Приватизация как форма управления государственным имуществом кратко

Обновлено: 05.07.2024

Отчуждение имущества, которое ранее находилось под юрисдикцией государственных или муниципальных органов, в частные руки.

Как правило, большая часть пользователей ассоциируют приватизацию с передачей в частную собственность жилых помещений, однако приватизация государственного и муниципального имущества имеет более широкий смысл и одним только жильем не ограничивается.

Понятие и функции приватизации

О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество домыслов и мифов. И чтобы разобрать, в чем особенность данной процедуры, необходимо для начала разобраться, что же представляет собой этот процесс.

Под приватизацией понимают отчуждение имущества, которое ранее находилось под юрисдикцией государственных или муниципальных органов, в частные руки.

Вместе с тем, процесс передачи прав собственности происходит исключительно в том порядке, который ранее был установлен государством и утвержден на самом высоком законодательном уровне.

Стоит обратить внимание, что все сделки, которые связаны с приватизированным имуществом, относят к гражданско-правовым договоренностям, согласно с которыми стороны определены как приобретатель и отчуждатель. Исходя из этого, можно утверждать, что решение о приватизации конкретного объекта будет рассматриваться как одна из форм осуществления собственником своим правомочий по свободному распоряжению имущественными ценностями, которые находятся в его собственности.

Основные признаки передачи государственного или муниципального имущества в частную собственность (основные признаки приватизации)

Вопросы приватизации того имущества, которое ранее находилось в собственности государства, не теряет своей актуальности. О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество правовых нормативов и актов, и государство тщательно контролирует этот процесс, чтобы защитить свои права, при этом не затронув интересы граждан.

Ст.235 ГК РФ гласит, что любые материальные ценности, которые находятся в собственности государства, могут быть отчуждены и переданы в частное управление, но при условии, что это не противоречит действительному законодательству, и процесс происходит в порядке, который оформлен законодательно.

Исходя из правил проведения приватизации, публичная собственность не может быть отчуждена в частном порядке, поскольку любые сделки подобного типа не принадлежат к категории публичного права. Данный процесс происходит по нормам закона, которые установлены в правовых актах.

Как отмечают эксперты, приватизация в данном случае будет иметь несколько обособленных признаков, среди которых можно выделить:

  • передача имущественных ценностей из государственного или муниципального управления в частные руки;
  • отчуждение материальных ресурсов происходит по решению собственника;
  • при старте процесса приватизации применяется особый порядок, который прописан в действующей законодательной базе и является обязательным для всех пользователей.

Приоритет законодательства о приватизации

Вопросы приватизации до сих пор вызывают оживленные споры и дискуссии. В начале 90-х годов, когда только начался этот процесс, не были прописаны основополагающие моменты, касающиеся передачи права собственности, и потому многие объекты продавались за бесценок, что нанесло огромные убытки для экономики страны в целом. Способы приватизации государственного и муниципального имущества, которые применялись в то время, зачастую противоречили основным положениям законодательства.

Однако со временем государство начало контролировать и регулировать данный процесс. Для этого были внедрены особые правила приватизации, применение которых стало обязательным, и которые помогали защитить интересы и права всех участников процесса.

Особенно значимым считается вопрос о соотношении норм гражданского права и действующих правовых актов о приватизации. Как показывает практика, между этими нормативами зачастую возникают противоречия, однако государство определяет, что приоритетом будет применение тех норм и догм, которые указаны в актах о приватизации. Так, в некоторых ситуациях требования ст.3 ГК РФ могут быть проигнорированы.

Таким образом, законодатель создает условия, при которых приоритет получают те правовые нормативы, которые упомянуты в специальных правовых актах, посвященных приватизации и ее ключевым положениям.

Необходимость применения наряду с гражданским законодательством специального приватизационного законодательства

Как показывает практика, сочетание гражданских нормативов кодекса и специальных положений актов о приватизации может вызывать определенные сложности и проблемы. Исходя из действующих положений основных норм, которые применяются в данной ситуации, вполне допускается возникновение неких правовых коллизий, из-за которых многие сделки, связанные с приватизацией могут приобрести заметные проблемные моменты.

Данная ситуация вызвана тем фактом, что приватизация регламентируется несколькими правовыми положениями, и касательно разного типа имущества (земля, недвижимость, промышленные объекты) определены несколько законов, которые имеют статус федеральных, и которые обязательны для применения при старте процедуры.

Другая сложность проявляется в том, что за годы применения данной процедуры, о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество домыслов и мифов. Многие пользователи относятся к подобным сделкам довольно скептически, что в принципе неудивительно, анализируя старт данной процедуры в нашей стране.

Начало отечественной приватизации

Старт процедуре приватизации в нашей стране был дан в начале 1990 года, однако в полную силу он вошел уже после того, как произошел распад СССР на несколько суверенных государств. Стоит отметить, что разные эксперты по-разному оценивают результаты данной процедуры. Тем не менее, невозможно не заметить как положительные, так и отрицательные характеристики приватизационного процесса.

Среди факторов, которые сыграли негативное воздействие на становление экономики России того времени выделяют:

  • игнорирование интересов субъектов РФ и не принятие во внимание особенности внедрения приватизационного процесса в тот или иной субъект;
  • правительство поставило задачу в максимально сжатые сроки провести значительный объем приватизации по объектам народного хозяйства, что привело к созданию условий для развития коррупционных схем;
  • способ передачи собственности был выбран на бесплатном основании, или же за символическую плату. Из-за этого многие объекты важного значения были переданы в частные руки, и в последствии уничтожены;
  • приватизация промышленных объектов была в приоритете, и потому многие граждане не могли оформить собственность на свои жилые помещения, поскольку уполномоченные чиновники старались заниматься более выгодными для них сделками.

Итоги приватизационного периода в нашей истории по мнению многих являются неутешительными. В это время экономика понесла значительные потери, а коррупция достигла невиданных оборотов, что не сказалось благотворно на жителях нашей страны.

Способы приватизации государственного и муниципального имущества

Федеральный закон, который разбирает приватизационные процессы и регулирует их, гласит о том, что порядок приватизации государственного и муниципального имущества является обязательным для всех субъектов РФ.

Однако это вызвало дополнительные сложности, и в обществе о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество слухов и отрицательных оценок.

Приватизация происходит несколькими способами, которые регламентированы законом федерального значения и обязательны для применения во всех субъектах РФ:

  • при преобразовании унитарных производств представлены условия, при которых объект преобразовывается в ОАО;
  • продажа материальных ресурсов происходит на конкурсной основе;
  • государственное имущество передается в частные руки по итогам публичного предложения;
  • госимущество вносится в учредительный капитал АО в качестве взноса;
  • формирование акций предприятия, которые распределяются между несколькими участниками.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Приватизировать муниципальное или государственное имущество могут как физические, так и юридические лица. Но не всегда: для некоторых есть ограничения. Тем не менее, большинству все же удается получить имущество по весьма выгодной стоимости.

Я юрист по приватизации. В этой статье я расскажу, как и кто может приватизировать государственное и муниципальное имущество в 2022 году. Также вы узнаете, для каких целей это делается, и какие способы актуальны.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 (800) 302-57-35 Бесплатный звонок для всей России.

В статье расскажем:

Что такое приватизация

Если говорить кратко, под приватизацией подразумевается возмездная передача в собственность имущества, состоящего на балансе государства или муниципалитета. Процедура осуществляется в соответствии с прогнозным планом, который утверждает Правительство РФ на ближайшие три года. Сейчас этот план действует с 2022 по 2024 гг. включительно.

Каковы основные особенности приватизации имущества государства или муниципалитета:

Обычно торги проводятся на официальном сайте РФ для размещения информации о них. Там можно купить что угодно, начиная от нежилых помещений и заканчивая древесиной.

Основные цели

Законом цели и задачи приватизации муниципального и государственного имущества четко не закреплены. Можно выделить несколько целей процедуры:

  1. Повышение эффективности работы предприятий.
  2. Поддержка малого и среднего бизнеса.
  3. Отказ от государственной монополии и создание оптимальных условий труда.
  4. Снижение расходов из бюджета.
  5. Обеспечение равноправия разных форм собственности.
  6. Развитие фондового рынка.
  7. Создание класса собственников.

Какое имущество можно приватизировать

Приватизировать можно практически любое имущество. Исключение – природные ресурсы, государственный и муниципальный жилищный фонд, а также имущество, расположенное за пределами РФ: его оформить в собственность нельзя.

Также не получится приватизировать следующие объекты:

  1. Государственный резерв.
  2. Имущество, которое в соответствии с международным договором приватизировать нельзя.
  3. Ценности, созданные при преобразовании муниципальных и государственных учреждений и отчуждаемые в собственность НКО.
  4. Имущество, отчуждаемое на основании решения суда.
  5. Культовые здания и сооружения, и земельные участки, на которых они расположены.
  6. Государственное и муниципальное имущество в хозяйственном ведении или оперативном управлении.
  7. Земельные участки, кроме тех, на которых расположены отчуждаемые здания, строения и сооружения.

Нельзя приватизировать некоторые виды имущества, относящиеся к объектам гражданских прав, оборотоспособность которых ограничена федеральными законами (ст. 129 ГК РФ).

Также через торги можно купить автомобиль, драгоценные камни, право на заготовку леса или отлов рыбы, на управление многоквартирным домом.

Право на приватизацию квартиры

Кто имеет право на приватизацию квартиры? Отвечает юрист

Документы для приватизации квартиры

Какие нужны документы для приватизации квартиры и куда их подавать?

Приватизация квартиры

Как приватизировать квартиру – пошаговый порядок

Кто может участвовать в приватизации

Приобрести муниципальное или государственное имущество могут разные субъекты предпринимательства, физические и юридические лица.

Исключение – ГУП и МУП (унитарные предприятия), государственные и муниципальные учреждения, а также юридические лица, в уставном капитале которых более 25% принадлежит РФ. Они выступать покупателями не могут.

Например, к таким территориям относятся Багамы, Гренада, Либерия, Мальдивская Республика, ОАЭ, Сан-Марино, и т.д.

Способы приватизации

Со значением и объектами приватизации мы разобрались, теперь рассмотрим основные способы. Приватизировать муниципальное или государственное имущество можно через преобразование унитарного предприятия в акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью (ООО).

Также есть другие способы, через которые может осуществляться приватизация:

  • продажа на аукционе;
  • продажа акций АО на специализированном аукционе;
  • реализация через конкурсы;
  • посредством публичного предложения;
  • продажа без объявления цены;
  • продажа акций АО по результатам доверительного управления.

Что касается имущественных комплексов унитарных предприятий, то их можно приватизировать через преобразование в хозяйственные общества.

Есть еще способы, для которых характерны отдельные особенности. Разберемся в них детально.

Продажа на аукционе

Здесь все просто: собственник выставляет имущество на аукцион, а продается оно тому, кто предложит за него наиболее высокую цену (ст. 18 ФЗ №178). Если же в аукционе принимает участие только один потенциальный покупатель, он признается несостоявшимся. Нужно минимум два участника.

Через публичное предложение

  • дата, время и место продажи;
  • минимальная стоимость;
  • величины понижения и повышения цен.

Стартовая цена не может быть ниже стоимости, по которой имущество продавалось на аукционе, признанном несостоявшимся. Заявки принимаются минимум 25 дней, а для участия в продаже вносится задаток – минимум 20% начальной стоимости.

Без объявления цены

Продать имущество без объявления цены можно, если продажа через публичное предложение не состоялась. Покупатели сами предлагают свои цены, а сделка заключается с тем, кто предложит самую высокую стоимость. Если же все предлагают одинаковую сумму, договор оформляется с тем, кто подал заявку раньше всех.

Через вклад в уставной капитал

Государство или муниципалитет могут продать имущество, вложив его в уставной капитал компании. Но взамен они получают акции.

Например, имущество и исключительные права могут вноситься в уставные капиталы:

  • при учреждении АО;
  • через оплату размещаемых дополнительных акций при увеличении уставного капитала.

Но внести госимущество посредством увеличения размещаемых акций можно, если АО само приняло решение об увеличении уставного капитала, причем акции должны быть обыкновенными. Оценка же имущества проводится компанией или частным оценщиком, имеющим допуск СРО на соответствующий вид деятельности (ст. 25 ФЗ №178).

Особенности приватизации отдельных объектов

Чаще всего приватизируется недвижимость и земельные участки, на которых она расположена. Также получить в собственность можно имущество, состоящее на балансе государства или муниципалитета.

Сложности могут возникнуть с приватизацией объектов культурного наследия или электросетевого хозяйства, культурно-бытового назначения: для них действуют особые условия.

Недвижимость

Вы можете купить здания, сооружения и строения у государства или муниципалитета через электронный аукцион. О нем я рассказывала выше.

Все постройки, расположенные на земле, отчуждаются одновременно с участком, находящимся на балансе унитарного предприятия на основании договора бессрочного пользования или аренды, или входящими в состав приватизируемого имущества и необходимыми для его использования.

Объекты культурного наследия

Такие объекты могут быть приватизированы, если входят в состав имущественного комплекса унитарного предприятия, которое преобразуется в АО или ООО. Также их можно продавать через конкурсы, путем внесения в уставные капиталы компаний.

Важно, чтобы объекты культурного наследования были включены в специальный реестр.

Объекты электросетевого хозяйства

Такие объекты тоже могут приватизироваться, но при условии обременения покупателя обязательствами. Например, он может получить в собственность тепловые сети, но взамен должен будет предоставлять населению услуги по теплоснабжению, регулярно ремонтировать их, следить за состоянием, модернизировать (ст. 30.1 ФЗ №178).

Социальные объекты и объекты коммунально-бытового назначения

Под объектами социально-культурного назначения подразумеваются учреждения здравоохранения, культуры, спорта, и пр. Они могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия.

Исключение – объекты, которые приватизировать можно в исключительных случаях, т.к. они используются по назначению:

  • дома престарелых;
  • госпитали и санатории;
  • учреждения для инвалидов;
  • жилищный фонд и объекты его инфраструктуры;
  • объекты транспорта и энергетики, которые обслуживают население;
  • детские объекты социальной инфраструктуры.

Такие объекты приватизировать можно, если они относятся к электросетевому хозяйству, источникам тепловой энергии, и являются основными производственными фондами предприятия.

Порядок приватизации

Порядок приватизации зависит от способа. Сначала Правительством разрабатывается план, о котором я говорила ранее. После этого принимается решение о приватизации, а затем имущество обычно выставляется на аукцион.

Чтобы приватизировать имущество через аукцион, сделайте несколько шагов:

  1. Зайдите на официальный сайт торгов и посмотрите, что там предлагают. Ознакомьтесь со всеми условиями.
  2. Подайте заявку и внесите задаток – от 20% начальной цены. Если проиграете, деньги вернут в течение 5 дней после объявления результатов.
  3. Если одобрили вас, договоритесь с продавцом о заключении договора купли-продажи.

Дальнейшие действия зависят от того, что именно вы купили. Если это недвижимое имущество, право собственности нужно переоформить в Росреестре.

Ответы юриста на частные вопросы

Да, если гражданин участвует в качестве иностранного инвестора путем приобретения права собственности на имущество или долю в нем (ст. 14 ФЗ от 09.07.1999 №160-ФЗ). Но пока точно не известно, что будет с зарубежными инвесторами из-за санкций, введенных против РФ в связи с проведением специальной операции в Украине.

Это нужно уточнить у продавца. Рассрочка законом не запрещена, но предоставляется не более чем на год.

Планирую приобрести здание и земельный участок у администрации, но нужна рассрочка. Говорят, придется платить и проценты. Правда ли это?

Да. На сумму рассрочки начисляются проценты, равные 1/3 ставки рефинансирования Центробанка, действующей на дату размещения объявления о продаже в интернете (ст. 35 ФЗ №178).

Я сначала заключил договор купли-продажи с администрацией. Документы мне вовремя не предоставили, право на имущество не переоформлено. Договор признал недействительным через суд. Когда мне вернут деньги?

Возврат средств возможен после того, как решение суда вступит в силу. Вот один пример из судебной практики:

Заключение эксперта

  1. Приватизировать муниципальное или государственное имущество можно, но только на возмездной основе.
  2. Расходы зависят от рыночной стоимости имущества.
  3. Приватизация возможна через участие в аукционе, публичное предложение. Есть и другие способы.
  4. Компания или физическое лицо могут приватизировать недвижимость и иное имущество в собственности государства или муниципалитета.
  5. В основном приватизация проводится через торги.

Если у вас остались вопросы, проконсультируйтесь с нашими юристами. Консультации предоставляются бесплатно и круглосуточно!

Статья 13. Способы приватизации государственного и муниципального имущества

1. Используются следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества:

1) преобразование унитарного предприятия в акционерное общество;

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1) преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью;

(пп. 1.1 введен Федеральным законом от 11.07.2011 N 201-ФЗ)

2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

3) продажа акций акционерных обществ на специализированном аукционе;

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;

5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций акционерных обществ;

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) утратил силу. - Федеральный закон от 29.06.2015 N 180-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ;

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10) продажа акций акционерных обществ по результатам доверительного управления.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется путем их преобразования в хозяйственные общества.

Приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если определенный в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона размер уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого в процессе приватизации, равен минимальному размеру уставного капитала акционерного общества, установленному законодательством Российской Федерации, или превышает его, осуществляется путем преобразования унитарного предприятия в акционерное общество.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, если один из таких показателей деятельности этого унитарного предприятия, как среднесписочная численность или доход от осуществления предпринимательской деятельности, определяемый в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за предшествующие приватизации три календарных года, не превышает предельное значение, установленное в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" для субъектов малого предпринимательства, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия может быть осуществлена также путем его преобразования в общество с ограниченной ответственностью.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 265-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, если определенный в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона размер уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого в процессе приватизации, ниже минимального размера уставного капитала акционерного общества, установленного законодательством Российской Федерации, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия осуществляется путем преобразования унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 2 в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 201-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3 - 4. Утратили силу. - Федеральный закон от 31.05.2010 N 106-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

Приватизация - отчуждение (переход) не­движимого имущества из государственной или муниципальной собст­венности в частную собственность граждан или определенных юриди­ческих лиц в порядке, установленном специальным законодательством, а также переход в указанном порядке к названным лицам принадлежащих публично-правовым образованиям акций открытых акционерных об­ществ (удостоверенных ими прав).

Следует иметь в виду, что заключаемые в ходе приватизации сдел­ки по приобретению в частную собственность приватизируемого иму­щества являются гражданско-правовыми договорами (чаще всего — до­говорами купли-продажи), а потому подпадают под действие общих норм гражданского права, хотя их содержание, а также порядок за­ключения и исполнения в изъятие из принципа свободы договоров во многом определены законом императивно. Решение же о приватиза­ции конкретного объекта (недвижимости) следует рассматривать как одну из форм осуществления публичным собственником своего пра­вомочия по распоряжению принадлежащим ему имуществом.

В роли покупателей (приобретателей) приватизируемого имущества согласно п. 1 ст. 5 Закона о приватизации могут выступать любые фи­зические и юридические лица, за исключением юридических лиц, в ус­тавном капитале которых доля публичной собственности превышает 25%, а также унитарных предприятий и публичных учреждений — не­собственников. Очевидно также, что в этой роли не могут выступать другие публично-правовые образования.

В качестве объектов приватизации могут выступать принадлежащие публично-правовым образованиям на праве собственности:

    1. имущественные комплексы унитарных предприятий, причем со­вместно с занимаемыми ими земельными участками (ст. 11, п. 2 ст. 28ст. 28 Закона о приватизации);
    2. отдельные здания, строения, сооружения, а также объекты, строи­тельство которых не завершено, совместно с занимаемыми ими зе­мельными участками (п. 1 ст. 28 Закона о приватизации);
    3. акции открытых акционерных обществ (ст. 19, 22, 26 ЗК);
    4. объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) (ст. 29 Закона о приватизации);
    5. земельные участки (ст. 28, 30, 34, 36 ЗК);
    6. жилые помещения (ст. 2 и 11 Закона о приватизации жилья).

    Таким образом, речь идет главным образом об отчуждении находя­щегося в публичной собственности недвижимого имущества. Движи­мое имущество переходит из публичной в частную собственность в ре­зультате обычных сделок купли-продажи (например, поставки продук­ции государственных и муниципальных унитарных предприятий) или иных действий по его отчуждению, а не в порядке приватизации.

    Способы приватизации государственного и муниципального имущества

    Приватизация государственного и муниципального имущества осу­ществляется исключительно предусмотренными в законе способами. К их числу в соответствии со ст. 13 Закона о приватизации относятся:

      1. преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
      2. преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью;
      3. продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
      4. продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
      5. продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
      6. продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
      7. продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли;
      8. продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
      9. продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
      10. внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
      11. продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

      Внесение государственного и муниципального имущества в устав­ные капиталы открытых акционерных обществ в оплату приобретае­мых акций (ст. 25 Закона о приватизации) предполагает приобретение публично-правовым образованием их пакета в размере не менее, чем 25% плюс одна акция. Государственное имущество (помимо денеж­ных средств) может быть также внесено в уставные капиталы государ­ственных корпораций, юридически являющихся частными собственниками своего имущества. Однако в этом случае используются правила специальных законов о создании таких корпораций и не применяют­ся нормы Закона о приватизации.

      Приватизация жилых помещений и земельных участков произво­дится в соответствии со специальными нормами жилищного и земель­ного законодательства.

      Читайте также: