Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье на основе познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
- закрепить представление детей о семье, родственных отношениях, семейных традициях;
- уточнить наиболее значимую информацию о родных ребенка, необходимую для нормальных взаимоотношений (каждый член семьи – личность, но всех объединяют общие дела, радости, семейные традиции);
- формировать основу нравственности во взаимоотношениях с родителями, воспитывать чувство уважения к старшим членам семьи;
- формировать и развивать коммуникативные навыки и способности (сотрудничество, взаимопомощь, умение договариваться, считаться с мнением других, дружелюбность);
- предоставить детям возможность реализовать свои потребности в обыгрывании характеров, сюжетов, ролей;
- развитие семейного творчества и содружества семьи и детского сада.
Предварительная работа:
- составление рассказов о своей семье;
- рисование портретов членов семьи;
- разучивание пословиц;
- рассматривание семейных фотографий;
- закрепление знания фамилии, имени, отчества и профессии родителей;
- чтение стихов о семье.
Оборудование: посылка, сердце, мяч, атрибуты принадлежащие разным членам семьи, цветные карандаши, бумага, фотографии семей, фотографии детей, рушники, скатерть.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад принесли посылку и здесь написано, что эта посылка для вас. Хотите посмотреть, что там лежит?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте посмотрим. (Воспитатель достает из посылки сердце)
Воспитатель: Какое красивое сердце – это для вас ребята. А что же здесь написано?
Воспитатель:
- Даша, будь умницей, я скоро за тобой приду.
Твоя мама.
- Ксюша, кушай хорошо, я переживаю.
Твоя бабушка.
- Артем, не обижай детей, слушайся.
Твой папа.
- Маша, на улицу одевайся теплее.
Твой дедушка.
Воспитатель: Ребята, вы догадались, о чем мы будем сегодня говорить?
Дети: Да, о семье!
Воспитатель: Скажите мне дети, а что такое семья?
Дети: Семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, жалеют, сочувствуют, уважают друг друга, ласково говорят друг с другом.
Воспитатель: Какой должна быть семья?
Дети: Большой, крепкой, дружной, трудолюбивой.
Воспитатель: Чем отличаются люди из разных семей?
Дети: Фамилией, именами, внешностью, традициями.
Воспитатель: У каждого из вас есть своя семья. Есть семьи большие, а есть маленькие. И сегодня, мне очень хочется больше узнать о ваших семьях, традициях ваших семей.
Воспитатель:
Семья – это дом. Семья – это мир, где царит любовь, преданность, дружба.
Семья – это самое дорогое, что есть у человека.
В семейном кругу мы с вами растем,
Основа основ – родительский дом
В семейном кругу, все корни твои
И в жизнь ты выходишь из семьи.
Воспитатель: Семья – это не просто родственники, живущие рядом, это близкие люди, связанные теплыми чувствами, общими интересами и, конечно же – традициями. А традиции – это принятые в семье правила поведения, которые постоянно соблюдают и взрослые и дети. У каждой семья свои традиции. Расскажите, какие традиции есть в ваших семьях?
Дети: встречать гостей, семейные праздники, отдых на природе, занятия спортом, хранение старинных вещей, фирменное блюдо и т.д.
Воспитатель: Ребята, какое первое слово произносит ребенок? (мама)
Мама – главное слово в жизни каждого человека. Как вы считаете, какую роль в вашей семье играет мама? (ответы детей)
Кто нам расскажет о своей маме? (Рассказы детей)

Воспитатель: Давайте мы на листике обведем нашу ладошку и пальчики и нарисуем на каждом пальчике пожелания нашим родным.
(Дети рисуют, затем рассказывают о том, что они желают свои близким)
Воспитатель: Эти ладошки мы подарим своим близким. А сейчас давайте поиграем. Становитесь в круг.

Читайте также: