Проект экотуризм в доу

Обновлено: 05.07.2024

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Казьмирчук Светлана Семеновна

Населенный пункт: Белгородская область, г. Старый Оскол

Проблема экологического воспитания дошкольников относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, эта проблема приобретает особую остроту и актуальность.

Экологическое воспитание и образование превращаются в стержень современного образования, являясь ключом к перестройке современных систем образования и общества в целом. А воспитатель становится одной из центральных фигур современного гражданского общества.

Экологическое образование не является изолированным направлением (дополнительным предметом) работы детского сада; оно имеет мировоззренческое значение, и поэтому необходимо стремиться к экологизации всего образовательного процесса.

В настоящее время существует множество программ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, в которых представлено основное содержание работы, активно разрабатываются педагогические технологии экологического воспитания дошкольников, идет поиск новых методов и приемов. В связи с этим, ряд исследователей (Завьялова Т. П., Бочарова Н.И., Л Е. Куприна, Л. Павлова и другие) обращают внимание на использование эколого-туристической деятельности в условиях ДОУ.

Из всех видов деятельности человека туризм в наибольшей степени

приближает его к природе. Однако в современных условиях экологического кризиса, когда потребность человека в общении с природой возрастает, туризм нередко выступает как разрушающая сила по отношению к природной среде. В то же время правильно организованная туристская работа превращается в природоохранную силу и становится эффективным средством экологического воспитания.

Благодаря естественной обстановке, закладывать основы нравственных норм туристского природопользования можно очень продуктивно на фоне повышенного интереса детей.

К основным правилам туристского природопользования относят, прежде всего: бесшумное поведение в природе, выбор места для бивака, выбор и сбор топлива для костра, бережное отношение к растительному и животному миру. Во время прогулок обсуждаются факты отрицательного воздействия человека на окружающую природную среду и находятся оптимальные решения к определенных случаях

Данный вид организационной работы с детьми в ДОУ еще не достаточно разработан и изучен. Организация эколого-туристической деятельности очень редко применяется воспитателями детских садов. Но туристическая деятельность в экологическом воспитании может и должна использоваться в качестве вспомогательного средства. Эколого-туристическая деятельность с одной стороны позволяет удовлетворить потребность детей в активной деятельности в рамках экологического воспитания, а с другой способствует развитию интереса к путешествиям. Введение элементов туристической деятельности в учебно-воспитательный процесс даёт возможность воспитателю решить вопросы, от которых зависит успех его деятельности.

Эколого-туристические мероприятия преследуют различные цели и выполняют различные задачи. Например, это здоровый образ жизни детей, занятость детей, всесторонне развитие личности, патриотическое воспитание, экологическое воспитание и образование.

Самостоятельно дети могут участвовать в путешествиях уже с трех-

четырехлетнего возраста. Начинать нужно с несложных продолжительных прогулок в парке, к реке, во время отдыха на даче, предлагая детям преодолевать простейшие препятствия. Следующим этапом могут быть однодневные туристические прогулки в лес. И уже после того, как дети приобретут элементарные знания и некоторые туристские умения, их можно брать в двух- и многодневные походы.

В зависимости от того, какие цели преследуют туристы, будет меняться содержание и название походов. Если решаются эколого-познавательные и природоохранные задачи, то поход будет познавательным или экологическим. Основными целями прогулок с дошкольниками могут являться: познание родного края, здоровый активный отдых, закрепление и углубление полученных знаний об окружающей среде, обогащение эмоциональной сферы ребенка, краеведческая подготовка

Одними из основных форм организации эколого-туристской деятельности в детском саду являются походы и экскурсии на природу.

Поход с детьми старшего дошкольного возраста в ближайшее природное окружение - это интересное и полезное педагогическое мероприятие Одновременно решаются разные задачи: оздоровительные познавательные, нравственные и эстетические. Поход - это комплексное мероприятие, прежде всего по своей организации: его планируют, обдумывают, готовят и проводят несколько взрослых - эколог, инструктор по физическому воспитанию, мед-сестра воспитатель-методист и, конечно, воспитатель группы. Положительное воздействие на здоровье в походе дети получают от целого ряда факторов:

•Радостные чувства вызывают у дошкольников подготовка к походу, ожидание ярких впечатлений, выхода в новое (или редко посещаемое) и интересное место.

•Положительное воздействие на здоровье оказывает окружающая среда: чистый и насыщенный кислородом воздух, красивые пейзажи, цветущие растения, изобилие зеленого (успокаивающего) тона, приятных лесных шумов.

•Длительный переход (пешком, на лыжах, велосипедах) на относительно

большое расстояние развивает выносливость детей, укрепляет мускулатуру ног и всего тела.

•Положительно на здоровье дошкольников влияют все походные мероприятия (подвижные игры, упражнения, соревнования, чередующиеся с отдыхом, закаливающие процедуры в особо жаркие дни и в благоприятной обстановке).

На умственное развитие детей в походе оказывают влияние различные мероприятия познавательного характера: наблюдения за явлениями природы, пояснения взрослых, словесные игры, отгадывание загадок во время отдыха. (Их планируют воспитатель и эколог, согласуй между собой.) Ведущее значение среди этих мероприятий имеют наблюдения - они могут быть самого различного содержания в зависимости от времени года, конкретного природного окружения (экосистемы), опыта посещения ее детьми.

Эстетическое воспитание детей на природе начинается с демонстрации территории - педагоги говорят, что здесь красиво, потому что все чисто, ухожено. И, наоборот, замусоренные участки леса, поляны не будут красивыми, даже если на них много цветущих растений. Воспитатель развивает в детях чуткость к восприятию прекрасного в природе на самых различных явлениях.

Оздоровительное, воспитательное и развивающее значение имеют лишь те походы, которые правильно подготовлены и организованы. Природное

окружение должно быть хорошо обследовано и изучено взрослыми, что позволит составить точный маршрут, спланировать время и место остановок, отдыха, привала, определить содержание наблюдений и других видов деятельности

Ценной является работа по карте-схеме: воспитатель и дети вместе прослеживают маршрут, обсуждают, что можно увидеть, кого можно встретить, вспоминают правила поведения на природе, правила безопасности и туризма. Такая подготовка создает хороший настрой у всех участников похода, а само мероприятие оставляет глубокий эмоциональный след у каждого ребенка.

Экскурсии отличаются от похода меньшим объемом всех его параметров: продолжительности пребывания на природе, решаемых педагогических задач, видов деятельности, подготовки и оснащения. Они легче в организации, поэтому могут проводиться чаще, чем походы.

Экскурсии в природу дают возможность детям в естественной обстановке получать знания, информацию о природных объектах и явлениях. Во время экскурсий дети постигают мир природы во всем его богатстве и многообразии, видят и учатся осознавать те естественные процессы, которые в природе протекают.

Выделяют следующие виды экскурсий (исходя из содержания знаний, предлагаемых в ходе экскурсии детям):

- в лес, парк, сквер, на водоем (т. е. на естественные объекты природы):

- на сельскохозяйственные объекты (на огород, на ферму, в плодовый сад).

Констатирующий эксперимент показал, что воспитатели старшей группы

используют в своей работе различные прогулки, экскурсии, считают их необходимым средством экологического воспитания дошкольников. Однако анализ планов работы за год показал, что они занимают не значительное место в педагогическом процессе данной возрастной группы. Основными задачами их было: всестороннее развитие детей, воспитание любви к родному краю, к труду, к природе, но воспитатели не в полной мере учитывают возможности разнообразной туристической деятельности в экологическом воспитании дошкольников.

В ходе наблюдений за поведением и деятельностью детей удалось выявить, что они с желанием стремятся участвовать в прогулках, экскурсиях, подвижных играх, творческих заданиях экологического содержания.

Анализ условий, созданных в детском саду для организации туристической деятельности, показал, что в данном дошкольном учреждении есть достаточно хорошо спланированный и озелененный участок детского сада, в ближайшем природном окружении есть интересные природные объекты и комплексы, которые можно посетить с детьми. Но все это мало используется в организации эколого-туристической деятельности в детском саду.

В ходе изучения деятельности экспериментального дошкольного учреждения по использованию эколого-туристической деятельности была выявлена необходимость в оптимизации этой работы. Для реализации данной цели нами было выделено три направления работы:

1. с педагогами ДОУ;

2. с детьми старшего дошкольного возраста;

Для успешной работы воспитателей нами был осуществлен анализ ближайшего природного окружения, определены наиболее интересные объекты для изучения, в соответствии с требованиями программы для детского сада и возможностями детей старшего дошкольного возраста, спланированы мероприятия по внедрению эколого-туристической деятельности в педагогический процесс детского сада.

Кроме этого, мы предложили провести методический семинар посвященный эколого-туристической деятельности. Цель данного семинара – повышение компетентности воспитателей по вопросам организации эколого-туристической деятельности в условиях детского сада.

В первой части работы мы посчитали возможным предложить педагогам ДОУ следующие вопросы для обсуждения:

1. Краткое введение воспитателей в проблему.

2. Как правильно включать в учебный процесс восприятие объектов и явлений природного и социального окружения в естественных условиях.

3. Возможности проведения туристической деятельности в условиях детского сада.

4. Растения и животные нашего края

5. Анализ ближайшего природного окружения, выбор наиболее интересных мест для посещения в ходе эколого-туристической деятельности.

Для воспитателей были разработаны рекомендации по методике проведения туристических походов с детьми.

Следующим этапом нашей работы было планирование эколого-туристических мероприятий по ознакомлению детей с природой родного края. Мы спланировали работу по сезонам, чтобы дать воспитателям возможность варьирования мероприятий по месяцам.

4. Экскурсия в ельник. Задачи: систематизировать знания детей о

деревьях и кустарниках, характерных для ельника; обратить внимание детей на зависимость жизни животных от условий окружающей среды; воспитывать любовь к природе родного края.

7. Экскурсия к реке. Задачи: сформировать у детей представления о реке как о сообществе водных и наземных растений и животных и т.д.

Эффективное взаимодействие ДОУ с родителями решает множество проблем. Родителей важно вовлечь и заинтересовать эколого-туристической деятельностью детского сада. Родители могут участвовать в экскурсиях, походах, туристических прогулках. Родители могут пойти одной своей семьёй. Наиболее оптимальным является объединение двух-трёх семей, в составе которой есть 2 – 3 ребёнка. В этом случае гораздо легче организовать детское общение и отдых на привалах. Самым удачным вариантом будет состав группы из 9 – 12 человек. В этом случае она наиболее мобильна, при этом интересна и разнообразна организуемая совместная деятельность на маршруте и привале.

Для родителей были разработаны методические рекомендации по организации и проведению туристических походов с детьми, организации их досуга, подбору оборудования. В групповом уголке для родителей была помещена карта Липецкой области, г.Ельца и микрорайона с обозначением мест, которые можно посетить с детьми дошкольного возраста.

Спроектированные нами мероприятия по внедрению эколого-туристической деятельности в педагогический процесс старшей группы ДОУ были подвергнуты анализу со стороны дошкольных работников, получили поддержку, частично апробированы. Работа по их реализации будет продолжена в экспериментальном ДОУ.

Автор: Воспитатель: Кудукова Т. Л.

Старший воспитатель: Костенко Л. Н.

Вид проекта : исследовательско – творческий.

Сроки реализации: с 16.11 – 27.11.2020 г.

Участники проекта : воспитатель группы Кудукова Т. Л., старший воспитатель Костенко Л. Н., дети подготовительной группы, родители воспитанников.

Продолжительность проекта : краткосрочный.

Обоснование: В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья дошкольников. Объём познавательной информации для ребёнка постоянно увеличивается, растёт доля умственной нагрузки.

Ещё одной причиной частой заболеваемости дошкольников считаются социально – экономические факторы, обременённость родителей вредными привычками, отсутствие внимания к профилактике здоровья ребёнка.

Актуальность проекта : Быть здоровым – это естественное стремление человека. Здоровье означает не просто отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие. Проблема сохранения и укрепления здоровья детей приобщения их к здоровому образу жизни, к активному отдыху, остро стоит в современном обществе, где к дошкольникам при переходе из детского сада в школу, предъявляются высокие требования. В связи с этим активизируется поиск подходов в физическом воспитании, которые могли бы одновременно повышать физические качества и развивать познавательные и умственные способности. Так же ребенку уже с дошкольного возраста закладываются навыки экологической культуры. Родители проводят больше времени с ребенком на свежем воздухе, что, несомненно, поможет оздоровлению семьи, укреплению внутрисемейных отношений. На наш взгляд, одним из таких подходов является элементарных средств туризма в работе с дошкольниками.

Подходы к реализации проекта :

• системно – деятельностный – разработка системы деятельности по формированию у дошкольников и их родителей эколого – туристических знаний и умений природопользования;

• культурологический — организация поведения детей и их родителей в природе на основе формирования у них культурных отношений к природе, к окружающей среде.

Принцип управляемости и целенаправленности – предполагает создание условий для формирования у детей туристических умений, способствующих получению навыков безопасного поведения в окружающей среде;

Принцип результативности – направлен на достижение интеллектуальных и практических результатов в безопасном поведении в природе на туристической тропе.

Приобщение дошкольников и их родителей к здоровому образу жизни по средствам ознакомления с элементами туризма.

1. Расширять знания детей и родителей о детском туризме.

2. Использовать элементарные знания о туризме для увеличения кругозора детей, туристском природопользовании, закрепить навыки и умения работы с планом ДОУ; научить работать с компасом; закрепить правила поведения в окружающей среде.

3. Познакомить детей с основами жизни в природных условиях, назначением определённых предметов, необходимых в походе;

4. Закрепить на практике знание основ безопасного поведения на природе; воспитание бережного и внимательного отношения к окружающей среде, формирование желания вести здоровый образ жизни.

Сформированы знания о детском туризме.

Знакомы с правилами соблюдения безопасности в туристическом походе, во время разведения костра.

Сформированы такие качества как: самостоятельность, организованность, отзывчивость, доброжелательность, выносливость и ловкость.

Знают, что туристические походы и экскурсии закаливают организм человека, он реже болеет, становится сильнее, выносливее и более организованным.

Знают представителей растений зоны своей местности, знают ядовитые и лекарственные растения, знают какую пользу и вред могут принести.

Знают представителей животного мира родного края и правила безопасного поведения в природе.

Сформированы умения необходимые в туристическом походе : умение распределять туристические обязанности, умение собирать рюкзак, умение правильно подбирать лекарственные препараты для аптечки. Умение правильно подбирать одежду и для похода в соответствии с погодными условиями. Умение организовывать привал и соблюдать чистоту на привале.

Сформированы умения необходимые в туристическом походе : умение пользоваться компасом, умение рисовать маршрут своего пути, пользоваться топографическими знаками.

Увеличение доли родительской активности участвующих в ознакомлении детей с правилами безопасного поведения в природе, на туристической тропе и участие в мероприятиях проекта.

Сотрудничество с родителями:

Анкетирование по теме.

Прохождение детей подготовительной группы по тропе здоровья на территории детского сада № 14.

Организация деятельности участников проекта :

Работа над проектом включает деятельность педагогов, детей и родителей. Деятельность распределяется следующим образом по этапам проекта :

I этап — Подготовительный:

II этап — Основной:

Изготовление карты маршрута детей по экологической тропе закрепить умение детей выполнять работу сообща, дружно; развивать творческие способности.

При выезде загород на природу, у нас возникает вполне естественное желание получить максимум приятных эмоций и впечатлений. Но суровая реальность состоит в том, что куда б мы не направились, гарантированно встречаем следы своих неряшливых предшественников: выгоревший от костра лес, вытоптанные растения на полянках и горы пластиковых бутылок. Такое неприятно видеть всем, но не каждый желает убирать даже за собой, не то что за другими отдыхающими!

Можно делать вид, что дисгармония вокруг не омрачает ваш отдых, игнорировать неприятные элементы пейзажа, однако гораздо проще и важнее соблюсти несложные правила поведения на природе, и оставить после себя райский уголок природы в ее первозданном виде. Насколько бы улучшилась ситуация вокруг, если бы каждый человек действовал согласно правилам, задумайтесь об этом.

Уборка мусора за собой

Даже невзначай брошенная апельсиновая или банановая шкурка способна испортить собой окружающий пейзаж. Она, как впрочем, и банка или пластиковая бутылка сама собой не исчезнет. Очень важно убрать за собой на природе, и неплохо бы при этом захватить чужые бутылки и полиэтиленовые пакеты. Не исключено, что данное местечко приглянется вам и в следующий раз, особенно если вы оставите после себя чистоту. Если нет возможности забрать мусор с собой, его необходимо сжечь. Это радикальный способ борьбы с мусором, но не стоит прибегать к нему часто, сгоревший пластик отравляет воздух, почву и воду на месте сжигания.

Проявите осторожность с огнем

Правила безопасного поведения на природе диктуют, что если вы развели костер, обязательно потушите его, когда будете уходить. Костер достаточно залить водой, только проследите, чтобы не остались тлеющие угольки. Особенную угрозу открытый огонь несет при ветреной и сухой погоде, поскольку может стать очагом лесного пожара. Вследствие пожара, место отдыха останется неуютным и мрачным на много лет. К столь печальным последствиям может привести и небрежно брошенный окурок. Лучше всего закапывать окурки в землю, хотя бы неглубоко, это не только предотвратит пожар, но и не нарушит природной гармонии.

Не оставляйте после себя следы пребывания

Сохраняйте после себя цветы и бережно относитесь к животным

Посещая красивые поляны, на которых растет множество цветов, многие ошибочно считают, что в память о хорошо проведенном времени вправе собрать себе букет. Памятка – правила поведения на природе, взывает к совести. Ведь если так будет поступать каждый человек, то, что же будет радовать наш глаз в следующий раз? По отношению к растениям и животным, лучше всего избрать созерцательную позицию. А по отношению к диким зверям желательно выдерживать небольшое расстояние, даже если зверушка вам показалась безобидной. Стремясь защитить свое жилище и потомство, дикие животные не всегда рады большой и шумной компании, и вам следует уважать их потребности, ведь природа их дом. Наслаждаясь общением с дикой природой, проявляйте внимание и бережное отношение.

К чему приучать на природе детей

Правила поведения детей на природе никто не отменял. Если вы взяли с собой на отдых ребятишек, то старайтесь быть для них примером, ведь в будущем, они будут вести себя так, как вы их научите этому с детства. Не оставляйте ребятню на природе без присмотра, особенно если рядом есть водоемы, либо другие опасные места (муравейники, непроходимые кустарники, острые камни). Ведь для детей все интересно, они не понимают, какую опасность в себе таит дикая природа, и пытаются играть с каждым найденным предметом. Не просто запрещайте детям трогать неизвестные растения и грибы, а рассказывайте об опасности, которую в себе таит дикая природа. Ведь детям нужно объяснять причину запрета, тогда они способны понять.

Выбираясь на природу, помните о будущем, о том, от каждого из нас зависит, что из созерцаемых сегодня красот и в каком состоянии мы оставим нашим детям. Ведь, если каждый человек станет думать, что лично от него ничего не зависит, тогда ничего собственно и не изменится.

Спортивный туризм (фотоотчет)

Спортивный туризм (фотоотчет) 11 Мая 2017 года участники методической мастерской по направлению «Использование инновационных педагогических технологий в физическом.

Туризм в детском саду

Туризм в детском саду От души поздравляю с Днём России всех, кто ко мне заглянул! Пусть цветёт наша Родина! Пусть под мирным голубым небом растут наши дети!.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципального образования Белореченский район

hello_html_m4042a86c.jpg

Составитель: воспитатель МБДОУ Д/С № 7

Романова Марина Александровна

г. Белореченск 2016-2017 уч.гг.

Методологическое обоснование программы.

Предлагаемая программа разработана на основе эколого-краеведческого содержания при тесной взаимосвязи с программным материалом по дошкольному образованию. В программу включены экологические, нравственно-патриотические, гуманистические и оздоровительные направленности.

Особенность программы заключается в создании условий для формирования экологической деятельности и здорового образа жизни детей дошкольного возраста средствами туризма.

Работа по программе проводится в форме теоретической и практической образовательной деятельности. Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок адаптированы к возрастной группе дошкольников и к их физическому состояния здоровья.

В основу методики использования средств туризма положено рациональное сочетание двигательной, игровой, познавательной деятельности детей. Программа предусматривает применение традиционных методов физического воспитания: игрового, соревновательного, строго регламентированного упражнения.

В программе представлены, разнообразные средства туризма, включающие физические упражнения с использованием природного и социального окружения.

Внимание акцентируется на приобщении детей к окружающей природе, бережному к ней отношению, здоровому образу жизни, важности семейного активного отдыха, любви к родному краю, красоте, взаимовыручке, ненасилию, уважению к старшему поколению, так как дошкольный возраст — период пробуждения у ребенка своей сопричастности к миру, желания совершать добрые дела и поступки.

Осуществление задачи укрепления физического и психического здоровья ребенка, семьи в целом, формирование основ двигательной и гигиенической культуры является базой для реализации программы. Немаловажным является и приобщение педагогов ДОУ к экологической деятельности и здоровому образу жизни.

Особенностью данной программы является её комплексность, которая дает возможность детям дошкольного возраста осознать ценность здорового образа жизни, познать и беречь то, что окружает их с детства, развивать социальные навыки.

Актуальность

1 января 2016 года вступил в силу новый ФГОС дошкольного образования. Первой, среди задач, направленных на реализацию данного Стандарта, сформулирована следующая задача:

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

Далее Стандартом определено, что содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, именуемые в дальнейшем образовательными областями. ФГОС выделил пять образовательных областей, обозначив содержание каждой области. Так, физическое развитие, помимо приобретения двигательного опыта, развития физических качеств, формирования начальных представлений о некоторых видах спорта и овладения подвижными играми, включает становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.

На протяжении последних десятилетий в нашей стране наблюдается тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. По данным Роспотребнадзора, за 2013 год, первая группа здоровья – то есть абсолютно здоровые дети – ставится 20% детей дошкольного возраста и 13,6 % школьникам. Третья группа, диспансерная, когда ребенок состоит на диспансерном учете у врача, ставится 7,6% дошкольников и до 16% школьников. В целом, к семи годам жизни, до 50% детей имеют те или иные отклонения в здоровье. По этим данным видно, что, чем старше становятся дети, тем больше болезней они приобретают. В Краснодарском крае, на каждую тысячу детей зафиксировано по 1300 заболеваний. То есть каждый ребенок болен, да еще и не одним недугом.

Возможными причинами называют: социально – экономические факторы, обременённость родителей вредными привычками, отсутствие внимания родителей к профилактике здоровья ребенка, но главной причиной считают образ жизни, который ведут родители и, к которому приучают своих детей. Одновременно с вышесказанным, объём познавательной информации для современного ребенка постоянно увеличивается, растёт доля умственной нагрузки.

В связи с этим очень остро встаёт проблема формирования экологических основ, здорового образа жизни, начиная с дошкольного возраста. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

В дошкольном образовании одна из основных задач по оздоровлению – это внедрение инновационных подходов к сохранению и укреплению здоровья дошкольника.

Поиски эффективных путей, которые сочетали бы теоретическую и практическую направленность решения данной проблемы, привели нас туризму как к самой оптимальной, на наш взгляд, форме работы по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников.

Исходя из этого, приоритетным направлением является формирование экологической культуры, мы имеем возможность активно использовать туризм.

Поскольку туризм неотделим от краеведческой работы, то есть углубленного изучения во время походов истории, природы и культуры родного края – своей малой Родины, о нем можно говорить не только как об уникальном оздоровительном комплексе, но и как о важнейшем средстве культурно-патриотического воспитания.

Кроме того, туристический поход – это своеобразный мониторинг, позволяющий оценить результативность педагогического процесса по приобщению детей к экологическому краеведению, формированию основ здорового образа жизни, интереса к содержательной досуговой деятельности,.

Таким образом, актуальность работы обусловлена введением нового ФГОС дошкольного образования, медико-педагогическими факторами.

Нормативно-правовое обеспечение программы

Программа определяет качественное повышение экологического развития и оздоровления детей средствами туризма.

Приобщение детей к экологической деятельности и здоровому образу жизни средствами туризма

1. Расширение объема знаний в области краеведения, туризма.

2. Развитие выносливости, как основной физической подготовки ребёнка - будущего туриста.

3. Совершенствование основных видов движений и обогащение двигательного опыта детей.

4. Заинтересованность родителей детским туризмом, как средством здорового семейного отдыха.

5. Формирование межличностных, в частности, дружеских отношений дошкольников в процессе туристской деятельности.

На основании поставленных задач были намечены следующие этапы работы:

- анализ психолого – педагогической литературы по данной теме;

- разработка и проведение комплекса мероприятий;

- оценка эффективности проведенной работы.

Принципы и подходы, положенные в основу программы

Программа реализуется на основе следующих психолого-педагогических принципов:

Принцип открытости

- реализуется за счет безусловного признания выдвинутых идей детей . Могут привлекаться родители, педагоги, специалисты детского сада. Этот принцип реализуется в следующих направлениях: дети имеют право участвовать или нет; представить или не представить результаты своего труда; говорить по одному или по очереди, если выбран партнер для совместной деятельности; представлять в качестве результата то, что считает своим достижением.

2. Принцип рефлексивности

- реализуется в том, что и у педагогов, и у детей есть общая тема для обсуждения, создано единое смысловое поле. Данный принцип является основой для создания ребенком себя субъектом собственной деятельности, субъектом познания. В результате у детей формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности в трудностях. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка и саморегуляция поведения.

Новизна программы

Новизна программы в том, чтобы формировать эколого-туристские умения (нормы и правила поведения в окружающей среде), предполагается постепенное формирование экологических знаний у детей. В связи с этим весьма актуально создание и использование в дошкольном образовательном учреждении новых форм и методов работы с детьми по формированию элементарных навыков и умений по самосохранению, укреплению их здоровья и образу жизни.

Новизна программы заключается еще и в том, что через организацию с дошкольниками детского туризма формируются первые навыки бережного отношения к природе, самосохранения, потребность в здоровом образе жизни, повышается двигательная активность.

Известно, что туристические походы представляют собой один из важнейших организованных видов двигательной деятельности, в ходе которой решаются не только оздоровительные задачи, но и совершенствуются двигательные навыки и физические навыки детей, формирование первых навыков здорового образа жизни.

Анализ данного материала и практических исследований привели к необходимости разработки авторской программы направленной на приобщение детей к экологической деятельности, оптимизацию двигательной активности детей в естественных природных условиях, приобщение дошкольников к здоровому образу жизни.

Содержание программы направлено на развитие познавательной активности дошкольников, формирование у детей осознанного правильного отношения к природе и понимания целостности природы.

Использование инновационных технологий

Технологии применяемые в реализации образовательной программы:

Здоровьесберегающие технологии

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.

Технология исследовательской деятельности

Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

Технологии проблемного обучения

Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.

Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания.

Общая характеристика методов и приемов

В связи со спецификой физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении используются те методы и приемы, которые отражают особенности обучения, воспитания и развития дошкольников.

В основе классификации методов, применяемых на занятиях используется признак восприятия ребенком информации.

Широко используются в системе познавательной и физической деятельности общедидактические методы: наглядный, вербальный (словесный), практический.

Наглядные методы формируют представления о движении, яркость чувствительного восприятия и двигательных ощущений, развивают сенсорные способности.

Вербальные (словесные) методы активизируют сознание ребенка, способствуют осмыслению поставленных задач, их содержания, структуры, осознанному выполнению физических упражнений, самостоятельному и творческому применению их в различных ситуациях; практические методы обеспечивают проверку двигательных действий ребенка, правильность их восприятия, моторные ощущения.

Учитывая весь спектр внешних и внутренних условий, наметили направления в деятельности:

сохранение и укрепление здоровья детей и их физического развития:

недопущение учебной перегрузки дошкольников;

оптимальная организация двигательной активности при проведении туристических мероприятий с учетом санитарно-гигиенических норм и возрастных особенностей дошкольников;

вовлечение детей в туристические мероприятия;

овладение простыми туристическими навыками;

воспитание у дошкольников привычки к здоровому образу жизни;

обучение правилам безопасности;

проведение углубленных медицинских осмотров детей дошкольного возраста;

интеллектуальное развитие детей:

обогащение знаний по краеведению;

экологическое воспитание дошкольников;

психологическое сопровождение:

оказание профилактической и развивающей помощи детям, имеющим проблемы в физическом развитии;

оказание консультативной и практической помощи педагогам и родителям через разные формы работы;

выявление запросов в физкультурно-оздоровительных услугах и степени удовлетворенности родителей деятельностью детского сада;

организация педагогического просвещения родителей;

активное вовлечение родителей в туристические мероприятия.

Реализация программы возможно при соблюдении следующих условий:

Организационные:

организация работы дошкольного образовательного учреждения в здоровьесберегающей режиме;

создание системы взаимодействия всех субъектов физкультурно- оздоровительной и профилактической деятельности (дети, воспитатели, инструктор по физической культуре, родители и медицинские работники).

Физкультурно-оздоровительные:

наличие комплексной стратегии, направленной на улучшение состояния здоровья детей и их физического развития;

разработка и апробирование новых форм профилактики и оздоровления детей (организация туристических мероприятий);

пропаганда здорового образа жизни среди детей, родителей.

привлечение детей и родителей к экологической деятельности средствами туризма.

Психолого-педагогические:

банк методической и психологической информации по проблеме;

обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка;

обеспечение в коллективе дошкольного образовательного учреждения психологической поддержки развития потребности детей в самореализации, сотрудничестве и сотворчестве в процессе туристической и экологической деятельности.

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Сотрудничество с семьями воспитанников является одним из условий формирования интегративного образовательного пространства в соответствии с ФГОС дошкольного образования, способствует повышению эффективности и качества образования.

Приобщение детей к экологической деятельности при условии использования детского туризма как эффективной формы активного отдыха, рассматривается в следующих направлениях:

• Экологическое (воспитание экологической культуры у детей и их родителей)

• Оздоровление (закалка, получение запаса бодрости, и работоспособности, эмоционально-психологическое оздоровление)

• Спортивно-тренировочное (физическая тренировка, обучение преодолению естественных препятствий, ориентированию на местности, тактике действий в экстремальных ситуациях)

• Познавательное (изучение родного края /история родного города/, Знакомство с его историческими и природными достопримечательностями)

• Эмоционально-эстетическое (игры, соревнования. Конкурсы. Художественно-творческая деятельность на природе)

Предполагаемые результаты:

Полученные детьми знания о туризме, и природе родного края позволяют сформировать у детей осознанное и правильное отношение к природе и понимания целостности природы .

Повышение заинтересованности школьников, родителей, педагогов в формировании здорового образа жизни. Приобщение к физической культуре и туризму.

Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.

Параллельно проводится работа с родителями в этом направлении, с целью вызвать у них интерес к экологической деятельности детей, детскому туризму, как средству здорового совместного семейного отдыха, дать простейшие навыки безопасности пешего туризма, формировать у родителей и детей осознанное отношения к своему здоровью, воспитывать бережное отношение ко всему живому.


В практике ДОУ существует много апробированных традиционных здоровьесберегающих форм — рациональное питание, закаливание, плавание. Мы же пытаемся найти новые инновационные пути решения проблем, с которыми сталкиваемся.

Это относительно новое направление в физической культуре, появившееся в 90-е годы в Финляндии. Оно вобрало в себя технику различных видов спорта: лыжи (возможность тренироваться летом), спортивная ходьба (шаг с пятки и перекат на носок), коньки (вариант коньковой ходьбы). В результате получился набор полезных техник и упражнений из разных видов спорта, адаптированных для детей с различной физической подготовкой. Такая ходьба действительно подходит всем детям и дает положительные результаты для сердца, сосудов, дыхания и развития мышц.

Преимуществами скандинавской ходьбы в работе с дошкольниками являются:

‒ Доступность (в любом месте, в любое время, легко обучиться, для любого возраста).

‒ Естественность (близость к природе, техника повторяет естественные движения тела).

‒ Высокая эффективность (европейские исследования подтвердили более 40 оздоровительных воздействий на организм).

‒ Безопасность (ходьба нетравматична, отсутствуют высокие нагрузки и излишнее напряжение, нет противопоказаний).

Воздействие скандинавской ходьбы на организм:

  1. Тренирует 90 % мышц всего тела.
  2. Улучшает работу сердца и кровеносных сосудов.
  3. Улучшает работу дыхательной системы.
  4. Укрепляет все мышцы.
  5. Снижает нагрузку на коленные и тазобедренные суставы.
  6. Поднимает настроение.
  7. Снимает стресс.
  8. Повышает иммунитет.
  9. Способствует улучшению осанки.
  10. Сжигает жир.

Например, при занятиях бегом используется 45 % мышц тела, при езде на велосипеде 50 %, при скандинавской ходьбе 90 %. Считается, что не работают только мышцы лица. Но если человек будет улыбаться от хорошего настроения, то стопроцентная работа организма обеспечена.

Исходя из полученной информации, была определена актуальность внедрения скандинавской ходьбы в занятия физической культурой.

Занятия скандинавской ходьбой:

‒ реализуют потребность ребёнка в двигательной активности с помощью нестандартного физкультурного оборудования;

‒ дают возможность расширять индивидуальный двигательный опыт, используя совокупность разных видов спорта, мало используемых в детских садах южного региона (лыжи, коньки);

‒ являются одним из эффективных средств для популяризации активного семейного досуга, а также для повышения психологического и физического здоровья семьи.

Было принято решение педагогами использовать скандинавские палки на третьем физкультурном занятии, которое проводится на улице, в старших и подготовительных к школе группах.

МБДОУ № 23 г. Новороссийска — это новый современный детский сад, имеющий довольно большую и достаточно рельефную территорию. Все участки и спортивная площадка между собой соединяются дорожками — это даёт возможность составить разнообразные маршруты и создаёт благоприятные условия для организации и проведения скандинавской ходьбы на базе данного детского сада.

Для физкультурно-оздоровительной работы было создано авторское методическое обеспечение. Туда вошли:

1) консультации для родителей и воспитателей;

2) конспекты занятий физической культурой с использованием скандинавской ходьбы, которые соответствуют календарно-тематическому плану ДОУ и состоят из дыхательной гимнастики, небольшой беседы по теме недели, подвижной и пальчиковой игры;

3) схемы-маршруты (1 схема на 2 занятия), разные по нагрузке (прямые или рельефные), имеющие разные препятствия (камни, бревна, ступеньки);

4) комплексы общеразвивающих упражнений со скандинавскими палками для разминки перед началом ходьбы (1 комплекс на 2 занятия);

Для того чтобы и детям, и воспитателям было более удобно и продуктивно заниматься, на территории детского сада определили места остановок — привалов и оборудовали их:

‒ организовали места, где детям можно легко повесить на крючки скандинавские палки, для безопасного проведения другого вида детской деятельности на привале;

‒ проложены из тротуарной плитки дополнительные дорожки — тропинки по холмистой территории ДОУ.

Созданную развивающую предметно-пространственную среду воспитатели используют во время прогулок и для проведения утренних зарядок, физкультуры, подвижных игр на улице.

В своей работе я максимально учитываю климатические условия Южного региона. Поэтому, не только использую скандинавские палки при организации дозированной ходьбы и мини-походов, но и с апреля по октябрь занятия по физкультуре провожу на свежем воздухе. В это время больше внимания уделяем бегу как на скорость, так и на выносливость. Поначалу детям было непривычно бегать на более длинные дистанции, они пытались успеть поговорить и начинали кашлять или отставать от других, но затем втянулись, и мы уже могли не только увеличивать дистанцию, но и скорость. И, самое главное, им это нравится.

На начальном этапе, перед внедрением скандинавской ходьбы в детском саду для педагогов были проведены консультации, практикумы, мастер-классы, где осуществлялось ознакомление со скандинавскими палками, техникой ходьбы и методикой проведения данного вида двигательной активности. Использовались такие формы работы, как круглый стол и семинар. Коллективом обсуждались все плюсы и минусы данной темы, разрабатывались разные маршруты по длине и сложности, учитывая возрастные особенности детей, разрабатывалась система контроля.

В работе с детьми использую индивидуальную, подгрупповую и групповую формы работы, которые довольно разнообразны. Это занятия, беседы, игры, экскурсии, походы, развлечения, выставки.

ФГОС дошкольного образования направляет нас на поиски новых форм взаимодействия с родителями. Использование скандинавской ходьбы в детском саду поддержали родители воспитанников, и это стало благодатной почвой для сотрудничества с ними.

После того, как систематически стала проводиться дозированная ходьба со скандинавскими палками, по пути маршрута дети стали задавать больше вопросов, проявлять познавательный интерес, любознательность. В процессе ходьбы дети обращали внимание на всё, что им попадалось на пути: цветы, деревья, птицы, муравейники. По этой причине было предложено воспитателями совместить двигательную активность с экологическим воспитанием, что органично интегрировалось по содержанию. Так появился новый виток развития инновации с последующим прохождением этапов создания системной продуктивной работы.

Решено было расширить экологическую среду ДОУ. На уличной территории были выстроены крольчатник, птичник, террариум, пруд, метеостанция. Родители охотно сотрудничали с детским садом и своими руками соорудили данные объекты.

Перспективой профессиональной деятельности в своей работе ставлю:

‒ распространение опыта интеграции физического развития и экологического воспитания среди дошкольных учреждений;

‒ приобщение к здоровому образу жизни педагогического коллектива ДОУ, семей воспитанников через использование в работе экологического туризма со скандинавской ходьбой;

‒ поиск новых форм взаимодействия с семьями воспитанников.

В заключении хочется отметить, что профессионализм педагогов детского сада позволяет подойти системно к организации данной инновационной деятельности. А так же, результат анализа, проведенного по физическому и экологическому воспитанию детей, показывает положительную динамику. И это не может не радовать наш коллектив.

Основные термины (генерируются автоматически): скандинавская ходьба, детский сад, ребенок, физическая культура, двигательная активность, палка, семья воспитанников, экологическое воспитание, выходной день, Южный регион.

Похожие статьи

Инновационный образовательный проект «Экологический туризм.

детский сад, экологическое воспитание, ребенок, скандинавская ходьба, окружающий мир, физическая культура, родитель, дошкольный возраст, экологическая культура, экологический туризм.

Скандинавская ходьба как один из методов лечебной.

Педагоги используют в работе с детьми такой вид двигательной активности как скандинавская ходьба. ‒ повышении экокультуры и приобщение к здоровому образу жизни семей воспитанников.

Организация активного отдыха детей в ДОУ. Дни здоровья.

неделя здоровья, детский сад, ребенок, активный отдых, день здоровья, физическая культура, физическое воспитание, активный отдых детей, форма организации, двигательная деятельность.

Интеграция физического и экологического воспитания детей.

Воспитание основ экологической культуры старших. ребенок, экологическое воспитание, цветок, цвет, природа, экологическая культура, экологическое образование, позитивное отношение, дошкольный возраст, детский сад.

Физкультурные праздники и досуги как эффективный метод.

ребенок, детский сад, семья, родитель, физическая культура, физическое воспитание, мероприятие, игра, социальный опыт, физическое развитие.

Особенности физической рекреации в детском дошкольном. ребенок, двигательная активность, детский организм.

Организация двигательной активности детей на прогулке

При разработке рационального двигательного режима в детском саду важно не только обеспечить удовлетворение

Это действенное средство для повышения двигательной активности детей и воспитания у них скоростно-силовых качеств, выносливости.

Оздоровительные прогулки-походы с детьми дошкольного.

Ключевые слова: здоровье, дети, прогулки-походы, экологическое воспитание.

– способствовать оздоровлению детей; – способствовать развитию физических качеств и прикладному

— 144 с. Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду.

Физическое развитие детей дошкольного возраста в летний период

ребенок, упражнение, самостоятельная деятельность, физическая культура, индивидуальная работа, игра, самостоятельная двигательная деятельность, детский сад, двигательная активность, безопасное поведение.

Взаимодействие семьи и образовательной организации как.

Роль семьи в физическом воспитании ребенка. ребенок, Родитель, физическое воспитание, утренняя гимнастика, двигательная активность

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный.

Читайте также: