Проект практических мероприятий по энергосбережению в детском саду

Обновлено: 08.07.2024

Тип проекта: групповой, долгосрочный, исследовательско-творческий.

Авторы проекта: воспитатели Сторублева И.В., Котова О.В.

Исполнители: коллектив детей подготовительной логопедической группы.

Актуальность проекта

Проблема разумного использования энергии является одной из главных проблем современного человечества. С одной стороны, электроэнергия — высочайшее достижение современной цивилизации. Она заменила свет керосиновых ламп и свечей на свет электрических лампочек, принесла в наш дом электронагреватели, кондиционеры, телевизор и радио, компьютер и Интернет. Однако люди должны не просто ценить результаты деятельности человечества, но и стараться более экономично тратить энергоресурсы и по возможности ограничивать свои потребности. Ведь ограниченность энергетических ресурсов, негативное влияние на окружающую среду, связанное с ее производством — все эти факторы приводят к выводу, что разумнее снижать потребление энергии, нежели постоянно увеличивать ее производство.

Главенствующую роль в этом процессе занимает экологическое воспитание, привитие навыков бережного отношения к энергоресурсам. Перед педагогами стоит важная задача воспитать новое поколение, которое будет понимать важность экономии энергоресурсов, ведь бережное отношение к ним гарантирует экологическую чистоту окружающего нас мира.

Описание проблемы: Дети предшкольного возраста недостаточно ориентированы в эволюции современных предметов рукотворного мира, не имеют четких представлений, почему человек изменяет предметы, которыми пользовался в прошлом и не владеют знаниями о необходимости уважительного отношения к достижениям человека и как следствие, эффективном расходовании всех ресурсов и электроэнергии в частности. А также не умеют устанавливать причинно-следственную связь между влиянием человека и продуктов его деятельности на природу, не знают, что ресурсы Земли не бесконечны и трудно восстановимы.

Идея решения проблемы исследования: Чтобы помочь раскрыть перед детьми эволюцию источников света, показать необходимость уважительного отношения к изобретениям современного человечества и, как результат, экономии электроэнергии, было решено создать вместе с детьми макет. На нем наглядно можно будет продемонстрировать историю совершенствования осветительных приборов от факела и лучины до современной светодиодной лампы, а также нарисованные и разработанные детьми энергосберегающие плакаты.

Цель проекта: Формирование у детей дошкольного возраста первоначальных сведений о рациональном использовании электроэнергии и воспитание элементарной культуры энергосбережения, развитие ретроспективного и перспективного взгляда на предметы рукотворного мира.

Задачи проекта:

Для социальных партнеров:

  • Способствовать проявлению интереса к содержанию энергосберегающей работы с детьми, к участию в совместных мероприятиях.
  • Повышать педагогическую компетентность родителей, обогащать их воспитательный опыт, способствовать гармонизации детско-родительских отношений.
  • Пополнять знания по энергосбережению, более ответственно относиться к расходованию энергоресурсов.

Краткое содержание проекта

Организационно-подготовительная часть: постановка проблемы, поиск информации.

Для педагогов и родителей:

Основная часть, создание продуктов проекта

Защита проекта, подведение итогов

Полученные результаты по проекту

  • Систематизация у дошкольников знаний о свойствах и действиях различных предметов-предшественников современных источников света и осветительных приборов, знакомство с историей электрической лампочки, дети научились ценить результаты деятельности человека и достижения современной цивилизации.
  • Расширение кругозора об энергоресурсах и культуре энергосбережения, сформированность у воспитанников и их родителей навыков энергосберегающего поведения.
  • Развитие у воспитанников любознательности, творческих способностей, познавательной активности и способности использовать полученные знания в различных видах деятельности и поведении.
  • Повышения уровня педагогической компетентности педагогов, разработка дидактический комплекса (конспекты непосредственно-образовательной деятельности, сценарии развлечений, дидактические игры, опыты, эксперименты, наглядно-методическое пособия - макет).

Выводы и рекомендации для внедрения успешного опыта

Сегодня перед обществом стоит очень важная задача – изменить в сознании каждого гражданина стереотип, что природные энергоресурсы неисчерпаемы. Мышление взрослых изменить сложно. Но ребёнку дошкольного возраста можно помочь усвоить азы экологической культуры, бережного и заботливого отношения к богатствам земли, ко всему, что его окружает.

И конечно важно понимать, что только целенаправленная работа по воспитанию у дошкольников культуры энергосбережения принесёт свои плоды во взрослой жизни сегодняшних малышей, они смогут стать более активными помощниками общественных инициатив, направленных на сохранение и преумножение ресурсов нашей страны.

Попробуем выстроить систему воспитания бережливых и экономных малышей не с помощью запретов и нравоучений, а увлекая малыша в сказочный и удивительный мир бережливости и экономии. Реализации этой задачи поможет проектная деятельность. Методика работы в рамках проекта разработана на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту используются разнообразные активные формы, построенные на игре. Дети играют, не подозревая, что усваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Очень важно приблизить детей к реальной жизни, сформировать у них основы экономического мышления, расширить знания о том, что энергия окружает нас повсюду, воспитать в себе чувство бережного и заботливого отношения к родной природе, ее богатствам.

Объект исследования – воспитание экономии и бережливости

Предмет исследования - процесс воспитания бережливости у

детей дошкольного возраста.

Вид проекта : познавательный

Продолжительность проекта : долгосрочный

(октябрь 2016)

Участники проекта : педагоги, дети средней и

старших групп, родители.

Цель проекта – Формировать устойчивую мотивацию к энергосберегающему образу жизни и основ бережного отношения к использованию энергоресурсов.

Задачи проекта :

• формировать навыки рационального использования природных и энергетических ресурсов (воды, тепла, электроэнергии, природы в целом);

• расширять знания детей об экономической культуре;

• воспитывать ответственное отношение к сохранению ресурсов, повышать экономическую грамотность родителей.

• дети владеют элементарными навыками экономии, понимают необходимость бережного отношения к природным и энергетическим ресурсам, под руководством взрослого умеют правильно поступать в реальных жизненных ситуациях;

• родители проявляют интерес к содержанию энергосберегающей работы с детьми, участвуют в совместных мероприятиях.

Методы реализации проекта :

• рассматривание проблемных ситуаций;

• решение логических задач;

• создание обогащённой развивающей среды в группах;

• участие родителей в работе по экономическому воспитанию.

Реализации проекта :

Первый этап - подготовительный

- изучение научно-методического обеспечения (художественная и методическая литература).

- выделение задач, организация работы над проектом.

-систематизация информации по теме.

- изготовление в группе необходимого материала для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т. д.);

- подготовка наглядных пособий.

-выбор форм и методов реализации проекта.

-Чтение и рассматривание иллюстраций журналов, книг и энциклопедий по теме проекта.

-Чтение художественной литературы по теме.

-Беседы об электричестве, свете, воде с опорой на жизненный опыт.

-Наблюдения за деятельностью взрослых в использовании воды, электричества в быту.

- поисковая деятельность по теме

- использование дидактических игр по теме проекта.

-проведение бесед о пользе электричества в быту, на улице, о подаче тепла в доме, о воде и ее значимости.

Наблюдение за работой электросчётчика и счетчика воды.

-подбор загадок об электроприборах, электричестве, воде.

-анкеты для родителей

-совместный с ребенком сбор материала по теме из периодической печати, художественной литературы.

Второй этап - исследовательский.

- изучение полученных детьми знаний и умений.

- организация исследовательской деятельности.

-изготовление атрибутов, карточек-схем для занятий, наблюдений, экспериментов.

- тематический план работы по энергосбережению

- план мероприятий к проекту.

участие в организации среды по теме проекта

- сочинение совместных с ребенком рассказов, сказок по теме

- изготовление атрибутов для занятий по проекту

- Читайте вместе с детьми.

-Изготовление родителями совместно с детьми карточек -напоминалочек по энергосбережению и размещение их в соответствующих местах дома;

Цель: закрепить представления детей о способах экономии электроэнергии; стимулировать развитие логического мышления, связной речи.

Игровые действия: придумывать разнообразные ответы на заданный вопрос, заканчивать предложение, начатое педагогом.

Материал: конверт, карточки с вопросами, незаконченными предложениями.

Ход игры

У меня есть конверт с вопросами. Давайте попробуем ответить на них.

- Новая сберегающая лампочка лучше, потому что (Светит дольше обычной лампы накаливания, экономит электроэнергию, менее отрицательно воздействует на природу и т. д.)

- Папа с мамой заменили старые лампочки на энергосберегающие, потому что….

- Электроэнергию надо беречь, так как…

- Нельзя одновременно включать много электроприборов, потому что….

- Если не выключать свет днем и ночью, то…

- Если во всем доме вдруг погасли электрические лампочки, то…

- Фонари на улице перестали светить, поэтому…

Цель: уточнить представления детей о безопасном обращении с электрическими приборами, о бережном энерго и теплоиспользовании.

Ход игры

Педагог читает предложение. Если дети согласны, то хлопают в ладоши. Если не согласны с высказыванием – топают ногой.

- уходя, нужно выключать свет?

- можно выключать электроприборы из розетки, потянув за провод?

-нельзя прикасаться мокрыми руками к электрическим проводам?

- нельзя сушить на батарее одежду и бельё?

- надо оклеивать окна на зиму?

- надо вытирать пыль с лампочек, чтобы они ярче светили?

- когда находишься дома, надо включать все электроприборы?

- надо пользоваться энергосберегающими лампочками?

- нельзя вставлять посторонние предметы в розетку?

Цель: закреплять представления детей об электроприборах, стимулировать развитие связной речи.

Игровые действия: выбрать картинки с изображением предметов, у которых имеется лампочка, обозначить место её на предмете с помощью маленького символа, объяснить её назначение.

Материал: картинки с изображением разных предметов; красный картонный кружочек.

Ход игры

Найти на картинках только те предметы, в которых может быть электрическая лампочка. Нужно обозначить эту картинку красным кружочком. Объяснить, для чего в этом предмете нужна электрическая лампочка.

Воспитатель предлагает детям картинки, на которых изображены: холодильник, стол, телевизор, книжная полка, пылесос, шуба, телефон, ваза, кухонная плита, книга, утюг, ковёр, игрушки на батарейках, фонарик, компьютер, миксер и др.

Цель: закреплять представления детей о способах действия с различными электрическими приборами; стимулировать развитие мыслительных логических операций, связной речи.

Материал: картинки с изображением разнообразных бытовых приборов и аналогичных бытовых предметов.

Ход игры

Выбрать из набора картинок пары предметов, подходящих друг другу по действию. Например, пылесос, выбивалка, веник.

Пылесос - хорошо: чистит быстро, легко, собирает мусор и пыль внутрь в специальный мешочек

Плохо: тратит электроэнергию, шумит, без электрического тока не работает

Веник, выбивалка – хорошо: не тратит электроэнергию

Плохо: требуется сила человека, много движения, пыль и мусор летят в разные стороны, громкий звук ударов по ковру мешает другим людям

-Холодильник – кладовка, погреб;

- Электрочайник – обычный чайник;

- Стиральная машина – таз с водой;

- Посудомоечная машина – кухонная раковина;

- Миксер электрический – миксер механический, венчик;

ОПЫТЫ и ЭКСПЕРИМЕНТЫ

Цель: создание условий для формирования у детей бережного отношения к использованию водных ресурсов.

Опыт 1 ”Вода жидкая, может течь”

Цель: формирование представления о том, что вода жидкая и имеет свойство течь.

Материал: 2 стаканчика. Один с водой, другой пустой.

Действия: предложить детям аккуратно перелить воду из одного стакана в другой.

Вывод: вода жидкая, поэтому она может течь. [18]

Опыт 2 ” Вода не имеет формы”

Цель: формирование представления о том, что вода не имеет формы.

Материал: емкости различной формы.

Действия: предложить детям налить воду в одну из емкостей, посмотреть, какую она приняла форму; затем, из этой емкости перелить в другую и посмотреть, как изменилась ее форма; разлить воду на плоскую поверхность и проверить, какую форму примет она теперь.

Вывод: вода не имеет формы, а принимает форму того предмета, в котором находится.

Цель: создание условий для формирования у детей основ бережного отношения к использованию тепла. [18]

Опыт 1 ”Теплый, холодный”

Цель: ознакомление с предметами, по - разному проводящими тепло; научить определять на ощупь, какой предмет самый теплый.

Материал: деревянные, металлические, пластмассовые предметы.

Действия: предметы расположить на солнечной стороне подоконника. Через некоторое время предложить детям определить на ощупь, какой предмет самый теплый.

Вывод: металлические предметы нагреваются быстрее. [18]

Опыт 2 ”Где живет теплота?”

Цель: закрепление понятия об источниках тепла (солнце, батарея, руки, пламя свечи и др.); демонстрация изменения агрегатного состояния вещества в зависимости от тепла.

Материал: пластилин по количеству детей, свеча, металлическая тарелка.

Действия: перед проведением опыта подержать пластилин в прохладном месте. Затем детям предлагается попробовать слепить из него что-нибудь. Дети рассуждают, что надо сделать, чтобы с ним было удобно работать. Взрослый предлагает им попробовать несколько вариантов, как согреть пластилин (на солнце, на батарее, в руках, над пламенем свечи).

Вывод: пластилин при нагревании становится мягким. Это значит, что в зависимости от источника тепла пластилин может находиться в разном состоянии (твердый, мягкий, жидкий).[18]

Цель: формировать у детей представления о том, что такое тепло и каково его значение в жизни человека.

Вопросы для беседы:

Можем ли мы увидеть тепло?

Как мы можем его ощутить?

Что бывает тёплым?

Сможем ли мы прожить без тепла?

Как тепло помогает человеку?

Что лучше сделать, чтобы сохранить тепло в доме?

Откуда к нам приходит тепло?[18]

Цель: упражнять детей в установлении причинно – следственных связей.

Вопросы для беседы:

Как можно согреть кружку?

Чем быстрее нагреть кружку?

Из какого материала кружка нагревается быстрее?

Как сохранить тепло в кружке?[18]

Рассматривание карты мира или глобуса

Цель: формировать умение проводить сравнительный анализ, опираясь на карту или глобус и делать выводы по предложенной теме.

Материал: карта мира или глобус.

Вопросы для беседы:

Чего больше на планете Земля, воды или суши?

Как это определить?

Сколько материков и сколько океанов на планете Земля?

Каким цветом обозначается вода на карте (глобусе?[18]

Цель: Формировать умение ориентироваться в физической карте Беларуси, конкретизировать знания о водных богатствах нашей страны.

Вопросы для беседы:

Что обозначают синие линии и голубые пятна на карте нашей страны?

Какие реки на территории Беларуси вы знаете?

Назовите самые крупные озёра?

Цель: развивать интерес к явлениям неживой природы, упражнять в построении логических связей между явлениями неживой природы и согласовании слов в предложении, создавать условия для развития воображения и творческого мышления.

Вопросы для беседы:

В каком состоянии бывает вода?

При помощи чего можно перенести воду с одного места на другое?

Можно ли удержать воду голыми руками? Почему?

Как унести воду в решете и при этом не разлить ни одной капли?

Цель: формировать у детей ответственность и необходимость экономии энергоресурсов.

Вопросы для беседы:

Что такое бережливость?

Что нужно беречь?

Как вы бережёте тепло, электроэнергию и воду дома?

Что для этого нужно делать?

Считаете ли вы себя и свою семью бережливыми?[18

Пословицы и поговорки

- Бережливость – лучшее богатство.

- Государственное береги, а свое и само сбережется.

- Копейка рубль бережёт.

- Чего не припасешь, того и не будет.

- Днем фонарь не нужен.

- Бережливая вещь два века живёт.

- Капля мала, а по капле – море.

- Бережливость дороже богатства.

- Лучше свое поберечь, чем чужое прожить.

- Чужое береги пуще своего.

- Запасливый лучше богатого.

- Чтобы быть богатым, надо уметь экономить.

- Где бережливость – там богатство.

- Всякий дом хозяином держится.

- Кто не бережет копейки, тот сам не стоит рубля.

- Нелегко деньги нажить, а легко прожить.

- По крупице и птица собирает, а сыта бывает.

- Курица по зернышку клюет, да сыта живёт.

- По капельки море, по зернышку ворох.

- По капельки море, по былинке стог.

- Полено к полену – костер.

- Вода и мельницу ломает.

- Не доходом люди богатеют, а расходом

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Необходимо ли экономическое воспитание Вашему ребенку?

2. Считаете ли возможным уже сейчас дать ребенку основы

3. Привлекаете ли Вы своего ребенка к распределению семейного бюджета? Каким образом Вы это делаете?

А) всей семьей планируем расходы

Б) иногда выслушиваем мнение ребенка

В) ребенок еще мал для этого

4. Перечислите источники получения информации по экономическому воспитанию?

А) по телевидению

В) в периодической печати

Г) из книг и специальной литературы

5. Нуждаетесь ли Вы в экономическом всеобуче? ___

6. Привлекаете ли Вы своих детей к экономному отношению к воде, теплу и электроэнергии? ___

7. Всегда ли сами экономите свет, тепло и воду?___

8. Какая профессиональная помощь от педагогов дошкольного

учреждения Вам необходима?

Спасибо! Желаем успехов в воспитании детей!

Ресурсное обеспечение проекта :

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании. -Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2011.- 400 с.

2. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики

1 Глазырина Л. Д, Н. В. Зайцева, В. М. Теленченко. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста. – Минск: Бестпринт,2001 стр. 75,80,58,63

7. Злобенко Г., Г. Пальскова Г. Играя - обучаемся энергосбережению. - Минск,2000.

17. Учебная программа дошкольного образования

18. Чабаненко Л. В. «Наше богатство в наших руках:метод. пособие для педагогов учреждений,обеспечивающих получение дошк. образования-Минск:Зорны верасень,2009.-88 с. +1 электрон. диск

- материально-техническое: материально-техническая база учреждения дошкольного образования

- финансовое: финансирование на пополнение оборудования в соответствии с Перечнем средств воспитания, обучения, учебно-наглядных пособий, игр и игрового оборудования, спортивного инвентаря, надворного оборудования детских игровых площадок для учреждений дошкольного образования.

Сборник практических рекомендаций для родителей будущих первоклассников Сборник практических рекомендаций для родителей будущих первоклассниковИгры на развитие мелкой моторики *Если вы печете пироги, предложите.

Занятие по энергосбережению

Занятие по энергосбережению Традиционно с 7 по 11 ноября проводится международная неделя по энергосбережению. Ни для кого не секрет, что природные ресурсы неисчерпаемы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: привлечь всех участников образовательного процесса школы к деятельности по сокращению потребления электроэнергии, что будет содействовать решению задач экологического и экономического образования.

вовлечение участников образовательного процесса в процесс экономного использования энергоресурсов;

активизация исследовательской деятельности учащихся в области энергосбережения;

развивать практические умения в области сбережения электроэнергии;

привлечение внимания общественности к вопросам энергосбережения, энергоэффективности и экологии.

Объект исследования – частное жилье и учреждение образования.

Предмет исследования способы энергосбережения, доступные на бытовом уровне.

Актуальность темы состоит в том, что, формирование культуры энергосбережения – это, прежде всего, обучение практическим действиям, в частности рациональному потреблению электроэнергии, тепла и воды. Учащиеся должны научиться использовать энергетические ресурсы в тех местах и в то время, где и когда они действительно необходимы.

Гипотеза: Возможно, ли экономить на энергии не в убыток себе?

Методы исследования: наблюдение, изучение специальной

Практическое значение: выявление фактов нерационального использования энергии и нахождение путей решения данной проблемы учащимися.

Основные направления работы по ресурсосбережению:

экономия воды дома и в школе;

экономия электроэнергии и тепла в школьных помещениях и дома;

привлечение детей к сбору вторичного сырья.

Ожидаемые результаты проекта:

сокращение потребления энергии в школе и дома;

приобретения учащимися практических навыков по рациональному использованию электроэнергии, воды и тепла;

вовлеченность учащихся в мероприятия по энергосбережению;

получение детьми личного опыта и умений по реализации конкретных практических действий, направленных на сохранение окружающей среды.

Сроки и этапы реализации мероприятий

Этап 1 – подготовительный проблемноцелевой (сентябрь):

проведение рекламной акции по распространению информации о проекте с целью приобщение к проекту максимального количества участников среди учащихся и работников учреждения образования;

составление рабочего плана и изучение литературы по энергосбережению;

определение основных методов и форм деятельности школы по энергосбережению;

разработка целей и задач проекта;

выбор методов реализации проекта;

выбор средств решения проблем по энергосбережению;

координация деятельности всех участников проекта.

Этап 2 – основной (октябрь):

создание плана для реализации метода наблюдения затрат энергии;

выявление мест потери энергии;

подсчет затрат на потребление энергии;

разработка мероприятий по устранению энергетических потерь;

разработка памяток по энергосбережению;

Этап 3 – заключительный (ноябрь):

распространение материалов по энергосбережению среди местного населения;

Оформление проекта (все материалы сводятся в единую работу).

Характеристика ресурсов проектной деятельности

Интеллектуальные:

Участники образовательного процесса;

Технологические ресурсы:

пакет методических материалов по реализации проекта;

Материальные ресурсы:

бюджетные средства на приобретение методической литературы;

внебюджетные средства на поощрение активистов проекта

Технические ресурсы:

Информационные ресурсы:

информационные Интернет-ресурсы по энергосбережению;

информация в СМИ:

Зачем экономить энергию?

Самый большой аккумулятор энергии на Земле - это Мировой океан, покрывающий около 71% поверхности нашей планеты. Почти вся энергия, которую мы потребляем, исходит от Солнца. Даже такие не возобновляемые источники энергии, как нефть, уголь и газ, образовались благодаря энергии Солнца. За 15 минут Солнце посылает нам столько энергии, сколько хватает человечеству на целый год. Энергия, получаемая земным шаром от Солнца за год, в 15000 раз превышает годовое потребление человечества.

Итак, общее количество энергии во Вселенной и на Земле безгранично огромно, но мы все чаще говорим о том, что её не хватает. Почему? Потому, что использованную энергию не вернуть, а 80% используемой энергии люди черпают из природных ресурсов, запасы которых на Земле ограничено и они либо совсем не могут быть восстановлены (как, например, уран, составляющий основу ядерного топлива), либо для их образования требуются сотни тысяч и миллионы лет (торф, нефть, уголь), которых у человечества просто нет. Потому и получили они название не возобновляемых ресурсов. Человечество расточительно тратит ресурсы, восстановить которые не по силам ни ему, ни даже природе [2].

Человечеству еще предстоит научиться (и это время близко!) получать всю необходимую энергию из возобновляемых источников, таких как Солнце, ветер, вода… Но для этого ему нужно время. А поэтому нам нужно экономно (или как сегодня принято говорить – эффективно) расходовать энергию для того чтобы:

уменьшить загрязнение воздуха и воды, сохранить леса;

уменьшить катастрофические последствия изменения климата — наводнения, ураганы, засухи. (Сжигание ископаемого углеводородного топлива при производстве энергии — это один из основных источников выбросов углекислого газа, растущее содержание которого в атмосфере является ключевым фактором усиления парникового эффекта и приводит к глобальному изменению климата);

сэкономить деньги. Расходы на тепло и электричество можно снизить до 50%;

повысить комфорт в доме и школе;

оставить больше энергетических ресурсов нашим детям;

выиграть время для поиска и освоения новых источников энергии — возобновляемых, экологически чистых и безопасных (ветер, солнце, биогаз, биомасса, тепло Земли, волны, течения, приливы) [3]

Что можно сделать для экономии энергии в учреждении образования?

Энергосбережение - комплекс мероприятий, направленных на

сохранение и рациональное использование электричества и тепла. Основные виды энергосберегающих мероприятий, которые проводятся в нашей школе:

3амена люминесцентных ламп старой модификации на новые;

Установка приборов учёта расхода холодной воды;

Своевременное устранение утечек горячей воды;

Покраска стен светлые тона для более эффективного использования естественного освещения;

Замена окон на пластиковый стеклопакет;

Помимо энергосбережения, новые окна улучшат внутреннюю освещенность классов и других помещений;

Организация работ по своевременному ремонту оконных рам, оклейке окон;

Ремонт и замена дверей в здании школы;

Отключение света в коридорах в вечернее и ночное время;

Замена кухонного оборудования;

100%-ное потребление бутилированной воды учащимися школы за счет родительских средств;

Инструктаж сотрудников по контролю за расходованием электроэнергии и воды, своевременным отключением оборудования, компьютерной и иной техники;

Для более эффективного обогрева классных помещений за батареями установили теплоотражающие экраны.

Теперь, когда мы изучили теорию, как экономить и беречь энергию необходимо научиться выполнять рекомендации по энергосбережению, а также рассказать и научить этому окружающих.

Бумага – это спиленный лес. Из литературы и сети Интернет мы узнали, что:

1 тонна переработанной бумаги сохраняет 17 деревьев;

повторное использование бумаги снижает потребление воды в 2 раза;

на вторичную переработку бумаги затрачивается в 2 раза меньше энергии, чем на её производство и при этом на ¾, снижается загрязнение воды и воздуха.

Для проведения эксперимента необходимы измерительная посуда и часы с секундной стрелкой.

Эксперимент №1


После включения кран на полную мощность определили, что за t=10с из крана вытекло V= 1000 мл воды. Подсчитали расход воды в секунду: .


После включения крана не на полную мощность (умеренная струя воды) определили, что за t=10с из крана вытекло V= 400 мл воды. Подсчитали расход воды в секунду: .

Вывод: включая кран не на полную мощность, а пустив умеренную струю, каждую секунду вы будите экономить 60 мл воды. С итогами эксперимента ознакомили работников пищеблока, родителей, учащихся и работников учреждения образования. Составили памятку по экономии воды в быту (Приложение 1)

Эксперимент №2

Для проведения эксперимента необходимы зубная паста и щетка, мыло, часы с секундной стрелкой.

Пустили умеренную струю воды и засекли, что для умывания и чистки зубов нам потребовалось . За мы израсходовали .

Зубы мы чистили , а мылились . Если б на это время мы выключили воду, то для умывания и чистки зубов нам потребовалось бы не 45 секунд, а 21 секунда. В этом случае мы израсходовали б . Не трудно подсчитать, что экономия воды составит

Вывод: чистим зубы и моем руки мы минимум 2 раза в день утром и вечером. Экономия воды за день составит , а за месяц , за год В таком случае семья из четырех человек за год сэкономит А это почти 3 куба воды.

Эксперимент №3


Вывод: не используйте унитаз вместо мусорного ведра. Держите в ванной небольшое ведерко для мусора и бумаги. Это избавит вас от привычки без необходимости смывать в унитаз кубометры воды, засорять канализацию и тратить лишние деньги.

Мы решили проверить, насколько мы сэкономим, если будем выключать свет в кабинетах во время перемены.

общее количество ламп дневного освещения -150. Мощность одной лампы 40 Вт.

Рассчитаем расход электроэнергии за 15 минут школьной перемены:


P-мощность одной лампы, t -время работы, N число ламп.


Рассчитаем стоимость электроэнергии исходя из тарифа:



Посчитаем, сколько мы сэкономим за один день? Общее время перемен 60 минут. Каждый день мы будем экономить


,


За месяц экономия составит

Вывод: Экономия составила 14,9698 рублей. И это только за месяц в одной небольшой сельской школе, при условии, что мы будем следить за выключенным светом на перемене. А если школы объединяться в экономию на перерывах?

Следующий кабинет, куда мы отправились – кабинет информатики. Всем известно, что потребление электроэнергии компьютером напрямую зависит от мощности самого компьютера, его комплектующих деталей, и от степени его загруженности программами. Например, чем мощнее блок питания, тем больше он будет потреблять энергии, чем больше нагрузка на процессор, тем тоже больше тратится электроэнергии. Тут существует прямая зависимость – чем больше процессов в компьютере запущено, тем больше требуется мощности от блока питания, а соответственно, блок питания свою мощность получает от электричества. Кроме того, имеет значение, какие процессы происходят в компьютере в единицу заданного времени. Одно дело, если вы просматриваете сайты или слушаете музыку на компьютере, и совсем другое – если вы играете в игры или используете какую-либо мощную программу. Отсюда следует вывод - чем меньше используется программ и чем эти программы проще – тем, естественно, меньше нагрузка идет на процессор и, соответственно, тем меньше расход электроэнергии. Простой системный блок расходует от 250 до 350 ватт электроэнергии в час. Более мощный блок питания, который рассчитан на игры, будет потреблять несколько больше электричества – около 450 ватт в час.

Монитор потребляет от 60 до 100 Ватт в час, 24-дюймовый монитор потребляет около 80 Ватт, поэтому к количеству электроэнергии, которая требуется для работы блока питания, нужно добавить еще около 40%.

В кабинете информатики 7 компьютеров. Расход системного блока - от 250 до 350 ватт электроэнергии в час, монитор потребляет – 60 ватт в час. Рассчитаем среднюю стоимость электроэнергии в месяц, которую забирает монитор, работая во время школьных перемен (длительность перемен в течении учебного дня = 1 час).


При прерывании работы за компьютером до следующего урока в целях экономии электроэнергии необходимо выключать мониторы;

По окончании рабочего дня, на выходные или праздничные дни не оставлять компьютеры в режиме ожидания – использовать кнопку выключения или вообще выключать из сети.

Экономия тепловой энергии

Обогрев жилых помещений в холодное время года требует много энергии. Белорусские стандарты определяют комфортную температуру внутри помещения не ниже 18 ̊ – 20 ̊С. Неэффективность теплоносителей часто приводит к нехватке топлива, экономические или технические проблемы затрудняют поддержание комфортной температуры. Если температура в помещении не обеспечивает нам достаточного уровня комфорта, то приходится включать электрообогреватели, что приводит к дополнительному расходу электроэнергии [1]. Мы прошлись по учебным кабинетам и убедились в том, что:

все двери плотно закрываются;

в 7 из 10 учебных кабинетах современные оконные стекла, которые отражают тепловое излучение, но пропускают свет, что снижает потери тепла, через стекло на 60–70 %;

в кабинетах и на коридорах, где не установлены стеклопакеты, окна утеплены теплоизоляционными материалами;

в 5 из 10 учебных кабинетах на окнах жалюзи, которые позволяют значительно снизить утечку тепла из нагретого учебного помещения ночью;

все батареи гладкие и выкрашены в светлые тона. А ведь известно, гладкая и выкрашенная батарея в тёмный цвет отдаёт на 5 – 10 % тепла больше.

Программа энергосбережения для школы и детсада

Что такое программа энергосбережения в школе и детсаду?

Программа энергосбережения в школе это официальный документ, который состоит из трех частей:

  • Паспорт программы – в нем представлена общая информация о школе или ДОУ.
  • Целевые показатели – это цели по энергосбережению, которые будут выполнены во время действия программы.
  • Мероприятия по энергосбережению – это перечень мероприятий, которые будут реализованы в последующие три года.

Главная цель программы энергосбережения в школе или детском саду это

  • сокращение расходов на тепло, электричество и воду,
  • поддержание комфортного режима в помещениях,
  • оптимизация использования энергоресурсов и
  • выполнение требований ФЗ №261 “Об энергосбережении.”

Какие школы и детские садики обязаны делать программу энергосбережения

  • общеобразовательных школ,
  • детских садиков,
  • дошкольных образовательных учреждений,
  • университетов и колледжей,
  • музыкальных школ .

Частные школы и детсады без государственного финансирования не обязаны делать программу энергосбережения.

Законодательная база

Программу энергосбережения для детского сада или школы необходимо составлять основываясь на форме утвержденной в Приказе Минэнерго №398 от 30.06.14.

Программа энергосбережения в школе и ДОУ, должна содержать следующие приложения:

  • Паспорт программы
  • Целевые показатели (цели) программы
  • Перечень мероприятий по энергосбережению

Целевые показатели необходимо рассчитывать в соответствии с методикой утвержденной в Приказе Минэкономразвития №425 от 15 июля 2020 года.

Программа энергосбережения в школе и детском саду – 7 000 рублей

Срок действия программы энергосбережения школы и детсада

С 2021 года срок действия программы энергосбережения был сокращен с пяти до трех лет.

Сокращение срока действия программы энергосбережения связано с изменением периода расчета целевых показателей.

В соответствии с Приказом Минэкономразвития №425 целевые показатели программы энергосбережения должны быть рассчитаны на три года.

Соответственно срок действия программы энергосбережения 3 года.

Мало того, не просто три года, а первая программа энергосбережения должна быть разработана на 2021 – 2023 годы, затем на 2024 – 2026 годы и так далее.

В каких случаях необходимо делать корректировку программы энергосбережения

Если ваша программа энергосбережения

  • была разработана до 2021 года,
  • была разработана на 5 лет,
  • была разработана без учета методики расчета целевых показателей в Приказе Минэкономразвития №425,
  • не включает расчет целевых показателей на каждое здание,

вам необходимо сделать корректировку программы энергосбережения.

Расчет целевых показателей для детского сада или школы

Основное изменение в программах энергосбережения начиная с 2021 года – это методика рассчета целевых показателей.

Ранее целевые показатели можно было рассчитывать в произвольной форме, на собственное усмотрение.

С 2021 года целевые показатели необходимо расчитывать на каждое здание организации, учитывая энергопотребление, количетсво учеников, детей и персонала, которые пользуются зданием.

Теперь давайте более детально гляним на каждый раздел программы энергосбережения.

Паспорт программы энергосбережения

Паспорт программы должен содержать следующие данные об организации:

  • Полное наименование организации.
  • Основание для разработки программы.
  • Полное наименование исполнителей и соисполнителей программы.
  • Полное наименование разработчиков программы.
  • Цели программы.
  • Задачи программы.
  • Целевые показатели программы (кратко).
  • Сроки реализации программы.
  • Источники и объемы финансового обеспечения реализации программы.
  • Планируемые результаты реализации программы.

Программа энергосбережения в ДОУ

Программа энергосбережения в ДОУ

Пример заполнения паспорта программы энергосбережения школы

Основание для разработки программы

Распоряжение Правительства РФ от 01.12.2009г. № 1830-р, регламентирующее деятельность муниципальных учреждений в области энергосбережения и энергоэффективности;

п.1 приказа Министерства энергетики РФ от 30 июня 2014 г. № 398 “Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации”

Полное наименование исполнителей и (или) соисполнителей программы

Полное наименование разработчиков программы

1.Снижение удельных величин потребления организацией топливно-энергетических ресурсов (электроэнергии, тепловой энергии и холодной воды) при сохранении устойчивости функционирования учреждения, обеспечении соблюдения санитарно-гигиенических требований к организации образовательного процесса;

2.Снижение величины вложения финансовых средств на оплату потребления топливно-энергетических ресурсов (уменьшение количества постоянных издержек);

3.Снижение финансовой нагрузки на бюджет учреждения

4 Сокращение потерь топливно-энергетических ресурсов.

Целевые показатели программы

– снижение удельного веса расхода потребления энергоресурсов, в том числе: электрической энергии, тепловой энергии, холодной воды.

Сроки реализации программы

Источники и объемы финансового обеспечения реализации программы

Источниками средств для реализации Программы являются:

– средства муниципального бюджета,

– добровольные пожертвования юридических лиц.

Общий объем финансирования Программы составляет 150 тыс. руб., в том числе:

средства муниципального бюджета

добровольные пожертвования физ. и юр.лиц

Объемы финансирования, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке при формировании и утверждении бюджета.

Планируемые результаты реализации программы

– обеспечение ежегодного сокращения объемов потребления электрической, тепловой энергии и воды;

– снижение платежей за энергоресурсы до минимума при обеспечении комфортных условий пребывания всех участников программы в помещениях организации

– сокращение нерационального расходования и потерь топливно-энергетических ресурсов.

Программа энергосбережения в школе или дошкольном учреждении – Сведения о целевых показателях

Целевые показатели это цели вашей программы энергосбережения.

Программа энергосбережения

Примеры целевых показателей:

  • Удельный расход тепловой энергии в расчете на 1 кв. метр общей площади
  • Удельный расход горячей воды в расчете на 1 человека
  • Удельный расход холодной воды в расчете на 1 на одного ученика

Пример расчета целевого показателя:

  • Площадь школы – 5 000 м2
  • Потребление тепловой энергии в год – 847 Гкал
  • Удельный расход тепловой энергии в расчете на 1 кв. метр общей площади = 0,17 Гкал / м2

Пример заполнения таблицы сведений о целевых показателях

Главный корпус и пристройка Школы. (г. Мытищи ул. Силикатная д.1/9)

Наименование показателя программы

Базовый год 2020

Плановые значения целевых показателей программы

Потребление тепловой энергии на отопление и вентиляцию

Здание эффективно. Требование не устанавливается.

Здание эффективно. Требование не устанавливается.

Здание эффективно. Требование не устанавливается.

Потребление горячей воды

требование по снижению потребления не устанавливается

Потребление холодной воды

Здание эффективно. Требование не устанавливается.

Здание эффективно. Требование не устанавливается.

Здание эффективно. Требование не устанавливается.

Потребление электрической энергии

Здание эффективно. Требование не устанавливается.

Здание эффективно. Требование не устанавливается.

Здание эффективно. Требование не устанавливается.

Потребление природного газа

требование по снижению потребления не устанавливается

Потребление твердого топлива на нужды отопления и вентиляции

требование по снижению потребления не устанавливается

Потребление иного энергетического ресурса на нужды отопления и вентиляции

требование по снижению потребления не устанавливается

Потребление моторного топлива

требование по снижению потребления не устанавливается

Мероприятия по энергосбережению в образовательных учреждениях

Мероприятия по энергосбережению в образовательных учреждениях

Мероприятия по энергосбережению в образовательных учреждениях

Далее следуют энергосберегающие мероприятия, которые можно использовать в программе энергосбережения.

Мероприятия по энергосбережению для детских садов и школ можно разбить на

  • типовые, низко-затратные мероприятия,
  • средне-затратные энергосберегающие мероприятия,
  • высокозатратные мероприятия.

Типовые низко-затратные мероприятия по энергосбережению в детском саду и школе

Низко-затратные мероприятия по энергосбережению

Низко-затратные мероприятия по энергосбережению

    ,
  • инструктаж и обучение персонала,
  • установка приборов учета холодной и горячей воды, тепловой энергии, ,
  • утепление оконных конструкций или, по возможности, замена старых окон на новые,
  • удаление зеленых насаждений, которые затемняют окна,
  • регулярная промывка и ремонт системы отопления с заменой теплоизолирующего слоя,
  • утепление или замена входных дверей, утепление чердачных и подвальных помещений, ,
  • замена ветхой электропроводки (полностью или частично),
  • монтаж систем управления движением с датчиками присутствия,
  • регулярное отключение неиспользуемых приборов,
  • систематическая чистка светильников и окон,
  • отслеживание случаев использования энергии на нужды, не соответствующие деятельности детского сада.

Первое с чего необходимо начать любую программу энергосбережения это установка счетчиков.

Без счетчиков мероприятия по энергосбережению теряют всякий смысл.

Учебному заведению по-прежнему будут выставлять счета на оплату, согласно прежним расчётам.

Установка одних только счетчиков тепла и воды может дать тридцати процентную экономию энергетических ресурсов.

Программа энергосбережения образовательного учреждения

Программа энергосбережения образовательного учреждения

Программа энергосбережения в школе и ДОУ – Средне-затратные мероприятия

1. Замена чугунных батарей на алюминивые или биметалические

Что касается отживших свой век чугунных батарей, то оптимальный вариант – это их замена на алюминиевые и биметаллические, потому, как промыть старые батареи практически невозможно.

Доказано, что эффективность теплопередачи у алюминиевых и биметаллических батарей в разы больше чем у чугунных батарей при том, что они прочны и долговечны.

2. Герметизация стыков и трещин

Загерметизировать стыки и трещины в стеклах с помощью силикона.

Там, где стекло неплотно прилегает к раме, следует сделать заплатки из кусков стекла, которые также загерметизировать.

Затем между герметичными стеклами нужно выкачать воздух.

Программа энергосбережения в школе и детсаду

Программа энергосбережения для школы и детсада

3. Установка смесителей с фотоэлементом

С целью эффективной экономии воды сегодня повсеместно используются смесители с фотоэлементом.

Расход воды с таким смесителем в 6 раз меньше, чем с обычным краном.

Вентиль здесь отсутствует.

В корпусе установлен фотоэлемент и источник инфракрасного излучения, батарейка.

Вода подается автоматически после поднесения рук к смесителю.

4. Перекладка старых электрических сетей на новые

5. Система регулирования напряжения

Кроме выше перечисленных средне-затратных энергосберегающих мероприятий, можно применить систему регулирования напряжения посредством реле неприоритетных нагрузок.

Это позволит увеличить количество используемых одновременно электробытовых приборов без лишней нагрузки на старые электросети во избежание перегрузок и коротких замыканий в сети.

При такой системе выделяются приоритетные и неприоритетные приборы.

Последние автоматически отключатся, если суммарная мощность приборов превышает нормативную.

6. Энергетическое обследование

Энергетическое обследование поможет получить достоверные сведения о потенциале энергосбережения в конкретном учреждении, школе или детском саду.

Компания-энергоаудитор разработает индивидуальную программу энергосбережения для вашей организации.

Это поможет сократить затраты на энергопотребление в несколько раз.

Высокозатратные мероприятия по энергосбережению

Если вам повезло, и у вас есть финансирование, то вы можете включить следующие выско-затратные, долгосрочные мероприятия в свою программу энергосбережения:

Читайте также: