Проект культура и традиции народов татарстана в доу
Обновлено: 16.05.2024
В работе представлен опыт педагогов нашего детского сада, который поможет коллегам в работе по приобщению детей к татарской культуре средствами музыкального фольклора, декоративно-прикладного искусства, поможет привить детям интерес к татарским напевам, играм, танцам.
Оценить 2624 0
Творческий проект .
Интерес к декоративно-прикладному искусству татарского народа не просто дань уважения к культурным традициям, а стремление к их сохранению.
Нам нужно беречь древнейшую и самостоятельную культуру. Мы живем на Татарстанской земле, поэтому чтим татарское культурное наследие.
Глубокое и систематическое изучение духовной культуры татарского народа, раскрытие его воспитательного потенциала, остаются важной и актуальной проблемой.
Ребенок развивается в деятельности. Деятельность – единственный способ самореализации самораскрытия человека. Дошкольник стремится к активной деятельности, и чем она полнее и разнообразнее, тем более она значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие, реализуется потенциальные возможности.
В условиях роста интереса к культуре татарского народа, особо значимыми становятся вопросы возрождения традиций нравственного воспитания с опорой на национально-культурные, региональные, этнические ценности.
Проблема формирования интереса к татарскому искусству решается через рассмотрения вопросов развития детского декоративного творчества. Развития средствами народного искусства освещается в работах З.А.Богатеевой, Т.С.Комаровой, И.А.Лыковой и д.р.
Народное искусство близко по своей природе творчеству ребенканепосредственностью, эмоциональностью, связью с природой, условностью, образами.
В практике наблюдаются две полярные тенденции: с одной стороны, чрезмерное увлечение национальными компонентами в воспитании детей, с другой – скептическое отношении к народному искусству в системе дошкольного образования как регионального компонента.
Педагоги имеют недостаточные знания об общих закономерностях татарской культуры, не владеют способами передачи богатейшегонародного наследия воспитанниками.
Социально-педагогические потребности современного сообщества и изучение востребованности дошкольных работников подтверждают необходимость регионального подхода в воспитании и обучении детей, прежде всего в условиях общественного дошкольного воспитания.
Актуальностьпроблемы усиливается рядом противоречии: 1) необходимостью теоритического осмысления антипедагогического богатства, культурно-исторического наследия и снижения интереса к нему со стороны семьи и педагогов.2)обновление деятельности ДОУ тесно связано и с внедрением национально-регионального компонента, учитывающего особенности региона и обеспечивающего естественное вхождение в духовный мир и традиционную жизнь родного народа, в культуру нации как составную часть общечеловеческого культурного наследия. Можно предусматривать следующие направления работы:
- Краеведческое (знакомство с историей, достопримечательностями, культурой, растительным и животным миром республики, республиканской символикой).
- Художественное речевое (изучение речевого языка, ознакомление с фольклорным наследием, лучшими литературными произведениями уроженцев родного края).
- Эстетическое (приобщение воспитанников к музыкальному, изобразительному и декоративно-прикладному наследию мастеров края).
В условиях ФГОС осуществляется переосмысление педагогической работы и программного педагогического обеспечения ДОУ, реализации этнопедагогической и инновационной деятельности.
Татарстан – это наша Родина, и наши воспитанники должны знать культуру своего края.
Цель:
- Создание благоприятных условий.
- Формирование основ базовой культуры личности, приобщение к татарскому народному творчеству, истории Татарстана.
Укладу жизни татар, песням и играм:
- Знакомство с народно-прикладным искусством региона и приобщение к художественному труду по народным мотивам.
Задачи по ознакомлению с окружающим:
- Формировать представление о родном крае, городе;
- Воспитывать уважение и любовь к прошлому и настоящему родного города и края;
- Формировать представления о труде людей, живущих в Татарстане, воспитывать бережное отношение к результатам их труда;
- Дать доступные детям представления об особенностях неживой природы, а также о животном и растительном мире Татарстана.
Основное назначение проекта: ознакомление с декоративно-прикладным искусством татар, развитие у воспитанников художественно-творческих представлений и эстетического отношения к их культуре.
Оригинальность идеи проекта заключается в ожидаемом результате:
- Воспитанник сможет выбирать узор для украшения предметов обихода и одежды;
- Овладеет навыками работы с изобразительными материалами;
- Научится выбирать цвет узора, сочетать контрастные цвета;
- Станет самостоятельно реализовывать замысел, проявлять творчество при выполнении самостоятельных заданий.
Этапы реализации проекта
Подготовительный:
- изучение состояния работы;
- создание условий для реализации проекта;
- подбор материала, изготовление татарских игр.
Деятельный:
- внедрение проекта в образовательный процесс;
- плана взаимодействия с педагогическими работниками;
- ориентация проекта на нравственное воспитание дошкольников;
- взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта.
Заключительный:
- оформление фотовыставки;
- выставка продуктивной деятельности детей;
Аналитический:
- анализ результативности проекта.
Механизм реализации проекта.
Цель: Создать организационную основу.
Задача: Информирование участников образовательного процесса направление деятельности.
Подбор материалов по ознакомлению воспитанников с декоративно-прикладным искусством татарского народа.
Задача: Определение связи с учреждениями дополнительного образования.
Направление деятельности:
Определить и проработать дополнительные возможности по взаимодействию:
- с краеведческим музеем.
Цель: Отработать базисные направления, определяющие модели взаимодействия с семьей.
Задача: Корректировка содержания.
- разработка цикла интеллектуальных занятий;
- составление занятий с использованием регионального компонента по прикладному искусству;
- модификация развивающей среды;
- индивидуальный педагогический поиск.
Задача: Вовлечение родителей в образовательный процесс.
Направление деятельности:Информирование родителей о реализации индивидуального педагогического поиска.
Задача: Определение перспектив.
Мероприятия по реализации проекта:
- подбор материалов по ознакомлению воспитанников с декоративно-прикладным искусством татарского народа;
- анкетирование педагогических работников;
- анкетирование родителей воспитанников, обработка результатов;
- планирование совместной работы с сотрудниками краеведческого музея;
- составление плана работы с родителями воспитанников (тематические встречи, родительский клуб, мастер-класс и др.);
- экскурсии в музей;
- совместная деятельность с детьми (беседы, рассматривания, слушание татарской музыки, просмотр мультиков на татарском языке);
- выставка продуктов детского творчества;
- литературно-художественная деятельность: праздники, досуги, развлечения;
- разучивание стихов и песен по теме;
- создание поделок по сказочным мотивам;
- анализ результативности индивидуального педагогического поиска.
В ходе реализации проекта дети получат представления о художественном разнообразии, богатстве, красоте народных татарских орнаментов.
Мотивы татарских орнаментов активно используются в ДОУ в художественно-эстетическом направлении развития дошкольников. Элементы орнамента – листики органично вводятся в содержание разных видов изобразительной деятельности.
Содержание работы по развитию восприятия детьми художественных произведений:
Задача: расширять представления об игрушках, посуде, которые мастерят татарские мастера.
2.Дидактические игры по татарским народным сказкам.
Задача: развивать интерес к дидактическим играм.
3.Подвижные татарские игры.
Задача: способствовать потребности в двигательной активности. Соотносить слова и действия по ходу игры.
4.Рассматривание книг и иллюстраций по татарскому народному творчеству.
Задача: развивать интерес к книгам. Воспитывать любовь к татарской народной культуре.
5.Чтение татарских народных сказок.
Задача: Поддерживать интерес к татарским народным сказкам. Учить чувствовать образный язык сказок. В беседах поощрять высказывания по содержанию сказок. Отвечать на вопросы воспитателя по содержанию.
6.Игра – драматизация.
Задача: помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки. Называть характерные признаки героев. Обогащать и активизировать словарный запас.
7.Рассказывание сказок.
Задача: продолжать знакомить с татарскими народными сказками. Учит точно отвечать на вопросы. Обогащать и активизировать словарный запас.
8.Хороводные татарские народные игры.
Задача: формировать инонациональную выразительность речи, имитацию движений.
9.Пальчиковый театр.
Задача: помочь эмоционально воспринимать образный язык сказки. Участвовать в действии. Активизировать словарь диалогами.
10.Слушаниеаудио сказок.
Задача: способствовать эмоциональному восприятию сюжета сказки. Учить, внимательно слушать.
Задача: выявить знания татарских сказок; узнавать героев. Выражать образ мимикой, жестами, интонацией.
Задача: развивать воображение, творческую активность.
1.Ознакомление детей с татарским декоративно-прикладным искусством.
2.Беседа о татарском растительном орнаменте.
4.Украшение узором сказки башмачка.
6.Украшение круглой основы тюбетейки.
7.Узорное оформление аппликациями калфака.
9.Украшение аппликацией сапог-ичигов.
10.Украшение татарского коврика (коллективная аппликация).
Презентация проекта.
3.Праздник татарской песни.
7.Экскурсия на Чертово городище.
Обобщая опыт по приобщению детей к татарскому культурному наследию, можно сказать, что таким образом мы знакомим родителей и педагогов с лучшими отечественными традициями семейного воспитания, создаем атмосферу добра, доверия, взаимопонимания между детьми и взрослыми, которая способствует раскрытию познавательных, творческих и личностных возможностей ребенка.
Только в сотрудничестве с семьей можно воспитать настоящего человека и патриота. Надеемся, что опыт педагогов нашего детского сада поможет коллегам в работе по приобщению детей к татарской культуре средствами музыкального фольклора, декоративно-прикладного искусства, поможет привить детям интерес к татарским напевам, играм, танцам
Актуальность: В настоящее время перед системой образования остро обозначилась проблема этнокультурного воспитания и обучения детей с целью приобщения новых поколений к исторической памяти народа и сохранение её в наших потомках. Самобытность любого народа начинается с его языка. Родной язык является связующим звеном, помогающим представителям любого народа сохранить свою самоидентификацию и культуру. Каждый язык, независимо от того, кому он принадлежит, или многочисленной нации, или малочисленному народу — это настоящая драгоценность, и мы должны ее беречь. Именно поэтому обойти стороной такую проблему, как сохранение и развитие родного языка невозможно. Стерлибашевский район Республики Башкортостан является многонациональной территорией. Одним из народов, долгое время компактно проживающим на территории района, являются татары. В наш стремительный век изобилия информации и гаджетов, недостатка живого общения многие из них, особенно дети и молодежь, сегодня практически не знают родного языка, затрудняются назвать выдающихся представителей своего народа, рассказать о его культурных достижениях и начинают забывать свой родной язык, в связи с этим постепенно забываются и национальная культура, традиции, обычаи. Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте усваивается разговорный язык, дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, восхищается своим народом, гордится своей малой Родиной. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Основным направлением работы детского сада является нравственно- патриотическое воспитание, приобщение к национальной культуре. Поэтому вовлечение детей уже с дошкольного возраста к участию в массовых этнографических, краеведческих, культурно-просветительских мероприятиях дает положительный результат при приобщении к родному языку и родной культуре. Реализация нашего проекта "Жемчужины татарского языка" послужит решением некоторых задач.
Цель проекта : Содействие возрождению, сохранению языка, национальной культуры, обычаев и традиций татарского народа путем проведения цикла этнографических, краеведческих, культурно-просветительских мероприятий с детьми дошкольного возраста.
Задачи проекта :
• создать условия для тесного общения и творческого взаимообмена между педагогами, детьми от 3 до 7 лет, родителями (законными представителями);
• формировать нравственно- эстетические ценности;
• воспитать бережного отношения к историческому и культурному наследию народов Республики;
• способствовать приобщению детей к национальной культуре;
• пробудить в детях любовь к родному и земле;
• обогащать речь детей образными выражениями малых форм фольклора.
Тип проекта : познавательный, творческий.
Участники: педагоги, дошкольники и родители.
Продожительность проекта : сентябрь - декабрь.
Реализация проекта.
1. Постановка цели.
2. Поиск форм реализации проекта. Разработка содержания учебно-воспитательного процесса на основе тематики.
3. Организация развивающей, познавательной, предметной среды.
4. Определение направлений поисковой и практической деятельности.
5. Организация совместной (с педагогами, детьми, родителями) творческой, поисковой и практической деятельности.
6. Работа над частями проекта, коррекция.
7. Коллективная реализация проекта, его демонстрация.
1. Проведение анкетирования родителей.
2. Беседа о национальностях проживающих на нашей территории и их обычаях.
3. Знакомство бытом и ремеслом древних татар.
5. Оформление татарского уголка в группе.
6. Посещение краеведческого музея.
7. Заслушивание песен, стихов, чтение художественной литературы; знакомство с фольклором татарского народа.
8. Вечер народных сказок.
13. Организовать и провести народные подвижные игры наших предков (знакомство с народными праздниками).
16. Организовать с детьми день Национальных костюмов.
Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
Умеют играть в русские народные подвижные игры. Используя считалки.
Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
Используют атрибуты национальной культуры в самостоятельной деятельности.
1. Дети больше узнали о своей республике, национальностях проживающих в Башкортостане и их обычаях:
2. Проявили творческую активность в познании окружающего мира;
Сознательно применяли сенсорные ощущения в решении практических задач;
3. Улучшились дружеские взаимоотношения: дети разных национальностей более сблизились, стали доброжелательны друг к другу;
4. Проявили способность общаться в детском коллективе по поводу обсуждения совместного плана действий;
5. Научились воспринимать мир природы, осознавая его уникальность, красоту, универсальность.
6. Заинтересованность родителей в продолжение сотрудничества с детским садом: получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни детского сада;
7. Смогли реализовать свои творческие способности.
Народные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского края Игры: Русская народная игра. Солнцеворот' В цетре круга водящий('солнце, / с обручем,на котором привязаны цветные ленты. Гори,гори ярче,.
Приобщение младших школьников к традициям и культуре кубанского казачества: направления деятельности воспитателя Я работаю воспитателем в общеобразовательной школе казачьей направленности, где существует особый обряд посвящения в казачата, проводимый.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Аптукова Айсылу Наилевна,
воспитатель СП «Ишимовская
МАОУ «Березниковская СОШ
Актуальность проекта
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания является забота о сохранении, укреплении, развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями.
Сегодня мы в полной мере осознаем, что первые годы жизни человек должен всей душой, всем сердцем полюбить свой родной народ, родной язык, свою этническую и национальную культуру. Только тогда он сможет с пониманием и интересом отнестись к культуре других народов, с уважением относиться к людям иных национальностей.
В нашем детском саду ведется большая работа по изучению родного татарского языка и внедрению традиций, обычаев татарского народа, приобщению к культуре своего народа и других национальностей. Формирование национального самосознания ребенка ведется путем обучения родному языку и ознакомления с обычаями, традициями, ценностными ориентирами народа.
Однакоостается проблемой недостаточный уровень освоения детьми своим родным татарским языком:у детей бедный словарный запас, мало общаются на родном татарском языке, с трудом воспринимают татарский литературный язык.
Цель проекта: Формирование познавательного интереса у детей к изучению культуры и традиции татарского народа через мероприятия с этнокультурным содержанием в ДОУ.
Задачи проекта:
1. Познакомить и расширить представления детей о культуре и традициях, обычаяхтатарского народа.
2. Обогатить словарный запас детей, развивать речь на родном татарском языке.
3. Воспитать уважение к культуре и традициям татарского народа и других национальностей.
4. Вовлечь родителей в проектную деятельность по ознакомлению детей с культурой и традициями народов татар.
Основные формы реализации проекта: занятия, беседы, чтение художественной литературы, праздники и развлечения, игровая деятельность, театрализованная деятельность, продуктивная деятельность, работа с родителями и социумом.
Вид проекта: познавательно – творческий.
Партнеры: детиподготовительной группы, воспитатели, родители, коллектив СДК.
Срок реализации: сентябрь 2019г. - май 2020г. (долгосрочный).
План реализации проекта
Мероприятия
Ответственные
I этап – подготовительный
Сбор материала и предметов быта для развивающей среды (с помощью родителей).
II этап – основной
Татарские народные игры (фольклор и подвижные игры)
III этап – итоговый
воспитатель, муз.руководитель, СДК
Ожидаемые результаты:
1. Расширится представление детей о традициях и культуре татарского народа.
2. Обогатится словарный запас детей по родному (татарскому) языку.
3. Сформируются чувства гордости и отзывчивости к истории татарской народной культуре и традициям.
4. Повысится активность родителей и детей к изучению родного татарского языка и уважению национальной культуры родного края и других народов.
Трансляция проекта:
1. Презентация проекта и обобщение опыта работы на заседаниях воспитателей КМО и РМО.
Образовательная область: патриотическое воспитание.
Актуальность проблемы: Республика Татарстан располагает богатейшим историко-культурным наследием. Многообразие народного творчества и своеобразие искусства составляют культуру Татарстана. Следовательно, мы являемся частью культуры и призваны творить ее. Проблема формирования общей культуры очень востребована в наши дни, поэтому мы взрослые должны воспитывать у детей интерес и уважение не только к культуре своего народа, но и других народов. Не зная своих национальных корней, человек не может в полном объеме познать традиции других народов.
Цель проекта: создание условий для развития творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта "Культура и традиции народов Татарстана".
- Подбор методической, научно - популярной и художественной литературы, дидактического материала с учетом его доступности восприятию детей старшего дошкольного возраста, а также его художественных достоинств и воспитательного значения.
- Создание образовательно - культурной среды в группе: пополнение краеведческого уголка материалом "Декоративно-прикладное искусство народов Татарстана", "Национальный костюм народов Татарстана", "Национальный орнамент", "Сказки поволжских народов", "Пословицы и поговорки народов Татарстана", "Игры народов Поволжья"; создание галереи детского творчества; оформление стенда фотографий, отражающих работу по проекту.
- Разработка перспективного плана образовательной деятельности по ознакомлению с традициями и культурой народов Татарстана.
- Взаимодействие с родителями в совместной образовательной деятельности по реализации проекта.
- Диагностика с целью анализа и корректирования образовательной работы в сторону выявленных проблемных направлений.
- Расширение представлений детей об окружающем мире.
- Обогащение представлений детей о традициях и культуре народов Татарстана.
- Углубление жизненного опыта.
- Знание правил народных игр, умение в них играть.
- Повышение активности родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры родного края и других народов.
- Проведение мониторинга знаний на тему: "Культура и традиции народов Татарстана".
- Определение темы, задачи и цели проекта.
- Подбор материала по данной тематике: художественная детская литература, иллюстрации, видео и аудио материал.
Работа с детьми, сотрудничество с родителями, с сельской библиотекой, с Многофункциональным центром села.
1-я неделя "Мир на земле Татарстана".
НОД "Мой край богатый и красивый, мой Татарстан".
Цель:Закреплять у детей понятие - наши предки; расширять представления детей о нравственных категориях: сострадании, почтении, уважении и дружбе народов; подчеркнуть общие положительные черты народов, проживающих на территории республики; формировать убеждение, что народы, живущие вместе - дружная семья.
- "Перетяни канат".
- "Не пролей воды".
- Изучение пословиц и поговорок татарского народа.
- Просмотр иллюстраций, рисунков костюмов татарского народа.
Тема: Татарский национальный костюм
Цель: Дать детям представление об истории возникновения татарского национального костюма, о названии элементов мужского (камзол, т?б?т?й, читек) и женского (кулм?к, алъяпкыч, калфак, читек) костюмов; формировать у детей умения и навыки составления узоров по мотивам народного орнамента; формировать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта; воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей.
- Дидактические игры "Укрась фартук", "Собери узор", "Назови правильно".
- Чтение сказки "Три дочери"
НОД Тема: Государственные символы РТ
Цель: Познакомить детей с государственными символами - герб, флаг, гимн. Историей происхождения, авторами, их описания, значения.
- Разучивание с детьми текста гимна республики Татарстан.
- Прослушивание музыкальных произведений, ритмических композиций, классических произведений татарского народа.
Показ презентации "Народные праздники и народные традиции"
Цель. Формирование у детей представления о богатой народной культуре татарского народа, знакомство с этнографией и фольклором татар.
Изучение танца "Бормалы су"
Цель: Развивать пластику движений с использованием различных предметов, атрибутов, элементов костюма.
Миниконцерт с участием детей и родителей.
Выставка "Татар халык ашлары".
Обмен опытом (рецепты). Чаепитие.
Цель: Привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту.
2 -я неделя Тема: "Русский народ - великий народ".
НОД "Паровозик дружбы"
Цель: Учить помнить и чтить обычаи и традиции русского народа.
Воспитывать желание познавать и возрождать лучшие традиции русского народа. Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за мужество русских людей, желание быть похожими на них.
- Подвижные игры: "Бабка -Ёжка", "У дедушки Трифона".
- Слушание народных песенок, закличек, потешек.
Тема: Русский национальный костюм.
Цель: Познакомить детей с русским народным костюмом через детскую одежду, с историей и традициями на Руси; прививать уважение к культуре своего народа, к традициям семьи, приучать к совместному труду со взрослыми; обогащать словарный запас: запон (фартук), оберег, кайма, рукодельница, льняная, хлопчатобумажная, шерстяная, старание, мастерство; формировать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта; воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей.
- Дидактическая игра "Сказочная мозаика".
- Инсценировка сказки "Гуси лебеди".
НОД "Культура и быт русского народа".
Цель: Расширить знания о народной культуре, обычаях, обрядах, праздниках, изделиях мастеров. Познакомить детей с традициями, обрядами праздников.
- Русские народные игры "Курилка", "Гори - гори ясно".
- Чтение русских народных сказок "Снегурочка".
НОД "Мы в мастерской мастера".
Цель. Закреплять знания и навыки детей о народных художественных промыслах русский мастеров. Обогащение эмоциональной и интеллектуальной сферы. Развивать воображение, память, мелкую моторику руки, чувство света, эстетическое восприятие.
- "Русская матрешка" знакомство с историей появление матрешек.
- Народные игры "Олени и пастух", "Море волнуется".
"Живет в народе песня" (совместное с родителями музыкальное развлечение)
Цель: Учить выразительно исполнять музыкальные произведения (частушки, песни), с желанием и пониманием читать пословицы, потешки, частушки.
3-я неделя "Знакомство с чувашским народом "
Тема: "Семь благословений" (Сиче пил)
Цель: Познакомить детей с традициями чувашского воспитания, (трудовое, нравственное, умственное, эстетическое, физическое, экономическое, этическое).
- Чувашские народные игры "Хищник в море", "Луна или солнце"
- Изучение пословиц и поговорок о чувашском народе
Тема: "Чувашская вышивка".
Цель: познакомить детей с чувашской вышивкой, которая обожествляет явления природы; объяснить языческие представления в орнаменте и утвари древних предков чувашей;
Развивать интерес детей к укладу жизни и творчеству чувашского народа, кругозор и любознательность; воспитывать уважение к людям разных национальностей.
- Игры "Найди узор", "На что похоже".
- Чтение сказок "Девушка и луна".
Тема: "Чувашский национальный костюм".
Цель: Дать детям представление об истории возникновения чувашского национального костюма, о названии элементов мужского и женского костюмов, значении черного цвета в орнаменте; формировать у детей умения и навыки составления узоров по мотивам народного орнамента; развивать эстетическое восприятие; воспитывать уважение к чувашскому народу.
- Разучивание танца "Сельской молодежи"
- Оформление выставки "Чувашские просторы"
Тема "Наши добрые соседи"
Цель: Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине. Закрепить знания о быте, одежде чувашского народа. Развивать у детей познавательный интерес к другим народам.
- Чтение народных сказок, былин, песенок.
- Посещение сельской библиотеки совместно с родителями. Тема "Чтение сказок чувашского народа"
Совместное развлечение родителей с детьми "Весело живем".
Цель: Привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту.
4- я неделя "Мордовия - край далекий"
Тема: "Особенности мордовского края"
Цель: познакомить детей с особенностями этническими группами мокша и эрзя. Познакомить с столицей Мордовии - Саранск.
Чтение "Мордовские народные сказки".
Инсценировка сказки "Как собака друга искала"
Тема: "Декоративно-прикладное творчество мордовских женщин".
Цель: Дать представление о мордовской рубахе, оригинальному расположению нашивок, особенностями ношения и значении орнамента; сформировать у детей знания и представления об образе жизни людей мордовской национальности.
Разучивание мордовских народных пословиц и поговорок. Дидактическая игра "Составь узор"
Тема "Мордовский национальный костюм. Рисунки, моделирование".
Цель. Дать детям представление об истории мордовского народа, о национальном костюме, познакомить с элементами мужского и женского костюмов; формировать у детей умения и навыки составления узоров по мотивам народного орнамента; воспитывать уважение и интерес к культуре мордовского народа.
Разучивание движений мордовского танца.
Игра "Значение орнамента".
Тема: Мордовские национальные праздники, блюда.
- Познакомить детей с мордовскими национальными праздниками, блюдами.
- Воспитывать любовь и уважение к мордовской культуре.
Лепка из соленого теста "Цемант" (пельмени).
Постановка сказки с участием родителей "Как собака друга искала" в Многофункциональном центре села.
Тема "Башкирские просторы"
НОД "Дружелюбные башкиры"
Цель: Дать детям представление о территориальном расположении республики Башкортостан; познакомить с легендой происхождения башкир. Обогатить духовный мир ребёнка, передать традиции башкирского народа сформировать основы культуры. Формировать у дошкольников положительное отношение к событиям и истории башкирского народа
- Хоровод "Хакысташ".
- Знакомство с башкирским музыкальным инструментом курай, просмотр отрывка концерта кураистов города Уфы.
Тема: "Мотивы башкирских узоров". Цель: Дать представление о работе башкирских мастериц, характерной манерой декорирования одежды в виде геометрического орнамента и изображения звезд и солнца, узоре "кускар"
- Игра "Составь узор на башкирском коврике"
- Башкирская народная игра "Построй новую пару"
Тема: "Башкирский национальный костюм".
Цель: Познакомить с национальной одеждой, орнаментом; прививать уважение к культуре башкирского народа, к традициям семьи, приучать к совместному труду со взрослыми; Воспитывать уважение к башкирскому народу, интерес и эмоциональный отклик. Обогащать словарный запас: бешмет, казакин, коломянка, кумач, нанка, ситек.
- Подвижные игры "Белый тополь, синий тополь", "Липкие пенечки".
- Словесная игра "Чёрный, белый не говорить".
Тема "Национальные блюда башкир"
Цель: Ознакомление детей с башкирскими национальными блюдами. Объяснение новых слов, отработка произношения и активизация их в речи. Упражнения в правильном интонировании предложений. Развитие связной речи. Развитие интереса к башкирским национальным блюдам.
-
Выставка работ "Национальные костюмы народов Татарстана".
- Национальная игра башкир "Поймай клубок".
Праздник "Многонациональная республика Татарстан"
- Заключительный этап
- Заключительная диагностика.
- Анализ и обобщение полученных результатов.
Ожидаемый результаты: повышение уровня сформированности нравственно-патриотических чувств воспитанников, знаний о народах проживающих на территории Татарстана, культуры поведения дошкольников; раскрытие индивидуальности ребенка; возрастание духовно-эмоционального контакта "ребенок - взрослый - ребенок"
В дальнейшем планирую разработать проект "Традиции и обычаи народов дальнего зарубежья".
Читайте также: