Проект птичья столовая в детском саду в средней группе

Обновлено: 02.07.2024

Цель проекта:
Развитие у детей чувства эмпатии ко всему живому через продуктивную деятельность с родителями и другими членами семьи:
убедить взрослых членов семьи принять участие в изготовлении кормушек для птиц, принять посильное участие в работе над кормушкой, выборе места расположения кормушки на участке.
Создание оптимальных условий для развития активности и положительного эмоционального состояния детей через организацию совместной (с воспитателями и родителями) познавательной и продуктивной трудовой деятельности.

Задачи проекта:
Для детей:
1. Воспитание чувства отзывчивости и ответственности, гуманного отношения к птицам, желания помочь маленьким и слабым существам, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию.
2. Воспитание у детей умения радоваться своему успеху и успехам сверстников.
3. Развитие детской фантазии, творческого воображения.
4. Вызвать у детей желание убедить взрослых членов семьи в необходимости оказания помощи зимующим птицам в городе, принять непосредственное практическое участие в изготовлении кормушек.
Для родителей:
1. Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду.
2. Повышение самооценки детей в глазах родителей при принятии решений.
Для воспитателя:
1. Развитие социально-профессиональной компетентности и личностного потенциала
воспитателя.
2. Поощрение оригинальных идей.

Участники проекта:
• воспитатели группы;
• дети группы;
• родители и другие члены семьи.

Ресурсное обеспечение проекта:
• семья;
• участок детского сада;
• помещение группы.

Длительность проекта:
с 26.11.15г. по 15.12.15г.

Реализация проекта:
1. Ориентировочно-мотивационный этап:
Дети:
• эмоциональный настрой;
• пробуждение интереса к конкурсу;
• осознание цели конкурса.
Родители:
• обсуждение конкурса;
• выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.
Воспитатель:
• определение задач, которые будут решаться с детьми, родителями;
• разработка модели взаимодействия всех участников проекта и содержание деятельности каждого;
• определение предполагаемого результата.

Форма защиты проекта:
o фотосъемка проекта;
o фотосъемка кормушек и их создателей;
o оформление дипломов победителей и участников конкурса;
o определение номинаций конкурса;
o награждение победителей и участников конкурса.

Итог проектной деятельности:
1. Расширятся познавательные интересы у детей и представления о жизни птиц.
2. Сформируются навыки внимательного и заботливого отношения к птицам.
3. Возникнет желание и готовность участвовать в практических делах по оказанию помощи, как птицам, так и другим животным.
4. У детей на протяжении всего проекта будет положительное эмоциональное отношение к конкурсу и к его итогам.

Человек и природа неотделимы. Мы живём в такое время, когда заботе об окружающей природе уделяется мало внимания. Человек так долго губил природу, что она начинает медленно умирать. Именно дети могут изменить такое положение дел, когда вырастут. Поэтому необходимо уделять экологическому воспитанию подрастающего поколения большое внимание. Всё, усвоенное в детстве, становится базовой основой последующей жизни. Если ребёнок с детства усвоит, что без нужды нельзя рубить деревья или убивать всех животных без разбора: и больших и маленьких, то он всю жизнь будет следовать этому правилу.

Развитие ребёнка в ходе исследовательской деятельности наиболее продуктивно, потому что это происходит при участии активной заинтересованности.

Цель: Познакомить детей с жизнью птиц, зимующих в нашем крае; способствовать усвоению правил поведения при общении с птицами; развивать представления действенной заботы о птицах.

• привлечь внимание родителей и детей к помощи зимующим птицам;

• формировать у детей умения и навыки по уходу за птицами в зимний период;

• воспитывать любовное, заботливое отношение, способствовать усвоению правил поведения при общении с птицами;

• развивать чувственно-эмоциональную реакцию на окружающую среду.

Участники проекта: дети, воспитатель, родители.

Формы и методы работы с детьми

В один из дней воспитательница приносит в группу письмо и сообщает, что она его нашла. Письмо упало ей прямо под ноги, когда она шла на работу. Кто же мог его написать? Письмо зачитывается:

Здравствуйте, дорогие ребята!

Пишут зимующие в вашем крае птицы. Мы знаем, что вы, юные экологи, все знаете, все умеете, у вас доброе сердце. Помогите! Покормите нас зимой!

Познавательное развитие:

Цель: Узнать как можно больше сведений о зимующих птицах у взрослых, друзей, из энциклопедий, справочников, художественной литературы, из копилки народной мудрости (пословицы, поговорки, приметы, загадки, сказки) .

• составление рассказов по иллюстрациям;

• разгадывание загадок (приложение 4)

• слушание музыки с голосами птиц;

Формы и методы работы с родителями:

Цель: изготовить кормушки и развесить их на участке детского сада, возле домов, где живут дети. Подобрать корм, любимый зимующими птицами. Собрать его как можно больше.

• конкурс на лучшую кормушку

Родители активно участвовали в реализации проекта. Дети узнали много нового и интересного о птицах.

Были вручены дипломы родителям и подарки детям за участие в конкурсе за лучшую кормушку.

1. Бондаренко А. К. дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. Сада. -2-е изд., дораб. -М. : Просвещение, 1991.

3. Малышева А. Н. Аппликация в детском саду. - Ярославль: Академия развития, 2010.

4. Паникоровская Н. А. 1000 загадок, скороговорок, считалок для самых умных малышей. М. :Астрель; СПБ. : Сова; Владимир: ВКТ, 2010.

5. Степаненкова Э. Я. Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2-7 лет /Авт. -сост. -М. : Мозаика- Синтез 2012.

6. Справочник старшего воспитателя №4 2012,с. 42.

Цели: рассказать детям о птицах как о живых существах, объяснить причину их перелетов (перелетные, кочующие, зимующие). Учить отвечать на вопросы полными ответами, правильно произносить звуки. Способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам.

Давайте послушаем запись и узнаем, кто нас просит о помощи. (слушают голоса птиц)

Ребята, какое время года сейчас?

Какие изменения произошли в природе? Почему стало мало птиц? (Исчезли насекомые.)

Каких птиц вы знаете? (Галка, скворец, воробей, дятел.) Куда улетают птицы осенью? (На юг.) Как называются птицы, которые улетели на юг? (Перелетные.)

Да, перелетные птицы. Каких вы знаете перелетных птиц? (Скворцы, ласточки, журавли, грачи.

Воспитатель. С наступлением холодов осенью начинается перелет птиц, вот как об этом написано в стихотворении Е. Благининой:

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели, улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще,

И скворечник опустел,

Аист крыльями полощет-

Лист качается узорный,

В синей луже на воде.

Ходят грач с грачихой черные

В огороде по гряде.

Солнца редкие лучи,

Улетают, улетели, улетели и грачи.

Воспитатель. Не все птицы улетают, есть те, которые остаются с нами зимовать. Как они называются? (Зимующие.)

Каких вы знаете зимующих птиц? (Сорока, ворона, галка.) А почему они называются зимующими? (Они зимуют в наших краях.) Чем питаются зимующие птицы? (Рябиной, семечками.) Где живут птицы? Как о них заботится человек? (Устраивают кормушки.)

Воспитатель. (показывает иллюстрации). Перечислите птиц, каких вы видите на иллюстрациях. (Сорока, ворона, галка.) Какие это птицы? (Зимующие.) С наступлением холодов с севера перекочевывают к нам в леса: Чижи, снегири, чечетки, свиристели – это кочующие птицы (показывает их на иллюстрации.)

Почему они называются кочующими? (Кочуют, отлетают на небольшие расстояния, перелетают с севера.)

Это те птицы, которые меняют место обитания. Синицы у нас зимуют, а потом улетают в тайгу; снегири, чечетки – обитатели севера.

А почему они перекочевывают к нам? (Привыкли жить в холоде, находят у нас пищу.)

Кто такие кочующие птицы, перечислите их. (Снегири, чечетки, королек.)

Воспитатель. Сейчас мы будем отгадывать загадки о птицах, который прислал нам Незнайка.

Любит зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

(снегирь, он – кочующий.)

Я по дереву стучу,

Червяка достать хочу.

Хоть и скрылся под корой,

всё равно ты будешь мой.

(дятел, он – зимующий.)

В сером армячишке

По дворам ныряет,

По полям кочует,

(воробей, он зимующий.)

Непоседа птица эта,

Одного с берёзой цвети.

(сорока, она – зимующая.)

Червякам – враг, кто это?

(грач, он перелётный.)

На шесте весёлый дом

С круглым маленьким окном.

Чтоб уснули дети, дом качает ветер.

На крыльце поёт отец.

Он и лётчик, и певец.

(скворец, он – перелётный.) молодцы

Вос. - Вы знаете как правильно кормить птиц?

ПРАВИЛА КОРМЛЕНИЯ ПТИЦ

Чтобы правильно кормить птиц, нужно соблюдать некоторые правила:

1. Во время подкормки птиц не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки.

2. Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время – птицы сами будут прилетать к месту кормления.

3. Кормить птиц регулярно, ежедневно. Нельзя подкармливать время от времени, в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить.

4. Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе на тему: "Зимующие птицы "

Образовательные: Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Дать детям представление о видах питания зимующих птиц. Формировать умение выслушивать других детей при обсуждении проблемной ситуации. Активизировать в речи прилагательные. Учить подбирать точные сравнения.

Развивающие: Развивать наблюдательность, умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; сообразительность, в процессе отгадывания загадок, развивать познавательный интерес у детей к жизни птиц.

Воспитательные: Воспитывать сопереживание, сочувствие, желание помогать птицам в трудных зимних условиях.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация.

1. Дети проходят в группу и здороваются с гостями. Раздается стук в дверь.

В гости к ребятам приходит Незнайка. В руках у него кормушка. Незнайка здоровается с ребятами и рассказывает им историю: «Ребята, я очень люблю птиц, мне их жалко, ведь зимой на улице холодно и я сделал им домик – кормушку. Повесил ее на дерево. Но птицы, покружив над кормушкой, улетели.

- Почему они пролетели мимо и не сели на мою кормушку?

В. : - Правильно, Незнайка забыл положить корм на кормушку и птицы пролетели мимо.

Н. : - А я совсем забыл про корм, да и не знаю, что птицы любят кушать. Ребята, помогите мне лучше узнать птиц.

В. : - Давайте познакомим Незнайку с разными птицами, расскажем об их повадках, и о том, чем они любят полакомиться зимой. Ребята проходят на стульчики.

- Птицы спрятались от нас и оставили нам конверт с загадками. Отгадаем загадки и увидим птичек.

- Озорной мальчишка в серомармячишке

По двору шныряет, крошки собирает (воробей) .

В. : - Как вы догадались, что это воробей? (маленький, шустрый, любит хлебные крошки) .

Любит зернышки клевать

С первым снегом на рябине он появится опять (снегирь) .

В. : - Как вы узнали, что это снегирь? (любит рябину, у него красная грудка) .

Желтая почти вся птичка.

Любит сало и пшеничку.

Как зовут ее? – синичка.

В. : - Как вы догадались? (желтый животик, маленькая) .

- Окраской – сероватая, повадкой – вороватая,

Каркунья хрипловатая. (Ворона)

В. : Какие слова помогли вам узнать ворону? (серая, каркает) .

В. : - Как одним словом можно назвать этих птиц? - зимующие.

- Почему они называются зимующие? – они зимуют в городе, рядом с человеком.

- Чем похожи все птички? – Да у всех птиц есть туловище, голова, лапки, клюв, крылья, хвост, а тело покрыто перьями.

- Зачем птицам клюв? – есть, пить.

- Зачем птицам крылья? – летать

- Зачем птицам лапки? – передвигаться по земле, цепляться за ветки.

- Ребята, чем отличаются эти птицы друг от друга?

- Правильно, воробей маленький, а ворона большая. И по окраске они разные: у снегиря грудка розовая, а у синицы желтая. И повадки у птиц разные: воробьи любят сидеть на кустиках, ворона на ветках деревьев, снегири на веточках рябины.

- Что защищает птиц зимой от холода? - густой пух, отросший еще с осени, подкожный жир.

Н. :- Ребята, какие вы молодцы! Как много вы рассказали мне о птицах.

В. : - Давайте покажем Незнайке, как прыгают синички.

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели.)

Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)

И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

2. Ребята подходят к столу и встают полукругом. На столе блюдца с рябиной, хлебными крошками, семечками, кусочками яблока, пшено.

- Зимой птицам холодно и голодно. Летом и осенью синицы и воробьи питались жуками, кузнечиками, гусеницами.

- Где сейчас, зимой жуки и кузнечики? - спят под двумя одеялами – осенним и зимним, не добраться до них.

- Птицам тяжело найти себе корм под снегом.

- Кто может им помочь зимой? – человек. Они прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм.

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайкой на крыльцо.

Не богаты их корма!

Горсть зерна нужна.

В. : - Ребята, скажите, чем питаются птицы? – хлебом, крошками, семечками.

В. : - Правильно, ребята. Хотите, я вам расскажу, какая птица, чем питается?

В. :- Воробьи питаются зёрнышками, крошками, семечками. Смело приближается к человеку.

- Синицы питаются зёрнышками, крошками, семенами, любимое их лакомство – сало. Синица, найдя твердую пишу, быстро взлетает на ветку и затолкав семечку между пальцев цепких ног, ударами крепкого клюва раздалбливает оболочку семени. Показывает блюдце с пшеном.

- Снегири едят семена, любят клевать ягоды рябины. Мерзлые ягоды хорошо поддаются мощному клеву. Показывает блюдце с ягодами рябины.

- Вороны питаются очистками, остатками пищи, любит хлеб, мясо. Показывает блюдце с кусочками яблока.

- Я дам вам картинки с птицами, а вы должны назвать птичку и найти ей корм.

Н. : Теперь я узнал, что надо положить птицам на кормушку.

Воспитатель приглашает детей в кружок. Незнайка благодарит ребят.

- О каких птицах мы рассказали Незнайке?

- Как можно назвать всех их одним словом?

- Какую птицу мы угостим рябиной? Семечками?

Незнайка дарит ребятам кормушку и приглашает ребят на прогулку покормить птиц

1. Какая птица самая большая в мире? (страус)

4. Кто днем спит, ночью летает, прохожих пугает? (филин)

5. Что птицам страшнее зимой: холод или голод? (голод)

6. Какую птицу называют вестником весны? (грач)

7. Кто знаменитая Каркуша? (ворона)

8. Синицы высиживают птенцов летом, а клесты (зимой)

Эти крошки – голубям – вытянуть вперед правую руку с раскрытой ладонью

Эти крошки – воробьям – то же левой рукой

Галки да вороны – тереть ладонью о ладонь,

Пальчиковая гимнастика "Кормушка".

Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых крылышках.

Всем хватило зернышек.

Загадки про зимующих птиц

И полоска шарфика.

Вот птичка так птичка,

Не дрозд, не синичка,

Не лебедь, не утка

Но эта вот птичка,

Хоть и невеличка,

Только лютой зимой.

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды

- С первым снегом

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок

Найдешь её в своём дворе,

Она на радость детворе.

Ты обижать её не смей!

В сером армячишке

По дворам шныряет,

По ночам кочует

К зёрнышкам прыг!

Трещала с самого утра:

Какая с ней морока,

Эта хищница болтлива,

Весь день хлопочет.

Днём спит, ночью летает.

Всю ночь летает -

А станет светло -

Спать летит в дупло.

В лесу, под щебет,

Стучит лесной телеграфист:

Консультация для родителей на тему

Зима. Все покрыто ровным белым снегом - и земля, и крыши домов, и даже ветви деревьев и кустарников. В такую погоду мелким птицам очень трудно отыскивать себе пищу.

Есть птицы перелётные, которые с наступлением холодов улетают в жаркие страны, а весной, как только оттает снег, возвращаются в родные края. А есть птицы зимующие у нас. Это оседлые птицы. Они не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже очень в снежные зимы. И всё-таки тяжело им зимой. Из десяти, может быть, одна-две доживут до весны. В нашей местности зимующие птицы это, ворона, снегирь, дятел, синица, воробей, голубь и другие.

Воробей - в нашей местности воробей представлен двумя видами - воробей домовой, или городской, и воробей полевой, или деревенский.

Вес его составляет 23-35 г. Общая окраска оперения у него коричневато-бурая сверху, беловатая снизу. Самец отличается от самки большим черным пятном, охватывающим подбородок, горло, зоб и верхнюю часть груди, а также темно-серым верхом головы.

Продолжительность жизни - рекордная для птиц - 50-75 лет, но есть данные и о еще больших сроках. Ведёт оседлый образ жизни.

Дятел - длина тела - 23-26 см, масса - 70-100 г. Летом питается, в основном, древесными насекомыми. Сильными ударами он разбивает кору, обнажая ходы насекомых, а липким длинным языком, который легко проникает в эти ходы, извлекает личинок и взрослых насекомых. Зимой питается семенами сосны и ели. Ударами клюва дятел раскрывает чешуйки шишки, извлекает и поедает семена.

Снегирь - одна из наиболее широко известных перелётных птиц России. Снегирь-самец - красногрудая птичка с голубовато-серой спинкой и чёрной головкой, а у самок красный цвет замещен буровато - серым. Питается снегирь семенами деревьев и трав, ягодами. Птенцов родители кормят размягченными семенами. Зимой поедают почки.

Синица - длина ее тела 14 см. Голова черная с белыми щеками и затылком, спинная сторона зеленоватая (реже голубоватая, брюшко ярко-желтое с черной продольной полосой, более широкой у самцов и молодых птиц. Обитает в лесах и парках. Зимой питается семенами и другой растительной пищей. Оседлая птица.

Голубь - длина тела - 30-35 см, вес 260-380 г. У голубей насчитывают 28 разновидностей окраски. Обычно она сизая, с фиолетовым, медно-красным и зеленым отливом на шее. Питаются различными семенами, зерновыми культурами, ягодами, плодами фруктовых деревьев.

Изготовление кормушки - дело нехитрое, но и у него есть свои законы. Кормушку можно сделать из кусочка твердого материала. Делать кормушку лучше прямоугольной, чтобы она не теряла равновесия и не переворачивалась. Края кормушки надо немного загнуть и заклеить, чтобы получился небольшой бортик - так еда не выпадет и ветром ее не унесет. Корм для птиц самый простой. Чтобы принимать подвижных хорошеньких синичек, можно подвесить на веревочке над кормушкой кусочки колбасы, мяса или сала.

Поможем нашим пернатым друзьям!

1. Синичка с утра начинает пищать – ожидай ночью мороз.

2. Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.

3. Ворона под крыло клюв прячет – к холоду.

4. Перед метелью воробьи чирикают.

5. Перед сильным ветром воробьи стайками перелетают с места на место.

6. Синицы порхают под окном – к холоду.

7. В марте птички щебечут к хорошей погоде.

8. Снегирь зимой поёт на снег, вьюгу и слякоть.

9. Если сядет тебе на руку синица, нужно загадать желание. Если вещая птаха подаёт голос – загаданному сбыться.

Птичья столовая.

Птичья столовая. Зимняя подкормка птиц-довольно старая традиция. Птицы быстро усвоили,что возле человеческих жилищ можно кое-чем разжиться. И мы с ребятами.

Творческий отчет Птичья столовая.

Творческий отчет Птичья столовая. Зима! Какое чудесное время года! Сколько радости и веселья приносит она взрослым и детям! А вот для кого то это время испытаний, особенно.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект занятия по ФЦКМ

в средней группе

hello_html_m2408bb08.jpg

Воспитатель: Джанибекова А.К.

ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей о перелётных и зимующих птицах. Развивать интерес к жизни птиц.

Задачи:
Образовательные:
Формировать представление детей о зимующих птицах: их внешнем виде, питании, особенностях обитания в зимних условиях.
Развивающие:
Способствовать развитию интереса к животному миру. Расширять и активизировать речевой запас детей.
Воспитательные:
Воспитывать отзывчивость, поощрять желание заботиться о пернатых.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.


Воспитательные:

Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности. Воспитывать наблюдательность, бережное отношение к птицам в разные времена года.

Воспитатель. Ребята, к нам сегодня пришло письмо. Давайте посмотрим его.

Кому: детям средней группы.

-Адрес отправителя неизвестен. Вскроем конверт, может там отгадка (воспитатель показывает разрезные картинки). Какие-то картинки, а что с ними делать? (Собрать).

Дети собирают картинки, на которых нарисованы птицы.

-Правильно, ребята, это письмо от птиц.

Воспитатель . Вот сидят все птицы в ряд.

На ребят они глядят,

С ними поиграть хотят.

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, комары, кукушки.

аисты, вороны, галки, макароны,

синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы – сплюшки, лебеди, скворцы – все вы молодцы.

Воспитатель . К нам очень много птиц прилетело. Давайте с вами вспомним, если птицы остаются зимовать, как их называют (зимующие) . У кого на картинке получилась зимующая птица, назовите её (дети называют зимующих птиц).

А птицы, которые прилетают к нам весной (перелётные). У кого перелётные птицы? Назовите перелётных птиц (дети называют перелётных птиц).

Я приготовила вам сюрприз. У меня есть две картины.

Что нарисовано на первой картине? (кормушка)

-Для чего нужна кормушка?

-А зачем надо кормить птиц зимой?

-А на этой картинке что нарисовано? (скворечник).

- Для чего нужен скворечник? (Для скворца).

Враг — и страшный враг — появился в лесу в следующем месяце. Старый Воробей назвал этот месяц ноябрём и сказал, что это третий, и последний, месяц осени. Враг был очень страшный, потому что он был невидимка. В лесу стали пропадать и маленькие птички и большие, и мыши, и зайцы.

Только зазевается зверёк, только отстанет от стаи птица — всё равно, ночью, днём ли, — глядь, их уж и в живых нет.

Никто не знал, кто этот таинственный разбойник: зверь ли, птица или человек? Но все боялись его, и у всех лесных зверей и птиц только и было разговору, что о нём. Все ждали первого снега, чтобы по следам около растерзанной жертвы опознать убийцу.

Первый снег выпал однажды вечером. А на утро следующего дня в лесу не досчитались одного Зайчонка.

Нашли его лапку. Тут же, на подтаявшем уже снегу, были следы больших, страшных когтей. Это могли быть когти зверя, могли быть когти и крупной хищной птицы. А больше ничего не оставил убийца: ни пера, ни шерстинки своей.

— Я боюсь, — сказала Зинька Зинзиверу. — Ох, как я боюсь! Давай улетим скорей из лесу, от этого ужасного разбойника-невидимки.

Они полетели на реку. Там были старые дуплистые ивы-ракиты, где они могли найти себе приют.

— Знаешь, — говорила Зинька, — тут место открытое. Если и сюда придёт страшный разбойник, он тут не может подкрасться так незаметно, как в тёмном лесу. Мы его увидим издали и спрячемся от него.

И они поселились за речкой.

Осень пришла уже и на реку. Ивы- ракиты облетели, трава побурела и поникла. Снег выпадал и таял. Речка ещё бежала, но по утрам на ней был ледок. И с каждым морозцем он рос. Не было по берегам и куликов. Оставались ещё только утки. Они крякали, что останутся тут на всю зиму, если река вся не покроется льдом. А снег падал и падал — и больше уж не таял.

Только было синички зажили спокойно, вдруг опять тревога: ночью неизвестно куда исчезла утка, спавшая на том берегу — на краю своей стаи.

— Это он, — говорила, дрожа, Зинька. — Это невидимка. Он всюду: и в лесу, и в поле, и здесь, на реке.

— Невидимок не бывает, — говорил Зинзивер. — Я выслежу его, вот постой!

И он целыми днями вертелся среди голых веток на верхушках старых ив-ракит: высматривал с вышки таинственного врага. Но так ничего и не заметил подозрительного.

На ветку садится.

-У человека - квартира, а у птицы – гнездо.

У зверей – шерсть, а у птицы – перья.

У человека – нос, а птицы – клюв.

У человека - руки, а у птицы – крылья.

У человека – ребёнок, а птицы – птенец.

Продуктивная деятельность.

Воспитатель. Ребята, давайте посмотрим, что же ещё прислали нам птицы. Это их фотографии, только они не цветные. Давайте их раскрасим

Дети посмотрите на рисунок, будем рисовать по рисунку.

Дети под музыку рисуют.

Вот и подошло к концу наше увлекательное дело. Расскажите, что вам понравилось больше всего. Мне очень понравилось, как вы отвечали на все мои вопросы, вместе играли и справились со всеми заданиями.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Человек и природа неотделимы. Мы живём в такое время, когда заботе об окружающей природе уделяется мало внимания. Человек так долго губил природу, что она начинает медленно умирать. Именно дети могут изменить такое положение дел, когда вырастут. Поэтому необходимо уделять экологическому воспитанию подрастающего поколения большое внимание. Всё, усвоенное в детстве, становится базовой основой последующей жизни. Если ребёнок с детства усвоит, что без нужды нельзя рубить деревья или убивать всех животных без разбора: и больших и маленьких, то он всю жизнь будет следовать этому правилу.

Человек и природа неотделимы. Мы живём в такое время, когда заботе об окружающей природе уделяется мало внимания. Человек так долго губил природу, что она начинает медленно умирать. Именно дети могут изменить такое положение дел, когда вырастут. Поэтому необходимо уделять экологическому воспитанию подрастающего поколения большое внимание. Всё, усвоенное в детстве, становится базовой основой последующей жизни. Если ребёнок с детства усвоит, что без нужды нельзя рубить деревья или убивать всех животных без разбора: и больших и маленьких, то он всю жизнь будет следовать этому правилу.

Развитие ребёнка в ходе исследовательской деятельности наиболее продуктивно, потому что это происходит при участии активной заинтересованности.

Цель: Познакомить детей с жизнью птиц, зимующих в нашем крае; способствовать усвоению правил поведения при общении с птицами; развивать представления действенной заботы о птицах.

• привлечь внимание родителей и детей к помощи зимующим птицам;

• формировать у детей умения и навыки по уходу за птицами в зимний период;

• воспитывать любовное, заботливое отношение, способствовать усвоению правил поведения при общении с птицами;

• развивать чувственно-эмоциональную реакцию на окружающую среду.

Участники проекта: дети, воспитатель, родители.

Формы и методы работы с детьми

В один из дней воспитательница приносит в группу письмо и сообщает, что она его нашла. Письмо упало ей прямо под ноги, когда она шла на работу. Кто же мог его написать? Письмо зачитывается:

Здравствуйте, дорогие ребята!

Пишут зимующие в вашем крае птицы. Мы знаем, что вы, юные экологи, все знаете, все умеете, у вас доброе сердце. Помогите! Покормите нас зимой!

Познавательное развитие:

Цель: Узнать как можно больше сведений о зимующих птицах у взрослых, друзей, из энциклопедий, справочников, художественной литературы, из копилки народной мудрости (пословицы, поговорки, приметы, загадки, сказки) .

Художественно-творческая деятельность:

• составление рассказов по иллюстрациям;

• разгадывание загадок (приложение 4)

• слушание музыки с голосами птиц;

Формы и методы работы с родителями:

Цель: изготовить кормушки и развесить их на участке детского сада, возле домов, где живут дети. Подобрать корм, любимый зимующими птицами. Собрать его как можно больше.

• конкурс на лучшую кормушку

Родители активно участвовали в реализации проекта. Дети узнали много нового и интересного о птицах.

Были вручены дипломы родителям и подарки детям за участие в конкурсе за лучшую кормушку.

1. Бондаренко А. К. дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. Сада. -2-е изд., дораб. -М. : Просвещение, 1991.

3. Малышева А. Н. Аппликация в детском саду. - Ярославль: Академия развития, 2010.

4. Паникоровская Н. А. 1000 загадок, скороговорок, считалок для самых умных малышей. М. :Астрель; СПБ. : Сова; Владимир: ВКТ, 2010.

5. Степаненкова Э. Я. Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2-7 лет /Авт. -сост. -М. : Мозаика- Синтез 2012.

Приложение 1

Цели: рассказать детям о птицах как о живых существах, объяснить причину их перелетов (перелетные, кочующие, зимующие). Учить отвечать на вопросы полными ответами, правильно произносить звуки. Способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам.

Давайте послушаем запись и узнаем, кто нас просит о помощи. (слушают голоса птиц)

Ребята, какое время года сейчас?

Какие изменения произошли в природе? Почему стало мало птиц? (Исчезли насекомые.)

Каких птиц вы знаете? (Галка, скворец, воробей, дятел.) Куда улетают птицы осенью? (На юг.) Как называются птицы, которые улетели на юг? (Перелетные.)

Да, перелетные птицы. Каких вы знаете перелетных птиц? (Скворцы, ласточки, журавли, грачи.

Воспитатель. С наступлением холодов осенью начинается перелет птиц, вот как об этом написано в стихотворении Е. Благининой:

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели, улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще,

И скворечник опустел,

Аист крыльями полощет-

Лист качается узорный,

В синей луже на воде.

Ходят грач с грачихой черные

В огороде по гряде.

Солнца редкие лучи,

Улетают, улетели, улетели и грачи.

Воспитатель. Не все птицы улетают, есть те, которые остаются с нами зимовать. Как они называются? (Зимующие.)

Каких вы знаете зимующих птиц? (Сорока, ворона, галка.) А почему они называются зимующими? (Они зимуют в наших краях.) Чем питаются зимующие птицы? (Рябиной, семечками.) Где живут птицы? Как о них заботится человек? (Устраивают кормушки.)

Воспитатель. (показывает иллюстрации). Перечислите птиц, каких вы видите на иллюстрациях. (Сорока, ворона, галка.) Какие это птицы? (Зимующие.) С наступлением холодов с севера перекочевывают к нам в леса: Чижи, снегири, чечетки, свиристели – это кочующие птицы (показывает их на иллюстрации.)

Почему они называются кочующими? (Кочуют, отлетают на небольшие расстояния, перелетают с севера.)

Это те птицы, которые меняют место обитания. Синицы у нас зимуют, а потом улетают в тайгу; снегири, чечетки – обитатели севера.

А почему они перекочевывают к нам? (Привыкли жить в холоде, находят у нас пищу.)

Кто такие кочующие птицы, перечислите их. (Снегири, чечетки, королек.)

Воспитатель. Сейчас мы будем отгадывать загадки о птицах, который прислал нам Незнайка.

Любит зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

(снегирь, он – кочующий.)

Я по дереву стучу,

Червяка достать хочу.

Хоть и скрылся под корой,

всё равно ты будешь мой.

(дятел, он – зимующий.)

В сером армячишке

По дворам ныряет,

По полям кочует,

(воробей, он зимующий.)

Непоседа птица эта,

Одного с берёзой цвети.

(сорока, она – зимующая.)

Червякам – враг, кто это?

(грач, он перелётный.)

На шесте весёлый дом

С круглым маленьким окном.

Чтоб уснули дети, дом качает ветер.

На крыльце поёт отец.

Он и лётчик, и певец.

(скворец, он – перелётный.) молодцы

Вос. - Вы знаете как правильно кормить птиц?

ПРАВИЛА КОРМЛЕНИЯ ПТИЦ

Чтобы правильно кормить птиц, нужно соблюдать некоторые правила:

1. Во время подкормки птиц не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки.

2. Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время – птицы сами будут прилетать к месту кормления.

3. Кормить птиц регулярно, ежедневно. Нельзя подкармливать время от времени, в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить.

4. Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе на тему: "Зимующие птицы "

Образовательные: Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Дать детям представление о видах питания зимующих птиц. Формировать умение выслушивать других детей при обсуждении проблемной ситуации. Активизировать в речи прилагательные. Учить подбирать точные сравнения.

Развивающие: Развивать наблюдательность, умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; сообразительность, в процессе отгадывания загадок, развивать познавательный интерес у детей к жизни птиц.

Воспитательные: Воспитывать сопереживание, сочувствие, желание помогать птицам в трудных зимних условиях.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация.

1. Дети проходят в группу и здороваются с гостями. Раздается стук в дверь.

В гости к ребятам приходит Незнайка. В руках у него кормушка. Незнайка здоровается с ребятами и рассказывает им историю: «Ребята, я очень люблю птиц, мне их жалко, ведь зимой на улице холодно и я сделал им домик – кормушку. Повесил ее на дерево. Но птицы, покружив над кормушкой, улетели.

- Почему они пролетели мимо и не сели на мою кормушку?

В. : - Правильно, Незнайка забыл положить корм на кормушку и птицы пролетели мимо.

Н. : - А я совсем забыл про корм, да и не знаю, что птицы любят кушать. Ребята, помогите мне лучше узнать птиц.

В. : - Давайте познакомим Незнайку с разными птицами, расскажем об их повадках, и о том, чем они любят полакомиться зимой. Ребята проходят на стульчики.

- Птицы спрятались от нас и оставили нам конверт с загадками. Отгадаем загадки и увидим птичек.

- Озорной мальчишка в сером армячишке

По двору шныряет, крошки собирает (воробей) .

В. : - Как вы догадались, что это воробей? (маленький, шустрый, любит хлебные крошки) .

Любит зернышки клевать

С первым снегом на рябине он появится опять (снегирь) .

В. : - Как вы узнали, что это снегирь? (любит рябину, у него красная грудка) .

Желтая почти вся птичка.

Любит сало и пшеничку.

Как зовут ее? – синичка.

В. : - Как вы догадались? (желтый животик, маленькая) .

- Окраской – сероватая, повадкой – вороватая,

Каркунья хрипловатая. (Ворона)

В. : Какие слова помогли вам узнать ворону? (серая, каркает) .

В. : - Как одним словом можно назвать этих птиц? - зимующие.

- Почему они называются зимующие? – они зимуют в городе, рядом с человеком.

- Чем похожи все птички? – Да у всех птиц есть туловище, голова, лапки, клюв, крылья, хвост, а тело покрыто перьями.

- Зачем птицам клюв? – есть, пить.

- Зачем птицам крылья? – летать

- Зачем птицам лапки? – передвигаться по земле, цепляться за ветки.

- Ребята, чем отличаются эти птицы друг от друга?

- Правильно, воробей маленький, а ворона большая. И по окраске они разные: у снегиря грудка розовая, а у синицы желтая. И повадки у птиц разные: воробьи любят сидеть на кустиках, ворона на ветках деревьев, снегири на веточках рябины.

- Что защищает птиц зимой от холода? - густой пух, отросший еще с осени, подкожный жир.

Н. :- Ребята, какие вы молодцы! Как много вы рассказали мне о птицах.

В. : - Давайте покажем Незнайке, как прыгают синички.

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели.)

Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)

И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

2. Ребята подходят к столу и встают полукругом. На столе блюдца с рябиной, хлебными крошками, семечками, кусочками яблока, пшено.

- Зимой птицам холодно и голодно. Летом и осенью синицы и воробьи питались жуками, кузнечиками, гусеницами.

- Где сейчас, зимой жуки и кузнечики? - спят под двумя одеялами – осенним и зимним, не добраться до них.

- Птицам тяжело найти себе корм под снегом.

- Кто может им помочь зимой? – человек. Они прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм.

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайкой на крыльцо.

Не богаты их корма!

Горсть зерна нужна.

В. : - Ребята, скажите, чем питаются птицы? – хлебом, крошками, семечками.

В. : - Правильно, ребята. Хотите, я вам расскажу, какая птица, чем питается?

В. :- Воробьи питаются зёрнышками, крошками, семечками. Смело приближается к человеку.

- Синицы питаются зёрнышками, крошками, семенами, любимое их лакомство – сало. Синица, найдя твердую пишу, быстро взлетает на ветку и затолкав семечку между пальцев цепких ног, ударами крепкого клюва раздалбливает оболочку семени. Показывает блюдце с пшеном.

- Снегири едят семена, любят клевать ягоды рябины. Мерзлые ягоды хорошо поддаются мощному клеву. Показывает блюдце с ягодами рябины.

- Вороны питаются очистками, остатками пищи, любит хлеб, мясо. Показывает блюдце с кусочками яблока.

- Я дам вам картинки с птицами, а вы должны назвать птичку и найти ей корм.

Н. : Теперь я узнал, что надо положить птицам на кормушку.

Воспитатель приглашает детей в кружок. Незнайка благодарит ребят.

- О каких птицах мы рассказали Незнайке?

- Как можно назвать всех их одним словом?

- Какую птицу мы угостим рябиной? Семечками?

Незнайка дарит ребятам кормушку и приглашает ребят на прогулку покормить птиц

Приложение 2

1. Какая птица самая большая в мире? (страус)

4. Кто днем спит, ночью летает, прохожих пугает? (филин)

5. Что птицам страшнее зимой: холод или голод? (голод)

6. Какую птицу называют вестником весны? (грач)

7. Кто знаменитая Каркуша? (ворона)

8. Синицы высиживают птенцов летом, а клесты (зимой)

Приложение 3

Эти крошки – голубям – вытянуть вперед правую руку с раскрытой ладонью

Эти крошки – воробьям – то же левой рукой

Галки да вороны – тереть ладонью о ладонь,

Пальчиковая гимнастика "Кормушка".

Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых крылышках.

Всем хватило зернышек.

Приложение 4

Загадки про зимующих птиц

И полоска шарфика.

Вот птичка так птичка,

Не дрозд, не синичка,

Не лебедь, не утка

Но эта вот птичка,

Хоть и невеличка,

Только лютой зимой.

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды

- С первым снегом

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок

Найдешь её в своём дворе,

Она на радость детворе.

Ты обижать её не смей!

В сером армячишке

По дворам шныряет,

По ночам кочует

К зёрнышкам прыг!

Трещала с самого утра:

Какая с ней морока,

Эта хищница болтлива,

Весь день хлопочет.

Днём спит, ночью летает.

Всю ночь летает -

А станет светло -

Спать летит в дупло.

В лесу, под щебет,

Стучит лесной телеграфист:

Приложение 5

Консультация для родителей на тему

Зима. Все покрыто ровным белым снегом - и земля, и крыши домов, и даже ветви деревьев и кустарников. В такую погоду мелким птицам очень трудно отыскивать себе пищу.

Есть птицы перелётные, которые с наступлением холодов улетают в жаркие страны, а весной, как только оттает снег, возвращаются в родные края. А есть птицы зимующие у нас. Это оседлые птицы. Они не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже очень в снежные зимы. И всё-таки тяжело им зимой. Из десяти, может быть, одна-две доживут до весны. В нашей местности зимующие птицы это, ворона, снегирь, дятел, синица, воробей, голубь и другие.

Воробей - в нашей местности воробей представлен двумя видами - воробей домовой, или городской, и воробей полевой, или деревенский.

Вес его составляет 23-35 г. Общая окраска оперения у него коричневато-бурая сверху, беловатая снизу. Самец отличается от самки большим черным пятном, охватывающим подбородок, горло, зоб и верхнюю часть груди, а также темно-серым верхом головы.

Продолжительность жизни - рекордная для птиц - 50-75 лет, но есть данные и о еще больших сроках. Ведёт оседлый образ жизни.

Дятел - длина тела - 23-26 см, масса - 70-100 г. Летом питается, в основном, древесными насекомыми. Сильными ударами он разбивает кору, обнажая ходы насекомых, а липким длинным языком, который легко проникает в эти ходы, извлекает личинок и взрослых насекомых. Зимой питается семенами сосны и ели. Ударами клюва дятел раскрывает чешуйки шишки, извлекает и поедает семена.

Снегирь - одна из наиболее широко известных перелётных птиц России. Снегирь-самец - красногрудая птичка с голубовато-серой спинкой и чёрной головкой, а у самок красный цвет замещен буровато - серым. Питается снегирь семенами деревьев и трав, ягодами. Птенцов родители кормят размягченными семенами. Зимой поедают почки.

Синица - длина ее тела 14 см. Голова черная с белыми щеками и затылком, спинная сторона зеленоватая (реже голубоватая, брюшко ярко-желтое с черной продольной полосой, более широкой у самцов и молодых птиц. Обитает в лесах и парках. Зимой питается семенами и другой растительной пищей. Оседлая птица.

Голубь - длина тела - 30-35 см, вес 260-380 г. У голубей насчитывают 28 разновидностей окраски. Обычно она сизая, с фиолетовым, медно-красным и зеленым отливом на шее. Питаются различными семенами, зерновыми культурами, ягодами, плодами фруктовых деревьев.

Изготовление кормушки - дело нехитрое, но и у него есть свои законы. Кормушку можно сделать из кусочка твердого материала. Делать кормушку лучше прямоугольной, чтобы она не теряла равновесия и не переворачивалась. Края кормушки надо немного загнуть и заклеить, чтобы получился небольшой бортик - так еда не выпадет и ветром ее не унесет. Корм для птиц самый простой. Чтобы принимать подвижных хорошеньких синичек, можно подвесить на веревочке над кормушкой кусочки колбасы, мяса или сала.

Поможем нашим пернатым друзьям!

1. Синичка с утра начинает пищать – ожидай ночью мороз.

2. Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.

3. Ворона под крыло клюв прячет – к холоду.

4. Перед метелью воробьи чирикают.

5. Перед сильным ветром воробьи стайками перелетают с места на место.

6. Синицы порхают под окном – к холоду.

7. В марте птички щебечут к хорошей погоде.

8. Снегирь зимой поёт на снег, вьюгу и слякоть.

9. Если сядет тебе на руку синица, нужно загадать желание. Если вещая птаха подаёт голос – загаданному сбыться.

Читайте также: