Проект психолога в доу с детьми

Обновлено: 08.07.2024

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Педагогический проект

Харитонова Любовь Сергеевна,

Паспорт

Структура:

Содержание:

1.

2.

Харитонова Любовь Сергеевна, педагог-психолог

3.

Возрастная группа учащихся

Дети от 3 до 7 лет

4.

Особенности типа проекта

По характеру: практико-ориентированный

По количеству детей: групповой/индивидуальный

5.

Сохранение, укрепление, развитие и коррекция психофизического, эмоционального здоровья детей дошкольного возраста

6.

◄ Создать максимально безопасную и комфортную среду, наполненную разнообразными стимулирующими материалами и предметами, вызывающими у ребенка желание исследовать окружающее пространство;

◄ Максимально использовать разнообразные виды детской деятельности;

◄ Обеспечить успешную адаптацию детей к дошкольному учреждению;

◄ Обеспечить эмоциональное благополучие по средствам взаимодействия с ребенком (уважение у его индивидуальности, чуткость к эмоциональным состояниям, обеспечение поддержки и др.);

◄ Развивать навыки самоконтроля и саморегуляции для формирования способности управлять своим психоэмоциональным состоянием;

◄ Учить детей налаживать и регулировать контакты в совместной и самостоятельной деятельности;

◄ Корректироватьэмоционально-волевую сферу детей с ОВЗ для последующего включения саморегуляции в деятельность ребенка.

7.

Наглядные пособия (иллюстрации, фотографии, рисунки, образцы, готовые изделия мастеров).

8.

Воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией

Введение.

Сенсорной комнатой обычно называют особым образом оборудованную комнату, в которой создана максимально безопасная и комфортная среда, наполненная разнообразными стимулирующими материалами и предметами, вызывающими у ребенка желание исследовать окружающее пространство.

Благодаря, своей мобильности, полифункциональности и видоизменяемости, комната чудес в нашем детском саду обеспечивает всестороннее, гармоничное развитие ребенка по всем образовательным областям: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физической.

- создание условий для прохождения успешной адаптации детей к дошкольному учреждению;

- развитие психических процессов ребенка дошкольного возраста;

- коррекция эмоционально-волевой сферы.

Дошкольный возраст всегда характеризовался бурным развитием личностных, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. Ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра, в которой ребенок учится самостоятельно познавать мир, проигрывать роли и позиции общения, развивать свои способности. Наша задача, как специалистов, создать для ребенка такую игру, в которой он захочет развивать свои личностные качества, познавательные процессы и эмоционально-волевые функции.

Стратегия достижения цели:

1. Составление перспективного планирования по основным направлениям:

-создание условий для прохождения успешной адаптации детей к дошкольному учреждению;

- развитие психических процессов ребенка дошкольного возраста;

- коррекция эмоционально-волевой сферы.

2. Работа с родителями

3. Работа с педагогами

Ожидаемые результаты:

1.Прохождение успешной адаптации к дошкольному учреждению;

2. Повышение уровня развития психических процессов ребенка дошкольного возраста;

3. Коррекцияи развитие эмоционально-волевой сферы.

1.Повышение родительской компетентности;

2. Укрепление детско-родительских отношений;

3.Формирование доверительных, партнерских отношений между воспитателями, воспитанниками и их родителями.

1. Повышение профессиональной компетенции через самореализацию;

2. Проявление профессиональной активности;

3. Организация вариативных форм взаимодействия с семьями воспитанников.

Работа с педагогами

Работа с родителями

Работа с детьми

Прохождение успешной адаптации к дошкольному учреждению

Развить педагогическую компетентность в области адаптации детей к дошкольному учреждению, поиску вариативных форм взаимодействия с семьей

Развить родительскую компетентность через формирование партнерских отношений родителей со специалистами дошкольного учреждения

Сохранить и укрепить эмоциональное здоровье ребенка дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

Повышение уровня развития психических процессов ребенка дошкольного возраста

Повысить профессиональную активность педагогов через формирование развивающего взаимодействия с ребенком и партнерских отношений с родителями

Укрепить детско-родительские отношения, сформировать умения родителей развивать своего ребенка

Развить психические процессы ребенка дошкольного возраста

Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы

Повысить уровень взаимодействия с родителями и детьми через применение вариативных способов взаимодействия с семьей

Развить родительскую компетентность в коррекции (развитии) ЭВС ребенка дошкольного возраста через успешное взаимодействие со специалистами дошкольного учреждения

Работа с педагогами

Работа с родителями

Работа с детьми

- Индивидуальные и групповые консультации;

-Проведение родительских собраний;

- Проведение мастер-классов, круглых столов;

- Совершенствование предметно-пространственной развивающей образовательной среды;

- Создание картотек игр;

- Организация информационных стендов;

-Оформление выставок детских работ.

- Индивидуальные и групповые консультации;

- Организация информационных стендов;

- Проведение родительских собраний;

- Проведение мастер-классов, круглых столов;

-Совместные занятия с детьми;

-Совместные занятия с педагогами дошкольного учреждения.

-Совместные занятия с родителями;

-Наблюдение за ребенком во время ОДД;

Работа с педагогами

Работа с родителями

Работа с детьми

- Выставка педагогических идей;

-Метод создания проблемных ситуаций.

-Метод создания проблемных ситуаций;

-Игровые обучающие ситуации.

На подготовительном этапе реализации проекта нами осуществлялась методическая работа по оснащению сенсорной комнаты новыми материалами и возможностями. Мы так же занимались отбором и подбором методической литературы, разработкой буклетов, консультаций и планов проведения мероприятий по работе с детьми, родителями, педагогами дошкольного учреждения. Так же на этом этапе мы осуществляли подбор форм, методов и средств взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Реализовывали методическую работу по поиску новых форм взаимодействия с семьей. В соответствии с целью и задачами проекта, мы составили перспективное планирование по ведущим направлениям работы сенсорной комнаты.

На основном этапе мы занялись реализацией проекта. Реализация проекта осуществлялась по трем направлениям (см. таблицы 4,5,6).

На заключительном этапе реализации проекта, мы занялись подведением итогов, обобщением и систематизацией опыта, презентацией проекта.

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

Педагогический проект "Психологическая готовность детей к школе"

Проект включает в себя создание модели взаимодействия педагога-психолога с родителями, учителями начальных классов, педагогами подготовительной группы в подготовке детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению формирование навыков взаимодействия, само регуляции, самооценки и самоконтроля.

Согласно ФГОС главной целью дошкольного образования является не подготовка детей к школе, а прежде всего разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, их эмоционального, коммуникативного, физического и психического развития. Детский сад должен помочь сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, и желание ребенка с интересом ходить в школу.

Через взрослых, ребенок постигает мир, от него зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный взрослый мир. На здоровье ребенка влияют многие факторы, одним из которых является среда, в которой он растет и развивается.

Таким образом, сейчас особенно важно объединить усилия родителей, воспитателей и всех специалистов детского сада, направив их на развитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата, как в семье, так и в ДОУ.

Одним из важных факторов укрепления здоровья воспитанников детского сада становится сохранение психологического здоровья. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности. Создание благоприятной образовательной среды способствует раскрытию индивидуальных особенностей воспитанников, развитию коммуникативных навыков, всестороннему развитию детей.

В основе моей деятельности как психолога лежит идея создания оптимальных психологических условий способствующих психофизическому, эмоционально-личностному развития и эмоциональному благополучию детей.

В своей педагогической деятельности я искала такой способ, который помог бы решить эти задачи, и мой выбор остановился на по сохранению эмоционального благополучия как основа психологического здоровья ребенка

Главное, чтобы эта деятельность осуществлялась через создание благоприятной и комфортной образовательной среды, что позволило бы им не только узнавать новую информацию, проверять ее, но и совершать ошибки, учиться их исправлять. Только содействие и сотрудничество детей и взрослых в общей деятельности, распределение обязанностей, помогает каждому ребенку почувствовать себя полноценно активной личностью, важным звеном общего дела.

Ключевая идея проекта является создание единой образовательной среды и взаимно сотруднических отношений между детыми, педагогами родителями для эмоционального благополучия детей.

Форма - социально-коммуникативный проект.

Данный проект – это социально- коммуникативный проект, направлен в первую очередь на создание комфортной и благоприятней атмосферы, на укрепление связи между детьми и взрослыми, на формирование волевых и мотивационных компонентов будущих школьников. Проект поможет снизить эмоциональную напряженность, почувствовать позитивную эмоциональную связь друг с другом, в ходе организации и проведения совместных мероприятий, творческих акций, конкурсов, выставок, заданий, поможет сформировать у участников чувство коллективизма.

Проблемы, на которые направлен проект.

• Недостаточные налаженные взаимодействия структур образовательной деятельности: ребенок-педагог-родитель.

• Заниженная самооценка детей при неудачах в учебной и творческой деятельности

• Страх общения и низкая коммуникация детей

• Разорванность связей между семьей и детским садом

• Зажатые и скудное общение родителей группы между собой.

Цель:

создания оптимальных психологических условий способствующих эмоционально-личностному развития и эмоциональному благополучию детей и взрослых.

Задачи:

1. Формирование у детей понятия эмоции, умение их различать.

2. Повышение уровня психологической культуры участников воспитательно-образовательного процесса детского сада (воспитанников-родителей-воспитателей).

3. Развитие эмоционально-личностной сферы воспитанников (в том числе с ОВЗ) как основной составляющей их психологического здоровья.

4. Обогащение предметно-развивающей среды в группе по эмоциональному развитию, через привлечение творческого потенциала родителей, воспитателей.

Структура проекта:

Форма проекта: социально-коммуникативный проект.

При осуществлении проекта были определены основные формы работы:

1) совместная деятельность ребенка и детей в выполнении творческих заданий;

2) проведение совместных мероприятий (досугов, игровых праздников, круглых столов, развлечений, творческих лабораторий);

3) участие в тематических акциях, конкурсах, выставках.

Работа над проектом строилась поэтапно:

1. Актуализация проблемы, анализ анкет, опроса семей.

2. Поиск путей решения проблемы.

3. Постановка задач.

4. Сбор информации, ее структурирование.

5. Проведение проектных мероприятий.

Риски проекта:

1. Представленный педагогический проект предъявляет определенные требования к личности и профессиональным качествам педагогов и профильных специалистов образовательного учреждения. Участие в инновационном педагогическом проекте предполагает теоретическое и практическое обучение по использованию здоровьесберегающих технологий (в рамках практикума).

2. Затруднено отслеживание работы по преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой по данному направлению, отсутствие форм и механизмов учета, так как выпускники нашего ДОУ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата обучаются не в конкретной школе нашего микрорайона, а во всех школах города.

3. Зависимость части работы в рамках проекта от технических условий, в частности от пополнения сенсорной комнаты необходимым для дальнейшего развития проекта оборудованием.

Методы и формы работы:

• теоретический метод - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

• эмпирический метод - анкетирование, опрос, беседа, наблюдение;

Используемые формы работы:

Данный проект реализуется на базе частное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №163" ОАО "РЖД" располагается в железнодорожном районе города Новосибирск.

Проект направлен на развитие эмоциональной сферы, гармонизацию отношений детей старшего дошкольного возраста, умение понимать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей, формирование эмоционального отношения к действительности и людям.

Данный проект органично вписывается в образовательную программу детского сада и его среды и обеспечивает целостность учебно-воспитательного процесса, предусматривающего обогащенное всестороннее развитие детей, создание эмоционально-комфортного состояния и благоприятных условий для развития индивидуальности, позитивных личностных качеств.

В процессе проекта дети смогли рассмотреть основные эмоциональные состояния (радость, грусть, печаль, гнев и т. д.) и смоделировать социальные ситуации для конкретного эмоционального состояния и способы поведения в нем.

Проект способствует активизации работы с родителями по изучению и закреплению знаний о развитии эмоциональной сферы ребенка, формирование готовности родителей к сотрудничеству с ДОУ.

В процессе реализации проекта были разработаны материалы:

• Картотека упражнений на релаксацию.

• Картотека психотерапевтических игр:

• игры и упражнения на формирование знаний об эмоциях;

• игры и упражнения на формирование умения выражать эмоции;

• игры и упражнения на саморегуляцию и снятие психоэмоционального напряжения;

• игры и упражнения на формирование социально приемлемых способов выражения эмоций.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

- повышение уровня эмоционального развития детей;

- заинтересованность родителей как участников образовательного процесса;

- эффективное и рациональное взаимодействие всех участников образовательного процесса.

• Повышение уровня эмоционального развития детей;

• Заинтересованность и включенность родителей как участников образовательного процесса;

• Гармонизация детско-родительских отношений;

• Обновление содержания воспитательно-образовательной работы с детьми, педагогами, родителями нетрадиционными формами и методами работы;

• Обогащение предметно-развивающей среды в группе по эмоциональному развитию.

Возможные риски:

высокая загруженность или нежелание педагогов (по различным причинам, участвовать в проекте;

низкая компетентность и активность родителей;

отсутствие возможности поиска информации, приобретения методических пособий, дидактических материалов;

различные причины, исключающие взаимодействие с социальными партнерами;

отсутствие или недостаток средств на изготовление пособий.

Пути решения возможных рисков:

интеграция разрабатываемых педагогами методических тем в процесс реализации проекта;

работа с информационными источниками, подбор педагогом-куратором необходимых материалов, ссылок;

повышение активности куратора во взаимодействии с социальными партнерами;

разъяснение администрации идей проекта.

Качественный и количественный анализ по проекту:

Данный проект рассчитан на один учебный год работы. Оценка эффективности проводимой по проекту работы производится через анализ количественных и качественных показателей работы исполнителей проекта.

Качественные показатели оценки эффективности проекта:

1. Повышение интереса детей и их родителей к деятельности и событиям внутри группы и в масштабах детского сада.

2. Повышение степени активности родителей в мероприятиях, проводимых в группе и детском саду.

3. Положительные отзывы о совместной работе.

4. Желание продолжить работу по данному направлению.

Количественные показатели оценки эффективности проекта:

1. Общее количество проведенных индивидуальных и групповых мероприятий для родителей.

2. Количество проведённых совместных детско – родительских мероприятий.

3. Высокие показатели социального развития детей-участников проекта.

Способы оценивания результата проекта.

1. Протоколы, сценарии мероприятий с родителями.

2. Видео- и фотоматериалы с мероприятий проекта, аналитический отчёт.

3. Сбор и накопление разнообразной информации (методическая база).

4. Создание семейного альбома.

5. Книга отзывов и пожеланий родителей.

1. Вохмятина Т. Программа по сказкотерапии и игротерапии для детей 4-7 лет.

2. Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет/ ав. Сост. И. А. Пазухина. -СПб., 2010г.

3. Крылова Т. А., Сумарокова А. Г. Чувства всякие нужны, чувства всякие важны. Прграмма эмоционально-волевого развития детей 4-5 лет. –СПб., 2011 г.

4. Мардер Л. Цветной мир. – М., 2007г.

5. Сучкова Н. О. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей. - СПб., 2008

7. Уханова А. В. Завтра в школу! Развитие эмоций и навыков общения у ребёнка. – СПб., 2011г.

Музыкально-психологический проект для родителей и детей Характеристика проекта Продолжительность проекта:долгосрочный. Тип проекта: открытый (родители (законные представители, групповой, творческий,.


Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути,то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

  • Проблема;
  • Проектирование или планирование;
  • Поиск информации;
  • Продукт;
  • Презентация.

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:

Читайте также: