Проект десять пальчиков помогайчиков в доу в младшей группе

Обновлено: 01.07.2024

Оценить 2933 0

Краткосрочный проект во 2 младшей группе

Воспитатель:

Константинова Е.В.

Вид проекта: творческий, познавательно - игровой.

Продолжительность: краткосрочный с 27.01 – 07.02. (2 недели).

Участники проекта: воспитатели, дети, родители

Цель проекта: развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.

Актуальность проекта: Исследования ученых доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Формирование речи происходит под влиянием двигательных импульсов, передающихся от рук, а точнее от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у ребенка, тем быстрее он начнет говорить. Если еще в дошкольном детстве большое внимание уделялось упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторике и координации движения руки, можно решить сразу две задачи:

• во-первых, повлиять на общее интеллектуальное развитие ребенка,

• во-вторых, не только совершенствовать ловкость и точность движений, но и улучшить внимание, память научиться, выработать усидчивость. Исходя из этого, в данной программе представлен комплекс занятий и упражнений для работы пальчиков. В проект включены занятия пластинографии, пальчиковые игры, игры со специальным оборудованием (шнуровки, мозайки, игры с крупой, с предметами) и др. Данный проект разработан по принципу интеграции образовательных областей: социально – коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Взаимодействие с семьями воспитанников:

Образовательные области и задачи: Социально-коммуникативное развитие : - развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

Познавательное развитие:

• Обучать детей пальчиковым играм в разных видах деятельности(на занятиях по лепке, рисованию, развитию речи, математике, и.т.д.);

• Научить детей четко произносить слова потешек, скороговорок и стихотворения, сочетая их с движениями;

• Знакомить детей с названием пальчиков;

• Развивать умение различать правую и левую руку.

Речевое развитие:

• Развивать: речь, мышление, память, внимание, творческое воображение;

• Развивать: речь, мышление, память, внимание, творческое воображение;

• Обогащать словарный запас. Художественно-эстетическое развитие:

• Развитие чувства ритма и музыкального слуха;

• Формировать умение договаривать строки стихотворения;

• Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов;

• Развитие мелкой моторики;

• Формировать умение согласовывать движение с речью;

• Формировать умение выполнять элементарные действия обеими руками в пальчиковых играх.

Планируемые результаты:

- расширение словарного запаса детей;

- улучшение дикции, звукопроизношения;

- повышение уровня развития мелкой моторики рук, улучшение координация движений;

- наблюдается интерес к пальчиковым играм;

Цель: - учить детей рисовать в технике "Рисование пальчиком" кружки на кружке; - Учить внимательно, рассматривать образец и следовать ему; - Закреплять знание цветов (красный, жёлтый) ; - Учить радоваться полученному результату.

Материалы: вырезанная кружка из альбомного листа, желтая, красная, гуашь, иллюстрации посуды.

Ход занятия: Воспитатель. Давайте встанем в круг и все друг с другом поздороваемся.

У меня сегодня замечательное настроение, я хочу поделиться им с вами (выставляет ладошки и дует на них). А теперь вы.. (дети дуют)ю. Какое настроение у вас, дети?

Дети. Хорошее, радостное

раздается стук в дверь, воспитатель идет к двери и заносит куклу

Воспитатель. Посмотрите, кто к нам пришел в гости?

Воспитатель. Ее зовут Катя. Что мы должны сказать ей?

Дети. Здравствуй, Катя!

(каждый ребенок называет свое имя – меня зовут …)

Воспитатель. Катя садись с нами за стол. Катя, что ты такая грустная?

Катя. (говорит воспитатель) Я пришла к вам за помощью. У меня скоро будет праздник. Ко мне придут гости. Я сходила в магазин и купила чашечки для чая (показывает шаблоны кружек, вырезанных из бумаги), но они все белые, некрасивые. А мне так хочется, чтобы они были яркие, красивые. Чтобы на них были нарисованы цветочки или горошины.

Воспитатель. Что же делать, дети?

Дети. Помочь нужно Кате! Украсить кружки, разрисовать.

Воспитатель. У нас есть краски, но нет кисточек. Чем же мы, дети, будем рисовать?

Дети. Пальчиками мы можем рисовать.

Воспитатель вешает кружку на магнитную доску.

Показ способа изображения рисунка на кружке (горошины, цветы).

Воспитатель. Посмотрите ребята, на столе краски разных цветов (называют каждый цвет). Рисунок на кружке у всех поучится свой.

Воспитатель показывает несколько примеров изображения на кружке (горошины, цветы, линии)

Воспитатель. Какие красивые кружки у меня получились! Сейчас вы сами попробуете нарисовать свой узор на кружке. Давайте, разомнем пальчики свои, а затем приступим к работе.

Вот помощники мои,

Их сожми и разожми.

Поверни их эдак, так,

Помаши слегка вот так.

За работу принимайся,

Ничего не опасайся!

Самостоятельная работа детей.

(воспитатель помогает, контролирует процесс)

Воспитатель. Вот какие умницы! У всех получились красивые кружки, у Матвея - кружка с зелеными горошинами, у Сони - с красными, у Артема на кружке - цветочек.

Катя. Какие красивые у вас получились кружки. Спасибо вам большое! Я хочу с вами поиграть.

Воспитатель. Давайте поиграем с Катей, дети!

Воспитатель. Молодцы, поиграли хорошо, песенку спели дружно. А теперь мы с вами сделаем выставку! (воспитатель развешивает работы детей на доске). Какие красивые кружечки! Покажите мне каждый свою кружечку и расскажите, что вы на ней нарисовали. (Дети показывают кружечки и помогают развешивать свои кружечки на стенд, называя, что нарисовали, какой цвет использовали).

Родителей и педагогов всегда волновал вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе? Одним из аспектов этой проблемы является развитие мелкой моторики и координации тонких движений рук.

Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.

Цель проекта : развитие мелкой моторики рук детей в процессе пальчиковых игр,развитие речи детей.

-развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности на основе пальчиковых игр, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка;

- повысить интерес малышей к пальчиковым играм, превратив их в занимательную игру.

-добиваться активного осознанного использования пальчиковых игр в непосредственно организованной деятельности и в повседневной жизни;

-дать представление родителям о влиянии пальчиковых игр на развитие мелкой моторики рук.

-проявление интереса детей к пальчиковой гимнастике, увеличение словарного запаса, возрастание речевой активности детей в различных видах деятельности;

- формирование самостоятельности в использовании детьми пальчиковых игр в непосредственно-организованной, совместной и самостоятельной деятельности;

- заинтересованность родителей в развитии мелкой моторики рук детей, в использовании пальчиковых игр в домашних условиях.

Этапы проекта

1. Подготовительный этап

Определение темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;

Изучение методической литературы по данной теме

Подготовка наглядного материала

Подготовка картотеки пальчиковых игр

2. Основной этап

Разучивание с детьми пальчиковых игр

Включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий, комплексы утренней гимнастики, в сценарии развлечений, в утренние и вечерние отрезки времени.

3. Заключительный этап

Оценка результата работы направленной на развитие мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста, подведение итогов реализации проекта.

Для чего нужна пальчиковая гимнастика?

Давайте обобщим, сколько всего полезного мы делаем, играя в пальчиковые игры. Пальчиковая гимнастика :

1. Развивает речь.

Упражняя и ритмично двигая пальчиками, малыш активизирует речевые центры головного мозга.

2. Развивает умение малыша подражать нам, взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность крохи, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу.

3. Учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.

Это очень и очень важное умение! И нам, воспитателям, нужно помогать малышу его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.

4. Когда малыш начнет говорить и сможет стихами сопровождать упражнение из пальчиковой гимнастики – это будет делать его речь более четкой, ритмичной, яркой. Таким образом, он сможет усилить контроль за своими движениями.

5. В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша!

7. Ну, и наконец, после всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем в освоении навыка письма!

Сколько и как часто нужно заниматься пальчиковой гимнастикой?

Любые упражнения эффективны только, если вы делаете их регулярно. Вот и пальчиковые игры принесут эффект при ежедневных занятиях) минут по 5.

Кстати, как вы думаете – нужно ли постоянно менять игры, чтобы сохранить к ним интерес?

Или достаточно играть в полюбившиеся?

Скорее всего, вы заметили, что малыши любят повторять одно и то же движение, процедуру или действие.

Это – механизм научения. Чтобы навык закрепился, ребенок будет повторять его снова и снова. И чем сложнее навык, тем дольше будет повторение. Это чуть позже, в более старшем возрасте, будет требоваться постоянно вносить разнообразие в игры.

Зачем же я снова и снова возвращаюсь к теме пальчиковых игр, зачем такое их количество? Может, тогда достаточно нескольких, полюбившихся?

Дело в том, что пальчиковые игры можно разделить на несколько видов:

1. Упражнения для кистей рук.

Такие игры достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений. Поэтому они подходят для самых маленьких, с них можно начать. Кроме этого, гимнастика с этими играми:

- учит малышей повторять за нами, взрослыми. То есть развивает подражательную способность. Именно эта способность – базис успешного последующего обучения всем навыкам;

- учит напрягать и расслаблять мышцы;

-развивает умение сохранять на некоторое время положение пальцев;

- учит переключаться с одного движения на другое.

2. Упражнения для пальцев условно статические.

Эти игры - совершенствуют на более высоком уровне полученные ранее навыки. Более сложные, требуют более точных движений. Кстати, именно используя именно эти упражнения (после их усвоения, можно составлять свои самые чудесные и невероятные истории и рассказы.

3. Упражнения для пальцев динамические.

- развивают точную координацию движений;

- учат сгибать и разгибать пальцы рук;

- учат противопоставлять большой палец остальным.

Развитие речи и пополнение словарного запаса.

Отчет о проделанной работе по проекту и оценка результатов работы.

В ходе проекта проводились все намеченные ранее мероприятия: ознакомление родителей с пальчиковой гимнастикой, её ролью в развитии ребенка, подготовка картотеки пальчиковых игр используемых для реализации целей и задач проекта, разучивание с детьми пальчиковых игр,

включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий, комплексы утренней гимнастики, в сценарии развлечений, в утренние и вечерние отрезки времени.

Дети проявляли неподдельный интерес к пальчиковым играм, быстро усваивали и запоминали стишки, использовали их в своей игровой деятельности.

К концу реализации проекта ребята изучили 25 пальчиковых игр и могли свободно в них ориентироваться, воспроизвести самостоятельно,выделяя любимые игры.

Таким образом,с уверенностью можно сказать,что цель данного проекта была реализована успешно. В конечном итоге было достигнуто следующее:

• Развитие коммуникативных отношений.

• Развитие координации движений.

• Повышение интереса малышей к пальчиковым играм,

• Увеличение словарного запаса, детей

• Укрепление психического и физического здоровья детей

• Развитие творческих способностей.

• Умение соотносить действия с текстом.

• Ознакомление с фольклором.

• Заинтересованность родителей в развитии мелкой моторики рук детей

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Агрыз Агрызского муниципального района РТ

Воспитатель 2-ой младшей группы:

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Вид проекта : творческий, познавательно- игровой.

Продолжительность: долгосрочный. (1 год) . Проводятся 1 раз в неделю по средам, во вторую половину дня.

Длительность - 10-15 минут.

4 . Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

5. Цель проекта: развитие мелкой моторики рук, детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.

6. Актуальность проекта:

Исследования ученых доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Формирование речи происходит под влиянием двигательных импульсов, передающихся от рук, а точнее от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у ребенка, тем быстрее он начнет говорить.

Если еще в дошкольном детстве большое внимание уделялось упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторике и координации движения руки, можно решить сразу две задачи:

во-первых, повлиять на общее интеллектуальное развитие ребенка,

во-вторых, не только совершенствовать ловкость и точность движений, но и улучшить внимание, память научиться, выработать усидчивость. Что является прекрасный стимул для развития творческих способностей, пробуждающих воображения и фантазию.

Исходя из этого, в данной программе представлен комплекс занятий и упражнений для работы пальчиков.

В проект включены занятия пластинографии, тестомастики пальчиковые игры, игры со специальным оборудованием (шнуровки, мозайки, игры с крупой, с предметами) и др.

Данный проект разработан по принципу интеграции образовательных областей: социально – коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

7. Образовательные области и задач:

Образовательные области

Социально-коммуникативное

развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;

формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

Познавательное развитие

Обучать детей пальчиковым играм в разных видах деятельности(на занятиях по лепке, рисованию, развитию речи, математике, и.т.д.);

Научить детей четко произносить слова потешек, скороговорок и стихотворений, сочетая их с движениями;

Знакомить детей с названием пальчиков;

Развивать умение различать правую и левую руку.

Речевое развитии

Развивать: речь, мышление, память, внимание, творческое воображение;

Обогащать словарный запас.

Художественно-эстетическое

Развитие чувства ритма и музыкального слуха;

Формировать умение договаривать строки стихотворения;

Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов;

Физическое развитие

Развитие мелкой моторики;

Формировать умение согласовывать движение с речью;

Формировать умение выполнять элементарные действия обеими руками в пальчиковых играх.

Подготовительный этап:

• Определение темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;

• обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания, длительности проекта и участия в нем родителей.

Подготовка наглядного материала:

• письменных консультаций, стендов информации;

• выставки детских работ .

Участники проекта:

Родители и другие члены семьи.

Взаимодействие с семьями воспитанников

- консультации для родителей:

- изготовление игр – шнуровок и модулей с пробками;

- изготовление гирлянд из салфеток путем сминания;

- повторение с детьми любимых пальчиковых игр;

- семинары – практикумы для родителей.

Планируемые результаты освоения программы:

- расширение словарного запаса детей;

- улучшение дикции, звукопроизношения;

- повышение уровня развития мелкой моторики рук, улучшение координация движений;

Нажмите, чтобы узнать подробности

На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи - до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка.

Исследованиями ученых (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются “мощным средством” повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.

Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом развитии, то в конце XX начале XXI века их стало 55,5% (данные М.Е. Хватцева). Что же делать? Как помочь нашим детям?

Пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, формирование речи ребёнка совершается под влиянием импульсов идущих от рук.

Занятия пальчиковой гимнастикой помогут ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат понимать смысл речи. Повышают речевую активность ребёнка.

3. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой. Ритмичной, яркой.

4. Ребёнок учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

6. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Итак, речь ребёнка совершенствуется под влиянием импульсов от рук, точнее от – пальцев. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты такие психические функции, речь.

Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе.

На разработку проекта повлияла необходимость ориентировать родителей на правильный выбор пальчиковой гимнастики для детей взаимодействие с ребёнком в процессе этих упражнений.

Цель проекта: научить родителей проводить с детьми пальчиковую гимнастику в домашних условиях, пропагандировать педагогические знания среди родителей.

Задачи для педагога:

научить родителей создавать условия для проведения пальчиковой гимнастики в домашней обстановке;

показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики;

познакомить с правилами проведения пальчиковой гимнастики;

развивать речь детей, расширять словарный запас.

Задачи для детей:

развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка;

Задачи для родителей:

учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;

создавать в семье благоприятные условия для проведения пальчиковой гимнастики.

Участники проекта:

Средства достижения поставленных задач:

применение пальчиковой гимнастики во время досуга детей;

использование пальчиковой гимнастики на занятиях, на прогулке и т.д.;

информационные листы для родителей;

разучивание стихов, потешек;

использование атрибутов к пальчиковой гимнастики.

Материальные: приобрести игры для развития мелкой моторики, пальчиковые театры согласно возраста детей, необходимую методическую литературу по данной теме.

5. Кубики в картинках

методическая литература по данной теме.

Педагогические: пальчиковые игры, упражнения, пальчиковый и теневой театры, пальчиковые стихи, потешки, сказки.

Длительность проекта: в течение учебного года (с сентября 2019г. по май 2020г.)

Предполагаемый результат:

проявляют интерес к пальчиковой гимнастике;

увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной.

возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;

дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;

отзывы родителей и педагогов;

у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь.

родители стали единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми;

родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома;

Этапы проекта:

Подготовительный этап:

Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;

обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания, длительности проекта и участия в нем родителей.

Изучение методической литературы по данной теме:

Подготовка наглядного материала:

письменных консультаций, стендов информации;

Основной этап реализации проекта:

составление перспективного плана проведения пальчиковой гимнастики с ребенком;

разработка рекомендаций по проведению пальчиковой гимнастики;

обучение родителей проведению пальчиковой гимнастики с ребенком;

включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий, комплексы утренней гимнастики, в сценарии утренников, в утренние и вечерние отрезки времени.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр:

- перед игрой с ребенком необходимо обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой;

- выполнять упражнения следует вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой;

- при повторных проведениях игры дети нередко начинают производить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением;

- выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша;

- вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений, поэтому отрабатываются движения постепенно и пассивно, с помощью взрослых;

- никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру;

Работа с родителями:

выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;

Дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы;

III. Заключительный этап

Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:

тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста, объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности детей;

отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики, дети проявляли желание и интерес играть в данные игры, с интересом и желанием выполняли упражнения на развитие мелкой моторики рук;

возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным, улучшилась память;

считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагога с родителями. Родители принимали активное участие в реализации проекта, научились правильно проводить пальчиковую гимнастику в домашних условиях.

Читайте также: