Проект река времени в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Наталия Бобыкина

В настоящее время педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

В процессе активной познавательной деятельности ребенок расширяет свои представления о мире, осваивает временные отношения. Познавая ценности материальной культуры в определенных временных рамках, ребенок учится соотносить память о прошлом и свою собственную индивидуальную память, приобретает знание о том, кто есть человек и каково его назначение на Земле, что представляет собой мир как множество связей, сущностей, вещей.

Отправным моментом исследования могут быть как реальные события, так и смоделированные.

1. Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру.

2. Формировать умение находить пути решения проблем, умение анализировать ситуацию.

3. Воспитывать коммуникативные навыки у дошкольников: умение выслушивать друг друга, работать в группах, отстаивать свою точку зрения.

Совместно с участниками образовательных отношений (детьми и родителями)

При изучении истории города детьми при помощи педагога и родителей была собрана информация об истории города Первоуральска, подобраны фотографии старого и современного города, организована фотовыставка. Взрослые помогали ребенку в подборе материала (использование домашней и городских библиотек, книжных магазинов, поиск источников дополнительной информации, Интернет-ресурсов по теме проекта).

: учебное пособие. – Педагогическое общество России. – Москва, 2007.

В общих положениях ФГОС дошкольного образования, представляющего собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, изложены его основные принципы, которые включают формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Согласно содержания ФГОС дошкольного образования, современное образование ставит перед педагогами задачу совершенствовать традиционные и находить новые технологические подходы к организации учебно-воспитательного процесса. Соответственно, можно определить проблему

1 этап – обсуждение реального или вымышленного события;

2 этап – постановка исследования (узнать…);

3 этап -анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала;

5 этап — сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования;

6 этап — вывешивание таблицы на стене группового помещения;

7 этап — дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности.

Цели проекта:

1) Расширять и формировать первичные представления детей о многообразии предметного окружения; о том, что человек создает предметное окружение, изменяет и совершенствует его для себя и других людей на основе знакомства с жизнью и бытом людей в древности, старине, современности в соответствии с возрастными особенностями и при наличии устойчивого детского интереса.

2) Создавать условия для самостоятельного установления связей и отношений между системами объектов и явлений с применением различных средств. Развивать умение детей самостоятельно действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом.

Для решения и выполнения проекта были поставлены задачи:

1) Побуждать детей к пониманию того, что человек изменяет предметы, совершенствует их для себя и других людей, делая жизнь более удобной и комфортной. Расширять представления детей об истории создания предметов.

2) Продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире.

3) Сплотить коллектив детей – педагогов – родителей.

4) Формировать понимание того, что не дала человеку природа, он создал себе сам. Способствовать восприятию предметного окружения как творения человеческой мысли.

5) Развивать познавательную активность ребенка посредством познавательно-поисковой, продуктивной и игровой деятельности:

• стимулировать любознательность и проявление детской инициативы.

• включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера.

• упорядочить знания детей о временных отношениях, расширить кругозор.

Продолжительность работы по проекту с 1. 09. 2016 г. по 20.11.2016 г.

Участники проекта: дети 6-7 лет, педагоги, родители.

Ребенок в данном проекте является участником от зарождения идеи до получения результатов.

По количеству участников – проект фронтальный, в рамках возрастной группы,

по длительности – долгосрочный.

Ожидаемые конечные результаты:

а) Получены представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов, об изменении жизни и быта людей.

б) Сформированы способности детей в самостоятельном нахождении источников информации путем создания коллекций по разным темам, определении способа получения необходимой информации в соответствии с условиями и целями деятельности.

Дети могут устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения, выбирать необходимые материалы, способы действий.

в) Сформированы представления о жизни людей в прошлом и настоящем, об изменении предметов, облегчающих труд людей; об объектах, создающих комфорт и уют в помещении и на улице.

г) Создана соответствующая проекту предметно-развивающая среда в виде пособий и развивающих игр.

д) Расширен словарный запас детей с использованием словесного анализа – рассуждения, словаря новых слов.

Проект по типу информационно-исследовательский.

I этап. Предварительная ра бота

1. Беседа с детьми.

Примерные вопросы к предварительной беседе с детьми.

• Знаете ли вы, как жил человек раньше?

• Что вы знаете о динозаврах. Живут ли они сейчас?

• Кто такой первобытный человек, как и где он жил, чем питался, какую одежду носил?

• Кто такие кочевники?

• Знаете ли вы русских богатырей? (рассматривание иллюстраций)

• Для чего люди строили крепости, замки?

• Попробуйте писать гусиным пером и ручкой. Сравните чем удобнее писать.

Изучаем первичные представления детей о многообразии предметного окружения, о том, что человек создает предметное окружение.

2. Опираемся на увлечение детей коллекционированием динозавров, часов, камней, былинных героев, конструированием домов и замков.

3. Вносим в группу неизвестные детям предметы: песочные часы,

фигурки первобытных людей, веретено, иллюстрации о жизни людей в прошлом.

II этап. Создание плана реализации прое кта.

Работа с семьей.

5) Совместный сбор краеведческого и природного материала для пополнения уголка экспериментально-поисковой деятельности.

7) Составление совместного творческого рассказа о родном городе Новокузнецке по плану, предложенному воспитателем.

9) Посещение краеведческого музея в выходные дни.

III. Итогом работы по проекту стало проведение праздника "Как играли наши бабушки".

Заключение.

С детьми были прослушаны с помощью родителей следующие литературные произведения:

Проект охватил все виды деятельности ребенка и может быть использован в дальнейшем для детей старшего дошкольного возраста. Дети узнали о жизни людей в прошлом и настоящем, обогатили речь новыми словами, познакомились со знаками и символами. Знания детей о народной культуре России расширились на основе знакомства с былинными героями, с народными промыслами и играми, фольклором.

План реализации проекта

понедельник

вторник

среда

Создание макета динозавров.

четверг

пятница

Зарисовки предметов детьми на закрепление значения слова.

2 неделя

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

3 неделя

понедельник

Символика и геральдика России.

вторник

Коллекционирование часов. Знакомство с их назначением.

среда

четверг

пятница

Октябрь

1 неделя

понедельник

книги как источника получения детской информации.

вторник

среда

четверг

пятница

2 неделя

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

3 неделя

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

Ноябрь

1 неделя

понедельник

вторник

среда

Беседа о найденных останках мамонта в Сибири в 1977г.

четверг

пятница

Творческий рассказ детей о родном городе Новокузнецке.

2 неделя

понедельник

Экскурсия в городской краеведческий музей.

вторник

среда

четверг

пятница

3 неделя

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

2. Т. И. Гризик. Познавательное развитие 2-7 лет. 2013г.

3. Н. А. Тимошкина. Методика использования русских народных игр в ДОУ.

Путешествие по реке Июс

Путешествие по реке Июс Сколько раз поэты, художники, писатели воспевали красоту родной земли! Шишкин, Левитан, Шукшин – каждый показал родные просторы в своем.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Путешествие по реке времени.docx

Я знаю точно, знаю я наверняка

И с кем угодно я могу поспорить

Течет в пространстве Времени Река

Впадая в прошлое таинственное море.

Течет сквозь годы Времени Река,

Своим потоком омывая тень столетий

И Старины глубокой берега,

И Древности седой тысячелетия.

Пускаясь в путь по Времени Реке

Ты помни, находясь вдали от дома,

Что, как бы не было чудесно вдалеке,

Ты будешь счастлив возле берега родного.


Общие характеристики проекта

Тип проекта:

Долгосрочный, информационно познавательный, продуктивный;

Вид проекта:

Участники проекта:

Воспитатели, воспитанники средней группы, родители;

Формы взаимодействия:

С детьми – непосредственно образовательная деятельность, продуктивная деятельность, игровая деятельность, познавательно - исследовательская деятельность, театрализованной деятельности.

С педагогами – конспекты совместной деятельности педагогов с детьми, консультации, мастер-классы;

С родителями – консультации, мастер-классы.

Цели проекта:

ü -создать условия для развития у детей пространственно-временных представлений средствами познавательно-исследовательской, игровой и продуктивной деятельности;

ü -формировать нравственную личность, приобщать к истокам и ценностям русской культуры;

ü -повысить качество образовательного процесса через совершенствование профессиональной компетентности педагогов.

ü -планировать и осуществлять мероприятия по повышению профессионального и педагогического мастерства воспитателей;

ü -организовать взаимодействие участников проекта;

ü -выявлять, изучать, обобщать и распространять педагогический опыт работы в области проектно-исследовательской деятельности;

ü -оказать информационную и методическую помощь педагогам и родителям по вопросам формирования познавательно - исследовательских знаний и умений детей дошкольного возраста.

Требования к организации познавательного развития дошкольников

В соответствии с ФГОС ДО, одной из задач, стоящих перед педагогами, является создание благоприятных условий для познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Методы реализации проекта

§ Рассматривание игрушек, иллюстраций, слайдов, просмотр видео материалов;

§ Ознакомление с художественными образами искусства;

§ Подбор наглядной информации для родителей;

§ Чтение художественной и познавательной литературы;

§ Разучивание текстов для инсценировок;

Практические:

§ Создание развивающей среды;

§ Продуктивная деятельность детей в НОД и в не её;

§ Проведение мастер - класса для родителей и детей

Сроки и этапы реализации проекта

1 этап – Подготовительный (сентябрь-октябрь)

• формулирование задач проекта,

• решение о виде и конечном результате проекта,

• создание материально-технической базы для совместного творчества.

2 этап – Организационный (ноябрь- апрель)

изучение художественной и познавательной литературы;

разработка и составление материала для родителей и педагогов;

регулярное обсуждение результатов;

планирование результатов проекта

Практическая часть:

самостоятельная, творческая, последовательная работа для детей и взрослых;

3 этап – Заключительный (май)

практическое использование результатов проекта (дидактические пособия, расширение

социального пространства детей, повышение родительской компетенции в вопросах

обучения и развития детей);

обсуждение результатов, подведение итогов;

презентация проекта и видеоролика.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

1) Усвоение основ воспитанниками целостного видения окружающего мира;

2) Возрождение и сохранение лучших традиций семейного воспитания;

3) Углубление знаний, умений и навыков, предусмотренных основной образовательной программой ДОУ;

4) Обогащение предметно - развивающей среды для реализации на практике познавательно - исследовательской деятельности детей;

5) Формирование доверительных, партнёрских отношений между воспитателем, воспитанниками и их родителями;

6) Создание активной системы поддержки творческого развития ребёнка;

7) Обобщение опыта по данной теме;

8) Пополнение методической базы ДОУ по данной теме.

Актуальность проекта

В процессе активной познавательной деятельности ребенок расширяет свои представления о мире, осваивает временные отношения, познает ценности материальной культуры определенного времени, учится соотносить память о прошлом и свою собственную память, приобретает знания о человеке, о его предназначении.

В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности детей. Ребёнок проводит в игре много времени. Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.

То, что будет дальше в этой жизни - ребёнок узнает и увидит сам.

Но, каждому ребёнку безумно интересно увидеть, что же было, когда его не было?!

Каким же увлекательным покажется ему путешествие в прошлое, путешествие по

Основная развивающая задача исследований - путешествий – освоение временных отношений (представлений об историческом времени – от прошлого к настоящему).

Представления об историческом времени – от прошлого к настоящему осуществляются на примерах материальной цивилизации: история жилища, транспорта и так далее, а также собственной линии жизни ребенка, истории своей семьи.

1. Актуализация культурно-смыслового контекста, наводящего детей на постановку вопросов, проблем, касающихся определенной темы.

3. Предметно-символическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями.

4. Предложение детям предметного материала, обеспечивающего продолжение исследования в свободной деятельности.

Задача педагога – на отдельных ярких темах сформировать у детей пытливость ума, познавательную инициативу, умение сравнивать, различать, объединять вещи и явления, устанавливая простые связи и отношения между ними, рассказывать о них, то есть упорядочивать свои представления о мире.

Автор: Горбунова Марина Геннадьевна

Населенный пункт: Самарская область, г. Чапаевск

Технология строится на следующих принципах:

  • Принцип доступности, который предполагает отбор таких фактов, явлений, которые понятны детям старшего дошкольного возраста.
  • Принцип наглядности - предусматривает подбор демонстрационного и раздаточного материала.
  • Принцип эмоционального восприятия информации - позволяет использовать некоторые события, которые могли бы захватить детей и вызвать у них интерес.

Возможно использовать следующие методы:

  • Рассказ, беседы, чтение, объяснения, уточнения, пояснения, вопросы поискового характера, использование грамзаписей.
  • Этот метод помогает лучше осмыслить жизнь того времени, с которым знакомятся дети, способствует выражению своей точки зрения, развивает память, кругозор, речь, словарный запас.

2. Наглядный метод.

  • а) Рассматривание сюжетных и предметных картинок, иллюстраций.
  • б) Схемы, модели, алгоритмы, знаки, таблицы. Использование видеофильмов и диафильмов.
  • в) Составление и оформление макетов.

Данный метод способствует развитию эмоционального отклика, яркому восприятию, умению выражать свои чувства и мысли.

3. Практический метод.

  • Экспериментирование, опыты, изготовление поделок, знакомство со способами действия.

4. Игровой метод.

  • Дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские, подвижные игры, игры на развитие умственной компетенции.

Надежда Александровна предлагает в первый год использовать тематику путешествий на примерах материальной цивилизации: история жилища, транспорта и т.д., а также собственной линии жизни ребенка, истории своей семьи. Например каким я был сейчас, каким я буду в будущем. (Слайд с темами)

-Ой, мы, кажется, попали в водоворот времени. Я слышу странные звуки, это осветительные приборы просят нас о помощи. Давайте поможем каждому из них вернуться в свою эпоху.

Под нее девицы пряли,

Ей работу освещали.

Песню пели, славно… чинно

А зовут ее …(лучина)

Много ли дает она света? Удобно ли было ею пользоваться?

Чудеса на потолке

Повисло солнце на шнуре.

На столе грибок на ножке,

В шляпке солнышка немножко

Чудо кнопка на боку

Я нажать ее могу.

Свет возник и нам помог.

Молодцы, хорошо справились с заданием.

Интересно, а как осветительные приборы будут выглядеть в будущем?

2. Вед: Далеко ли близко ли, высоко ли низко ли -

точно знаю только, что среди холмов

тяжкими трудами, сильными руками

Был построен город, город –мастеров.

Чтение отрывка из художественного произведения (из книги)

- В этом царстве-государстве жил-был царь. И было у царя множество слуг. Да не простых прислужников, а разных мастеров: и столяров, и гончаров, и портных. Любил царь, чтобы и платье у него лучше, чем у других, было сшито, и посуда хитрее расписана, и дворец резьбою украшен. Мастеров в царском дворце видимо-невидимо было.

Вед: Кто был совсем внимательным,

Скажите мне ответственно, скажите мне уверенно.

Нам к старине иль к древности отрывок отнести? (ответы )

Вед: А почему решили вы , что это старина? (ответы)

Вед: Поставим иллюстрацию на яркое панно,

Пускай страна прославится, а с нею заодно –

И столяры, и плотники, портные, кузнецы-

Такие вот работники и строили дворцы! Размести книгу на реке времени .

Дети выходят берут иллюстрации и рассказывают в стихотворной форме.

1 карточка. Вот старинный сарафан,

Вязь с узором на карманах,

В ярких бусах шея!

Курск, Воронеж, Кострому

узнаем по ним мы

Так прославили страну русские костюмы! (прикрепляет к реке времени и садится )

2 карточка. Офисный стиль – элегантно и модно,

Чтобы на службе было удобно.

Им сослуживцы чтоб любовались,

Но чтоб от дела не отвлекались. (прикрепляет)

3 карточка. Если бы не было школ,

До чего человек бы дощел.

Он ходил бы вот так и поныне,

Вместо айфона была бы дубина.

4 карточка. На дворе тридцатый век,

И в одежде, и в жилище,

И в мечтах, и даже в пище! (прикрепляет и садится).

4. Рассматривание портретов.

Посмотрите на эти портреты.

Расскажите, в чём люди одеты.

И в какие времена рисовали,

Какие материалы употребляли.

1 реб.-В древнем мире люди на скалах портреты рисовали

Для работы уголь черный выбирали,

2 реб.-Ну а в Древней Греции - это уж потом, -

Рисовали глиной, смешанной с желтком.

И портреты красками яркими блистали,

Потому что в Греции краски создавали.

Юные художники - большие мастера.

3 реб.- В эпоху Возрождения мы приоткроем дверь -

Увидим мы портреты художников теперь-

Смешают глину с лаком - и вот готов портрет!

Хоть краски стоят дорого, но им износу нет!

4 реб.-А нынешним художникам темперу и гуашь,

И акварели сочные и чёткий карандаш,

Сегодня дарят химики, учёных целый полк,

Они такие умники, и в красках знают толк.

А теперь прикрепите ваши мини-макеты на реку времени к той исторической эпохе к какой они относятся. (прикрепляют)

5. Фотосессия.

Вед: А сейчас с ребятами затею я игру,

И атрибуты времени в игру свою введу,

Возьмем приметы времени, потом распределим,

И с ними фотосессию на память совершим.

Подходите дети выбирайте себе атрибуты какого –то времени, наряжайтесь, берите рамку , а я буду фотографом и сделаю фото на память. (фотографирует)

Заключение:

Я показала вам технологию,

Так подходящую к нашим условиям,

В ней все понятно, и все логично

Она развивает детей отлично.

1.Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста, М: Линка-Пресс, 2007

Читайте также: