Проект по патриотическому воспитанию в доу моя малая родина

Обновлено: 04.07.2024

Проблема: дети не задумываются о том, что город, в котором они живут это их малая родина. Не знают историю своего города, достопримечательности.

Что мы родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем

И березки у дороги,

По которой мы идем.

Что мы родиной зовем?

Солнце в небе голубом,

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем.

Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего города надо его хорошо знать.

Тип проекта: творческий, познавательный, групповой.

Участники проекта: дети данной группы, педагоги, родители.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный, включает в себя:
  • Составление перспективного плана работы по проведению проекта;
  • Анкетирование родителей по патриотическому воспитанию;
  • Подбор литературы, открыток, стихотворений, рассказов, загадок, пословиц;
  • Создание и пополнение предметно – развивающей среды.
  1. Основной, включает в себя:
  • Привлечение родителей к оказанию помощи;
  • Чтение художественной литературы;
  • Рассматривание иллюстраций;
  • Рисование рисунков;
  • Проведение с детьми бесед.
  1. Заключительный.

Тематический план работы с детьми

В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую, вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя, особого внимания и чуткости к каждому ребенку. Поэтому сегодня первоочередная задача педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, семье и друзьям, учить помогать друг другу, в общем, воспитывать настоящего, достойного человека – гражданина России.

  1. В какой стране мы живем?
  2. В каком городе мы живем?
  3. Как называется микрорайон, в котором расположен детский сад?
  4. В нашем городе много разных улиц. Кто знает, как они называются?

Воспитатель располагает на доске иллюстрации с изображением достопримечательностей города. Дети должны внимательно их рассмотреть и рассказать, что на них изображено.

Воспитатель: Дети, вы знаете, что в городе много разных зданий. Все они различаются по своему назначению. Я предлагаю ответить на мои вопросы и узнать, что это за здание.

Тип проекта: групповой, познавательно-патриотический проект.

Участники проекта: дети 5-7 лет, родители воспитанников, педагоги.

Длительность проекта: краткосрочный (с 10 ноября по 12 декабря).

Актуальность темы: Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине - это накопление ими социального опыта жизни в своем районе, городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры - это основа из основ нравственно - патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом - гражданином России, и только потом - жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому. Ознакомление с родным микрорайоном имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора.

Цель проекта: Познакомить детей с родным микрорайоном и его достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, желание сохранить его чистым и красивым. Осуществление комплексного подхода к воспитанию дошкольников в духе патриотизма, приобщение к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям; развитие фантазии, мышления и способности детей к моделированию через познавательный интерес к конструированию.

Задачи проекта:

  1. Познакомить детей с 4-м микрорайоном г. Братска в котором они живут,(история, узнаваемые объекты достопримечательности).
  2. Учить узнавать по моделям социально-значимые объекты микрорайона и уметь рассказывать о его достопримечательностях, ориентировке на улицах, соблюдению правил безопасного передвижения по микрорайону.
  3. Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, родной улице, микрорайону, умение видеть прекрасное, гордиться им. Обогащать знания детей об историческом и культурном своеобразии родного микрорайона, достопримечательностях.

Предполагаемый результат:

План реализации проекта

1. Подготовительный этап

- Постановка цели и задач.

2. Реализация проекта

1. Формы и методы работы с детьми

Образовательная деятельность

Содержание

1

Познание

2

Социализация

3

Продуктивная деятельность

4

Коммуникация

5

Чтение художественной литературы

6

Безопасность

Беседа о правилах перехода через дорогу
Беседа о правилах игры на детских площадках
Беседа о правилах поведения на лестницах.

7

Труд

Субботник (Совместный труд родителей и детей на территории д/с и отведенной территории для экологической тропы, схема план участков)

8

Музыка

Слушание песен про город Братск

9

Физкультура

Конспекты утренней гимнастики

2. Взаимодействие с родителями

Консультации по изучению совместно с детьми истории нашего микрорайона.

Привлечение родителей к прогулке по нашему микрорайону к достопримечательностям с детьми.

3. Продукт проекта

3. Результаты проекта

Разработан и внедрен перспективный план работы с детьми и родителями по данной теме.

Созданы предпосылки для дальнейшей работы над созданием истории о микрорайоне в рамках морально-нравственного воспитания и создания одноименного мультфильма (такие задачи поставлены в проекте не были. Это результат детской инициативы).

Список используемой литературы

1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольника. - М.: ЦГЛ 2004.

2. Журавлева В. Н., Проектная деятельность старших дошкольников. - Волгоград, 2009.

3. Маханёва М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста - М.: АРКТИ, 2004.

4. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание. - М.: Линка - Пресс, 2003.

5. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребенка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, №6.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дошкольный возраст- яркая, неповторимая пора в жизни каждого ребёнка. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.

"Моя малая родина"

(Проект по нравственно - патриотическому воспитанию с детьми старшего возраста.)

Дошкольный возраст яркая, неповторимая пора в жизни каждого ребёнка. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, краем, достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок. Кроме того, при ознакомлении дошкольников с малой Родиной важно не просто дать некоторое количество полезной информации, но и сформировать познавательный интерес к истории и культуре малой Родины, чувство уважения к жителям, гордость от осознания принадлежности к ней. А чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному краю, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного города, первых строителей города, культуре, истории и окружающей природы родного края.

Проведя анкетирование родителей и диагностирование детей, посещающих нашу группу, мы выяснили, что взрослые, даже коренные жители, имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о своей малой Родине, забыты народно-прикладные ремёсла, семейные традиции, обычаи.

Актуальность: Мы желаем воспитать у ребёнка любовь к Родине, а оказываемся не в состоянии воспитать у него любовь к самому близкому—к родному дому и детскому саду. Но ведь это основа основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом—жителем планеты Земля. В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать, родители меньше внимания уделяют детям и их воспитанию, растёт число неполных, неблагополучных семей. Ребёнку всё сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже. Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны не только брать, но и отдавать: заботиться о близких, быть внимательными друг к другу, сострадать, словом и делом помогать.

Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению ученых, отмечается высокий темп умственного развития. Старшие дошкольники обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом взрослом мире. У старших дошкольников появляется стремление больше узнать о своем родном крае, о его историческом прошлом.

Чувство Родины…

Родина – это место, в котором живет человек, и улица, на которой стоит его дом, и деревце под окном, и пение птички: все это Родина.

Проблема:

Гипотеза.

Если использовать методы и формы проекта в своей работе мы заинтересуем детей и их родителей к дальнейшему развитию интереса к истории своего края, то можно считать, что цель проекта будет выполнена.

Создать условия для воспитания нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством знакомства с малой родиной.

Формировать нравственные качества, чувство любви и уважения к своей малой родине;

  • знакомить детей с:
  • расширять:
  • научатся отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.

Тип проекта: творческий, познавательный, групповой.
Участники проекта: воспитанники старшей группы и их родители, воспитатели, музыкальный руководитель. Социальные партнеры:

Сроки проведения: октябрь 2017 - май 2018года.

Ожидаемые результаты:

Наличие у детей знаний об истории возникновения города Рославль, достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного города, области; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.

Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.

К концу реализации программы дети должны:

Узнавать на фотографиях достопримечательности города и области, уметь рассказать о них.

Знать краткие сведения об истории города и края.

Знать символику города Рославль, города Смоленска.

Знать о почетных гражданах родного края.

Знать стихи поэтов и работы художников Смоленской области.

Иметь элементарные представления об охране природы, о заповедниках, о красной книге Смоленского края.

1 этап. Подготовительный: - изучение методической литературы; - составление перспективного плана; - подбор игр и оборудования; - обогащения развивающей среды группы.
2 этап. Основной: - беседы с детьми;

- Сюжетно -ролевые игры;

- показ презентации о достопримечательностях;

- выставка детских рисунков "Моя малая Родина";

- чтение художественной литературы;

3 - заключительный этап:

- оформление альбома об истории и достопримечательностях города;


Неотъемлемая часть любой системы образования - воспитание патриотизма. Патриотизм - это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Формирования у детей любви к Родине – это накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Проблема : формирование и углубление знаний о родном городе , воспитание у детей патриотических чувств.

Вид проекта : познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта : долгосрочный сентябрь 2017г.- март 2018 г.

Участники проекта : дети (6-7 лет) подготовительной группы, родители, воспитатели , специалисты ДОУ.

Наличие межпредметных связей: интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Материально – технические ресурсы необходимые для выполнения проекта:

подбор методической и художественной литературы;

подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии);

подбор мультфильмов, фильмов, прослушивание песен;

выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей;

презентация к проекту.

Цель проекта:

Создание условий по формированию основ гражданственности ребёнка дошкольника путём приобщения к истории и культуре малой Родины.

Задачи проекта:

Образовательные:

Ознакомление детей с историческими сведениями относительно их родного города, а так же его местонахождением, традициями и культурой города Алапаевска;

Расширить и углубить знания детей о городе Алапаевске, его достопримечательностях, памятниках, символике, о людях-героях родного города;

Формировать интерес детей к прошлому и настоящему, п ознакомить детей с современной жизнью города;

Стимулирование деятельности, направленной на поиск информации по теме реализуемого проекта;

Обратить внимание на то, что в названиях отдельных улиц города нашла отражение история города Алапаевска;

Сформировать умения, ориентироваться в городе , пользоваться картой, читать условные обозначения.

Расширять представления детей об использовании полученных знаний и умений в разных видах деятельности (двигательной, изобразительной, игровой, речевой), а также в конструировании, экспериментировании и т.д.

Учить детей приемам музейной деятельности экскурсовода.

Развивающие:

Развивать познавательную активность детей посредством проектной деятельности с привлечением родителей и старшего поколения (бабушки, дедушки и др.);

Развивать коммуникативные навыки детей: умение участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их, умение рассказать о своей поделке, читать наизусть стихи и прочее;

Развивать творческое воображение через ознакомление с творчеством алапаевских поэтов и восприятие картин алапаевских художников;

Развивать у детей мышление, воображение, умение анализировать, сравнивать посредством специальных игр и упражнений;

Воспитательные:

Прививать детям чувство гордости за свой родной город, чувство сопричастности к происходящим в нем событиям;

Воспитывать бережное отношение к достопримечательностям и природе родного города Алапаевска;

Воспитывать уважение к людям разных профессий, которые прославили город в разные исторические эпохи;

Воспитание проявления у воспитанников дошкольного учреждения любви и заботы о природе их родного города, а так же воспитание умения воспринимать его красоту и многообразие.

Задачи сотрудничества педагога с родителями:

Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки и взаимопроникновения в контексте реализации проекта;

Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;

Мотивировать детей и взрослых занимать активную позицию в проведении совместных праздников, концертов и выставок по теме проекта;

Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению города, ориентировать их на патриотическое воспитание в семье;

Подготовить консультации по теме проекта.

Прогнозируемые результаты реализации проекта:

По итогам проведения проекта планируется что дети:

Проявляют интерес к истории родного города;

Умеют ориентироваться в городе, вести вежливый разговор с жителями и гостями города, знают достопримечательности родного города, умеют любоваться и беречь красоту природы родного города (сформирована система представлений о родном городе);

С помощью взрослого выбирают необходимые способы работы в соответствие с поставленными задачами;

Используют полученные знания и умения во всех видах деятельности;

Чутко и бережно относятся к окружающей их природе родного города;

Умеют выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.

Методы проекта:

игровые: дидактические игры, подвижные игры;

словесные: беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, рассказывание, развлечения, чтение и рассказывание стихов, считалок, сказок, загадок; разговор, беседа; рассматривание картинок.

наглядные: организация выставок, сбор фотоматериалов, рассматривание иллюстраций.

Мотивация проектной деятельности

Совместная деятельность с семьями воспитанников

I этап (подготовительный) Постановка проблемы, цели и задач (сентябрь 2017г.)

1. Изучение муниципального, регионального опыта работы по теме проекта, используя ресурсы Интернет.

2. Постановка цели и задач проекта на основе результатов анализа.

3. Составление плана по реализации проекта.

4. Сбор исторических данных, накопление наглядно-демонстрационного материала и пр.

5. Подбор тематики занятий, игр и других видов детской деятельности.

6. Привлечение специалистов детского сада к осуществлению проекта.

7. Подбор методической литературы.

8. Организация работы с родителями (памятки, буклеты, консультации).

1. Разработка плана проекта (воспитатель обсуждает план проектной деятельности с родителями воспитанников).

2. Анкетирование родителей по теме проекта.

3. Помощь в организации информационного стенда.

4. Сбор исторических данных, изготовление наглядно-демонстрационного материала и пр.

Работа над проектом (октябрь 2017 г. – февраль 2018 г.)

1. Организует деятельность по реализации проекта (поэтапно с использованием интерактивных форм работы с детьми и родителями):

- оформительская деятельность и пр.

2. Вводит в игровую ситуацию воспитанников.

3. Стимулирует активность детей через:

- создание проблемных ситуаций;

4. Изготовление лэпбука.

1. Вживаются в игровую ситуацию.

2. Участвуют во всех мероприятиях проекта.

3. Выбирают необходимые материалы для продуктивной деятельности.

4. Пополняем книжный уголок материалами по теме проекта

1. Участвуют во всех мероприятиях проекта совместно с детьми.

2. Оказывают посильную помощь в организации всех мероприятий проекта.

Психолого-педагогическое содержание проекта

Направления развития (ОО)

Содержание психолого-педагогической работы с детьми

Социально-коммуникативное развитие

Формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к малой Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств.

2. Рассматривание иллюстраций, открыток, фото с изображением достопримечательностей города и его архитектурных сооружений.

1.Воспитание уважения к труду близких взрослых, желание участвовать в совместной трудовой деятельности в детском саду, воспитания стремления быть полезным и умения радоваться результатам коллективного труда.

1. Беседа о посильной трудовой деятельности в условиях семьи и детского сада.

1. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в условиях семьи (ППБ).

2. Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для ребенка ситуациям на дороге.

3. Занятие познавательного цикла о ПДД и ППБ с использованием ИКТ.

1. Развитие у детей самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции.

1. Сюжетно-ролевые игры:

2. Формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.

4. Русские народные подвижные игры.

Познавательное развитие

1. Расширение представлений об архитектурных памятниках, учебных заведениях и промышленности города.

2. Знакомство детей с профессиями, связанными со спецификой родного города.

3. Тематические экскурсии.

Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, дней недели, месяцев, времен года и др.

Формирование первичных представлений об особенностях природы родного города.

3. Экскурсия в парк города Алапаевска.

1. Формирование интереса к разнообразным зданиям и сооружениям (дома, школы и др.).

2. Закрепление навыков коллективной работы: умения распределять обязанности и работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.

1. Рассматривание иллюстраций с изображением старинных и современных зданий города.

Речевое развитие

1. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми, овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

2. Развитие всех компонентов устной речи.

1. Развитие интереса детей к художественной литературе.

2. Пополнение литературного багажа детей сказками, рассказами, стихотворениями.

3. Развитие чувства гордости за донских писателей и поэтов.

1. Изучение пословиц и поговорок, загадок о доме, родном крае.

2. Чтение книг о родном городе, стихов алапаевских писателей.

3. Разучивание стихов о городе.

4. Экскурсия в библиотеки города.

Художественно-эстетическое развитие

1. Развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

2. Развитие детского творчества.

1. Приобщение детей к музыкальной культуре

2. Обогащение музыкальных впечатлений

Физическое развитие

Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.

Знакомство с русскими народными играми и развитие интереса к участию в них.

2. Беседа о спортсменах – уроженцах города Алапаевска и их спортивных достижениях.

Консультации:

Организация работы с родителями:







Тематические экскурсии:

Музей П.И. Чайковского:

Музей искусств:


Музей АМЗ:

Учреждения микрорайона
















1. Обработка результатов, выводы по реализации проекта.

2. Подготовка к презентации.

3. Презентация проекта на родительском собрании.

Представляют продукт своей деятельности гостям группы.

1.Написать информационную справку об итогах проектной деятельности, свои предложения о продолжении темы проекта.

Высказать своё мнение об этом проекте, свои предложения о продолжении темы проекта.

Написать отзыв о проекте, свои предложения о продолжении темы проекта.

Перспективы дальнейшего развития проекта и возможности распространения опыта:

- Подбор интерактивных форм работы с детьми и родителями при дальнейшем развитии темы проекта.

- Разработка серии вариативных занятий познавательного цикла для детей и родителей по теме проекта с использованием ИКТ.

- Подбор дополнительного материала и исторических фактов по теме проекта совместно с родителями.

- Трансляция результатов проектной деятельности на городском уровне.

Воспитание патриотизма – это достаточно тяжелая задача, для решения которой нужно прикладывать усилия, начиная с самого детства. Использование различных средств воспитания, систематическая и планомерная работа, слаженные усилия детского сада и семьи, а так же ответственность взрослых непременно дадут положительные результаты и станут основой в дальнейшей работе по патриотическому воспитанию детей.

Во время работы над данным проектом р одители активно принимали участие в реализации проекта , участвовали в викторине, спортивном празднике, конкурсах рисунков, фотоконкурсах. Они активно включились в воспитание у детей любви к природе родного города. В заключение необходимо добавить, что работа с детьми по теме данного проекта будет продолжена, так как нравственно-патриотическое воспитание необходимо на протяжении всего периода воспитания детей в детском саду, а после и в школе. Это является неотъемлемой частью полноценного личностного развития ребенка.

Список используемой литературы

Аликин М.И., Долгинцев Г.М., Ергин Э.А. Алапаевск. Города нашего края. – Алапаевск. Свердловск, Средне-Уральское кн. издательство, 1976.

Белоусов О., Заложнев И., Храмов Н. Алапаевск – 360. – Алапаевск. Алапаевская искра, 1999.

Смирных А., Архипова Л., Белоусов О. Уездные столицы. – Екатеринбург, Идел-Пресс, 2002.


11. Материалы из ресурсов Интернет.

Читайте также: