Проект изотерапия в детском саду

Обновлено: 07.07.2024

Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов и психологов посредством использования арт-терапевтических технологий для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического здоровья у участников образовательного процесса.

  • познакомить участников мастер-класса с опытом использования арт-терапевтических технологий и их применением на практике;
  • создать положительный эмоциональный климат у участников, используя виды арт-терапии (изотерапию, музыкотерапию, танцетерапию) как одну из форм организации мастер-класса;
  • способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.

Ожидаемые результаты:

1. Практическое освоение педагогами методов и упражнений в арт-терапии, предлагаемых на мастер-классе.
2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области арт-терапии.
3. Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой психологической деятельности.

Актуальность

Эмоциональное состояние участников образовательного процесса вызывает сегодня серьезную тревогу. У детей отмечается высокая тревожность, часты проявления общей апатии или, напротив, повышенной раздражительности или агрессивности. У педагогов наблюдается повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; переживание негативных эмоций, чувство неосознанного беспокойства, депрессивные состояния. Всё это приводит к тому, что на сегодняшний момент необходимо искать новые средства психолого-педагогической поддержки предупреждения негативных эмоций у участников образовательного процесса.
В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и психолого-педагогической поддержки участников образовательного процесса, можно успешно использовать арт-терапию. Она напрямую связана с изобразительной деятельностью и включает в себя множество разнообразных форм и методов, поэтому уместно будет вести речь об инновационных техниках и приемах, которые могут использоваться участниками образовательного процесса.

Арт-метод в научно-педагогическом понятии – это забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами спонтанной художественной деятельности.
Арт-терапевтические методы работы с детьми и взрослыми – это безопасный способ разрядки разрушительных эмоций. Он позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять, повышает адаптационные способности человека к повседневной жизни, снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением у детей, работой у педагогов и воспитанием у родителей.

Современная арт-терапия включает множество направлений.

В работе с детьми и взрослыми можно успешно применять такие арт-терапевтические методы как музыкотерапия, сказкотерапия, танцетерапия, фототерапия, изотерапия.

Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушения общения, возникающее по разным причинам. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряжённость.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Из всего многообразия художественных материалов для чтения – рассказы, повести, романы, стихи, поэмы – в решении проблем агрессивного, неуверенного поведения, принятия своих чувств, мы используем сказки и притчи. Это примеры живой образности речи, способствующие разрешению внутренних конфликтов и снятию эмоционального напряжения, изменению жизненной позиции и поведения.

Танцетерапия – выражение своих чувств и эмоций в свободном движении и импровизации под музыку.

Фототерапия – создание или восприятие фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности, включая изобразительное искусство, движение, танец, сочинение историй, стихотворений.

Песочная терапия – один из основных механизмов позитивного воздействия песочной терапии основан на том, что ребёнок получает опыт создания маленького мира, являющегося символическим выражением его способности и права строить свою жизнь, свой мир собственными руками.

Изотерапия – это мощное средство самовыражения, облегчающее путь для проявления чувств. Терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие способности, помогает познать своё предназначение. Благодаря рисованию, человек легче воспринимает болезненные для него события.

– Предлагаю Вашему вниманию упражнение, которое называется "Волшебный рисунок". Это упражнение поможет Вам выразить эмоциональное состояние, научит видеть и чувствовать настроение своих партнеров
– Попрошу Вас разделиться на две команды, придумайте название своим командам. Я Вам предлагаю выбрать эмоцию-смайлик, угадать, что это за эмоция и изобразить ее на рисунке в виде какого-то образа восковыми свечами. А теперь поменяйтесь своими рисунками-невидимками с другой командой. Чтобы проявить полученный рисунок-невидимку, нужно закрасить лист краской любого цвета по вашему выбору. Молодцы! Расскажите, пожалуйста, какие волшебные рисунки у Вас получились, дайте им название.

Кроме этого, изобразительная деятельность выступает важнейшим инструментом коммуникации, позволяет восполнить дефицит общения и построить более гармоничные отношения со сверстниками и внешним миром.

Для изотерапии подходят все виды художественных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, пастель, бумага различной фактуры, цвета и размера, кисти разных размеров и жесткости, грим, уголь, соленое тесто, глина и т.д.

Остановимся на некоторых техниках изотерапии.

Марание: рисование ладошками, ножками, пальчиками, кулачками.

Штриховка, каракули

Это графика. Самое доступное упражнение, для которого необходимы только бумага и карандаш (ручка, фломастер). Человек свободно, не задумываясь о результате, рисует на листе бумаги клубок линий, затем пробует разглядеть в нем и описать какой-то образ, можно играть в дорисовки, когда каракули дорисовываются до образа.
Рисование цветными карандашами, скрепленными резинкой или скотчем, или карандашом с трёхцветным стержнем. Есть фломастеры, которые меняют цвет предыдущего рисунка. Это завораживает детей, вызывает желание экспериментировать. Используется при коррекции истерических состояний. Взрослые часто интуитивно рисуют каракули, узоры во время совещаний. Штриховка и каракули помогают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают напряжение.

Акватушь

Техника проста, необычна и близка детским играм с водой. Первым слоем на лист бумаги крупными мазками наносится гуашевый рисунок. После его высыхания, вторым слоем весь лист покрывается черной тушью, высушивается. Затем рисунок опускается в воду. В воде тушь почти смывается, а гуашь – лишь частично. В результате, на черном фоне остаётся тонированный рисунок с размытыми контурами. Каждый этап работы удерживает внимание и интерес ребенка.

Выполняя работу, дети с дефицитом внимания приобретают возможность получить радость от поэтапной деятельности с отодвинутым результатом, а испытывающие негативизм получают побудительный мотив для включения в творческую деятельность.

Кляксография

Монотипия (Практическая работа)

Пейзажная: на гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге – делается рисунок гуашевой краской. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Снимать бумагу можно по-разному: рывком, боком, раскачиванием. Получается оттиск с разными эффектами в зеркальном отражении. На одной и той же основе можно делать несколько оттисков. Действия можно повторять до тех пор, пока процедура будет приносить удовольствие, или же до получения наиболее привлекательного результата. Прямо в процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок, снова смыть. Так и поступают гиперактивные и тревожные дети. Часто случается, что кто-нибудь выливает на стекло много воды, перегоняет ее из стороны в сторону, собирает губкой, смешивает с краской и т.д. Это характерно для детей с проблемами аффективно-личностного плана. Описанный прием используется для профилактики и коррекции тревожности и страхов.
Это базовая графическая техника, не только развивает тактильные ощущения, воображение, снимает мышечное напряжение, но и доставляет радость.

Тестопластика

Полезна детям с аллергопатологией, гиперактивным детям, со страхами, тревожностью, а также с агрессией. Пластичность материала позволяет вносить многочисленные изменения в работу, что положительно сказывается на эмоциональном состоянии. И, что важно, изделия из теста достаточно прочны и с ними можно играть.
Очень похожа на тесто глина. Работая с глиной, агрессивный ребенок находит выход своим чувствам, а неуверенный в себе, занимаясь лепкой, учится контролировать ситуацию. Неусидчивым глина помогает научиться концентрироваться. Во время лепки глину можно рвать, кромсать, резать, ломать изделия, а потом все начинать сначала, создавая желаемый образ.

Рисунок на пене. (Практическая работа)

Пена для бритья – очень необычная поверхность для рисования. Краску на ней можно растягивать и закручивать красивыми виньетками, завитками и другими узорами. Процесс напоминает эбру (рисование на воде), а каждый новый рисунок получается уникальным.
При рисовании на пене для бритья используется принцип монотипии – рисование с помощью уникальных отпечатков. Бумагу с такими необычными узорами можно использовать для упаковки подарков, для создания открыток и панно, как фон для аппликаций и т.д. Эта техника помогает развитию фантазии, воображения, оказывает удивительный успокоительный эффект. Рекомендуется для профилактики и коррекции тревожности и страхов.

3D-рисунок (Практическая работа)

Мандала

Рисование мандал является прекрасным лечением для тех детей, которые подвержены различным страхам. Во время рисования страхи, которые спят глубоко в подсознании, исчезают, так как появляется состояние полного расслабления.
Медитация с мандалами также является формой очень эффективного самолечения, как для детей, так и для взрослых.

Также в процессе рисования мандал оживает генетическая память и прорабатываются аспекты прошлых воплощений. Приятно наблюдать за изменениями, которые происходят с людьми при работе с мандалами. Налаживаются отношения с детьми, в семье, на работе.
Это очень глубинная работа, и чем больше соприкасаешься с прекрасным миром мандал, тем больше понимаешь глубину знаний, и область их применения, а на работе, во время какого-нибудь собрания, можно нарисовать ее обычной шариковой ручкой, штрихами с разным направлением и с разной силой нажатия.

Интуитивное рисование (Практическая работа – рисование под музыку)

Почему же именно интуитивная живопись помогает обрести то комфортное, гармоничное состояние, о котором многие люди в суете дней уже успели позабыть? Дело в том, что интуитивное рисование не требует от человека никаких специальных художественных навыков, умений и знаний. Здесь нет канонов и четких правил. Единственное, что нужно понимать и к чему стремиться – это дать полную свободу и волю своим чувствам, эмоциям и интуиции. В процессе такого рисования Вы можете дать своей душе и сердцу место для творческого и нестандартного самовыражения, отправляясь в увлекательное путешествие в глубину своего внутреннего мира.
Это дает просто потрясающие возможности для новых удивительных открытий, озарений и осознаний. Помимо того, что человек отлично отдыхает и расслабляется в процессе интуитивного рисования, он также может найти способы решения своих задач и проблем, которые ранее не получалось разрешить.

Объемная аппликация, трехмерные изображения из газет (фольги, бумаги)

Можно использовать всё, что под рукой, бросовый материал. Газеты, легко мнутся, склеиваются, окрашиваются. К газете надежно приклеивается скотч, на нее хорошо ложится гуашь. Салфетки, фантики от конфет, вата, шерсть, пух, веточки, цветы и т.д. Во время творческих действий с газетами и скотчем создается образ, вызывающий положительный отклик у ребенка. Как правило, дети выполняют работу индивидуально, каждый создает свой рисунок или трехмерное изображение. Но особое удовольствие доставляет создание коллективных работ. В процессе коллективного выполнения задания обеспечиваются условия для развития умений договариваться, уступать, вносить собственный вклад в общее дело, проявлять инициативу, отстаивать собственное пространство. По завершении происходит процесс совместного любования общим продуктом.

Практическая работа – вместе строим арки из газет.

Рефлексия

– Что почувствовали, когда работали, что хотите взять в свой арсенал, что мешало? Ваши пожелания организаторам.

Вывод: сочетая в своей работе разнообразные техники арт-терапии, достаточно быстро можно добиться положительных результатов, так как подобная деятельность является очень необычной, интересной и увлекательной, а это в свою очередь, помогает участникам педагогического процесса наладить взаимодействие и достичь желаемого эффекта.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

hello_html_7b0d822c.jpg

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КИРОВСКОЕ

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« Изотерапия

в работе

с детьми

дошкольного

возраста, как один

из методов

здоровьесберегающих

hello_html_m5e6c06c1.jpg
hello_html_m5e6c06c1.jpg
hello_html_m5e6c06c1.jpg
hello_html_m5e6c06c1.jpg

Автор проекта : воспитатель

Кислякова Людмила Владимировна .

Методическое сопровождение:

старший воспитатель Костенко Ю.Г.

Рецензент: заведующая Фролова Д.П

2020г.

Характеристика проекта:

Предмет исследования: изотерапия в работе с детьми

дошкольного возраста, как один из методов

здоровьесберегающих технологий.

По доминирующей деятельности: творческий,

здоровьесберегающий.

По количеству участников : групповой.

Характер контактов : среди детей и родителей средней группы.

По продолжительности: среднесрочный (1месяц);

Участники и соучастники проекта : дети, родители,

воспитатель группы.

В современном обществе родители хотят дать детям больше знаний. Но чрезмерное интеллектуальное развитие связано с большой нагрузкой на ребенка и является одной из причин ухудшения состояния физического и психического здоровья детей. В результате, современные дети умеют читать, писать, считать, но реже восхищаются и удивляются, сопереживают. К сожалению, некоторые родители не считают рисование серьёзным делом и заменяют его чтением и другими интеллектуальными занятиями, более полезными, с их точки зрения. Однако научные исследования в области изотерапии подтверждают, что дети, которые любят рисовать, отличаются большей фантазией, непосредственностью в выражении чувств и гибкостью суждений.

Пояснительная записка:

Проект направлен на заботу об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива посредством использования в работе изотерапии. Суть работы заключается не в обучении рисованию, а в том, что дети через различные техники , используя специально подобранные материалы , получали возможность выразить себя , выплеснуть накопившиеся эмоции , поделиться своими переживаниями и, таким образом, получали возможность выразить себя, улучшить свое эмоциональное состояние.

Педагогические исследования и практика показывают, что в процессе изобразительной деятельности у детей формируются те навыки и качества личности, которые в дальнейшем помогут в учебной деятельности. Нетрадиционные техники позволяют передать в рисунке чувства и эмоции, дают ребёнку свободу и вселяют уверенность в своих силах.

Изотерапия является одним из самых действенных способов для улучшения самочувствия ребенка, а также средством развития его творческих способностей. Дошкольника не надо ограничивать обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционным способом их использования. Для изотерапии подходят все виды художественных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, пастель, бумага различной фактуры, цвета и размера, кисти разных размеров и жесткости, грим, уголь, соленое тесто, глина, сыпучие продукты (крупы, горох, фасоль, макароны) засушенные листья. В последнее время особенно популярны рисование пальцами и ладонями, пульверизатором, губкой или ватными палочками; рисование на стекле, аппликации и т. д.

hello_html_10f0132.jpg

Актуальность:

«… Детский рисунок, процесс творчества –

это частица духовной жизни ребенка.

Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира,

а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются

(В.А Сухомлинский)

В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях детского сада. От состояния здоровья в первую очередь зависит возможность овладения детьми всеми умениями и навыками, которые им прививаются в детском саду и которые им необходимы для эффективного обучения в дальнейшем. Для этого необходимо формировать у детей разносторонние знания и положительные черты характера, совершенствовать физическое и психическое развитие. Актуальность темы, которую я выбрала, заключается в том, что занятия с использованием арт-терапевтических технологий, а именно с внедрением изотерапии, является наиболее благоприятной для эмоционального благополучия и творческого развития навыков ребенка, так как в процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается.

В процессе использования изотерапии происходит развитие эмоциональных и интеллектуальных сфер деятельности, психических процессов. Дети преодолевают застенчивость, улучшается их эмоциональный настрой, снижается эмоциональное напряжение, агрессивность, тревожность, детям легче быть самим собой в коллективе. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяют детям ощутить незабываемые положительные эмоции. А по эмоциям можно судить о том, что в данный момент творится у ребёнка на душе, какое у него настроение, что его радует, а что огорчает.

Цель проекта: Развитие художественно-эстетических способностей дошкольников посредством внедрения арт-терапевтической технологии –изотерапия, преодоление негативных форм поведения дошкольников

- учить передавать впечатления об окружающем мире, отражая свои эстетические чувства, эмоции через различные формы нетрадиционного рисования. Знакомить с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения;

- развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового, художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;

- воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.

Изобразительная деятельность является частью всей воспитательно-образовательной работы с детьми в дошкольной образовательной организации. Изобразительная деятельность имеет большое значение для познавательного развития личности ребёнка. Оно способствует умственному развитию детей благодаря тому, что в основе создаваемого ими изображения лежат впечатления, полученные детьми из окружающей жизни непосредственным путём через восприятие предметов и явлений, выделение их свойств и качеств (формы, величины, строения, цвета, фактуры и др.).

Психолого-педагогические исследования и практика показывают, что в процессе изобразительной деятельности у детей формируются те навыки и качества личности, которые в дальнейшем помогут в учебной деятельности: способность слушать и запоминать задание, выполнять его за определенное время, умения планировать и оценивать свою работу, доводить дело до конца, находить ошибки и исправлять их; содержать в порядке рабочее место, инструменты и материалы (Е.А. Флёриной, Н.П. Сакулиной).

Актуальность обосновывается необходимостью развития познавательных процессов детей тем, что в эпоху интенсивного развития промышленности, периодически повторяющихся кризисов в экономике развитие личности каждого члена общества становится не пожеланием, а объективной потребностью. С одной стороны, эта необходимость обусловлена высокими требованиями технико-экономического развития к личностным качествам человека, а с другой – потребностью самого человека быть развитым с целью приспособления (выживания) в условиях борьбы за существование в быстро изменяющемся мире техники и общественных отношений.

Цель проекта: Создать благоприятные условия для познавательного развития детей подготовительной к школе группе.

  • Способствовать закреплению у детей полученные знания, умения, навыки. Способствовать получению новых знаний об окружающем мире.
  • Продолжать развивать познавательные процессы (ощущение, память, речь, мышление, воображение, внимание). Эмоциональные – чувства, эмоции.
  • Способствовать формированию у детей интереса к изобразительной деятельности, культуру деятельности, навыки сотрудничества.
  • Сформирована активность при изучении нового материала.

Целевые ориентиры проекта

  • Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
  • Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать

свои мысли и желания

  • Развитые познавательные процессы.
  • Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам,

интересуется причинно-следственными связями.

  • Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира.
  • Сформирована правильная осанка.

Проект реализуется согласно расписанию педагога-психолога подготовительной к школе группы.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, педагоги ДОО, родители (законные представители).

II. Содержание проекта

1. Подготовительный этап (констатирующий этап)

Цель: выявить уровень развития познавательных процессов у детей подготовительной к школе группы.

2. Основной этап (формирующий этап)

Цель: Создать благоприятные условия для развития познавательных процессов детей подготовительной к школе группе.

3. Контрольный этап

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный этап (констатирующий этап)

  • Диагностика уровня познавательного развития ребенка

2. Основной этап (формирующий этап)

  • Пополнение предметно-развивающей среды средствами и материалами изобразительной деятельности (акварельные краски, цветные карандаши, пастель, фломастеры, цветная бумага, картоны и т.д.).
  • Организация непосредственной образовательной деятельности.

Контрольный этап

  • Диагностика уровня развития познавательных процессов ребенка.

Изучив научно-методическую и теоретическую литературу по данной проблеме, мы провели экспериментальную работу по определению влияния изотерапии на познавательное развития детей подготовительной к школе группы.

В экспериментальной работе участвовали дети подготовительной к школе группе в количестве 20 детей.

Для начала было проведено наблюдение за изобразительной деятельностью детей в непосредственно образовательной деятельности детей дошкольного возраста. В ходе, которого отмечалось активность, заинтересованность, эмоциональность, коммуникабельность, умение слушать воспитателя, правильная посадка при работе. При оценке использовалась пятибалльная система.

30 – 22 баллов – высокий уровень

21 – 15 баллов – средний уровень

14 и ниже низкий уровень.

Выяснилось, что 12 (60%) детей находятся на высоком уровне сформированности индивидуальных качеств, 8 (40%) детей на среднем уровне развития сформированности индивидуальных качеств (констатирующий этап).

По результатам теста Дж. Равена можно выделить пять степеней интеллектуального уровня:

1-я степень – более 95% – высокий интеллектуальный уровень,

2-я степень – 75–94% – интеллект выше среднего,

3-я степень – 25–74% – средний уровень интеллекта,

4-я степень – 5–24% – интеллект ниже среднего,

5-я степень – ниже 5% – умственный дефект.

Итак, на констатирующем этапе уровень интеллектуального развития:

На высоком уровне – 3 детей (15%),

На среднем уровне – 16 детей (80%),

На низком уровне – 1 ребенок (5%).

Итак, на констатирующем этапе уровень интеллектуального развития:

На высоком уровне – 3 детей (15%),

На среднем уровне – 16 детей (80%),

На низком уровне – 1 ребенок (5%).

На контрольном этапе:

На высоком уровне – 8 детей (40%),

На среднем уровне – 12 детей (60%),

На низком уровне – 0 детей (0%).

Приложение 1, табл., 2,4.

Показатели высокого уровня сформированности индивидуальных качеств увеличились с 3 детей (15%) до 8 детей (40%). Показатели среднего уровня уменьшились с 16 детей (80%) до 12 детей (60%).

Отсюда следует сделать вывод, что пятеро детей достигли высокого уровня развития сформированности индивидуальных качеств, на среднем уровне уменьшились до 12 детей.

На высокий уровень поднялись пятеро детей, на средний уровень поднялись четверо детей, на низком уровне ни кого не осталось.

По результатам исследования, можно сделать вывод, что изобразительная деятельность имеет значение для познавательного развития детей дошкольного возраста.


Проблема сохранения и укрепления здоровья детей является одной из приоритетных в системе дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО.

Взоры многих современных исследователей всё больше обращаются в сторону различных видов искусства, в качестве адаптогенных, профилактических, лечебных, коррекционных и оздоровительных средств.

На данный момент существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогом. с помощью лечебно - оздоровительных технологий: фитотерапия, литеротерапия, шоугун-терапия, аромотерапия, музыкотерапия, арттерапия, сказкотерапия и др. Новые технологии в воспитательно-образовательном процессе направлены на максимальное устранение негативных факторов в психологическом, биологическом, социальном развитии ребёнка и создание благотворного микро- и макроклимата.

Сочетание соматического, психического, физического и нравственного здоровья в единстве образуют здоровье человека. Психологическое здоровье дошкольников в большей степени определяется его эмоциональным благополучием. Следовательно, эмоции, как положительные, так и отрицательные, влияют на общий психологический настрой ребенка и на его деятельность, а негативные - являются причиной возникновения неврозов и различных расстройств [7]

Арт-терапия как метод воздействия на эмоциональную сферу, позволяет решить комплекс задач и проблем по формированию эмоционального благополучия дошкольников.

способ творческого самовыражения, рождающегося из наиболее значимых и личностно важных жизненных тем, которые способствуют возникновению важной взаимосвязи между жизненным и творческим опытом ребенка [1]

Одним из методов арт-терапии является изотерапия. Дошкольный возраст - важнейший период жизни человека, когда формируются основные личностные характеристики, мировоззрение, отношение к себе и окружающим. Ребенок активно познает мир и отражает его в своей естественной деятельности – игре и в рисунке. Наиболее яркие возможности для самовыражения детей представляет изобразительное творчество. Современные исследователи указывают на большую роль изобразительного искусства и игры в формировании психики ребенка, как нормально развивающегося, так и с ограниченными возможностями здоровья (Медведева Е.А., Левченко Е.Ю., Смирнова Е.О.).

В ситуации, когда вербальные контакты между детьми в группе затруднены, изотерапия выступает в роли средства общения, способствует сплочению и взаимодействию детей.

Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Используется педагогом дошкольного учреждения для коррекции эмоциональных проблем у дошкольников. Цель изотерапии – повышать эмоционально-положительный фон, создавать благоприятные условия для успешного развития ребенка.

Изотерапия создает предпосылки для развития у ребенка способности принимать решения и делать осознанный выбор, действовать самостоятельно, творчески мыслить, понимать самое важное в учебном материале. Это дает возможность развития сильной воли и сбалансированной эмоциональной жизни, которая является предпосылкой способности критического мышления и устойчивой социальной позиции [5]

Изотерапия является тренировкой движений пальцев и кистей рук в изобразительной деятельности является, важнейшим фактором развития речи ребенка; способствует улучшению артикуляционных движений, повышает работоспособность коры головного мозга, стимулирует развитие мышления .

Эффективность применения метода изотерапии основывается на том, что он позволяет выражать чувства на символическом уровне. При этом:

-скрытые переживания выражаются свободнее и легче;

-неприятные или тяжелые волнения не воспринимаются, а преобразовываются в творчество;

-появляется возможность отстраниться от внутренних тревог и страхов, что является первым шагом на пути к освобождению от них [6]

Предлагаемые методы изотерапии вырабатывают цельность мировосприятия, активизируют эмоциональную сферу, делая ее более глубокой, насыщенной. Дети живут эмоциями и их основное занятие — игра. Именно через игру вместе с творчеством проще всего решать различные проблемы в поведении дошкольников: страхи, капризы и неуверенность в себе, проявлять свои переживания.

Хорошо успокаивает и расслабляет лепка из глины или пластилина. Вылепите с малышом Вредину-Зловредину, а потом разломайте ее на мелкие кусочки, из которых сразу же сделайте цветы.

Замесите на пляже или в песочнице страшилку из песка. Сделайте ее пострашнее: рога, клыки, оскал, когти, копыта и пр. При помощи воды страшную рожицу превращайте в потешную. А перед этим можете рассказать будущему храбрецу о том, что таким точно способом однажды маленький мальчик уже победил свой страх.

Инструкция: ребенка просят раскрасить шаблоны фигур (женской, мужской, детской), при желании прокомментировать свою работу.

Изотерапия для ребенка служит средством, которое помогает разобраться в себе и в своих чувствах. Изотерапия для ребенка очень полезна, особенно если он не может сам просто рассказать о своих переживаниях. Используя изотерапию педагог дошкольного учреждения может помочь малышу обрести гармонию с окружающим миром и самим собой.

Список использованной литературы:

1. Арт-терапия / Под ред. А.И.Копытина. -СПб.: Питер, 2001.

2. Бреслав Г.А. Цветопсихология и цветолечение для всех. - СПб., 2000.

3. Измайлов Ч.А. Цветовая характеристика эмоций / Вестник МГУ, №4, 1995.

4. Колягина В. Г., Овчар О. Н. Формируем личность и речь дошкольников средствами арттерапии. – М., 2005.

5. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии.- СПб.: Питер, 2002.

6. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - Спб., 2008.

8. Мухина В.С Использование детских рисунков в целях диагностики. М.,1976.

9. Н. О. Сучкова Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей –СПб.,2008.

Автор: Белгородцева Оксана Юрьевна

Населенный пункт: г. Воронеж

Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в современных условиях является приоритетной. В последние годы, дошкольные образовательные учреждения активно внедряют инновационные формы и методы оздоровления детей. Существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами. Одним из современных направлений в оздоровлении дошкольников является метод арттерапии.

1) изотерапию (лечебное воздействие средствами искусства: рисованием, эмоциональная живопись, рисунок брызгами, лепкой, декоративно-прикладным искусством, оригами и др.);

2) библиотерапию (лечебное воздействие чтением);

3) имаготерапию (лечебное воздействие через образ, театрализацию);

4) музыкотерапию (лечебное воздействие через восприятие музыки);

5) вокалотерапию (лечение пением);

6) кинезитерапию (танцетерапия, хореотерапия, коррекционная ритмика – лечебное воздействие движениями и т.д.);

7) игротерапию; 8) маскотерапию; 192 9) песочную терапию;

10) сказкотерапию (лечебное воздействие чтением, театрализацией);

1. Дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам.

2. Облегчить процесс адаптации в качестве вспомогательного метода.

3. Проработать подавленные мысли и чувства.

4. Установить контакт с ребёнком.

5. Развить самоконтроль.

6. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах.

7. Развить творческие способности и повысить самооценку.

1. Пальчиковая живопись (рисование ладошками, ступнями ног). Пальчиковая живопись – это разрешенная игра с грязью, в ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются в социально принимаемой форме. Рисование пальцами не бывает безразлично ребенку. Даже никогда не рисовав пальцами, можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытываешь, когда опускаешь палец в гуашь - плотную, но мягкую, размешиваешь краску в баночке, подцепляешь некоторое количество, переносишь на бумагу и оставляешь первый мазок. Для того чтобы достичь изобразительные эффекты нанесением краски ладонями и пальцами от ребенка не требуется развитой мелкой моторики, точной координации. Движения могут быть размашистыми, крупными, экспрессивными или наоборот, точечными, локальными, отрывистыми. Толщина пальцев уже сама по себе не предполагает создание тонких мазков, линий. Нанесение краски на стопы ног и их отпечатки также является необычным способом рисования и непередаваемыми сенсорными ощущениями, яркими эмоциями для детей. В связи с нестандартностью ситуации, особыми тактильными ощущениями, экспрессией и нетипичным результатом изображения, рисование сопровождается эмоциональным откликом.

3. Рисование сыпучими материалами (песок, сухие листья, крупы и др.). Собирание листьев и работа с ними, доставляет детям огромное удовольствие. Сухие листья натуральный продукт, их запах приятен, также они шершавы, но приятны на ощупь. С помощью сыпучих материалов и клея ПВА можно создавать изображения. На лист бумаги клеем, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Так же используется в работе песок, крупы овсянки, риса, сахарного песка, соли, вермишели и другие сыпучие материалы.

4. Штриховка, каракули. Штриховка – это графика. Изображение создается без красок, с помощью карандашей и мелков. Под штриховкой и каракулями понимается хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги. Линии могут выглядеть неразборчивыми, небрежными, неумелыми, либо, наоборот, выверенными и точными. Из отдельных каракулей может сложиться образ, либо сочетание предстанет в абстрактной манере.

5. Монотипия. Базовая графическая техника, заключается в следующем. На гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге – делается рисунок гуашевой краской. Материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отражении. Он может быть менее четким по сравнению с оригиналом, более расплывчатым, могут стереться границы между разными красками. Этот способ рисования сложен для младших дошкольников, но старшие дети с удовольствием пробуют, экспериментируют с изображениями.

7. Рисунки к психотерапевтическим сказкам.

9. Рисование на мокрой бумаге. Необычная работа может получиться, если ее выполнить на заранее смоченной пульверизатором бумаге. Интересно наблюдать, как растекаются и смешиваются на мокрой бумаге краски, это своего вида экспериментальная работа, познавательный процесс. Это доставит ребенку особое наслаждение, подарит много положительных эмоций.

10. Кляксы. Если на одной части листа оставить кляксы разного цвета, а затем сложить лист вдвое и снова его раскрыть, то получится оригинальный рисунок. Попросите ребенка дать название своему шедевру.

11. Рисование пластилином. Пластилином можно создавать различные изображения. Это трудоемкая техника, требует от ребенка усидчивости и длительного сосредоточения внимания. Хорошо данную технику использовать с гиперактивными детьми. Развивает мелкую моторику, аккуратность, усидчивость. Подводя итоги, можно сказать, что при проведении изотерапии наблюдается положительная динамика. Методы и приёмы, применяемые при рисовании, являются эффективными и позволяют развивать у детей эмоциональную сферу и творческие способности. Вначале проводимой работы дети часто не уверены, стеснительны, но с каждым последующим разом наблюдалось повышение интереса, ребята с нетерпением ждут новых заданий, чего – то интересного, необычного, неизведанного. Следовательно, можно сделать вывод: благодаря изотерапии у дошкольников снижается эмоциональное напряжение, тревожность, агрессивность, повышается адаптивность, коммуникабельность, улучшается их эмоциональный настрой, психологический климат в группе.

1. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб.: Речь, 2008.

2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в ДОУ: младший возраст. – М., 2007.

Читайте также: