Проблемы начальной школы стали объектом исследования таких педагогов как

Обновлено: 05.07.2024

Начальное общее образование в нашей стране представляет собой первый этап общего образования у детей и является обязательным и общедоступным .

Начальное образование имеет свои особенности, которые отличают его от всех последующих этапов школьного образования . В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и мотивации. Особенностью содержания современного начального образования является и результат : учащийся по окончанию этой ступени образования должен не только приобрести набор определенных знаний, но и умений (применять полученные знания, уметь находить самостоятельно информацию, оценивать свои результаты и т. д.).

Проблемы начального образования .

Проблема преемственности дошкольного.

Преемственностью называют непрерывный процесс обучения и воспитания ребенка, имеющие общие и специфические цели для каждого возрастного периода; связь между различными ступенями развития.

В начальные классы часто приходят дети с разным уровнем подготовки, что, несомненно, влияет на процесс обучения, значительно осложняя его, затрудняет процесс адаптации детей.

Проблема педагогических кадров.

Учитель начальной школы во многом определяет судьбу ребенка, помогает развивать его способности, участвует в формирование базовых

основ личности. Выполнить столь сложную задачу может лишь высококвалифицированный специалист, но сегодня ощущается острая нехватка педагогических кадров. На это влияет и непрестижность профессии, и недостаточная заработная плата, и недостаток молодых специалистов.

Проблемы обучения в младших классах сельских школ.

Здоровье младших школьников.

Особую актуальность приобретет проблема детского здоровья . По данным Минздрава Российской Федерации лишь 10% выпускников школ являются здоровыми, 60-70% - имеют нарушение зрения, 60% - нарушенную осанку, 30% - хронические заболевания. Во многом эти результаты зависят от неправильного формирования отношения к здоровому образу жизни еще в младших классах.

Ребенок в начальной школе должен ко многому привыкнуть и приспособиться, ведь учеба — это совершенно новый вид деятельности. Для более успешного обучения разработаны определенные режимные нормы соблюдение которых зависит не только от семьи, но и школы. Неправильное чередование различных видов деятельности, нерациональное питание, снижение двигательной активности, особенно в младших классах, трудности с восприятием новой, более сложной программы могут привести к плохой успеваемости ребенка и развитию различных болезней.

Проблема обучения детей-инвалидов.

В настоящее время дети-инвалиды оказались практически полностью исключены из полноценной общественной жизни . Одной из самых недоступных сфер для людей с ограниченными возможностями является образование . Обычные школы не отвечают условиям и требованиям, позволившим инвалидам чувствовать себя комфортно в их стенах. Встал вопрос подготовки компетентных педагогов.

Проблема обучения одаренных детей.

Дети с незаурядными умственными способностями обладают некоторыми особенностями, отличающими их от остальных детей, такими как : способность быстро схватывать смысл различных понятий и положений; способность рассуждать и выдвигать объяснения; потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них и т.п. Эти особенности должны учитываться учебными программами, т. к. такие учащиеся способны усваивать их гораздо быстрее, нежели другие дети, и если скорость и уровень обучения не соответствует потребностям ребенка, то может быть нанесен вред его познавательному и личностному развитию. Поэтому сейчас остро стоит проблема разработки методов диагностики детей, с помощью которых можно выявить ребенка с незаурядными способностями.

И так, н ачальная школа , является одним из важнейших этапов образования . Именно период обучения в младшей школе определяет дальнейшее развитие и реализацию личности ребенка. Начальная школа – основа последующего обучения. В системе начального образования существуют определенные проблемы , но именно поиск новых путей развития должен обеспечить успех в решение поставленных задач.

Наш мир не стоит на месте, развиваются новые технологии, изменяются жизненные ценности, все это меняет и предъявляет повышенные требования к современному образованию, так как оно является основой в развитии личности и будущих успехов в освоении новых вершин, поэтому данная тема всегда будет актуальной.

Образование – это важнейшая социальная деятельность общества. Российское образование, как ведущая социальная деятельность, нацелено на достижение определенных результатов, а именно: укрепление объединяющих позиций общества в условиях роста его разнообразия; формирование российской гражданской идентичности личности; социальное выравнивание. Новой целью образования на современном этапе стало воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития ответственного, высоконравственного, инициативного, творческого, компетентного гражданина России. И именно начальная школа является фундаментом всего последующего обучения.

Начальное общее образование в нашей стране представляет собой первый этап общего образования у детей и является обязательным и общедоступным.

Начальное образование имеет свои особенности, которые отличают его от всех последующих этапов школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и мотивации. Особенностью содержания современного начального образования является и результат: учащийся по окончанию этой ступени образования должен не только приобрести набор определенных знаний, но и умений (применять полученные знания, уметь находить самостоятельно информацию, оценивать свои результаты и т. д.).

Преемственностью называют непрерывный процесс обучения и воспитания ребенка, имеющие общие и специфические цели для каждого возрастного периода; связь между различными ступенями развития.

В начальные классы часто приходят дети с разным уровнем подготовки, что, несомненно, влияет на процесс обучения, значительно осложняя его, затрудняет процесс адаптации детей.

Учитель начальной школы во многом определяет судьбу ребенка, помогает развивать его способности, участвует в формирование базовых

основ личности. Выполнить столь сложную задачу может лишь высококвалифицированный специалист, но сегодня ощущается острая нехватка педагогических кадров. На это влияет и непрестижность профессии, и недостаточная заработная плата, и недостаток молодых специалистов.

Особую актуальность приобретет проблема детского здоровья. По данным Минздрава Российской Федерации лишь 10% выпускников школ являются здоровыми, 60-70% - имеют нарушение зрения, 60% - нарушенную осанку, 30% - хронические заболевания. Во многом эти результаты зависят от неправильного формирования отношения к здоровому образу жизни еще в младших классах.

Ребенок в начальной школе должен ко многому привыкнуть и приспособиться, ведь учеба — это совершенно новый вид деятельности. Для более успешного обучения разработаны определенные режимные нормы соблюдение которых зависит не только от семьи, но и школы. Неправильное чередование различных видов деятельности, нерациональное питание, снижение двигательной активности, особенно в младших классах, трудности с восприятием новой, более сложной программы могут привести к плохой успеваемости ребенка и развитию различных болезней.

В настоящее время дети-инвалиды оказались практически полностью исключены из полноценной общественной жизни. Одной из самых недоступных сфер для людей с ограниченными возможностями является образование. Обычные школы не отвечают условиям и требованиям, позволившим инвалидам чувствовать себя комфортно в их стенах. Встал вопрос подготовки компетентных педагогов.

Дети с незаурядными умственными способностями обладают некоторыми особенностями, отличающими их от остальных детей, такими как: способность быстро схватывать смысл различных понятий и положений; способность рассуждать и выдвигать объяснения; потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них и т.п. Эти особенности должны учитываться учебными программами, т. к. такие учащиеся способны усваивать их гораздо быстрее, нежели другие дети, и если скорость и уровень обучения не соответствует потребностям ребенка, то может быть нанесен вред его познавательному и личностному развитию. Поэтому сейчас остро стоит проблема разработки методов диагностики детей, с помощью которых можно выявить ребенка с незаурядными способностями.

И так, начальная школа, является одним из важнейших этапов образования. Именно период обучения в младшей школе определяет дальнейшее развитие и реализацию личности ребенка. Начальная школа – основа последующего обучения. В системе начального образования существуют определенные проблемы, но именно поиск новых путей развития должен обеспечить успех в решение поставленных задач.

Наш мир не стоит на месте, развиваются новые технологии, изменяются жизненные ценности, все это меняет и предъявляет повышенные требования к современному образованию, так как оно является основой в развитии личности и будущих успехов в освоении новых вершин, поэтому данная тема всегда будет актуальной.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОЙ АВГУСТОВСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

Учитель начальных классов СШ № 9

Пивторак Татьяна Ивановна

Образование – необходимое условие развития каждой личности и социального прогресса. Первая ступень образования – начальная школа, без сомнений занимает главное место. Особое место занимают в ряду школьных учителей учителя начальных классов – они первыми начинают работу с детьми в школе. И от того, насколько эффективно и педагогически грамотно на этапе начального обучения будет организовано изучение детьми основ наук и сформированы начальные навыки использования знаний в учебной деятельности во многом зависит эффективность обучения ученика в последующие годы. Организовывая свою работу, мы, учителя начальных классов, сталкиваемся с определёнными проблемами. И находясь в постоянном поиске, находим решение этих проблем.

1 ПРОБЛЕМА – СОХРАНИТЬ ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ

Все дети, приходя в 1класс, очень хотят учиться. И главная проблема начального образования - сохранение у ребёнка желания учиться. Почему же угасает интерес к учёбе? Потому что встречаются неудачи, неумение или нежелание преодолевать трудности. Наука констатирует, что количество трудностей в обучении школьников неуклонно растёт. Каждый из учителей сталкивается с неразвитостью орфографической зоркости, невнимательностью и рассеянностью учеников. Ученик испытывает затруднения при пересказывании, при решении математических задач. Не справляется с заданиями для самостоятельной работы, плохо ориентируется в тетради. Бывает так, что домашнюю работу выполняет отменно, а в классе справляется плохо; поднимает руку, а при ответе молчит; любое задание необходимо повторить несколько раз, прежде чем ученик начнёт его выполнять; постоянно переспрашивает учителя. Кто-то скажет проблемы не глобальные, но их решение существенно влияет на учебно-воспитательный процесс. Решается эта проблема через использование средств психологической диагностики в сотрудничестве со школьным психологом. В последнее время опубликовано множество психологической литературы, которая содержит психодиагностические методики, предназначенные для работы с детьми разного возраста. Кроме того выпущено много пособий, содержащих коррекционно-развивающие упражнения, направленные на преодоление нарушений в развитии детей, повлёкших за собой трудности в обучении. Хорошо то, что и современные учебники и учебные пособия содержат подобные упражнения.

Чаще всего психологической причиной трудностей в обучении является низкий уровень развития внимания (концентрация и устойчивость, объём, распределение, произвольность), низкий уровень кратковременной памяти, низкий уровень развития фонетико-фонематического слуха.

Итак, пути решения проблемы следующие:

Организация психологического сопровождения в начальной школе: психологопедагогическая диагностика и её анализ,

Индивидуальная работа по устранению психологических проблем учащихся

Консультации психолога для коррекции работы в целях повышения эффективности урока. Рекомендации по развитию психических процессов.

2 ПРОБЛЕМА – ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

ВНЕДРЕНИЕ В РАБОТУ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ.

Проблематично стало сохранить здоровье детей. Все учителя видят, как с каждым последующим годом обучения растёт количество часто болеющих детей, в листе здоровья появляется всё больше хронических заболеваний и нарушений здоровья учащихся. Почему так происходит?

Известно, что современный процесс обучения детей начальной школы во многом организован нерационально и сопровождается большим расходом психической и физической энергии. В процессе письма и чтения большая часть нагрузки приходится на работу органа зрения и последствием этого становится снижение остроты зрения уже на первом году обучения и появлением признаков нарушения осанки. Постепенно формируется школьная близорукость и всевозможные вторичные отклонения в состоянии здоровья учащегося. Все это в совокупности отражается на качестве учебы и в дальнейшем влияет на выбор профессии и на возможности профессионального роста человека. По данным научных исследований за период обучения: у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения, в 3 раза – нарушения осанки, а число детей, имеющих пограничные нарушения психического здоровья, увеличивается от 20 до 70%. Решение проблемы вижу в изучении учителями методик У. Г. Бейтса, В. Ф. Базарного, В. А. Ковалева, Э.С. Аветисова, Н. Исаевой.

Существуют известные способы снижения отрицательного воздействия учебной нагрузки на развитие зрительных функций учащихся и некоторые из них способствуют развитию остроты центрального зрения в пределах обеспечивающих школьные энергозатраты и затраты естественного роста детского организма. К таким способам и методам относятся методики российского профессора Базарного В.Ф. (1987) и доцента Ковалева В.А. (1980). Технология раскрепощенного развития В.Ф. Базарного - единственная здоровьесберегающая технология:

• признана научным открытием Академией медицинских наук;

• защищена патентами и авторскими правами;

• одобрена институтами Минздрава РФ, РАМН, РАН;

• утверждена Правительством как общая федеральная программа 1989 г.;

• прошла практическую апробацию в течение 28 лет на базе более тысячи детских садов и школ;

• позволяет строить учебный процесс на основе телесной вертикали сообразной подвижной природе школьника;

• дает гарантированный результат улучшения здоровья учащихся в целом.

Группой ученых под руководством В. Ф. Базарного доказано, что способ сидения за столом со склоненной и фиксированной к крышке стола грудной клеткой может на 20-й минуте вызвать признаки стенокардии, а длительное пребывание в этой позе формирует деформацию грудной клетки, недоразвитие мышц диафрагмы, а все это вместе взятое создает условия для патологического развития самого сердца. Кроме этого выяснилось, что неправильная поза сидения за столом первична, а близорукость же вторична, а не наоборот, как считалось. Явление это В. Ф. Базарный назвал “синдромом низко склоненной головы”.

Учёными были разработаны: специальная классная мебель с использованием конторок, зрительные тренажёры, комплексы дыхательной и зрительной гимнастики. Классную мебель, за которой ученики могли бы работать и сидя и стоя, учителю изготовить не под силу, это задача управляющих органов образования. Но под силу каждому учителю строить уроки с использованием здоровьесберегающих технологий. Создать условия для двигательной активности учащихся на уроке, осуществлять постоянный контроль над осанкой детей, включать в урок упражнения зрительной и дыхательной гимнастик, использовать зрительные тренажёры, которые несложно изготовить учителю самостоятельно.

Учителя нашей школы заинтересовались здоровьесберегающей технологией Базарного, Ковалёва и др. Изучаем её, пробуем составлять и проводить уроки на основе здоровьесбережения, на уроках проводим зрительную, дыхательную гимнастику, используем точечный массаж. Выработали систему работы начальных классов СШ №9 с Максимовка по использованию здоровьесберегающих технологий.

3 ПРОБЛЕМА – ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА. ВЫРАБОТКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Главное орудие труда учителя – УРОК. На уроке ты и наставник, и соратник, и артист, и зритель и т.д. Опытному учителю составлять и эффективно проводить уроки не составляет особого труда главное использовать весь потенциал классного коллектива. Для молодого учителя решением проблемы является учёба и ещё раз учёба. Информации в настоящий момент море, только бери и пользуйся. Но пользуйся с умом одной из главных задач проводимых нами уроков, считаю, является задача выработка самостоятельности в работе. Известно, что в решении задачи развития у учащихся умения и привычки заниматься самообразованием особую роль играет начальная школа. От эффективности выработки умений самостоятельной учебной деятельности в начальной школе зависит успешность усвоения учащимися предметных знаний и результативность дальнейшего обучения. Решение данной задачи требует, с одной стороны, понимания учителями начальных классов ее значимости, владения знаниями и педагогическими умениями, необходимыми для выработки у детей умений самостоятельной учебной деятельности, а, с другой стороны, должно опираться на понимание роли и места информатизации в организации самостоятельной работы учащихся. В настоящее время использование электронных учебников, электронных тренажей, тематических тестов становится всё актуальнее. Как хорошо в современный учебно-методический комплекс входят тетради для самостоятельных работ.

Без ИКТ современное образование уже не мыслимо. Поэтому вы согласитесь со мной - имеется необходимость в постоянно действующих методических семинарах (в том числе, виртуальных) по проблемам информатизации начального образования.

4 ПРОБЛЕМА – ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

Внеурочная предметная деятельность важный компонент в привитии интереса к предмету и эффективное дополнение в обучении основам наук. Играет свою роль и возможность разнообразить формы деятельности, на уроке всё-таки мы порой ограничены программными рамками. Иногда проблемой становится вопрос где взять время. На выручку приходит опять же большой арсенал методической литературы, обмен опытом.

В нашей школе два года подряд планируем и проводим предметные недели каждую четверть: неделя математики, русского языка, литературы, экологии. Не включаем в них проведение открытых уроков, срезов знаний контрольных работ,(это проводим во время декады начальных классов) а стараемся делать их занимательными. В предметную неделю включаем конкурсы рисунков, поделок, плакатов, газет , инсценировки, постановки миниспектаклей, выступление агитбригады, интеллектуальные марафоны, правда включаем предметную олимпиаду, которая проходит в два тура. Внеурочная работа по предмету, конечно же, включает и организацию исследовательской и проектной деятельности учащихся.

5 ПРОБЛЕМА - СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ.

Или ещё часто повторяющаяся ситуация: даёшь задание детям и просишь родителей помочь, проконтролировать работу ребёнка, они берут и делают всё за ребёнка. Возникает эта ситуация из-за непонимания родителями того, что если делать всё за детей, они ни чему не научатся. А ведь родители самые заинтересованные люди в образовании детей.

Поэтому необходимо дифференцированно строить работу с семьей и родителями, не навязывая всем одинаковые формы взаимодействия, а ориентируясь на потребности, запросы родителей, особенности семьи и семейного воспитания, терпеливо приобщая их к делам школы, класса, своего ребенка. Актуальное значение приобретает не столько взаимодействие в нашем старом, традиционном понимании, сколько, прежде всего, взаимопонимание, взаимодополнение, сотворчество школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения. И решение в мастерстве, виртуозности, грамотности педагога.

Последняя проблема – где взять учителю на всё время. Если найдётся решение этому, то все остальные проблемы отпадут сами собой.

Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. «Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Коррекционные упражнения. Издательство: Ось-89. 1997

Педагогические проблемы в начальной школе: 13 ошибок преподавателей

Проблемы

Решения

1. Оценки / вопрос любви к обучению.

Негативные оценки формируют негативное отношение к предмету. Так получается, потому что наше мышление устроено ассоциативным образом. Все процессы происходят бессознательно, и если последствия будут видны только в будущем, это не значит, что в настоящем можно допускать такие ошибки.

Негативная оценка может использоваться в младших классах только как крайняя мера и ОЧЕНЬ редко, иначе ребенок рано или поздно НЕМИНУЕМО начинает формально и индифферентно относиться к предмету. Как правило, в такой ситуации учитель продолжает давить оценками или, что еще хуже, увеличивает количество плохих отметок, используя любой повод.

Самая большая проблема здесь в том, что кроме самого предмета, по которому ребенок получает двойку, в будущем он, скорее всего, будет также относиться к наукам. Перестанет интересоваться знаниями окружающего мира и пытаться узнать что-то новое.

Форма игры на уроке – наоборот, должна мотивировать к учебе. Когда ежедневно выставляются двойки, никакой мотивации не будет. Учитель должен выделять в работах у детей то, что у них получается хорошо, и оценивать именно это. Такой принцип называется программируемым обучением по Скиннеру с позитивным подкреплением. Эффективность такого метода не абсолютная, но она во много раз выше постоянного негативного подкрепления.

1. Оценки важны для ребенка в раннем возрасте, но их восприятие слишком эмоционально.

Нужно больше внимания обращать на положительные стороны ученика. Больше ставить хороших оценок, поощряя положительное отношение к предмету или желание его изучать. Использовать плохие оценки следует только в крайнем случае и крайне редко.

Либо, если работа выполнена неудовлетворительно, не оценивать ее (ставить точки), задолженность для пересдачи.

Эффективным способом будет писать больше хвалебных замечаний в тетради, если у ребенка что-то получается, для детей это очень важно [2]. В случае неудачи попросить пересдать контрольную, выучить слова к конкретному сроку и с перечнем необходимого объема.

“В тех случаях, когда волевое усилие сопровождается положительными эмоциями и состояниями (удовлетворением достигнутым, уверенностью в своих силах, осознанием полезности и значимости сделанного, чувством собственной гордости и собственного достоинства), оно переходит в состояние волевого напряжения, напряженности. Состояние это с течением времени становится привычным, побуждающим преодолевать сопротивление среды, а привычка превращается в качество воли, в черту характера [3].”

2. Требование – делайте так, а не иначе. Боязнь оценивать детей по-разному.

Иногда ребенок физически не может выполнить задачу, иногда ему просто сложно это сделать или он недостаточно сообразительный, чтобы разобраться в задаче за тот же период времени, что и другие ученики. Это нормально. Расхождение в возможностях характерно в раннем возрасте. Ультиматум в такой ситуации не просто мешает ребёнку, если он физически не может выполнить задачу. Чрезмерные требования обусловливают постепенное накопление проблем и ошибок, что выливается в стресс для ребёнка и он постепенно переходит в такое состояние, что уже не надеется получить хороший результат, у него опускаются руки.

2. Когда мы говорим о том, что все люди разные, мы имеем в виду именно это.

Лучше ребенок чего-то не запомнит и не выучит, чего-то не узнает или не поймет – это ВСЕГДА можно наверстать в будущем, а вот негативное отношение к обучению или школе уже будет невозможно изменить.

“Изменения в почерке, нарушения орфографической и графической сторон письма могут определяться отклонениями в состоянии здоровья и психоневрологического статуса, проявляться при снижении работоспособности и при утомлении, которые связаны с несоответствием чисто педагогических требований и функциональных возможностей ребенка. На сегодняшний день, по данным Института возрастной физиологии РАО, число детей с трудностями обучения письму достигает 20–30%, то есть по 7–9 учеников в каждом классе. В начальной школе эти трудности не заканчиваются. Среди учащихся 5-х классов таких детей 20–25%, то есть все трудности письма сохраняются и на последующих этапах обучения. Не совсем правильно и корректно требовать от всех совершенно разных детей единообразного (параллельность, округлость, наклон, высота) написания элементов букв, цифр, самих букв, цифр, слогов и слов [2].”

3. Наказание поведением.

Показательный пример бессмысленных действий – заставить ребенка переписывать тетрадь.

Когда ребёнок не понимает, в чем смысл и цель его действий, то это не только бьет по восприятию предмета и авторитету учителя, но и по всему отношению к жизни, обучению и самообразованию в будущем.

3. Действия учителя должны быть аккуратными, толерантными, без негативного сопровождения.

Лучше ребенок чего-то не запомнит и не выучит, чего-то не узнает или не поймет – это ВСЕГДА можно наверстать в будущем, а вот негативное отношение к обучению или школе уже будет невозможно изменить.

Учитель должен поддерживать в ученике стремление к познанию, создавать положительный посыл и формировать желание узнать больше. Наказание, негативное отношение, вынуждение ребенка выполнять действия, цель которых он не понимает – все это создает негативную установку, формирует в ребенке безразличие к получению знаний.

4. Тотальный контроль и надзор.

Пример с выступлением на День Матери:

Педагог не очертил определенную границу с ребенком о выступлении на День Матери: ученик показывает танец учителю на репетиции – выступает, а если не показывает заранее танец – не выступает. Было сказано, но видимо не совсем внятно для ребенка, так как ребенок упомянул, что ему нужно показать танец, но то, что его не допустят к выступлению в случае отсутствия предварительного показа, ребенок не уяснил.

Ученик готовился к выступлению и ехал в школу ради него, но его не допустили к выступлению, и в результате ребенок осознал, что ему не доверяют что-то делать. Это проблема доверия к детям. То есть, если он сам придумал танец, а его не допустили, значит, он неполноценный, а это сильно бьет по самооценке ребёнка.

4. Поощрение самостоятельности детей.

Ребенок в 9 лет способен самостоятельно организовать танец или хотя бы заслуживает такой возможности. Тем более если он танцует вне школы. Опять же, нет возможности дать ребенку самому решить и обдумать свое решение заранее, чтобы он смог подготовить ответ и оценить свои силы. Тем более, опираясь на медлительность в действиях и решениях именно этого ребенка.

Необходимо предоставлять ребенку возможность проявить свои способности. Благодаря этому у него появится искреннее желание что-то делать.

Однако, если ребенок вызывается сам, например, провести уборку в классе (потому что дежурные после уроков разбежались, а класс остался не убран), это значит, у него есть повышенная ответственность, но не стоит злоупотреблять этим. Не чувствуя благодарности и похвалы от учителя, ребенку становится неприятно это делать, и он расстраивается, чувствует, что его используют. А может быть, ещё он хочет физическим трудом искупить свои не самые хорошие оценки, а его не замечают.

5. Публичные укоры и нотации к классу.

Постоянные нотации и публичные укоры ведут к формированию негативного отношения учеников к преподавателю и предмету. Их эффективность отрицательная.

Нотации и укоры не помогают решать проблемы детей и учителя, но создают гнетущую и неприятную атмосферу.

Ученики боятся публично признаться в проблемах, выглядеть перед классом плохо.

5. Нужно сфокусироваться на поощрениях.

Необходимо стремиться создавать дружную и соревновательную, а не негативную атмосферу.

Следует работать индивидуально, высказывать озабоченность проблемой ученикам в личном общении. Задавать такие вопросы: “В чем проблемы лично твоей плохой оценки?”, “Когда ты пересдашь задолженность?” и т.д. и т.п.

6. Учителю не интересен ученик, если он плохо учится.

Особенности мозговой деятельности и функционирования нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность) влияют на восприятие и возможности обучения ребенка. Тут ничего нельзя поделать, и стоит только адаптировать нагрузки к реальным возможностям человека. Способности учеников в разных предметах могут отличаться в 40 раз.

“Общая площадь поверхности базальной височной области индивидуально изменяется в значительно больших пределах, чем лобная (Блинков, 1936). Этот системный полиморфизм целого отдела стал следствием огромных индивидуальных различий в полях и подполях области. Отдельные подполя этой зоны мозга могут различаться у разных людей в 1,5-41 раз. 40-кратные индивидуальные количественные различия морфофункциональных центров головного мозга создают беспрецедентные по глубине и масштабам изменения поведения. [. ] Индивидуальная изменчивость была тщательно изучена и в теменных зонах большого мозга. Вариабельность всей верхней теменной области была невелика и составляла только 20%. Однако размеры полей внутри области изменялись в значительно более широких пределах. Максимальные количественные различия были обнаружены ближе к затылочным областям и составляли от 300 до 400% (Гуревич, Хачатуриан, 1938). [. ] Сходные результаты были получены при исследовании изменчивости верхней лимбической области (Чернышев, Блинков, 1935). Максимальная вариабельность размеров выделенных секторов или подобластей составила 1,5 - 2 раза, а индивидуальные различия полей достигали 800% [5].“

Проблемы и сложности в развитии ребенка во многом объяснимы. Всегда найдутся причины нежелательного поведения и всегда найдутся решения, чтобы нивелировать особенности такого ребенка.

6. Индивидуальный подход очень важен.

Педагогу должен быть интересен тот ученик, который с первого взгляда не так интересен, потому что:

1) оценивается любой человек по способности в работе с рядовыми учениками, а не отличниками (в отношении отличников вклад и заслуга учителя минимальны);

2) это дополнительный вызов учителю, чтобы не стоять на месте, и его способ (стимул) развивать свои педагогические навыки.

“Задача воспитателя – вовремя заметить все эти особенности, разобраться в целях человека и, если нужно, изменить их. В этом – одна из важных задач индивидуальной работы… [3]”.

Если родители внимательно наблюдают за ребенком, то они могут подсказать в личной беседе с учителем его склонности и помочь тем самым избавить ребенка от лишней и вредной нагрузки в тех направлениях обучения, в которых он пока физически не может себя проявить.

Позже дети становятся старше, дорастают до определенного возраста и выравниваются по каким-то параметрам, а в раннем возрасте они могут сильно отличаться. Поэтому не нужно заострять внимание на негативных оценках. Оценки – это просто индикаторы, они должны быть, но они не должны вызывать негативные отношения к ученику, скорее должны помогать узнать его лучше и развить определенные его стороны.

7. Эмоциональный фактор.

Ребенок может быть очень подавлен из-за давления учителя или большой учебной нагрузки.

Особенно если ребенок занимается на факультативных занятиях и просто не может к определенному сроку выполнить какие-то задания, сдать перезачеты и т.д. и т.п.

Ребенку тяжело работать над собой. Все, что воспринимается в негативном контексте (домашние задания), ассоциируется с тяжелой работой, а так просто не должно быть – это грозит ему в будущем проблемами.

7. Важно наблюдение и учет индивидуальных особенностей.

Стоит учитывать общее эмоциональное состояние через общение с детьми и наблюдением за их реакцией. Это позволит не перегрузить их, не разочаровать ученика или наоборот – не дать слабину для лентяя.

Стоит учитывать, что не у всех детей эмоции проявляются наружу. Есть дети, которые их держат в себе, и только когда уже не могут терпеть, начинают плакать, для таких личностей – каждая слеза особенная.

8. Отсутствие формирования первичной мотивации к обучению в начальной школе.

Нужно получать хорошие оценки, чтобы хотеть учиться, а чтобы их получать – нужно иметь для этого возможность проявить себя. Не нужно делать трагедию из-за того, что у кого-то что-то не получается, потому что у детей в начальной школе достаточно большое расхождение по способностям мозга обрабатывать информацию, писать, читать. Для всех разные параметры, и всех равнять под одну гребенку из пяти оценок было бы странным решением.

Иногда ребенку даже не обязательно знать оценки, чтобы у него портилось настроение. Оценки – это, по сути, знание о том, на каком он уровне относительно других, это иногда полезно, но иногда может ранить.

Мы таким образом можем расшатать ребёнку нервную систему, он будет нервничать, переживать, думать, зачем нужно что-то делать. В результате – сформируется такое же отношение к урокам. Зачастую негативное отношение создается именно оценками и влиянием учителя.

8. Мотивация имеет решающее значение.

Правильно сформировать мотивацию можно только единственным способом – чтобы человек сам захотел учиться.

“Для того, чтобы сформировать то или иное волевое свойство личности, надо знать, что, с одной стороны, в него входит определенный мотив, обеспечивающий положительное отношение человека к желательной форме поведения, с другой – усвоение соответствующих способов поведения. Так, например, чтобы сформировать дисциплинированность как качество личности, надо добиться хотения человека быть дисциплинированным и умения дисциплинированно вести себя [3].”

9. Чересчур активное использование рабочих тетрадей на печатной основе.

Дети любят срезать углы и искать простой способ. Например, если в тексте нет букв в некоторых словах, а в задании их нужно вставить, то дети не будут читать текст целиком, а прочтут только эти слова с пропущенными буквами.

Печатные рабочие тетради не дают ученику практики написания текста для формирования мышечной памяти и связей, с пониманием написания для автоматического запоминания. Поэтому печатные тетради стоит оставлять без оценок, но с пометками об ошибках.

9. Печатные тетради хорошо подходят для работы в классе, чтобы успеть сделать больше упражнений.

Рабочая тетрадь является эффективным методическим инструментом в работе учителя. Однако, она не должна быть основным методом для проверки знаний, так как не раскрывает индивидуальные особенности ученика, а требует лишь выполнения конкретного задания в установленных рамках.

10. Разрешать делать домашнее задание в любой тетради.

Если ребенок не успел сделать домашнее задание к определенному дню, но выполнил задание через урок, то зачем ставить двойку только из-за того, что сделано не в той тетради, и акцентировать внимание на этом. Вместо похвалы ребенок видит опять негатив. Не выполнил – плохо и выполнил – тоже плохо. Если оформлению уделяется слишком много внимания, ребенок начнет игнорировать смысл.

11. Действовать автоматически.

Не менять модель поведения в течение всего урока.

12. Не спрашивать учеников о своих ошибках.

Поощрять за указание на ошибку в преподавании и конструктивную критику.

Например, о монотонной речи преподавателя.

Источники:
  • 1. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе. Министерство Общего И Профессионального Образования Российской Федерации. Письмо от 19 ноября 1998 года N 1561/14-15.
  • 2. Положение о едином орфографическом режиме в начальной школе (Школа СПб)
  • 3. Глоточкин А.Д., Пирожков В.Ф. Воля и ее воспитание. – М.: научно-исследовательский и редакционно-издательский отдел, 1969. – стр. 39
  • 4. Рабочая программа по английскому языку для 3 класса ГБОУ СОШ №44 Приморского района Санкт-Петербурга.
  • 5. Савельев С.В. Изменчивость мозга — М.: ВЕДИ, 2014. — 192 с.
  • 6. О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы. Министерство Общего и Профессионального Образования Российской Федерации. Письмо от 22 февраля 1999 года N 220/11-12.

Авторы: Чернов А.В., Панарина Н.Р.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!


Начальная школа в настоящее время переживает глубокие изменения. С одной стороны, это позитивные преобразования. За счет реализации национальных проектов осуществляется процесс инвестирования в образование, внедряются новые образовательные стандарты. С другой стороны, на первую ступень обучения оказывают влияние негативные обстоятельства, которые выступают своеобразным тормозом повышения качества обучения, усугубляют противоречия прошлого и проблематизируют нынешнее состояние начальной школы. [1] Образование в школах в последнее время стало измеряться не столько уровнем полученных знаний, сколько усиленной ориентировкой на другие позиции: получение углубленных знаний в различных направлениях жизнедеятельности, стремление к изучению искусства существования в обществе, овладение гуманистическими принципами и мотивацией самообразования на протяжении длительного периода жизни. [2, c. 5] А главная функция, учителей современной начальной школы, – управление процессами обучения, воспитания, развития. Не учить, а направлять учение, не воспитывать, а руководить процессами воспитания. Каждый учитель должен отчетливо понимать свою главную функцию и предоставлять малышам больше самостоятельности, инициативы, свободы. [2]

В свете подхода мирового сообщества к начальному образованию, отечественная система оказалась недостаточно эффективной. Некоторые несоответствия передовым образовательным стандартам, ориентировка на узко предметные знания и наращивание количественных показателей привели систему к тому, что сейчас начальная школа оказалась в сложной противоречивой ситуации. Одним из факторов, влияющих на формирование мировоззрения школьников, являются средства массовой информации. Они смело конкурируют с учебными учреждениями в вопросе культурно-воспитательной работы среди подрастающего поколения. В последнее время существенно изменилась структура семья и отношения в ней. В ячейке общества все чаще появляется дефицит общения взрослых и детей, и ребенок фактически теряет психологическое убежище.

Одной из важных проблем современного начального образования является несоответствие реальных потребностей школьников с образовательными услугами. Проще говоря, система образования не всегда может вызвать у детей интерес к учебе. Им не хочется идти в школу, не хочется встречаться с учителями, не всегда их устраивают профессиональные и личные качества педагогов. Поэтому, важнейшим условием улучшения качества образовательного процесса следует считать преподавательский корпус. Профессионализм каждого учителя, его личностные качества в совокупности с условиями обучения позволяют ребенку приобретать и учебный и жизненный опыт. Одновременно с содействием в образовании ребенка учитель формирует в нем чувство ответственности, активности и творчества. [3]

Современному обществу нужны новые способы деятельности, которые требуют развития у человека целого комплекса умений и навыков – поиска необходимой информации, ее обработки, предоставления другим людям, самостоятельного планирования и выстраивания своих действий. Будущее формируется в школе. Наши сегодняшние ученики должны быть готовыми успешно влиться в это общество. [4, c. 12] Получается, что современный урок – это проблема. Проблема в том, что надо обучающемуся на данный отрезок времени, чтобы определить тему урока, цели урока и что надо взять из предложенного учебником материала, чтобы обеспечить усвоение знаний конкретной темы. [4] Одним из путей решения этих проблем является применение различных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе, позволяющее разнообразить формы и средства обучения, повышающее творческую активность обучающихся. Урок требует постоянного совершенствования и модернизации. Только творческий подход к уроку с учетом новых достижений в области педагогики, психологии и передового опыта обеспечит высокий уровень преподавания. Поэтому дать качественный урок – дело непростое даже для опытного учителя.

Начальная школа – это стартовая площадка для творческого развития личности. И от того, какой будет дан старт, зависит весь жизненный путь человека. Поэтому, решение проблем начального образования необходимо считать первоочередными. При этом следует помнить, что основным показателем всей системы должно стать состояние души ребенка. [5]

Список литературы:

1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С. Савинов. Изд. 4-е, перераб. М., 2012.

2. Радченко А. Ф. Семья и родительство как основа государственной стабильности // Педагогика. 2012. N 6.

3. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. – Ростов н/Д., 2004.

4. Коменский, Я.А., Локк, Д., Руссо, Ж.-Ж., Песталоцци, И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М.Кларин, А.Н.Джуринский. – М.:Педагогика, 1989 – 416 с. (Б-ка учителя).- ISBN 5-7155-0164-4

5. Фельдштейн Д.И. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: психолого- педагогические проблемы новой школы // Образовательная политика. 2010. № 5–6

Читайте также: