Продолжительность среднесрочного проекта в школе

Обновлено: 06.07.2024

В данной главе мы рассмотрим существующие виды творческих проектов, а также разберем виды творческих работ учащихся общеобразовательных школ и дошкольных учреждений. Для того, чтобы предложить ребенку заняться проектной деятельностью педагог должен четко определить вид и тип создаваемого проекта со школьником или группой учащихся.

Часто творческие проекты подразделяются и по типам творческих проектов или типам творческих работ, такие определения и их различия необходимо понимать.


Описание определений ниже касается также таких определений, как виды проектных работ и типы проектных работ школьников в рамках их исследовательско-проектной деятельности.

Виды творческих проектов

Групповой проект – совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся – партнёров, имеющая общие проблему, цель, согласованные методы и способы решения проблемы, направленная на достижение совместного результата.

Индивидуальный проект - творческий проект, выполняемый одним учащимся под руководством педагога.

Информационный проект или информационно-творческий проект, в структуре которого акцент проставлен на презентации. Также, используется понятие творческо-информационного проекта.

Исследовательский проект – проект, главной целью которого является выдвижение и проверка гипотезы.

Краткосрочный проект – проект продолжительностью от 1 до 6 уроков.

Практико-ориентированный проект – проект, основной целью которого является изготовление средства, пригодного для разрешения какой-либо проблемы прикладного характера.

Ролевой проект (игровой) – проект, в котором изначально определены лишь роли участников и правила взаимоотношений между ними, тогда как структура, форма продукта и результаты остаются открытыми до самого конца.

Среднесрочный проект – проект продолжительностью от одной недели До одного месяца.

Творческий проект – проект, центром которого является творческий продукт – результат самореализации участников проектной группы. Творческие проекты могут иметь направления:

Телекоммуникационный проект (учебный) – групповой проект, организованный на основе компьютерной телекоммуникации.

Учебный проект – проект, осуществляемый учащимися под руководством педагога и имеющий не только прагматическую, но и педагогическую цель.

Типы творческих проектов и проектных работ


В данной главе мы рассмотрим существующие типы творческих работ учащихся школ, лицеев, гиназий.
В соответствии с методом, доминирующим в проекте, можно выделить следующие школьников:

Исследовательские проекты

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования тему, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.

Ролевые, игровые проекты

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержание проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуации.

Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.

Творческие проекты


Следует оговориться, что проект всегда требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. Но при определении типа проекта выделяется доминирующий аспект. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов.

Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, вначале она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата.

совместная газета, сочинение, видеофильм, спектакль, игра, праздник, экспедиция и т.п. Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма или спектакля, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и прочего.

Ознакомительно-ориентировочные (информационные) проекты

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо придуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы.

Практико-ориентировочные (прикладные) проекты

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов, то есть оформления результатов проектной деятельности и участия каждого в оформлении конечного продукта.

Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта.

Межпредметные проекты со школьниками


Такие проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это – либо небольшие проекты, затрагивающие 2 – 3 предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта.

Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.

По характеру контактов проекты бывают региональные и международные проекты.

По количеству участников можно выделить индивидуальные и групповые проекты.

: краткосрочными (могут быть разработаны на нескольких уроках), средней продолжительности (от недели до месяца), долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев).

Разумеется, в реальной жизни чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих, а также других проектов. Однако метод исследовательских проектов занимает центральное место и вместе с тем вызывает наибольшие трудности.

Он основан на развитии умения осваивать окружающий мир на базе научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образования. Метод проектов требует изменения позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.

Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся, на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Монопроекты

Как правило, такие проекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы. Разумеется, работа над монопроектом предусматривает подчас применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле какого-либо одного знания.

Подобный проект также требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны приобрести в результате.

Заранее планируется логика работы на каждом уроке по группам (роли в группах распределяются самими учащимися), форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно.

Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время (напрмер, в рамках научного общества учащихся).

Если Вы хотите разместить ссылку на эту страницу, скопируйте и установите у себя на сайте, в блоге или форуме один из следующих кодов:

Код ссылки на страницу "Виды и типы творческих работ и проектов":
Виды и типы творческих работ

Ребёнок совершает большинство своих интеллектуальных открытий самостоятельно – при условии, что окружающий его фон достаточно богат. Компьютеризация этого фона создаст новую, ранее невиданную операционную обстановку, которая потребует новых представлений в психологии развития. Одним из положительных последствий этого изменения может стать преодоление инфантилизма и чувства зависимости, столь характерных для современного городского общества. А.П. Ершов.

ВложениеРазмер
doklad.doc 135.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ШКОЛЕ

Выступление учителя истории

Сучеленкова Людмила Николаевна.

Ребёнок совершает большинство своих

интеллектуальных открытий самостоятельно –

при условии, что окружающий его фон достаточно

богат. Компьютеризация этого фона создаст новую,

ранее невиданную операционную обстановку, которая

потребует новых представлений в психологии развития

Одним из положительных последствий этого измене-

ния может стать преодоление инфантилизма и

чувства зависимости, столь характерных для

современного городского общества.

Нововведения, появившиеся в последние годы в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Современные дети - это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним так много информации поступает отовсюду! Не учитывать этого больше нельзя.

Но дети зачастую не умеют превращать информацию в знания. Обилие информации не может привести и к системности знаний. Детей необходимо научить правильно усваивать полученный материал, ранжировать его, выделять главное, находить связи и структурировать . Необходимо научить обучающегося целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности.

Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов организации учебно - воспитательного процесса, которые:

- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию личности;

- развивали исследовательские, рефлексивные, самооценочные умения и навыки;

- формировали не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности;

- были нацелены на развитие познавательного интереса;

- реализовывали принцип связи обучения с жизнью .

Чего ждут наши обучающиеся от учителя? Знаний для жизни. Мы должны учить детей не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике.

Ученики сегодня другие, и роль учителя также должна быть другой. Как изменить отношения между учителем и учеником, привести их в соответствие? Какой метод позволяет это сделать?

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов .

Проектная деятельность осуществляется на учебном и внеучебном материале; наряду с ней дети выполняют и другие виды деятельности – игровую, учебную, трудовую, исследовательскую и т. д.

Проектная деятельность даёт возможность ученику действовать самостоятельно, получать результат. Проект как форма требует оформления результатов для предъявления его окружающим. Таким образом, проектная организация основной школы создаёт условия для реализации основных направлений стратегии модернизации общего образования.

Множественность видов деятельности, а главное – переходы между различными видами деятельности создают условия для развития у детей способности:

  1. выделять собственную цель;
  2. соотносить поставленную цель и условия её достижения;
  3. строить программу действий в соответствии с собственными возможностями;
  4. различать виды ответственности внутри собственной учебной работы

Это является условием формирования учебной самостоятельности учащихся. К концу основной школы дети оказываются способны выбрать наиболее адекватную форму продолжения образования.

История возникновения и развития метода учебных проектов

В сжатом виде концептуальные положения теории Джона Дьюи выглядели следующим образом:

- ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании;

- усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс;

- ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а благодаря возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.

Условиями успешности обучения по Дьюи являются :

- проблематизация учебного материала;

- связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.

Методические приемы создания проблемных ситуаций по Дьюи:

- учитель подводит детей к противоречию и предлагает им самим найти решение;

- сталкивает противоречия в практической деятельности;

- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- предлагает рассмотреть явление с различных позиций;

- побуждает делать сравнения, обобщения, выводы;

- ставит конкретные вопросы;

- ставит проблемные задачи.

Период существований этой новации быв недолгим. Постановлением ВКП (б) в 1931 году метод проектов был осужден. С тех пор в отечественной педагогике он не практиковался. И только в 80-е годы в педагогическую практику нашей страны метод проектов снова пришел из-за рубежа вместе с технологией компьютерной телекоммуникации.

Что такое учебный проект?

Метод проектов (в дословном переводе) - путь замысла или способ планирования.

Метод проектов - это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие образовательной среды, направленной на создание условий для обеспечения доступности качественного образования и возникновения положительной динамики образовательных результатов школы посредством деятельности всех участников образовательных отношений.

1. Совершенствование внутренней системы оценки образования на всех уровнях образовательной организации;

2. Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических кадров;

3. Организация работы по повышению мотивации обучающихся;

4. Формирование положительного имиджа образовательной организации.

Целевые индикаторы программы и показатели

1. Положительная динамика показателей мониторинга обучающихся по результатам оценочных процедур: ЕГЭ, ОГЭ, ВПР

2. Положительная динамика показателей внутренней системы оценки качества образования по достижению предметных, метапредметных и личностных результатов

3. Повышение уровня квалификации педагогических работников

Методы сбора и обработки информации

Мониторинг учебных достижений обучающихся

Анализ социального паспорта школы

Анкетирование для выявления учащихся с низкой мотивацией и рисками учебной учебной неуспешности

Сроки и этапы реализации программы

1 этап (январь - март 2021): анализ текущего состояния и тенденций развития школы для определениямероприятий, показателей, индикаторов и сроков исполнения программы.Ориентация педагогического коллектива на разработку программы развития школы, направленной на решение рисков, обозначенных в рисковом профиле школы.

2 этап (апрель 2021 - сентябрь 2021 гг.):

- реализация мер, направленных на развитиешколы;промежуточный контроль реализации Программы;

3 этап (ноябрь - декабрь 2021 г.):

- подведение итогов, осмысление результатов реализации программы; оценка эффективности программы на основе индикаторов и показателей успешности выполнения.

Основные мероприятия или проекты/перечень подпрограмм

Разработка концепции развития образовательной организации;

Разработка среднесрочной программы развития образовательной организации;

Разработка программы антирисковых мер.

Программа по преодолению учебных дефицитов педагогов (рисковый профиль: «недостаточная предметная и методическая компетентность педагогических работников)

Ожидаемые конечные результаты

Повышение методического уровня и компетенций педагогов.

Повышение качества образования обучающихся.

Уменьшение доли обучающихся с низкой учебной мотивацией

Уменьшение доли обучающихся с рисками учебной неуспешности

Увеличение процента вовлечения родителей в жизнь школы её управления.

Администрация, коллектив школы, Управляющий совет

Порядок управления реализацией программы

Управление работой по программе развития и оценка эффективности ее реализации осуществляется администрацией школы, педагогическим советом, представителями родительской общественности.

По мере необходимости будет производиться корректировка программы.

Основное содержание программы

Цель образовательной организации заключается в создании условий для обеспечения доступности качественного образования и возникновения положительной динамики образовательных результатов школы посредством деятельности всех участников образовательных отношений.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Повышение компетентности и методического мастерства педагогов;

2. Повышение эффективности управления образовательной деятельностью;

3.Совершенствование системы объективной оценки качества образования обучающихся;

4. Повышение мотивации школьников;

5. Совершенствование системы работы с обучающимися, имеющими трудности в обучении;


Проектная методика в России начала 21 века переживает своеобразный ренессанс. Наработано большое количество методик, пособий, технологических карт проектов. На современном этапе разработкой проектов занимаются Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.В. Зуйкова.

Проект – это ограниченное во времени предприятие (мероприятие), направленное на создание уникальных продуктов и услуг или получение принципиально новых результатов. К числу важнейших отличий проектов от других видов деятельности относится ограниченность во времени, уникальность, необходимость заранее координировать многоплановые действия [1].

Особенностью школьных проектов, является реализация таких педагогических принципов, как самостоятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе, взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой (М. Крупенина).

Актуальным становится реализация проектов и в связи с ведением федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования в практику школ с 1 сентября 2015 года.

Проектная деятельность в школе имеет разные классификации в зависимости от продолжительности, количества участников, доминирующей деятельности, по характеру контактов, по предметным связям и т.д. Наиболее сложными в организации являются долгосрочные проекты. Краткосрочные проекты, редко выходящие за пределы одной четверти, достаточно хорошо проработаны во многих школах. По долгосрочным проектам методической информации значительно меньше. Невысокая распространённость объясняется следующими причинами:

1. Повышенные требования к планированию. Если проект на 2-3 урока имеющие опыт проектной работы старшеклассники в состоянии спланировать сами, то без опытного куратора в долгосрочных проектах не обойтись.

2. Повышенные требования к мотивации. Поскольку временной разрыв между получением конечного продукта и инициацией проекта значительный, участники могут потерять интерес к проекту. Для этого необходимо при планировании учитывать получение промежуточных продуктов.

3. Упор на проблематику. Конечный продукт на этапе инициации не должен явно прослеживаться, но должна быть явно сформирована гипотеза на основе имеющихся проблем и анализа условий, которая и приведет к решению, по средствам получения продукта. Гипотеза, в данном случае – рациональный инструмент для инновационного решения в условиях дефицита информации [2].

4. Проработанные межпредметные связи. Монопредметный проект продолжительностью в учебный год вряд ли имеет высокую педагогическую целесообразность, поэтому скорее всего он будет межпредметный. И здесь важно с одной стороны, не перегрузить лишними деталями каждую предметную область, дав участникам лишь тот материал который им необходим для продвижения к конечному результату, а с другой постараться не увести в стороны от намеченной гипотезы, насыщая проект разными подробностями.

5. Масштабность и затратность. Очень может случиться что долгосрочный проект выйдет за рамки класса, инициативной группы, и станет внутришкольным или региональным, и т.п. в этом случае стоит сразу подумать о фандрайзинге или привлечении средств, на его осуществление. В отечественной педагогике о деньгах говорить с учениками это моветон, но зачастую легкий этический дискомфорт лучше чем недосказанность, поэтому если на этапе планирования этот вопрос возникнет, куратору лучше сразу оговорить этот момент с администрацией.

6. Заинтересованность. Долгосрочный проект очень сложно навязать сверху. Участники должны действительно решать проблемы, которые их волнуют, которые им интересны и близки.

В производстве, управлении, образовании нашли широкое применение компьютерные технологии, системы, позволяющие оптимально использовать и перерабатывать все увеличивающийся поток разнообразной информации. Не секрет, что от грамотного использования научно-технической информации в немалой степени будет зависеть успех социально-технических преобразований. Этот успех в значительной степени будет зависеть от того, насколько нам удастся сформировать информационную культуру личности.

Каковы пути и направления формирования информационной культуры личности школьника? Это, прежде всего, овладение системой получения и обработки информации с использованием информационных технологий, значительное повышение своего личного коммуникативного потенциала в результате использования новых информационных технологий. Перед школьником как субъектом коммуникативной деятельности, овладевающим информационной культурой, ставятся следующие цели: научиться читать, писать, слушать и говорить. Достижение этой цели приводит, с нашей точки зрения, к овладению культурой чтения, культурой письма, культурой слушания, культурой речи. В совокупности эти четыре компонента составляют коммуникативную основу информационной культуры личности.

Владение коммуникацией обеспечивает социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся в потоке информации, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Рассматривая учение как информационный процесс, мы вправе говорить о необходимости целенаправленного развития способности учеников к работе с разными источниками и разными видами предоставления информации.

Цель проекта: организация комбинированной формы школьных СМИ.

  • Информационная – обеспечение полноты, достоверности и своевременности актуальной для аудитории школы информации;
  • Обучающая – знакомство учащихся с основными жанрами публицистики, историей журналистики, телевизионного творчества.
  • Развивающая – развитие умение создавать публицистические тексты, теле-радиопередачи разных жанров; формирование у учащихся навыков редактирования; совершенствование умение добиваться успешной коммуникации с представителями разных возрастных групп;
  • Воспитывающая – формирование у учащихся активной жизненной позиции; приобщение учащихся к работе в команде;
  • Профориентация – знакомство учащихся с особенностями работы редакции газеты, теле, радио редакции, ориентация учащихся на журналистскую специальность.

· повышение ИКТ компетентности учащихся в процессе освоения новых компьютерных программ, необходимых в издательском деле, способность грамотно использовать в своей деятельности современные средства ИКТ (умение работать на ПК, знание основ офисных информационных технологий, умение использовать компьютерные сети);

· развитие умений учащихся работать с различными источниками информации и навыков работы с различными компьютерными программами;

· развитие инициативы и творчества школьников ;

· решение задач в области гражданского, патриотического воспитания молодежи;

активизация социальной активности учащихся;

· развитие сотруднических отношений: ученики – учителя – общественность;

объединение талантливых, инициативных учащихся в единую команду независимо от возраста

1. Ивасенко А.С., Никонова Я.И., Каркавин М.В. Управление проектами: учебное пособие. – Ростов/Дону: Феникс, 2009. - 330 с.

2. J.Magretta. Why Business Models Matter. Harvard Business Review, May 2002

Основные термины (генерируются автоматически): долгосрочный проект, проект, Задача проекта, знакомство учащихся, информационная культура личности, конечный продукт, педагогический процесс.

Похожие статьи

Метод проектов Килпатрика предусматривал давать учащимся задания в виде проектов, которые следовало осуществлять, решая различные вопросы и жизненные.

Педагогическое сотрудничество школы и вуза в реализации.

Проект от других видов самостоятельной творческой работы учащихся (доклад, реферат и др.) отличает соблюдение определенной последовательности работы

В исследовании спланировать и описать конечный продукт невозможно, т. к. результат заранее не известен.

Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ

Метод учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы.

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной.

Метод проектов — это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных качеств и творческих способностей.

Использование ресурсов проектной деятельности в системе.

Учащиеся ставят цель и задачи проекта.

Развитие личности учащегося посредством проектной.

реализация проекта (самостоятельная работа учащихся с дополнительной литературой, медиаресурсами)

Повышение воспитательного процесса учебной деятельности.

Развитие личности учащегося в структуре школьного образования: психолого-педагогический аспект.

Проектная деятельность как необходимый компонент.

Учебные проекты учащихся должны быть прообразами проектов в их будущей

По существу, учитель должен уметь разрабатывать свои педагогические проекты.

В процессе подготовки проекта студенты приобретают следующие умения и навыки

Использование метода проектов на уроках физической культуры.

Прикладные проекты: их отличает чётко обозначенный с самого начала конечный продукт деятельности его участников.

Читайте также: