Проблемное обучение на уроках истории и обществознания план самообразования

Обновлено: 07.07.2024

Тукаевского муниципального района РТ Васильевой Регин ы Ивановны.

План самообразования н а ближайшие 3 - 5 лет будет неразрывно связан с

внедрением истори ко - культурного стандарта в образовательный процесс и

постепенным переходом на линейную систему обу чения. Знакомство с историко -

культурным стандартом наталкивает на мысли о необходимости изменения,

модернизации собственной работы на уроках истории и общест в ознания. Конечно,

каждый урок должен быть направлен н а выработку правильног о и целостного

представления у учащихся исторического п роцесса, его связей с современностью,

формирование адекватного и критического отношения к историческим событиям и их

Историко - культурный стандарт включает в себя п ринципиальные оценки

ключевых событий прошлого, основные п одходы к преподаванию отечественн ой

истории в современной школе с перечнем обязательных для изучения тем, понятий и

терминов, событий и персоналий и сопровождается пер ечнем «трудных вопросов

Радует, что у учителя есть выбор. Выбор учебной п рограммы, новых

педагогических технологий, методик педагогической диагностики. Постоянные

изменения в общест ве тр ебуют о т педагогов совершенствовани я теоретических

знаний, овладения новыми формами, методами и при емами обучения и воспитания.

Необходимо постоянно изучать и внедря ть в практик у передовой педагогический

опыт, новейшие дости жения и разработки педагогической, психологической и других

В условиях модернизации образования приоритетными целями школьного

образования являются развитие личности учащегося на осно ве его вну треннег о

потенциала и в соотношении с лучшими культурно - и сторическими и

технологическими достижениями человечества. Федеральный государственный

образовательный стандарт основного общего образования к онкретно называет

совокупность требований, обязательных при реал изации основной образовательной

программы основного общего образования. Школа должн а помог ать раскрывать

личностные способности и готовить к услови ям жизни в высоко конкурентной среде.

Учитель должен быть подготовлен к работе в новых условиях. Это не значи т,

что нужно н ачинать с чистого листа, з абыв все наработки. Нужно взять вс е самое

лучшее, что отвечает современным реалиям, и зменить траекторию обучения.

На смену дискуссиям се годня все чаще приходят дебаты. Вопросы, которые

выносятся на обсуждение, охва тывают все сферы жизни общес тва.

Классическими заняти ями являются лекции и семинары, они способствуют

активности в процессе овладени я знаниями, участию в обсуждении нового материала,

самостоятельному поиску информации из СМИ. Это формирует поисково -

информационные навыки, навыки самостоятельного мышления, понимания и

Вся эта рабо та отвеча ет современной цели образования – развитию у ученика

способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать п ути ее

реализации, контролировать и оц енивать свои достижения.

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет

требования к результатам освоени я основной образовательной п рограммы среднего

общего образования. Эти требования за ставляют учителя совершенствовать ме тодики

преподавания истории и обществознания н а основе повышения уровня образования в

условиях компетентного подхода и введени я новых образовательных стандартов.

Историко - культурный стандарт н аправлен на повышение качеств а школьного

исторического образования, развитие исследовательских компетенций учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

-введение в учебно -воспитательный процесс современных технологий обучения.

обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования,

учитывающих способности, возможности, интересы учеников;

Обеспечение более высокого уровня профессиональной компетенции учителей.

1) поддерживать научно-исследовательскую и поисковую работу учителей и учащихся,

стимулировать участие в конкурсах и проектах, творческой авторской деятельности;

2) совершенствовать систему мониторинга образовательного процесса по всем предметам;

3) улучшить качество нравственно-духовного, морального воспитания личности через систему взаимодействия партнерского сотрудничества с семьей.

Индивидуальная проблемная тема самообразования:

Работа над темой начата в 2014 году

Предполагается закончить работу над темой в 2016 году.

1) развитие интеллектуальной инициативы учащихся в процессе обучения;

2)формирование личности, нужной обществу, коммуникативной, ответственной за свои поступки,

3) использование на уроках новых информационных технологий и средств коммуникаций;

4) повышение своего методического уровня.

Ожидаемые результаты:

повышение успеваемости и уровня обученности учащихся по истории.

Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию я наметила основные направления работы по самообразованию.

Направления самообразования:

Действия и мероприятия

Профессиональное

1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования

2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

4. Повышать квалификацию на курсах для учителей истории

Психолого-педагогические

1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

Методические

1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по истории.

2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения истории.

3. Принимать активное участие в работе городского, районного и школьного МО учителей гуманитарного цикла.

4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.

5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, города через Интернет.

6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке.

9. Проводить открытые уроки для коллег по работе, учителей района, на семинарах.

10. Разработать программы элективного курса по предмету.

12. Выступать с докладами по теме самообразования.

Информационно-технологические технологии

1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

2. Обзор в Интернете информации по истории, педагогике и психологии.

5. Создать электронную почту для контакта с единомышленниками.

Охрана здоровья

1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

2. Вести здоровый образ жизни.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

1.Курсы повышения квалификации учителей.

2.Выступление на заседании школьного МО учителей гуманитарного цикла.

1.Определение целей и задач темы.

2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

1.Выступление на заседании школьного МО учителей гуманитарного цикла по темам:

1.Внедрение опыта работы.

2.Формирование методического комплекса.

1.Выступление на заседании педагогического совета по теме:

2.Открытые уроки на муниципальном уровне.

3.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.

4.Создать электронную почту для контакта с единомышленниками

2.Оформление результатов работы.

2.Участие и результаты на районных олимпиадах, конкурсах, конференциях.

4.Консультативная помощь учителям и учащимся.

5.Создать электронную почту для контакта с единомышленниками.

Распространение опыта работы.

2.Результаты работы над темой самообразования разместить на школьном сайте

Реализовать целенаправленную встречу ученика и учебных форм работы в пространстве учебного успеха учащихся, мне позволяет технология индивидуального стиля учебной деятельности (ИСУД) – являющаяся дидактическим ресурсом личностно-ориентированного обучения.

- диагностировать уровень параметров учебного успеха ученика;

- создать картотеку учебных приемов и заданий, систематизированных по уровню параметров учебного успеха ученика;

- выбирать для каждого ученика индивидуальные формы работы на разных этапах учебно-познавательной деятельности.

В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:

1.Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.

2.Внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как:

Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Компьютерные технологии обучения - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.

Дифференциация обучения - обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.

Мультимедиа технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты. Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ:

Изучить литературу по данной проблеме:

1. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 2005.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2004

3. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.

4. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.

5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И.Дика. А.В.Хуторского. М., 2002.

8. Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования.

Учебная исследовательская работа:

1. Включить в план по реализации проектной деятельности на уроках истории и предложить для разработки учащимся примерные темы проектов.

2. Разработать программу и задания по диагностике знаний учащихся (использовать ресурсы Интернет, использовать материал сайтов образовательных ресурсов) – проводить диагностику 1-2 раза в год.

3. Изучение опыта учителей – новаторов, методистов, передового опыта.

Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета

Творческое сотрудничество с учителем информатики по вопросам работы в программах: Графический редактор "Paint", редактора электронных таблиц Microsoft Excel, Mikrosoft ofisse Poyer Point

4. Участие в системе школьной методической работы:

Провести открытые уроки, на которых показать применение указанных технологий.

Установить творческое сотрудничество с учителями-предметниками по вопросам темы самообразования.

Изучить передовой опыт учителей района по применению технологий.

Участие в заседаниях ШМО гуманитарного цикла , педагогических советах.

Практические выходы (доклады, рефераты) – на районной секции учителей истории, на занятиях школьного методического объединения, на заседаниях педагогического совета школы.

Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы;

Предполагаемые результаты самообразования

Повысить качество преподавания предмета до 70 %.

Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.

Разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям

создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на школьном сайте.

Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.

Разработать дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.


Ппримерный план темы самообразования учителя истории "Самостоятельная работа на уроках истории и обществознания".

Содержимое разработки

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

учителя истории и обществознания

Хамзиной Разиды Галиуллиновны.



Учитель - это не профессия, это образ жизни. Нет профессии почетнее, чем профессия учителя, нет труда сложнее и ответственнее, чем его труд. Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи.

Образование: высшее, закончила в 1992 году Кустанайский педагогический институт им. 50- летия СССР по специальности – история и обществоведение.

Квалификационная категория – вторая (решением аттестационной комиссии от 30 марта 2012 года)

Курсы повышения квалификации:

Курсы повышения квалификации педагогических работников РК по программе третьего (базового) уровня, декабрь 2012 года;

По образовательной программе повышения квалификации заместителей директоров в рамках обновления содержания среднего образования РК, сентябрь 2016 года;

Методическая проблема школы:

Направление школы:

Направления деятельности определили следующие задачи:

1. Создавать единое образовательное пространство для профессионального развития педагогов

2. Эффективно использовать современные педагогические технологии и инновационный опыт.

3. Формировать ключевые компетенции на уроках как условие развития функциональной грамотности школьников.

3. Вести постоянную работу педколлектива по подготовке обучающихся к итоговой аттестации.

4.Обеспечение непрерывного процесса становления, развития разносторонней личности ученика и ее социализация.

5.Планомерно вести работу научного объединения школы, привлекая одаренных детей к творческой деятельности.

6.Вести работу методической службы по внедрению трехязычия через кружковые занятия учащихся и учителей школы

Ведущие идеи:

-личностный подход;

-успешность и преемственность обучения и воспитания;

-гуманизация отношений;

-экологическое образование и воспитание;

-практическая направленность обучения;

-дифференциация обучения.

-выявление и развитие способностей каждого ученика,

-обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования,

учитывающих способности, возможности, интересы учеников;

-введение в учебно -воспитательный процесс современных технологий обучения.

обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования,

учитывающих способности, возможности, интересы учеников;

Обеспечение более высокого уровня профессиональной компетенции учителей.

1) поддерживать научно-исследовательскую и поисковую работу учителей и учащихся, стимулировать участие в конкурсах и проектах, творческой авторской деятельности;

2) совершенствовать систему мониторинга образовательного процесса по всем предметам;

3) улучшить качество нравственно-духовного, морального воспитания личности через систему взаимодействия партнерского сотрудничества с семьей.

Индивидуальная проблемная тема самообразования:

Работа над темой начата в 2015 году

Предполагается закончить работу над темой в 2020 году.

1) развитие интеллектуальной инициативы учащихся в процессе обучения;

2)формирование личности, нужной обществу, коммуникативной, ответственной за свои поступки,

3) использование на уроках новых информационных технологий и средств коммуникаций;

4) повышение своего методического уровня.

Ожидаемые результаты:

повышение успеваемости и уровня обученности учащихся по истории и обществознанию.

Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию я наметила основные направления работы по самообразованию.

Направления самообразования:

Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки

реализации

Профессиональное

1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и

2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

3.Всегда быть в курсе педагогической периодики, знакомясь со статьями образовательного характера.

5 . Повышать квалификацию на курсах и обучающих семинарах для учителей истории и обществознания.

6. Принимать участие в конкурсах и олимпиадах для учителей истории

в течение учебного года

Психолого-педагогические

1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

Методические

1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по истории и обществознанию.

2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения истории и обществознания.

3. Принимать активное участие в работе районного и школьного МО учителей гуманитарного цикла.

4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.

5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, области через Интернет.

6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке.

9. Проводить открытые уроки для коллег по работе, учителей района, на семинарах директоров и завучей школ района.

10. Выступать с докладами по теме самообразования.

11. Участвовать в подготовке и проведении предметных недель.

Информационно-технологические технологии

1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

2. Обзор в Интернете информации по истории, обществознанию, педагогике и психологии.

Охрана здоровья

1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

2. Вести здоровый образ жизни.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:

Содержание работы

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта коллег школ района

1.Курсы повышения квалификации учителей.

2.Выступление на заседании школьного МО

Прогностический

1.Определение целей и задач темы.

2.Разработка системы мер, направленных на решение поставленных задач.

1.Выступление на заседании школьного МО;

2. Консультативно- тренерская помощь коллегам школы.

Практический

1.Внедрение опыта работы.

2.Формирование методического комплекса.

1.Выступление на заседании педагогического совета по теме.

3.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.

Обобщающий

2.Оформление результатов работы.

2.Участие и результаты на районных олимпиадах, конкурсах, конференциях.

4.Консультативная помощь учителям и учащимся.

Внедренческий

Распространение опыта работы.

1.Результаты работы над темой самообразования разместить на школьном сайте в виде рефлексийного отчёта.

В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:

1.Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.

2.Внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как:

Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Компьютерные технологии обучения - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.

Дифференциация обучения – обучение на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.

Учебная исследовательская работа:

1.Включить в план по реализации проектной деятельности на уроках истории и обществознания и предложить для разработки учащимся примерные темы проектов.

2. Разработать задания по диагностике знаний учащихся (использовать ресурсы Интернет, использовать материалы сайтов образовательных ресурсов) – проводить диагностику 1-2 раза в год.

3. Изучение опыта учителей – новаторов, методистов, передового опыта.

Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета

4. Участие в системе школьной методической работы:

Провести открытые уроки, на которых показать применение указанных технологий.

Установить творческое сотрудничество с учителями-предметниками по вопросам темы самообразования.

Изучить передовой опыт учителей района по применению технологий.

Участие в заседаниях ШМО, педагогических советах.

Практические выходы (доклады, рефераты, презентации) – на районной секции учителей истории, на занятиях школьного методического объединения, на заседаниях педагогического совета школы.

Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы.

Предполагаемые результаты самообразования

Повысить качество преподавания предмета до 60%.

Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.

Создавать педагогические разработки с применением новых технологий и поместить их на школьном сайте.

Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.

Разработать дидактические материалы, тесты, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.

В связи с бурными темпами социального развития общества человечество сегодня претерпевает глубинные изменения, связанные с переходом от индустриального общества к постиндустриальному и информационному, в котором процессы создания и распространения знаний становятся ключевыми. В наши дни особенно остро встаёт вопрос о новой системе подготовки подрастающего поколения, предполагающий целенаправленное развитие познавательных возможностей будущих специалистов и, прежде всего, их способности к самообразованию, самостоятельному добыванию новых знаний, к быстрой ориентации в новой нестандартной ситуации.

  1. Между необходимостью повышения уровня качества современного образования и недостаточной технологической разработанностью данного процесса в условиях традиционного обучения.
  2. Между неподготовленностью отдельных учащихся к осуществлению рефлексии и насущной потребностью формирования у них навыков самоанализа, самоконтроля.
  3. Между способностью некоторых учащихся воспроизводить материал репродуктивно и неумением творчески применять полученные знания, умения и навыки.

Выявив противоречия, определилась проблема, которая состоит в следующем: традиционные формы и методы обучения учащихся на уроках истории и обществознания не создают надлежащих условий для активизации познавательной деятельности учащихся в отличие от способов и приёмов, лежащих в основе проблемного подхода в обучении.

Следовательно, педагогической идеей является репродуктивно-творческое использование методических рекомендаций по созданию проблемных ситуаций и задач, направленных на усвоение и овладение учащимися знаниями, умениями, навыками по истории и обществознанию, развитие мотивации к самостоятельному добыванию знаний, творческих способностей.

Результатом работы, считаю, должна стать личность каждого учащегося, способная к самопознанию и самореализации, владеющая знаниями и умениями по истории, с активной жизненной позицией.

  • метод проблемного изложения,
  • частично-поисковый эвристический метод,
  • исследовательский метод.

Целью технологии проблемного обучения является формирование личности каждого учащегося в соответствии с социальным заказом общества. Выпускники училищ должны с помощью исторических знаний самоопределить себя в окружающем мире, уметь критически мыслить, самостоятельно пополнять знания, необходимые для самореализации и интеграции себя в этот мир.

  1. Практическая реализация технологии проблемного обучения на уроках истории.
  2. Воспитание познавательной самостоятельности учащихся и их стремления к добыванию новых знаний путём применения частично-поискового и исследовательского методов.
  3. Повышение творческого потенциала, формирование творчески мыслящей личности, с высоким уровнем исторических знаний, способностей активно применять полученные знания на практике.

Известно, насколько сложна задача активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории, как трудно создать ситуацию, рождающую положительные эмоции. Созданию чувства новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно решить поставленную познавательную задачу, ответить на необычный вопрос, способствуют проблемные ситуации на уроках.

Тема: Внешняя политика СССР в 30-е годы.

Эпиграф: “Внешнюю политику каждого государства определяют правительства этих стран” (Отто фон Бисмарк)

Цель урока: Обеспечить развитие проблемного обучения посредством интерактивного включения учащихся в процесс изучения формирования внешней политики СССР в 30-е годы.

  1. Подвести учащихся к формированию проблемы.
  2. Создать условия для создания противоречий в изучаемом материале.
  3. Воспитывать у учащихся неприятие к войне, стремление к сохранению мира.

Основные понятия: геополитические интересы, имперская политика, Лига Наций, политика умиротворения, система коллективной безопасности.

Тип урока: изучение нового материала.

Использованная технология: технология проблемного обучения.

Оборудование: политическая карта мира, рабочая тетрадь, учебник “История СССР”.

Ход урока

  1. Учитель просит учащихся прочитать эпиграф на доске и самостоятельно определить тему урока.
  2. Учитель просит учащихся записать в своих тетрадях всё, что они знают по этой теме.
  3. Учитель просит обменяться своими мнениями.
  4. Учитель организует обсуждение результатов работы.
  1. Каждый учащийся, прочитав эпиграф, производит запись в тетрадь.
  2. Учащиеся обмениваются информацией по этой теме, делают запись в тетрадь.
  3. Учащиеся информируют всех о том, что они узнали по изучаемой теме.
  4. Учащиеся записывают новую информацию в свои тетради.
  1. Преподаватель предлагает классифицировать знания, сделать план работы. Совместно с учащимися формулируется проблема урока: определить внешнюю политику СССР в 30-е годы.
  1. Учитель организует работу учащихся по чтению текста, фиксируя время.
  2. Учитель оказывает помощь при необходимости учащимся и организует проверку выполнения задания.
  3. В ходе обсуждения преподаватель задаёт вопрос: “Почему демократические державы не поддержали СССР в его борьбе за создание системы коллективной безопасности в Европе, а заключили в Мюнхене в 1938 году соглашение с Германией?
  1. Учащиеся делятся на несколько групп, выражая свою точку зрения, записывают возникающие вопросы: “Что я хочу узнать?”.
  2. Учащиеся сообщают по очереди полученную новую информацию; информация обсуждается.
  3. Затем учащиеся задают вопросы.
  1. Учитель предлагает написать эссе о внешнеполитическом курсе СССР в 30-е годы.
  2. Учитель благодарит учащихся за работу на уроке, даёт оценку деятельности учащихся.
  1. Учащиеся анализируют материал, дают собственную оценку событиям.
  2. Самостоятельно формируют цель урока.

Вступительная беседа:

Внешняя политика СССР в предвоенные годы проводилась советским правительством последовательно. СССР выступал за создание в Европе системы коллективной безопасности для того, чтобы Гитлер не смог претворить в жизнь свои агрессивные планы. Но, к сожалению, Англия, Франция не прислушиваются к мнению СССР и в 1938 году подписывают в Мюнхене соглашение, которое развязывает Гитлеру руки по захвату европейских стран.

Учитель зачитывает перед учащимися телеграмму представителя СССР в Чехословакии С.С. Александровского от 1.10.38 года: “В Мюнхене Гитлеру удалось убедить Чемберлена и Даладье, что в данной ситуации большую опасность для мира в Европе представляет не она, а СССР, который объективно является большевистским форпостом и может сыграть роковую роль поджигателя новой войны”.

Проблемное задание:

Почему демократические державы Запада (Англия, Франция) не поддержали СССР в его борьбе за создание коллективной безопасности, а в 1938 году в Мюнхене заключили с Гитлером соглашение.

Ожидаемый ответ (1 группа):

Ситуацию изменить было невозможно. СССР был страной с другой политической системой. Англия и Франция боялись проникновения идей социализма в свои страны и поэтому заняли соглашательскую позицию по отношению к Германии и Италии в Мюнхене. Это соглашение закрепило курс западных держав на “умиротворение” фашистов, удовлетворив притязания Германии на отторжение от Чехословакии Судетской области.

Ожидаемый ответ (2 группа):

СССР в конце 1933 года разработал развёрнутый план создания системы коллективной безопасности в Европе, и до 1939 года советская внешняя политика приобрела антигераманскую направленность. Главной проблемой было отторжение Судетской области от Чехословакии. Советское руководство готово было оказать помощь, но при условии, если Чехословакия сама попросит Советский Союз об этом. В этом случае Германия не посмела бы вторгаться в Судеты.

Правильный ответ:

Чехословакия не попросила помощи у СССР, а понадеялась на помощь своих западных партнёров и не обратилась в Лигу Наций. Если бы произошло обратное, то и Англия, и Франция повели бы себя по-другому и Мюнхенское соглашение не подписали. А Германия, в свою очередь, не заручившись поддержкой таких стран, как Великобритания и Франция, не посмела бы ввести войска в Чехословакию.

На своих уроках использую все методы проблемного обучения: частично-поисковый, исследовательский, эвристический. Считаю, что систематическое использование на уроках истории проблемных ситуаций способствует формированию творческих способностей учащихся, позволяет поднимать учащихся до нового, более высокого уровня их познавательной деятельности и несёт в себе мощный потенциал развития диалектики мышления.

1) В.М. Лидийский. “Приёмы и формы в учётной деятельности”. Ж. “Завуч” №3, 2005г.
2) М.И. Махмутов. “Организация проблемного обучения в школе”. М., 1977.
3) Г.К. Селевко. “Современные образовательные технологии”. М. “Народное образование”, 1998.
4) М.М. Козлов. “Великая Отечественная война 1941-1945г.”. М. “Советская Энциклопедия”, 1985.
5) В.В. Кириллов. “Отечественная история XX века в таблицах и диаграммах”. М., 2002.
6) А.А. Данилов, Л.Т. Косулина. “История России. XX век”. М., “Просвещение”, 1996.

Читайте также: