Проект читаем вместе в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

Главная Занятия по чтению

Автор: Постнова Елена Геннадьевна, Сифорова Ольга Андреевна.

Описание: Книга –источник знаний! Читающие дети, как правило, вырастают у читающих родителей. С целью возрождения семейного чтения был разработан данный проект, рассчитанный на детей 3-4 лет и их семьи.

Образовательная область: познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, социально –коммуникативное развитие.

Тип проекта: практико-ориентированный.

Вид проекта: комплексный.

Актуальность темы: К сожалению, сегодня родители не уделяют должного внимания чтению своих детей. Снизился интерес к книге. Родители не знают, какие книги можно порекомендовать своему ребенку, а если рекомендуют, то тепроизведения, которые сами читали в детстве, но они не всегда интересуют современных детей. Без чтенияу детей почти не развивается привычка ксосредоточенному вниманию, умению интеллектуально трудиться. Возникшая вдетстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь.

Особое значениедля читательской судьбы ребенка имеет семейное чтение. Дети дошкольного возраста –слушатели, поэтому родителям необходимо как можно больше читать своим детям. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребенок активно думает, переживает за героев, унего формируется яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь, возникнет стремление к постоянному общению с книгой.

Участники проекта: воспитанники второй младшей группы, воспитатели, родители.

Продолжительность проекта: краткосрочный, 25 марта –5 апреля.

Цель проекта:

  • в возрождении, начиная с раннего возраста, традиции совместного семейного чтения;
  • в приобщении ребенка к книге, к процессу чтения и обдумывания ее содержания;
  • в создании семейной библиотеки, в том числе с использованием технологии обмена книга

Задачи проекта:

  • активизировать работу родителей по пропаганде и развитию чтения в семье;
  • способствовать поддержанию традиций семейного чтения, обогащению домашней библиотеки;
  • воспитывать партнёрские и дружественные отношения с детьми, родителями, педагогами.
  • воспитывать высокие нравственные качества, бережное отношение к книге;
  • повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всехучастников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.

Участие родителей в реализации проекта: обеспечение преемственности в воспитании ребенкав детском учреждении и в семье. Привлечение родителей к совместной вместе с детьми и педагогами деятельности.

План реализации проекта:

Предполагаемый результат:

  • повышение активности родителей в жизни ребёнка и группы;
  • создание книжной выставки;
  • осознание каждым родителем ценности детского чтения, как эффективного средства образования и воспитания;
  • популяризация семейного чтения, как источника формирования интереса к книге

Задачи:

  • Воспитывать у детей интерес и любовь к книгам;
  • развивать речевую активность, умение по словесному описанию и иллюстрациям;
  • определять знакомые книги и сказки.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад№52 Колпинского района Санкт- Петербурга

(повышение читательского интереса у детей посредством создания библиотеки в приемной группы)

Подготовила и провела: Челнокова О.С. СПб, г.Колпино 2020 год

Тип проекта: коммуникативно-творческий, детско-семейный.

По количеству участников: групповой.

Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители.

Продолжительность проекта: 1,5 месяца

Проблема: Недостаточно уделяется внимания чтению в кругу семьи.

Цель: Помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников.

Задачи:

Способствовать у детей формированию интереса к книгам, произведениям художественной литературы.

Формировать желание совместного детско-родительского чтения.

Развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах детской деятельности (игровой, продуктивной, общении с взрослыми).

Воспитывать у детей и родителей любовь и бережное отношение к книгам.

Сплотить семью через чтение художественных произведений.

Ожидаемый результат:

  • Возрождение традиции домашнего чтения.
  • Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.

Продукт проекта:

  • Создание библиотека в приемной группы
  • Закладки для книг
  • Книжка- малышка (совместная работа родителей и детей)

Актуальность:

Совместное чтение детей и взрослых, обсуждение прочитанного – благоприятная почва духовного сближения детей и родителей. Поэтому нельзя забывать о том, что родители, рассказывая или читая детям, создают в семье теплую и уютную атмосферу, что очень важно для всестороннего развития ребёнка. К сожалению, очень многие родители в наше время в силу своей занятности очень мало уделяют времени чтению со своими детьми, многие вообще считают это занятие несерьезным, пустой тратой времени, а есть такие, которые просто не знают, как организовать домашнее чтение. Поэтому немаловажную роль в работе по приобщению дошкольников к чтению художественной литературы играет взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации с семьями своих воспитанников.

В настоящее время книга проигрывает неравную схватку с техническими средствами: телевизором и компьютером. Современные дети все чаще проводят свободное время за компьютерными играми, просмотром телепередач, особенно мультфильмов и все реже читают книги. И это объяснимо, чтение – это своего рода труд, при котором ребенок размышляет, воображает, вживается в образ. Что же касается технических средств – не надо прикладывать никаких усилий, не надо думать, воображать, просто сиди и смотри, да и родителям так удобнее.

Задача сегодняшнего дня — приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы с помощью родителей. Ведь по ФГОС они являются полноценными участниками учебного процесса.

Этапы проекта:

I. Этап (подготовительный)

  1. Подбор и анализ методической литературы и интернет- ресурсов по теме проекта.
  2. Анкетирование родителей.
  3. Анализ проведенного анкетирования.
  4. Видеообращение работников библиотеки.
  5. Опрос родителей на предмет записи в библиотеку.
  6. . Составление плана работы над проектом.

4. Подбор пословиц, поговорок, загадок, стихов о книге.

9. Подбор дидактических игр по теме проекта

III. Этап (заключительный)

Результат реализации проекта:

проектирования делает активными участниками воспитательного процесса, ведет к саморазвитию не только детей, но и родителей.

Благодаря проекту расширилось взаимодействие ДОУ и семьи, появились новые направления сотрудничества по приобщению детей к прекрасному миру стихов и сказок детских писателей.

Формирование любви к художественной литературе очень важно в развитии ребенка.

В семьях, где родители любят читать у ребенка скорее развивается вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом примера.

Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а также помогает ребенку лучше усваивать содержание прочитанного материала.

В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функция общения. Главным действующим лицом в этом общении является ребенок.

Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребенок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение-это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания.

Актуальность проекта.

К сожалению, сегодня родители не уделяют должного внимания чтению своих детей. Снизился интерес к книге.

Родители не знают, какие книги можно порекомендовать своему ребенку, а если рекомендуют, то те произведения, которые сами читали в детстве, но они не всегда интересуют современных детей.

Большинство родителей не посещают вместе с ребенком детскую библиотеку, ссылаясь на свою занятость. В большинстве семей не обсуждают прочитанных книг. Многие считают, что компьютер намного важнее книги.

Однако чтение оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Уровень грамотности и культуры чтения детей в последние десятилетия вызывает беспокойство у родителей, учителей, воспитателей, библиотекарей…

Без чтения у детей почти не развивается привычка к сосредоточенному вниманию, умению интеллектуально трудиться.

Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь.

С помощью художественного слова ребенок овладевает грамматикой родного языка. Литература расширяет кругозор дошкольника, развивает его восприятие, мышление, память, воображение и творчество.

Особое значение для читательской судьбы ребенка имеет семейное чтение. Дети дошкольного возраста – слушатели, поэтому родителям необходимо как можно больше читать своим детям. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребенок активно думает, переживает за героев, у него формируется яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь, возникнет стремление к постоянному общению с книгой.

Цели проекта : помочь родителям осознать ценность семейного чтения, как эффективного средства образования, развития и воспитания дошкольников. Создание партнёрских и дружественных отношений с детьми, родителями, педагогами.

Задачи проекта :

- развивать связную речь, ее выразительность, развивать мелкую моторику, уточнить, обогатить и активизировать словарный запас детей;

- активизировать работу родителей по пропаганде и развитию чтения в семье;

- способствовать поддержанию традиций семейного чтения, обогащать домашней библиотеки;

- воспитывать партнёрские и дружественные отношения с детьми, родителями, педагогами.

- воспитывать высокие нравственные качества, бережное отношение к книге;

- раскрытие творческих способностей, талантов детей и родителей;

- повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей;

Реализация проекта :

- совместная деятельность родителей и детей;

- взаимодействие педагога с родителями;

- взаимодействие педагога с детьми;

- взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги-дети-родители.

Перед запуском этого проекта было проведено анкетирование родителей. В анкете представлены вопросы-

-Как часто читают ребенку?

- Записан ли ваш ребенок в библиотеку?

- Выписываете ли вы ребенку периодическую литературу?

- Какие произведения предпочитает ребенок?

- художественную литературу читают 40%, и лишь 10% из них читают классику.

Ответы родителей на вопрос «Как часто читают ребенку"

- каждый день – 60%;

- 2-3 раза в неделю -27%;

Опрос детей в группах выявил, что:

- 60% детей предпочитают чтению книг игры на компьютере;

- 15% - большую часть времени смотрят телевизор;

- только 25% детей назвали чтение любимым занятием.

Формирование любви к художественной литературе очень важно в развитии ребенка.

Работа над проектом была направлена на развитие интереса к художественной литературе, стимулирование творческой активности детей, позволяющей юным читателям выразить свои чувства, впечатления от прочитанного. А так как это семейная акция, то работа направлена на то, чтобы участвовали и дети и их родители.

Методический паспорт работы

2. Тип акции: коллективный, творческий, совместно с родителями.

3. Длительность работы – 1 год.

- увлечь детей и родителей книгой, развивать познавательные интересы, формировать речь детей;

- обогащение детско-родительских отношений совместным чтением;

- сплочение семьи, формирование открытых доверительных отношений;

- стимулирование творческой активности детей в речевой и продуктивной деятельности;

I. Этап (подготовительный)

1. Подбор и анализ методической литературы и интернет ресурсов по теме проекта.

2. Диагностика знаний детей по теме акции.

3. Составление плана работы над акцией.

4. Консультация для родителей воспитанников о содержании акции.

5. Анкетирование родителей и детей

6. Экскурсия в библиотеки им. Гайдара и Волошина.

7. Составление конспектов, планов, сценариев мероприятий.

8. Изготовление наглядного материала, галереи, совместно с родителями.

II. Этап (основной)

В ходе работы над проектом осуществлялась интеграция образовательных областей:

III. Этап (заключительный)

В результате работы над проектом были созданы продукты детской деятельности: герои сказок, рисунки детей, книжка.

- тематическое планирование различных форм работы.

- пешеходная экскурсия в библиотеки им. Волошина и Гайдара.

- беседа " Как рождается книга".

- анкетирование и опрос родителей.

- проведена выставка-галерея по произведениям А. Барто и С. Есенина.

- вечер поэзии по теме " Русский поэт С. Есенин".(Совместно с музыкальным работником).

- обсуждение с родителями вопросов приобщения ребенка к чтению.

- составление рекомендательных списков литературы для детей и их родителей.

- совместные чтение с родителями любимых книг

- викторина по сказкам

- конкурс чтецов по произведениям А. Барто и С. Есенина.

- подведение итогов акции.

- повышение активности родителей в жизни ребёнка и группы.

- повышение уровня развития речи детей; обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, связной речи детей.

- создание галереи, стендов, выставок. Пополнение мето-предметной среды.

- осознание каждым родителем ценности детского чтения, как эффективного средства образования и воспитания.

- увеличение количества посещений в библиотеки.

- популяризация семейного чтения, как источника формирования интереса к книге.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

hello_html_m334cf1f4.jpg

Автор проекта: воспитатель высшей категории

Спицына Елена Алексеевна

Паспорт проекта

Сроки реализации проекта

( ноябрь 2018 – май 2019)

Проблема, на решение которой направлен проект

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.

Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

Заложенная любовь к книге в дошкольном возрасте останется с ним навсегда. Тот, кто читает, много знает. Если ребенок понимает содержание прочитанного, значит, он думает, анализирует, рассуждает.

Основная идея проекта

Совместная деятельность педагогов, детей и родителей поможет включить родителей в качестве активных его участников в совместный процесс приобщения дошкольников к чтению.

Помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха; активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития.

-Приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя.

-Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.

-Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.

-Повысить культуру речи педагогов, родителей, детей.

Воспитывать бережное отношение к книге .

Образовательные:

-прививать интерес к положительным героям произведений.

-учить самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения.

-побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов.

Развивающие:

-развивать познавательные процессы: речь, память, мышление.

-развивать желание узнавать из книг об окружающем мире, о существовании в нём добра и зла.

-развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать народные сказки.

Воспитательные:

-воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.

-воспитывать отзывчивость на содержание прочитанного, радоваться победе положительного героя.

-консультации для родителей по организации домашнего чтения;

-изготовление атрибутов для инсценировки литературных произведений;

-педагогический час с участием педагогов и родителей;

-экскурсии в библиотеку;

- лекции для родителей;

- Составление домашней библиотеки;

-выставки детских рисунков и поделок по прочитанным произведениям ;

Этапы реализации проекта

1этап (организационный)

Определение задач, механизмов реализации проекта, анкетирование родителей

2 этап (основной)

3 этап (итоговый):

Анализ итогов реализации проекта

- Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.

-Возрождение традиции домашнего чтения.

-Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.

-Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.

Перспективы дальнейшего развития

Организованные в рамках проекта мероприятия могут стать основой для проведения традиционных мероприятий в ДОУ.

Проблема, на решение которой направлен проект

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием. Чтение детям книг служит одним из условий развития слуха, а на этой основе - усвоения языка.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.

Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

Заложенная любовь к книге в дошкольном возрасте останется с ним навсегда. Тот, кто читает, много знает. Если ребенок понимает содержание прочитанного, значит, он думает, анализирует, рассуждает.

В результате проведенного среди родителей анкетирования, мы получили следующие результаты:

- художественную литературу читают 23%.

Ответы родителей на вопрос «Как часто читают ребенку":

- каждый день – 80%;

- 2-3 раза в неделю -14%;

Опрос детей в группах выявил, что:

- 30% детей предпочитают чтению книг игры на компьютере;

- 55% - большую часть времени смотрят телевизор;

- только 15% детей назвали чтение любимым занятием.

Ни один ребенок не был в детской библиотеке.

Таким образом, хотелось бы обратить особое внимание родителей на значимость художественной литературы в воспитании детей, приобщить к участию в образовательном процессе через чтение книг в детском саду и дома, через совместные мероприятия в детской библиотеке, создание мобильной библиотеки в детском саду, где дети могли бы обмениваться книгами, рассказывать о прочитанном сверстникам и воспитателям.

Данный проект поможет решить некоторые вопросы по привлечению родителей к активному участию в жизни своего ребенка, установлению

партнерских отношений с семьями.

Основная идея проекта

Внедрение в совместную деятельность игровых форм, театрализованной деятельности, литературных вечеров семьями воспитанников, как форм работы, позволяющих установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей в рамках социального партнерства.

Цель : Создание социального партнёрства между семьёй и ДОУ в вопросе формирования здорового образа жизни через организацию подвижных игр и игр с элементами спорта.

1.Приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя.

2.Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.

3.Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.

4.Повысить культуру речи педагогов, родителей, детей.

5.Воспитывать бережное отношение к книге.

Образовательные:

-прививать интерес к положительным героям произведений.

-учить самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения.

-побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов.

Развивающие:

-развивать познавательные процессы: речь, память, мышление.

-развивать желание узнавать из книг об окружающем мире, о существовании в нём добра и зла.

-развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать народные сказки.

Воспитательные:

-воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.

-воспитывать отзывчивость на содержание прочитанного, радоваться победе положительного героя.

Наши мероприятия:

В детском саду есть традиционные мероприятия:

В ДОУ со второй младшей группы с детьми проводятся краткосрочные образовательные практики литературной направленности, в группах с озданы литературные уголки для развития познавательной активности детей.

Педагогами и родителями групп создаются атрибуты и костюмы для развития театрализованной деятельности детей.

Механизмы реализации проекта

Проект предусматривает несколько этапов.

Цель основного этапа – теоретическое, практическое изучение проблемы во взаимодействии с родителями и педагогами ДОУ.
На данном этапе предполагается консультационная и просветительская работа с родителями, практическая работа с участием родителей по изготовлению оборудования и атрибутов для театрализованных игр, проведение литературных и конкурсных мероприятий с участием воспитанников и их родителей.

Цель заключительного этапа – анализ эффективности реализации проекта.

План реализации проекта

-анкетирование родителей и обработка результатов

-подбор консультации для родителей по организации домашнего чтения

-изготовление атрибутов для инсценировки литературных произведений

-консультации для родителей по организации домашнего чтения;

-изготовление атрибутов для инсценировки литературных произведений;

-педагогический час с участием педагогов и родителей;

-экскурсии в библиотеку;

- лекции для родителей;

- Составление домашней библиотеки;

-выставки детских рисунков и поделок по прочитанным произведениям ;

Ноябрь 2018 - май 2019

2. Оформление библиотеки в группе;

3. Выставка детских рисунков.

4.Провести педагогическую диагностику детей на заключительном этапе.

5.Обработать результаты реализации проекта.

Конечные результаты

- Ежедневно поддерживают традиции семейного чтения;

- Повышают интерес ребенка к художественной литературе;

- Расширяют круг детского чтения за счет введения новых тематических рубрик;

- Проявляют уважение к чтению и относятся к нему, как к серьезному и очень важному и нужному занятию.

- Умеют самостоятельно подбирать художественные произведения для семейного чтения;

- Умеют правильно обращаться с книгой, вести беседы о прочитанном, анализировать текст на доступном уровне;

- Сформирован интерес к литературе как к виду искусства;

- Сформированы нравственные качества ребенка;

- Выработана потребность ежедневного общения с художественной литературой.

Перспективы дальнейшего развития

Организованные в рамках проекта мероприятия могут стать основой для проведения традиционных мероприятий в ДОУ.

Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения - М.: Просвещение, 2000г.

Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребёнок и книга. – М.: Просвещение, 1992.

Жукова Г.Д Родительское собрание по детскому чтению.- М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007 г.

Жукова Г.Д. Семейное чтение в год семьи.- М: Русская школьная ассоциация, 2007

Международный день детской книги.- Ж.: Дошкольное образование, 2010. - №6.

Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения – М.: Просвещение, 1996 г.

Цель проекта: приобщение детей и родителей к культуре чтения художественной литературы, ознакомления с творчеством писателей, в том числе пермских. Возрождение традиции семейного чтения.

МЫ ПРЕДЛАГАЕМ СТАТЬ АКТИВНЫМИ УЧАСТНИКАМИ ПРОЕКТА.

Просим Вас ответить на вопросы анкеты. Ваше мнение важно для нас.

Выставки писателей

С сентября 2018 года детский сад продолжает работу по краевому проекту "Читаем ВМЕСТЕ".

С праздником 8 марта!


Уведомление родителей (законных представителей) о 12 часовом режиме работы.

В связи с включением в режим питания в 17.00 часов ужина, оплата за детский сад будет увеличена.

Читайте также: