Проект музыкальная лаборатория в детском саду

Обновлено: 19.05.2024

По направленности – исследовательно – экспериментальный, творческий, познавательный.

По длительности – среднесрочный.

дети старшей группы;

Срок проведения: сентябрь – ноябрь 2020 года.

Музыкальные инструменты живут с человеком с глубокой древности до наших дней.

Мы живем в океане звуков. Мир вокруг нас наполнен и даже, порою, переполнен звучаниями. Стук захлопнувшейся двери, звон водопроводной струи, непрерывный гул машин за окном, шум трамвая, голоса разговаривающих людей, гул пылесоса, жужжание электробритвы. Все это звуки. Мы слышим их. Благодаря им мы полнее, ярче воспринимаем окружающее.

Экспериментальная деятельность на музыкальных занятиях – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста. Современные образовательные технологии ставят перед музыкальными руководителями задачу поиска путей личностно ориентированного взаимодействия с детьми, которое может рассматриваться только через систему позитивных отношений. С одной стороны, отношения выражаются в понимании, признании, принятии педагогом ребенка, а с другой — дают возможность детям выразить свои чувства, эмоциональные стремления, проявить активность, творчество.

Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления об изучаемом объекте, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Всё потому, что детям дошкольного возраста присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.

Экспериментируя со звуками, ребенок начнет по-иному воспринимать окружающий мир, научится разбираться в свойствах и качестве звуков, подбирать звуковое сопровождение для передачи образа, сможет использовать полученные знания в импровизации на детских музыкальных и шумовых инструментах, развивая свои творческие способности.

Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, умение экспериментировать со звуками, создавая свои собственные мелодии.

1. создавать условия для творческого самовыражения, свободного экспериментирования ребенка со звуком, учитывая его индивидуальные возможности;

2. Развитие у детей желания и умения извлекать звуки из различных источников;

3. развитие у детей умственных способностей;

4. Развитие мыслительных способностей, анализ, классификация, сравнение, обобщение;

5. поддерживать инициативу и стремление детей к импровизации при игре на самодельных музыкальных игрушках-инструментах;

6. расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами;

7. Развивать наблюдательность, слуховое внимание и слуховую память.

1. Познание. Цель: создать условия для пробуждения в детях потребности познать принципы образования и улавливания разнообразных звуков.

2. Художественное творчество. Цель: способствовать проявлению творческой активности детей, активизируя интерес к изготовлению музыкальных инструментов; помочь детям ощутить радость творчества.

3. Музыка. Цель: развивать навыки творческого музицирования, развивать фантазию и изобретательность в звукотворчестве.

Продукт совместной деятельности:

Мини-выставка детских музыкальных инструментов

· формирование у детей заинтересованного отношения к опытно-экспериментальной деятельности по музыкально-эстетическому воспитанию;

· развитие познавательной активности в процессе анализа различных звуков;

· развитие музыкально - творческих способностей.

· вовлечение родителей в педагогический процесс, посредством приобщения их к опытно – экспериментальной деятельности по музыкально-эстетическому воспитанию;

· сближение с детьми и педагогами в процессе проведения опытов и экспериментов, элементарного музицирования;

· участие в выставке музыкальных и шумовых инструментов.

· повышение профессиональной компетентности в области опытно – экспериментальной деятельности по музыкально-эстетическому воспитанию;

· укрепление отношений с родителями, как с участниками педагогического процесса;

· проявление творческой индивидуальности в музыкально-педагогической деятельности ДОУ;

Этапы реализации проекта:

1-ый этап: постановка цели, создание ресурсной базы

· Работа с источниками информации (литературой, Интернет – ресурсами и т. д.).

· Создание ресурсной базы для реализации проекта:

- создание картотеки музыкально – дидактических игр и пособий

2-ой этап: организация работы над проектом

1. Совместная деятельность педагога с детьми

- музыкально – дидактические игры на развитие тембрового слуха;

- непосредственная образовательная деятельность

1. Звук – знакомый незнакомец.

2. Откуда берется звук?

3. Звуки музыкальные и шумовые.

4. Музыка вокруг нас.

2. Взаимодействие и просветительская работа с родителями.

3. Работа с воспитателями ДОУ

3-ый этап: презентация продукта деятельности

Подбор методической литературы, изучение материалов интернет - ресурсов по теме проекта.

Сбор бросового материала для изготовления музыкальных инструментов.

Создание картотеки музыкально – дидактических игр и пособий.

Работа с детьми на музыкальных занятиях:

Беседа о звуках, окружающих нашу жизнь;

Знакомство с музыкальными инструментами (презентация)

Оформление музыкального уголка.

Беседа о поведении в общественных местах (на концертах, в музее и музыкальной школе)

- Чтение стихов и рассказов о музыкальных инструментах.

Работа с родителями:

Помощь в организации предметно-музыкальной среды.

воспитатели, родители, дети

Просмотр иллюстраций, фотографий, картин и карточек с изображением музыкальных инструментов и музыкантами, играющих на них соло или в оркестре.

Беседа с детьми о профессиях людей, которые изготавливают музыкальные инструменты.

Беседа с детьми о профессии музыканта.

Чтение стихов и рассказов о музыкальных инструментах.

«Почему Мишутка пищал?

воспитатели, родители, дети

Чтение стихов и рассказов о музыкальных инструментах.

воспитатели, родители, дети

Результаты проекта

В процессе экспериментальной деятельности, творчества у дошкольников повышается уровень развития музыкальных способностей, интерес к миру звуков — в том числе и прикладной.

На основании вышеизложенного, можно сказать, что развитие экспериментирования со звуковым материалом у детей в дошкольном учреждении имеет важнейшее значение для познавательного, музыкального и творческого развития детей, а также поможет заложить фундамент умственного развития дошкольника и гармонично-развитой личности в нашем обществе в будущем.

1. Воспитанники:

• Воспитанники увлеченно слушают классическую музыку: умеют сосредотачиваться, улавливать детали исполнения.

• Содержательно высказываются об эмоциональном и образном содержании музыки, активный словарь пополнился новыми словами.

• Находят яркие тембровые краски, при помощи музыкальных инструментов делают оркестровку.

• Различают на слух и дают название музыкальных инструментов, произведений и авторов музыки.

• Определяют характер музыки, передают словами возникший образ от прослушанного произведения, отражают свои впечатления в рисунке, движении, пластике.

• Различают и называют музыкальные инструменты, умеют о них рассказать.

2. Родители:

• Активные и заинтересованные участники педагогического процесса.

• Принимали участие в изготовлении детских шумовых инструментов.

• Повышают общую и музыкальную культуру.

• Слушают произведения классической музыки дома, привлекают к слушанию детей.

Перспективы дальнейшего развития проекта.

Продолжать знакомить воспитанников с музыкальными инструментами - их внешним видом, устройством, тембром звучания, историей возникновения, способствуя воспитанию интереса и любви к музыке.

Сделать подборку сказок, рассказов о музыке и музыкантах. Все это поможет воспитывать внимательного слушателя, развивать эмоциональную сферу ребенка, способствовать бережному отношению его к музыкальным инструментам.

Работать над формированием духовно - нравственного воспитания, способствовать созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей гуманитарной направленностью на приобщение детей к культуре.

Поддержание заинтересованного отношения к участию в опытно – экспериментальной деятельности по музыкально – эстетическому воспитанию у всех участников проекта;

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми

музыкальный руководитель Колотыгина С.В.

г. Железногорск – Илимский 2018г.

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми

Цель : Создание условий для познавательной активности детей, через экспериментирование со звуками.

Обучающие задачи:

1. Обучать детей умению устанавливать причинно – следственные связи.

2 Способствовать формированию у детей любознательности, к самостоятельному познанию и размышлению.

3. Закреплять элементарные представления о природе возникновения звуков.

Развивающие задачи:

1.Формировать представления детей о звуке , его движении.

2.Развитие творческого воображения, музыкальности через объединение различных ощущений (зрительных, слуховых, двигательных, тактильных) в процессе музицирования.

Воспитательные задачи

Воспитывать любовь к музыке и желание участвовать в музыкальном процессе .

Словарная работа : Музыкальные и немузыкальные звуки; музыкальная лаборатория; учёный; наука; композитор; материалы сосудов: стеклянный, металлический, пластиковый, деревянный; звуки: высокий, низкий, ниже, выше, звонкий, глухой (свойство звука)

Дети входят в музыкальный зал, оформленный под лабораторию. Их встречает педагог в образе профессора музыкальных наук. (На экране слайд презентации)

Музыкальный руководитель : Здравствуйте, ребята! Давайте знакомится: я профессор музыкальных наук, и вы пришли ко мне в музыкальную лабораторию! А вы знаете кто такие ученые? (На экране возникает слайд с фотографией учёного)

Музыкальный руководитель : А что такое наука? (наука — это познание. Это изучение различных предметов, явлений.)

Музыкальный руководитель : Все ученые работают в специальных лабораториях. (На экране появляется фотография научной лаборатории.)

Вот и у меня есть лаборатория, но необычная, а музыкальная. Посмотрите, что вы видите на столах в моей музыкальной лаборатории?

- Ребята, про учёных мы всё выяснили, а теперь скажите мне, пожалуйста, кто такие композиторы?

(На экране появляется картинка с изображением сказочного композитора: - Друзья мои, у меня случилась беда, я растерял все свои нотки и теперь музыка у меня не пишется. Помогите мне!)

- Поможем незадачливому композитору отыскать его ноты? А для того, чтобы найти потерянные ноты, нам придётся провести научные исследования. А что мы будем изучать вы узнаете, отгадав мою загадку:

- Их нельзя увидеть не возьмешь их в руки,

Можно только слышать, что же это? (Звуки).

- Ребята, какое настроение вызвали у вас эти музыкальные звуки?

Звуки очень любят играть в прятки с детьми. Поиграем с ними? А поможет нам моя музыкальная лаборатория, в которой я изучаю свойства звуков. Здесь у нас найдутся приборы – помощники (показывает детям приборы на столах). И если мы отыщем все звуки, у нашего композитора в нотной тетради появятся потерянные нотки, а мы сможем послушать музыку, которую он написал. Посмотрите, пожалуйста, на экран, сейчас его нотная тетрадь, в которой он записывает свою музыку, абсолютна пуста. (На экране появляется изображение пустого нотного стана)

- А сначала, раз, два, три, четыре, пять - приглашаю поиграть!

Задача: Развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах звука.

Материалы : балалайка, линейки.

Музыкальный руководитель : Как возникает звук? Что такое звук? На эти вопросы нам поможет ответить первый эксперимент.

Детям предлагается изобразить голосом, как звенит комар? (З-з-з.) Как жужжит пчела? (Ж-ж-ж.)

Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук.

Музыкальный руководитель : Почему звук прекратился? (Звук продолжается до тех пор, пока двигается струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает).

Музыкальный руководитель : Когда же возникает звук? (Педагог подводит детей к выводу, что звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад.)

- Такое быстрое движение воздуха называется колебаниями.

Мы извлекали звук у музыкального инструмента. А как вы думаете, есть ли голос у деревянной линейки? Давайте попробуем. Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному концу линейки хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется).

Музыкальный руководитель : Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой).

Значит, мы можем сделать вывод, что звук возникаеткогда? (только в тот момент, когда линейка дрожит, колеблется). Нарисуйте колебание линейки пальчиком в воздухе. На что похоже это колебание? (На волну). (зарисовать волну на доске)

Музыкальный руководитель: Совершенно верно. Звук – это что? (волна). Вот мы и выполнили первый эксперимент! Нашли первую нотку для композитора! (На экране появляется первая нотка.)

Задача : Восприятие звуков и поиск детьми различных источников звуков.

Материалы : стаканчики: пластмассовый, деревянный, металлический, стеклянный, карандаши.

Дети проходят за второй стол.

Музыкальный руководитель: Ребята, до того, как мы начнём второй эксперимент, я расскажу вам сказку. Жили-были 4 братца. Жили они в разных домиках - стаканчиках. Все братцы были веселые и дружные. И звали их всех Звуки. Самая любимая игра у братцев была прятки. Рядом с братцами жил сосед Карандаш. Он был задумчивый и строгий. Однажды Карандаш решил, познакомится со своими соседями. Подошел к одному домику-стаканчику и постучал. Послышался звук. Какой он, дети? (пластмассовый).

-Затем подошел к другому, постучал (деревянный)

- К третьему (стеклянный)

- К четвертому (металлический)

Так Карандаш познакомился со своими соседями звуками. А теперь и мы с вами давайте с ними познакомимся. (Дети ищут звуки в стаканчиках, ударяя по ним карандашом)

Музыкальный руководитель: Ну, а теперь давайте разомнёмся!

Раз, два, три, четыре, пять - звуки мы идем искать.

Пластиковый, деревянный, металлический и стеклянный, звонкий, глухой.

(Дети ходят по залу, отыскивают различные звуки, показывают и рассказывают о них)

Музыкальный руководитель: Какой можно сделать вывод? (Различные предметы издают различные звуки). (зафиксировать результаты эксперимента на доске).

Музыкальный руководитель : Мы нашли вторую нотку для композитора?

(На экране появляется вторая нотка.)

Задача: Показать, как количество воды в стакане влияет на высоту звука

Материалы : стеклянные сосуды, вода, палочки.

(Дети подходят к третьему столу, где стоят стеклянные сосуды).

Музыкальный руководитель : Что мы с вами видим? Посмотрите на них внимательно, что вы можете сказать о них? (Все сосуды одинаковые по форме и размеру, они стеклянные).

Музыкальный руководитель : Верно, они одинаковые по размеру и все из стекла. Вам интересно послушать, как они звучат? Возьмите палочки и по очереди постучите по сосудам. Какие звуки издают сосуды? (Дети стучат по сосудам, прислушиваясь к издаваемым звукам.)

Музыкальный руководитель : Что вы можете сказать об услышанных звуках? (Звуки звучат одинаково).

Музыкальный руководитель : А как сделать, чтобы звук изменился? (добавить воды). Возьмите кувшины с водой и вылейте воду в сосуд. Посмотрите на сосуды, что можно сказать сейчас? (В одних сосудах воды мало, в других - много. В сосудах разное количество воды).

Музыкальный руководитель : Для продолжения эксперимента давайте поставим сосуды с водой от большого количества воды к меньшему. Послушаем звук у 1 и 8 сосудов с разным количеством воды.

Музыкальный руководитель : Что вы сейчас можете сказать о звуках. (Звучание разное).

Музыкальный руководитель : Давайте теперь постучим по 1,4,8 сосудам. Менялась ли высота звука от сосуда к сосуду и почему? (Разное количество воды в сосудах и издаваемые звуки разные).

Музыкальный руководитель : Послушайте, куда идёт звук - вниз или вверх.

(Дети стучат по сосудам с большим количеством воды к меньшему). (Издаваемый звук уходит постепенно вверх).

Музыкальный руководитель : Послушайте, куда сейчас пойдёт звук, если постучать по сосудам от меньшего количества воды к большему.

(Дети стучат по сосудам от меньшего объёма воды к постепенно увеличивающемуся объёму.)

(Звук постепенно уходит вниз).

Музыкальный руководитель : Какой вывод можно сделать? (Звуки можно извлекать из предметов и изменять) Молодцы, ребята! (На экране появляется третья нотка.) (фиксация результата).

(Дети вместе с педагогом проходят к четвёртому столу. На столе заготовки ноток и фломастеры).

Музыкальный руководитель : Ребята, вы замечательно изобразили звуки! Посмотрите, все ваши звуки превратились в нотки и заняли свои места на нотном стане! (На экране появляется слайд с оставшимися нотами)

Музыкальный руководитель: Ребята, мы помогли нашему композитору? Он доволен и готов дать послушать нам свою музыку! Устраивайтесь поудобнее на ковре и послушаем мелодию, которая получилась, благодаря нашей работе.

Музыкальный руководитель (после окончания музыки): Вот мы и отдохнули, наши ручки просыпаются (дети поднимают руки), просыпаются ножки (дети шевелят ножками). Вот и ребята проснулись, сладко потянулись.

Вы смогли выручить из беды сказочного композитора. А что нового узнали? Расскажите мне, пожалуйста, что вам сегодня понравилось, что запомнилось. (Дети делятся впечатлениями о проведённом занятии):

- Откуда берётся звук? Все ли предметы одинаково звучат? Какие бывают звуки? (звонкие, глухие, низкие, высокие).

- Я очень рада, что вам понравилось наше занятие. Спасибо вам за вашу работу! До свидания!

Использованные ресурсы:

Цель: комплексное развитие когнитивных процессов и музыкальных способностей у детей.

Обучающие:

учить детей устанавливать причинно – следственные связи;

способствовать формированию у детей познавательного интереса;

закреплять элементарные представления о природе возникновения звуков;

формировать представление детей о звуке, движении, а также их различных комбинациях.

Развивающие:

развивать творческое воображение, музыкальность через объединение различных ощущений (зрительных, слуховых, двигательных, тактильных) в процессе музицирования.

Воспитательные:

воспитывать любовь к музыке и желание участвовать в музыкальном процессе;

учить детей взаимодействовать друг с другом, развивать навыки коммуникации.

Интеграционные области: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Форма проведения: познавательно-исследовательская деятельность с элементами экспериментирования.

Форма организации работы: индивидуально - групповая.

Основные компоненты: содержательный, организационно – деятельный.

Образовательные технологии: развивающее обучение, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие, ИКТ технологии.

Материально-техническое оснащение: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, колонки, слайдовая презентация, музыкальное сопровождение, нотный материал, магнитная доска, 4 стола для экспериментов, бумажные заготовки музыкальных нот.

Персонаж: Профессор Знайкина.

Методы и приемы, используемые в ходе занятия:

Наглядные методы (наглядно-зрительный, наглядно-слуховой, аудио – визуальный).

Методы организации познавательной деятельности: экспериментирование, наблюдение, анализ и синтез.

Словесный метод (поэтическое слово, пояснение, беседа).

Метод размышления о музыке,

Метод создания композиций (воплощение музыки в пластике движений).

Игровые методы и приемы.

Подготовила и провела

Алексеева Елена Викторовна

Ноябрь 2021 год.

Ход занятия:

(Дети входят в музыкальный зал, оформленный под лабораторию. Их встречает педагог в образе профессора музыкальных наук. (Слайд 1)

Здравствуйте, ребята! Давайте знакомится: я профессор музыкальных наук, и вы пришли ко мне в музыкальную лабораторию! Посмотрите, здесь есть столики для работы, различные сосуды, палочки, музыкальные и шумовые инструменты.

Ребята, скажите мне, пожалуйста, кто такие композиторы? (Ответы детей)

Друзья мои, в нашей музыкальной лаборатории случилась беда! Один мой знакомый сказочный композитор растерял все свои нотки, и теперь музыка у него никак не пишется. (Слайд 2) – с изображением сказочного композитора

Я позвала вас в свою музыкальную лабораторию, чтобы помочь незадачливому композитору отыскать все ноты. Вы согласны? Для того, чтобы найти потерянные ноты, нам придётся провести научные исследования. Но перед этим, немного разомнёмся.

Мы, ребятки, дружно, вместе совершаем бег на месте.

Если в сердце не покой, громко топнули ногой! И другой!

А теперь, мои хорошие, громко хлопайте в ладоши!

Вы улыбками со всеми поделитесь, и садитесь.

Ребята, что мы сейчас делали?

Топали, хлопали, шумели.

Как можно назвать такие звуки?

Правильно! А какие ещё бывают звуки?

Звуки бывают шумовыми и музыкальными. У музыкальных звуков есть мелодия. Звуки бывают громкие и тихие, высокие и низкие. Звуки имеют длительность. Они бывают короткие и длинные.

(Педагог предлагает детям закрыть глаза, а сам включает фонограммы звуков: моря, ветра, дождя, боя часов, пения птиц, звучание инструментов. Дети отгадывают, что звучит и какой звук – шумовой или музыкальный)

Молодцы! Вы много знаете о звуках, у вас очень хороший слух. Но кто-нибудь знает о том, что такое звук?

Эксперимент 1: Откуда рождается звук?

Задача: Развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах звука.

Материалы: деревянные линейки. (Дети садятся за первый стол).

Как вы думаете, есть ли голос у деревянной линейки? Давайте попробуем. Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному концу линейки хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой?

Ответы детей:

(Педагог подводит детей к выводу, что звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперёд и назад.)

Такое быстрое движение воздуха называется колебаниями.

Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой). Значит, мы можем сделать вывод, что звук возникает только в тот момент, когда линейка дрожит, колеблется. Нарисуйте колебание линейки пальчиком в воздухе. На что похоже это колебание?

Ответы детей:

Совершенно верно. Звук – это волна. Вот мы и выполнили первый эксперимент! Нашли первую нотку для композитора!(отдать нотку ребёнку, он крепит её на магнитную доску) А теперь немного отдохнём и песню хороводную споём.

Эксперимент 2 - Звуки разные нужны, звуки разные важны.

Задача: Восприятие звуков и поиск детьми различных источников звуков.

Материалы: стаканчики: пластмассовый, деревянный, металлический, стеклянный, карандаши.

Ребята, до того, как мы начнём второй эксперимент, я расскажу вам сказку. Жили-были 4 братца. Жили они в разных домиках - стаканчиках. Все братцы были весёлые и дружные. И звали их всех Звуки. Самая любимая игра у братцев была прятки. Рядом с братцами жил сосед Карандаш. Он был задумчивый и строгий. Однажды Карандаш решил, познакомится со своими соседями. Подошёл к одному домику-стаканчику и постучал. Послышался звук. Какой он, дети?

Ответы детей:

Затем подошёл к другому, постучал.

Ответы детей:

Ответы детей:

Ответы детей:

Так Карандаш познакомился со своими соседями звуками. А теперь и мы с вами давайте с ними познакомимся.

(Дети ищут звуки в стаканчиках, ударяя по ним карандашом)

Ну, а теперь давайте разомнёмся!

Раз, два, три, четыре, пять - звуки мы идём искать.

Пластмассовый, деревянный, металлический и стеклянный.

(Дети ходят по залу, отыскивают различные звуки, рассказывают о них).

Молодцы, ребята! Собирайтесь снова к столику. Давайте сделаем вывод: чему научил нас этот эксперимент?

Ответы детей:

Различные предметы издают различные звуки.

Молодцы, ребята! Мы нашли вторую нотку для композитора.

(ребёнок крепит нотку к магнитной доске)

Да. Совершенно верно. Предметы издают различные звуки. А ещё эти предметы могут озвучивать какое-то действие. Давайте и мы попробуем это сделать. На столе вы видите инструменты, подойдите и возьмите их. Я сейчас расскажу вам сказку, а вы будете озвучивать её. Будьте внимательны, нужно начать исполнять свою партию, как только на доске появится ваш инструмент.

Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся.

Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах!

(Шуршим пакетом)

Испугался заяц и бежать.

(Стучим деревянными ложками по барабану (быстро)

Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!

(Стучим палочкой по деревяшке)

Бросился заяц бежать.

(Стучим деревянными ложками по барабану (быстро)

Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.

(Натягиваем руками ткань)

Побежал заяц из леса к речке

(Стучим деревянными ложками по барабану (быстро)

А на берегу лягушки сидели.

Увидели они зайца - и скок в воду.

(проводим палочкой по металлофону (глиссандэ)

Тут заяц остановился и говорит:

- А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!

Сказал так, и смело поскакал обратно в лес.

(Стучим деревянными ложками по барабану (медленно)

Эксперимент 3 - Поющая вода.

Задача: Показать, как количество воды в стакане влияет на высоту звука

Материалы: стеклянные сосуды, вода, палочки.

Дети, перед вами сосуды. Посмотрите на них внимательно, что вы можете сказать о них?

Ответы детей:

Все сосуды одинаковые по форме и размеру, они стеклянные.

Верно, они одинаковые по размеру и все из стекла. Вам интересно послушать, как они звучат? Возьмите палочки и по очереди постучите по самой широкой части сосуда. Слушайте внимательно, какие звуки издают сосуды?

(Дети стучат по сосудам, прислушиваясь к издаваемым звукам.)

Что вы можете сказать об услышанных звуках?

Ответы детей:

Звуки звучат одинаково.

Теперь продолжим эксперимент, попробуем изменить звук. Ребята, возьмите лейки с водой и вылейте воду в сосуд. Дети, посмотрите на сосуды, что можно сказать сейчас?

Ответы детей:

В одних сосудах воды мало, в других - много. В сосудах разное количество воды.

Для продолжения эксперимента давайте поставим сосуды с водой от большого количества воды к меньшему. Послушаем звук у сосудов с разным количеством воды - первый и восьмой.

(Дети стучат по 1 и 7 сосудам.)

Что вы сейчас можете сказать о звуках.

Ответы детей:

Давайте теперь постучим по 1,3,5 сосудам. Менялась ли высота звука от сосуда к сосуду и почему?

Ответы детей:

Разное количество воды в сосудах и издаваемые звуки разные.

Послушайте, куда идёт звук - вниз или вверх?

(Дети стучат по сосудам с большим количеством воды к меньшему).

Ответы детей:

Издаваемый звук уходит постепенно вверх.

Послушайте, куда сейчас пойдёт звук, если постучать по сосудам от меньшего количества воды к большему.

(Дети стучат по сосудам от меньшего объёма воды к постепенно увеличивающемуся объёму.)

Ответы детей:

Звук постепенно уходит вниз.

Какой вывод можно сделать?

Ответы детей:

Звуки можно извлекать из предметов и изменять.

Какие звуки мы извлекали из сосудов?

Ответы детей:

Молодцы, ребята! А вот и третья нотка для композитора.

Ребята, на нашем нотном стане остались пустые места, где же нам ещё отыскать пропавшие ноты?

В записи звучат звуки, издаваемые Микиботом.

Слышите? Кто издаёт такие звуки?

Ответ детей:

Точно! А где он спрятался? (подходит к столику с Микиботом, накрытым тканью)Вот же он! Посмотрите, похоже у Микибота находятся оставшиеся нотки и он хочет поиграть с ними и с нами.

Игра с Микиботом.

На игровом поле расположены разноцветные ноты. Ребёнок выбирает цвет ноты, программирует Микибота, что бы тот добрался до этой ноты.

Педагог: Ребята, мы отыскали все нотки, и теперь наш композитор очень доволен и готов дать послушать нам свою музыку! Давайте поудобнее сядем на стульчики и послушаем мелодию, которая получилась, благодаря нашей работе.

Вот мы и отдохнули. Понравилась вам музыка?(ответ детей)

Ребята, вы сегодня были настоящими учёными. Вы смогли выручить из беды сказочного композитора и провели самые настоящие научные опыты. Вы сегодня очень хорошо поработали! Расскажите мне, пожалуйста, что вам сегодня понравилось, что запомнилось.

(Дети делятся впечатлениями)

Я очень рада, что вам понравилось в музыкальной лаборатории. На память я хочу подарить вам разноцветные нотки. Если у вас хорошее настроение от нашей сегодняшней встречи – возьмите жёлтую нотку, а если вам было скучно и не интересно, возьмите синюю. (дети разбирают нотки)

Мне было очень приятно с вами общаться, ребята. Спасибо вам! До свидания, до скорых встреч!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слайд 1

Слайд 2

Цель: Развивая у детейпознавательную активность, способствовать развитию природной музыкальности, креативного потенциала дошкольников в процессе экспериментирования со звуком, интереса к миру звуков

«Ум – это не сосуд, который

нужно наполнить, а факел,

Слайд 3

Условия для реализации проекта

Наблюдая за реакцией детей на небольшие музыкальные пьесы, пришла к выводу, что большинство дошкольников вроде бы слушают музыку, но по-настоящему ее не слышат, не могут назвать звучащий объект, если его не видят. Изучив методическую литературу, я сделала вывод, на первом этапе необходимо не учить ребенка слушать музыку, а заинтересовать его звуками окружающего мира, звуками, которые он слышит в жизни. Организуя на занятиях эксперименты со звуками, вызвать у детей желание самим изготовить звучащие игрушки, используя в играх, и как следствие придет желание наслаждаться музыкой.

Слайд 4

Для достижения цели я определила следующие задачи:

создавать условия для творческого самовыражения, свободного экспериментирования ребенка со звуком, учитывая его индивидуальные возможности.

развивать познавательную активность в процессе знакомства со звуком и его свойствами, дифференцировать шумы и звуки;

Слайд 5

вовлекать дошкольников в разные виды художественно-эстетической деятельности, помогая им освоить различные средства, материалы и способы изготовления музыкальных игрушек-инструментов;

Слайд 6


развивать природную музыкальность детей, фантазию, ассоциативное мышление и воображение в звукоподражательных играх со словом, инструментами при озвучивании стихов и сказок.

Слайд 7

поддерживать инициативу и стремление детей к импровизации при игре на самодельных музыкальных игрушках-инструментах;

Слайд 8

расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами.

Слайд 9

Теоретическая база

Известно, что у детей дошкольного возраста мышление является наглядно – действенным и наглядно-образным, следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на наглядных и практических методах. Еще такие классики педагогики как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и другие выступали за использование активных методов обучения. В ряде исследований современных ученых и практиков (Д.Б. Годовикова, М.И. Лисина, С.Л. Новоселова, А.Н. Поддьяков) обращается внимание на организацию деятельности экспериментирования.

В качестве основного вида поисковой деятельности Н.Н. Поддъяков выделяет особую детскую деятельность – экспериментирование, в которой ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления, с целью их более полного познания и освоения.

Слайд 10

Актуальность и перспективность проекта

Вопрос о важности музыкального воспитания детей на протяжении долгого времени остается актуальным. Музыкальная деятельность носит не только творческий характер, но оказывает влияние на развитие всех сторон личности и сферу познавательного развития ребенка. Общие исследования последних лет в области физиологии (Т.М. Марютина, О.Ю.Ермолаева, А.Л.Сиротюк и др.) мозга доказывают, что увеличение количества занятий музыкой помогает детям в усвоении математики и языков.

Экспериментирование со звуками, игра на сделанных своими руками музыкальных игрушках не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность, воспринимается как игра благодаря использованию новых развивающих технологий:


экспериментирование (проблемные вопросы и поисковые ситуации);

личностно – ориентированные (ува­жение интересов, любых индивидуальных творчес­ких проявлений, мотивация, создание ситуации успеха);

коммуникативные (беседа и диалог, расширение и активизация словаря);

игровые (оригинальность сюжета).


Мой принцип не только всесторонне учитывать возрастные возможнос­ти детей, но и ставить на первое место ува­жение их интересов, любых индивидуальных творчес­ких проявлений, предоставление возможности выбора, создание ситуаций успеха каждому ребенку.

Это позволит дошкольнику найти свое место на занятиях неза­висимо от уровня музыкальных способностей. Роль малыша может быть небольшой и очень простой, но качественно необходимой для его саморазвития.

Мною были определены основные принципы, которые легли в основу проекта:

Слайд 11

1.Принцип целенаправленности. Я учитываю, что цели и задачи данной работы могут быть достигнуты только тогда, когда будут созданы все необходимые условия для развития познавательных и музыкально – творческих способностей.

2. Принцип систематичности и последовательности. Работу по экспериментированию со звуковым материалом необходимо проводить в определенной системе, последовательности.

Исследование необходимо проводить поэтапно:

1 этап – накопление впечатлений, постановка проблемы.

2 этап – проведение эксперимента, опыта.

3 этап – проведение дидактических игр, закрепляющих знания, полученные в ходе экспериментальной деятельности,

4 этап – процесс изготовления инструмента, поиск творческих решений

5 этап – самостоятельное изучение детьми возможностей инструмента – звуковой игрушки.

6 этап– применение изготовленного инструмента для озвучивания стихов, сказок, совместноммузицировании.

3. Принцип доступности. Опираясь на него, необходимо учитывать возрастные особенности, потребности, интересы, уровни подготовленности детей.

4. Принцип наглядности обучения. Необходимо тщательно продумывать:

- дидактические цели использования наглядности,

- количество наглядности и последовательность демонстрации,

- сочетание определенных видов наглядности.

5. Принцип интегрированного подхода.

6. Принцип воспитывающего, развивающего, проблемного обучения. Стараюсь правильно определять ведущие цели обучения: познавательную, воспитательную, развивающую; воспитывать любовь и интерес к различным видам музыкально – творческой деятельности.


7. Принцип прочности. Стремление эффективно реализовывать требования

вышеперечисленных принципов, повторять и закреплять полученные знания, формировать умения и навыки, применять их на практике.

Таким образом, процесс экспериментирования со звуком способствует развитию познавательной активности, природной музыкальности, креативного потенциала дошкольников.

Слайд 12

Новизна проекта:

Главной отличительной чертой является их продуктивная направленность, то есть направленность на формирование у детей способности к музыкальному творчеству.

Слайд 13

Адресность проекта:

Опыт, который будет получен в ходе реализации проекта по развитию природной музыкальности, познавательной активности, потребности детей в творческом самовыражении, свободного экспериментирования ребенка со звуком, в детском саду может быть полезен музыкальным руководителям и воспитателям. Тематическое планирование занятий может быть использовано педагогами в кружковой работе.


Трудоёмкость проекта:

Данную работу может провести любой музыкальный руководитель, заинтересованный воспитатель дошкольного учреждения, педагог дополнительного образования. Многие рекомендации могут использовать также родители.

Трудности при реализации данного проекта могут заключаться в:

планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

подборе оборудования и материалов;

применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей.

Технология проекта:

Основная идея опыта работы - развитие познавательной активности, креативного потенциала дошкольников в процессе экспериментирования со звуком, как в форме опытно-исследовательской деятельности, так и в практическом применении полученных знаний (изготовление звуковых игрушек - самодельных музыкальных инстру­ментов, применение их для озвучивания сказок, стихов, групповое музицирование).

Для успешного осуществления цели был составлен учебно – тематический план работы по развитиюмузыкальных, познавательных способностей, потребности детей в творческом самовыражении.

Учебно–тематический план включает в себя использование кроме основных видов музыкальной деятельности опытно – экспериментальную деятельность, работу в музыкальной мастерской по изготовлению звуковой игрушки - самодельного музыкального инструмента, освоение приемов игры и звукоизвлечения на нем, музицирование, озвучивание стихов и сказок.

Слайд 14

Остановлюсь на некоторых этапах работы с дошкольниками.

Проведение опытов, экспериментов.

При организации детского экспериментирования со звуками очень важен личностно-ориентированный подход к каждому воспитаннику:

заинтересовывать ребенка творческим занятием, но не заставлять его;

набраться терпения, не превращать помощь в подсказку, не лишать ребенка трудности и удовольствия сделать пусть маленькое, но собственное открытие;

не сдерживать эмоциональную активность ребенка, чтобы он мог покричать, попрыгать от восторга и т. д.

обязательно начинать с задач посильных или с более простых их частей (успех в самом начале — важное условие).

Комбинируя элементы известных методик, можно проводить разные виды занятий:

Интегрированные занятия включают в себя проведение опыта или исследования, музыкальную деятельность, ручной труд;

Занятия - опыты, эксперименты проводятся в увлекательной, игровой форме, часто от имени придуманных героев: Почемучки, мальчика – Незнайчика, Мышонка -Шуршонка, Туки-Тука, Дедушки Зная, и др.; Дети с удовольствием вступают в контакт с героем, отвечают на его вопросы, прислушиваются к советам.

Для повышения творческой активности можно проводитьциклы тематических занятийпо ознакомлению с шуршащими (бумажными), деревянными и


Занятия – путешествия: полеты вокруг света,в Испанию, Стеклянное королевство и др. всегда вызывают интерес у дошкольников.

В работе по реализации проекта можно использоватьтехнические средства обучения: телевизор, DVD плеер, проектор мульти-медиа, музыкальный центр, компьютер.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОЕКТА

Обычно результаты работы с детьми музыкальный руководитель показывает на утренниках, развлечениях, это в основном танцевальные композиции, выразительное исполнение песен. Результаты работы по экспериментированию со звуковым материалом очень сложно представить в концерте. Только мониторинг, проводимый в течение года, позволяет проследить развитие познавательных, творческих и музыкальных способностей.

В процессе экспериментальной деятельности, творчества у дошкольников повышается уровень развития музыкальных способностей, интерес к миру звуков — в том числе и прикладной. Ведь именно самодельные музыкальные инструменты будят творчес­кую мысль, помогают детям понять, откуда и как рождаются звуки.


Сделав своими руками звучащую игрушку, ребёнок по-иному воспринимает окружающий мир, более внимательно относится к звуку, с большей активностью включается в совместное музицирование. Дети, которые были замкнуты, благодаря поисковому методу, экспериментированию, игре на собственном музыкальном инструменте раскрепощаются и раскрываются с разных сторон, становятся более коммуникабельными, могут выступать перед большим количеством людей, активно принимают участие во всех видах деятельности.

На основании вышеизложенного, можно сказать, что развитие экспериментирования со звуковым материалому детей в дошкольном учреждении имеет важнейшее значение для познавательного, музыкального и творческого развития детей, а также поможет заложить фундамент умственного развития дошкольника и гармонично-развитой личности в нашем обществе в будущем.

Читайте также: