Проект науки об обществе о конта кратко

Обновлено: 05.07.2024

Конт Огюст (1798–1857) – французский философ и социолог, один из основоположников позитивизма и социологии. Он родился 19 января 1798 года в южном городе Монпелье во Франции в католической семье. Его отец работал сборщиком податей.
В лицее Огюст особенно хорошо успевал в математике. Многие преподаватели и студенты тогда отмечали выдающиеся умственные способности Конта.

Через некоторое время Огюст познакомился с философом и социологом Сен-Симоном. Несколько лет он был учеником и сотрудником философа.

Сен-Симон считал, что Конт принимает во внимание исключительно научную точку зрения (аристотелевскую), а религиозная часть системы остается неохваченной.

Под конец жизни Конт все же пришел к некоторым религиозным и сентиментальным взглядам, которые во многом были схожи с идеями Сен-Симона и его последователей.

Для французского философа центром его курса должна быть демонстрация того, что необходима наука, в центре внимания которой находится общество. Он также хотел показать, что разные науки - разные грани единого. По его убеждениям наука не должна рассматриваться как элемент философии в целом, а, скорее, сама является объектом.

Любой объект, по мнению Конта, можно изучать с двух точек зрения: статической и динамической. Это справедливо и для изучения социальной системы. Поэтому в его учении социология делится на две части: социальную статику и социальную динамику. Эти две дисциплины соответствуют двум частям главного девиза доктрины Конта - "порядок и прогресс".

  • теологическая (законы природы объясняются вмешательством сверхъестественных сил);
  • метафизическая (вместо сверхъестественных сил вводятся абстрактные фундаментальные принципы);
  • позитивная (только эмпирическое познание может дать достоверное знание, объяснить и систематизировать законы природы).
  • доказательность (то есть, каждый тезис должен быть обоснован реальными фактами);
  • нейтральность (наука не должна продвигать идеи и ценности);
  • свобода от индивидуальных предпочтений (она не должна обслуживать чьи-либо интересы).
  • социальная статистика
  • социальная динамика

Политико-правовое учение Огюста Конта.

Представления французского мыслителя О. Конта о государстве, политике и праве можно понять лишь в контексте его позитивистского учения об обществе, которое выступает доктринальной основой его политико-правового учения. Учение о развитии общества и всех его социальных и политических институтов было сформулировано Контом в четырехтомной работе "Система позитивной политики, или Социологический трактат об основах религии человечества"

По аналогии с физикой Конт рассматривал общество в терминах порядка и прогресса. Порядок понимался им как симметричность и уравновешенность групп и членов общества, объединенных общими идеями и целями.

Прогресс, по Конту, выражался в использовании знаний о законах развития и функционирования общества для решения назревших проблем, достижения "всеобщего согласия" разнородных интересов групп, индивидов и оптимизации отношений между ними.

Государство является гарантом общественного порядка и солидарности, выразителем "общественного духа". Оно изменяется вместе с развитием общества.

Основной задачей позитивной философии Конт считал преобразование общества, в ходе которого утвердится социократия: на основе социальной солидарности капиталистов и пролетариев, а мелкая буржуазия должна исчезнуть. Управление в таком обществе должно быть светским и духовным.

Взаимодействие этих четырех сил должно обеспечить порядок и прогресс, нравственное совершенствование общества и улучшение внешних условий его жизни через развитие науки и промышленности.

В социократии отпадет необходимость в праве, в делении людей на правителей и подданных.

  • носители концентрированной силы — патрициат (банкиры, купцы, фабриканты, землевладельцы). Патрициат обеспечивает последовательность развития, осуществляет финансовое и экономическое управление.
  • священники-позитивисты; в их ведении — образование, воспитание, исправление преступников.
  • рассеянная сила — пролетариат; осуществляет переход к промышленному строю.
  • женщины — олицетворение нравственности, воплощение чувства.

1) реальное в противовес химерическому;

2) полезное в противовес негодному;

3) достоверное в противовес сомнительному;

4) точное в противовес смутному;

5) организующее в противовес разрушительному.

Конт стремился разработать рациональный подход к изучению общества, основанный на наблюдении и эксперименте. По мнению Конта, такой подход, часто называемый позитивизмом, обеспечит практическую основу для нового, более устойчивого социального порядка.

Конт выступает против всего негативного, разрушительного или критического. Он противопоставляет духу отрицания теории и реальности, порожденному революцией (которая, однако, разрушила то, что стоило разрушить), творческий, позитивный дух. Категория "позитивного" становится наиболее общей и важной в его мировоззрении, так что "позитивизм" и другие слова, производные от "позитивного", становятся основными терминами для доктрины Конта.

Термины и подходы философа.

Социальная динамика — теория исторического социального развития, базирующаяся на вере в прогресс умственного развития человечества и признании закономерного прохождения стадий его развития; изучает законы развития общества — законы прогресса, смены эволюционных стадий.

Позитивное — достоверное, точное, полезное.

Идеологическое – не поддающееся оценке знание, в основе которого лежит интерес, цель или идея.

Семья - это основной элемент, из которого и по образцу которого строится общество.

Большой вклад в науку сделал французский философ Огюст Конт. Изучив его биографию, этапы творчества и основные учения. Независимо от того, как оценивать соотношение между различными периодами и частями контовского учения, несомненно, что в нем переплетались и проникали друг в друга научные и вненаучные элементы.

Творчество Конта вошло в классику мировой социологии. Его не без основания называют создателем социологии как самостоятельной науки.

Благодаря Конту появилась новая социальная наука, которая в последствии обрела собственный предмет изучения - общество и суверенный язык. Первоначально она называется "социальной физикой", "социальной физиологией", а затем "социологией" – наукой, которая радикально изменила ход тысячелетнего развития социальной философии.

Конт верил в позитивную науку как главный фактор общественного прогресса. Он сравнивал общество с биологическим организмом, развитие которого определяется формами мышления, который имеет законы жизни и зависит от них.

Социология – это одна из общественных наук, изучающая целостное общество и составляющие его системы, закономерности его развития и функционирования, социальные институты, отношения и общности.

Конт предполагал, что социология должна венчать все науки, как естественные, так и науки о человеке. Но это невозможно осуществить. Он считал, что социология делится на два раздела:

  1. социальная статика;
  2. социальная динамика.

Социальная статика должна заниматься изучением процесса социальных изменений. Основной фактор развития общества – человеческий разум в своем развитии, а три ступени развития общества – это три ступени в развитии разума:

  1. теологическая;
  2. метафизическая;
  3. позитивная.

Теологическая ступень еще не имеет объяснений происходящих в мире явлений и использует фантастические образы. На данной стадии религия господствует над разумом. Метафизическая ступень отражает развитие философии – человек объясняет мир через сложные абстрактные теоретические образы. Позитивная ступень отражает переход разума человека к истинному, то есть научному типу познания окружающей действительности.

Основные положения позитивистской социологии Конта

Конт считал, что посредством науки может познать любой скрытый закон, управляющий любым обществом. Такой подход он называл сначала социальной физикой, а позже дал название – социология, то есть наука об обществе. Конт стремился к выработке рационального подхода к изучению общества, основой которого были бы наблюдение и эксперимент. По Конту такой подход, часто называемый позитивистским, должен обеспечить практическую основу для нового, более устойчивого общественного порядка.

Готовые работы на аналогичную тему

  • реальное, противопоставляемое химеричскому;
  • полезное, противопоставляемое негодному;
  • достоверное, противопоставляемое сомнительному;
  • точное, противопоставляемое смутному;
  • организующее, противопоставляемое разрушительному.

К этим категориям Конт добавил несколько черт позитивного мышления, как тенденции везде и во всем заменять абсолютное на относительное, его непосредственно социальный характер, а также тесную связь со всеобщим здравым смыслом.

В системе взглядов Конта место позитивного мышления может быть понято только в тесной связи с его знаменитым законом трех стадий, или трех состояний, который он называл главным своим открытий.

В соответствии с этим, индивидуальный человек, человечество и общество в своем развитии неизбежно и последовательно проходят обозначенные три ступени:

  1. На теологической стадии, называемой также фиктивной, человеческий разум стремится найти начальные или конечные причины всех явлений, стремится постичь абсолютное знание. В свою очередь, теологическое мышление проходит свои три стадии развития: фетишизм, политеизм и монотеизм. Данная стадия была необходима в свое время, так как она обеспечила предварительное становление социальности людей и рост умственных сил. Но стремление теологии проникнуть в предначертания Провидения – безрассудство, схожее с предположением, касающемся того, что низшие животные обладают способностью предвидеть желания человека или иных высших животных.
  2. Метафизическая, или абстрактная стадия человеческого мышления характеризует попытки объяснения внутренней природы явлений, их начала и предназначения, главного способа их образования. Но, в отличие от теологии, метафизика стремится объяснить явление не через сверхъестественные факторы, а через сущности, то есть абстракции. На данной стадии очень велика спекулятивная, умозрительная часть, в связи с упорным стремлением аргументировать, а не наблюдать. Метафизический тип мышления составляет, как и теологический тип, неизбежную стадию, являясь по природе своей критическим, разрушительным. Его черты в существенной степени сохранились и в современном мире.
  3. Позитивистская, или реальная, или научная стадия, в качестве основного своего признака содержит то, что в ней работает закон постоянного подчинения воображаемого наблюдаемому. На данной стадии ум отказывается воспринимать недоступное определение конечных причин и сущностей и вместо этого обращается к простейшему исследования законов, то есть, исследуются постоянные отношения, существующие между наблюдаемыми явлениями.

Позитивное мышление, которое характеризуется всеми названными выше признаками, далеко от эмпиризма и мистицизма. В соответствии с законом трех стадий, все науки и любое общество неизбежно завершит свою эволюцию позитивной стадией. Именно третья стадия характеризуется формированием истинной, то есть позитивной наукой, цель которой – познать не факты, которые для науки составляют только необходимый сырой материал, а законы. Существование неизменных естественных законов – обязательное условие существования науки. Познание законов с целью развития рационального предвидения – ее предназначение.

5. Социологические воззрения Г. Спенсера (1820-1903). Герберт Спенсер, основоположник и наиболее видный представитель биологического направле-ния, стремился развить социологию как естественную науку. По его мнению, в природе, а значит и в обществе, господствует всеобщий закон эволюции - закон сохранения энергии, ко-торая в своем движении меняет формы. В концепции Спенсера общество трактуется как организм, для которого характерны следующие особенности:
1) социальный организм на протя-жении большей части своей истории растет, развивается, изменяется;
2) по мере роста общества структура его усложняется;
3) усложнение структуры сопровождается дифференциацией функций.
· Специфика английской социологии заключается в индивидуализме: общество - совокуп-ность индивидов и только понимание природы индивида дает ключ к пониманию социального целого.
· Спенсер проводит различие между биологическим организмом и обществом: в живом орга-низме элементы существуют ради целого, а в обществе наоборот.
· Спенсер устанавливает закономерность в эволюции общества, а именно: процесс соци-альных изменений совершается по естественным законам независимо от желания людей.

7. Немецкая социологическая школа: М. Вебер (1846-1920).
Макс Вебер - представитель антипозитивистской теории. Он разделял взгляды некоторых пси-хологов (представителей индивидуально-психологических теорий - псих. теории стремятся общественные явления и их развитие объяснить психическими факторами, действием сознания, т.е. психическими отношениями между индивидами). Макс Вебер - основоположник понимающей социологии. Определяя сущность социального явления, он исходил из индивидуального созна-ния и подчеркивал, что в качестве социального явления выступает не всякое поведение индивида, но лишь такое, которое имеет внутреннее значение для поступающего определенным образом и которое ориентировано на поведение другого индивида. И, определяя таким образом социальное явление как индивидуальное действие, связанное с поведением другого индивида, М. Вебер считает, что важнейшей задачей социологии является понимание значения мотивов, ведущих к определенному поведению. Поэтому, согласно Веберу, общественные науки должны не только исследовать причинные связи между явлениями, но и понимать эти явления.
Типология социальных действий:
1) целе-рациональный тип;
2) ценностно-рациональный тип;
3) аффективный тип;
4) традиционный (первичный) тип.

Основателем позитивизма был французский мыслитель Огюст КОНТ. Основная идея позитивизма состояла в том, что эра метафизики окончилась, началась эра положительного знания, эра позитивной философии. Поскольку наука опирается на законы и стремится к их открытию, то и Конт попытался обосновать свое учение несколькими сформулированными им законами.

Каждой из этих стадий соответствовали определенные формы экономической и политической организации общества.

Теологическая стадия связана с господством в обществе религии. На этой стадии все явления природы и общественной жизни объясняются с позиций какого-либо религиозного учения. Этой стадии соответствовало средневековое феодальное общество.

Метафизическая стадия характеризуется преобладанием абстрактных философских теорий, не основанных на данных опыта. По мнению Конта, во Франции этой стадии соответствовала эпоха просвещения (18 век). В этот период подрыв традиционных религиозных верований приводит к усилению нестабильности в социальной и политической жизни, что нашло выражение в революции 1789 года.

Наконец, на рубеже 18–19 веков наступает новая позитивная стадия. В этот период возрастает роль научного знания и широкое использование достижений науки способствует формированию индустриального общества.

Он предложил свою классификацию наук. Во-первых, он разделил все науки на абстрактные и конкретные. Абстрактные науки должны были раскрывать законы определенной сферы явлений, а конкретные должны были находить для этих законов какое-либо практическое применение. Например, Конт рассматривал биологию как абстрактную науку, а медицину как конкретную.

Конт формулирует Энциклопедический закон, выражающийся в классификации наук. Он предлагает принцип разделения наук в зависимости от их предмета, от характера их содержания. Если опустить детали, то основная классификация, предлагаемая Контом, будет выглядеть так:

С точки зрения Конта социология— аб страктная теоретическая дисциплина, которая должна была раскрывать законы общественной жизни. В структуре социологии он выделял социальную статику и социальную динамику. Социальная статика должна была рассматривать общество в относительно устойчивом неизменном состоянии. Социальная динамика должна была выявлять закономерности происходящих в обществе изменений.

Книги по микроэкономике

Книги по бюджетированию (34)

Финансовый анализ (8)

Книги по финансовому менеджменту (52)

Книги по управлению предприятием (63)

Книги по управлению персоналом (41)
Книги по экономике

Книги по экономической теории (26)

Книги по финансовому менеджменту (10)

ИТ и коммерция (6)

Книги по менеджменту (66)

Банк, страхование (2)

Книги по рынку Форекс (20)

Книги по финансам и кредиту (10)

Книги по бухгалтерскому учету и аудиту (6)

Книги по истории экономики (3)

Книги по маркетингу, рекламе и PR (7)

Экономика России (8)

Экономика и менеджмент некоммерческих организаций

Экономика и менеджмент некоммерческих организаций Учебник "Экономика и менеджмент некоммерческих организаций" посвящен актуальной тематике, которой уделяют все большее внимание в России. Развитие некоммерческих организаций в стране делает необходимым изучение особенностей их функционирования. В учебнике представлены различные аспекты экономики и менеджмента некоммерческих организаций. Большое внимание уделяется государственной и налоговой политике в отношении некоммерческих организаций. Кроме того, дается характеристика ресурсов некоммерческих организаций на основе анализа российского и зарубежного опыта. Отдельно рассматривается ценовая политика на услуги некоммерческих организаций. Значительная часть материала посвящена планированию и оценке деятельности некоммерческих организаций. Учебник представляет большой интерес для студентов гуманитарных вузов, обучающихся по специальности "Государственное и муниципальное управление", "Социальный менеджмент", "Экономика социально-культурной сферы", "Менеджмент в социальной.

Теория и практика организации для психологов и экономистов

Теория и практика организации для психологов и экономистов Автор этого учебника консультирует многие компании по всему миру и ряд правительственных организаций. Работы профессора Дафта по теории организаций - одни из самых авторитетных в этой области в США. Перед вами одна из таких работ. Этот учебник включает в себя фундаментальные знания об организациях: их структуре, эффективности, об окружающей среде, инновациях и изменениях, размере и жизненном цикле организации, технологии, корпоративной культуре, принятии решений, власти и политике. Задача этого учебника - кратко и точно описать идеи и понятия, лежащие в основе теории и строения организаций. Книга адресована психологам, экономистам, менеджерам всех уровней, предпринимателям, а также всем, кто желает знать, по каким законами "живет" организация.

Вопросы организации производства в США

Вопросы организации производства в США Москва, 1956 год. Издательство иностранной литературы. Издательский переплет. Сохранность хорошая. Книга представляет собой доклад бригады английских специалистов, командированных в США Британским советом по производительности с целью изучения американского опыта в области организации производства. В книге в сжатой форме освещается организация работы по улучшению методов производства на американских предприятиях. Значительное внимание уделяется таким вопросам, как межзаводское кооперирование, организация экономически рационального проектирования и конструирования, учет издержек производства и финансовый контроль, стандартизация, контроль над качеством, организация внутризаводского транспорта, хронометраж, поощрительные системы оплаты, структура и функции специальных отделов по организации производства, функции и система обучения инженеров-специалистов по организации производства и т. д.

Функции руководителя. Власть, стимулы и ценности в организации

Функции руководителя. Власть, стимулы и ценности в организации Книга Честера Барнарда 70 лет остается актуальной классикой менеджмента. В книге осмысляется сорокалетний управленческий опыт автора, закончившего карьеру руководителем крупной корпорации. Барнард впервые ввел понятия формальной и неформальной организации, разработал теорию власти в организации, утверждая, что власть руководителя реальна лишь в той степени, в какой ее готовы признать подчиненные. Представив организацию как сложную системы сотрудничества людей, движимых индивидуальными мотивами, он предложил теорию стимулов, подчеркнув важность не только материального поощрения, но и убеждения. Опередив время на 30 лет, автор размышляет о корпоративной культуре и системе ценностей организации. Книга остается одной из немногих сбалансированных всесторонних описаний процесса управления организацией как единым целым. Именно из этой книги выросли многие разделы современной теории управления.

Функции руководителя. Власть, стимулы и ценности в организации

Функции руководителя. Власть, стимулы и ценности в организации Книга Честера Барнарда 70 лет остается актуальной классикой менеджмента. В книге осмысляется сорокалетний управленческий опыт автора, закончившего карьеру руководителем крупной корпорации. Барнард впервые ввел понятия формальной и неформальной организации, разработал теорию власти в организации, утверждая, что власть руководителя реальна лишь в той степени, в какой ее готовы признать подчиненные. Представив организацию как сложную системы сотрудничества людей, движимых индивидуальными мотивами, он предложил теорию стимулов, подчеркнув важность не только материального поощрения, но и убеждения. Опередив время на 30 лет, автор размышляет о корпоративной культуре и системе ценностей организации. Книга остается одной из немногих сбалансированных всесторонних описаний процесса управления организацией как единым целым. Именно из этой книги выросли многие разделы современной теории управления.

Анализ в управлении финансовым состоянием коммерческой организации

Анализ в управлении финансовым состоянием коммерческой организации Рассматривается проблема совершенствования методологии анализа в системе управления финансовым состоянием коммерческой организации в современных условиях. В первой главе излагаются теоретические основы анализа в управлении финансовым состоянием коммерческой организации; во второй и третьей - методологические, методические и прикладные аспекты анализа финансового состояния коммерческой организации; в четвертой - возможности использования результатов анализа финансового состояния в обосновании программ финансового оздоровления организаций. Для научных и практических работников, занимающихся вопросами анализа финансового состояния коммерческих организаций, преподавателей, аспирантов и студентов вузов.

Индустрия туризма: менеджмент организации

Индустрия туризма: менеджмент организации Рассматриваются экономические вопросы развития мирового и российского туристских рынков, роль государства в управлении индустрией туризма, концепция маркетинга и пути формирования конкурентной стратегии туристской организации. Анализируется влияние глобализации на появление новых организационных форм управления в индустрии туризма. Даются рекомендации по использованию преимуществ стратегических альянсов и брэндинга для совершенствования деятельности организаций индустрии туризма. Для научных работников, а также студентов и аспирантов, обучающихся по специальности 061100 `Менеджмент организации`, преподавателей вузов и специалистов организаций индустрии туризма.

Экономическая социология. Новые подходы к институциональному и сетевому анализу

Экономическая социология. Новые подходы к институциональному и сетевому анализу Книга знакомит с работами ведущих современных авторов, представляющих направления нового институционализма и сетевого подхода в экономической социологии. Основная часть книги состоит из переводных оригинальных текстов. Книга предназначена для студентов старших курсов, аспирантов, преподавателей и исследователей в области социальных и экономических наук.

Социология маркетинга

Социология маркетинга Учебное пособие предназначено для студентов вузов, изучающих курс "Социология маркетинга", а также другие дисциплины маркетингового и социологического содержания: "Маркетинг", "Социология управления", "Социальные технологии", "Социальный маркетинг", "Маркетинговые исследования", "Управление взаимоотношениями с потребителями", "Конкретные методы социологических исследований", "Прикладная социология" и др. Рассматривается применение конкретных методов социологических исследований в маркетинговых целях, потенциал социологического знания для управления отношениями с потребителями. Формируются комплексные представления о роли маркетинга в развитии современного общества, о возможностях использования маркетингового инструментария в теории и практике социального управления. Учебное пособие представляет широкий круг вопросов, изучение которых необходимо для формирования профессиональных компетенции маркетологов, социологов, занятых в маркетинговой деятельности, специалистов в.

Эмпирическая социология в России и Восточной Европе

Эмпирическая социология в России и Восточной Европе Данное учебное пособие посвящено истории развития эмпирической социологии в России и странах Восточной Европы с XIX в. по настоящее время. Развитие эмпирической социологии рассматривается в контексте социально-политических изменений в этих странах. Представляются и анализируются социологические исследования, проведенные как всемирно признанными российскими учеными - М.М.Ковалевским, П.А.Сорокиным, А.В.Чаяновым, С.Г.Струмилиным, так и сегодня малоизвестными, но осуществившими в свое время первоклассные исследования - Е.И.Анучиным, И.А.Гурвичем, Д.П.Журавским, С.Н.Прокоповичем и др. Эмпирическую социологию стран Восточной Европы представляют работы Ф.Знанецкого, Т.Масарика, П.Махонина, Ф.Эрдеи и других крупных социологов. Учебное пособие включает курс лекций и хрестоматию, в которой представлена часть анализируемых текстов. Для студентов и аспирантов, преподавателей и специалистов в области социологии и других наук о человеке и обществе, для всех интересующихся европейской.

Читайте также: