Проект педагога психолога в доу страхи
Обновлено: 02.07.2024
Этапы реализации проекта:
1 этап. Подготовительный
Деятельность по созданию проекта, разработка этапов проектирования, подготовка необходимой документации, анализ литературы, постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, выбор материалов.
2 этап. Внедренческий
Диагностическое обследование детей.
Проведение игр упражнений с детьми во время режимных моментов, во время развивающих занятий, 1 раз в неделю.
Рекомендации родителям, по организации и проведению игр и упражнений с детьми в домашних условиях.
Проведение индивидуальных, консультаций для родителей и педагогов по снижению уровня тревожности.
3 этап. Результативный
анализ результатов реализации проекта в ДОУ, корректировка содержания, подведение итогов;
Распространение на НПК, педагогам, психологам.
Измерители:
Тест Теммл –Дорки – Амен
Приложение 1. Перспективный план коррекционных занятий.
Цель: Помочь в преодолении негативных переживаний и снятию страхов.
Снять эмоциональное напряжение.
Развивать способность детей определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям.
Учить детей понимать свои чувства, чувства других людей и рассказывать о них.
Развивать коммуникативные способности детей, эмпатию.
Оборудование: цветные карандаши, листы бумаги, облака (по количеству детей, разрезные картинки, пиктограммы, мешочек, релаксационная музыка.
Ход занятия
Приветствие. Дети здороваются друг с другом ладошками.
Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. Так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – руки вверх, стук –руки вниз т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе.
Тогда повторяем за мной:
По летали, по скакали
По дорожке побежали,
И под дождиком прошли.
Радугу мы увидали,
Руки к солнышку подняли,
И на место мы пришли.
Куда же мы попали?
Посмотрите перед вами разрезные картинки, давайте их соберем. Может они нам что-нибудь подскажут. (дети собирают разрезные картинки).
- Какая эмоция изображена на ваших картинках?
-Как вы думаете, чего они могли испугаться?
-Выберете пиктограмму на которой тоже изображен страх.
-В какую страну мы попали?
Психолог рассказывает сказку : “Жил-был Страх. Все его боялись, и никто не хотел с ним играть. Грустно и скучно стало страху одному, и решил он пойти поискать себе друзей, но никого не нашел, потому что все его боялись и прятались от него. ”.
- А вам бывает страшно?
Рисование. Дети рисуют свой страх. Ответы детей, что нарисовали, чего боятся.
-А теперь давайте порвем свои листочки на мелкие кусочки.
-А теперь возьмите свои листочки и сожмите их в комочки.
-У меня есть волшебный мешочек, в который мы сейчас спрячем наши страхи и оставим их в этой стране, чтобы они нас больше не беспокоили.
Теперь пора возвращаться. А помогут нам в этом облака. Это необычные сказочные разноцветные облака. Выберите себе облако. Возьмите его, лягте удобно на ковер, закройте глазки. Глубоко вдохните и выдохните. Еще раз. И еще раз. вдох, выдох. Представьте, что вы опустились на белое пушистое облако, как будто кто-то соорудил мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спина удобно расположились на этом большом облаке-подушке. Теперь вы отправляетесь в путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Почувствуйте, как ветер овевает ваше лицо. Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Вы проплываете мимо ласкового солнышка, которое касается вас своими теплыми лучами. Оно решило немного поиграть. Солнышко щекочет вам носик, глазки, ротик, ушки. Погрейтесь под его лучами. Почувствуйте, как оно спряталось в ваших волосах. А тем временем облачко понесло вас дальше. Улыбнитесь солнышку на прощание, помашите ему рукой. Медленно откройте глазки, потянитесь, оглянитесь. Ну, вот мы и прилетели. Давайте сойдем с облака и поблагодарим его за то, что оно так хорошо нас прокатило. Еще раз потянитесь, выпрямитесь и снова почувствуйте себя бодрыми.
- Вам понравилось наше путешествие?
- В какой стране мы сегодня побывали?
Совместное занятие педагога-психолога и учителя-логопеда в темной сенсорной комнате Как все мы знаем оборудование темной сенсорной комнаты многофункционально, с ним могут работать специалисты самого разного профиля: врачи,.
Проект направлен на создание здоровьесберегающих условий в ДОУ, обеспечение эмоционального благополучия детей и гармонизацию детско-родительских отношений.
Предложенный проект способствует решению проблем в эмоциональном развитии дошкольников посредством организации совместной деятельности педагогов, воспитанников и их родителей. Также содействует гармонизации семейных взаимоотношений через привлечение родителей к совместной деятельности и психолого-педагогическое просвещение их в вопросах воспитания и развития детей.
Проект адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений.
Паспорт проекта
Наименование проекта
Тип проекта
По доминирующему виду деятельности - творческий, по продолжительности – краткосрочный
Проблема
Наличие большого числа дошкольников, имеющих проблемы в эмоциональном развитии
Цель
Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста
Задачи
1. Учить понимать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние своего собеседника детей и родителей.
2. Расширять и закреплять социально-приемлемые способы выражения эмоций (словесные, физические, творческие) у воспитанников.
3. Развивать у дошкольников эмпатию (способность к сопереживанию).
4. Знакомить и обучать навыкам релаксации и саморегуляции детей старшего возраста и их родителей.
5. Формировать у воспитанников умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать.
6. Изготовить с педагогами ДОУ и родителями оборудование, стенды, панно, способствующие эмоциональному развитию детей.
Участники проекта
Дети старших групп, их родители
Сроки и этапы реализации проекта
I этап (подготовительный) - сентябрь-октябрь 2011 г.
- разработка положения о проектной деятельности
- оценка исходного состояния проблемы через определение особенностей личностного и эмоционального благополучия детей и анализ семейных отношений с помощью опроса и анкетирования родителей;
- подбор наглядно-информационного сопровождения и необходимого оборудования для занятий.
II этап (основной)- октябрь 2011г. -май 2012 г .
- реализация задач, заложенных в проекте (работа по перспективному плану);
- укрепление и развитие материально-технической базы;
- обеспечение промежуточного анализа и оценка эффективности его деятельности.
III этап (заключительный)- май-июнь 2012 г.
- оценка эффективности реализации проекта (повторная диагностика воспитанников, опрос родителей);
- демонстрация полученных результатов (организация заключительного мероприятия);
- анализ перспектив дальнейшего развития проекта.
Исполнители проекта и основных мероприятий
- администрация МБДОУ №67;
- воспитатели старших групп МБДОУ №67;
- специалисты МБДОУ №67 (педагог-психолог,
учитель – логопед, педагог дополнительного образования, инструктор по физической культуре, музыкальные руководители, учитель-дефектолог, медицинский персонал);
- родители воспитанников старших групп МБДОУ №67.
Ресурсное обеспечение проекта
- наличие педагогических кадров имеющих квалификационную категорию (56%),
- наличие квалифицированного медицинского персонала.
- наличие оборудованных помещений:
спортивного зала, музыкального зала, изо-студии, бассейна;
- наличие аудио- и видео- картотеки.
- наличие нормативно-правовой базы,
- наличие диагностического инструментария,
- наличие демонстрационного материала,
- наличие образовательной программы ДОУ,
- учебно-методической литературы по образовательным программам,
- наличие методической литературы по здоровьесбережению дошкольников.
Ожидаемые результаты
- улучшение эмоционального состояния дошкольников,
- развитие коммуникативных навыков детей старших групп,
- гармонизация детско-родительских отношений,
- обновление содержания воспитательно-образовательной работы с детьми, педагогами, родителями.
Критерии оценки результатов
- снижение уровня тревожности воспитанников;
- повышение статуса детей в группе;
Дальнейшее развитие проекта
Актуальность проекта
Учитывая вышеизложенное, работа по развитию и оптимизации эмоциональной сферы дошкольников представляется нам чрезвычайно актуальной.
Условия и возможности реализации проекта в ДОУ представлены ниже в SWOT-анализе.
SWOT-анализ исходного состояния проблемы
Педагогический проект "Психологическая готовность детей к школе"
Проект включает в себя создание модели взаимодействия педагога-психолога с родителями, учителями начальных классов, педагогами подготовительной группы в подготовке детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению формирование навыков взаимодействия, само регуляции, самооценки и самоконтроля.
Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути,то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.
Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.
Новые задачи профессиональной деятельности педагога-психолога – это использование современных образовательных технологий, включая информационные, при проведении диагностической, психокоррекционной, реабилитационной, консультативной работы, а также цифровых образовательных ресурсов и т.д.
Использование инновационного проекта педагога-психолога в образовательной деятельности способствует достижению этой цели за счет развития у ребенка коммуникативных, интеллектуальных навыков, обеспечивает психологический комфорт и развитие эмоционально-волевой сферы ребенка.
Цель проекта – сформировать у детей умение различать эмоции в зависимости от разных ситуаций.
- Расширить представления о эмоциях и их разнообразии.
- Развивать умение осознанно воспринимать свои собственные эмоции и переживания
- Учить передавать эмоциональные состояния с помощью различных выразительных средств.
- Способствовать формированию исследовательской деятельности.
- Развивать навыки эмоционального общения друг с другом.
- Развивать творческие способности, воображение.
- Обобщение полученных знаний и умений.
- Дети старшего дошкольного возраста – 10 чел.
- Педагоги-воспитатели, муз. работник, преподаватель ИЗО.
- Родители.
Сроки реализации – краткосрочный проект, 1 неделя.
Оборудование – компьютер, муз. инструменты, изображения с разнообразными эмоциями, мультфильмы, худ.литература – сказки, материалы для рисования.
- Подбор иллюстрации;
- Выставка работ;
- Рисование эмоции;
- Делаем коллаж;
- Игры сюжетно-ролевые;
- Презентации;
- Просмотр мультфильмов;
- Прослушивание музыки.
Этапы реализации проекта
1 этап. Организационно-подготовительный этап | |||
1 | Подбор методической литературы по заявленной теме, создание “Банка идей”. | ||
2 | Теоретический анализ состояния проблемы в научно-методической литературе. | ||
3 | Подбор методик для диагностики социального интеллекта у детей. | ||
4 | Диагностирование детей. | ||
2 этап. Практический этап | |||
1 | Использование игровых комплексов для определения эмоций. | Психолог | |
2 | Работа с детьми по развитию эмоций через сказки, мультфильмы, музыку, рисование. | Специалисты ДОУ | |
3 | Консультации и индивидуальные беседы для родителей (по запросу) | Психолог | |
3 этап. Заключительный этап | |||
1 | Анализ достижения целей и полученных результатов | ||
2 | Провести диагностику на конец учебного проекта | ||
3 | Проведение выставки детских работ | ||
4 | Проведение консультации по выбранной теме | ||
5 | Проведение итогового мероприятия |
Диагностика:
Диагностика развития социального интеллекта (Я.И.Михайлова)
- Субтест 1 “Истории с завершениями”
- Субтест 2 “Группы экспрессии”
На протяжении всего проекта в ДОУ, каждый день были проведены определенные игры, упражнения, и т.д.
День 1. Мир эмоций.
День 2. Мир эмоций в детских мультфильмах.
День 3. Мир эмоций в музыке
День 4. Эмоции в повседневной жизни.
День 5. Эмоции в рисовании.
Эмоции играют в жизни детей большую роль. Проблему эмоционального развития осветили многие учёные (Рогов Е.И., Скрипкина Т.П., Запорожец А.В., Гамезо М.В., Додонов Б.И. и другие), и их работы позволили осветить тему эмоции и чувства в дошкольном возрасте более доступно.
Работая над развитием эмоции - проигрывая, проговаривая, проживая их - позволяет дать ребенку большую возможность, определить свое состояние и уметь его передать. Когда ребенок осваивает этот процесс, точно так же как и процесс ходьбы, то ему проще взаимодействовать со взрослыми. Поэтому данный проект реализуется именно в старшей группе (5-6 лет). Именно в этом возрасте мы обогащаем словарь детей разнообразными эмоциональными состояниями. Так как при переходе в подготовительную группу (6-7 лет) детям необходимо оперировать этими знаниями и уметь их применять. На занятиях при подготовке к школе мы проговаривем свое эмоциональное состояние, таким образом возвращаемся к ранее полученным знаниям и умениям.
Л.С.Выготский считал, что “эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются “центральным звеном” психической жизни человека , и прежде всего ребёнка”. Его последователи, основываясь на теоретических изысканиях, развивают идею о взаимосвязи всех компонентов человеческой психики, в частности эмоционального и интеллектуального. Этот факт является основополагающим в организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Читайте также: