Проект 2 конструирование мониторинга успешности учения обучающихся тема по выбору обучающегося в доу

Обновлено: 05.07.2024

2 Мониторинг - процесс наблюдения и регистрации данных о каком - либо объекте на неразрывно примыкающих друг к другу интервалах времени, с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.

3 Сегодня мониторинг активно эксплуатируется в других науках, в том числе в педагогике и психологии.

4 Мониторинг используется в тех случаях, когда в построении какого- либо процесса необходимо постоянно отслеживать происходящие в реальной предметной среде явления с тем, чтобы включать результаты текущих наблюдений в процесс управления.

7 Наблюдения учителя на уроке Уроки 1-2 Тема задания: Украшение коробки Цель урока : обучение составлению плана и работа по плану Анализируя урок, выберите ответ и укажите количество групп и количество учащихся со сформированными умениями. Мотивация учащихся на уроке : в начале - высокая, низкая, средняя в конце - высокая, низкая, средняя Сформировано ли умение планировать количество деталей для изделия? - сформировано _______ групп _______ чел. - почти сформировано_______ групп _______ чел. - не сформировано _______ групп _______ чел. Сформировано ли умение фиксировать выполненные действия и операции в плане? - сформировано _______ групп _______ чел. - почти сформировано _______ групп _______ чел. - не сформировано _______ групп _______ чел. Организована ли работа групп? - организована _______ групп _______ чел. - почти организована _______ групп _______ чел. - не организована _______ групп _______ чел. Урок проведен по методическим рекомендациям - в полном объеме, - не полностью в виду того, что (указать причны)_____________________________ Как распределялась работа в группах? - по указанию учителя_______ групп _______ чел. - по договоренности учащихся между собой_______ групп _______ чел. - по инициативе лидера_______ групп _______ чел. Оценки факторов, влияющих на ход урока психологическая атмосфера класса (деловая активность, пассивность, бунтующая активность, безразличность); другие факторы______________________________________________

8 Инструменты получения данных о процессе формирования проектных умений Наблюдение за действиями учащихся при групповой, парной и индивидуальной работе, проявлениями отдельных умений Контрольные работы с парной и индивидуальной деятельностью по выполнению задания Тесты рефлексии по работе с понятиями, с личностной оценкой освоенного знания и умения, с методологическим обобщением

9 Формирование умений во 2 – 4-х классах 1.Планировать свою деятельность 2.Планировать работу другого 3.Анализировать имеющие ресурсы 4.Анализировать полученный результат 5.Предъявлять и представлять

10 2-е классы 1 Планировать свою деятельность 2 Планировать работу другого 3 Анализировать имеющие ресурсы 4 Анализировать полученный результат 5 Предъявлять и представлять АБВАБВАБВАБВАБВ Сформи ровано % февраль ноябрь Частич но % февраль ноябрь Не сформи ровано % февраль ноябрь

11 3-и классы 1 Планировать свою деятельность 2 Планировать работу другого 3 Анализироват ь имеющие ресурсы 4 Анализироват ь полученный результат 5 Предъявл ять и представл ять АБВАБВАБВАБВАБВ Сформиро вано февраль ноябрь Частичнофевраль ноябрь Не сформиро вано февраль ноябрь

12 4-е классы 1 Планировать свою деятельность 2 Планировать работу другого 3 Анализирова ть имеющие ресурсы 4 Анализироват ь полученный результат 5 Предъявл ять и представл ять 5 АБВАБВАБВАБВАБВ Сформиро вано % февраль ноябрь Частично % февраль ноябрь Не сформиро вано % февраль ноябрь

13 Проектные умения 1. Формулировать проблему 2. Ставить цель 3. Формулировать задачи 4. Формулировать гипотезу 5. Строить план 6. Составлять инструкцию 7. Формулировать результат 8. Фиксировать свои действия 9. Презентативные умения 10. Рефлексивные умения

18 Преемственность Навыки проектного мышления используются в средней и старшей школе, где дети выполняют не только внеурочные проекты, но и проекты на предметном содержании и представляют их на ШНО (школьное научное общество)

Для успешного управления деятельностью учеников в переменной части блока и планирования организационной структуры и содержания уроков необходимо организовать непрерывную обратную связь, получение своевременной информации об успешности продвижения каждого ученика. Следовательно, на каждом семинаре-пракгикуме, кроме последнего, необходимо проводить срезовый контроль на предмет достижения учениками тех или иных уровней планируемых результатов обучения. Срезовые работы имеют бинарные оценки: да или нет, достиг - не достиг, 1 - 0.

Для отображения результатов таких работ классного журнала недостаточно, поэтому приходится вести специальную документацию. Простейший вариант такой документации - это просто подвижный список класса, который можно применять для классов малой численности. Первоначально имена учащихся находится в левой колонке, а затем по мере овладения ими очередными уровнями планируемых результатов обучения, они стираются в левых колонках и перемещаются в правые. В наших таблицах заглавными буквами обозначены имена учеников (см. Таблица 5.6.).

Таблица 5.6.

Соответствие учащихся достигнутому уровню

В интегральной технологии обучения незыблемым является принцип никто не становится хуже. Это значит, что всякий ученик, показавший однажды достижение некоторого уровня, до конца этого блока уроков будет считаться достигшим этого уровня и больше никогда в этом блоке уроков вплоть до тематического контроля не будет работать с заданиями более низкого уровня. Следовательно, в нашей таблице ни одна фамилия не переместится влево: движение возможно только вправо. В таблице 5.6. представлено состояние после второго среза. Исходя из сформулированного принципа, можно сделать вывод, что ученик, успешно написавший (сдавший, прошедший) срез минимального уровня, получит второй срез общего уровня, а не сдавший - снова минимального. Таблицы рассмотренного вида имеют то неоспоримое преимущество, что с одного взгляда на них видно, кто из учеников на каком уровне находится в данный момент. Однако для больших классов переписывание фамилий может оказаться делом хлопотным. Тогда можно ограничиться одним списком в левой колонке, а в остальных ставить крестики. Перемещая крестик вправо, можно не стирать его слева. Приведем такой вариант (см. Таблица 5.7.).

Таблица 5.7.

Соответствие учащихся достигнутому уровню

Часто, однако, только констатации факта достижения того или иного уровня оказывается недостаточно: важно знать историю его достижения - сколько попыток предпринято, в каких срезах ученик не участвовал (очень часто, если помните, срезовые работы предлагаются только части класса). В таких случаях используется более сложный вариант таблицы мониторинга успешности, но и более информативный. Он называется матрицей срезов и фиксирует результаты каждого среза, отражающие динамику развития учеников (см. Таблица 5.8.).

Цифрами в столбцах обозначены номера срезовых работ. В клетках отмечается результат выполнения срезовой работы соответствующего уровня учеником в виде бинарной оценки. Здесь уже используется два символа - единица для успеха и нуль для неуспеха в срезе (это могут быть плюс и минус или слова да и нет), а пустая клетка обозначает неучастие в срезе по любой причине. Содержащаяся в матрице информация позволяет планировать состав групп для семинаров-практикумов в переменной части блока уроков и видоизменять подготовленную перед началом темы систему задач в зависимости от хода процесса.

Таблица 5.8.

Динамика развития учеников после третьего среза

В этой таблице показан фрагмент матрицы срезов. На её примере поясним способ работы с этим инструментом. После первого среза, проводимого на минимальном уровне по окончании тренинга-минимум, а никакого другого уровня пока и не может быть, учитель получает первый массив информации обратной связи, представленной оценками 1/0. Эти данные вносятся в колонку 1 (это номер срезовой работы) столбца минимум (это уровень, которому соответствуют задания, предлагаемые ученикам на срезе). Вторая срезовая работа уже двухуровневая. Ученики, против фамилий которых в матрице стоит нуль, или нет ничего, получают задания минимального уровня. Их результаты будут зафиксированы в колонке 2 (номер среза) все того же столбца минимум. Ученики же, успешно прошедшие первый срез, против фамилий которых стоит единица, на втором срезе получат задания общего уровня, а их результаты будут отражены в колонке 2 (номер среза) столбца общий. На третьем срезе некоторые ученики, успешные по второму срезу, то есть те, у кого стоят единицы в колонке 2 столбца общий, получат задания продвинутого уровня; другие, имеющие единицу в колонке 2 столбца минимум, получат задания общего уровня; те же, кто совсем не имеет единиц, получат задания минимального уровня. Результаты и первых, и вторых, и третьих будут зафиксированы в колонках 3 (номер среза) столбцов продвинутый, общий, минимум соответственно. Так продолжается и далее. Общие правила таковы:

Проверяем то, чему учили. Ученик получает на срезе задания того уровня, над достижением которого он уже работал. Это значит, что имея единицу за общий уровень, ученик не обязательно получит следующий срез продвинутого уровня. Если он еще не работал с заданиями этого уровня, то в очередном срезе он участвовать просто не будет. Отчасти это отражает второе правило.

Никто не становится хуже. Это значит, что, показав в одном из срезов результат того или иного уровня, ученик до конца этого блока уроков уже никогда не получит задания более низкого уровня на уроках, а на срезе - только следующего, более высокого уровня. В частности, ученик, показавший на срезе выход на продвинутый уровень, больше до конца блока уроков в срезах не участвует.

Эти правила внешне выражаются в том, что, как и раньше, оценки срезов в матрице могут двигаться только вправо. Третьим правилом могло бы стать такое: срезовым проверкам подвергается не весь класс, а только та его часть, информация о которой нужна в данный момент учителю. Однако данный пункт относится к другому элементу - управлению развитием учеников в переменной части блока уроков и будет рассмотрен отдельно.

Так как матрица срезов используется только и пределах данного блока уроков, а по его окончании содержащаяся там информация становится ненужной, то целесообразно изготовлять на плотной бумаге тушью только бланки матриц, а все данные вносить карандашом. Тогда перед началом новой темы все можно безболезненно стереть, оставив только список класса, а после выпуска этого класса или изменения в его составе легко заменить и сам список. Разумеется, все облегчается наличием множительной техники - тогда можно сделать только исходный бланк, а для работы печатать их столько, сколько нужно, не утруждая себя вознёй с карандашом.

Рассмотрим на конкретном примере управление деятельностью учеников и изменение структуры уроков в форме семинара-практикума в зависимости от результатов срезового контроля по четырем срезам (см. Таблица 5.9.).

В нашем модельном классе 18 учеников. По результатам первого среза мы видим, что тренинг-минимум прошел не так успешно, как хотелось бы: шесть учеников (треть класса) остались некомпетентными. Так как их меньше половины, то учитель будет работать с большинством над задачами общего уровня, а эти шестеро войдут в состав групп выравнивания. Таких групп создадим две, добавив в каждую по одному ученику, достигшему минимального уровня (Н и Т). Поскольку уровень групп ниже уровня класса, то группы отчитаются учителю во время срезовой работы.

Мониторинг в образовании — это система сбора , обработки , хранения и распространения информации об учебно - воспитательном процессе или отдельных ее компонентах , ориентированная на информационное обеспечение управления , позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз ее развития .

Мониторинг качества обучения в школе непосредственно направлен на анализ уровня достижений предметных результатов учащихся . Таким образом , учитель - предметник должен владеть следующей информацией : обученость учащихся ; обучаемость ; уровень сформированности ОУУН , личностный рост ; индивидуальные образовательные достижения обучающихся ; комфортность обучения ; доступность образования ; сохранность контингента обучающихся ; система дополнительных образовательных услуг ; состояние здоровья обучающихся .

Цель - получение объективной информации о состоянии и тенденциях успешного развития образовательного процесса для коррекции и прогнозирования его дальнейшего развития .

Система мониторинга интегративна и состоит из традиционной оценки успеваемости по учебным предметам , оценки личностных образовательных результатов ( система участия в олимпиадном , конкурсном движении , работа в рамках проектно - исследовательской деятельности , создание портфолио ), универсальных метапредметных умений .

Я , как учитель , провожу Основную ( традиционную ) форму оценивания – это мониторинг успешных достижений обучающихся ( качественных знаний по предмету ) и в
процессе наблюдения сопоставляю состояние качества с ожидаемыми результатами по определенным показателям .

Методику тематического мониторинга и ключи к нему выбираю сама в соответствии
со спецификой изучаемого предмета , возрастных и психологических особенностей детей .
При этом перед собой ставлю следующие задачи :

- определить уровень учебных достижений учащихся по темам ;
- реализовать индивидуальные возможности ребенка ;
- анализировать ( сопоставлять ) результаты .
Универсальной технологией реализации задач является :
- разработка и проведение тестов , к / р , с / р и т . д .;
- диагностическое оценивание качества знаний , умений , навыков ;
- определение задач по коррекции ( дифференциации ) качества обученности
и развития ;
- проведение дополнительной работы в данном направлении ;
- промежуточное оценивание ;
- итоговое оценивание ;
- составление таблиц , графиков , диаграмм результатов мониторинга ;

- обобщение результатов с помощью системы электронного журнала ;
- корректирование календарно - тематического планирования ;
- дополнительная разработка учебного материала для одаренных детей .

- личностно - образовательный мониторинг или индивидуально - творческий
Важнейший принцип системы мониторинга - учет динамики
индивидуальных достижений обучающихся по всем направлениям ( видам
деятельности ).
Направления - формы участия :
- интеллектуальные марафоны ;
- предметные олимпиады различных уровней ;
- дополнительное образование спецкурсы , творческие клубы , творческие лаборатории , школы );
- проектная деятельность ( краткосрочная , долгосрочная научно - исследовательская работа );
- популяризация опыта через систему конференций , круглых столов , дискуссий ;
- создание портфолио ученика .
Результаты , которые ребенок получает в сфере дополнительного образования ( внеурочной деятельности ) определяют его успешность , развитие , адаптированность в социуме .

Система контроля индивидуально - творческих достижений

Одна из форм учебных достижений учащихся – олимпиадное движение .

Цель олимпиадного движения - выявление и развитие у обучающихся
творческих способностей и интереса к научно - исследовательской деятельности , создание
необходимых условий для поддержки одаренных детей , распространение и популяризация научных знаний среди молодежи . Работа формируется в соответствии с планом работы школы , Программой развития ОУ , планом работы методических объединений . Проведение мониторинга предполагает широкое использование современных информационных технологий на всех этапах сбора , обработки , хранения и использования информации .
Система мониторинга может быть представлена двумя частями базы данных : инвариантная часть ( набор одинаковых для всех субъектов образовательного процесса по структуре , составу и методологии расчета показателей ); вариативная часть ( показатели , отражающие специфику предмета , класса , дающие оценку выполнения отдельных задач , нововведений и т . п .).

По итогам анализа полученных данных мониторинга готовятся соответствующие документы - отчеты , справки , доклады , публикация на сайте школы , которые доводятся до сведения педагогического коллектива ОУ , родителей , общественности .

По этапам обучения мы выделяем следующие виды мониторинга : - входной - промежуточный - итоговый . Эти виды мониторинга можно проследить как по вертикали – на всех этапах обучения 5- го по 11- й классы , так и по горизонтали - в течении одного учебного года .

Мониторинг на всех этапах обучения (5-11- х классах ) начинается в начале 5- го класса с входной диагностики , по результатам которой , заполняется первая диагностическая карта , анализ которой позволяет скорректировать программу 5 класса , выделить в ней темы , над которыми нужно поработать .

Читайте также: