Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Сабельникова Антонина Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ МО г. Нягань "СОШ №2"
Населённый пункт: г. Нягань Тюменская область ХМАО– Югра
Наименование материала: статья
Тема: "Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся."
Раздел: начальное образование

Проблемное обучение как средство активизации познавательной

исследуя, исследовать - обучая. Только так можно формировать творческую

личность, а значит выполнять сверхзадачу педагогического труда. Для того

необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их

школьников может быть осуществлено в совершенствовании самого процесса

обучающегося, развитие его творческого мышления.

Педагогическая технология – это конкретное, научное, обоснованное,

обучения и развития обучаемого. К основным требованиям, предъявляемым к

современным технологиям обучения, относятся в первую очередь развитие у

Суть проблемного обучения заключается в управлении познавательной

активностью личности. В его основе лежит принцип, согласно которому

глубокое и прочное усвоение знаний возможно при постановке проблемы, в

Учитель должен исходить из того, что процесс усвоения знаний не может

Основным понятием проблемного обучения является проблемная ситуация,

возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление,

не может достичь цели известным ему путем, что побуждает искать новый

способ объяснения действия. Создание проблемной ситуации на занятии

интеллектуального развития, проблемного и развивающего обучения внесли

Н. А. Менчинская, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, Т. В. Кудрявцев, Ю. К.

Якиманская и др.

Цель исследования состоит в теоретическом и практическом изучении

деятельности учащихся начальной школы.

начальной школе как педагогический процесс.

Предмет исследования – проблемная ситуация в обучении как фактор

актуализации возможностей проблемного обучения в начальной школе на

2.Выявить особенности технологии проблемного обучения.

познавательной деятельности учащихся.

4.Предложить примеры проблемного подхода на уроках математики в

комплекс научных методов исследования: анализ, синтез, систематизация,

содержит введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ АКТИВИЗАЦИИ

Подходы к пониманию активности познавательной деятельности

Несмотря на широкое функционирование терминов «познавательная

Деятельность считается основой для развития человека как личности,

основным фактором его существования как социального существа. Освоение

деятельности, ее осложнение, улучшение является важным условием для

развития нервной системы человека. Для решения воспитательных задач

человеческих деятельностей. Проводя воспитательные действия необходимо

учитывать характер различных видов деятельности, их особенности, смысл,

содержание и объем.

основывается на идеи о функциональном нраве отражения, о происхождении

сознания из трудовой деятельности, о ведущей роли труда в поведении и

. Источником активности называют, в первую очередь,

потребности. Именно потребности толкают человека к поиску средств для её

удовлетворения, что влечёт за собой активную деятельность.

конкретным составом разных видов деятельности, но и наличием ведущей

мышление, в игре - фантазия и т. д.), от нее зависят ключевые психические

изменения каждого периода развития ребенка (дошкольник, например, в игре

осваивает главные общественные функции и нормы поведения людей).

Известный российский психолог А. Н. Леонтьев писал, что одни виды

деятельности играют главную роль в развитии, остальные - подчиненную,

1.В период дошкольного детства основным видом деятельности детей

Взрослые включают ребенка в труд по самообслуживанию, вооружают его

начальными умениями и навыками, сформировывают нравственно-волевые

воспитатели часто объединяют игру и трудовые занятия.

становится учение. Оно безгранично расширяет кругозор детей, гарантирует

обучения школьники овладевают методами учения и получают возможность

узнавать многое не только со слов учителя, но и из книг, разговоров со

познавательная активность. Она становится наиболее мощным катализатором

их разностороннего развития.

4.Во время обучения в школе все больший смысл приобретает трудовая

В наиболее общем виде активность представляет собой способность

универсальная форма деятельности, которая характеризуется многообразием

Активность выступает в соотнесении с деятельностью, обнаруживаясь

как динамическое условие ее развития, воплощения и видоизменения, как

исполняемых действий спецификой внутренних состояний субъекта в момент

предыдущей ситуацией; произвольность - т. е. обусловленность наличной

целью субъекта; над ситуативностъю - вывод за пределы начальных целей;

значительная устойчивость деятельности в отношении принятой цели.

Даже ещё находясь в материнской утробе, ребёнок активно реагирует

на внешние воздействия. Его активность проявляется в движениях, которые

гарантируют жизнь, заставляют организм работать, действовать, усиливают

полноценной жизни, не может быть развития человека и становления его как

неправильным сводить всю деятельность человека только к её физической

стороне. Активность проявляется также и в познании мира, расширении

кругозора своих знаний, умений и навыков. Невозможно научить человека

чему-то, если он сам не станет учиться. Только осознанная деятельность

приводит к формированию личности, обогащению личности и её росту.

Познавательная деятельность представляет собой синтез чувственного

протяжении жизненного пути личности, во всех видах деятельности, при

установлении коммуникативного взаимодействия с социальным окружением.

приобретения знания, постижения закономерностей окружающей социально-

В структуре познавательной деятельности можно выделить следующие

состояния; деятельностный уровень: умения, навыки.

Высокий уровень проявления активности познавательной деятельности

имеет несколько значений: выступая как фактор личностного развития, она

положительно влияет на расширение и углубление системы знаний, служит

показателем развития отдельных качеств личности.

Активность в процессах познания выступает неразрывно связанной с

сдерживает ее активность, негативно влияет на восприятие и интерпретацию

данным термином понимают длительный процесс побуждения личности к

анализ собственных познавательных, практических действий.

П о з н а в а т е л ь н а я

а к т и в н о с т ь

и з н ач а л ь н о

жизнеобеспечивающий характер, так как содействует ориентации ребенка в

новом для него мире.

личности. Многое ребенок в течение очень продолжительного периода узнает

состоянии. Именно активность позволяет малышу овладевать действиями с

предметами. Таким образом, активность как качество живого организма – это

прогресс развития. Деятельность является фактором успешной социальной

адаптации, помогает человеку осознать своё место в обществе и окружающем

1.2.Особенности технологии проблемного обучения

На протяжении всей жизни человека возникают проблемы и сложные

ситуации, которые он преодолевает. В окружающей нас среде есть много

неизученного, поэтому вся жизнь человека сопровождаются сложностями.

Значит нужно более глубокое изучение мира, открытия новых процессов

программу обучения проникает новая информация со всех сторон, но как бы

формирование культуры проблемной деятельности учащихся.

достигается на уроке, при взаимодействии учителя с детьми. Современная

заинтересовать ученика, зависит уровень заинтересованности обучаемых в

учёбе, их собственное развитие. Большое количество учёных уверены, что

развитие творческих способностей школьников невозможно без проблемного

обучения, а вот творческие способности воплощаются через проблемную

Проблемное обучение помогает развитию познавательной и творческой

деятельности учащихся. Зачастую проблемное обучение противопоставляют

сложившимся в теории и практике формам методам обучения, это глубокая

научном обоснованном методе и в любой форме учебного процесса. Судя по

этому, не стоит делать вывод, что проблемное обучения не несёт в себе

ничего нового, если его сравнивать с современной практикой обучения. Такая

форма обучения направлена на организацию учебного процесса, при которой

педагогика исследует вопросы общего развития детей в процессе обучения.

учеников около 2,5 тысяч лет тому назад, это будет лучший пример. В одном

парень Феаг, для того чтоб научиться быть мудрым и Сократ в свою очередь,

вместо того, чтобы дать ответы на все вопросы, начинает спрашивать его о

. Смысл проблемного обучения заключается в поиске

ученик занят разнообразной самостоятельной работой. Суть этого метода

состоит в том, что ученик участвует в решении волнующих его вопросах. Для

создать проблемную ситуацию – интеллектуальные сложности, возникающие

которые не поддаются описанию известным способом.

В основе проблемной ситуации лежит удивление, озадаченность, что

новый факт невозможно объяснить, так как он противоречит уже имеющимся

Мышление всегда начинается с противоречия, вопроса или проблемы,

удивления или недоумения. Это всё нужно для того, чтобы ученик был

вовлечён в мыслительный процесс.

Проблемные ситуации можно создать любым способами

использования теоретических знаний в определённой ситуации; подталкивая

предоставляя задания сравнить несравнимые на первый взгляд факты.

Создав проблемную ситуацию, определив проблему и вопросы, учитель

показывает путь научного поиска, который помог её решить современными

способами. Причём изначально в одном способе учитель всё сделал сам:

другой – привлекает учеников к решению проблемы.

мировоззрения, интеллекта, эмоциональной сферы. В этом и заключается

Активность - всеобщая черта всех живых существ, их личная динамика,

принципиальных связей со средой. Жизнедеятельность организма - это не

просто уравновешение со средой, а активное её преодоление. Активность

строится в согласовании с вероятным прогнозом развития событий в среде и

расположения в ней организма.

необходимым компонентом личностного развития, осуществляясь постоянно

познавательных процессов обусловлена личностными особенностями.

формированию самостоятельного мышления, успешному освоению знаний

учениками. Технология проблемного обучения является универсальной, т.е.

подходящей для организации учебной деятельности на любом предметном

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА

УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

способствует развитию творческих способностей учащихся. Что же такое

проблемное обучение? Например, по мнению Махмутова М.И. в проблемном

обучении сочетается самостоятельная поисковая деятельность учеников с

усвоением ими готовых знаний

Лернер И.Я. считает проблемное обучение процессом принятия участия

предметными знаниями. Организация урока с использованием проблемного

мышления ребёнка и педагогических средств.

поиск способов ее решения → решение проблемы.

Нужно знать, что проблема и проблемная ситуация – разные понятия.

Проблема содержит проблемную ситуацию.

которого следует искать. Среди достоинств проблемного метода обучения

следует отметить формирование личностной мотивации ученика, развитие

Однако применение данного метода требует больших затрат времени,

распространенными в школьной практике. Основы классно-урочной формы

традиционного обучения были заложены ещё Яковом Коменским более 400

лет назад. При такой форме организуется классно-урочное обучение и знания

ученики приобретают в готовом виде. Естественно, что затраты времени для

такого способа передачи знаний меньше, чем требуется для организации

проблемного обучения. Данный метод ориентирован в основном на память

учащихся. Главное запомнить информацию и уметь её воспроизводить в

традиционного обучения, обратили на себя внимания многих видных ученых

между целостностью культуры и её овладением субъектом через различные

предметные области – преподавание разных учебных дисциплин. Полученная

информация учащимися представляет собой как бы осколки целого. Теряется

представление о целостной картине мира.

Но и проблемное обучение связано с определенными трудностями.

уметь подвести ученика к противоречию, а ученик сам должен найти способ

проблемную ситуацию. В качестве заданий при организации проблемного

Дадим сравнительную характеристику традиционного и проблемного

методов обучения (см. Таблица 1, Приложение 1).

педагогической технологии, которая бы обеспечила ученику развитие его

склонностей, умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной

деятельностью. В связи с этим перед школьной практикой встала проблема

поиска технологии обучения, позволяющей решить эту задачу.

Выделим основные положения предлагаемой технологии обучения

1.Планируемые обязательные результаты обучения по базисному плану

учащимся, следовательно, реально выполнимы большинством из них, а также

заранее известны и понятны школьнику (начиная от курса, раздела и кончая

2.Минимальный уровень требований к знаниям и умениям учащихся

определяет стандарт химического образования.

глубиной содержания образования.

4.Проблемное обучение предполагает большую долю самостоятельной

работы ученика. Самостоятельная работа как метод обучения может иметь

изучение какого-то раздела по учебнику, когда ученик получает готовую

информацию и ему остается лишь запомнить те или иные факты).

5.Отличительной чертой проблемного подхода является то, что здесь

учащийся вынужден находить новое путем поиска, через ряд мыслительных

операций, логических рассуждений и умозаключений.

деятельности учащихся следующие взаимосвязанные методы организации

‒проблемное изложение заданий учителем;

‒применение системы познавательных задач;

самостоятельного решения проблемы. Он учит ходу и логике мышления при

поиске. Ученики следят за развитием мысли учителя от вопроса к выводу, от

активизации самая низкая, поскольку внимание учащихся не направляется на

объяснением учителя. В процессе изучения новойтемы, задавая один вопрос

за другим и отвечая на них, учитель объясняет всю тему и формулирует

учащихся на возникшую перед ними проблему. Однако и здесь проблему

формулирует и решает сам учитель. Ученик усваивает логику проблемного

мышления, следуя по пути решения ее учителем.

Учащиеся при помощи учителя формулируют ответ и записывают его

как вывод в тетради. Таким образом, на уроке была создана и поставлена

проблема. Сначала учащиеся следовали за учителем по пути ее решения и

учеников здесь еще очень низка.

создает проблемную ситуацию, указывает учащимся на проблему и вовлекает

их в совместный поиск путей ее решения. Проблемная ситуация направит

учащихся на создание гипотезы, поиск способов решения проблемы и на

экспериментальную проверку правильности решения.

2.2.Проблемный подход на уроках математики

имеют познавательные задачи. Для активизации умственной деятельности

учащихся и развития их мыслительных способностейвозможно использовать

развития его мыслительных способностей.

1.Задачи с несформулированным вопросом.

Пример. Шоколад стоит 15 руб., коробка конфет 30 руб. Задайте все

возможные вопросы по условию данной задачи.

2.Задачи с недостающими данными.

Пример. Из двух пунктов вышли одновременно навстречу друг другу

два пешехода. Скорость одного пешехода равна 7 км/ч, а скорость другого –

В течение последнего десятилетия в России происходило коренное изменение жизни общества и функционирования государства. В настоящее время образование ориентировано не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Главным результатом образования является развитие функционально грамотной личности, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Важным является формирование у учащихся компетентности в решении проблем, то есть способность ставить и решать определенные типы рациональных задач: определять цели, оценивать ситуацию, переводить общую цель в конкретные задачи, планировать последовательность решения, временные затраты, выбирать адекватные задачам методы и формы презентации результатов, оценивать успешность, быть готовым к постановке задачи на саморазвитие.

Отсюда целью своей работы считаю: создать педагогические условия, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся посредством применения методов и приемов проблемного обучения.

В соответствии с целью определены следующие задачи:

  • Провести анализ научно-методической литературы по данной проблеме.
  • Изучить особенности технологии проблемно-диалогического обучения, методы постановки учебной проблемы, методы поиска решения учебной проблемы.
  • Отобрать наиболее эффективные приемы и формы организации учебной деятельности учащихся посредством проблемного обучения.
  • Провести мониторинг качества обучения учащихся на основе диагностических материалов.

Данная работа и практический материал может быть использован учителями начальных классов, а также при работе с детьми, испытывающими трудности в обучении.

Глава I. Организация учебного процесса на основе технологии проблемно-диалогического обучения

1.1. Сущность проблемного обучения в начальной школе

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Проблемное обучение по сравнению с традиционным дает тройной эффект усвоения знаний. Во-первых, нельзя не понимать то, что открыл сам. Во-вторых, деятельность создает мощное развитие памяти, внимания, речи, творческих способностей. В-третьих, деятельность воспитывает активную личность, учит высказывать своё мнение, доказывать свои догадки. Данное обучение можно отнести к здоровьесберегающим, т.к. дети работают на интересе, а значит, не нужно себя заставлять, значит, нервные нагрузки снижаются.

Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются самостоятельная систематическая поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций

Проблемное обучение обеспечивает творческое усвоение знаний. На этапе введения нового материала учитель применяет проблемные методы, которые "проводят" учеников через два звена научного творчества - постановку проблемы и поиск решения. На этапе воспроизведения знаний педагог даёт задания, позволяющие школьникам пройти ещё через два творческих звена - выражение решения и реализацию продукта. Таким образом, при проблемном обучении ученик осуществляет полный цикл творческой деятельности. Творческая учебная деятельность обеспечивает более качественное усвоение знаний, даёт ярко выраженный развивающий эффект (особенно развивает логическое мышление, речь и творческие способности), а также воспитывает активную, инициативную личность.

Приёмы создания проблемной ситуации по Е.А.Мельниковой

Таблица 1

Тип противоречия

Приёмы создания проблемной ситуации

Между двумя (или более) фактами

Одновременно предъявить противоречивые факты, теории

Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим действием

Между житейским представлением учеников и научным фактом

Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

Дать практическое задание, не выполнимое вообще

Дать практическое задание, не сходное с предыдущим

а) дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим;
б) доказать, что задание учениками не выполнено

Проблемная ситуация создана, но из проблемной ситуации надо еще достойно выйти.

Предлагаются следующие варианты.

  • Вариант первый: заостряет противоречие и формулирует проблему сам учитель.
  • Вариант второй: осознают противоречие и ставят проблему сами ученики.

Применить третий вариант: говорить вместе со школьниками, подталкивая при этом их мысль.

Следовательно, учитель выводит учеников из проблемной ситуации на побуждающий диалог. Он представляет собой отдельные стимулирующие вопросы и предложения, которые помогают школьникам осознать противоречие проблемной ситуации и сформулировать учебную проблему.

Побуждающий диалог от проблемной ситуации

Таблица 2

Побуждение к формулированию учебной проблемы

Прием 1 о фактах: Что удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты?
о теориях: что вас удивило? Сколько существует точек зрения?
Прием 2. Сколько же в нашем классе мнений?
Прием 3. Вы сначала как думали? А как на самом деле?
Прием 4. Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?
Прием 5. Вы смогли выполнить задание? Почему не получается. Чем это задание не похоже на предыдущие?
Прием 6. Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнили?

Выбрать подходящее:
Какой возникает вопрос?
Какова будет тема урока?

Следующий метод учебной проблемы - подводящий диалог.

Отличие подводящего диалога от побуждающего в том, что он проще, так как он представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят его к осознанию темы урока.

Подводящий диалог своей цепочкой вопросов и заданий мощно развивает логическое мышление и просто незаменим при работе с детьми с пониженной обучаемостью.

Сравнительная характеристика диалогов

Таблица 3

Побуждающий

Подводящий

отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика

система посильных ученику вопросов заданий, подводящих его к открытию мысли

- мысль ученика делает скачок к неизвестному
- переживание учеником чувства риска
- возможны неожиданные ответы учеников
- прекращается с появлением нужной мысли ученика

- пошаговое, жесткое ведение мысли ученика
- переживание учеником удивления от открытия в конце диалога
- почти не возможны неожиданные ответы учеников
- не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение

развитие творческих способностей

развитие логического мышления

Таким образом, практика показывает, что все три метода постановки проблемы обеспечивают учебную мотивацию детей на уроках.

1.2. Технология проблемно-диалогического обучения. Создание проблемной ситуации на уроке

Технология проблемно-диалогического обучения

Методы постановки учебной проблемы Учебная проблема существует в двух основных формах: 1) как тема урока; 2) как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на который является новое знание.

Следовательно, поставить учебную проблему - значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования. Существуют три основных метода постановки учебной проблемы:

Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:

  • создания проблемной ситуации;
  • побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;
  • побуждения к формулированию учебной проблемы;
  • принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Приемы создания проблемной ситуации. Создать проблемную ситуа­цию - значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.

1.2.1. Постановка проблемных задач (вопросов)

Проблемные вопросы по природоведению:

Одним из средств создания проблемной ситуации в учебном процессе является выполнение проблемных теоретических и практических учебных заданий. Широко использую данный приём на уроках природоведения.

Задания, которые начинаются словами: докажи, определи, пронаблюдай, рассмотри, сравни, подумай, исследуй, прокомментируй, предложи и т.д.

- Докажи, что кактус, за которым не ухаживали 5 месяцев - живой организм.

- Определи, что общего у бабочки с камнем и чем они отличаются? и т.д.

- Рассматривание явлений, действий, ситуаций с различных позиций и точек зрения.

- На какой планете Солнечной системы Новый год встречают в 4 раза чаще, чем на Земле и почему?

- Смогут ли существовать на Земле водоросли и кроты, если исчезнет Солнце?

- Почему в природе больше всего страдают красивоцветущие и полезные растения?

- Что случится, если растения исчезнут?

- Почему низкорослую чернику называют кустарником, а высокий девясил травой?

- Если у кустарника срезать все стебельки, кроме одного, станет ли он деревом?

- Можно ли задержать перелётных птиц, если развесить везде утеплённые птичьи домики?

- Люди нередко меняются своими квартирами, переезжают из дома в дом, с этажа на этаж. А могут ли поменяться квартирами лесные животные? и т.д.

Проблемные вопросы по русскому языку:

1) Являются ли родственными (однокоренными) слова:

- Дыхание, духовный, дышать, воздух, вздох, вдыхать, вдохновение, душа, душенька?

- Страна, странник, странный, странствие, сторона, пространство, просторный?

- Земля, земной, земляной, землица, землистый, земляк, земляника, землекоп?

- Праздник, праздничный, праздный, праздность, упразднить, праздновать, празднество? и др.

При работе с такими словами возникает большое количество вопросов. Дети не могут сразу ответить на поставленный вопрос, приходится обращаться к словарям и справочной литературе, что развивает самостоятельность и учебную активность.

2) Что объединяет записанные слова? Какое из них "лишнее"?

- Очки, каникулы, ножницы, санки. (Лишнее слово очки, оно может употребляться и в единственном числе: очко)

- Стульчик, диванчик, огурчик. (Лишнее слово огурчик по количеству слогов и по морфемному составу)

- Мозоль, тюль, шампунь. (Мозоль - имя сущ. женского рода, остальные - мужского)

Постановка проблемных задач по математике:

Это могут быть задачи с недостаточными или избыточными исходными данными. Такие задачи полезны для формирования умения внимательно изучать текст задачи и анализировать его на предмет необходимости и достаточности данных.

  1. В вазе лежит 10 апельсинов. Незнайка съел 3 апельсина, Гунька съел 4 апельсина. Сколько апельсинов съели они вместе? - Какое число в задаче не понадобилось для решения? Почему? Задайте вопрос так, чтобы это число потребовалось.
  2. Велосипедист ехал со скоростью 12 км/ч. Сколько километров он проехал? (Данных недостаточно, не указан отрезок времени, который велосипедист был в пути).

Предлагаю задачи, в которых нет вопроса:

- Решите задачу: Мартышка сорвала 9 бананов. 3 банана она съела.

(Дети замечают, что решать нечего, так как нет вопроса в задании. Предлагаю самим поставить вопрос и решить. В более сложных задачах дети предлагают различные вопросы, на одном условии получается несколько задач).

1.2.2.Задачи с заведомо допущенными ошибками

Иногда предлагаю "найти ошибки" в заданиях, которые выполнены верно. Чтобы проанализировать готовое решение, детям необходимо сначала самим правильно решить задачу. Проанализировав, сравнив, приходят к выводу, что решение верное. Но бывает, что ребёнок сам допускает ошибку. Возникает проблемная ситуация. Тогда на помощь приходит класс или учитель.

Другой приём: даю правильное решение одной и той же задачи несколькими разными способами и предлагаю найти "верное" решение. Детям приходится проанализировать различные способы решения задачи, доказать, что все варианты верны, выбрать самый доступный или рациональный.

1.2.3. Задачи с противоречивыми данными

- На столе лежит 10 яблок и 6 груш. Сколько апельсинов лежит на столе?

В автобусе ехало 32 человека. На остановке вышли 9 человек, а 14 вошли в автобус. Сколько километров проехал автобус за 2 часа?

(Дети отмечают, что вопрос не соответствует условию, формулируют свой и решают полученную задачу)

1.2.4. Нестандартные тексты задач

- Нестандартные тексты задач активизируют внимание, позволяют процесс решения задач сделать интересным и увлекательным, что тоже способствует активизации познавательной деятельности. Огромный интерес вызывает у детей решение задач из "Задачника" Г.Остера.

1.2.5. Творческие задачи

- Это задачи, при выполнении которых необходимо найти новый алгоритм решения.
Выполнение проблемных теоретических и практических заданий.

1.3. Структура проблемного урока

Это значит, что ученик проходит четыре звена научного творчества: постановку проблемы и поиск решения - на этапе введения знаний; выражение решения и реализацию продукта - на этапе воспроизведения (проговаривания) знаний. Все это отображено в таблице.

Таблица 4

Этапы урока

Творческие звенья деятельности учащихся

З
Н
А
Н
И
Е

Постановка учебной проблемы

- формирование вопроса или темы урока

- открытие субъективно нового знания

- выражение нового знания в доступной форме

- представление продукта учителю и классу

Автор: Перевозчикова Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №18"
Населённый пункт: г.Салават
Наименование материала: статья
Тема: "Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы".
Раздел: начальное образование

Проблемные вопросы по русскому языку:
1) - Прочитайте слова: окно, дерево, поле, здоровье. Можно ли эти слова соотнести со словами ОН и ОНА? - Значит, существует еще одна группа слов. Подберите к ней короткое слово. - Прочитай слова. 1 2 3 дедушкадевочкаоблако юноша река поле стол земля окно - Понимаешь, почему слова объединены именно в такие группы? - Какой группой руководит слово ОН? - Какими словами управляют слова ОНА, ОНО? Вывод: слова-названия предметов, которыми командует слово ОН, – мужского рода. Слова – названия предметов, которыми командует слово ОНА, – женского рода. Слова – названия предметов, которыми командует слово Оно, – среднего рода. Затем вывод соотносится с правилом в учебнике. Желательно для себя также уяснить тип вводимого знания - факт, правило, понятие, закономерность. Поиск решения может идти классическим методом через выдвижение гипотез и побуждающий к гипотезам диалог. Заканчивается поиск решения формулировкой темы урока или вопроса. В задачу современной школы входит не только вооружить учащихся знаниями, но и научить их вести наблюдения, творчески мыслить, рассуждать, делать самим выводы и обобщения. Современные приёмы обучения должны способствовать осуществлению познавательной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главными характеристиками выпускника является ег компетентность и мобильность. Эти задачи должны носить проблемный характер.

Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся.

зам.дир.по УР: Садуева К.С.

В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей: научно-технический прогресс все больше осознается как средство достижения такого уровня производства, который в наибольшей мере отвечает удовлетворению постоянно повышающихся потребностей человека, развитию духовного богатства личности. Поэтому современная ситуация подготовки выпускников требует коренного изменения стратегии и тактики обучения. Главными характеристиками выпускника является его компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин переносится на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого обучающегося. Успешность достижения этой цели зависит не только оттого, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, на внимание, восприятие, память или весь личностный потенциал ученика, с помощью репродуктивных или активных методов.

Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна.

Делать из урока в урок одно и тоже неинтересно. Но если ученики на

каждом уроке имеют возможность решать посильные для себя задачи

самостоятельно, это привлечет в их деятельность интерес.

Эти задачи должны носить проблемный характер.

Решение той или иной проблемной ситуации на уроке способствует

формированию мотива деятельности учащихся, активизации их познавательной деятельности.

Чтобы достичь этого «необходимо научить детей понимать, с какой целью

они выполняют то или иное задание и каких результатов сумели добиться.

Принципы значимости учебной деятельности для ребенка имеют важное значение.

Именно проблемная ситуация на уроке позволяет ученику почувствовать эту

значимость. Учителю необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, и это в свою очередь способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде.

Что такое проблемное обучение?

Проблемное обучение -это совокупность взаимосвязанных методов и средств, обеспечивающих возможности творческого участия обучаемых в процессе усвоения новых знаний, формирование творческого мышления и познавательных интересов личности.

Цель проблемного обучения: усвоение результатов научного познания, процесса получения этих результатов, формирование познавательной деятельности ученика и развитие его творческих способностей.

На уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания.

Проблемное обучение не может быть эффективным в любых условиях. Процесс проблемного обучения порождает различные уровни как интеллектуальных затруднений обучающихся, так и их познавательной активности и самостоятельности при усвоении новых знаний или применении прежних знаний в новой ситуации. В соответствии с видами творчества можно выделить три вида проблемного обучения.

Виды проблемного обучения:

Второй вид: практическое творчество – это поиск практического решения, то есть поиск способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение. В основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение практических учебных проблем.

Третий вид: художественное творчество – это художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включая литературные сочинения, рисование, написание музыкального произведения и т. д.

Все виды проблемного обучения характеризуются наличием продуктивной, творческой деятельности ученика, наличием поиска и решения проблемы. Первый вид чаще бывает на уроке, где наблюдается индивидуальное, групповое или фронтальное решение проблемы. Второй вид – на лабораторных, практических занятиях, предметном кружке, факультативе. Третий вид – на уроке и внеурочных занятиях.

Каждый вид отвечает одному из важнейших условий проблемного обучения- наличие определенного уровня познавательной самостоятельности ученика.

На сегодняшний день существуют различные типы обучения. Приведем сравнительные черты сообщающего и проблемного обучения.

Сравнительная характеристика проблемного и традиционного обучения.

Сообщающее обучение

Проблемное обучение

1.Матеирал дается в готовом виде, учитель обращает внимание прежде всего на программу.

1.Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических задач.

2. В устной подаче или через учебник возникают проблемы, преграды и трудности вызванные временным выключением учащегося из дидактического процесса.

2. В ходе решения проблемы учащийся преодолевает все трудности, его активность и самостоятельность достигает здесь высокого уровня.

3.Темп передачи информации ориентирован на более сильных, средних или слабых учащихся.

3. Темп передачи сведений зависит от учащегося или группы учащихся.

4. Контроль школьных достижений только частично связан с процессом обучения; он не является его органической частью.

4. Повышенная активность учащихся способствует развитию позитивных мотивов и уменьшает необходимость формальной проверки результатов.

5. Отсутствует возможность обеспечения всем учащимся стопроцентных результатов; наибольшую трудность представляет применение информатизации в практике.

5.Результаты преподавания относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче принимают полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.

В чем основное различие между проблемным и традиционным обучением. Главным отличием двух видов обучения следует считать целепологание и принцип организации педагогического процесса.

Цель сложившегося типа обучения: усвоение результатов научного познания, вооружения учащихся знанием основ наук, привития им соотвествующих знаний и навыков.

Цель проблемного обучения наиболее широкая: усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов, она включает еще и формирование познавательной деятельности ученика, и развитие его творческих способностей ( помимо овладения системой знаний, умений и навыков). Здесь акцент делается на развитие мышления.

В основе организации объяснительно –иллюстративного обучения лежит принцип передачи слушателям готовых выводов науки учащимся. В основе организации проблемного обучения лежит принцип поисковой учебно-познавательной деятельности ученика, то есть открытия или

Основным отличием проблемного обучения от объяснительно-иллюстративного является характер организации учебного процесса. Суть этого отличия в следующем.

При объяснительно-иллюстративном обучении учитель сообщает факты, сам анализирует их и, применяя наглядность, объясняет сущность новых понятий, сам формулирует определение новых правил, законов и т.д. Здесь доминирует информационное изложение учебного метериала и нет преднамеренного создания проблемных ситуаций.

Учащиеся слушают и воспринимают объяснения учителя и усваивают новое знание путем запоминания, а новые действия –путем подрожания действиям учителя.

При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, давая в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, ситуации, сообщает учащимся факты и организует их учебно- познавательную деятельность. На основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формулируют ( с помощью учителя) определение понятий, правила, или самостоятельно применяют известные знания в новой ситуации.

При проблемном обучении учитель систематически организует самостоятельные работы учащихся по усвоению новых знаний, умений, повторению закрепленного и отработке навыков. Учащиеся сами добывают новые знания, у них вырабатываются навыки умственных операций и действий, развиваются внимание, творческое воображение, догатка, форммируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснования.

Суть активизации учения школьника посредством проблемного обучения состоит в активизации его мышления путем создания проблемных ситуаций, в формировании познавательного интереса и моделирования умственных процессов.

Мастерство педагога заключается в том, чтобы правильно поставить учебную проблему и, таким образом, помочь детям сформулировать тему урока или вопрос для дальнейшего исследования на уроке.

Проблемная ситуация специально создается учителем путем применения особых методических приемов:

учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения;

сталкивает противоречия практической деятельности;

излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

предлагает классу рассмотреть явления с различных позиций;

побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставляет факты;

ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения);

определяет проблемные теоретические и практические задания;

ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с

ограниченным временем решения; на преодоление психической инерции и другим)

Высшая фаза проблемного обучения – формирование у обучающихся видение проблемы в информации учителя и самостоятельно решить ее.

Самостоятельно и активно разбираться в новом материале обучающиеся будут тогда, когда учитель сумеет пробудить в них интерес к исследованию. Для этого нужно не только предоставлять им возможность систематически участвовать в такой работе на уроке, но и обучать всем необходимым приемам самостоятельного исследования. Речь идет об ученическом исследовании, значение которого выражается не в объективной ценности полученных результатов, а в субъективной необходимости для развития обучающегося.

Сталкивать ученика с проблемами, решение которых лежат за пределами изучаемого курса, использовать на занятиях интересные факты, неожиданные сопоставления, творческие задания – все это стимулирует успешное усвоение учебного материала.

Чтобы знание становилось инструментом, ученик должен с ним работать. Это означает его применять, искать условия и границы преемственности, преобразовывать, расширять, дополнять, находить новые связи и соотношения, рассматривать в разных моделях и контекстах.

Проблемный тип обучения не решает всех образовательных и воспитательных задач, поэтому он не может заменить собой всей системы обучения, включающей разные типы, способы, организации учебно- воспитательного процесса. Но также система обучения не может быть подлинно развивающей без проблемного обучения.

Сущность развивающего обучения заключается в создании условий, при которых каждый школьник смог бы максимально реализовать себя (свой интеллект, свое мышление, свою деятельность и свои творческие способности). Поэтому цель обучения в школе – вырастить функционально-грамотную личность, т.е. человека самостоятельного, познающего и умеющего жить среди людей. Одним из способов достижения цели является деятельностный принцип обучения, согласно которому у детей должны быть сформированы компоненты учебной деятельности (учебно-познавательный интерес, целеполагание, учебные действия, самоконтроль, самооценка). Технология проблемно-диалогического обучения используется как средство развития этих компонентов, поскольку обеспечивает высокое усвоение знаний, эффективное развитие интеллекта, творческих способностей школьников и воспитание активной личности.

Читайте также: