Проект по развитию речи в детском саду в подготовительной группе мы маленькие сказочники

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Групповой творческий проект

«Мы - сказочники"

Власова Наталья Владимировна

р.п. Усть-Абакан 2019 г.

Актуальность проекта:

Бедность словарного запаса у дошкольников, неумение грамотно формулировать свои высказывания, трудности, при объяснении простых объектов и явлений, ограниченное общение дома со взрослыми, малое знакомство с книгами – вот то, что сегодня тревожит педагогов.
В наше время проблеме развития речи и словотворчества детей необходимо уделять особое внимание. В этом нам помогают наши любимые, знакомые и незнакомые сказки. Эта поистине огромная сокровищница опыта, словаря, культуры, традиций помогает дошкольникам в освоении богатейшего языкового наследия русского народа. Дошкольники очень любят сказки, сюжеты их захватывают, очаровывают, через них они познают окружающий мир, взаимоотношения между людьми, решаются вопросы уважения к друзьям, взрослым.

Детские сочиненные сказки, несомненно способствуют развитию словотворчества, расширяют представления о сюжете, главных героях, о том, что есть у сказки зачин (начало), середина, в которой разворачивается сам сюжет и окончание (концовка), где можно выразить то, для чего эта сказка придумана. Все это способствует развитию речи дошкольников и их успешной подготовке к школе.

Недостаточно развит словарный запас, неумение высказывать свои мысли и грамотно строить предложения, развивать сюжет сказки, используя фантазию и творчество.

Создание оптимальных условий для самостоятельной, творчески - речевой

1. Помочь развитию словарного запаса дошкольников, обращая внимание на различные авторские зимние и новогодние сказки.
2. Сформировать желание самостоятельно придумать героев, сюжет, зачин и концовку своей новогодней сказки.
3.Способствовать словотворчеству дошкольников, посредством выстраивания сюжетной линии в новогодней сказке.
4.Предложить рекомендации родителям по расширению словарного запаса дошкольников и развитию словотворчества.



Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

- Подбор иллюстративного и литературного материалов для реализации проекта.

Основной этап:

Заключительный этап:

Назначение: реализация с дошкольниками 6-7 лет.
Тип проекта: творчески - познавательный, речевой, групповой.
Сроки реализации проекта: с 25 ноября по 9 декабря 2019 г.

Предполагаемые результаты :

- расширение представлений дошкольников о средствах выразительности, используемых в сказках, их построении и сюжетной линии;
- развитие желания самостоятельно сочинить новогоднюю сказку, используя знакомые персонажи;
- формирование словотворчества при сочинении новогодней сказки;
- обогащение представлений родителей о детском словотворчестве и его результатах в сказках;
- вовлечение детей, родителей в совместную деятельность по знакомству со сказками, осознание ценности и значимости совместного творчества детей и родителей.

Авторские сказки:
Г. X. Андерсен "Ёлка", "Снежная королева", "Снеговик"

Братья Гримм "Бабушка Метелица"

Картотека дидактических игр

русским народным сказкам

Закрепление знания сказок. Развитие грамматического строя речи, знакомить детей с предлогами: за, перед, до, после, между; учить ориентироваться в пространстве, развивать наглядное мышление. Развивать элементарные математические представления: сначала, потом, первый, второй, последний.

Используются фигурки героев одной сказки

1. Ведущий просит разместить героев знакомой сказки в определённой последовательности. После этого просит ребёнка объяснить: кто за кем пришёл, встретил; кто как стоит, используя различные предлоги. Ведущий задаёт наводящие вопросы.

2. Если ребёнок успешно овладел всеми понятиями, можно игру усложнить, добавив понятия право, лево.

За правильное выполнение задания ребёнок получает жетон.

Развитие связной речи, внимания, наглядного мышления.

1. Ведущий с помощью фигурок воспроизводит на фланелеграфе сюжет какой – либо сказки и просит одного из детей описать, что изображено. Затем ребёнок отворачивается и ведущий вместе с другими детьми меняет две – три фигурки местами (если дети старше шести лет, количество изменений можно увеличить до пяти). Ребёнок должен сказать, что изменилось. За правильные ответы он получает жетон. Побеждает тот кто наберет больше всех жетонов.

2. Если дети успешно освоили эту игру, попросите их самих выложить сюжет какой – нибудь сказки и самим без ведущего продолжить игру, назначив ведущим одного из детей.

Закреплять умение составлять рассказ по картинке, развивать внимание, расширять словарный запас

Взрослый показывает картинку с изображением сюжета одной из сказок и просит детей описать, что изображено на картинке. Дети перечисляют и описывают героев, события, предметы. За каждый правильный ответ они получают жетоны.

Детям 3 – 5 лет можно играть два – три раза по одному сюжету. Если дети старше пяти лет, они играют по данному сюжету один раз. Победитель выкладывает свой сюжет.

Развитие речи, закрепление знания сказок, развитие внимания, мышления, памяти

Взрослый называет одного из героев, а дети добавляют его сказочное название.

Волчок - (Серый бочок)

Закрепление знания сказок, развитие речи, мышления, памяти.

Большая карточка с изображением героя сказки; маленькие карточки, с изображением сюжетов разных сказок

Детям раздаются большие карточки. Ведущий показывает карточки с сюжетами сказок. Тот ребёнок, у которого на большой карточке изображен герой из сюжета сказки, называет сказку и берёт карточку себе.

Выигрывает тот, кто быстрее соберет все сказки.

Закрепление знания сказок, развитие речи, мышления, памяти.

Картинка с изображением двух разных сказок.

Взрослый показывает картинку. Дети должны назвать какие сказки перепутались.

Закрепление знания сказок; расширение словарного запаса, развитие связной речи, внимания, памяти

Картинки с изображением сюжетов, выбранной сказки.

Ребёнок должен сложить последовательно сюжетные картинки от начала до конца сказки, затем рассказать сказку с опорой на сюжетные картинки.

Закрепление знания сказки, развитие связной речи, умение внимательно слушать друг друга.

Персонаж – герой выбранной сказки.

Дети сидят в кругу. У воспитателя в руках персонаж – герой сказки, которую дети будут рассказывать. Воспитатель начинает сказку (говорит одно – два предложения) и передаёт сидящему рядом ребёнку. Ребёнок продолжает, говоря тоже одно – два предложения, и передаёт следующему.

Развитие речи, воображения, наблюдательности, сообразительности, выразительности движений.

Маски сказочных персонажей – животных.

Выбирается водящий. Остальные дети стоят перед ведущим полукругом. На водящего надевают маску сказочного персонажа знакомой сказки, но он не знает какого. Чтобы догадаться, чья это маска, водящий предлагает кому – либо из детей, или всем детям, изобразить этого персонажа. Если персонаж будет угадан, водящим становится тот, кто его изображал.

Закрепление знания сказок и сказочных героев, развитие связной речи, внимания, наглядного мышления.

Используются фигурки сказочных героев одной из сказки.

Взрослый прикрепляет на фланелеграф фигурки сказочных героев персонажев какой - либо сказки и просит детей назвать эту сказку.

Закрепление знания сказок и сказочных героев, развитие связной речи, внимания, памяти, наглядного мышления.

Игровое поле, на котором помещены сюжеты разных сказок; кубик.

Ребёнок бросает кубик на игровое поле. Когда кубик остановиться на одном из сюжетов, ребёнок называет сказку и её героев

Развитие связной речи, внимания, наглядного мышления.

Игрушки из настольного театра

Закрепление знания сказок и сказочных персонажей. Развитие речи, памяти, внимания, мышления.

Материал: Фигурки сказочных героев, сюжеты сказок.

Воспитатель раздаёт детям фигурки или резиновые игрушки сказочных героев. На столах разложены сюжеты разных сказок. По команде воспитателя дети к каждому сюжету ставят своего сказочного героя.

Материал: большие карты, на которой изображен сюжет какой – либо сказки; маленькие карточки с изображением сказочных героев сказки

Игра проводиться по принципу лото. Детям раздаются большие карты. Ведущий показывает маленькие карточки. Дети, у которых герой из сказки, изображенной на большой карте, называет героя и берёт его себе. Выигрывает тот кто первым заполнит свою карту.

Закрепление знания сказок и сказочных персонажей, развитие речи, внимания, памяти, мышления.

Используются фигурки героев сказок из театра на фланелеграфе или из настольного театра.

На столе или на фланелеграфе выставляются герои одной из сказок и один лишний герой. Дети после пяти лет, должны назвать из какой сказки герои и кто заблудился.

Закрепление первого звука в слове, закрепление знаний о сказочных героях, развитие ЗКР, мышлении, памяти, внимания.

Двухсторонние карточки: с одной стороны буква, с другой стороны изображение сказочного персонажа название, которого начинается на эту букву.

Воспитатель показывает картинку сказочного персонажа. Ребёнок проговаривает название и выделяет первый звук. Воспитатель переворачивает карточку.

Развитие связной речи; закрепление знания сказок, памяти.

Сюжетные картинки к сказкам.

Воспитатель показывает ребёнку сюжетную картинку. Ребёнок называет сказку и описывает, что на ней изображено. При желании ребёнок может рассказать сказку полностью.

Цель: выявить знания детей об авторских и народных сказках.

1. Обобщить знания детей о народных сказках и сказках детских писателей на зимнюю тему.

2. Развивать умение узнавать сказки и их героев, развивать творческое воображение, речь, ассоциативную память, мышление и слуховое внимание.

3. Воспитывать дружелюбие, честность, справедливость. Воспитывать любовь к устному народному творчеству и к авторским сказкам. Вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в соревновательных играх развивающего характера.

Ход викторины.

При этом надо соблюдать определенные правила викторины:

1. Ведущий задает вопрос каждой команде по очереди.

2. Если игроки этой команды не дают ответа, то право отвечать передается команде соперника.

3. За правильный ответ дается фишка.

4. В конце викторины выявляется команда-победитель, набравшая большее количество фишек.

Все участники разбиваются на 2 команды:

- Вы должны прослушать загадку до конца и дать ответ.

3. Кто в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (волк)

4. Кого в сказках величают - батюшка? (медведь)

5. Какой подарок старик хотел сделать старухи из лисьей шкуры? (воротник)

6. Кто из Морозов моложе: Мороз – Синий нос или Мороз – Багровый нос? (Мороз – Синий нос) .

7. Что увидела Рукодельница под периной у Мороза Ивановича? (зеленую траву)

8. Какое слово должен был выложить Кай в замке Снежной Королевы? (вечность)

- Ребята, в сказках все время происходят какие-то чудеса. Сегодня я в нашем садике нашла сундучок. Чей он, я не знаю? Давайте с вами откроем и посмотрим, что в нем лежит. (открывает) Смотрите, какой-то конверт. (читает)

Поможем? (Да)

(Дети по очереди вытаскивают из сундучка предмет и называют чей это предмет или из какой сказки) .

- Каждой команде я даю конверт, в нем лежит разрезанная картинка к сюжету сказки. Вам необходимо собрать ее и определить название сказки.

- Вспомните и дайте правильное название сказки.

- Угадайте, что или кто здесь лишний? И почему?

1. Месяцы, подснежники, репка.

2. Снегурочка, журавль, костер.

3. Лиса, ведро, колодец.

4. Волк, Иванушка, рыба.

5. Трава, мужик, барин.

6. Избушка, синичка, заяц.

7. Перина, рукодельница, прорубь.

8. Щука, прорубь, малина.

- Герой какой сказки говорил следующие фразы:

- Вам надо правильно составить пару.

* Снежная Королева – ледяной дворец.

* Заяц – лубяная избушка.

- У меня в руках письмо, а от кого оно вы узнаете, когда разгадаете кроссворд. В клетки нужно вписать по буквам отгадку.

Загадки к кроссворду:

1. Самое хитрое животное в русских народных сказках. (лиса)

2. Она в постельке лежала, потягивалась, с боку на бок переваливалась. (Ленивица)

3. Хочу - на печке прокачусь,

Хочу - со щукой обнимусь. (Емеля)

4. Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар и мушка. (лягушка)

5. Ходит по двору будильник

Разгребает лапкой сор,

Расправляет с шумом крылья

И садится на забор. (петух)

6. Кто наградил старикову дочку и наказал старухину дочку? (Морозко)

7. Она – царица всех цветов,

Но погибает от мороза

И вот ответ уже готов.

Вы догадались? Это… (роза)

8. Сказочный вид транспорта с трубой. (печь)

9. Четыре копытца,

Пестры все бока,

Похож на корову,

Но нет молока. (бык)

10. Имя мальчика, которого искала Герда. (Кай)

А сейчас волнительный момент, мы узнаем победителя этой викторины.

Родителям, задающим вопрос: "Как приучить ребёнка к чтению? " - хочется задать встречный вопрос: "А вы сами читаете книги? " В современном мире с бешеным ритмом жизни не только детям, но и взрослым не хватает времени. Постоянно присутствует ощущение, что время летит, а ты ничего не успеваешь. Но при любой загруженности делами читать нужно, хотя бы по нескольку страниц в день. Ведь чтение развивает нас. Недаром говорится: "С каждой прочитанной книгой вы становитесь интереснее".

Приучайте ребёнка к художественному слову с младенчества. Пойте ему песни, проговаривайте потешки, рассказывайте сказки и стихи. Обязательно с выражением, с соответствующей интонацией.

Приучите себя к чтению - вам будет проще приучить ребёнка к этому увлекательному процессу. Читайте книги, и ребёнок, наблюдая за вами, переймёт опыт общения с книгой.

Устраивайте семейные чтения. Сочиняйте вместе с ребёнком стихи и сказки. Смотрите фильмы и спектакли, снятые или поставленные по сюжету художественных произведений. Обсуждайте с ребёнком сюжет произведения или его героев. Ходите вместе в книжные магазины. Пусть ребёнок сам выберет книгу по душе. Не ленитесь! Если ребёнок попросил вас почитать ему книгу, отложите дела на несколько минут - почитайте ему. Отказали раз, отказали два - интерес у ребёнка к книгам может исчезнуть. Радуйтесь тому, что ребёнок интересуется книгами. Относитесь бережно к такому редкому в наши дни увлечению. Успехов вам!

Все дети любят сказки. Наверно, и ваш ребенок может подолгу слушать увлекательные истории, полные чудес и приключений. А что если он сам выступит в роли сказочника? Помогите ребенку в этом полезном и увлекательном занятии.

С чего начать

Сочинять сказки можно между делом, на ходу. Ведь когда руки заняты хозяйством, голова свободна для творчества. Ребенок с удовольствием поучаствует в разработке сказочного сюжета и в игре, незаметно пополнит свой словарный запас, закрепит грамматический строй речи, и, что самое главное, поупражняется в искусстве рассказчика (устная монологическая речь).

Сказки можно сочинять о чем угодно. Существуют разные "рецепты" организации таких творческих тренировок. То, как вы будете их использовать, зависит от возраста ребенка. Ребенок 5-6-летний уже достаточно свободно сочиняет самостоятельно, и задача взрослого - дать импульс к сочинительству. Многое зависит от его и ваших творческих возможностей, условий, в которых вы займетесь сочинительством.

1.Попробуйте сочинить сказку о предмете. Обязательно должны присутствовать как положительные так и отрицательные персонажи.
2."Старая сказка по-новому". В знакомой ребенку сказке главные герои наделяются противоположными качествами.
3."Необычная сказка". Например: Начинайте с простых вопросов:"Как ты считаешь, зайчата храбрые или трусливые?"; "Какого цвета у них шерстка зимой?".А потом переходите к сочинению самой сказки:"Мне как-то рассказали про необыкновенного зайку, у которого шерстка была черная, и никого он не боялся. "Дальше предложите продолжить сказку ребенку.





Создание условий для творческой речевой активности детей при помощи сказочного материала.

ВложениеРазмер
tvorcheskoe_rasskazyvanie_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx 35.32 КБ

Предварительный просмотр:

Создание условий для творческой речевой активности детей при помощи сказочного материала.

1. Формировать умение связывать в единую сюжетную линию выбранные объекты, составлять сказочный текст. 2. Развивать навык детей к творческому рассказыванию. 3. Вызывать интерес к сказкам.

Оборудование и материалы:

Картинки с персонажами из сказок.

Воспитатель привлекает внимание детей, показывает коробку, спрашивает мнение, что там может быть. Смотрят. Там картинки с изображением сказочных героев: Кощей Бессмертный, Бабя Яга, Васелиса Прекрасная, Иван-Царевич, Водяной,

- интересно, конечно, но, как вы думаете, зачем эти картинки здесь?

- они для чего-то, с ними что-то можно сделать.

Да, мы сейчас с вами можем придумать сказку для этих персонажей и пусть они там… живут. Здорово?

- Давайте вспомним, что такое сказка? (ответы детей)

- Верно. Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой над злом.

- Как мы уже знаем, в сказках есть сказочные герои. Такие как Васелиса Прекрасная, Иван-Царевич, они… добрые, мудрые, сильные, смелые. И есть такие, как Кощей Бессмертный, Бабя Яга. Они… хитрые, злые, жадные. Между такими героями обязательно идет какая-то… борьба, ссора. Но в любой сказке есть персонажи, которые добрым героям…. Помогают, спасают. Что еще в сказке может помочь главным героям? …. Волшебные предметы. Какие волшебные предметы вы знаете. волшебный клубочек, который указывает дорогу, дудочка, которая указывает на спрятанное и тд.

Воспитатель: Давайте сядем и придумаем свою добрую сказку.

-Напомните, из каких частей состоит сказка?

Дети: Начало, середина, концовка.

Воспитатель: Ребята у нашей сказки должно быть сказочное начало. Ребята, как вы понимаете сказочное начало? Как обычно сказки начинаются?

(Жили-были…В некотором царстве, в некотором государстве…Это случилось давно)

Воспитатель: Кто расскажет о средней части, чем она отличается от других частей? (ответы) Середина – самая большая часть, в ней перечисляются события, действия, которые происходят с героями.

- Воспитатель: Что же такое концовка? (ответы) В ней рассказывается о том, чем всё закончилось. А какими словами заканчивается? (Стали они жить-поживать да добра наживать. Вот и сказки конец, а кто слушал молодец).

Мы с вами дружные ребята и все хотят придумать сказку для героев. Поэтому я предлагаю вам всем вместе, по очереди, участвовать в составлении сказки. И тогда получится сказка длинная, интересная, с разными событиями и происшествиями.

Составление и рассказывание сказки.

- Молодцы, у вас получилась замечательная сказка. Я думаю, нашим персонажам понравится жить в такой сказке.

Воспитатель: а вам понравилось? Чье придумывание понравилось больше? Почему? Было ли что-то сложно? Почему? А что получалось лучше всего?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Занятие направлено на обучение детей с ОНР творческому высказыванию с опорой на предметы, поставленные вопросы и прослушивание музыкального произведения; обучение пересказыванию рассказа в стихотворно.

Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе "Писатель - сказочник К.И.Чуковский".

Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе "Писатель - сказочник К.И.Чуковский".


Презентация "Сказка как средство развития интереса к творческому рассказыванию в старшей группе".

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-эстетическое развитие, физическое развитие.Цель:Создать условия для творческой речевой активности д.



Проект в подготовительной группе "Юный сказочник"

Познавательно-речевой проект на тему "Юный сказочник".


Цель: учить придумывать и пересказывать сказочные истории последовательно, используя модели.Задачи: Социально-коммуникативное развитие: -воспитывать стремление к дружеским взаимоотнош.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке приведен краткосрочный проект по изучению темы "Сказка" в поготовительной группе. Перечислены этапы работы над проектом; приведены творческие работы дошкольников по теме сказка.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

ПРОЕКТ на тему

1 квалификационной категории

Для чего нужны нам сказки?

Для чего нужны нам сказки?

Что в них ищет человек?

Может быть, добро и ласку.

Может быть, вчерашний снег.

В сказке радость побеждает.

Сказка учить нас любить.

Актуальность проекта (проблема)

Русская народная сказка раскрывает перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата речь юмора, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского наряда ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая им необычная простота, яркость, образность, особенность воспроизводить одни и те же речевые формы и образы позволяют выдвигать сказки как фактор развития связной речи.

Кроме того, сказка является одной из первых сфер творчества, в которой ребёнок утверждает свои способности, познает себя, переживает первое чувство гордости от того, что он что-то создает.

- развитие устойчивого интереса к русским народным сказкам, как к произведению искусства.

Задачи проекта:

Образовательные задачи:

- расширять знания детей о русских народных сказках;

- развивать творческий потенциал, любознательность;

- формировать у детей читательский интерес;

Воспитательные задачи:

- развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни; умение делать нравственный выбор.

- воспитывать любовь и бережное отношение к книге.

Развивающие задачи:

- развивать воображение, обогащать словарь, совершенствовать диалогическую речь;

- поощрять желание детей реализовывать тему сказок в игровой, театрализованной деятельности.

Тип проекта - художественно-речевой, творческий, групповой, краткосрочный (1 неделя).

Участники проекта – дети подготовительной группы, воспитатель, родители воспитанников.

Читайте также: