Проект кукла своими руками в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

Мы решили узнать, что это за кукла, и какие еще бывают куклы.

Паспорт проекта
Тип проекта – информационно-творческий
По предметно-содержательной области – общество – культурные ценности
По характеру участия – ребенок участник
По продолжительности – краткосрочный
По количеству участников – групповой
Форма представления – презентация

Участники проекта: Дети, воспитатель, родители, музыкальный работник.

Выясняем интересы и потребности детей по данной теме.

Вопросы анкетирования детей :
1. Знаешь ли ты, что такое кукла?
2. Есть ли дома тряпичная кукла?
3. Какие народные тряпичные куклы тебе известны?
4. Знаешь ли ты, когда и зачем была придумана народная кукла?
5. Любишь игрушки, сделанные своими руками?
6. Что нужно для изготовления народной куклы?
7. Умеешь ли ты делать тряпичные куклы?
8. Хочешь научиться делать тряпичную куклу?

Проблема: У детей дошкольного возраста очень слабый интерес к народной тряпичной кукле.
Причины:
• Незнание истории возникновения народной куклы.
• Отсутствие навыка изготовления тряпичной куклы.
• Отсутствие в развивающей среды для ознакомления, изготовления и обыгрывания тряпичной куклы

Ставим перед собой цель, исходя из интересов и потребностей детей.
Цель: Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной куклой.
Задачи:
1. Изучение истории возникновения народной тряпичной куклы.
2. Познакомить с техникой изготовления народной тряпичной куклы, вызвать интерес к созданию народной куклы, ее обыгрыванию, подвести к пониманию ее назначения.
3. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.
4. Создание мини-музея народной тряпичной куклы.

Методы проекта: наглядный, словесный, практический.

Этапы реализации проекта
I . Подготовительный этап
1. Постановка цели, задач.
2. Изучение методической литературы.

II. Разработка проекта
1. Подбор литературы. Накопление представлений о народной культуре, быте, традициях русского народа.
2. Пополнение окружающей среды. Подбор пособий для работы с детьми.
3. Выбор форм работы с родителями.
4. Выбор основных мероприятий.
5. Определение объема и содержания работы для внедрения проекта.
6. Определение и формулировка ожидаемых результатов.

IV. Итоговое мероприятие
Выставка "Куклы из бабушкиного сундучка"
Праздник для детей и родителей

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Воспитатель МБДОУ №74

Чебоксары 2016 год

Выбор обоснования темы проекта

Исследование и развитие идеи

Цели проекта:

1. Разработать проект от возникновения идеи до реального результата.

2. Применить полученное изделие на практике.

3. Оценить проделанную работу.

4. Защитить проект.

Выбор и обоснование темы проекта.

В детстве у меня было много игрушек. Но больше всего я любила играть с куклами, я расчесывала их, наряжала в красивые платья. И вот, я выросла, но куклы остались. Иногда я достаю их из коробок, рассаживаю и привожу в порядок. В очередной раз, смотря на своих кукол, я задумалась, как их делают? В итоге, мне самой захотелось сделать куклу. Такую красавицу как мою, я не смогу изготовить, а простую тряпичную – это слишком просто. Хочется чего-то необычного, экстравагантного.

Тильды. Эти милые, нежные создания становятся талисманами, они приносят в жизнь людей сказку. Взрослый человек, занимающийся пошивом этих замечательных кукол, словно возвращается в детство, наполняет свою жизнь волшебством и гармонией. Куклы тильда завораживают своим внешним видом. Любой, кто как-то столкнулся в своей жизни с этими забавными куклами и игрушками, которые так идеально подходят для того, чтобы украсить собой любое помещение или быть замечательным и неординарным подарком. А все потому, что любую куклу-тильду Вы можете сделать сами, самостоятельно, что, конечно же, добавляет ценности вашему дару.

Так я решила изготовить куклу-тильду и воплотить свой замысел.

Историческая справка

Кто же такие куклы-тильды? Мир игрушек очень разнообразен, в нем имеется очень большое количество личностей. Мир кукол тильд тоже довольно разнообразен. Куклы Тильды имеют множество разных обличий: зайцы, коты, ангелы, садовницы и куклы Тильды-домохозяйки, мишки, собачки и так далее. Тут важна именно техника исполнения игрушки. Всех их объединяют некоторые общие черты, это маленькие глазки-точечки и игривый румянец на щеках. Да и материал и способ изготовления у них одинаковый. Чаще всего Тильды шьются из натуральных материалов, это и лен, бязь, хлопчатобумажные ткани, иногда шерстяные. Но никто не мешает вам использовать, например, джинсовую ткань или шелк. Так как игрушки изготавливаются в небольших размерах, желательно чтобы рисунок соответствовал ему и не был слишком крупным. Шить зверька или куколку Тильду можно как вручную, так и используя швейную машинку, кому как удобнее и кто обладает какими навыками. Их можно дарить на самые разнообразные праздники, начиная от Дня рождения и заканчивая Днем Святого Валентина. Куклы тильды – игрушки, которыми с удовольствием играются дети, зачастую они предназначены для декора помещения или шьются с целью дарения на какие-либо праздники.

Дизайн спецификация

Критерии: собственный интерес, легкость изготовления, радовать глаз, украшение интерьера, получение новых навыков, аккуратность выполнения, оригинальность изготовления, низкая стоимость, служба в течении долгого времени, добавление в коллекцию игрушек.

3 Задачи 1. Обогащать знания дошкольников об истории возникновения кукол. 2. Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской куклы. 3. Учить детей изготавливать кукол своими руками 4. Закрепить на примере изготовленных кукол понятия о семье, семейных ценностях, традициях и быте русского народа 5. Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа. 6. Совершенствовать навыки самостоятельной и коллективной работы

6 Кукла Кукла первая среди игрушек. Ее история известна с глубокой древности. Изначально кукла служила тотемом, обрядовым символом, и уже позднее превратилась в детскую игрушку. В наше время существует огромное множество разнообразных кукол. Но особой популярностью пользуются куклы ручной работы. Очень часто любимой игрушкой становится та, которая сделана своими руками, потому что в нее вложена ваша фантазия и душа.

7 Куклы из капроновых колготок Куклы из капроновых колготок Куклы из колготок – это возможность изготовить игрушку с неповторимыми чертами лица, очень похожими на человеческие. Но для их изготовления может понадобиться ни одна пара колготок. При этом для создания внешнего слоя понадобятся все части этого предмета одежды. Почему именно колготки? Они хорошо тянутся, и, наверняка, в каждом доме есть уже пришедшие в негодность. А изделия из капрона очень напоминают кожу, что очень важно при изготовлении кукол – они ведь похожи на человека. Но можно использовать изделия и из более плотной ткани, даже не обязательно телесного цвета. Очень интересные игрушки получаются из белого, чёрного или коричневого материала.

8 Для скульптурно-текстильных игрушек, изготовленных в чулочной технике, сначала нужно выбрать материал, который будет внутри изделия. Обычно это синтепон или поролон. Для головы обычно используется кусок материала формы, сходной с шаром. При этом нос и брови можно выделить дополнительными кусочками наполнителя в соответствующих местах, а можно сделать каркас из проволоки для этих деталей лица. Нос, губы, глаза формируются с помощью иголки с ниткой, которыми делаются стежки в нужных местах на заготовке головы. Уши изготавливаются из резинки и пришиваются к голове.

9 После этого можно приклеить или пришить волосы, ресницы, брови, если это требуется по задумке. Можно просто их нарисовать, изобразить мимику с помощью фломастеров или косметики. Глаза можно также нарисовать, изготовить из твёрдого материала или купить готовые кукольные и приклеить их. Для тела можно сделать каркас, который потом нужно обязательно обёрнуть мягким материалом для набивки. Когда это сделано, всё тело или только его части, которые будут видны, обтягиваются капроном. Далее остаётся только сшить одежду. В качестве каркаса можно использовать обычную пластиковую бутылку.

10 Куклы из колготок неизменно вызывают удивление и восхищение у окружающих – ведь изделие выглядит как живое. Не забывайте, что в Ваших силах сделать игрушку, которая может принадлежать к любой национальности, веку, социальному статусу, быть реальным или сказочным персонажем, а также оберегом для дома и семьи. На создание кукол из чулок меня воодушевила работа знаменитой украинской кукольницы Елены Лаврентьевой.

11 ЛАРИСА РУБАЛЬСКАЯ ЛАРИСА РУБАЛЬСКАЯ. Фея знала свое дело И летая в небесах Днем и ночью то и дело Совершала чудеса. Фея кукол создавала, Мастерила, колдовала. Все, чего она касалась Оживало, просыпалось И в ее руках послушных Обретали куклы души. Ведь у кукол судьбы тоже С человеческими схожи. А потом свои трофеи Раздавала людям Фея. Потому что это-средство Чтобы вечно помнить детство.

16 Книги Тильда. Книги Тильда. Игрушки Тильда сейчас настолько популярны во всем мире, что о них написано уже немало книг. Рукодельницы найдут в книгах Тильда описание игрушек, выкройки, полезные советы по изготовлению кукол Тильда. А еще там множество интересных идей, связанных с этим очень модным сейчас рукоделием. Почитайте, что придумала норвежский дизайнер Тони Финнангер (Tone Finnanger), наверняка и вам придет в голову что-то особенное, оригинальное. Куклы в стиле Тильда сейчас очень популярны. Тильда – это текстильные куклы, игрушки, предметы интерьера, придуманные норвежской художницей – дизайнером Тоне Финангер. Первые игрушки в стиле Тильда появились более 10 лет назад. Стиль Тильда подразумевает наивно-примитивные, стилизованные образы и формы, натуральные материалы, нежные, романтичные расцветки.

17 Выкройка куклы тильды

20 Игровые куклы Игровые куклы Наши предки, тонко чувствуя природу ребёнка, давали ему игрушку, которая не только развлекала, но и обучала малыша, подготавливая его к взрослой жизни. Игрушек было немного, но каждая из них приучала ребёнка к дальнейшей жизни. В крестьянских семьях дети играли с тряпичными куклами. В некоторых домах их могло быть до ста штук. Играли в куклы дети до 7-8 лет. Мамы мастерили дочкам куколок из кусков ткани и верёвок. Причём такую куклу не выбрасывали, а бережно хранили в доме, передавая от дочки к дочке. Играя с тряпичной куклой, девочка приучалась быть в будущем хорошей матерью и хозяйкой в доме. К тому же дети развивали свои творческие способности, ведь зачастую девочки сами мастерили кукол, придумывали внешность и характер игрушки, шили наряд.

21 Зайчик-на-пальчик Зайчик-на-пальчик Чаще всего делали детям с трёх лет, чтобы они имели друга и собеседника. Зайчик одевался на пальчик и был всегда рядом. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно, к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг и оберег. Дети очень отзывчивы и в любимой игрушке видят родственную душу, открываются и разговаривают, как с живым человеком.

22 Зернушка или Крупеничка – кукла, которая символизировала достаток и благополучие в доме, была своего рода оберегом семьи. Делали эту куклу после сбора урожая. Небольшой мешочек наполнялся зерном, при этом женщины всегда пели песню или читали молитву. К туловищу-мешочку приделывалась голова без лица, повязывалась платком и пояском. Основой куклы был мешочек, наполненный зерном. Если в доме было голодно, то эта кукла выручала своих хозяев – из неё брали зерно.

23 Куколка Пеленашка На вид очень простая куколка - младенчик в платочке, запеленатый в пеленку и обвитый свивальником. До рождения ребенка к нему в кроватку подкладывали особую куколку - "Пеленашку", с целью - обмануть злых духов, подложить им куклу вместо ребенка. Потом эта кукла лежала рядом с дитём. Как вы понимаете, подобную куклу-оберег нельзя было купить. Только сделать самим. Делали ее из куска ношеной домотканой одежды кого-то из родственников -отца, деда или бабушки. Такая одежда несла в себе тепло человека и генетическую память, и это тепло передавалось кукле, вместе с частичкой жизненной силы человека. Маленького размера куклёнок (с пальчик) вкладывался младенцу в ручку и он сжимая и разжимая её наполнялся Силой РОДа, начинал развивать моторику. Такая кукла служила оберегом и от сглаза. Гости смотрели на ребенка и на куклу и говорили, обращаясь к кукле, - "Ой, до чего кукленок-то хорош!", чтобы не сглазить ребенка.

25 Вепсская кукла. Вепсская кукла. В ряд традиционных русских кукол ставят вепсскую куклу, сохранившую имя создавшего её народа. Сегодня вепсы – небольшая народность, проживающая на территории Карелии, Ленинградской и Вологодской областей, сохранившая свои традиции и обряды, многие из которых сходны с северорусскими. Вепсская кукла - это образ замужней женщины. Детали куклы не сшиваются между собой. Её делают из обрывков изношенной одежды, из них же выдёргивают нити для путанки и связывания деталей куклы. Делалась она из старых вещей матери без использования ножниц и иглы. Почему так? Для того чтобы жизнь ребенка была не "резаная и не колотая". До рождения малыша, чтобы согреть колыбельку, в нее клали эту куклу. А после рождения кукла висела над колыбелькой и охраняла малыша от порчи. Когда ребенок подрастал, он с ней играл. Эта кукла сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не "уходила", т.е. не рвалась, портилась.

27 Схема изготовления вепсской куклы

28 Шьём кукол своими руками

29 Выставка наших работ

30 Литература по созданию кукол

32 Анкета для детей. ЛЮБИМЫЕ ИГРУШКИ 1 Какие игрушки есть у тебя? 2 Какие из них ты любишь больше всего? 3 Любишь ли ты игрушки, сделанные руками взрослых? 4 Какую игрушку ты мечтаешь получить на день рождения? 5 Играют ли с тобой взрослые? 6 Какая игра тебе запомнилась? 7 Если игрушка сломалась, что ты делаешь? 8 Как ты относишься к деревянным игрушкам (матрешки, конструктор)?


Автор: Кравченко Надежда Николаевна, воспитатель МКДОУ Бутурлиновский детский сад №7, г.Бутурлиновка Воронежская область
Описание: Данный материал будет полезен воспитателям дошкольных образовательных учреждений


Тип проекта: долгосрочный
Срок реализации : декабрь-апрель
Участники проекта: Дети подготовительной группы, воспитатели, родители
Цель проекта: Пробудить интерес детей к истокам русской народной культуры в процессе ознакомления их с историей возникновения традиционной тряпичной куклы.
Задачи :
-Обогащать знания дошкольников об истории возникновения традиционных народных тряпичных кукол
-Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской народной тряпичной куклы
-Учить детей изготовлять кукол своими руками
-Развивать мелкую моторику рук и умение работать с разными видами ткани
-Воспитывать интерес к русской народной кукле , бережное отношение к культуре своего народа, уважение к национальным традициям.

Проблема: Современные дети в основном играют плассмасовыми игрушками фабричного производства и мало представляют себе в какие куклы играли наши предки, какую славную историю имеет русская народная тряпичная кукла. У них недостаточно сформированы представления о тряпичной кукле, нет навыков изготовления тряпичной куклы, нет материалов для ознакомления, изготовления и обыгрывания тряпичной куклы.
Родители имеют недостаточно знаний о русской народной тряпичной кукле, истории её возникновения, технологии её изготовления, что ведет к потери культурно-исторических ценностей русского народа.

Актуальность:
Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Знакомство детей с историей народной куклы и технологией её изготовления представляет возможности для творческого самовыражения детей, формирование навыков работы с различными материалами – природными и бытовыми. Народная кукла наиболее близка детям и в тоже время связана со многими аспектами национальной культуры. Изготовление с детьми народной игрушки имеет большие воспитательные возможности. У детей развивается чувство цвета, ритма, пропорций, глазомер, эстетический вкус. Одним из важных моментов в изготовлении куклы является то, что её можно изготовлять без иглы и ножниц. Дети приобретают необходимые трудовые навыки.








Заключение:
Мероприятия, которые мы проводили, позволили познакомить детей с миром народной тряпичной куклы, с русскими народными обрядами и тем самым приобщить детей к народной традиционной культуре России.

Читайте также: