Проблемы определения демократии как народовластия кратко

Обновлено: 02.07.2024

НАРОДОВЛАСТИЕ - один из существенных элементов демократии в ее общепринятом понимании. Само Народовластие в основном тождественно более употребительному в конституционном праве понятию народного суверенитета. В политической и государственно-правовой теории"социалистических" стран часто не проводится различия между понятиями "Народовластие" и "демократия".

То есть, если в Контитуции определена основа управления как Народовластие, то в дальнейших документах понятия Народовластие и Демократия читаются уже как синонимы, поскольку в конституции указано - верховенство и независимость власти народа.

Демократия — вид политического устройства государства, при котором народ осуществляет законодательные и исполнительные функции власти непосредственно (прямая демократия) либо через своих представителей (представительная демократия).
Демократия — способ организации коллектива, при котором все члены коллектива принимают равное участие в существенных стадиях управления.
Демократия — политическое движение, выступающее за демократическое общество (например, социал-демократия, христианская демократия).

И так:
Народовластие - Верховенство и независимость власти народа.
И Демократия - Власть народа осуществляется посредством исполнения функций, законодательной и исполнительной власти.

Народовластие обеспечивает верховенство и независимость власти народа, а демократия дополняет власть народа функциями.
Так, что, сама по себе демократия - это народ - слуга, исполняющий и осуществляющий, не принимающий решений, а только их исполняющий и в исполнении задействованный.

СУВЕРЕНИТЕТ (фр. souverainete - верховная власть) - верховенство и независимость власти . В науке конституционного права различаются несколько видов Суверенитета.:
1) Суверенитет - государственный - верховенство власти внутри страны и ее независимость во внешней сфере, т.е. полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающая подчинение властям иностранных государств, в т.ч. в сфере международного общения, кроме случаев явно выраженного и добровольного согласия со стороны государства на ограничение своего Суверенитета.;
2) Суверенитет - национальный - полновластие нации, ее политическая свобода, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая прежде всего способность политически самоопределяться вплоть до образования собственного государства;

3) Суверенитет - народный - полновластие народа, т.е. обладание социально-экономическими и политическими средствами для реального участия в управлении делами общества и государства. Народный Суверенитет является одним из принципов конституционного строя во всех демократических государствах.

В случае явно выраженного и добровольного согласия со стороны государства на ограничение своего Суверенитета - Демократия. То есть из Конституции изымается термин Народовластие.

Выдержка из конституции:

Вся тонкость юридической беллетристики, очередность, что за чем следует, что внутри чего содержится, что в контексте чего читается, что определяет верховенство над подчиненным, заключенным внутри.

Статья 1
1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Или:
1. Российская Федерация - Россия есть федеративное правовое государство с формой правления основанном на народовластии.
(Наличие термина "Федеративное" у же содержит в своем контексте прочтения, наличие республик и автономий, равно как и термин "Народовластие" содержит в своём контексте прочтения, определение - верховенство и независимость власти народа )
2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Статья 2 (раскрытие термина "Народовластие" в контексте - верховенство и независимость власти народа )
1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Верховенство власти народа внутри Российской Федерации и ее независимость во внешней сфере, т.е. полнота законодательной, исполнительной и судебной власти на территории Российской Федерации, исключающая подчинение властям иностранных государств, в т.ч. в сфере международного общения.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону. (на этом месте мне хотелось бы остановиться, чтоб акцентировать внимание читателя)
В каком контексте читается понятие Народовластие? - Вся власть принадлежит народу, что определяет верховенство и независимость власти народа. То есть каждый индивид, в отдельности, обладает долей власти, но доля власти - это, один голос. При избрании главы государства, своими голосами, каждый индивид отдает свой голос своему избраннику, тем самым передавая свою долю власти и суверенитета. Из чего следует, что передача - делегирование отдельных полномочий в одни руки, означает их концентрацию у избранного главы государства.
Как так оказалось, что у избранного главы государства не оказалось тех полномочий, которые ему делегировали избранники?
Не получилось ли так, что произошло присвоение властных полномочий, либо захват власти, которое преследуется по Федеральному закону?

Статья 3 (раскрытие термина "Демократия" в контексте Человек, его права и свободы являются высшей ценностью )
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статья 4
1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.
2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.


  • Форма правления в узком смысле — это собственно организация высших органов государственной власти (способ организации верховной власти в государстве).
  • Форма правления в широком смысле — это способ организации и взаимодействия всех органов государства.

От сюда следует, что Российская федерация - это, не республика, чтобы иметь республиканскую форму правления.


  • Существование единоличного главы государства — президента , парламента и кабинета министров. Парламент представляет законодательную власть. Задача президента — возглавлять исполнительную власть, но это характерно не для всех типов республик.
  • Выборность на определённый срок главы государства , парламента и ряда других верховных органов государственной власти. Все выборные органы и должности должны избираться на определённый срок.
  • Юридическая ответственность главы государства. Например, согласно Конституции Российской Федерации , у парламента есть право отрешения от должности президента за тяжкие преступления против государства.
  • В случаях, предусмотренных конституцией , правом выступления от имени государства обладает президент.
  • Высшая государственная власть основана на принципе разделения властей , чётком разграничении полномочий (характерно не для всех республик [3] ).

Если в конституции прописано - Республиканская форма правления, то становится допустимым:
Республики , равно как и монархии, могут быть либо унитарными ( Франция , Италия ), либо федеративными ( Россия , Швейцария , США , Германия ), либо, наконец, они могут входить в состав больших государственных союзов как республиканских (отдельные кантоны, штаты), так и монархических; они могут быть либо независимыми, либо зависимыми .

Ключевые слова: ДЕМОКРАТИЯ; НАРОДОВЛАСТИЕ; НАРОДНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ; DEMOCRACY; DEMOCRACY; PEOPLE’S SOVEREIGNTY.

Аннотация: В статье анализируется проблемы демократии, народовластия, народного суверенитета, их понятия, сущность и соотношение.

Идеи демократического правления и демократической организации общества своими истоками уходят в глубину веков истории человеческого общества. В истории политико-правового развития также можно найти немало примеров демократической организации жизни государства и общества.

Как совершено справедливо указывается в работе авторского коллектива под редакцией М.А. Василика: вряд ли есть возможность охарактеризовать все современные модели, содержащие теоретическое осмысление демократии. Концептуализация демократии вызвала к жизни огромное количество различных вариантов. Некоторые исследователи насчитывают до 550 различных типов демократии. В принципе, будет верным сказать, что современная демократическая теория представляет собой огромное множество различных и разнообразных концепций, обобщений, типологий институтов, моделей и отношений [4, С. 252].

В современном политико-правовом дискурсе термин демократия чаще всего применяется по отношению к политическому режиму, форме государственного устройства.

Демократия возникла вместе с появлением государства (Древние Афины). В современном обществе демократия означает власть большинства, защиту прав меньшинства, осуществление выборности основных государственных органов, наличие прав и политических свобод граждан их равноправие, верховенство закона, конституционализм, разделение властей [1, С. 146].

В политической науке демократия понимается более инструментально. Так, по мнению авторов другой работы, демократия — это не только и не столько совокупность идей и принципов справедливости и свободы, сколько набор процедур и институтов, сформировавшихся на протяжении долгой истории. К таковым, характеризующим демократический политический режим относятся: 1) гарантии прав и свобод человека; 2) наличие всеобщего избирательного права и свободных выборов; 3) уважение прав меньшинства; 4) политический плюрализм; 5) публичность власти; 6) разделение властей; 7) политическая конкуренция [3, С. 287, 772].

В действительности же противоречия между политологическими и правовыми трактовками нет. В праве акцент в понимании термина демократия делается на народовластии, — т.е. на социальной статике. Тогда как в политической науке – на средствах и способах обеспечения желаемого народовластия, т.е. на действиях, которые общепризнанно характеризуют демократию, а, следовательно, на социальной динамике.

В любом случае, в основе современных подходов к демократии лежит понимание того, что содержанием демократии является народовластие, а именно признание источником власти народа, а также осуществление народом своей власти для пользы народа.

Несмотря на то, что народовластие , принципиально, является самой справедливой, самой надежной и долговечной системой власти, тем не менее, здесь есть определенные сложности, особенно, связанные с ее первоначальным установлением и организацией. Самые трудные и рискованные моменты, это:

1. Создание и отладка действующей системы народовластия. Главная проблема здесь заключается в том, что захват власти осуществляется традиционными политическими организациями с жесткой иерархической структурой. Которые изначально склонны к "тоталитаризму", и считают жесткую иерархическую структуру власти не только допустимой, но, зачастую, и единственно правильной. Даже среди коммунистов (!) многие считают чем-то само собой разумеющимся (или необходимым) формирование правящих элит (их неизбежное последующее перерождение и предательство не осознается или отрицается). Кроме того, для того чтобы отдать власть народу, нужно его предварительно к этому подготовить, воспитать, дать необходимые знания. На это нужно достаточно длительное время, даже сейчас, на это уйдут годы.

Все это время власть находится в руках победителей и они к ней быстро привыкают, в результате у них возникает большой соблазн, так или иначе, оставить всю власть (или, хотя бы ее кусочек) себе навсегда. Всегда жаль отдавать "прелесть" в недостойные руки. Народ на это обычно не возражает, потому что ему уже и так становится хорошо, а от добра добра не ищут. Каждому приятно, когда все твои проблемы решает кто-то другой. Простому человеку кажется, что таким образом, одной головной болью у него становится меньше. Мрачное будущее общества, при применении этого подхода, для большинства населения, совсем не очевидно. При подобном развитии событий, возможны следующие варианты:

а. Узурпация всей полноты власти правящей политической организацией или конкретным человеком.

б. Фактическая узурпация власти, путем манипуляций населением, при сохранении формальных механизмов народовластия.

в. Сочетание этих двух подходов, частичная прямая узурпация власти и частичное сохранение механизмов народовластия, блокируемых путем манипуляций.

В связи с тем, что власть стремительно развращает элиты (особенно, "новые" элиты, пришедшие на революционной волне из низов) и приводит к их массовой и тотальной деградации, то преодоление этого эффекта возможно только:

а. Путем сплочения наиболее прогрессивных и сознательных членов победившей политической структуры (социалистической или коммунистической).

б. Регулярной чисткой рядов от деградантов и предателей (как показывает исторический опыт, элиты растляются властью и деградируют не то чтобы в течение одного поколения, но иногда за считанные годы).

в. Порядок внедрения народовластия должен быть изначально твердо спланирован и опубликован, чтобы сам народ мог четко контролировать последовательность и неотступность в реализации этих планов.

г. Должны быть установлены минимально возможные сроки установления народовластия (а начинать процесс нужно сразу же после победы революции).

Тем не менее, каких-то радикальных способов решения этой проблемы не существует и все практические попытки создания системы народовластия, на данный момент, разбивались именно об этот риф.

2. Защита народа от злокачественных манипуляций. Здесь надо понимать, что "чума элитаризма" беспощадна и даже в самом социалистическом (коммунистическом) обществе всегда будут появляться люди и группы людей, которые будут считать себя лучше других и требовать, добиваться для себя разнообразных привелегий и преимуществ перед всеми. Единственным путем добиться этого в рамках полноценного народовластия, будут манипуляции, в том числе и массовые, а в случае победы паразитов, все завершится сменой общественного строя (на одну из разновидностей капитализма, феодализма или рабовладения). Главная проблема здесь заключается в том, что провести четкую грань между запретными злокачественными манипуляциями, которые в перспективе могут привести к захвату власти паразитами и гибели народовластия, и обычными методами управления, риторическими приемами, общепринятыми манипуляциями и т.д. - практически невозможно. На практике, это вечное противостояние между щитом и мечом, где правда может быть защищена только свободой слова и равенством возможностей для всех участников противостояния. При этом, необходима постоянная подготовка всего населения к распознанию и методам защиты от наиболее опасных (особенно, массовых) манипуляций. Наиболее важные условия обеспечения безопасности народовластия от манипуляций:

а. Свобода слова. Полная и принципиально ничем не ограниченная (ограничения могут быть только в части масштабов аудитории (вынос вопроса на обсуждение на вышестоящий уровень, должен решаться на соответствующем нижестоящем) и доступа к ее определенным категориям (женщины, дети и т.д.)).

б. Обязательное обучение всего населения основам логики, риторики, психологических манипуляций и противостоянию им.

в. Полная открытость и свободное распространение любой информации (там где появляется тайна - обязательно заводятся паразиты, там где заводятся паразиты - появляется тайна).

г. Недопустимость и наказуемость сознательной лжи (в тех случаях, когда сознательный характер обмана доказан, это должно быть наказуемо, особенно, если ложь исходит от ответственных лиц).

Понятно, что жизнь в таком свободном обществе сопряжена со определенными трудностями ("Интернет это такое место, где тебя всегда могут послать на йух"). Особенно, в период становления (в сформировавшемся обществе порядок в этой сфере поддерживается естественным путем, за счет общепринятых моральных и этических ограничений). Многие люди могут чувствовать себя уязвимыми и испытывать дискомфорт. Но свобода слова, это абсолютно необходимый, самый эффективный и надежный механизм защиты свободы вообще (и не только от манипуляций).

3. Защита власти от узурпации и захвата паразитами. Хотя, в условиях полноценного народовластия (уже налаженного), опасность успеха прямого захвата власти минимальна, тем не менее, должны быть механизмы защиты от таких попыток. Потому что издержки и потери в процессе подавления восстаний паразитов могут быть огромными. Основные методы обеспечения безопасности власти:

а. Ограничение властных полномочий представителей власти (максимальное число решений должно приниматься (одобряться) самим народом, возможности для проявлений самостоятельности представителями власти должны быть минимально необходимыми).

б. Защита народа от манипуляций (см. п.2).

г. Недопустимость создания закрытых (особенно, секретных, тайных и т.п.) иерархических структур, неподконтрольных обществу.

д. Публичность и прозрачность всей государственной деятельности (людям должны быть доступны все решения, документы и стенограммы (видеозаписи) всех совещаний, заседаний и т.д. всех органов власти и руководящих структур).

е. Открытость и публичность личной жизни и служебной деятельности всех ответственных лиц (в том числе, должны быть раскрыты все родственные, дружеские связи и деловые контакты).

ж. Право на оружие (как необходимейший элемент для реализации права на восстание - крайней меры самозащиты народа от государства).

Надежность защиты обеспечивается только тогда, когда паразиты изначально ясно понимают, что любые попытки захвата власти обречены на провал (в итоге), что им гораздо удобней и выгоднее жить в обществе "как все", чем погибнуть в безнадежной борьбе (как минимум, что риск поражения слишком велик, а последствия - жестоки). Поэтому, последний рубеж обороны должен оставаться за самим вооруженным народом.

Понятно, что риск поражения, в деле построения народовластия, всегда присутствует ( СССР, как один из ярчайших примеров ). А неудача неизбежно ведет (рано или поздно) к восстановлению диктатуры капитала (как это дело обстоит сейчас у нас, и большей части остального мира). Но все другие пути ведут туда же, чаще всего, еще более коротким путем. Поэтому, никаких альтернатив народовластию нет.

Одним из определяющих, обязательных признаков конституционного государства является его демократический характер. В юридической науке демократия рассматривается с разных сторон: как форма государства, политический режим, общественно-политическая демократия, политический процесс, движение и др. Перечисленные подходы не противоречат, а, скорее, дополняют друг друга, раскрывая разные стороны этого многогранного явления.

Только наличие в обществе и государстве всех этих многочисленных граней демократии обеспечивает их движение к достижению идеала демократии как народовластия, в основе которого лежат выработанные и общепризнанные мировой цивилизацией ценности.

Становление демократии как правовой категории связано с появлением конституций XVII – XIX вв., которые содержали идею равенства, провозглашали свободы и политические права, устанавливали известное ограничение прав высших органов власти по принципу разделения властей. Тем самым они закладывали основы нового демократического социально-политического строя.

Гражданское общество – это система самостоятельных и независимых от госдарства общетвенных институтов и отношений, которое призваны обеспечить условия для самореализации индивидов и их групп, защиту их прав и свобод.

Гражданское общество и демократия находятся в тесном единстве, обусловленном прежде всего тем, что реальная демократия невозможна без гражданского общества, а гражданское общество возможно при наличии демократии.

Власть – волевое общественное отношение, в котором имеются 2 субъекта, обладающие неравным по объёму правами и обязанностями.

Обязательный признак властных отношений – преобладание одной воли => имеет субординационный характер. Вместе с тем должны учитываться интересы и объекта власти.

Власть народа в РФ реализуется посредствам публичной власти (государственной и местного самоуправления) и общественной власти.

а) Государственная власть от имени народа осуществляет суверенное Российское государство через систему органов государственной власти в РФ. Методами осуществления государственной власти являются убеждение, поощрение и государственное принуждение.

Специфика муниципальной власти заключается в ее государственно-общественном характере. Признаки: право принятия нормативных актов; право самостоятельного формирования бюджета и сбора местных налогов; наличие особого слоя людей, профессионально занимающихся управлением; наличие территории, изменение границ которой возможно с учётом мнения населения соответствующей территории.

б) Общественная власть реализуется через общественные объединения и группы граждан как средство их самоорганизации. Основным методом реализации общественной власти является метод убеждения и добровольного подчинения подписаниями общественных объединений.

Содержание демократии как народовластия является совокупность нравственных, политических, правовых ценностей.

Общественные ценности – это убеждения людей относительно целей, к которым они должны стремиться, и основных средств их достижения.

принятие решения большинством при уважении прав меньшинства;

свобода и политические права личности;

сочетание прав человека с интересами государства и общества.

Данные ценности имеют цивилизационное начало. Составляющие содержание демократии ценности реализуются через определённый механизм управления, который представляет собой совокупность институтов, процедур, направленных на агрегацию большинством народа предпочтений индивидов в групповое решение. Демократия как система ценностей реализуется посредствам таких основ конституционного строя, как плюрализм, выборность, верховенство закона, и прежде всего конституции и разделение властей.

февраль 2012г. (с) Н. Миляев

Вами берётся иностранное слово и русское. Оба по-умолчанию принимаются проявлениями одной области. Начинается разбор иностранного слова и. ничего не находится русского взамен его. К тому же понятие "народовластие" так и остается вами не выясненным.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Читайте также: