Проект река времени в детском саду
Обновлено: 05.07.2024
Наталия Бобыкина
В настоящее время педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
В процессе активной познавательной деятельности ребенок расширяет свои представления о мире, осваивает временные отношения. Познавая ценности материальной культуры в определенных временных рамках, ребенок учится соотносить память о прошлом и свою собственную индивидуальную память, приобретает знание о том, кто есть человек и каково его назначение на Земле, что представляет собой мир как множество связей, сущностей, вещей.
Отправным моментом исследования могут быть как реальные события, так и смоделированные.
1. Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру.
2. Формировать умение находить пути решения проблем, умение анализировать ситуацию.
3. Воспитывать коммуникативные навыки у дошкольников: умение выслушивать друг друга, работать в группах, отстаивать свою точку зрения.
Совместно с участниками образовательных отношений (детьми и родителями)
При изучении истории города детьми при помощи педагога и родителей была собрана информация об истории города Первоуральска, подобраны фотографии старого и современного города, организована фотовыставка. Взрослые помогали ребенку в подборе материала (использование домашней и городских библиотек, книжных магазинов, поиск источников дополнительной информации, Интернет-ресурсов по теме проекта).
: учебное пособие. – Педагогическое общество России. – Москва, 2007.
В общих положениях ФГОС дошкольного образования, представляющего собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, изложены его основные принципы, которые включают формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Согласно содержания ФГОС дошкольного образования, современное образование ставит перед педагогами задачу совершенствовать традиционные и находить новые технологические подходы к организации учебно-воспитательного процесса. Соответственно, можно определить проблему
1 этап – обсуждение реального или вымышленного события;
2 этап – постановка исследования (узнать…);
3 этап -анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала;
5 этап — сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования;
6 этап — вывешивание таблицы на стене группового помещения;
7 этап — дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности.
Цели проекта:
1) Расширять и формировать первичные представления детей о многообразии предметного окружения; о том, что человек создает предметное окружение, изменяет и совершенствует его для себя и других людей на основе знакомства с жизнью и бытом людей в древности, старине, современности в соответствии с возрастными особенностями и при наличии устойчивого детского интереса.
2) Создавать условия для самостоятельного установления связей и отношений между системами объектов и явлений с применением различных средств. Развивать умение детей самостоятельно действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом.
Для решения и выполнения проекта были поставлены задачи:
1) Побуждать детей к пониманию того, что человек изменяет предметы, совершенствует их для себя и других людей, делая жизнь более удобной и комфортной. Расширять представления детей об истории создания предметов.
2) Продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире.
3) Сплотить коллектив детей – педагогов – родителей.
4) Формировать понимание того, что не дала человеку природа, он создал себе сам. Способствовать восприятию предметного окружения как творения человеческой мысли.
5) Развивать познавательную активность ребенка посредством познавательно-поисковой, продуктивной и игровой деятельности:
• стимулировать любознательность и проявление детской инициативы.
• включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера.
• упорядочить знания детей о временных отношениях, расширить кругозор.
Продолжительность работы по проекту с 1. 09. 2016 г. по 20.11.2016 г.
Участники проекта: дети 6-7 лет, педагоги, родители.
Ребенок в данном проекте является участником от зарождения идеи до получения результатов.
По количеству участников – проект фронтальный, в рамках возрастной группы,
по длительности – долгосрочный.
Ожидаемые конечные результаты:
а) Получены представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов, об изменении жизни и быта людей.
б) Сформированы способности детей в самостоятельном нахождении источников информации путем создания коллекций по разным темам, определении способа получения необходимой информации в соответствии с условиями и целями деятельности.
Дети могут устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения, выбирать необходимые материалы, способы действий.
в) Сформированы представления о жизни людей в прошлом и настоящем, об изменении предметов, облегчающих труд людей; об объектах, создающих комфорт и уют в помещении и на улице.
г) Создана соответствующая проекту предметно-развивающая среда в виде пособий и развивающих игр.
д) Расширен словарный запас детей с использованием словесного анализа – рассуждения, словаря новых слов.
Проект по типу информационно-исследовательский.
I этап. Предварительная ра бота
1. Беседа с детьми.
Примерные вопросы к предварительной беседе с детьми.
• Знаете ли вы, как жил человек раньше?
• Что вы знаете о динозаврах. Живут ли они сейчас?
• Кто такой первобытный человек, как и где он жил, чем питался, какую одежду носил?
• Кто такие кочевники?
• Знаете ли вы русских богатырей? (рассматривание иллюстраций)
• Для чего люди строили крепости, замки?
• Попробуйте писать гусиным пером и ручкой. Сравните чем удобнее писать.
Изучаем первичные представления детей о многообразии предметного окружения, о том, что человек создает предметное окружение.
2. Опираемся на увлечение детей коллекционированием динозавров, часов, камней, былинных героев, конструированием домов и замков.
3. Вносим в группу неизвестные детям предметы: песочные часы,
фигурки первобытных людей, веретено, иллюстрации о жизни людей в прошлом.
II этап. Создание плана реализации прое кта.
Работа с семьей.
5) Совместный сбор краеведческого и природного материала для пополнения уголка экспериментально-поисковой деятельности.
7) Составление совместного творческого рассказа о родном городе Новокузнецке по плану, предложенному воспитателем.
9) Посещение краеведческого музея в выходные дни.
III. Итогом работы по проекту стало проведение праздника "Как играли наши бабушки".
Заключение.
С детьми были прослушаны с помощью родителей следующие литературные произведения:
Проект охватил все виды деятельности ребенка и может быть использован в дальнейшем для детей старшего дошкольного возраста. Дети узнали о жизни людей в прошлом и настоящем, обогатили речь новыми словами, познакомились со знаками и символами. Знания детей о народной культуре России расширились на основе знакомства с былинными героями, с народными промыслами и играми, фольклором.
План реализации проекта
понедельник
вторник
среда
Создание макета динозавров.
четверг
пятница
Зарисовки предметов детьми на закрепление значения слова.
2 неделя
понедельник
вторник
среда
четверг
пятница
3 неделя
понедельник
Символика и геральдика России.
вторник
Коллекционирование часов. Знакомство с их назначением.
среда
четверг
пятница
Октябрь
1 неделя
понедельник
книги как источника получения детской информации.
вторник
среда
четверг
пятница
2 неделя
понедельник
вторник
среда
четверг
пятница
3 неделя
понедельник
вторник
среда
четверг
пятница
Ноябрь
1 неделя
понедельник
вторник
среда
Беседа о найденных останках мамонта в Сибири в 1977г.
четверг
пятница
Творческий рассказ детей о родном городе Новокузнецке.
2 неделя
понедельник
Экскурсия в городской краеведческий музей.
вторник
среда
четверг
пятница
3 неделя
понедельник
вторник
среда
четверг
пятница
2. Т. И. Гризик. Познавательное развитие 2-7 лет. 2013г.
3. Н. А. Тимошкина. Методика использования русских народных игр в ДОУ.
Путешествие по реке Июс Сколько раз поэты, художники, писатели воспевали красоту родной земли! Шишкин, Левитан, Шукшин – каждый показал родные просторы в своем.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Путешествие по реке времени.docx
Я знаю точно, знаю я наверняка
И с кем угодно я могу поспорить
Течет в пространстве Времени Река
Впадая в прошлое таинственное море.
Течет сквозь годы Времени Река,
Своим потоком омывая тень столетий
И Старины глубокой берега,
И Древности седой тысячелетия.
Пускаясь в путь по Времени Реке
Ты помни, находясь вдали от дома,
Что, как бы не было чудесно вдалеке,
Ты будешь счастлив возле берега родного.
Общие характеристики проекта
Тип проекта:
Долгосрочный, информационно познавательный, продуктивный;
Вид проекта:
Участники проекта:
Воспитатели, воспитанники средней группы, родители;
Формы взаимодействия:
С детьми – непосредственно образовательная деятельность, продуктивная деятельность, игровая деятельность, познавательно - исследовательская деятельность, театрализованной деятельности.
С педагогами – конспекты совместной деятельности педагогов с детьми, консультации, мастер-классы;
С родителями – консультации, мастер-классы.
Цели проекта:
ü -создать условия для развития у детей пространственно-временных представлений средствами познавательно-исследовательской, игровой и продуктивной деятельности;
ü -формировать нравственную личность, приобщать к истокам и ценностям русской культуры;
ü -повысить качество образовательного процесса через совершенствование профессиональной компетентности педагогов.
ü -планировать и осуществлять мероприятия по повышению профессионального и педагогического мастерства воспитателей;
ü -организовать взаимодействие участников проекта;
ü -выявлять, изучать, обобщать и распространять педагогический опыт работы в области проектно-исследовательской деятельности;
ü -оказать информационную и методическую помощь педагогам и родителям по вопросам формирования познавательно - исследовательских знаний и умений детей дошкольного возраста.
Требования к организации познавательного развития дошкольников
В соответствии с ФГОС ДО, одной из задач, стоящих перед педагогами, является создание благоприятных условий для познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Методы реализации проекта
§ Рассматривание игрушек, иллюстраций, слайдов, просмотр видео материалов;
§ Ознакомление с художественными образами искусства;
§ Подбор наглядной информации для родителей;
§ Чтение художественной и познавательной литературы;
§ Разучивание текстов для инсценировок;
Практические:
§ Создание развивающей среды;
§ Продуктивная деятельность детей в НОД и в не её;
§ Проведение мастер - класса для родителей и детей
Сроки и этапы реализации проекта
1 этап – Подготовительный (сентябрь-октябрь)
• формулирование задач проекта,
• решение о виде и конечном результате проекта,
• создание материально-технической базы для совместного творчества.
2 этап – Организационный (ноябрь- апрель)
изучение художественной и познавательной литературы;
разработка и составление материала для родителей и педагогов;
регулярное обсуждение результатов;
планирование результатов проекта
Практическая часть:
самостоятельная, творческая, последовательная работа для детей и взрослых;
3 этап – Заключительный (май)
практическое использование результатов проекта (дидактические пособия, расширение
социального пространства детей, повышение родительской компетенции в вопросах
обучения и развития детей);
обсуждение результатов, подведение итогов;
презентация проекта и видеоролика.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
1) Усвоение основ воспитанниками целостного видения окружающего мира;
2) Возрождение и сохранение лучших традиций семейного воспитания;
3) Углубление знаний, умений и навыков, предусмотренных основной образовательной программой ДОУ;
4) Обогащение предметно - развивающей среды для реализации на практике познавательно - исследовательской деятельности детей;
5) Формирование доверительных, партнёрских отношений между воспитателем, воспитанниками и их родителями;
6) Создание активной системы поддержки творческого развития ребёнка;
7) Обобщение опыта по данной теме;
8) Пополнение методической базы ДОУ по данной теме.
Актуальность проекта
В процессе активной познавательной деятельности ребенок расширяет свои представления о мире, осваивает временные отношения, познает ценности материальной культуры определенного времени, учится соотносить память о прошлом и свою собственную память, приобретает знания о человеке, о его предназначении.
В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности детей. Ребёнок проводит в игре много времени. Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.
То, что будет дальше в этой жизни - ребёнок узнает и увидит сам.
Но, каждому ребёнку безумно интересно увидеть, что же было, когда его не было?!
Каким же увлекательным покажется ему путешествие в прошлое, путешествие по
Основная развивающая задача исследований - путешествий – освоение временных отношений (представлений об историческом времени – от прошлого к настоящему).
Представления об историческом времени – от прошлого к настоящему осуществляются на примерах материальной цивилизации: история жилища, транспорта и так далее, а также собственной линии жизни ребенка, истории своей семьи.
1. Актуализация культурно-смыслового контекста, наводящего детей на постановку вопросов, проблем, касающихся определенной темы.
3. Предметно-символическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями.
4. Предложение детям предметного материала, обеспечивающего продолжение исследования в свободной деятельности.
Задача педагога – на отдельных ярких темах сформировать у детей пытливость ума, познавательную инициативу, умение сравнивать, различать, объединять вещи и явления, устанавливая простые связи и отношения между ними, рассказывать о них, то есть упорядочивать свои представления о мире.
Автор: Горбунова Марина Геннадьевна
Населенный пункт: Самарская область, г. Чапаевск
Технология строится на следующих принципах:
- Принцип доступности, который предполагает отбор таких фактов, явлений, которые понятны детям старшего дошкольного возраста.
- Принцип наглядности - предусматривает подбор демонстрационного и раздаточного материала.
- Принцип эмоционального восприятия информации - позволяет использовать некоторые события, которые могли бы захватить детей и вызвать у них интерес.
Возможно использовать следующие методы:
- Рассказ, беседы, чтение, объяснения, уточнения, пояснения, вопросы поискового характера, использование грамзаписей.
- Этот метод помогает лучше осмыслить жизнь того времени, с которым знакомятся дети, способствует выражению своей точки зрения, развивает память, кругозор, речь, словарный запас.
2. Наглядный метод.
- а) Рассматривание сюжетных и предметных картинок, иллюстраций.
- б) Схемы, модели, алгоритмы, знаки, таблицы. Использование видеофильмов и диафильмов.
- в) Составление и оформление макетов.
Данный метод способствует развитию эмоционального отклика, яркому восприятию, умению выражать свои чувства и мысли.
3. Практический метод.
- Экспериментирование, опыты, изготовление поделок, знакомство со способами действия.
4. Игровой метод.
- Дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские, подвижные игры, игры на развитие умственной компетенции.
Надежда Александровна предлагает в первый год использовать тематику путешествий на примерах материальной цивилизации: история жилища, транспорта и т.д., а также собственной линии жизни ребенка, истории своей семьи. Например каким я был сейчас, каким я буду в будущем. (Слайд с темами)
-Ой, мы, кажется, попали в водоворот времени. Я слышу странные звуки, это осветительные приборы просят нас о помощи. Давайте поможем каждому из них вернуться в свою эпоху.
Под нее девицы пряли,
Ей работу освещали.
Песню пели, славно… чинно
А зовут ее …(лучина)
Много ли дает она света? Удобно ли было ею пользоваться?
Чудеса на потолке
Повисло солнце на шнуре.
На столе грибок на ножке,
В шляпке солнышка немножко
Чудо кнопка на боку
Я нажать ее могу.
Свет возник и нам помог.
Молодцы, хорошо справились с заданием.
Интересно, а как осветительные приборы будут выглядеть в будущем?
2. Вед: Далеко ли близко ли, высоко ли низко ли -
точно знаю только, что среди холмов
тяжкими трудами, сильными руками
Был построен город, город –мастеров.
Чтение отрывка из художественного произведения (из книги)
- В этом царстве-государстве жил-был царь. И было у царя множество слуг. Да не простых прислужников, а разных мастеров: и столяров, и гончаров, и портных. Любил царь, чтобы и платье у него лучше, чем у других, было сшито, и посуда хитрее расписана, и дворец резьбою украшен. Мастеров в царском дворце видимо-невидимо было.
Вед: Кто был совсем внимательным,
Скажите мне ответственно, скажите мне уверенно.
Нам к старине иль к древности отрывок отнести? (ответы )
Вед: А почему решили вы , что это старина? (ответы)
Вед: Поставим иллюстрацию на яркое панно,
Пускай страна прославится, а с нею заодно –
И столяры, и плотники, портные, кузнецы-
Такие вот работники и строили дворцы! Размести книгу на реке времени .
Дети выходят берут иллюстрации и рассказывают в стихотворной форме.
1 карточка. Вот старинный сарафан,
Вязь с узором на карманах,
В ярких бусах шея!
Курск, Воронеж, Кострому
узнаем по ним мы
Так прославили страну русские костюмы! (прикрепляет к реке времени и садится )
2 карточка. Офисный стиль – элегантно и модно,
Чтобы на службе было удобно.
Им сослуживцы чтоб любовались,
Но чтоб от дела не отвлекались. (прикрепляет)
3 карточка. Если бы не было школ,
До чего человек бы дощел.
Он ходил бы вот так и поныне,
Вместо айфона была бы дубина.
4 карточка. На дворе тридцатый век,
И в одежде, и в жилище,
И в мечтах, и даже в пище! (прикрепляет и садится).
4. Рассматривание портретов.
Посмотрите на эти портреты.
Расскажите, в чём люди одеты.
И в какие времена рисовали,
Какие материалы употребляли.
1 реб.-В древнем мире люди на скалах портреты рисовали
Для работы уголь черный выбирали,
2 реб.-Ну а в Древней Греции - это уж потом, -
Рисовали глиной, смешанной с желтком.
И портреты красками яркими блистали,
Потому что в Греции краски создавали.
Юные художники - большие мастера.
3 реб.- В эпоху Возрождения мы приоткроем дверь -
Увидим мы портреты художников теперь-
Смешают глину с лаком - и вот готов портрет!
Хоть краски стоят дорого, но им износу нет!
4 реб.-А нынешним художникам темперу и гуашь,
И акварели сочные и чёткий карандаш,
Сегодня дарят химики, учёных целый полк,
Они такие умники, и в красках знают толк.
А теперь прикрепите ваши мини-макеты на реку времени к той исторической эпохе к какой они относятся. (прикрепляют)
5. Фотосессия.
Вед: А сейчас с ребятами затею я игру,
И атрибуты времени в игру свою введу,
Возьмем приметы времени, потом распределим,
И с ними фотосессию на память совершим.
Подходите дети выбирайте себе атрибуты какого –то времени, наряжайтесь, берите рамку , а я буду фотографом и сделаю фото на память. (фотографирует)
Заключение:
Я показала вам технологию,
Так подходящую к нашим условиям,
В ней все понятно, и все логично
Она развивает детей отлично.
1.Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста, М: Линка-Пресс, 2007
Читайте также: