Проект комфортный детский сад

Обновлено: 28.06.2024

Выбор детского сада для ребенка, в частности с особенностями развития, даже в столице становится для родителей непростой задачей. Но каждая семья заинтересована в том, чтобы первый образовательный этап малыша проходил в максимально комфортных условиях с получением всех необходимых знаний, социализации и поддержки. Корреспонденты портала "Будущее России . Национальные проекты", оператором которого является информационное агентство ТАСС, посетили дошкольные образовательные учреждения в Москве и выяснили у предпринимателей, как поиски идеального детского сада могут привести к открытию своего дела, а также узнали о развитии инклюзивной программы в обычных детских центрах.

Хочешь для ребенка лучшее — сделай сам

Марина и Игорь Федоровы вместе уже 11 лет. До рождения старшего сына супруги работали в сфере аренды коммерческих площадей. Все изменилось, когда у пары встал вопрос об устройстве ребенка в детский сад.

"Я, как работающая мама, сразу приняла решение, что дети будет ходить в частный садик. Изучив буквально все сады в районе, мы поняли, что ни одному из них не можем доверить ребенка. Где-то понравилось больше, где-то меньше, но не было того самого идеального места! Я поняла, что везде возникнут проблемы с адаптацией", — рассказывает Марина.

Поэтому супруги решили, что лучшим выходом для них станет создание своего собственного детского сада. Так, в 2017 году в московском Ростокине появился частный детский сад "Алертум кидс". "Мы работали в недвижимости. Образовательный бизнес — это было совершенно новое для нас. Конечно, много читали, готовились. Плюс как мама я понимала, что нужно маленьким детям. Знаете, опыт материнства очень помог в развитии этого бизнеса", — добавляет предпринимательница.

В итоге Марина и Игорь придумали концепцию "необычного детского сада", в котором даже полуторагодовалые малыши чувствовали бы себя комфортно с первого дня посещения. Акцент сделали на безболезненной адаптации, нестандартной образовательной программе (например, вместо привычной для многих детских садов ритмики в "Алертум" преподают капоэйру и балет), хендмейд-игрушках, которые можно "помять, пощупать и даже попробовать на вкус" и шестиразовом домашнем питании. Чтобы дети чувствовали себя в комфорте и безопасности, не плакали и не боялись расставания с мамой, важно соблюдать баланс между привычкой и интересом, уверены супруги.

"В нашем саду создана необычная атмосфера и за счет игрушек, и за счет образовательной программы. Мы делаем все возможное, чтобы детям не было скучно, чтобы они были максимально вовлечены в процесс. Дети должны хотеть вернуться в садик не потому, что так надо, а потому, что хочется", — объясняет Марина.

По ее словам, большинство игрушек для сада сделано по индивидуальному заказу: над ними трудились мастера из 18 городов России . "Это и вязаные игрушки, и игрушки из дерева. Все игрушки уникальные, детям нравится, что таких нет дома, и они с радостью возвращаются в садик, чтобы снова с ними поиграть", — добавляет она.

Федоровы не скрывают, что образовательный бизнес требует серьезных инвестиций, а выход на прибыль может занять длительный период. Первоначальные инвестиции в сад в Ростокине составили 10 млн рублей. В эту сумму вошли аренда помещения, его ремонт и обустройство, а также консалтинговые услуги. "Кредит не брали, использовали свои накопления", — говорит Игорь, отвечающий в бизнесе за финансы. При этом он подчеркнул, что супруги старались не брать заем даже в условиях карантина и падения доходов.

На первом этапе Федоровы работали в минус. "Мы изучили рынок в целом, сам район в частности, провели тесты. По всем подсчетам получалось, что в первый месяц к нам запишется 10 детей, — рассказал он. — А записалось всего два!" Это был очень болезненный момент для пары, тем более что они дополнительно вложились в рекламу своего бизнеса. "Везде рекламировались, даже наружную в районных автобусах закупили, свою машину обклеили, а клиенты не шли", — вспоминает Игорь.

Но Федоровы решили, что в любом случае сад будет работать по полной программе. И в результате сработала не привычная реклама, а сарафанное радио. Мамы этих двоих воспитанников рассказали своим соседкам и подругам о преимуществах сада, и уже через пару месяцев группы наполнились. На прибыль семейное предприятие вышло через 11 месяцев, и тогда же было принято решение об открытии второго сада. Так спустя два года после запуска проекта семья Федоровых открыла второе дошкольное заведение в соседнем районе. Инвестиции в новое помещение составили уже более 15 млн рублей.

Безопасность детей

Большое внимание предприниматели уделили и требованиям по размерам помещения — для спальной комнаты и для игровой.

"Все требования точно такие же, как и для государственных детских садов, только мы закупили специальные кровати, чтобы можно было использовать игровую как спальную зону (такая практика есть и в государственных детских садах, где много детей в группах. — Прим. ред.)", — отмечает Игорь.

Также предприниматель добавляет, что сегодня в СанПиНе (санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. — Прим. ред.) много различных требований к разным помещениям, например, для кухни и игровой они разные.

"Какого-то единого требования к частному саду не прописано. Но если это помещение для группы, то в нем должно быть не менее 2,5 квадратных метров на ребенка. У нас, к слову, больше. Также при установке мебели — тех же шкафчиков — мы зафиксировали все специальными креплениями к стене. Вся игровая мебель тоже крепко-крепко зафиксирована у стены. Еще мы регулярно проводим противопожарные учения персонала, все наши помещения оборудованы тревожной кнопкой для вызова полиции и видеонаблюдением", — поясняет он.

Второй проект

Второй "Алертум кидс" открылся незадолго до начала пандемии, поэтому группы не были до конца укомплектованы. К счастью, отмечают Федоровы, у них имелась финансовая "подушка безопасности", которая позволила относительно безболезненно пройти период карантина.

Предприниматели подчеркивают, что преодолеть проблемы, связанные с пандемией, помогли арендные каникулы: пара получила льготу от владельцев помещения. А вот в реестр пострадавших предприятий они не попали. "По документам мы проходим как индивидуальные предприниматели в сфере недвижимости. Образовательный бизнес идет как второй. Из-за этого мы оказались без господдержки", — поясняет Игорь. По его мнению, необходимо изменить такой подход, когда поддержку получают только компании из наиболее пострадавших отраслей, ведь потеряли почти все.

На господдержку предприниматели полную ставку не делают, отмечая, что частично нашли способы преодолеть сложности эпидемии.

"Мы сразу ушли в онлайн. Это позволило сохранить рабочие места и зарплаты сотрудникам. Мы честно выполнили свои обязательства перед сотрудниками и родителями, хотя фактически сад не работал", — добавляет Игорь.

На данный момент в "Алертум кидс" работают 35 сотрудников, среднемесячный оборот сети составляет 1,7 млн руб. Несмотря на ухудшение экономической ситуации из-за ограничений, Федоровы намерены и дальше расширять свой образовательный бизнес, так как, по их мнению, спрос на качественные дошкольные учреждения в крупных городах будет только расти. "Прямо сейчас подбираем помещение для третьего садика", — говорит Марина .

Особенное дело

Выбор детского сада для родителей особенного ребенка может проходить еще сложнее. Основательница московского детского центра "Самый лучший" Ксения Корсукова начала работать с такими детьми почти десять лет назад — в центре при столичном Институте экономики и предпринимательства . Руководство вуза решило открыть на базе учебного заведения факультет дошкольного образования: набрали группу, где дети могли в течение нескольких часов проходить дополнительные занятия, в том числе с логопедом. В то время родственники девушки столкнулись с проблемой расстройства аутистического спектра у своего ребенка. На их примере Ксения увидела, какие сложности бывают с тем, чтобы подобрать детский сад такому особенному ребенку и в целом приспособить его для жизни в обществе.

"Это все было на моих глазах, и я приняла решение прийти к ректору института с инициативой заниматься с особенными детьми. Поначалу, правда, никто серьезно это не воспринял: думали, что родители с такими детьми к нам не придут. Но такие люди сразу же нашлись. У нас был шикарный логопед, и сначала мы занимались со слабослышащими детьми и детьми с задержкой речевого развития", — рассказывает она.

В 2011 году центр получил лицензию на дошкольное образование. Постоянно там обучались примерно 20 детей, еще около 80 посещали дополнительные занятия. В 2015 году институт лишили лицензии, и Ксения встала перед выбором — продолжать начатое или найти себя в другом деле. По ее словам, знакомые и родственники пытались ее отговорить от занятий с особенными детьми.

Бизнес как призвание

"Меня разубеждали, говоря, что это не совсем бизнес, а именно социальное предпринимательство, которое не приносит большого дохода, а вложений требует очень много — все сразу надо делать качественно, так как от этого зависит безопасность и здоровье детей. Но к нам в центр тогда ходили 20 детей, и я чувствовала, что помогать им — это мое призвание", — вспоминает Ксения .

Она оформила отдельное юридическое лицо и стала искать помещение. Подходящее нашлось у Департамента городского имущества Москвы . Ксения подала заявку на участие в торгах, чтобы его арендовать. Так как торги состоялись через полгода, делать ремонт и въезжать пришлось буквально за несколько дней. На запуск ушло около 2 млн рублей, из которых половина — кредитные средства, которые Ксения отдает до сих пор, а также займы и накопления.

Ксения Корсукова во время занятий с детьми Александр Щербак /ТАСС

Детский центр "Самый лучший" Александр Щербак /ТАСС

Ксения Корсукова во время занятий с детьми Александр Щербак /ТАСС

Детский центр "Самый лучший" Александр Щербак /ТАСС

В новый центр привели своих детей почти все родители, с детьми которых ранее велась работа на базе института. Также приводили детишек с расстройствами аутистического спектра, детским церебральным параличом и синдромом Дауна. Аутистические расстройства, которыми, по данным Всемирной организации здравоохранения , страдает один из 160 детей по всему миру, влияют на поведение ребенка, его способности к коммуникации. Часть детей с такими особенностями могут посещать обычный детсад или школу, но им необходимы тьюторы — сопровождающие педагоги, а также логопеды и психологи.

Работа с предубеждениями

Центру приходится порой работать не только с детьми, но и с предубеждениями взрослых — объяснять, что особенностями нельзя заразиться, что такие дети могут ходить в те же детские сады, школы и институты, что и другие, особенно если у них не нарушена умственная деятельность. Однако хватает и сложностей: коррекция поведения и социализация такого ребенка становятся командной работой родителей и специалистов центра.

"В младшей группе при работе с особенными детьми основной акцент делается на адаптации к дошкольным учреждениям. Обычно это достаточно мягко проходит, а потом, со временем, мы можем перевести ребенка в старшую группу. Все дети общаются, сложностей никаких нет. И мы другим детям рассказываем, что есть особенные детишки, они привыкают. Иногда, конечно, спрашивают, а почему кто-то кричит или почему-то громко плачет, объясняем, что это нормальное для него проявление, он себя так успокаивает, он так проявляет свои эмоции", — рассказывает Ксения .

Один из бывших воспитанников центра, Саша , скоро пойдет в обычную школу. Он посещал центр с ясельной группы (для детей от года до трех лет), потом перешел в коррекционную группу для детей с особенностями. После занятий с педагогом-психологом и логопедом его перевели в старшую группу для обычных детей. Ксения отмечает, что впоследствии ему в школе потребуется психолого-педагогическое сопровождение, но в целом он сможет получить образование и жить, как остальные ребята. Это снимает нагрузку с родителей и дает ребенку возможность быть во многом самостоятельным человеком.

Помог центр и еще двум братьям — Дару и Яру, которые пришли в центр вместе. У младшего было врожденное расстройство аутистического спектра, а у старшего — приобретенное, так как он постоянно общался с братом. Через год старший смог пойти в логопедическую группу обычного детского сада, а младший начал произносить первые осмысленные звуки и слоги.

Свой центр Ксения рассматривает скорее как миссию, чем как бизнес в классическом понимании этого слова. В первый год существования она работали либо в убыток, либо "в ноль". Средств на то, чтобы нанять сотрудников, было мало. В то время она наняла двоих воспитателей, а остальными аспектами занималась сама. С годами удалось выйти на самоокупаемость — оборот центра составлял в 2019 году около 3 млн рублей, а число сотрудников увеличилось до четырех человек.

Не отказываться, когда тяжело

Как и у многих других предприятий, которые вынуждены были полностью приостановить работу, в условиях эпидемии коронавируса оборот центра упал до нуля. Присматривать за детьми в режиме онлайн было практически невозможно, поэтому учреждение закрылось в ожидании окончания самоизоляции. Ксения рассказывает: очень помогло то, что помещение относится к муниципальному имуществу и арендные платежи для них были отменены, а на зарплаты сотрудникам были получены безвозмездные государственные субсидии.

"С начала июня мы решили открыться. Арендных платежей пока нет, но надо оплачивать коммунальные услуги, есть обязательства по налогам. К тому же надо понимать, что такой бизнес сезонный — летом родители пытаются сэкономить, потому что все в отпусках, или отправляют детей к бабушкам, дедушкам. Тем более в пандемию многие боятся возвращаться", — поясняет она.

Ксения сейчас подала документы на включение центра в реестр социальных предприятий. Она надеется, что это поможет в дальнейшем получить льготы, так как социальное предпринимательство включено в нацпроект "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" и предполагает господдержку.

"Требуются большие финансовые вложения, чтобы работать с особенными детишками. Аренда и коммунальные платежи — основные расходы у нас. За аренду мы платим около 250 тысяч рублей, а так как еще являемся и налоговым агентом между департаментом имущества и городом, уплачиваем и НДС на это помещение. Коммунальные услуги встают еще в 22 тысячи рублей. Хотелось бы помощи государства в снижении этих платежей", — уточняет она.

По словам предпринимательницы, сейчас страх второй волны пандемии у родителей крепок — они опасаются и почти не приводят детей.

"До сих пор мне говорят, что этот центр — постоянное напряжение. Но для меня это как мой второй ребенок. Вы же не отказываетесь от детей, когда с ними тяжело? Пока силы есть, буду работать дальше", — резюмирует Ксения .

Современный этап развития общества характеризуется значительными изменениями в сфере дошкольного образования в связи с внедрением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов. Исходя из требований ФГОС ДО перед участниками образовательного процесса стоит главная задача – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Поэтому цель работы всех педагогов ДОУ - создать такие условия в ДОУ, которые способствовали бы укреплению здоровья детей как физического, так и психического.

Для ее решения важно обеспечить специально организованное воздействие на дошкольников, создание соответствующих условий и психологическое просвещение педагогов и родителей.

В образовательных учреждениях, где дети проводят большую часть времени, остро стоит вопрос о необходимости создания специальных условий для оказания психолого-педагогической помощи. И в первую очередь это – создание психологически комфортной образовательной среды в группах и на участке дошкольного образовательного учреждения, которая является частью развивающей предметной среды в дошкольном образовательном учреждении.

В связи с этим, возникает необходимость создания современной РППС в каждой возрастной группе и на участках детского сада.

При анализе ситуации в МАДОУ выявлены противоречия:

  1. Неполное соответствие развивающей предметно - пространственной среды ДОУ требованиям ФГОС ДО и принципам, предъявляемым к РППС ДОУ.
  2. Недостаточность профессиональных знаний педагогами по оформлению и грамотному использованию материалов уголков для полноценного психофизического развития дошкольников.
  3. Отсутствие свободного пространства в группах ДОУ для создания зоны психологической разгрузки.
  4. Недостаточно активное проявление интереса к образовательному процессу со стороны родителей (законных представителей) обучающихся МАДОУ.

Какой он счастливый и здоровый ребенок? Как воспитать его таковым? Как помочь ему в этом в условиях дошкольной организации? Вот ряд проблем, ответы на которые вы найдете познакомившись с проектом организации безопасной и комфортной образовательной среды детского сада. Автор проекта представляет механизм обеспечения психологической безопасности и формирования здоровой личности.

Я полагаю, что применение на практике проект формирования и сохранения безопасной и комфортной образовательной среды сократит имеющиеся проблемы современного общества в области сохранения психологически здоровой нации.

Практическая значимость проекта формирования и сохранения безопасной и комфортной образовательной среды состоит в том, что результаты практического исследования могут быть использованы воспитателями дошкольных образовательных учреждений в реальных условиях деятельности.

При постановке задач такого рода я выступаю механизмом обеспечения психологической безопасности воспитанников и фактором позитивных изменений педагогов. Под психологической безопасностью понимаю защищенность воспитанников и педагогов от угроз психологического насилия, унижения и оскорбления, от того, что заставляют делать против желания, от заброшенности, пренебрежительного и недоброжелательного обращения.

• система организации режима жизнедеятельности воспитанников;

• система организации межличностных отношений в ДОУ.

Система организации режима жизнедеятельности воспитанников

• установление целесообразного, гибкого и эффективного режима дня (распределение интеллектуальной и физической нагрузок;

организация полноценного питания, сна и двигательного режима);

• создание предметно-развивающей среды, отвечающей принципам комплексирования и гибкого зонирования, комфортности и эмоционального благополучия детей и взрослых, удовлетворения потребности в общении, движении, развитии и т. д. ;

• организация образовательного процесса (поддержание баланса между специально организованной и самостоятельной совместной деятельностью детей; проведение занятий в форме игры и диалога; совместное решение познавательных и практических задач; вовлечение воспитанников в значимые и интересные для них виды деятельности).

Система организации межличностных отношений в ДОО:

• влияние педагога на развитие личности ребенка (стиль взаимоотношений, личностные характеристики педагога, педагогическое мастерство); психологический климат в детском коллективе (межличностные взаимоотношения в группе сверстников);

• психологический климат в педагогическом коллективе (мотивация на работу, стиль руководства, традиции, атмосфера).

Цель: сохранение и укрепление здоровья дошкольников посредством обеспечения безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДОО.

1) создать условия, способствующие эффективному подбору и реализации компонентов психологической безопасности для сохранения и укрепления психофизического здоровья воспитанников в условиях ДОО;

2) создать условия для естественного всестороннего развития детей, их творческого потенциала и индивидуальных способностей.

3) работа по созданию условий для укрепления и сохранения здоровья дошкольников, готовящихся к обучению в школе, всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой, создание благоприятных условий для психического и личностного развития ребенка.

Содержание этапов работы по обеспечению безопасной и

психологически комфортной образовательной среды.

1. Диагностический этап.

На данном этапе анализируются:

• отношение детей к ДОО, их эмоциональное состояние, психологический климат в детском коллективе;

• психологические характеристики воспитателей с точки зрения личностно ориентированной педагогики, а также стиль взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса;

• степень подготовки воспитанников ДОО к школе;

• специфика организации воспитательно-образовательного процесса;

• степень комфортности предметно-развивающей среды для детей и взрослых;

• психологический климат педагогического коллектива.

2. Организационно-практический этап.

В группах ДОО регулярно проводится работа по обеспечению безопасной и психологически комфортной образовательной среды через различные формы и методы:

• Психологизация образовательной среды в целях сохранения эмоционального благополучия ее участников; создание в ДОО безопасных условий; защита от всех форм дискриминации.

• Повышение профессионального уровня педагогов и создание необходимых условий для их личностного роста, что подразумевает проведение методических мероприятий для педагогов: индивидуальных и групповых консультаций, семинаров-практикумов, направленных на оптимизацию процесса организации рационального режима дня (распределение физических и интеллектуальных нагрузок, организацию питания, сна и предметно-развивающей среды, соответствующей требованиям психологической безопасности; использование в работе приемов аутотренинга и релаксации).

• Организация коррекционно-развивающих занятий с детьми, направленных на создание условий для их естественного психологического развития, развитие эмоциональной сферы, коррекцию имеющихся эмоциональных нарушений.

В течение учебного года с детьми проводятся коррекционно-развивающие занятия по следующим программам:

Название программы / автор (составитель)/ целевая аудитория

Программа групповых игровых сеансов по социализации ребенка раннего и младшего дошкольного возраста.

Автор-составитель – А. С. Роньжина. Целевая аудитория: воспитанники первых и вторых младших групп

Создание условий для обеспечения психологического благополучия и позитивной социализации детей раннего и младшего дошкольного возраста в процессе игрового взаимодействия

• Вызвать у ребенка интерес к сверстникам - партнерам по взаимодействию;

• облегчить процесс адаптации вновь набранных детей;

• сформировать положительное отношение к совместной деятельности со сверстниками;

• научить выполнять одновременно одинаковые игровые действия, достигая общего игрового результата, а также наблюдать за других детей;

• сформировать благоприятный климат в группе;

• стимулировать подражание взрослым в выражении эмоциональной отзывчивости;

• научить слушать взрослого и действовать по его инструкции;

• сформировать эмоциональный контакт между взрослым и ребенком;

• сформировать доверительные отношения;

• снизить психофизическую и эмоциональную напряженность;

• развивать познавательную активность и речь;

• развивать сенсомоторные навыки

Целевая аудитория: воспитанники второй младшей и средней групп

Создание условий для естественного психологического развития ребенка

• Развить эмоциональную сферу, ввести ребенка в мирчеловеческих эмоций;

• развить коммуникативные умения, необходимые для успешного общения;

• развить волевую сферу - произвольность психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе

развить личностную сферу: сформировать адекватную самооценку, повысить уверенность в себе;

развить интеллектуальную сферу: умение мыслить, наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, творческое и критическое мышление;

• сформировать позитивную мотивацию на обучение;

развить познавательные психические процессы: восприятие, память, внимание, воображение

Целевая аудитория: воспитанники старшей группы

Подготовить старших дошкольников к успешному обучению в школе путем развития познавательной, коммуникативной и эмоционально-волевой сферы, обогащения необходимыми знаниями, которые помогут им чувствовать себя уверенно и комфортно при поступлении в школу и на протяжении школьных лет

• Определить уровень готовности детей к обучению в школе (провести первичное и повторное психолого-педагогическое обследование);

• оценить и развить мотивацию на учебную деятельность, интеллектуальную активность ребенка;

• сформировать личностную, социально-психологическую, интеллектуальную и эмоционально-волевую готовность;

• развить высшие психические функции; графические навыки, зрительно-моторную координацию; умение сравнивать, обобщать, находить причинно-следственные связи;

• развить навык произвольной регуляции поведения;

• развить навык общения со сверстниками и взрослыми, творческие способности, доверие, групповое сотрудничество;

• снять эмоциональное и мышечное напряжение

• Организация предметно-развивающей среды, отвечающей принципам комплексирования и гибкого зонирования, комфортности и эмоционального благополучия детей и взрослых, удовлетворение потребности в общении, движении, развитии и т. д.

Организация безопасного, психологически комфортного пространства

Развивающая среда, обогащенная различными элементами, создает у детей положительную установку и позитивное впечатление о детском саде, что способствует укреплению их психологического и эмоционального здоровья, развитию эмоционально-чувственной сферы. Также пространство в группах, имеющее гибкое зонирование, стимулирует самостоятельность детей, обусловливает возможность свободного выбора.

1. Зона приветствия.

Направленность: создание позитивного эмоционального настроя, атмосферы группового доверия и принятия, сплочение детского коллектива.

2. Уголок достижений.

Направленность: повышение самооценки, уверенности детей в себе; предоставление родителям позитивной информации, способствующей установлению взаимопонимания между ними; обучение детей чуткому, уважительному и доброжелательному отношению к людям.

Направленность: предоставление детям возможности в приемлемой форме освободиться от переполняющего их чувства эмоций, напряженности; развитие положительных эмоциональных чувств; обучение самообладанию и приемам саморегуляции.

С помощью кукол бибабо и настольного театра дети выстраивают различные ситуации, используя коммуникативные навыки общения, приобретённые на занятиях, внеклассных мероприятиях, чтении художественной литературы, несущие положительные и доброжелательные отношения в детском коллективе.

4. Уголок поздравлений.

Направленность: формирование позитивного настроения, дружеской атмосферы в группе; сплочение детского коллектива.

В группах оборудованы стенды, на которых в дни рождений детей вывешиваются плакаты с фотографией именинника и поздравлениями остальных детей (пожеланиями, рисунками и т. д.). После дня рождения плакат дарят имениннику. Подобные плакаты можно готовить к различным праздникам.

5. Зона воды и песка.

Направленность: снятие стресса; снижение нервно-психической напряженности, улучшение настроения.

Из всех игровых материалов песок и вода являются наиболее эффективными терапевтическими средствами. Они не имеют структуры и по желанию ребенка могут превратиться во что угодно: поверхность луны, пляж, бассейн. Не существует правильного или неправильного способа игры с песком и водой, поэтому ребенок всегда уверен в успехе. Это особенно полезно для неуверенных в себе, замкнутых детей. А остаться сухим и чистым помогает накидка из целлофановой пленки длиною до пола с прорезью для головы и рук.

6. Зона уединения.

Направленность: предоставление ребенку возможности отдохнуть, расслабиться, подумать, помечтать. Это одна из наиболее любимых детьми зон. Она оснащена мягкой мебелью, подушками, ширмой. С зоной уединения в группе соседствует уголок настроения, где ребенку можно оказать своевременную эмоциональную поддержку.

7. Уголок сенсорного развития

Направленность: развитие всех видов восприятия; создание условий для реализации сенсорно-перцептивных способностей; речевого и психического развития детей; выработки эмоционально положительного отношения к предметам и действиям с ними.

В этом центре находятся звучащие игрушки, игрушки-заместители, клубочки, катушки, шнуровки и многое другое, способствующее развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховых анализаторов, зрительного восприятия, обоняния, психических процессов.

Каждая из зон оснащена соответствующей картотекой, например: картотекой методов саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей; картотекой игр, направленных на управление гневом.

Яркость, необычность оборудования пространства, вера в резервные возможности каждого ребенка не только помогают преодолеть трудности в поведении, но и становятся эффективным средством взаимодействия дошкольника и педагога.

Система работы по обеспечению безопасной и психологически комфортной образовательной среды, выстроенная в условиях реализации ФГОС ДОО, дает положительные результаты:

• соответствие предметно-развивающей среды требованиям психологической безопасности;

• направленность деятельности педагогов на личностно ориентированное взаимодействие с детьми;

• сокращение количества факторов, негативно влияющих на эмоциональное состояние и вызывающих эмоциональный дискомфорт за счет построения гибкого и варьированного режима дня; включения в образовательный процесс значимых и интересных видов детской деятельности; проведения образовательной деятельности с детьми в увлекательной и эмоциональной форме; введения релаксационных пауз в режимные моменты; создания пакета методик снятия психоэмоционального напряжения;

• создание условий для естественного всестороннего развития творческого потенциала и индивидуальных способностей воспитанников;

• уменьшение количества детей с эмоциональными нарушениями;

• успешная адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО;

• сокращение количества детей, психологически не готовых к поступлению в школу.

Анализируя результаты, можно сделать вывод об эффективности предложенной системы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников посредством обеспечения безопасной и психологически комфортной воспитательно -образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДОО.

1. Киреева Л. Г. Организация предметно-развивающей среды : из опыта работы / Л. Г. Киреева // Учитель. – 2009. – С. 143.

2. Кирьянова Р. А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / Р. А. Кирьянова// Детство- Пресс. – 2010. – С. 5-12.

3. Марецкая Н. И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального. Художественного и творческого развития дошкольника / Н. И. Марецкая// Детство-Пресс. – 2010. – С. 13-40.

4. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н. В. Нищева // Детство-Пресс. – 2010. – С. 128.

Образовательная среда для опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ

Образовательная среда для опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ Воспитатели Захарова У. В., Фомина Т. В. МДОУ детский сад "Золотые зернышки" с. Детчино[/i] Дети.

Непосредственное управление учреждением осуществляет заведующий - Хованская Татьяна Юрьевна. Стаж педагогической работы – 30 лет, в должности руководителя - 13 лет. Приоритетными направлениями образовательной деятельности являются: физическое развитие, безопасность.

По периметру здания имеются цветники, рабатки для декоративного озеленения, способствующие познавательному развитию детей.

Коллектив детского сада стремится, сохраняя свои традиции, осуществлять целостно-ориентированный подход к каждому ребенку, создавать условия, обеспечивающие укрепление здоровья детей, формировать творческие способности, которые соответствовали бы требованиям современного общества.

В групповых комнатах пространство организовано таким образом, чтобы было достаточно места для занятий игровой и учебной деятельностью. Помещения групп детского сада оснащены детской и игровой мебелью, соответствующей по параметрам возрасту воспитанников. Групповые помещения ДОУ имеют комнату для раздевания, игровую, спальную и туалетную комнаты. Созданная с учетом возрастных особенностей детей и современными требованиями, развивающая среда в группах формирует игровые навыки у детей и способствует развитию личности дошкольника.
В нашем детском саду созданы условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого оборудован музыкальный и физкультурный залы. Здесь проводятся музыкальные и физкультурные занятия, гимнастика, досуги, праздники и развлечения. В физкультурном зале имеется оборудование для занятий спортом (шведская стенка, гимнастическая скамейка, мячи, обручи, скакалки, кегли, степ-платформы для занятий фитнессом, станок для занятий хореографией и т.д.) Для создания эмоционального настроя детей в зале имеется цифровое фортепиано, музыкальный центр, проектор, телевизор. Музыкальный зал оформлен на высоком эстетическом уровне, оснащен необходимым оборудованием для музыкального развития детей: имеется народные музыкальные инструменты (шумовые), дидактический и наглядно-иллюстративный материал музыкальные инструменты (бубны, погремушки, металлофоны и др.), музыкально-дидактические игры.

Одной из главных задач нашего детского сада является сохранение и укрепление здоровья детей. Решению этой задачи подчинена вся деятельность ДОУ и её сотрудников. Медицинский кабинет оснащен всем необходимым оборудованием. Постоянно контролируется выполнение режима, карантинных мероприятий, проводится оздоровительно - профилактическая работа с детьми. Ведется постоянный контроль за освещением, температурным режимом в ДОУ, за питанием.

Создание комфортной образовательной среды, оснащение материально-технической базы ДОУ – одна из формул лидирующего развития учреждения и успешная реализация социального заказа населения.

Читайте также: