Проект на патриотическую тему в детском саду во второй младшей группе

Обновлено: 07.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию

Пояснительная записка :

С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.

Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям.

Актуальность: Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого формируется индивидуально. Одним из ведущих факторов формирования патриотического сознания детей является воспитание любви к самому близкому окружению ребёнка – семье, дому, детскому саду и своему посёлку, своей Родине.

Проблемная ситуация:

Проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и развития детско – родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому, людям, Родине.

Патриотическая направленность проекта: большое внимание уделить воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за её достижения, уверенности в том, что Россия – великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим;

направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей;

направленность на развитие личности ребёнка.

Участники проекта : дети второй младшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы, педагоги ДОУ.

Тип проекта: годовой, групповой, творческий.

Срок проекта: долгосрочный (весь учебный год).

Форма проведения : в повседневной жизни и различных видах деятельности.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, её достижения;

Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу;

Цель проекта: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, формирование уважительного отношения и понимание значимости близких людей в жизни ребёнка, семьи.

воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за её достижения;

развивать эмоциональную отзывчивость, чувство гордости за семью, свою Родину;

формировать у детей представление о семье;

воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, формировать умение проявлять заботу о родных людях;

формировать у детей положительное отношение к детскому саду;

формировать опыт правильной оценки хороших и плохих поступков;

учить жить дружно, помогать друг другу;

развивать игровые, познавательные, речевые способности детей;

способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту Родного края.

Этапы работы над проектом:

I этап - подготовительный (накопление знаний).

II этап – совместная деятельность детей, родителей, педагогов.

III этап – заключительный (результат).

Презентация проекта:

Выставка детских работ;

Предварительная работа:

Консультация для родителей с целью знакомства с темой, задачами проекта, содержанием работы.

Чтение художественных произведений о маме, папе, бабушке, дедушке, семье, праздниках.

Подбор иллюстраций и сюжетных картинок по теме проекта.

Подбор стихотворений по теме проекта.

Заучивание стихов, колыбельных, пестушек, потешек.

Знакомство с пословицами, поговорками о членах семьи, о Родине.

Чтение русских и бурятских народных сказок, былин, потешек.

Взаимодействие с родителями:

6. Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.

8. Вовлечение родителей в педагогический процесс, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Ожидаемые результаты проекта:

Дети: Воспитание чувства гордости за свою семью, за свою Родину.

Расширение знаний детей о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Родители: Повышение педагогической культуры родителей. Установление с ними доверительных и партнёрских отношений.

Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию

детей второй младшей группы

Интегрирующая тема периода

Педагогические цели, задачи

1.Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.

3.Изготовление поделок из природного материала.

7. Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду.

8. Пение песен и чтение стихотворений о детском саде.

9.Экскурсии по территории ДОУ.

10. Помощь в уборке листьев на участке ДОУ.

Дать общее представление о детском саде (функции, для чего нужен детский сад).

Развивать элементарные представления о дружеских отношениях.

Знакомить с малыми фольклорными формами (потешки, песенки, загадки и др.).

Воспитывать добрые, теплые отношения между детьми в группе.

Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту Родного края.

Воспитывать любовь и отзывчивость к своим близким, родителям.

Дать представление о семейных обязанностях.

Воспитывать любовь к труду, желание помочь родителям.

Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту Родного края.

1.Рассказы детей о членах своей семьи.

2.Выставка семейных фотографий.

Развивать представление о том, что такое дружба.

Помочь понять некоторые причины возникновения ссоры, учить простым способам выхода из конфликтов.

Способствовать расширению словарного запаса для выражения дружеских чувств.

Воспитывать необходимость соблюдения некоторых норм и правил поведения.

Дать представление о труде взрослых, различных профессиях; воспитывать уважение к людям труда.

Дать представление о семейных обязанностях.

Воспитывать любовь к труду, желание помочь родителям.

Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту Родного края.

5. Беседа о встрече Нового года.

Воспитывать любовь и отзывчивость к своим близким, родителям.

Дать представление о семейных обязанностях.

Воспитывать любовь к труду, желание помочь родителям.

Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту Родного края.

4.Разучивание стихов о дружбе.

5.Участие в интернет - конкурсе

Развивать представление о том, что такое дружба.

Помочь понять некоторые причины возникновения ссоры, учить простым способам выхода из конфликтов.

Способствовать расширению словарного запаса для выражения дружеских чувств.

Воспитывать необходимость соблюдения некоторых норм и правил поведения.

Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту Родного края.

3.Изготовление подарков для ветеранов.

5.Пение песен, заучивание стихов об армии.

10.Пение песен, заучивание стихов об армии.

13. Праздник, посвященный Дню защитника Отечества.

14.Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к Родному краю

Осуществлять патриотическое воспитание.

Знакомить с военными профессиями.

Воспитывать любовь к Родине.

Формировать первичные гендерные представления (воспитывать в мальчиках стремление быть сильным, смелым, стать защитником Родины).

Дать представление о том, что мужчина – это защитник семьи, Родины.

Познакомить с русскими народными героями, защитниками.

Расширить представления детей о трудовых действиях, обязанностях мужчин.

Познакомить с видами российских войск.

Расширить представления детей о собаках, их службе в войсках, значимости.

Знакомить с традициями народов Бурятии во всех видах детской деятельности.

Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту Родного края.

1.Беседа с детьми о своих мамах.

2.Изготовление подарков для мам.

4.Пение песен, чтение стихов о маме.

8.Изготовление поздравительных открыток для мам, бабушек.

11.Пение песен, чтение стихов о маме, бабушке, празднике.

14. Праздник 8 Марта.

Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитывать уважение к воспитателям.

Дать представление о том, какая мама – добрая, нежная, хранительница очага.

Воспитывать уважение к женскому полу, оберегать и защищать мам, сестер, подруг.

Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту Родного края.

2. Использование фольклора при организации всех видов детской деятельности.

4.Рассматривание фотографий, слайдов с различными улицами посёлка.

5.Экскурсия по улицам, прилегающих к детскому саду.

7.Прослушивание песен о Родном крае.

8.Рассматривание фотографий с изображением знаменитых мест в посёлке.

Расширять представления о народной игрушке. Знакомство с народными промыслами. Продолжать знакомить с устным народным творчеством. Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности.

Способствовать запоминанию своего адреса.

Воспитывать любовь, уважение к своей улице, желание облагородить ее.

Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту Родного края.

Расширять представления детей, пополнять словарный запас и активизировать в речи детей новые и знакомые слова.

Воспитывать любовь и отзывчивость к своим близким, родителям.

8.Рассматривание иллюстраций о войне.

9.Изготовление поздравительной открытки к Дню Победы.

10.Беседа о правилах поведения в общественных местах, транспорте, на улице.

Знакомить с достопримечательностями посёлка.

Воспитывать любовь, уважение к посёлку, в котором живешь.

Воспитывать у детей чувство уважения к пожилым и старым людям.

Дать представление детям о военных событиях, значимости праздника.

Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту Родного края.

Список литературы:

1.ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014.

2. Н.Ф. Губанова Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. Издательство Мозаика-Синтез, Москва, 2008 г.

3. О.В. Дыбина. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. Издательство Мозаика-Синтез, Москва, 2008 г.

4. О. А. Соломенникова Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.

5. Н.В. Алешина. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (младшая группа) М., ЦГЛ, 2004.

6.М.Б. Зацепина Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. Издательство Мозаика-Синтез, Москва, 2010 г.

Суть патриотического воспитания в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.

В настоящее время одной из наиболее важных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья человека. В концепции дошкольного воспитания определены задачи формирования человека здорового физически, духовно, богато нравственного, творческого, думающего.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Создание педагогических условий для развития у младших дошкольников ценностного отношения к культуре, истории, традициям своей семьи, родного города, воспитания основ гражданственно-патриотических чувств.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

• Прививать любовь к Родине, родному городу, детскому саду, семье, родным людям.

• Знакомить детей с народными традициями, обычаями.

• Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.

• Формировать у детей проявление сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.

• Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

• планирование реализации проекта.

• подготовительные работы педагога.

II. ОСНОВНОЙ ЭТАП.

• взаимодействие педагога, детей и родителей.

III. ИТОГОВЫЙ ЭТАП.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

• Воспитатель.

• Дети хорошо знают имена родных и работников детского сада, их обязанности.

• В процессе ознакомления с народными традициями, обычаями активизируется словарь, развивается связная речь.

• Ознакомление с народными традициями, обычаями способствует развитию продуктивной деятельности.

• У детей появится интерес к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.

• Родители ознакомлены с влиянием нравственно-патриотического воспитания на развитие ребенка.

ТИП ПРОЕКТА - ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЙ, ТВОРЧЕСКИЙ.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА : КРАТКОСРОЧНЫЙ - одна неделя.

• Беседы с детьми и родителями;

• Консультация для родителей через папки-передвижки.

• Организация тематических центров по проекту;

• Выполнение работ по изобразительной деятельности;

• Чтение, прослушивание и просмотр сказок, мультфильмов.

• Совместная деятельность по конструированию.

ЭТАПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА

I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

• Изучение литературы по теме.

• Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач.

• Консультация для родителей через папки-передвижки.

• Подбор наглядно-дидактических пособий.

• Пополнение книжного уголка.

II. ОСНОВНОЙ ЭТАП:

РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЦЕЛЬ

Работа с родителями:

Продолжать формировать элементарные математические представления.

Аппликация Открытка в подарок папе Воспитывать интерес к занятию, трудолюбие, аккуратность, доброжелательные отношения.

Создать игровую ситуацию, способствующую формированию эмоциональной отзывчивости, активизировать речь, способствовать раскрепощенности.

Расширять представления детей о собаках, их службе в войсках, значимости

Расширять представления детей о трудовых действиях, обязанностях мужчин.

1. В. В. Малова Конспекты занятий по духовно – нравственному воспитанию дошкольников. М Владос 2010.

4. Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников : Методическое пособие. / М. Д. Маханева. – М. ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.


Беседа по теме "Моя семья"
Цель: Формирование представлений о семье и родственных отношениях.

Аппликация Открытка в подарок папе
Цель: Воспитывать интерес к занятию, трудолюбие, аккуратность,

Беседа по картинкам Где работает мама?
Цель: Формировать представление о семье, знакомить детей с профессиями своих родителей.

Аппликация Открытка в подарок маме
Цель: Предлагать детям передавать в аппликациях красоту окружающих предметов, развивать восприятие детей, обогащать их сенсорный опыт. Приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду искусства

Отгадывание загадок Пословицы и поговорки о семье
Цель: Развивать речь, воспитывать интерес к поэтическому слову. Учить отгадывать загадки


















Положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания - формируется чувство ответственности за духовно-нравственное становление своих детей. Всё это побуждает родителей самостоятельно продолжать работу, начатую в детском саду, с ребёнком дома.
















Перспектива:
Наш проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и развития детско – родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы взрослые должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому. Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота

Гипотеза на практике подтвердилась:
В ходе работы по проекту, детям была интересна тематика проекта, они с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях и образовательной деятельности.

Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том, что в результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта: беседы, выставки, игры, совместная деятельность детей и родителей, мы получили положительный результат. У детей повысились знания в области нравственно – патриотического воспитания в вопросах касающихся своей семьи, сформировались элементарные представления о родном городе, его достопримечательностях, природном окружении. Дети испытывают любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду, родному городу.

Родители проявляют интерес к деятельности детского сада по воспитанию у детей любви к семье, родному городу, принимают активное участие в жизни группы и детского сада.


Вид проекта: информационно-творческий, групповой, краткосрочный.

Участники проекта:воспитанники младшей группы, родители воспитанников, учитель-дефектолог, воспитатели, музыкальный руководитель.

Актуальность проекта: воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого формируется индивидуально. Одним из ведущих факторов формирования патриотического сознания детей является воспитание любви к самому близкому окружению ребёнка - семье.

Патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребёнка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке - это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Цель проекта: формирование у детей младшего дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств; формирование духовно-нравственного отношения к своей семье. Привлечь родителей к работе над реализацией проекта.

Задачи:

Ожидаемые результаты.

  • Данный проект позволит получить детям необходимую информацию о своей семье: знать членов семьи по именам, рассказывать о семейных традициях, составлять короткий рассказ о своей семье.
  • Активизировать желание родителей участвовать в жизни группы.
  • Установятся более тесные взаимоотношения между детьми и родителями.
  • Активизируется словарь детей.

Первый этап - подготовительный

Подбор художественного литературы: пословиц, стихов, рассказов, загадок, по теме проекта.

Сбор наглядного материала, фотографий, плакатов.

Подбор музыки, песен.

Разработали паутинку и изобразили на листе бумаги.

Второй этап - основной

Реализация проекта осуществлялась по пяти образовательным областям:

Третий этап - итоговый

- Дети, посмотрите, что за домик тут стоит? Мы постучим, и узнаем, кто там живёт. Тук-тук, никого?

Что-то никто не открывает, постучу еще разок: тук-тук-тук!

(Воспитатель стучит в дверь дома, из него появляется кукла Маша.)

- Здравствуй, девочка. Как тебя зовут? (Машенька.)

Машенька, с кем ты живешь в этом домике? Мама, папа, я.

Значит, в домике живёт твоя семья.

Машенька: А, что такое семья?

Воспитатель: Мы тебе расскажем. Послушайте мои загадки и договаривайте отгадки и подскажете Маше, про кого она.

(После отгадки помещаю картинки на мольберт).

Кто нежнее всех на свете?
Кто готовит нам обед?
И кого так любят дети?
И кого прекрасней нет?
Кто читает на ночь книжки?
Не ругает нас с братишкой?
Кто же это?

Дети: Мамочка.

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно!

- Ребята, вот посмотрите, какой у меня есть волшебный мешочек.

Давайте наполним его ласковыми словами для мамы.

Я открою мешочек ваши слова будут долетать и наполнять его.

- Мама какая? Добрая, красивая, заботливая, любимая, весёлая.

- Молодцы! Вот сколько чудесных слов собрали мы в волшебный
мешочек.

А пока мы его закроем, чтобы наши слова не растерялись и не забылись.

Воспитатель: А теперь послушайте следующую загадку:

Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята -
Это наш любимый. (папа)

(Выставляет картинку с изображением папы).

- Давайте покажем кукле Маше, что умеет делать папа. Я буду показывать вам картинки, а вы будете угадывать, что на них видите, и изображать это движением.

- А теперь давайте откроем наш волшебный мешочек и соберём в него ласковые слова для папы. Папа, какой? (Смелый, заботливый, красивый, весёлый, сильный).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Много хороших слов и для папы вы подобрали.

Давайте теперь мешочек наш завяжем, он нам ещё пригодится.

Ребята, у кого есть братик. Как его зовут?

У кого есть сестрёнка? Как зовут?

(Выставляю картинку с изображением братика, сестрёнки.).

- Молодцы, ребята, а как все эти люди-мама, папа, я, братик и сестра, называются одним словом? - Семья.

- Посмотрите, у нас получилась большая дружная семья. В семье все друг друга любят, заботятся друг о друге и помогают друг другу.

А все эти люди вместе называются одним словом - Семья. Как хорошо, когда у человека есть дружная семья!

Дети садятся на коврик.

Папа, мама и я, наша дружная семья.
Мы друг другу помогаем.
Мы друг друга уважаем.

Практическая работа детей

У меня в волшебном мешочке, что есть (достаю сердечки). А теперь давайте украсим сердечки цветочками из цветной бумаги.

Вечером подарите их кому хотите из вашей семьи, при этом не забудьте вспомнить ласковые и добрые слова! Вашим родным будет очень приятно.

Воспитатель: Машенька, мы тебя научим украшать сердечки.

Рефлексия

- Ребята, о чем мы сегодня говорили и чем мы занимались?

Правильно, мы говорили о семье. Семья - это самые близкие люди: мама, папа, братья и сестры. В семье все любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают друг другу (это дома). А в детском саду у нас тоже есть дружная семья - это мы с вами. Машенька тоже будет знать, что такое семья.

Читайте также: