Проект для педагогов педмастерство современного педагога в доу

Обновлено: 07.07.2024

Проблема: Творческий потенциал (концепция А.М.Матюшкина) – творческие возможности заложенные в ребенке с рождения и раскрывающиеся по мере взросления в разных областях и сферах деятельности, в процессе постановки и нахождения оригинальных решений разного рода вопросов и проблем: интеллектуальных, личностных и прочих. Основа неординарных дарований ребенка – творческий потенциал, который характеризуется стойкой познавательной активностью, опережением в развитии мышления и речи, большим стремлением к творчеству в игре и других видах деятельности.

Атмосфера современного детского сада должна быть насыщена разнообразными ситуациями, побуждающими детей к творческой самостоятельности, к проявлению фантазии, чтобы каждый ребенок в соответствии со своими склонностями и интересами приобрел опыт успешной творческой деятельности.

Педагоги в своей работе используют методы проблемного и развивающего обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов и т.д. Однако такой подход носит фрагментарный характер. А хотелось бы, чтобы такая работа была постоянной. И решить эту проблему сможет интегрированный подход к обучению, который направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. В частности метод проектов, который актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, связан с развивающим обучением и может широко использоваться в учреждении любого типа, в любой группе детского сада. Метод проектов позволяет развивать у воспитанников умение наблюдать, общаться, уважать чужое мнение, действовать совместно с другими детьми, быть занятыми общим делом.

Но для этого необходимо обучить педагогов технологии проектирования, методикам развития творческих способностей детей. Умению привлечь на свою сторону родителей и узких специалистов.

Актуальность данной темы очевидна, так как современный этап развития общества, сложные экономические условия, выдвигают на первый план одну из важнейших задач – всестороннее развитие способностей, воспитание активной, смелой, творческой личности. Очевидным является то, что толчок к наиболее полному развитию и использованию творческого потенциала каждого человека необходимо дать еще в дошкольном детстве. Развивать в детях способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, открывать что-то новое, способность к гибкому, глубокому осознанию своего опыта, главная задача педагогов. Тем самым, решая актуальные проблемы будущего развития человека с сильным, организованным мышлением, мировоззрением создателя и хранителя планеты Земля.

Но что же такое творческие способности?

П.Торренс один из исследователей творческих способностей говорит, что наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. В какой степени деятельность ребенка приобретет творческий характер, зависит больше от влияния родителей и других взрослых. Таким образом, мы взрослые способны развить или уничтожить творческий потенциал ребенка.

Показатели творческого развития детей, по методике П.Торренса, за прошедшие годы имеют такой результат:

Актуальность проекта

Сегодня предъявляются особые требования к профессиональной деятельности педагогов как со стороны администрации дошкольного учреждения, так и со стороны самих воспитанников и их родителей. В условиях модернизации и развития системы образования произошли значительные изменения, как в организации, так и содержании педагогической деятельности коллектива ДОУ. Появилась реальная возможность для стандартизации образования как деятельности и повышения качества образования.

В период перехода к продуктивному личностно-ориентированному образованию, одной из главных задач является профессиональное развитие педагогического коллектива. Дошкольному учреждению необходим педагог :

• владеющий новыми технологиями организации педагогического процесса,

• умеющий осуществлять психолого-педагогическую поддержку,

• способный реализовать принципы построения образовательного процесса,

• ориентированный на личность ребенка

• мотивированный на профессиональное совершенствование.

Между тем следует признать, что большая часть инновационных направлений дошкольного образования реализуется не всегда продуктивно и качественно, возникают риски в профессиональной деятельности педагогов по причине нехватки в ДОУ высококвалифицированных педагогических кадров, обозначились некоторые проблемы:

• отсутствие опыта и недостаток знаний по дошкольной педагогике;

• неготовность некоторых педагогов к инновационной деятельности;

• недостаточная активность большинства педагогов в профессиональном развитии и передаче своего опыта работы.

Возникает противоречие между образовательными ожиданиями общества, перспективой развития образовательной системы и реальным воплощением этих ожиданий в педагогической среде. Разрешению данного противоречия может способствовать использование современных методов работы со взрослыми и внедрение нестандартных форм по развитию у педагогов новых профессиональных качеств, а также оптимизация существующей модели повышения профессионального мастерства педагогов за счет ресурсов дошкольной организации.

Проект направлен на обеспечение профессионального роста педагогических кадров, способных осуществлять качественное дошкольное образование.

Цель проекта :

Создание условий для обеспечения профессионального развития педагогов и формирования творчески работающего коллектива педагогов-единомышленников.

Задачи проекта :

1. Разработать системный подход к организации непрерывного образования и повышения квалификации педагогов.

2. Повысить мотивацию педагогов для участия в конкурсном движении (профессионального мастерства).

3. Активизировать творческий потенциал педагогов по обобщению передового педагогического опыта и его распространения.

1. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ

2. Внедрение инноваций и нововведений (открытие личных сайтов педагогов, участие в профессиональных конкурсах на различном уровне, разработка методических пособий и рекомендаций).

3. Пополнение нормативной базы дошкольного учреждения, регламентирующей сопровождение педагога.

4. Создание модели системной работы по непрерывному повышению квалификации.

5. Успешное прохождение аттестации для повышения уровня квалификации педагогов.

6. Качественно сформированный творчески работающий коллектив педагогов-единомышленников.

Основные направления работы

1. Организация профессиональной коммуникации.

2. Мотивация самообразования.

3. Психологическая и методическая поддержка.

Участники проекта : администрация ДОУ, педагоги.

Механизм реализации проекта :

1. Оценивание уровня профессиональной компетентности педагогов и представление результатов мониторинговых исследований (разработка карт для диагностики профессиональной теоретической подготовленности к педагогической деятельности, карт оценивания профессиональной компетентности педагогов, разработки анкеты для оценки потребностей педагогов в развитии, карта оценки квалификации педагогических кадров).

2. Составление графика повышения квалификации в образовательных организациях дополнительного профессионального образования.

3. Разработка плана самообразовательной деятельности с указанием проблемы, этапов погружения в суть проблемы, рекомендации.

4. Разработка плана-проекта карьерного роста педагогических кадров.

5. Создание портфолио педагога.

6. Создание личного сайта педагога

Проект рассчитан на 1 год и включает 4 этапа:

Подготовительный этап (сентябрь) - обеспечение мотивационной готовности педагогического коллектива к освоению новшеств.

Анализ уровня профессиональной деятельности педагогов (составление паспорта педагога).

Создание информационного поля, банка новшеств в сфере образования.

Выявление потребностей в инновациях, определение их типа.

Выбор педагогами новшеств в соответствии со своими потребностями и с учетом интересов и склонностей воспитанников.

Создание мотивации на достижение успеха (проведение тестов на мотивационную готовность, активное участие в педагогических мероприятиях).

Организационный этап (октябрь) - усиление мотивационной готовности, обеспечение теоретической готовности педагогического коллектива к освоению новшеств.

Внесение изменений в структуру методической деятельности.

Пополнение воспитателями базовых научных и методических знаний (копилка методических разработок).

Развитие исследовательских умений воспитателей (разработка проектов)

Практический этап (ноябрь-июль) - обеспечение практической готовности педагогического коллектива к освоению новшеств.

Промежуточная диагностика уровня инновационного потенциала педагогического коллектива.

Совершенствование системы научно-методической работы, её организация.

Создание системы повышения квалификации внутри ДОУ.

Разработка педагогами авторских программ, проектов, специальных семинаров.

Совершенствование структуры управления в условиях работы в инновационном режиме, активное участие педагогов и принятие управленческих решений.

Заключительный этап (август) - выявление расхождений между желаемым и реальным уровнями инновационного потенциала педагогического коллектива.

Диагностика уровня инновационного потенциала педагогического коллектива.

Установление причин рассогласования между желаемыми и реальными уровнями инновационных потенциалов.

Составление программы деятельности педагогического коллектива по дальнейшему развитию профессионального потенциала.

Фотоотчет о конкурсе профессионального мастерства

Фотоотчет о конкурсе профессионального мастерства Вот уже и позади муниципальный этап конкурса профессионального мастерства работников системы образования Оренбургской области «Учитель Оренбуржья.

Повышение профессионального мастерства педагогов ДОУ по вопросу развития математических представлений в соответствии с ФГОС Значимость проблемы математического образования в условиях ДОУ Одной из важных проблем, встающих перед педагогом, является формирование.

Ключевые слова: ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт , самообразование - одно из эффективных средств формирования профессиональной компетентности педагога, формы самообразования.

Основные идеи проекта: в проекте раскрываются формы о рганизации методической работы в ДОО по совершенствованию навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию, профессиональной успешности педагогов, этапы реализации проекта.

Наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов в рамках методической работы - это самообразование. Для организации работы по самообразованию в ДОУ должны быть созданы все условия. Приложения к проекту содержат карту самооценки готовности педагогического работника к реализации ФГОС дошкольного образования,индивидуальные диагностические карты анализа профессионального мастерства педагогов, модель методической деятельности в ДОУ

ВложениеРазмер
sov.vospit.docx 70.44 КБ

Предварительный просмотр:

1.1.Миссия методической службы. Непрерывное мотивирование педагога к изучению новой информации и опыта, самостоятельному приобретению знания, к умению проводить самоанализ и самооценку.

Цель проекта : Организация методической работы в ДОО по совершенствованию навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию, профессиональной успешности педагогов.

  1. Поддерживать интерес педагогов к самостоятельному приобретению и применению знаний, решению актуальных проблем построения образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО.
  2. Развивать умения анализировать результаты наблюдений, экспериментов, моделировать пути коррекционной и развивающей работы с детьми.
  3. Способствовать раскрытию творческого потенциала педагогов, организации их научно-методической деятельности.
  4. Обеспечить непрерывное образование педагогов ДОО.

1.2. Актуальность проекта

Повышение статуса педагогической профессии определяется базовыми ценностями и установками государственной политики в сфере образования. Российское государство постепенно стало осознавать ценность профессиональной успешности во всех видах человеческой деятельности. Это обусловлено, прежде всего, тем, что нынешнее общество нуждается в социально – активных профессионалах, имеющих фундаментально образование, основательную практическую подготовку, высокие нравственные принципы. Успешность деятельности и личностной реализации педагога в данной сфере становится ориентиром формирования профессионального мировоззрения и целостного сознания.

В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим воспитанникам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.

Профессиональная успешность создаёт реальные предпосылки к самореализации и развитию творческих способностей, помогает осознать себя и значимость своей деятельности, а также стимулирует формирование интегративных социокультурных, интеллектуальных, нравственных качеств, степень развитости которых входит в профессиональную культуру всех специалистов, работающих в системе образования.

Всё это актуализирует разработку проблем, обращённых к формированию личности педагога, обоснованию условий для его саморазвития. Именно ориентация на профессиональную успешность обеспечивает формирование положительного мотивационно-смыслового отношения педагогической деятельности, потребности в получении, углублении и расширении знаний, в овладении профессиональными умениями и навыками; определяет содержание ценностных ориентаций, повышает эффективность процесса интеграции педагога в профессионально – педагогическую среду и соответствующую культуру.

Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

Особенно актуальной проблема профессиональной компетентности педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях - очное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары и т.д. Но, ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет.

Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки. Проанализировав ситуацию повышения квалификации педагогов в коллективе, пришла к выводу, что наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов в рамках методической работы - это самообразование. Самостоятельно добытые воспитателями знания являются хорошим фундаментом для организации активных форм с ними.

Самообразование - одно из эффективных средств формирования профессиональной компетентности педагога.

Данный проект направлен на формирование у педагогов следующих умений:

1.Создание интеллектуальной практической базы для совершенствования профессионального мастерства.

2. Создание комфортного психологического климата в коллективе.

3. Развитие умений ставить цели, задачи, планировать работу; работать с учебной, справочной, научно-методической литературой.

4. Повышение профессиональной компетентности и мотивационной готовности к инновационной деятельности.

1.4. Механизм реализации проекта

Для определения перспектив успешности педагога дошкольного образования и повышения уровня теоретической подготовки и профессионального мастерства педагогов можно оценить посредством следующих компонентов:

- результаты освоения воспитанниками содержания образовательной программы, представленные в виде социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

- итоги контроля: тематического, итогового, собеседование (констатируются факты использования педагогами современных программ, технологий, разнообразных форм организации воспитательно-образовательного процесса по активизации познавательно-исследовательской, коммуникативной и пр. деятельности детей, нетрадиционных способов взаимодействия и др.)

- анализ участия педагогов в методической работе, конкурсном движении.

- оценка деятельности педагога при проведении открытых мероприятий, мастер – классов, занятий и др.

Диагностировать изменения в ходе реализации проекта предполагается с помощью “Диагностической профессиограммы мастерства и творчества педагогов”. Результаты фиксируются в “Экране профессионального мастерства”. Важным моментом работы по проекту является не столько подведение итогов проделанной деятельности, сколько определение ее значимости и необходимости как для каждого педагога в отдельности, так и для образовательного учреждения в целом.

2. Описание проекта.

Условия для профессионального роста педагога.

  1. Наличие мотивации. Постепенное вхождение и приучение педагогического коллектива к постоянному самообразованию.
  2. Создание творческой атмосферы, в которой бы у каждого педагога возникла потребность в саморазвитии.

2.2. Программа выполнения работ по проекту.

Подготовительный этап - 2013г.

1.Создание условий для самообразования педагогов.

2. Разработка диагностических и исследовательских материалов по анализу и оценке потребностей педагогов в развитии.

3. Выбор модели системы непрерывного образования и профессиональной успешности педагога.

Инновационные направления методической работы:

Маркетинговое : изучение спроса педагогов

Информационное : создание единой информационной, организационной, методической, коммуникативной учебно-воспитательной среды в ДОО;

Социально-адаптивное: подготовка педагогов к успешному выстраиванию профессиональной карьеры;

Научно-экспериментальное: вовлечение педагогов в опытно - экспериментальную работу ДОО;

1457780242_markirovka-cifry.jpg

Цель проекта: Организация методической работы в ДОУ по совершенствованию навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию.

Задачи:

  • Поддерживать интерес педагогов к самостоятельному решению конкретных проблем развития дошкольников, к исследовательской деятельности посредством изучения методической литературы.
  • Развивать умения анализировать результаты наблюдений, экспериментов, моделировать пути коррекционной и развивающей работы с детьми.
  • Способствовать раскрытию творческого потенциала педагогов, организации их научно-методической деятельности.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  • Данный проект направлен на формирование у педагогов следующих умений:
  • Умение ставить цели, задачи, планировать работу
  • Умение работать с учебной, справочной, научно-методической литературой (подбор необходимой литературы, анализ прочитанного, написание конспектов, тезисов и т.п.)
  • Умение выделять главные, ключевые понятия в любом информационном материале, составлять опорные схемы, планы и др.
  • Умение систематизировать, группировать изученные факты, ситуации в смысловые блоки, составлять графики, схемы, таблицы.
  • Умение высказывать обоснованное суждение по проблеме, аргументировано доказывать или опровергать суждения.

Срок реализации проектных мероприятий: учебный год

Пути решения поставленных задач:

  1. Создать условия для самообразования педагогов:
  • Постоянное приобретение методической литературы;
  • Увеличение числа подписных изданий;
  • Предусмотреть в графиках работы педагогов время для самостоятельной работы с литературой в методическом кабинете.
  1. Подобрать диагностические и исследовательские материалы по анализу и оценке потребностей педагогов в развитии.
  2. Включить в годовой план ДОУ мероприятия, требующие от педагогов сбора информации, анализа деятельности, изучения и решения проблем и др.
  3. Продумать участие педагогов в открытых мероприятиях городских творческих объединений (мастер - классы, панорама передового педагогического опыта и др.), семинарах для слушателей Хакасского республиканского института повышения квалификации работников образования.
  4. Составить перспективный план проектных мероприятий.

Механизм реализации проекта:

Повышение уровня теоретической подготовки и профессионального мастерства педагогов можно оценить посредством следующих компонентов:

  1. Уровень освоения воспитанниками программного содержания, сформированность необходимых знаний, умений и навыков (диагностика ЗУН).
  2. Итоги контроля: тематического, итогового, собеседование (констатируются факты использования педагогами современных программ, технологий, разнообразных форм организации воспитательно-образовательного процесса по активизации познавательной деятельности детей, нетрадиционных способов взаимодействия и др.)
  3. Анализ участия педагогов в методической работе.
  4. Оценка деятельности педагога при проведении открытых мероприятий, занятий и др.
  5. Аттестация.

Диагностировать изменения в ходе реализации проекта предполагается с помощью “Диагностической профессиограммы мастерства и творчества педагогов”. Результаты фиксируются в “Экране профессионального мастерства”.

План проектных мероприятий по самообразованию

1 этап
исследовательский

1. Анкетирование педагогов “Оценка реализации потребностей педагогов в развитии”

Определить стадии развития педагогов:

Активно реализуют свои потребности в саморазвитии,

Отсутствует сложившаяся система развития,

Стадия остановившегося развития.

2. Анкетирование педагогов “Выявление факторов стимулирующих и препятствующих развитию педагогов”

Выявить способности педагогов к самообразованию

3.Анкетирование педагогов “Степень владения навыками самостоятельной работы”

Оценить уровень владения необходимыми навыками самостоятельной работы

2 этап
подготовительный

Целеполагание: формулирование задач, определение путей их решения, ожидаемые результаты, выделение механизмов реализации

Организация последовательной системной работы по совершенствованию навыков самостоятельной работы педагогов ДОУ по самообразованию.

Разработка плана проектных мероприятий

3 этап
практический

Оформление педагогами документации по результатам диагностического обследования воспитанников на начало года (сбор, обработка, анализ результатов диагностического обследования)

Совершенствовать умение систематизировать, группировать полученный при исследовании материал, составлять графики, схемы, таблицы.

Составление педагогами плана-самообразования

Оформление памяток по работе с методической литературой, подготовка докладов, выступлений.

Совершенствовать умение работать с учебной, справочной, научно-методической литературой (подбор необходимой литературы, анализ прочитанного, написание конспектов, тезисов и т.п.)

Разработка рекомендаций “Исследовательская работа педагога как условие совершенствования профессиональной деятельности”

Умение выделять главные, ключевые понятия в информационном материале, формулирование темы, целей и задач.

Адреса передового опыта “Обогащение содержания работы с детьми посредством включения культурно-исторического, духовно-нравственного компонентов” (из опыта работы воспитателей)

Самостоятельное решение педагогами конкретных проблем развития дошкольников посредством изучения методической литературы

Практическое занятие “Совершенствование навыков работы педагогов с методической литературой”

Закрепить умение работать с учебной, справочной, научно-методической литературой.

Самоанализ педагогов по итогам работы за 1 полугодие, год

Развивать умения анализировать результаты наблюдений, экспериментов, составлять прогноз на будущее.

Школа творческого мышления: презентация материалов направленных на формирование у воспитанников мыслительных операций.

Поддерживать интерес педагогов к самостоятельному решению конкретных проблем развития дошкольников.

Творческий калейдоскоп (тематические недели)

Способствовать раскрытию творческого потенциала педагогов.

Участие педагогов в работе консультационного пункта для родителей. Выпуск тематических газет. Участие в родительском университете.

Пополнить копилку знаний педагогов эффективными, приоритетными приемами работы с родителями.

Участие педагогов в мероприятиях районных творческих объединений

Развитие потребности в постоянном пополнении педагогических знаний.

Изучение нормативно-правовых документов

Повышение уровня теоретической подготовки педагогов.

Повышение уровня профессиональной информированности педагогов: обзор новинок методической и научной литературы (при участии педагогов)

Самостоятельное систематическое ознакомление воспитателей и других специалистов ДОУ с новейшими достижениями педагогики.

4 этап
заключительный

Читательская конференция “Творческий поиск воспитателей: обновление содержания дошкольного образования”

Формирование общественного мнения коллектива по актуальным проблемам ДОУ и дошкольного образования в целом.

Деловая игра “Аукцион идей”

Расширение представлений педагогов о возможных формах, методах работы с дошкольниками.

Подведение итогов работы по проекту, оценка результатов, оформление материалов проекта

Развитие потребности педагогов в постоянном пополнении педагогических знаний.

Заключение

Важным моментом работы по проекту является не столько подведение итогов проделанной работы, сколько определение ее значимости и необходимости как для каждого педагога в отдельности, так и для образовательного учреждения в целом. Поэтому проектная работа завершается двумя значимыми мероприятиями: читательской конференцией и деловой игрой “Аукцион идей”. Краткий план их проведения приводится ниже.

Читательская конференция

Цель: Способствовать выявлению общественного мнения коллектива по актуальным проблемам ДОУ и дошкольного образования в целом.

Предмет обсуждения: педагогические книги и статьи, вызвавшие особый интерес педагогов.

Оформление выставки.

План проведения

Вводно-теоретическая часть: “Вступительное слово” (краткое, примерное):

Педагог учится всю жизнь – это известная истина. Он находится в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем. Особенно большое влияние на формирование профессионализма оказывает научно – методическая деятельность. Эта деятельность предполагает:

  • Постоянное ознакомление с современными научными исследованиями ученых.
  • Изучение прогрессивного опыта коллег.
  • Ознакомление с новыми программами и концепциями воспитания и обучения детей, их оценка и др.

Обмен мнениями.

Принятие и выработка рекомендаций.

Деловая игра “Аукцион идей”

Цель: Расширить представления педагогов о возможных формах, методах работы с дошкольниками.

Задачи:

  • Поддерживать интерес педагогов к самостоятельному решению конкретных проблем развития дошкольников.
  • Развивать потребность педагогов в постоянном пополнении педагогических знаний.
  • Самостоятельный поиск педагогами эффективных, приоритетных для себя приемов развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями.

Наглядность: деревянный молоток, плакат “Аукцион идей”, поощрительные жетоны.

Домашнее задание:

Подготовить материалы из собственной практики по организации работы с детьми на основе современных программ, технологий.

Подготовить представление данного материала, ответить на вопросы: Какую проблему пытаетесь решить? Почему именно данная проблема привлекла ваше внимание? Чем с вашей точки интересен данный материал?

Игра проводится в форме аукциона. Тот, кто предложил наибольшую “цену” после представления материала дает пояснение: чем ценен данный материал? Почему предпочтение отдано именно этому материалу?

Эксперты фиксируют “цену” каждого лота, определяют наиболее “дорогостоящий”. Участника, набравшего наибольшее количество жетонов, в конце игры ожидает поощрительный приз (книга, методическое пособие и др.).

Читайте также: