Проект по краеведению в доу

Обновлено: 30.06.2024

Привет тебе, мой край родной,
С твоими тёмными лесами,
С твоей великою рекой,
И неоглядными полями!
С. Дрожжин

Чувство любви к Родине к родному краю – это одно из самых сильных чувств. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от неё, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. У каждого человека есть свой любимый город. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили. “Своя земля и в горсти мила” говорится в русской поговорке. Раньше, при отъезде из дома было принято брать с собой горстку родной земли. Считалось, что родная земля способна оберегать человека от опасностей. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где он родился, где промчалось его детство. У каждого любовь к родному краю проявляется по-разному. Например, поэты сочиняли стихи о любимом городе, композиторы писали музыку, художники отражали родные просторы в картинах, тем самым, прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы.

Воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности.

Дети старшего дошкольного возраста обращают внимание на красоту того места, в котором они живут – это красота природы, зданий, некоторых элементов их декоративного убранства, скульптура. У детей возникают вопросы о том, почему люди украшают место, в котором они живут. Эстетические элементы в оформлении родного города дети способны связать с их функцией (для чего построено здание, что в нем находится?). У детей выражена потребность отразить впечатления от восприятия образов архитектуры и скульптуры в рисунках и играх, в сочинении историй.

Дошкольники начинают понимать, что состояние родного города зависит от отношения к нему жителей. Старшие дошкольники становятся способны к проявлению соответствующей их возможностям социальной активности, обращенной к городу и горожанам: совместному со взрослыми участию в социально значимых делах, акциях – посильная уборка участка детского сада, поздравление ветеранов, приглашение в детский сад пожилых людей, живущих в микрорайоне и прочее.

Важно использовать формы и методы, вызывающие развитие эмоций и чувств детей по отношению к родному городу, способствующие проявлению активной деятельностной позиции: непосредственное познание достопримечательностей родного города на прогулках и экскурсиях, чтение произведений детской литературы, в которой представлена художественно-эстетическая оценка родного края. Следует организовать просмотр слайдов и видеофильмов о городе, которые позволяют “приблизить” достопримечательности к ребенку, рассмотреть их в деталях, пережить чувства удивления, восхищения. Дети старшего дошкольного возраста включаются в празднование событий, связанных с жизнью города, — День рождения города, празднование военных триумфов, памятные даты, связанные с жизнью и творчеством знаменитых горожан. Старшие дошкольники с интересом посещают музеи родного города.

Активная позиция детей обеспечивается созданием в группе уголка краеведения, в котором ребенку предоставляется возможность действовать с картой города, рисовать, рассматривать книги и иллюстрации, создавать коллажи и макеты, играть с использованием макетов.

  • участие детей в целевых прогулках, экскурсиях по городу обеспечивает необходимую двигательную активность и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников;
  • обсуждение с детьми правил безопасного поведения в городе, например “Как правильно переходить дорогу”, “Что можно, чего нельзя делать на улице города”;
  • участие в совместном с воспитателем труде на участке детского сада: посильная уборка участка после листопада, подкормка птиц, живущих в городе;
  • развитие эстетического восприятия и суждений в процессе чтения произведений художественной литературы о малой родине, накопление опыта участия в разговорах, беседах о событиях, происходящих в родном городе, о достопримечательностях родного города, участие в придумывании сказок и историй о достопримечательностях малой родины;
  • рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, отражающих отношение людей к малой родине: высаживание деревьев и цветов в городе, возложение цветов к мемориалам воинов, украшение города к праздникам и прочее;
  • участие в проектной деятельности, продуктом которой являются журналы или газеты о малой родине, создание карт города, составление маршрутов экскурсий и прогулок по городу; коллекционирование картинок, открыток, символов, значков;
  • обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей-горожан;
  • участие с родителями и воспитателями в социально-значимых событиях, происходящих в городе: чествование ветеранов, социальные акции и прочее.

Мы хотим, чтобы наш город Алексеевка Белгородской области для детей стал родным не только на словах, но и в душе, приобщать к истории родного края необходимо уже в дошкольном детстве. Важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и её будущее. Родина такова, какой мы её делаем сами.

Нами был разработан творческий проект “Город на Тихой Сосне”, который представлен в форме презентации. Данный проект рассчитан на один месяц. Его цель приобщение детей к истории родного края, воспитание нравственно-патриотических чувств, таких как любовь к родному дому, краю, Родине, ответственности за будущее своей страны. Да, именно так, ответственности за будущее, ребёнок должен понимать, что ему доверяют и он частичка этой Родины, края. “Учение в детстве, как резьба на камне” говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной – городом Алексеевка в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии интеграции образовательных областей таких как:

Тематические проекты разной продолжительности, посвящённые изучению малой родины, собраны в данном тематическом разделе. Прошлое и настоящее родного города или посёлка; толкование названий его улиц; изучение основных памятников и достопримечательностей, биографий знаменитых земляков – всё это обогащает духовный мир детей, способствует развитию патриотизма. При разработке собственных проектов по краеведению используйте ценный опыт Ваших коллег, изложенный в публикациях на этих страницах.

Всё для эффективного планирования занятий по родному краю.

Содержится в разделах:

Воспитание чувств патриотизма у дошкольников через региональный компонент методом проекта Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. С. И. Ожегов Подготовили: воспитатели высшей квалификационной категории Гаврилова Елена Владимировна Дмитриева Елена Николаевна Академик Д. С. Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Проект по краеведению

G:\Новая папка (2)\ивановские университеты\25002991.jpg

Автор проекта: Доронина Оксана Викторовна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 6

Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

“ Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

Актуальность темы:

Родина , Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

к 6-7 годам у 70% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города, края;

у 65 % детей отмечается низкий уровень знаний истории города, края;

80 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости;

40 % родителей затрудняются в знании истории города, края;

20 % родителей не знают и не хотят знать историю города и края.

Цель проекта:

Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.

Задачи проекта:

Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.

Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.

Расширить знания детей о флоре и фауне Ивановской области

Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

Познакомить с культурой и традициями Ивановской области

Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

Направления проектной деятельности:

Информационный блок: Переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов

Технологический блок: Разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения

Организационный блок: Создание предметно – развивающей среды

Вид проекта: познавательный, групповой, долгосрочный

Сроки реализации: с декабря 2012 по апрель 2013

Основной раздел программы: познавательное развитие

Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром. , музыкального зала).

Этапы проведения и реализации проекта:

I. Информационно-накопительный:

Изучение интереса детей для определения целей проекта.

Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.

Обращение к специалистам.

II. Организационно-практический

Экскурсии и фото экскурсии по городу

Разучивание стихов песен о Иваново.

Оформление выставки детского рисунка

Посещение Краеведческого музея

Открытое занятие “Край мой родной мы гордимся тобой ”

III. Презентационно – завершающий

Открытое мероприятие « Тема: Край родной мы гордимся тобой.

Оценка этапов реализации проекта детьми.

IV. Контрольно-рефлексивный

Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”

Необходимые условия реализации проекта:

интерес детей и родителей;

интеграция со специалистами детского сада.

Предполагаемый результат:

Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.

Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.

Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.

Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.

Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.

Методы проекта:

познавательные игровые занятия,

Стратегия осуществления проектной деятельности:

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

Достигнутые результаты:

рост познавательной активности детей повысился на 24 %,

повышение активности родителей в делах группы.

В результате проделанной нами работы возникла идея о создании продолжению реализации данного проекта в рамках мероприятия с днем рождения город.

И рекомендации родителям продолжить изучать историю родного края.

Обеспечение проектной деятельности:

Л.Н.Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.

Данный проект имеет широкую перспективу развития т.к. даёт возможность дошкольникам лучше узнать историю своего города, более бережного отношения к его достопримечательностям, уважение к своей семье, родственникам, жителям города.

Содержимое публикации

Краеведческий проект для детей старшего дошкольного возраста

Продолжительность– 4 месяца

Возраст детей: 5-6лет

Автор проекта: Ежова Юлия Александровна, воспитатель

Вид проекта: информационный, познавательно-творческий.

Участники– педагоги, дети, родители.

Девиз проекта:

Актуальность темы:

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие ФГОС дошкольного образования, произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:

- обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;

- формирование мира и межличностных отношений.

Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через творческий подход решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Цель проекта:

Воспитание нравственно — патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с семейными ценностями, малой и большой Родиной.Формирование позитивных установок в воспитании гражданственности, патриотизма, развитие социально-эмоционального интеллекта в изучении фактов истории родного края.

Задачи проекта:

1.Сформировать позитивную установку в воспитании патриотизма.

2.Помочь детям осознать себя членом семьи.

3.Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, родному городу.

4.Ознакомить детей с символикой родного города , государства.

5.Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому.

6.Воспитание уважения к труду.

7.Развитие интереса к русской культуре, национальным костюмам.

8.Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

9.Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного края; расширять знания об его истории.

10. Сформировать желание у детей и родителей принимать участие в мероприятиях патриотического воспитания.

Гипотеза реализации проекта:

Ожидаемые результаты проекта:

У детей

* позитивная установка на восприятие патриотического материала
* владение адекватными способами выражения своего внутреннего состояния.

*осознание патриотического чувства в формировании взаимоотношений со взрослыми и сверстниками

* повышенный интерес к истории своего города Горнозаводска, Горнозаводского района, Пермского края, России

* бережное отношение к природе своего края

* освоение доступных знаний детей в символах родного поселения, района, государства

* ощущение любви к своему родному краю и государству

* осознанное желание быть полезным своей Родине.

* проявление благодарности, заботливости и внимания по отношению к родителям, и взрослым наставникам, повышение значимости семьи в своей жизни.

У родителей

активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности ДОУ, в игровой и художественно-творческой деятельности нравственно-патриотического воспитания;

проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса, выход на позиции партнеров.

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный.

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Познакомить родителей со значимостью проектной деятельности в детском саду.

3. Выбрать методы реализации проектной деятельности.

4. Взаимодействие с социумом.

5. Подбор и планирование материала с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

6. Составление перспективного плана с музеем и библиотекой города.

2 этап – практический.

Задачи второго этапа:

- чтение и рассматривание соответствующей литературы;

- беседы по содержанию материала, драматизация произведений;

- беседы, песни, игры о семье, родных;

- дидактические игры, игры - драматизации, игры имитационного характера, игровые задания;

- Взаимодействие с социумом (посещение городского музея и детской библиотеки).

- привлечь родителей к сотрудничеству и реализации проекта.

3-й этап: заключительный (подведение итогов):

- Презентация проекта в ДОУ

Конечные результаты реализации проекта:

-создание комплексной системы использования патриотического воспитания как важнейшего компонента разностороннего развития личности дошкольника;

-презентационный проект о своей семье;

-повышение компетентности и профессионализма педагогов в своей работе;

-качественное изменение условий для социально - нравственного воспитания подрастающего поколения;

-совершенствование системы работы по патриотическому воспитанию у всех участников воспитательно - образовательного процесса ДОУ;

Перспектива развития проекта:

Данный проект имеет широкую перспективу развития т.к. даёт возможность дошкольникам лучше узнать историю своего города, более бережного отношения к его достопримечательностям, уважение к своей семье, родственникам, жителям города.

Полученные знания детьми в процессе работы и после завершения проекта будут постоянно пополняться, т.к. у детей возникает интерес к жизни своего небольшого, но исторически важного для всей страны города. А также желание узнавать о жизни старшего поколения своей семьи и семейных традициях.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей малой и большой Родине.

- формирование духовно-нравственных отношений; - формирование любви к культурному наследию своего народа; - воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;

Долгосрочный проект по патриотическому воспитанию старших дошкольников:

Вводная часть.

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста.

Подмена ценностей в современном обществе вызвала острейший дефицит культуры общения, доброты и внимания друг к другу. Все чаще нам, педагогам, приходится сталкиваться с такими негативными проявлениями у детей, как агрессия, эмоциональная холодность, неуступчивость и т.п. Кто же сможет оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей? Такими людьми являются родители дошкольников и воспитатель, непосредственно работающий с детьми. Главное не упустить время, ведь именно дошкольный возраст является периодом начальной социализации ребенка, приобщения его к миру искусства и культуры, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия, миром людей, предметов, природы и собственным миром. Это период, когда формируется чувство патриотизма: любовь и привязанность к родному краю,Родине и преданность её гражданам, желание беречь и умножать её богатство. И если в данном возрасте будет заложен фундамент положительного восприятия окружающего мира – это обеспечит благоприятное личностное развитие в целом и позволит ребенку адаптироваться в условиях современного мира.

Изучив современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной и культурной жизни родного края, города (а через него Отечества) я пришла к выводу, что: проектная деятельность является наиболее эффективной в работе по социализации дошкольников.

Проектная деятельность - это технология, которая не только учит детей самостоятельно мыслить, осуществлять творческий поиск информации, находить и решать проблемы, но и дает возможность заинтересовать детей, сделать процесс обучения личностно значимым.

Началом нашего проекта послужила годовая задача нашего детского сада и последующее анкетирование родителей.

Реализация проекта направлена на решение задач ФГОС ДО:

- Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей малой и большой Родине.

- формирование духовно-нравственных отношений;
- формирование любви к культурному наследию своего народа;
- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;

Аннотация к проекту:

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Проведенные среди детей и родителей нашей группы исследования показывают:

к 5-6 годам у 47% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию родного города, края;

у 42% детей отмечается низкий уровень знаний истории города, края;

54 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости;

35% родителей затрудняются в знании истории города, края;

6 % родителей не знают и не хотят знать историю города и края.

Паспорт проекта

Тип проекта: информационно –творческий.

По характеру координации: открытый

По количеству участников: групповой

Срок реализации: 7 месяцев

дети старшего дошкольного возраста

педагоги ДОУ (воспитатели групп, Музыкальный руководитель, психолог, тифлопедагог)

родители воспитанников

Основной раздел программы: познавательное развитие

Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию

Материал разбит на 5 блоков

1блок: Прошлое, настоящее и будущее родного края. (История родного города, памятные и исторические места, мемориалы памяти, государственная символика России, Орла, города Мценск.

солдата на Орловской земле)

3 блок: Народные промыслы Орловского края.

4 блок: Флора и фауна родного края.

Актуальность проекта

В любом обществе воспитание гражданина и патриота, ценящего родную землю, ее традиции и национальную культуру, уважающего историю своего города и Родного края, относится к числу приоритетных направлений работы. Понимание того, что Родина человека начинается с места, где родился, придет к ребенку только тогда, когда он поймет, что его край родной – это частица большой Родины. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе и крае.

Гипотеза:

Не следует ждать от детей и взрослых форм проявления любви к родному городу и краю, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории края, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил родной край, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Цели проекта:

Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города и края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Задачи проекта:

Дидактические задачи:

Дать знания детям о родном городе: истории и культуре, символике, достопримечательностях, промышленных объектах.

Дать знания о подвиге советского солдата в годы ВОВ на Орловщине.

Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.

Расширить знания детей о флоре и фауне, животном мире Орловского края.

Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

Познакомить с народными промыслами Родного края.

Познакомить с культурой и традициями Орловского края.

Приобщать детей к истокам народной культуры: фольклору, песням, танцам

Для педагога методического содержания:

Вести поиск эффективных форм и методов нравственно- патриотического воспитания дошкольников через ознакомление с историей, культурой и природой родного края.

Пополнить предметно-пространственную развивающую среду, направленную на обогащение представлений детей о родном городе и крае.

Обеспечение единства работы ДОУ и семьи по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников.

Разработать перспективные планы по ознакомлению с родным городом и краем.

Организовать мониторинг педагогического процесса по ознакомлению детей с родным городом и краем.

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

Рассказать о прошлом и настоящем своего города и области.

Познакомить с достопримечательностями, обычаями и традициями родного края и города.

Познакомить с народными промыслами Родного края.

● Приобщать к истокам народной культуры: фольклору, песням, танцам.

Вовлекать родителей в активную жизнь сада и группы

Прогнозируемый результат.

Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и родного края его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.

Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.

Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.

Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по всем разделам предложенных тем.

Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Мценска и орловской Области, поможет сформировать заботливое отношение к родному краю.

Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

Этапы проведения и реализации проекта:

Изучение интереса детей и родителей для определения целей проекта.

Сбор и анализ этнографической литературы для взрослых и детей.

Обращение к специалистам и педагогам ДОУ.

Составление тематическое планирования по блокам

II. Организационно-практический

Разучивание стихов песен о городе и родном крае.

Разучивание народных танцев Орловщины.

На третьем результативном этапе были поставлены следующие задачи:

Обобщение результатов работы.

Обработка данных, анализ всех результатов.

IV. Контрольно-рефлексивный

Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”

В Мини - музее были представлены экспонаты: гимн и герб города Мценск, ручники (полотенца ) с вышивкой сделанной по технике "Орловский Спис", Мценские кружева и необходимые для плетения кружева инструментов: валик, коклюшки, образцы различных плетений), глиняныме игрушки-свистульки Чернышенская и Плешковская. А также предметы с росписью в технике гжель, хохлома.

В группе был открыт ещё один музей "Тряпичные обрядовые куклы Орловской губернии". В нем дети знакомились с игровыми обрядовыми куклами, оберегами и неигровыми обрядовыми куклами.

Развивающая среда группы

- Педагогом подобрана литература для чтения детям : "Сказки Орловской Губернии" , "Пословищы и поговорки Мценского края".

- Демонстрационный и дидактический материал.

Познавательная и речевая деятельность:

1. Провели цикл познавательных занятий, на темы:

Речевая деятельность:

Дети подготовили стихотворения посвященные героям танкистам, летчикам, артиллеристам, пехоте.

С детьми была проведена Экскурсия в музей города Мценск

Опытные экскурсоводы познакомили детей с историей создания города, народными промыслами и традициями , бытом людей Орловщины.

В гости к детям пришла мастерица из "Школы кружевниц". Она познакомила детей со своими работами. Познакомила с предметами, необходимыми ей для работы: валик, коклюшки, нити разного цвета и длины. Показала основу своей работы - разные виды плетения (петли)

Художественно-эстетическая деятельность (продуктивная):

Взаимодействие с музыкальным руководителем.

На музыкальных занятиях:

- Разучивали песни о городе и родном крае.

Взаимодействие с психологом

Задачи: 1. Познакомить с историей возникновения кукол. Активизировать познавательную деятельность детей;
2. Вызвать интерес к русской народной кукле. Развивать творческую фантазию и воображение, мелкую моторику рук; вызывать радостные эмоции, восхищение от соприкосновения с куклой;

3. Воспитывать аккуратность, усидчивость, настойчивость в достижении цели, уважительное отношение друг к другу, к русской культуре. Воспитывать гордость за свою малую родину, за родной город, в котором живут удивительные люди; формировать бережное отношение к предметам чужого труда, игрушкам.

Взаимодействие с тифлопедагогом

На коррекционном занятии по подгруппам Захарова В.В. предложила детям обвести по точкам рисунок мценского кружева, с целью закрепить представление о народных промыслах нашего города, развивать прослеживающую функцию глаза, координированную работу руки и глаза, зрительное внимание и мелкую моторику.

Работа с родителями.

Мама Ирина Александровна подготовила детям интересный рассказ о происхождении на Орловщине обрядовых тряпичных кукол и как они использовались людьми и их детьми,

- провела с детьми мастер класс по изготовлению тряпичной обрядовой куклы.

Совместная деятельность детей и родителей

Мама Даши Рогожиной принесла в мини-музей прялку. Она рассказала об устройстве прялки и основном её назначении. Показала, как в старину пряли пряжу.

Бабушка Кирилла Борисова принесла полотенце , которое вышивала еще её бабушка техникой СПИС. Рассказала для чего в семье хранили и берегли эти полотенца.

- В течении года с родителями проводилось анкетирование по теме проекта.

Итоговое мероприятие

Результативность

1. У детей появился устойчивый интерес к изучению культуры и истории родного города и края;

2. Сформировался необходимый минимум исторический знаний , чувство национального достоинства.

3. Появились знания о культуре и исторических событиях города, его значимости в истории Родного края.

4. Расширились знания о традициях , достопримечательностях, памятниках архитектуры нашего города.

5. Расширились знания о народных промыслах Родного края.

6. Возросло желание детей изучать природу, растительный и животный мир, историю, культуру и быт родного края.

Стали более активными, у них появилось желание принимать участие в жизни группы, участвовать в совместных мероприятиях: досугаг, праздниках и развлечениях.

Родители начали проявлять больше интереса к воспитательно-образовательному процессе в группе.

Повысилась заинтересованность к возрождению народной культуре своего города к края.

Приняли активное участие в создании предметно – развивающей среды в группе.

1. Разработали комплексно – тематическое планирование по всем тематическим блокам проекта.

Созданы информационные тексты с наглядным дидактическим материалом.

Презентация проекта на педагогическом совете ДОУ.

Разработали и провели развлечение.

Необходимые условия реализации проекта:

интерес детей и родителей;

методические разработки,

интеграция со специалистами детского сада.

Предложения по возможному распространению проекта:

Проект можно использовать в любой старшей группе детского сада. В ходе работы по проекту мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Мы очень надеемся, что проводимая нами работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.

Итоговое мероприятие

Результат проекта

По результатам итоговой диагностики было выявлено:

- 78% дошкольников показали высокий познавательный интерес к истории и культурному наследию родного города, края;

- у 62% детей отмечается высокий уровень знаний истории города, края;

- у 38% детей отмечается средний уровень знаний истории города, края;

- низкого уровня выявлено не было.

у 64 % родителей повысился уровень познавательной активности по теме проекта.

По результатам итоговой диагностики было выявлено

Знают историю возникновения родного города, его достопримечательности.

Имеют представления о памятниках родного края.

Проявление интереса к родному краю находит отражение в детских рисунках, рассказах.

Знают культуру, обычаи и традиции родного края.

Знают праздники и традиции, которые отмечаются в городе и семье.

Могут назвать народные промыслы Орловщины.

Привиты нравственно-патриотические чувства к истории, культуре, природе родного края.

Перспективы в работе

• Разработать комплексно –тематическое планирование по данной теме по всем возрастным группам.

• Скорректировать работу по данной теме с логопедом и тифлопедагогом.

• Рекомендовать родителям ознакомиться с материалом по данной теме, имеющимся в группе.

И постараться дать более полные ответы на вопросы детей о родном городе, ВОВ, о природе, о народных промыслах…

● Поощрять и поддерживать интерес детей и родителей к данной теме.

1.Е.Ю. Александрова и др. -Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий, г.Волгоград: Учитель, 2007.

Читайте также: