Проект ханты манси в доу

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Маклакова Вера Александровна

Тип проекта: o смешенный; o долгосрочный; o групповой. Цель проекта:

развивать у детей дошкольного возраста интерес к национальной культуре ХМАО.

Задачи: o расширять знания детей о разнообразии национальной культуры северных народов;

o развивать способность творческого исследования хантыйского фольклора (обрядах, музыкальных инструментах, костюмах, танцах);

o выявить особенности традиционного танца северян, его специфику и неповторимость;

o развивать умение подбирать движения к танцу в соответствии с характером музыки;

o развивать комбинаторные способности и умения;

o приобретать и совершенствовать устойчивые музыкальноритмические навыки;

o развивать коммуникативные навыки и творческую активность.

Участники проекта – дети старшего дошкольного возраста Актуальность проекта.

В последнее десятилетие интерес к танцевальному фольклору вырос, появилось множество национальных хореографических коллективов. Только бережное отношение к народному творчеству, его использование при создании сценических номеров обеспечивают успех. К сожалению, методической литературы, способной помочь постановщикам, не так много.

Северная цивилизация, в которой мир людей слит с миром природы, подарила человечеству танец с уникальной пластикой, заимствованной у зверей и птиц. Это законченные танцевальные миниатюры, очень лаконичные и выразительные, с чѐтким графическим рисунком движений. Язык жеста в них необычайно развит. Каждая танцевальная поза - словно небольшая скульптура из моржового клыка, искусно вырезанная народным умельцем. Звуковой фон, сопровождающий движения, напоминает шум моря, голос оленя, крик чайки. И, конечно же, северная хореография немыслима без импровизации, лежащей в основе большинства танцев.

Так как мы живѐм в Ханты-Мансийском автономном округе, ребята хотят научиться выполнять танцевальные движения, характерные малым народностям Севера, составить из них композицию и разучить еѐ. Дети хотели бы показать интересный танец своим родителям на Новогоднем празднике и подарить его Деду Морозу. Но дошкольники не знают, что для этого необходимо, и как это должно происходить.

План реализации проекта.

I. Этап

1. Прослушивание с детьми и запись музыки народов Севера и Западной Сибири. Выбор музыкального сопровождения будущего танца;

2. Поиск информации о различных танцевальных движениях в книгах, телепередачах, интернете, в Центре Малочисленных народов Севера, Центре детского творчества, в танцевальных коллективах города, привлечение родителей к поискам;

3. Поиск и знакомство детей с иллюстрациями хантыйских национальных костюмов, деталей одежды, украшений и атрибутов. Создание эскизов костюмов для каждого музыкального персонажа. Участие в создании хантыйского народного платья;

II. Этап

1. Занятия в рамках проекта:

2. Исследовательская деятельность:

o исследование структуры предлагаемого музыкального произведения;

o создание схематическое изображение рисунка танца; o исследование различных движений: для рук, ног, головы, для мальчиков, для девочек, а так же мимику и жесты;

o при помощи морфологической таблицы определить: из соединения каких основных движений получится красивая танцевальная комбинация;

3. Составление алгоритма танцевальной композиции;

4. Разучивание движений.

III. Этап

Презентация проекта на заседании Городского методического объединения музыкальных руководителей.

Практическое применение проекта:

выступление танцевальной группы детей на Новогоднем празднике, на праздновании юбилеях ХМАО и детского сада.

Оборудование: o интерактивная панель для занятий по закреплению знаний хантыйских народных инструментов;

o наборное полотно и морфологическая таблица для составления схем танца;

o бумага, фломастеры для изготовления картотеки; o хантыйский музыкальный инструмент тумран;

o швейная машина, ткань, мех, бисер для создания хантыйских костюмов.

В приложении представлены презентация проекта и занятия по изучению звучания хантыйских народных инструментов, в том числе, с использованием интерактивной доски.

Подготовила Музыкальный руководитель

Маклакова Вера Александровна

• Побуждать детей активно мыслить, давать ответы на поставленные вопросы.

• Формировать умение выразительно исполнять выученную песню.

• Развивать чувство ритма.

• Закреплять навыки игры на музыкальных инструментах.

• Воспитать интерес к традициям и обычаям народов ханты.

• Познакомить с движениями народного хантыйского танца.

Оборудование и атрибуты  Презентация.

• Бубны (по количеству детей).  Палочки

• Белый мох-эмоции, рисунок оленя для рефлексии.

• Национальный инструмент народов ханты – тумран

Предварительная работа

• Прослушать народную музыку ханты.

• Разучить песню на хантыйском языке.

• Разучите танцевальные движения народов ханты

Ход занятия

Дети входят в зал под музыку, встают в круг Приветствие.

Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня замечательный день, вы все красивые и весѐлые, правда? Я вас приветствую в нашем музыкальном зале. Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Давайте поздороваемся, исполним нашу песенку-приветствие!

Дети исполняют песенку-приветствие:

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята!(гамма вверх)

Дети: Здравствуйте!(Т35 вниз)

Здравствуй, солнце золотое (руки над головой скрестили, пальцы развели в стороны)

Здравствуй, вольный ветерок (качают руками над головой)

Здравствуй, утро( правая рука в сторону)

Здравствуй, день(левая рука в сторону)

Нам здороваться не лень(поклон)

1. Разминка. Коммуникативная игра-танец

1.Мы с тобой идѐм по кругу(идут по кругу) Раз-два-три(ударяют в ладоши перед собой) Улыбаемся друг другу. Раз-два-три.

Ах, как весело у нас, Раз-два-три.

Мы с тобой пустились в пляс, Раз-два-три.

Шагаем назад(приставной шаг назад)

Шагаем вперед(приставной шаг вперѐд)

А теперь на месте поворот(кружатся, руки на поясе)

2. Скачем мы с тобой по кругу (боковой галоп по кругу)

Раз-два-три(хлопки)

Улыбаемся друг другу. Раз-два-три.

Ах, как весело у нас, Раз-два-три.

Мы с тобой пустились в пляс, Раз-два-три.

Звучит хантыйская народная музыка на экране видеоролик с изображением народов ханты в национальной одежде.

Музыкальный руководитель: Ребята, вы знаете, какому народу принадлежит эта музыка?

Дети: Это музыка народов севера – ханты и манси.

3. Музыкально-ритмические движения

Музыкальный руководитель: А как передвигаются народы ханты?

Музыкальный руководитель: Олень кормит ханты, одевает их и даже является их транспортным средством. Очень важное животное. Вот и мы с вами отправимся в путь на оленях. Дорога наша будет непростая. Ведь жизнь в лоне суровой природы для ханты была крайне сложна. Поэтому в пути нам всем нужно быть очень внимательными.

Музыкальный руководитель: Вот и первая преграда нам встретилась на пути. Посмотрите, какой сильный ветер со снегом! Настоящая буря! Голос вьюги: Я – стихия воздуха, вьюга! Люди всегда меня боялись и преклонялись предо мной! Куда вы путь держите в моѐм бескрайнем холодном царстве снега и ветра?

Музыкальный руководитель: Здравствуй, вьюга! (Дети здороваются с поклоном.) Мы отправились узнать, что же такое тумран. Вьюга, подскажи, пожалуйста, где нам его искать?

Музыкальный руководитель: Ребята, народы ханты с помощью танца пытались общаться с силами природы. Они верили, что, выполнив определѐнные движения, стихия может утихнуть. Давайте попробуем и мы с вами выполнить движения под хантыйскую музыку.

Исходное положение:

Шестая позиция, небольшой присед; руки опущены вдоль корпуса, кисти свободные.

Работа ног: И

подняться на носки

опуститься на пятки

Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите, а ведь вьюга стихла. Можно отправляться дальше.

Музыкальный руководитель: Ребята, перед нами стихия воды. Давайте поздороваемся с ней с поклоном, проявим своѐ уважение. Может быть, она нам не будет препятствовать в нашем путешествии и подскажет, где же нам искать тумран. (Дети здороваются с поклоном.)

Голос воды: Здравствуйте, ребята! Я река – холодная и быстротечная. Ханты поклонялись стихии воды и считали меня своей защитницей. Ведь лишь от меня зависела удача в рыбном промысле. А вы кто такие? Куда путь держите?

Музыкальный руководитель: Здравствуй, вода! Мы отправились узнать, что же такое тумран. Подскажи, пожалуйста, где нам его найти?

Голос воды: Подскажу, только если исполните мою просьбу. Народы ханты очень бережно относятся ко мне, ведь я – основа жизни на Земле. Они поют песни, чтобы задобрить меня. А вы можете спеть мне свою любимую песню?

Музыкальный руководитель: Ну что, ребята, споѐм песню, которую мы знаем?

6. Дети исполняют фрагмент хантыйской песни

Музыкальный руководитель: Очень мне понравилась песня ваша. Дам подсказку. Нам поможет тот, кто сильнее всего и страшнее всего, и все его любят. Ну что ж, вижу вы знаете, что это огонь. А вот и он.

Голос огня: Здравствуйте, ребята! Местные жители меня очень почитают, преклоняются предо мной. Со мной нельзя обращаться небрежно: нельзя бросать мусор или плевать, нельзя трогать железными предметами – всѐ это оскорбляет меня или причиняет боль. За непочтительное отношение я могу и наказать пожаром. А вас что привело в наши земли?

Музыкальный руководитель: Что ты, огонь! У нас ребята очень аккуратные и вежливые. А привело нас вот что. Мы ищем тумран. Может быть, ты нам расскажешь, что это такое?

Голос огня: Отчего не рассказать – расскажу. Только сначала, гости дорогие, присаживайтесь, погрейтесь.

Дети садятся перед экраном.

Голос огня: Сидя около очага, женщины всегда занимаются своими домашними делами и передают свой опыт подрастающим дочерям, мастерят куклы-обереги. А когда придѐт вечер, рассказывают сказки, играют на музыкальных инструментах. А вы для меня сыграете?

Музыкальный руководитель: Конечно, наши ребята умеют играть на музыкальных инструментах. Ребята, исполним югорские мотивы на бубнах?

Игра на бубнах. Дети выполняют ритмический рисунок.

Голос огня: Какие молодцы! У народов ханты тоже есть бубен. С помощью этого инструмента изгоняли злых духов и болезни. Вы спрашивали, что такое тумран? Это тоже музыкальный инструмент народов ханты. На нѐм играли, всѐ худое изгоняли, всем добрым руководили. А я с вами прощаюсь, ПА ЙАМ ВОЗЭМ, до свидания.

Музыкальный руководитель: Ребята, так что же такое тумран?

Дети: Хантыйский народный музыкальный инструмент.

Музыкальный руководитель: Да вот же тумран. Посмотрите! (Дети рассматривают слайд.) Послушайте, как он звучит.

9. Слушание

Ребята, с инструментом познакомились, пора и в путь-дорогу собираться, обратно в детский сад.

10. Рефлексия.

Музыкальный руководитель: Ребята, вот и завершается наше путешествие. А сейчас мы с вами подойдѐм к волшебному холсту. В чѐм его волшебство, вы сейчас увидите. Я вам буду задавать вопросы, вы на них правильно отвечайте, а я буду закрашивать часть этого волшебного холста. Посмотрим, что у нас с вами получится.

На ватмане свечкой нарисован олень. Постепенно, на каждый правильный ответ детей закрашивается разведѐнной в воде гуашью часть рисунка.

Вопросы:

1. Каким трѐм стихиям поклонялись ханты? (Воздух, вода и огонь.)

2. Как ханты боролись со стихией воздуха? (Они выполняли танцевальные движения.)

3. За что почитали стихию воды? (Основа жизни на Земле, защитница, от неѐ зависел улов.)

4. Какие запреты, связанные с огнѐм, вы запомнили?

5. Назовите хантыйский музыкальный инструмент. (Тумран) На волшебном холсте появляется рисунок оленя.

Музыкальный руководитель: А что значит олень для ханты? (Еда, одежда, транспортное средство.)

Вот какие вы молодцы! Давайте мы все вместе угостим оленя. Вот перед вами олений мох разного цвета: белого, голубого и зелѐного:

• мох белого цвета, если на занятии у вас всѐ получилось, вам всѐ понравилось, и вы уходите с хорошим настроением;

• мох голубого цвета, если что-то не получилось на занятии, что-то не понравилось;

• мох зелѐного цвета, если у вас ничего не получилось, занятие вам не понравилось и из-за этого испортилось настроение.

для детей старшего дошкольного возраста.

(с использованием интерактивной панели)

Подготовила музыкальный руководитель

Муз. Рук.: Музыка - душа танца, его выразительное средство.

При создании танца успех зависит от музыки. Она может быть написанной в современной обработке или народной: напевы, песни, наигрыши. Сегодня мы познакомимся со звучанием хантыйских музыкальных инструментов, которые мы с вами видели в Центре малочисленных народов Севера, послушаем простые хантыйские мелодии. Народная по происхождению, музыка отражает темперамент, чувство ритма, национальный колорит и особенности его создателя - народа. Когда слушаешь простые, незамысловатые мелодии, насыщенные энергией, внутренней силой, испытываешь желание пуститься в пляс. Конечно, есть и медленные, плавные танцы; тогда музыка, сопровождающая их, отличается необыкновенной выразительностью и напевностью.

Музыкальный руководитель предлагает детям подойти к интерактивной панели и самостоятельно манипулировать указкой по изображениям музыкальных инструментов, для того, чтобы послушать, как они звучат Слайд 3.

Муз. Рук.: Бубен (койм, пэнзяр) Бубен – это атрибут шамана, при помощи которого он призывает духов. Звуки бубна сопровождают слова шамана, обращѐнные к небесному богу.

В качестве обтяжки бубна использовались оленья, лосиная и собачья кожа, рисунки на обтяжке, как правило, отсутствуют.

Колотушка - это плоская, слегка вытянутая лопатка, обтянутая оленьим или заячьим мехом. Рукоять бубна представляет собой две прямые палки, соединѐнные в виде крестовины.

Слайд 4.

Муз. Рук.: Угорская лира(нарс юх)

— Основа корпуса - продолговатый ящик, напоминающий лодку или рыбу, выдолбленный из кедра, пихты, ели или осины. Имеет от 5 до 7 струн.

Слайд 5.

Муз. Рук.: Угловая арфа(тор-сапл-юх)

Многострунный щипковый инструмент, напоминает птицу, как

Корпус инструмента деревянный, 8 - 12 медных струн

Звук инструмента тихий и мелодичный, он сопровождает исполнение песен, сказок, былин и ритуальных танцев.

Слайд 6.

Муз. Рук.: Лютня (нын юх)

Однострунный смычковый инструмент. Корпус овальный, выдолблен из куска дерева, к нему прикрепляется шейка. Смычок лукообразный. На инструменте играют сидя, упирая нижний конец в правую ногу выше колена.

В настоящее время нын юх встречается крайне редко.

Слайд 7.

Муз. Рук.: Тумран, колокольчик, свистулька

Тумран - язычковый женский музыкальный инструмент, изготовляется из кости или дерева. Язычок приводят в действие при помощи нитки, закреплѐнной у основания. Инструмент предназначен для аккомпанемента при исполнении несложных песен и женских ритуальных танцев. Шумовым инструменты: берестяные коробочки, с сухими семенами, камешками, всевозможные погремушки, и свистульки из дерева или жести. Накидывали на голову большой платок, по четырем углам были привязаны колокольчики которые во время исполнения создавали аккомпанемент танцу.

для детей старшего дошкольного возраста

Подготовила музыкальный руководитель

Маклакова Вера Александровна

Цель НОД: обобщение музыкальных знаний, полученных детьми на занятиях.

o Воспитательная воспитание музыкального вкуса, культуры слушания и умения анализировать услышанное произведение.

o Развивающая умение определять на слух звучание основных музыкальных инструментов народов Югры Тип занятия: обобщение пройденного материала.

Вид занятия: игра.

Методы и приемы: словесный, наглядный, размышления о музыке.

Музыкальный материал:

Звучание шаманских бубнов, угловой арфы, угорской лиры, тумрана, хантыйской музыки в современной обработке.

Мультимедийное оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Пояснительная записка.

Муз. Рук.: Начинаем путешествия по миру музыкальных инструментов.

Муз. Рук.: Скажите, а как вы думаете – как нужно путешествовать по музыке? (налегке, радостно …..)

Муз. Рук.: Как нужно слушать музыку, чтобы ее услышать?

(внимательно, не отвлекаясь и т. д.)

Муз. Рук.: Посмотрите на экран. Перед вами группа знакомых музыкальных инструментов. Давайте послушаем и угадаем, какой инструмент звучит (слайд 2).

Дети слушают звучание шаманского бубна. Вызванный по желанию к интерактивной доске ребѐнок выбирает правильный ответ.

Муз. Рук.: А теперь внимание - перед нами открывается другая группа знакомых музыкальных инструментов (слайд 5).

Внимательно послушайте и угадайте, какой инструмент звучит. Дети слушают звучание угорской лиры, и опять вызванный по желанию к доске ребѐнок выбирает правильный ответ.

Муз. Рук.: Ребята, на экране ещѐ один набор музыкальных инструментов, и снова один из них звучит, а вы подумайте и угадайте, какой?(слайд 8)

Дети слушают звучание угловой арфы. Вызванный к интерактивной доске ребѐнок выбирает правильный ответ (слайд

Муз. Рук.: Итак, ребята, давайте посмотрим на экран и назовѐм, какие инструменты мы сегодня угадывали. Послушаем их звучание ещѐ раз, чтобы хорошо запомнить (слайд 11)

Слушаем звучание тумрана (слайд 12).

Муз. Рук.: Понравилось вам, ребята? Эта музыка очень ритмичная, под неѐ хорошо танцевать.

Муз. Рук.: Давайте посмотрим, как мы с ребятами посещали Центр малочисленных народов Севера, какие мы видели костюмы, предметы быта, музыкальные инструменты и послушаем народную хантыйскую песню в современной обработке (слайды 13 – 14)

Муз. Рук.: А теперь вставайте, повторим с вами движения хантыйского танца.

Дети по показу музыкального руководителя выполняют несложные движения народного танца

Муз. Рук.: Молодцы, что мы сегодня с вами делали на занятии? ( слушали звучание музыкальных инструментов народов севера), что узнали нового? (звучание тумрана), что повторили? ( движения хантыйского танца), чему удивились?(посмотрев фото из музея). Вывод: нам нравится музыка северных народов, их песни, танцы, обряды. Мы будем продолжать знакомиться с музыкальной культурой народов Югры (к этому выводу дети приходят сами)

Россия – многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному доброму отношению к представителям других культур.

Мы подошли к пониманию того, что патриотизм выражается в преданности высшим нравственным ценностям народа, опираясь на духовно-национальное начало. Как следствие воспитание дошкольников, проживающих в регионах, где коренными жителями являются малые народы, начинает осуществляться с опорой на истоки культуры этих народов.

В настоящее время все больше возрастает познавательный интерес к изучению истории культуры, быта, традиций, обычаев, фольклора и декоративно-прикладного искусства коренных народов, погружающего ребенка в мир древней и мудрой культуры, ориентированной на духовную жизнь.

И очень хочется, чтобы наши дети переняли мудрость коренных народов Севера, научились также любить этот чудный и красивый край, в котором они живут. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания детей являлись забота о сохранении, укреплении и развитии национальных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского и духовного опыта

Мы родились и растем на Югорской земле. У каждого из нас растет потребность знать край, в котором мы живем. Посетив наш краеведческий музей, мы узнали о жизни коренного населения Севера ханты и манси. У нас пробудился интерес к более глубокому изучению родного края. Нам захотелось узнать о народах ханты, как возник этот югорский народ. Как живут и какие традиции у коренных народов Севера. После исследования нам захотелось самим проиллюстрировать жизнь этих народов.

- К моменту окончания проекта у детей сформируются представления о богатстве культурных традиций народов ханты и манси

- Проявится интерес к самобытной культуре народов ханты и манси.

-Участие родителей в реализации проекта, заинтересованность их в совместной с детьми поисково-познавательной и творческой деятельности.

Новизна проекта :

Паспорт проекта :

Тип проекта : познавательный, практико-ориентированный, краткосрочный

Продолжительность проекта : Краткосрочный (октябрь-четыре недели).

Охваченные образовательные области:

Создать условия для патриотического и духовно-нравственного ю. старшего дошкольного возраста посредством изучения культуры коренных народов родного края ХМАО-Югры.

-развивать интерес к жизни народов Ханты и Манси, их обычаям, быте, традициям;

-продолжать формировать знания детей о народном декоративно - прикладном искусстве, о устном народным творчестве;

-развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками, речь детей в различных формах и видах детской деятельности;

-закреплять умения внимательно воспринимать полезную информацию;

Проект реализуется поэтапно. Каждый этап включает совместные мероприятия с детьми, с родителями воспитанников, с социальными партнерами.

Этапы реализации проекта :

1 этап - Подготовительный:

- определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта, прогнозирование результата. Пополнение предметно-развивающей среды: подбор материала, игрушек, атрибутов, для игровой деятельности; дидактических игр, иллюстрированного материала, составление перспективного плана мероприятий; информационно-просветительская работа по реализации проекта.

2 этап - Практический:

Практический этап заключается в построении образовательной деятельности на основе предлагаемого проекта :

-циклы тематических СД;

-совместные с родителями развлечения, мастер – классы;

Реализация проекта обусловлена совместной деятельностью взрослых и детей. Педагогом создаются условия, которые позволяют детям совместно со взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его, анализировать его и преобразовывать. Организация проектной деятельности позволяет педагогу осуществлять интеграцию всех образовательных областей.

На данном этапе ребенок получает необходимую информацию о многообразии окружающего его мира, об окружающих его людях.

Обогащение представлений детей о быте, культуре, труде коренного народа, его нравственных качествах, сближает, роднит, становится понятным дошкольнику, способствует развитию социальных эмоций, чувств, воспитывает уважение к людям разных национальностей.

3 этап - Заключительный:

- Обобщение результатов работы, анализ деятельности, презентация проекта в рамках педагогического сообщества.

План работы по реализации проекта

Этапы реализации проекта

Задачи (1) Формы реализации (2)

1. Изучить и проанализировать литературу по данной теме;

2. Выявить характер и содержание представлений детей о коренном народе ХМАО;

3. Разработать перспективный план работы с детьми и родителями;

4. Постановка цели и задач;

5. Анкетирование родителей по теме

7. Разработать учебно - методическое сопровождение к проекту;

8. Разработать методические рекомендации для родителей по ознакомлению детей с коренными народами округа.

9. - методическая литература;

-перспективный план по работе с детьми и родителями;

-конспекты бесед (приложение 1)

-конспекты досугов (приложение 5,6)

Октябрь-2 -3 неделя Формы работы с детьми:

1. Организовать и провести работу над реализацией проекта в соответствии с календарно-тематическим планом, включающим в себя различные виды детской деятельности, с учетом интеграции образовательных областей с участием родителей воспитанников

-подборка игр народов Ханты и Манси (приложение 2)

-слушание музыки народов Севера и разучивание песни

-экскурсия в Детско-юношескую библиотеку (знакомство «Знакомство с бытом и традициями народов Ханты)

-уточнение и формулирование выводов, выявление перспективы последующего развития проекта;

Формы работы с родителями:

Ресурсное обеспечение проекта :

Информационное: - литература: детская, учебно-методическая, энциклопедическая; интернет - ресурсы;

аудиозаписи, видеозаписи, компьютер, цифровой фотоаппарат, CD-диски с информацией о Югре, художественно-изобразительные средства: иллюстрации, фотографии, изделия народов ханты и манси, альбомы, макеты, рисунки.

Совместная деятельность с родителями воспитанников способствовала заинтересованности и проявлению активности и собственной инициативы в формировании у детей интереса к традициям и обычаям северных народов ХМАО - Югры.

3. Грасмик А. Ф. Занимательное путешествие по Тюменской области. г. Ханты-Мансийск, 1993.

6. Природа Югры. Азбука первоклассника, 2008.

7. Югория: Энциклопедия Ханты- Мансийского автономного округа. В 3 – х т. – Ханты- Мансийск : 2000 г.

8. Край родной: Азбука краеведения. - Екатеринбург: 2001 г.

9. Югра: региональный журнал, 2003 – 2013 г.

10. Формирование этического самосознания у дошкольников на основе традиций Севера. – Ханты – Мансийск : 2002 г.

11. Интернет ресурсы:

- goturist Народ ханты.

Педагогический центр организации и проведения Международных
и Всероссийских дистанционных конкурсов и викторин
г. Москва

Для того, чтобы разместить публикацию необходимо:

  • - Зарегистрироваться или авторизоваться на сайте
  • - Перейти на страницу подачи публикации
  • - Оплатите организационный взнос (250р).
  • - Внимательно заполните все поля. Данные из заявки будут использованы для формирования свидетельства.
  • - Прикрепите файл с публикацией к заявке.
  • - После проверки в течении 1 рабочего дня Вы получите уведомление о возможности скачать свидетельство о публикации в личном кабинете.

1. Материал должен соответствовать заявленной тематике для размещения в соответствующие разделы по категориям образования:

  • Дошкольное
  • Начальное общее
  • Основное общее
  • Среднее (полное) общее
  • Среднее профессиональное
  • Высшее
  • Дополнительное

2. К публикации не принимается материал, который был ранее опубликован в Интернете другим автором.

3. Допускается публикация материала, опубликованного Вами ранее на других педагогических сайтах.

Сертификат

Публикация работ производится БЕСПЛАТНО.

Стоимость свидетельства о публикации в электронном виде – 250 р.

Дата публикации: 09.03.19

Автор:
Старченко Светлана Михайловна воспитатель, МАДОУ ДС № 77 "Эрудит", Ханты-Мансийский автономный округ

Аннотация

Данный проект представляет собой организацию совместной деятельности педагога, детей и родителей, создание предметно - развивающие среды по ознакомлению с коренными народами родного округа, использование наглядных методов: фильмы, презентации, картинки, иллюстрации, возможность познакомиться с народным декоративно – прикладным искусством.

Народное декоративно - прикладное искусство - одно из средств эстетического воспитания - помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство является национальным по содержанию, поэтому способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических чувств у ребёнка.

Паспорт проекта

Тип проекта: информационно - творческий.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители, педагоги.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Актуальность:

Сегодня ХМАО-Югру населяют люди разных национальностей. В связи с развитием нефтегазовой отрасли в округе, лесной, рыбной промышленности, ежегодно осуществляется приток в наш округ людей из разных городов, регионов, стран.

Для большинства людей, проживающих на территории ХМАО-Югры, традиционная культура народов ханты и манси, которых на сегодня осталось очень малое количество, остаётся загадкой. Жизнь коренных жителей отличается от жизни современных людей. Отличается и культура, традиции.

Сегодня каждый житель должен иметь представления об особенностях жизни и деятельности коренных жителей, брать пример с гармонии отношений ханты и природы, проявлять уважение к их традициям и обычаям. Ведь все это составляет культуру современного человека, причастного к развитию нашего округа Югры и являющегося гражданином Ханты-мансийского автономного округа.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для воспитания любви к родному краю, так как знания, впечатления, пережитые в детстве остаются с человеком на всю жизнь. В этом возрасте у детей формируется интерес, потребность в знаниях. Важным этапом формирования у детей знаний о родном крае является накопление им социального опыта, приобщение к культуре и традициям народа.

Постановка проблемы.

Опыт работы показал, что у воспитанников старшего и подготовительного возраста недостаточно сформированы знания о родном крае Ханты - мансийском автономном округе, о коренных жителях ханты и манси, их культуре и традициях.

Гипотеза: у каждого ребёнка сформируется интерес к жизни родного края, природе ХМАО, расширятся знания о природных и культурных особенностях жизни Югры. Повыситсястепеньвключённостиродителей в организацию образовательного процесса.

Новизна проекта: комплексное приобщение детей ккультуре, традиции народов Югры, изучение истории, богатствродного края через проектную деятельность.

Цель: формирование представлений детей о коренном народе Ханты – Мансийского автономного округа, его традициях, культуре и особенностях быта, через народное декоративно - прикладное искусство.

Задачи:

-Развивать интерес к жизни народов Ханты и Манси, их обычаям, традициям;

-Формировать знания детей о народном декоративно - прикладном искусстве;

-Развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками, речь детей в различных формах и видах детской деятельности;

-Развивать художественное восприятие, эстетический вкус, зрительное внимание, моторику рук;

-Закреплять умения внимательно воспринимать полезную информацию;

-Формировать у детей предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

Проект реализуется поэтапно. Каждый этап включает совместные мероприятия с детьми, с родителями воспитанников, с социальными партнерами. Это позволяет помочь осуществлению поставленной цели и задач проекта, и тем самым достижению оптимальных результатов в обучении, развитии ребенка и готовности к школьному обучению путем внедрения в образовательный процесс эффективных инновационных технологий.

От администратора сайта: если Вы желаете ознакомиться с полным текстом представленной публикации, Вы можете скачать её с сайта в полном объёме.




Исследовательско-творческий проект



воспитатель высшей категории

Пигина Ирина Владимировна

Паспорт проекта



расширение и углубление краеведческих знаний детей о поселке и родном крае, воспитание интереса и любви к малой родине на основе ознакомления с родным краем

Развивать у старших дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.

Познакомить детей с обычаями и традициями, народным творчеством народов Севера - ханты и манси, воспитывать чувство уважения к традициям и обычаям других пародов.

Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края, развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё.

Развивать чувство гордости за свою малую родину, бережное отношение к родному городу. Расширять представления детей о том, что делает малую родину, родной город красивым, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного края.

Учить устанавливать причинные связи, делать выводы, развивать умение сравнивать и мыслить ло­гически, развивать воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас.

Способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к родному краю, поселку, содействовать становлению желания принимать участие в социальных акциях.

Краткосрочный, 1-16 сентября

работники музея ПСОШ № 1 и ПСОШ №4

Принципы реализации проекта

Принцип энциклопедичности, краеведческий (региональный) принцип, принцип интеграции, культурологический принцип – приобщение детей к истокам культуры, тематический принцип, принцип наглядности.

Расширение знаний детей по краеведению, возрастание интереса к родному краю, его достопримечательностям

Воспитание любви и чувства гордости за малую Родину, бережного отношения к родному поселку, краю

Развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских умений и навыков, навыков проектной деятельности

Повышение активной гражданской позиции семей дошкольников





Малая Родина. У каждого человека она своя,

но для всех явля­ется той путеводной звездой,

кото­рая на протяжении всей жизни оп­ределяет очень многое,

если не ска­зать — всё.

В истории педагогики всегда уделялось большое внимание краеведческого работе как условию успешного воспитания у дошкольников гражданско-патриотических качеств.

К.Д.Ушинский, В.Г.Белинский, Н.А. Добролюбов и др. считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств – доброты, справедливости, внимательного отношения к семье, к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке. Эти корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Одной из задач нашего детского сада является воспитание у дошкольников любви семье, к своему дому, к детскому саду, к родному поселку, родному краю. Чувство восхищения родным поселком, родным краем, окружающей природой – это те чувства, которые необходимо вызвать педагогу в процессе работы с дошкольниками.

Данный проект предусматривает реализацию комплексно-тематического принципа планирования воспитательно-образовательного процесса и приурочен к празднованию Дня поселка (первое воскресенье сентября).

Анализ результатов диагностики сформированности правильных представлений о родном крае показал низкий уровень мотивации и интереса детей к изучению природы, культуры и традиций родного края – из 26 детей 21 ребенок (80,7%) не проявляли желания узнать о стране, о крае, о поселке, в котором живут; 18 детей (69,2%) не могли выразить своего отношения, чувства к своей родине, к поселку; 16 (61,5%) имели скромные представления о природе и достопримечательностях Югры.

Анализ результатов анкетирования родителей показал, что краеведческая тематика отсутствует в общении родителей с ребенком: 73% из опрошенных родителей не усматривали в краеведческой работе большого воспитательного и развивающего потенциала.

Анализ имеющейся литературы по патриотическому воспитанию дошкольников показал: несмотря на то, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данной теме, ни программ, ни методических пособий для дошкольных образовательных учреждений с использованием краеведческого содержания нет.



Цель проекта: расширение и углубление краеведческих знаний детей о поселке и родном крае, воспитание интереса и любви к малой родине на основе ознакомления с родным краем

Для реализации цели проекта были поставлены следующие задачи:

Развивать у старших дошкольников интерес к родному поселку, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего, дать общее представление о народах Севера.

Познакомить детей с обычаями и традициями, народным творчеством народов Севера - ханты и манси, воспитывать чувство уважения к традициям и обычаям других пародов, воспитывать добрые чувства. Содействовать становлению желания принимать участие в традициях поселка и в традициях, сложившихся на территории Ханты-Мансийского автономного округа.


Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края, развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё.

Развивать чувство гордости за свою малую родину, бережное отношение к родному краю. Расширять представления детей о том, что делает малую родину красивой, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного края.

Учить устанавливать причинные связи, делать выводы, развивать умение сравнивать и мыслить ло­гически, развивать воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас.

Способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к родному краю, поселку, содействовать становлению желания принимать участие в традициях поселка, района, региона, социальных акциях.

Работа по проекту осуществлялась по трём направлениям: работа с детьми, с родителями, работа над развитием предметно-развивающей среды.


Необходимость обязательного учета возрастных и психологических особенностей детей в содержании и организации краеведческой работы в рамках образовательного процесса способствовала определению принципов работы по проекту:

Принцип развивающего характера образования

Принцип единства с семьей

Условия реализации проекта:

Комплексно-тематический принцип планирования воспитательно-образовательного процесса

Интеграция краеведческих знаний во все компоненты воспитательно-образовательного процесса

Использование ряда педагогических технологий: здоровьесберегающих технологий, технологии личностно – ориентированного обучения, игровых технологий, информационно-коммуникационных технологий

Широкое использование методов развития познавательной активности и творческого воображения(исследовательскую и опытно-экспериментальную работу и т.п.)


Планируется активная совместная проектная деятельность с родителями

Наличие уголка краеведения, в котором ребенку предоставляется возможность действовать с картой поселка, района, рисовать, рассматривать книги и иллюстрации, играть в дидактические игры, создавать коллажи и макеты, играть с использованием макетов, играть в подвижные игры.



Проектировочный

- анализ заинтересованности детей в получении краеведческих знаний

- анализ предметно-развивающей среды группы и ДОУ

- подбор диагностического инструментария

- проведение начальной диагностики

Результатом этого этапа стало определение проблематики, актуальности для ДОУ, определение цели и задач проекта

Организационный

- определение содержания и форм работы с дошкольниками, родителями

- поставка цели и задач проекта

- составление комплексно-тематического планирования

- составление плана работ с родителями по проекту

- создание локальных актов, регулирующих проведение мероприятий по проекту

- пополнение предметно-развивающей среды в группе

- накопление наглядного, дидактического материала

Ресурсное обеспечение реализации проекта

Нахождение теоретического материала

Практический

Реализация мероприятий согласно комплексному плану

Накопление практического материала, систематизация и обобщение опыта

Итоговая диагностика знаний детей


Сроки реализации проекта: 1-16 сентября 2017 г.

Проект не ставит цель достичь высоких результатов за короткий отрезок времени путем форсирования процесса формирования патриотизма дошкольников, проявлению любви и преданности родному краю, поселку. Главное – максимально использовать образовательный и воспитательный потенциал краеведения для развития интеллектуального и творческого потенциала детей.



Организация опыта освоения содержания

Знакомство дошкольников с родным городом и родной страной - процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата в развитии целостного отношения к родному краю можно достичь только систематической работой. Краеведческие знания интегрируются

- в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную

- в образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (прогулки, целевые экскурсии обеспечивают необходимую двигательную активность и способствует со­хранению и укреплению здоровья дошкольников)

- в самостоятельную деятельность детей (дидактические и подвижные игры, рассматривание дидактических картинок, иллюстраций)

- в процесс взаимодействия с семьями (участие в проектной деятельности, продуктом которой являются журналы или газеты о малой родине, создание карт поселка, состав­ление маршрутов экскурсий и прогулок по посёлку; коллекциони­рование картинок, открыток, символов, значков; участие с родителями и воспитателями в социально-значимых со­бытиях и прочее)

Примерное планирование краеведческой работы в рамках образовательной деятельности представлено в таблице 1.

Примерное планирование краеведческой работы по проекту в рамках образовательной деятельности



Тип проекта: Познавательно – творческий.

Продолжительность проекта: декабрь – апрель - 4 месяца.

Участники проектов: музыкальный руководитель, воспитатели, дети, родители.

Цель проекта: Приобщать детей к культуре народов ханты и манси, познакомить с народными напевами, с их бытом, фольклором.

Задачи проекта:

-Познакомить детей с обычаями и традициями, укладом жизни народа ханты и манси;

- Развивать интерес к хантыйскому фольклору, народной музыке, музыкальным инструментам, танцам, песням;

- Вовлекать детей в совместную творческую деятельность;

- Формировать у детей музыкальную культуру, музыкально-эстетическое сознание;

- Познакомить с орнаментом коренных народов, научить детей рисовать некоторые узоры.

- Воспитывать уважение к культуре народов ханты и манси.

Предполагаемый результат:

Дети: Обогащение знаний детей о культуре, традициях и обычаях, укладе жизни народов ханты и манси, населяющих территорию ХМАО. Дети познакомились и могут отличить народные хантыйские инструменты. У детей наблюдается раскрытие творческих способностей через разнообразные виды детской деятельности. Проявляют желание играть в национальные игры народов ханты и манси. Развивается уважение и толерантность к самобытной культуре коренных народов ХМАО.

Родители: Понимают значимость в развитии творческих способностях детей в совместной деятельности. У родителей формируется более высокая оценка в достижениях своих детей и ощущение личной сопричастности к их образованию и воспитанию. Повышение компетентности родителей по формированию основ толерантной культуры у дошкольников.

Этапы реализации проекта:

1 этап - подготовительный

2 этап – практический

3 этап – итоговый

Актуальность проекта:

Воспитание патриотических качеств личности, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, и к каждому человеку в отдельности. А край где мы живём большой, многонациональной семьей, это и есть частица нашей Родины . Быть гражданином, патриотом это непременно быть интернационалистом. И от нас будет зависеть, будут ли наши дети понимать ее, тянуться к ней, поддерживать, уважать и развивать традиции живущих рядом народностей. Ибо лишь человек, глубоко уважающий и понимающий самобытность своего народа, сможет понять и принять специфику культурных ценностей других этнических коллективов.

Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников патриотических и интернациональных чувств.


Формы реализации проекта

1. Тематические НОД по образовательным областям.

3. Создание в группе уголка, посвящённого укладу жизни народов ханты и манси.

4. Просмотр видео клипов о жизни и быте народов ханты и манси.

6. Чтение художественной литературы о коренных народах ХМАО.


1 этап – подготовительный:

1. Выявление знаний детей о культуре и быта народов ханты и манси.

2. Совместное составление плана работы с детьми, родителями.

3. Подбор музыкального репертуара.

  1. Разработка НОД по образовательным областям.
  2. Подбор художественной литературы о коренных народах ХМАО.
  3. Создание картотеки народных хантыйских подвижных игр.
  4. Консультации для родителей.

2 этап - практический

Реализация проекта

Образовательная область

Тема, содержание работы

Методические приемы, формы работы

Просмотр мультипликационных фильмов о северном народе

Беседы о людях разных национальностей, особенностях национальной одежды ханты, народной музыки, музыкальных инструментов;

Просмотр иллюстраций в книгах, фото и видео материалов, заучивание стихов.

Раскраски по теме;

Рисование хантыйских узоров;

Посещение школьного музея

Знакомство с элементами национальной одежды, обуви, декоративно-прикладного искусства народов севера.

Работа с родителями

Совместное украшение варежек

3 этап – итоговый

Читайте также: