Проект ложка как музыкальный инструмент в детском саду

Обновлено: 07.07.2024

Ребята под народную музыку заходят в зал, встают вдоль стульчиков.

Организационный момент :

Музыкальный руководитель :

Здравствуйте, ребята! Я хочу пожелать вам доброго дня нашим традиционным приветствием:

(далее поют вместе с м.р.)

Здравствуй, солнце золотое! (поднимают руки вверх)

Здравствуй, легкий ветерок! (машут руками вправо – влево по 1 разу над головой, опускают руки вниз)

Здравствуй, утро! (поднимают правую руку вверх)

Здравствуй день! (поднимают левую руку вверх)

Нам здороваться не лень! (кружатся вокруг себя с поднятыми руками 1 раз)

М.р. А теперь поприветствуем наших гостей!

Дети: Здравствуйте, все гости!

Гости отвечают

М.р. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о… А впрочем, отгадайте-ка загадку:

Привезла нам каши cладкой.

Ждёт лошадка у ворот –

Открывай пошире рот! (Ответы детей: ложка)

М.р. Ложка! И сегодня мы с вами познакомимся с одним из самых популярных в России народных музыкальных инструментов – ложкой (показ ложки).

Посмотрите, какие красивые ложки!

Ложки знает целый мир,
Ложки - русский сувенир.
Полюбуйтесь, просто диво.

Мы уже с вами играли на ложках, и сейчас я предлагаю вам вспомнить, как мы это с вами делали.

Предлагаю взять вам ложки, чтобы

(ребята под русскую народную мелодию берут ложки в заранее приготовленном месте, встают в круг.)

М.р. Ребята, давайте рассмотрим, из каких частей состоит ложка? (Ответы детей)

А как держать правильно ложки? (Ответы детей)

Держать за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны.

Если ударять ложку об ложку черпаками, получается красивый звук, помните, вы уже не раз уже играли в оркестре на ложках? Очень важно бережно относиться к любому музыкальному инструменту, поэтому во время игры нужно аккуратно ударять, чтобы ложки не разбились.

Приемов игры очень много, они разнообразны – от самых простых до сложных. Сейчас мы вспомним простые приемы игры на ложках.

1. Утром солнышко проснулось,

Нашим ложкам улыбнулось .

От зари и до заката

Веселятся все ребята. (Дети двигают ложками по дуге над головой)

(проигрыш – кружатся)

2. Завтракать теперь пойдем

И блинков мы напечем,

Вот блинки хороши

(проигрыш - кружатся)

3. На качелях покататься

Нашим ложечкам приятно.

Мы на улицу пойдем

И кататься там начнем. (Дети стучат ложками, поднимая руки вверх-вниз)

(проигрыш-кружатся)

4. А сейчас, мои ребятки,

Поиграем с ложкой в прятки .

Нужно деткам показаться

И за спину спрятаться. (Дети ударяют ложкой перед собой и прячут её за спину.)

(проигрыш-кружатся)

М.р. Молодцы! Здорово у вас получается!

Но это не единственный прием игры на ложках, их огромное множество. И сегодня я научу вас одному из них.

М.р. А теперь усложним задачу, пойдем по кругу, высоко поднимая колени, как лошадки, и будем подыгрывать себе на ложках.

Еду, еду к бабе к деду - ритмично, ударяя в ложки , идем по кругу без музыки.

На лошадке в красной шапке

Цок, цок, цок, цок…

Цок, цок, цок, цок…

А теперь под музыку!

М.р. Молодцы, ребята, у вас очень хорошо получилось!

Под музыку выходит Антошка :

Антошка. Я ложкой люблю , есть пирожное

Варенье, повидло, мороженое,

Рассольник и кашу, бульон и окрошку

Вот, сколько всего можно вычерпать ложкой . (плачет)

Ну, вот куда же я дел свою большую ложку ?

Вы, ребята, не видели? (дети отвечают)

М.р. Антошка, а не эти ли ложки ты ищешь? (дает пару ложек Антошке)

Ант. Нееет… Моя была большая! … Воооот такая! (показывает)

А эти маленькие….(стучит). Оооооо! Они еще и дразнятся!

М.р. Антошка, это они не дразнятся… Наши ложки музыкальные… А наши ребята могут на них играть!

Антошка. Как же на ложках можно играть? Ими только кушать можно!

М.р. А вот и нет!

Простучу я ритм на ложках, а ты нам повторяешь!

Давай, Антошка, попробуем!

(муз. рук. простукивает ритмический рисунок, Антошка повторяет)

Антошка. Ух, ты! Получилось!

М.р. Молодец, Антошка! А давайте сейчас все вместе поиграем в эту игру! Только нужно очень внимательно слушать! Давай, Антошка, начинай!

(Антошка простукивает ритм, дети повторяют)

М.р. Молодцы! Никто не ошибся!

М.р. Антошка, а как ты думаешь, сразу ли ложки стали музыкальным инструментом? А вы ребята знаете? (Ответы детей.) Я расскажу вам историю появления на свет ложки.

(под русскую народную мелодию дети кладут ложки на заранее приготовленный столик, садятся на стульчики)

М. р . Когда-то, очень-очень давно, древние люди…

Просмотр презентации и слушание Ансамбля ложкарей (видео).

М.р. Вот такая история русской ложки! Знаешь, Антошка, а наши ребята, знают песню о ложках. Давайте познакомим с ней Антошку! Вспомните, о каких ложках поется в этой песне, вспомните припев песни.

Дети (поют под аккомпанемент м.р.)

Хохломские, псковские,

Тульские, загорские,

Вятские, смоленские,

Ложки деревенские!

М.р. Мне кажется, настало самое время спеть ее.

Антошка. До чего задорно вы спели! Ноги сами в пляс идут!

М.р. Зачем же дело стало? Мы сейчас тебе и танец с ложками покажем!

(дети встают под музыку, берут ложки в заранее приготовленном месте, становятся на танец)

(после танца стоят в кругу с ложками)

Антошка: Молодцы, ребята! Ай-да, ложка! Вот она какая, оказывается: с ней можно и петь, и танцевать! Настоящий праздник для нее получился! А я так и не нашел свою большую ложку ! (грустно)

М.р. Не расстраивайся, Антошка, мы с ребятами так дружно с тобой пели, играли и плясали, что решили подарить тебе свою большую ложку!

Антошка. Вот спасибо! Вот это подарок. А я тоже игру с ложкой знаю! Хотите поиграть?

Дети становятся в круг, Антошка начинает передавать свою ложку по кругу под музыку и пение. На ком музыка остановится, тот выходит в круг, и танцует вместе с Антошкой, дети в кругу хлопают. Игра повторяется 2-3 раза.

Ты беги, скорее ложка

Быстро-быстро по рукам.

У кого осталась ложка

Тот в кругу станцует нам.

М.р. Какая хорошая игра! Ребята, а вам понравилась.

Антошка. Какие вы веселые ребята! И ложки у вас веселые! А моя ложка теперь будет самая любимая! …Побегу скорее к деду и покажу ему такой замечательный подарок. До свидания, ребята.

Ну, что, ребята, давайте вспомним, что нового мы узнали сегодня?

  1. Из чего делали самые первые ложки? (Ответы детей: из камня, из глины.)
  2. С чего начиналось изготовление деревянной ложки? (Ответы детей: из баклуши, деревянных брусочков.)
  1. Как называют людей, которые играют на ложках? (Ответы детей: ложкари.)
  2. Какие виды росписи ложек вы запомнили? (Ответы детей: хохломская, городецкая, гжельская и т.д.)

(незаметно заходит воспитатель)

М.р. Ну, и нам настало время попрощаться с нашими дорогими гостями!

Тема проекта: «В мире русских народных музыкальных инструментов.

- знакомство с традициями и историей русской народной культуры.

В настоящее время ценится, когда человек знает историю своей страны, традиции и особенности ее культуры. Данный проект поможет узнать о традициях русской народной культуры; познакомить с русскими народными музыкальными инструментами; песенным и танцевальным творчеством.

1)Познакомиться с традициями и историей русской народной культуры;

2)Изучить историю возникновения ложек в русской народной культуре;

3)Сравнить значение ложек в быту и в русской народной культуре;

4) Разучить русскую народную песню, загадки, стихи о русском народном творчестве;

6)Составить книгу русских народных музыкальных инструментов

(Книга I "Ложка, как музыкальный инструмент");

- Научно - методическое: подбор необходимой литературы, иллюстраций, фотографий.

- Материально – техническое: (ИКТ технологии)

- Наглядно - дидактическое: иллюстрации, презентация.

Методы, средства, формы проекта:

- практические: разучивание песен, стихов, загадок, музыкально-ритмических движений.

Музыка в переводе с греческого языка означает – искусство муз.

У каждого народа есть своя музыка – народная, особенная, национальная. Она имеет свои черты: лад, интонации, костюмы, обычаи.

В моей семье музыка занимает важное место.

Я учусь в детской школе искусств по классу ударных инструментов. Мой старший брат играет на домре, а двоюродный брат окончил музыкальную школу по классу баяна. Так, как я играю на ударных инструментах, меня заинтересовал русский народный инструмент "Ложки", ведь играя на ложках можно научиться отстукивать разный ритм. Разучивая на музыкальном занятии русскую народную песню "Ложки деревенские" ложки никак не держались в моих ладошках, я понял, что играть на ложках, это не так легко, а требует много времени, труда и терпения.

Данный проект поможет узнать о традициях русской народной культуры; познакомить с русскими народными музыкальными инструментами; песенным и танцевальным творчеством.

Цель проекта: познакомиться с традициями и историей русской народной культуры.

1)Познакомиться с традициями и историей русской народной культуры;

2)Изучить историю возникновения ложек в русской народной культуре;

3)Сравнить значение ложек в быту и в русской народной культуре;

4) Разучить русскую народную песню, загадки, стихи о русском народном творчестве;

6)Создать книгу русских народных музыкальных инструментов

(Книга I "Ложка, как музыкальный инструмент");

- Научно-методическое: подбор необходимой литературы, иллюстраций, фотографий.

- Материально-техническое: (ИКТ технологии)

- Наглядно-дидактическое: иллюстрации, презентация.

Методы, средства, формы проекта:

- практические: разучивание песен, стихов, загадок, музыкально-ритмических движений.

Этапы реализации данного проекта предполагается:

1)Знакомство с традициями и историей русской народной культуры

2)Изучение истории возникновения ложек в русской народной культуре;

3) Сравнение значения ложек в быту и в русской народной культуре;

4) Разучивание русской народной песни, загадок, стихов о русском народном творчестве;

6) Создание книги русских народных музыкальных инструментов

(Книга I "Ложка, как музыкальный инструмент");

В быту и культуре любого народа есть много явлений. Одними из самых ярких явлений такого рода являются народные обычаи и традиции. Обычаи и традиции - это те ценные жемчужины в океане жизни народа, которые он собрал на протяжении всех веков. Обычаи и традиции любого народа - это его “приданое” при вступлении в огромную семью человечества, живущего на планете Земля.

И с календарем, и с жизнью человека связаны народные обычаи, а также церковные таинства, обряды и праздники.

На Руси календарь назывался месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни. Народный календарь был календарем земледельческим, что отразилось в названиях месяцев, народных приметах, обрядах и обычаях.

Праздники являются неотъемлемой частью жизни каждого человека.

Каждый народный праздник в России сопровождается обрядами, песнями, приговорами, хороводами, играми, танцами, народными костюмами.

Мне захотелось узнать историю возникновения ложек. Я сходил в библиотеку и взял книги, в которых рассказывается о ложках.

Из книг я узнал, что очень - очень давно, когда первые люди жили на Земле, они ели руками сырую пищу, у них не было огня и не было никакой посуды. Со временем они научились добывать и сохранять огонь, готовить на нем разную пищу, и в связи с этим появилась необходимость в приборе, которым можно было есть жидкую пищу. Обнаружив глину, люди узнали – что из нее можно лепить разные предметы, которые попадая в огонь, не сгорают, а становятся крепкими, прочными и удобными. Так появилась посуда и самая первая ложка. Первая ложка была сделана из обожженной глины и имела форму полушара с ручкой.

В дальнейшем ложки делали из камня, из кости, дерева, позже приобрели популярность ложки из латуни и меди. Аристократы и короли пользовались ложками из серебра и золота. Открытие кофейных и чайных домов привело к появлению новой посуды, необходимой для чая, кофе, горячего шоколада. Культура чаепития положило начало производству кофейных и чайных ложек. И так на Руси появились ложечки разного размера и разной формы предназначенные для разных блюд. Например для первого блюда, горячего супа, каши – столовые ложки, для десерта – десертные ложки, для чая – чайные.

Деревянные ложки не только красивы - они изготовлены из экологически чистого материала. Для их изготовления используется древесина липы, рябины, яблони.

Деревянные ложки – это отражение самобытности русской культуры и народных традиций.

Пользоваться деревянными ложками не только безопасно, но и полезно для здоровья. Пища станет вкуснее и ароматнее, если её есть деревянными ложками. К тому же, если пользоваться деревянной ложкой во время еды, вы никогда не сможете обжечься горячей пищей.

Однако это еще не все достоинства изделий из дерева. Деревянные ложки можно использовать как превосходный музыкальный инструмент. Дело в том, что они при соприкосновении издают удивительно гармоничный, чистый звук. Подобное свойство деревянных изделий оценили музыканты всего мира, и сейчас существует целая школа игры на деревянных ложках. Музыкальные ложки по внешнему виду мало чем отличаются от обычных столовых деревянных ложек.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация - Проект по музыке "Деревянные ложки как музыкальный инструмент". Обучение способам игры на ложках.

Республика Коми, город Ухта ЧОУ “НШ ”Росток“ Ложки как музыкальный инструмент Учитель: Николаева Ирина Юрьевна г. Ухта

Республика Коми, город Ухта ЧОУ “НШ ”Росток“

Ложки как музыкальный инструмент

г. Ухта

Группа “Скоморошки”

Группа “Скоморошки”


Гипотеза: любой современный человек может овладеть некоторыми приёмами игры на ложках. Цель исследования: рассмотреть историю ложки как музыкального инструмента для выявления простых приёмов игры на ложках. Объект исследования: деревянная ложка. Предмет исследования: приёмы игры на деревянных ложках.

Гипотеза: любой современный человек может овладеть некоторыми приёмами игры на ложках.

Цель исследования: рассмотреть историю ложки как музыкального инструмента для выявления простых приёмов игры на ложках.

Объект исследования: деревянная ложка.

Предмет исследования: приёмы игры на деревянных ложках.

Задачи : - узнать историю появления ложки в жизни человека; - выяснить, как и когда деревянная ложка стала музыкальным инструментом в России; -провести опрос одноклассников по проблеме исследования; - узнать, какие существуют способы и приёмы игры на ложках ; -освоить простые приемы игры на ложкахи обучить этим приемам других; -обобщить полученные данные и сделать выводы

- узнать историю появления ложки в жизни человека;

- выяснить, как и когда деревянная ложка стала музыкальным инструментом в России;

-провести опрос одноклассников по проблеме исследования;

- узнать, какие существуют способы и приёмы игры на ложках ;

-освоить простые приемы игры на ложкахи обучить этим приемам других;

-обобщить полученные данные и сделать выводы

История деревянной ложки

История деревянной ложки

Виды деревянных ложек - круглая - овальная - объемная - плоская - граненная

Виды деревянных ложек

Производство посуды из дерева - в Сергиево-Посадском и в Кирилло-Белозерском монастырях - в московских, - ярославских, - тверских, - костромских, - калужских землях.

Производство посуды из дерева

- в Сергиево-Посадском и в Кирилло-Белозерском монастырях

В г.Семенове Нижегородской области к 1000-летию расписной деревянной ложки в 1999 году был установлен памятник Семену-ложкарю, по имени которого и был назван этот город.

Испанские кастаньеты

Испанские кастаньеты


Опрос 1. Есть ли у Вас дома деревянная ложка? а) да б) нет 2. Деревянная ложка – это: а) сувенир б) столовая принадлежность в) музыкальный инструмент 3. Вы когда-нибудь пробовали играть на ложках? а) да б) нет 4. Хотели бы вы научиться играть на деревянных ложках? а) да б) нет

Опрос

1. Есть ли у Вас дома деревянная ложка?

2. Деревянная ложка – это:

б) столовая принадлежность

в) музыкальный инструмент

3. Вы когда-нибудь пробовали играть на ложках?

4. Хотели бы вы научиться играть на деревянных ложках?

Ложка с колокольчиками Веерные ложки Виды музыкальных ложек Саб ложки Ложка с бубенцом

Ложка с колокольчиками

Веерные ложки

Виды музыкальных ложек

Ложка с бубенцом

Способы игры на ложках

Мастер-класс по обучению


 Заключение. Деревянная ложка, является достаточно доступным музыкальным инструментом. Обучение игре на ложках начинается с детского сада, уже там на музыкальных занятиях многие впервые попробовали сыграть на них и это очень впечатлило. Смело можно сказать, что русские народные песни, могут звучать ярче и красивее, если их исполнение украсить игрой на ложках.

  • Деревянная ложка, является достаточно доступным музыкальным инструментом. Обучение игре на ложках начинается с детского сада, уже там на музыкальных занятиях многие впервые попробовали сыграть на них и это очень впечатлило. Смело можно сказать, что русские народные песни, могут звучать ярче и красивее, если их исполнение украсить игрой на ложках.


-75%

Образовательная: знакомство с деревянными ложками, как народным шумовым инструментом (история, изготовление, разнообразие деревянных ложек), закрепление простых приемов игры на ложках: "Ладушки", "Часики", разучивание приемов игры на двух ложках "Мячик" и "Трещотка".

Развивающая: развивать чувство ритма, добиваться выразительности исполнения фольклорных музыкальных произведений в сопровождении игры на ложках.

Воспитательная: воспитывать культуру исполнения народных песен, прививать интерес и уважение к традициям русской народной музыкальной культуры.

1. Организационный момент.

2. Постановка цели занятия.

Музыкальный руководитель:

- Здравствуйте, гости дорогие!

- Здравствуйте, гости желанные!

Вы наверное обратили внимание на наш экран, на котором изображены деревянные ложки. Мы с вами сегодня познакомимся с одним из самых популярных в России народных музыкальных инструментов.

Ложки знает целый мир,
Ложки - русский сувенир.
Полюбуйтесь, просто диво.

Ребята, а как вы думаете, сразу ли ложки стали музыкальным инструментом?

3. Изучение новой темы.

Изначально ложки были предметом домашнего обихода. Их делали из осины, берёзы, ольхи и липы .

С чего же начинали делать ложки?

Сначала заготавливали топором небольшие деревянные брусочки – баклуши.

(слайд 4)
Специальными инструментами (топор, резцы) из баклуши вырезали ложку,

обрабатывали её (обтачивали), чтобы сделать гладкой и удобной.

(слайд 6)
Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их. Ложки любили украшать резьбой и росписью. Готовые ложки покрывали лаком и обжигали в печи.

Ложкарный промысел был распространён по всей России.

В каждой области был свой мастер – ложкарь. Именно поэтому ложки из разных областей России отличаются друг от друга. Росписью – хохломские;

геометрической резьбой украшены хотьковские ложки; выжиганием – вятские.

В этом же городе установили памятник Семену-ложкарю. А 2 апреля стал Международный день ложки.

Деревянные ложки были не только незаменимым кухонным предметом, но и интересным музыкальным инструментом. Музыканты, игравшие на ложках, использовали от двух до пяти ложек. Такой старинный музыкальный инструмент издавал мелодичный чистый звук, а если на ложках играло несколько музыкантов – неповторимую симфонию звуков.

Давайте послушаем, как красива русская песня в сопровождении игры на ложках.

Слушание

Вот теперь, когда мы узнали историю ложки, настало время познакомиться с ними ближе.

Разбирайте, дети, ложки

В сказочной цветной одежке.

(М.р. раздает ложки детям, предлагает их рассмотреть)

Ложка состоит из черенка и черпака (от слова черпать). Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложку об ложку, получается красивый звук. Очень важно бережно относиться к любому музыкальному инструменту, поэтому во время игры нужно аккуратно ударять, чтобы ложки не разбились.

Приемов игры очень много, они разнообразны – от самых простых до сложных. Сейчас мы вспомним простые приемы игры на ложках.


«Вот лягушка на болоте

Очень весело живет

Вы послушайте, ребята,

«Дождик капает по крыше:

Еле слышно, еле слышно:

(Дети стучат ручками ложек.)

Зернышки клевать пустились,

От других не отстают,

«Вот течет ручеек,

Видно путь его далек,

Так журчит, плескается,

(Дети стучат круговыми движениями перед собой.)

Музыкальное сопровождение к русской народной песне, используя простые приемы игры на ложках, песню окрашивает и получается яркое выступление.

Можно вместе спеть, сплясать,

Да на ложках подыграть

Ложки в руки мы возьмем,

Дружно песню запоем.

русская народная песня (простыми приемами)

Конечно, на ложках очень трудно играть. Существует много разных способов игры на ложках. Но чтобы играть на ложках, как и на любом другом музыкальном инструменте, нужно много учиться.

Ложки разные бывают,

И на них порой играют.

Отбивают ритм такой,

Сразу в пляс пойдёт любой.

Если виртуоз играет,

Ложки будто - бы летают.

Их в руках по три, по пять.

Даже трудно сосчитать!

Посмотрели, как играют настоящие ложкари? Я вам тоже предлагаю стать ложкарями и научиться играть на ложках вот так…

В следующих приемах обе ложки держат в правой руке тыльной стороной друг к другу следующим образом: одна между 1-ым и 2-ым пальцами, другая – между 2-ым и 3-им.

Вы стали настоящими ложкарями. Я предлагаю наше занятие закончить выступлением на ложках

Ложки, ложечки резные

Зазвенят в один момент.

Танец с ложками

Русский народный наигрыш в современной обработке


Что нового вы ребята, узнали сегодня о ложке? Наше занятие подошло к концу.

Ай да, ложки – хороши!

Очень людям вы нужны.

К празднику, к обеду,

Деревянные ложки очень популярны не только в России, но и за рубежом. Поэтому ложка – прекрасный подарок-сувенир для друзей и родных. И я вам хочу подарить сувенир – ложку.

Список литературы и интернет-источников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект направлен на нравственно – патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях средствами ознакомления с русским фольклором. Ложки были и остаются одним из наиболее популярных у русского народа ударных инструментов. Деревянные ложки — это отражение самобытности нашей русской культуры и ее культурных традиций. В настоящее время этот музыкальный инструмент – обязательный атрибут фольклорных и инструментальных ансамблей.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Начальная школа – детский сад

Образовательный проект

Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников

на музыкальных занятиях

средствами ознакомления с русским фольклором.


Автор: музыкальный руководитель Ивлева Н. И.

Участники проекта: музыкальный руководитель, воспитанники ДОУ (старшая группы), воспитатели, родители.

Вид проекта: творческо-информационный, коллективный.

Продолжительность проекта: 4 недели

Области интеграции: художественное творчество, коммуникация, социализация, здоровье, труд, познание, чтение художественной литературы.

Актуальность

Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры и в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости.

Музыкальный фольклор как часть народной культуры аккумулирует духовно-практический опыт народа. Картина мира, воспроизводимая в нем посредством слова, музыки, действия, транслирует вечные нравственные ценности, задает ребенку надежные ориентиры в окружающем его культурном пространстве. Народная музыка, обладая большим мировоззренческим, интеллектуальным и творческим потенциалом, является верным средством воспитания преемников традиций, открытых для диалога с другими народами.

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок обладал какими-нибудь способностями – художественными, математическими, музыкальными и т.д. Стремясь их обнаружить и развить, мамы и папы ведут ребятишек в различные кружки, школы. А какие способности можно развивать дома? К сожалению, музыкальная деятельность в детском саду чаще ограничивается традиционными видами организации детей. Хотелось бы, чтобы музыка не заканчивалась на пороге музыкального зала, а звучала на протяжении всего дня, обогащая эмоциональную сферу ребенка новыми впечатлениями.

Почему именно деревянные ложки?

Ложки были и остаются одним из наиболее популярных у русского народа ударных инструментов. Деревянные ложки — это отражение самобытности нашей русской культуры и ее культурных традиций. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом. Ещё в XVIII в. инструментальные ансамбли и солдатские хоры использовали в своём творчестве ложки. На них играли весёлые и шуточные песни. К этому времени относится изображение ложек на лубочных картинках со сценками из народной жизни. Скоморохи использовали ложки для ритмического сопровождения плясок и дополняли их звучание бубенцами, привязанными к ручкам ложек. В настоящее время этот музыкальный инструмент – обязательный атрибут фольклорных и инструментальных ансамблей.

Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной.

В дошкольном возрасте именно музыка наиболее непосредственно воздействует на развитие творческих способностей. В этот период жизни ребёнок эмоциональной открыт, у него преобладает образное восприятие окружающего мира. Музыка познается ребёнком как источник положительных эмоций, который расширяет его жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности.

Уже в глубокой древности музыкальные инструменты играли немаловажную роль в воспитании детей. Первыми музыкальными инструментами в жизни ребёнка были звуковые игрушки — трещотки, погремушки, жужжалки, бубенцы и т. д. Они развивали у детей, сначала на уровне движений, чувство ритма, а в дальнейшем — интерес к музыкальной деятельности. Стоит отметить, что игрушки-инструменты являются своего рода посредниками в процессе адаптации ребёнка к окружающему миру в условиях традиционной культуры.

Воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, желание детей играть на народных инструментах и стремление более полно развивать у детей уже имеющиеся музыкальные способности, побудило меня к проектной деятельности. Я считаю, что включение народной музыки в повседневную жизнь детского сада позволит привить ребенку элементы музыкальной культуры и повысить качество музыкального воспитания.

Новизна проекта: гармонизация детско-родительских отношений, реализуя принцип сотрудничества детей и взрослых, путём организации совместной проектной деятельности.Проект направлен на формирование духовно-нравственного воспитания, способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей гуманитарной направленностью на приобщение детей к культуре.

обогащение духовной культуры детей через игру на русских народных

привести дошкольников через знания к умению осознанно воспринимать и передавать ритмический рисунок на музыкальных инструментах;

Научить детей владению элементарными приёмами игры на деревянных ложках;

Задачи: Приучать детей согласованно действовать в коллективе, добиваться сыгранности, выразительности исполнения, исполнение сольных партий;

Создать условия для самовыражения ребёнка, актуализации его личностных качеств;

Развивать желание играть на музыкальных инструментах,слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики, память, внимание и организованность;

Расширять и обогащать знания детей (о быте, ремесле, художественных промыслах, традициях, праздниках и др.);

Воспитывать желание детей играть на музыкальных инструментах не только на занятиях музыки, индивидуальной работе, но и в часы досуга, дома;

Воспитывать у детей гордость за свой народ, формировать уважение к традициям и обычаям страны, края.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Содержание работы

Содержание сотрудничества с педагогами

Содержание работы с родителями

Организация работы

1 этап - подготовительный

Чтение художественной литературы:

Подбор иллюстративного, музыкального материала, художественной и методической литературы для ознакомления детей с художественно – прикладным искусством. Подбор видеоматериалов.

Подбор художественной литературы (сказки, стихи, о ложке)

2 этап – основной

2.Воспроизведение более сложных ритмических рисунков на двух ложках индивидуально и в ансамбле.

Чтение худ-ойлитературы: русская народная

Предметное окружение

Помощь в создании ложкового театра.

музыкальный стенд, разные предметы для игры, фотографии, презентация проекта.

3 этап - заключительный

Методы обучения детей игре на деревянных ложках.

1. Словесный (рассказ, объяснение) .

2.Наглядный (показ приемов игры педагогом или ребенком) .

3. Стимулирующий (выступление перед детьми или взрослыми).

4.Практический (повторение и закрепление приемов игры на деревянных ложках).

5.Самостоятельная музыкальная деятельность

Презентация проекта на педагогическом совете.

Выступление детей на утренниках.

Достигнутые результаты

Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:

1.Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего и старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности и предпосылок развития музыкальных способностей:

- отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами народных музыкальных инструментов, русским народным костюмом, промыслами.

- возросла речевая активность детей на музыкальных занятиях по слушанию музыки и в певческой деятельности;

2.Отмечается активное и заинтересованное участие родителей в реализации проекта:

- родители создают условия в семье для экспериментирования со звучащими игрушками и свободного музицирования;

- с удовольствием приняли участие в подборе попевок, стихов и загадок по теме;

- продолжается совместная работа по изготовлению кукольно-ложечного театра.

3. Опыт работы с дошкольниками по ознакомлению с русским народным творчеством показал, что на сегодняшний день необходимо осуществлять связь поколений, воспитывать любовь к родному краю, людям, которые окружают нас и стараются сделать его лучше через приобщение детей к традициям и культуре русского народа. Поэтому сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится к фольклору.

Русский фольклор – это кладезь народной мудрости, своеобразная энциклопедия духовной жизни русского народа, животворительный родник, способный исцелить и очистить человека от бездуховности, от внутренней пустоты. Поэтому необходимо как можно быстрее вернуть детей к утраченным истокам, научить их с глубоким уважением относиться к народному искусству. Ведь если с самого раннего возраста ребенку сделана прививка на красоту, на творчество, это останется уже на всю жизнь.

Используемая литература:

1. Материалы из периодических изданий

3. Даймедина И.П. Поиграем, малыши - М., Просвещение, 1992

4. Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада.-М.: Просвещение, 1988.

6. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.

11. О.Л. Князева, М.Д. Маханёва «Приобщение детей к истокам русской народной культуры

Читайте также: