Проект это определение в менеджменте кратко

Обновлено: 07.07.2024

Управление проектами — это деятельность менеджера, направленная на достижение поставленных целей и задач проекта.

Основы проектного управления – это наиважнейший раздел менеджмента, который должен изучить и принять каждый руководитель, работающий с проектной системой.

В современном, динамически меняющемся мире нужно очень быстро двигаться и быть весьма гибким в принятиях решений. Чтобы лидировать в любой системе нужно постоянно вносить коррективы, выпускать новые продукты или совершенствовать старые, следить за потребностями своих клиентов. Все проводимые изменения и разработки — это и есть проекты.

Проектная деятельность существует в каждой организации: в бизнесе, в детском саду, в правительстве. Для осуществления эффективной деятельности жизненно важно научиться управлять проектами, создавать и развивать систему управления проектами. И с целью облегчения работы над проектами созданы стандарты управления проектами.

Сейчас есть следующие виды стандартов:

  • международные — стандарты международного значения, ставшие такими в процессе развития или разработанные для международного использования (PMBoK, ICB, NCB);
  • национальные — применяемые внутри одной страны или достигшие общенационального статуса в процессе своего развития (P2M, Prince2);
  • частные — наборы знаний, используемые компаниями, частными лицами;
  • корпоративные — разработанные специально для применения внутри конкретной организации.
  • целенаправленность (результативность). Каждый проект должен иметь конечный результат, быть направлен на достижение целей;
  • ограниченность ресурсов. Проекты реализуются в условиях конкретных ресурсов;
  • комплексность. Обязательно учитываются внутренние и внешние факторы, могущие влиять на проект;
  • временные рамки проекта;
  • новизна и неповторимость. Всегда должен создаваться новый продукт. Каждый проект, вне зависимости от его итогов, в основе имеет что-то уникальное, присущее только этому проекту;
  • разграничение с другими целями и намерениями. Каждый проект ограничен определенными рамками своей предметной области и сепарирован от других видов деятельности компании;
  • специальная организационная структура проекта. Большая часть крупных не выполняется в рамках имеющихся организационных структур;
  • изменение как основное содержание проекта. Достижение целей проекта должно всегда приводить к изменениям в системе, частью которой является проект.

Готовые работы на аналогичную тему

Главная задача управляющего проектом – поиск оптимального соотношения этих трех параметров, с которыми несомненно переплетаются интересы участников проекта.

Управление проектом

Управление проектом — это действия руководства по координации материальных и людских ресурсов в течении существования проекта путем использования современных методов и техник управления для достижения поставленных в проекте результатов по объему и составу работ, времени, стоимости, качеству и удовлетворению участников проекта.

В существующих давно организациях, которые ведут проектный менеджмент, управление проектами присутствует в более широком контексте, регулируемом управлением портфелями и программами. Проект, портфель проектов, программа, проектно-ориентированная организация, жизненный цикл проекта и его фазы - это объекты управления проектами.

Далее сформулируем определения для каждого из объектов.

Программа — это группа связанных мероприятий и проектов, объединенных общей целью и условиями выполнения.

В составе программы проекты зависят друг от друга и нацелены на общий результат. Управление программой почти такое же, как и управление проектом, с акцентом на взаимозависимость проектов внутри программы.

Портфель — это набор программ или проектов и других работ, собранных воедино с целью эффективного менеджмента для достижения стратегических целей.

Программы и проекты внутри портфеля не должны зависеть друг от друга. Управление портфелем это установление приоритетов, выявление, авторизация, управление и контроль проектов, программ и других работ для достижения поставленных целей и задач. При масштабировании проектов они объединяются в программы, и при этом возрастает количество проектов, не взаимосвязанных технологически, но объединенных одним клиентом, технологией или ресурсами, продавцом, а это уже приводит к необходимости управления портфелем проектов. Если компания будет реализовывать все направления развития с помощью выполнения проектов, то это изменит организационную структуру, то есть возникнет проектно-ориентированная организация.

Проектно-ориентированная организация — это компания или государственная структура, использующая проектное управление как один из доминантных подходов к управлению своей деятельностью.

В зависимости от вида проекта в его реализации принимают участие от одной до нескольких сотен компаний. У каждой из них имеются свои функции, степень участия в проекте и зона ответственности. Все они в зависимости от возложенных на них обязанностей объединяются в определенные категории стейкхолдеров (Stakeholders).

Стейкхолдеры — это организации или физические лица, непосредственно вовлеченные в проект, или же те, чьи интересы затрагиваются как отрицательно, так и положительно при реализации проекта.

Управление проектами обязывает менеджмент владеть специальными навыками, инструментами, методами. Инструментами управления считаются завершенные формализованные процедуры, методики и шаблоны нужной проектной документации.

Для понимания проекта на изначальном этапе создается документ, описывающий согласованное понимание результатов и целей проекта, которым назначается Устав проекта, согласовываемый вышестоящим менеджментом проекта, как лицами, принимающими решение. Структура Устава проекта различается в зависимости от специфики, типа проекта и его содержания. Обязательными и основными разделами являются:

Прое́кт (от лат. projectus) — замысел, идея, образ, намерение, обоснования, план.

Проект – определение по DIN 69901

Проект – это одноразовая, не повторяющаяся деятельность или совокупность действий, в результате которых за определенное время достигаются четко поставленные цели.

Проект – определение по ГОСТ Р 54869-2011

  • Комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленный на создание уникального продукта или услуги в условиях временных и ресурсных
    ограничений.

Управление проектом: Планирование, организация и контроль трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов проекта, направленные на эффективное достижение целей проекта.

Определение проекта по PMBOK

Определение проекта по PRINCE2

Проект – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленный на создание уникального продукта или услуги в условиях временных и ресурсных ограничений.

Проект — это временное мероприятие, которое имеет ограничения.

В современном бизнесе и науке, проект — это индивидуальное или совместное предприятие (очень часто термин применяется в областях исследований или проектирования) которое тщательно планируются; как правило, в проект назначается команда людей для достижения определенной цели.

Также можно определить проект как комплекс взаимосвязанных задач, которые должны быть выполнены в течение определенного периода и в пределах определенной стоимости и других ограничений.

Можно рассмотреть проект, как временную (а не постоянную) социальную систему или работу в определенной системе, в которой образуются группы внутри или между организациями для выполнения конкретных задач в условиях дефицита времени. У проекта в котором результат возможно оценить лишь через очень долгий промежуток времени (например через 5-10 лет) — как правило, называют программой.

История происходжения термина

Школа и Университет
В школах, учебных заведениях и университетах, проект исследования — для студентов — который, как правило, требует большего количества усилий и большой самостоятельной работы, чем написание обычного эссе. Проект требует от студентов, проведения своего собственного анализа информации и фактов, либо изучением данных из библиотек/интернет-исследований или сбора эмпирических данных. Письменный отчет, который последует после завершения проекта, как правило, оформляется в форме диссертации, которая должна содержать разделы, касающиеся тематики проекта, анализа, выводов и заключения…

Управление проектами
См: Управление проектами
В проектном менеджменте проект состоит из временной деятельности, предпринятой для создания уникального продукта, услуги или результата. Другое определение: Проект — это среда управления, которая создается для целей в соответствии с заданной бизнес-задачей для получения одного или нескольких бизнес-продуктов.

Цели проекта определяют целевое состояние в конце проекта, достижение которых считается необходимым для достижения запланированных выгод. Они могут быть сформулированы как критериям Smart:

  • Specific — Конкретные
  • Measurable — Измеримые (или хотя бы оцененные) определенным достижением
  • Achievable — Достижимые (недавно принятые или приемлемо используемые)
  • Realistic — Реалистичные (учитывая нынешнее состояние организационных ресурсов)
  • Time — Время ограничено

Оценка (измерение) происходит при закрытии проекта. Однако непрерывный мониторинг о ходе выполнения проекта должен быть сведен к контролю и оценке. Обратите внимание, что Smart лучше всего применять для инкрементного типа инновационных проектов. Для радикального типа проектов это не так хорошо применяется.

Гражданское и военное строительство, производственная инфраструктура

Компьютерное программное обеспечение

Проект – это определенный процесс для достижения определённых целей и решения конкретной бизнес-задачи.
Следовательно, управление проектами — это деятельность, направленная на достижение поставленных задач, реализацию определённых планов, используя имеющиеся ресурсы - время, капитал, людей.
В основе управления проектами лежит планирование – краткосрочное или на более длительный период. В бизнес-процессах планирование основывается на определённых методиках планирования: в зависимости от приоритета задач и сроков их выполнения.
Управление проектами – это и есть решение ряда небольших отдельных задач на разных этапах проекта. Путем решения более мелких действий можно приближаться к поставленной цели.
То есть, управление проектами – это постоянный переход от простого к сложному, и трансформация одной большой задачи в более простые мероприятия, состоящие из шаблонных процедур. Главное – это закрепить отдельного исполнителя для решения каждой небольшой задачи, который должен выполнить это отдельное действие за конкретный промежуток времени.
Итого, можно выделить ряд определённых признаков проекта, которые отличают его от других видов деятельности:

  • Любой проект направлен на достижение конкретных целей;
  • Проект включает в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;
  • Проект имеет ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;
  • Каждый проект в определенной степени неповторим и уникален.

Достижение целей в управлении проектами

Под достижением целей имеется в виду получение определенных результатов. Обычно проекты предполагают комплекс взаимосвязанных целей, когда вместе с основными целями (приоритетными) выполняют промежуточные цели (подцели). И все эти цели выполняются, начиная с наиболее детализированных задач, заканчивая целями высшего уровня.

Координация взаимосвязанных действий в управлении проектами

Проекты по своей сути подразумевают выполнение нескольких взаимосвязанных действий. Причём эти взаимосвязи имеют не только технологическую зависимость, но и более тонкую природу. Ведь проект - это система, состоящая из взаимосвязанных частей. Причем система эта отличается динамичностью, поэтому требует особых подходов к управлению.
Чаще всего промежуточные задания не могут быть начаты, пока другие задания не будут завершены, поэтому надо следить, чтоб уложиться во временной лимит. Другие задания осуществляются только параллельно.
Следовательно, все задания без исключения должны выполняться синхронизировано, иначе проект может быть поставлен под угрозу.

Ограниченная протяженность во времени

Для каждого проекта предусмотрено более или менее чётко обозначенные начало и конец.
Проект начинается, когда сформируется команда в необходимом составе и решится вопрос с финансированием, и заканчивается, когда достигнуты его основные цели.
Время – это один из приоритетных факторов в управлении проектами, поэтому для обеспечения выполнения всех работ в срок принято составлять графики, показывающие время начала и окончания заданий.
Проект – это вовсе не производственный цикл, любая задача в нем выполняется одноразово, а не циклической деятельностью. Задачи, которые выполняются в проекте, не поставлены на конвейер, нет навыков их выполнения, поэтому самая большая сложность – угадать и рассчитать наперед, сколько времени может занять выполнение определённого задания, которое делается впервые и, скорее всего, в последний раз.
Определённо, что в подобных экспериментальных условиях принято выделять времени на работу с запасом.

Уникальность задач в управлении проектами

Проекты – это мероприятия однократные. Хотя степень уникальности в проектах может быть разная. Например, если следующий проект почти такой же, как завершённый предыдущий и базовые задачи идентичны элементам предыдущих, то в таком случае управление проектом происходит более быстро, привычнее и слаженнее.
Опыт в управлении проектами в любом случае может быть полезен независимо от степени уникальности следующей задачи. Даже если предстоит абсолютно новый проект, который полон риска и неопределенности, прошлый опыт может подсказать, чего можно ожидать при выполнении следующего проекта.

Управление проектами на профессиональном уровне

Мировая практика управления проектами

В Европе и США методология и средства управления проектами широко используются во всех сферах целенаправленной и проектно-ориентированной деятельности.

Uprav proekt.jpg

Принципы управления проектами

Современное профессиональное Управление проектами базируется на следующих основных принципах:
- четкое определение целей, результатов и работ проекта с учетом возможных приемлемых рисков;
- определение центров ответственности за проект в целом и отдельные его части;
- создание системы комплексного и прогнозирующего планирования работ и параметров проекта;
- создание системы контроля и регулирования хода выполнения проекта;
- создание команды проекта и управление ею с целью объединения и координации усилий всех исполнителей, вовлеченных в проект.

Преимущества управления проектами

Участники проектно-ориентированной деятельности получают значительные преимущества от профессионального управления.
Для инвесторов это:
– повышение прозрачности государственных и частных проектов;
- снижение и контролируемость рисков;
- расширение круга инвесторов и инвестиционных возможностей;
- экономия инвестиционных ресурсов за счет повышения эффективности использования средств;
- повышение возврата на инвестиции.
Менеджеры и собственники имеют повышение конкурентоспособности, повышение возврата на капитал, дополнительная прибыль и улучшение управляемости.
Для государства преимущества состоят в то, что повышается обоснованность и четкость планирования и осуществления проектов и программ, контроль над расходованием средств, ресурсов и сроков исполнения, снижаются риски, затраты времени и ресурсов, снижаются расходы бюджетов всех уровней, повышается эффективность государственного управления и т.д.

Ссылки

Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь

Читайте также: