Пришвин анализ произведений кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Роль произведений М.М. Пришвина в изучении окружающего мира и воспитании нравственно-эстетических качеств младших школьников.

Природа – это всё естественное богатство окружающего мира, которое открывается юному человеку в процессе познания, труда и творчества. Она живёт по своим законам, а человеку важно понять эти законы, так как человек и природа составляют единое целое.

Задача учителя состоит в том, чтобы помочь ребёнку в полной мере увидеть и понять красоту природы, воспитать в нём высокие нравственные качества, которые необходимы для его последующего развития и формирования как личности, как человека. Рассматривая природу и нравственность как единое целое, у учащихся формируется потребность в общении с природой, в бережном отношении к ней.

Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Через неё идёт знакомство с окружающим миром, который раскрывает при помощи книги свои тайны, воспитывает нравственные, эстетические и другие качества человека, начинает формировать личность.

Книги являются своеобразной платформой, где сосредоточены знания о природе. На основе этих книг идёт развитие представлений ребёнка о том, какое должно быть отношение к окружающему миру. Познавать мир с помощью природоведческой книги – значит, иметь возможность познакомить ребёнка со многими важными для него аспектами жизни.

В этой работе большую помощь оказывают рассказы писателей, которые в своих текстах учат детей не только видеть красоту природы, но и бережно к ней относиться.

Главная тема творчества М.М. Пришвина – человек и природа, их взаимоотношения и взаимовлияние.

В своих произведениях автор служит примером бережного отношения к природе. Его рассказы способны пробудить и развить те лучшие качества человека, которые необходимы в жизни. Читая их, мы расширяем кругозор детей, получаем реальную информацию, в которой могут содержаться события, фактически сходные с ситуациями, которые могут случиться в реальной жизни. Чтобы любить природу, надо ее знать, а чтобы знать, необходимо ее изучать. Необходимо систематически учить детей бережному отношению к природе.

В своих рассказах Пришвин даёт точные реальные образы, каждый образ в его рассказах индивидуален и красочен.

Всю свою жизнь Пришвин хранил в себе ребёнка, смотревшего на прекрасный мир широко открытыми, радостными и удивлёнными глазами. Наверное, именно поэтому рассказы писателя так легко воспринимаются детьми.

Младшим школьникам свойственна подражательность, в силу которой они заимствует образы поведения, легко поддаются внешним влияниям. Они подражают поведению взрослых в природе, их поступкам, отношению к животным, растениям. Своими произведениями М.М. Пришвин воспитывает у детей любовь к природе, формирует бережное отношение к окружающему мир. Его рассказы очень познавательные и добрые, их можно назвать энциклопедией природы, из которой дети могут узнать всё, что их интересует.

Герои рассказов и повестей М. М. Пришвина формируют представления о том, каким должен быть человек и как он должен относиться к окружающему его миру.

Как показывает мой опыт, через литературные произведения можно знакомить детей с явлениями и событиями, выходящими за пределы их личного жизненного опыта. Художественное мастерство писателя способствует тому, что сложные темы становятся доступными.

Для углублённого понимания и активного восприятия прочитанного очень полезны беседы по тексту рассказов. Учитель может задать детям вопросы: Понравился ли вам рассказ? Какой главный герой по характеру? Что понравилось в поступках героя, а что нет? В процессе такой беседы осуществляется элементарный анализ произведения. Беседы можно разделить на вводные – перед чтением произведения, и заключительные – после чтения. Во вводных или предварительных беседах учитель обращается к личному опыту каждого ученика, вызывает в его памяти соответствующие ассоциации. Например, если знакомить детей с рассказом Пришвина “Говорящий грач”, можно помочь детям вспомнить всё что они знают о грачах, задавая вопросы, рассмотреть иллюстрации с изображением птицы. Рассказать детям, что грачи очень полезные и умные и только после этого читать сам рассказ.

В ходе беседы важно использовать наглядные пособия, которые необходимо подобрать в соответствии с содержанием произведения. Беседы о прочитанном позволяют найти отклик детей на произведение. Очень важно побуждать детей высказывать собственное мнение по поводу действий различных персонажей, особенно нравственно-противоположных типов, проявлять отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать, порадоваться, вспомнить свои отрицательные и положительные поступки, что тоже не маловажно, так как осмысление своих действий идёт на более высоком уровне. Эти задачи требуют от учителя кропотливой, систематической работы. Здесь и встают вопросы: как поддерживать и развивать возникающие у детей добрые чувства? Как создать такую ситуацию, в которой они будут активно действовать – помогать, защищать справедливость?

Беседа о прочитанном произведении является важным этапом в формировании представлений об окружающем мире.

Рассказ учит быть гуманным, добрым, великодушным, воспитывает любовь к природе, бережное отношение к птицам.

Задача педагога - передать основную идею рассказа (люби и береги природу, будь добрым хозяином своего края), помочь понять, что ребята поступали нехорошо, а в конце рассказа, когда дети осознали свою ошибку, порадоваться за них.

Главные действующие лица - ребята, писатель, мать-уточка.

Дети - хорошие, добрые, но легкомысленные. Они жестоко обошлись с утятами. Однако после встречи с писателем осознали свою вину и охотно подчинились его требованию.

При воспроизведении образа детей следует обратить внимание не только на их поведение, но и на внутреннее состояние. В начале рассказа ребята не задумываются над своими поступками и их последствиями: увидев идущих к озеру уточек, они закидывают их шапками, пытаясь поймать. Поэтому при чтении описания ловли утят следует осудить поведение ребят, подчеркнуть, что они поступили нехорошо.

Писатель так точно и умело описывает то или иное явление, что педагогу ничего и не надо придумывать нового.

Благодаря таким вопросам у учеников развиваются память, воображение, удивительное восприятие реальности как чуда и сказки. Дети учатся по-настоящему видеть и слышать природу. При этом происходит интересное, живое общение учителя и учеников, детям не удается заскучать, ведь то, о чем им говорит учитель, на прогулке они могут потрогать своими руками, увидеть и пережить сами. Именно таким образом и закладывается начало формирования жизненного опыта у детей. И для нас особо ценно то, что формирование такого опыта происходит через изучаемые рассказы Пришвина.

Чтобы понять отношение детей к природе, ко всему живому, что нас окружает, перед детьми можно поставить проблемные ситуации, решение которых зависит от их отношения к живой природе.

Дети как бы вы поступили, если бы в лесу встретили мальчика, который разоряет гнездо птицы? Чтобы вы ему сказали? Правильно ли поступает мальчик и почему?

Дети принесли домой маленького ежика, которого нашли в лесу и решили оставить его жить дома, но мама не разрешила. Как вы думаете почему?

Чем пристальнее вчитываешься в строки книг Пришвина, тем ближе и дороже становятся его герои, мужественные искатели новых путей, зоркие следопыты, люди, обладающие доброй и смелой душой.

Великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к народу и к той земле, на которой он жил и трудился.

Его произведения пронизаны той добротой, которая присуща тем людям, которые живут, общаясь с природой, и являются её неотъемлемой частью.

Рассказы и повести писателя могут эффективно использоваться в воспитании детей. Развивая познавательные интересы детей, мы можем показать всю красоту окружающего мира, дать понять, что человек не может быть охотником – он часть природы, с которой необходимо подружиться и изучить её, научиться бережному отношению к ней.

Таким образом, книги Пришвина играют важную роль в изучении окружающего мира и воспитании нравственно-эстетических качеств младших школьников.

Когда думаешь об искусстве Михаила Пришвина, то сразу охватывает ощущение свежести.

Его прозу как бы вдыхаешь, точно густой сосновый, настой. Его природа приближена к человеку и органически сливается с его плотным, земным, физически ощутимым, подлинно народным словом.

Пришвин как, писатель - новатор - не потому, что он экспериментирует и сознательно ищет новых путей словесного изображения действительности, а потому, что ново его видение мира. Он соединяет в себе первозданную свежесть восприятия ребенка, для которого всё - чудо и тайна, четкость охотника с точным прицелом и аналитическую зоркость исследования. Но главная его новизна - в раскрытии творческого взаимодействия человека с природой.

Михаил Михайлович Пришвин (1873—1954) — русский советский писатель

Для новаторского отношения Пришвина к природе очень важно, что он говорят не только о встрече со зверем, но о встречах с рекой, долиной, лесными оврагами. Он душевно вникает в сущность край. Он вступает в общение с деревьями и ручьями, открывая них всё новые и новые черты, и в то же время, не переставая открывать новое в самом себе, применяя свои открытия к жизни человека.

Каждое знакомство Пришвина с зверем, птицей, деревом глубоко лично, неповторимо. Это всегда открытие. Пришвин решительно требует индивидуализации и характера в каждом образе, взятом из мира природы. Ни одно дерево не похоже у него на другое, ни одна птица, ни один жуй.

Из этого постоянного пристального внимания к мельчайшим личным проявлениям жизни природы вытекает очень важный для писателя творческий принцип. Именно потому, что ни одно существо не похоже на другое и ничто в мире не повторяется ни одно утро, ни один день ни один год, ни одна весна - Пришвин считает своим писательским долгом беспрестанно возвращаться к одному и тому же материалу, каждый раз освещая его по-новому.

Закрепляя свои постоянные открытия и наблюдения в природе, Пришвин одновременно пользуется как бы двумя принципами: изучая природу, устанавливая законы ее жизни, он узнает себя и свой внутренний мир, авто же время свои личные мысли, свое душевное состояние переносит на все попутные открытия в мире природы.

Секрет этого искусства Пришвина в том, что природа для него не статическая картина, которую он созерцает и описывает, природа - непрекращающийся, динамический процесс творчества, жизнетворящий процесс. Жизнетворящая природа и мыслетворящий человек в природе даны у Пришвина в их диалектическом взаимодействии. Для него естественно непрестанное сопоставление и противопоставление всех живых существ, творящих в природе свое жизненное дело.

И в конкретных записях о поразивших его в природе прекрасных мгновениях Пришвин настаивает на личном соучастии человека в красоте открывающегося ему мира:

Не пассивное растворение в природе, но активное сотворение красоты, каждый раз заново открываемой человеком, находим мы у Пришвина. Для него соучастие – значит включение своей творческой мысля в происходящий на его глазах процесс жизни. Это мысль, на ходу, ассоциативно переходящая от явления, увиденного им к догадке о причинах явления и к думам о самом себе, о человеческих судьбах и путях. Пришвин воплощает не только процессы жизни, но и процесс ищущей мысли во всех ее звеньях.

Никто так глубоко и тонко не понимал себя и не говорил о характере своего таланта, как сам Пришвин. Особенно это заметно в его зрелую пору, когда он не только растет, но каждый раз уже подводит итоги. Творчество его автобиографично не в поверхностно-анкетном, а в самом глубоком смысле этого слова - в том, как вся его душевная жизнь развивается и отражается в цепи неистощимых открытий и находок.

Пришвин справедливо считал, что все его книги - это как бы единственная книга о Родине и своем жизненном пути. Каждая маленькая вещь, имеющая законченную самостоятельную ценность, попадая в цикл, становился как бы вехой единого творческого пути. Отдельные конкретные записи и зарисовки обогащаются глубоким философским и психологическим подтекстом.

Для Пришвина любая синтезирующая мысль о природе и действительности - это прежде всего осмысление себя, каждого звена своего творческого процесса, каждого периода своего душевного роста. Пришвин, обостренно чувствующий движение всей своей творческой жизни как единого пути, достигнув какой-то крайней точки, пытается проанализировать и осмыслить все пройденные этапы. Вот почему во многих своих сборниках Пришвин размещает материал в хронологическом порядке и становится своеобразным путеводителем по собственному творчеству.

Но, столкнув своего героя с природой, Пришвин подводит его к самому порогу творчества и здесь останавливается. Ощущение неудачности конца романа, его незавершенности не оставляло Пришвина.

Пришвин неоднократно говорит о том жизнеутверждающем и творческом начале, которое находит в мире природы, о том, как обогащает, очищает и укрепляет человека прикосновение к земле. Не удивительно, что Пришвину так близок миф об Антее. Соприкосновение с природой, с Землей для него освобождение от всего узколичного, мелочного. Оно помогает подлинному раскрытию творческих сил для общего дела.

Большой долгий творческий путь пройден Пришвиным в светлую сторону. Но, он не только сам так прошел; Он проложил этот путь и неведомым друзьям - любимым своим читателям и последователям - новым писательским поколениям. Всем своим творчеством Пришвин доказал, что природа - не узкая, а неисчерпаемая и всеобъемлющая тема, которую каждый талант решает по-новому. Подлинным и достойным продолжением завещанного Пришвиным дела и будет каждый раз неизведанное постижение и воплощение жизни человека в природе.

Экспозиция

  • Их мать умерла, не оправившись от болезни, а отец пал смертью храбрых на полях Второй мировой войны.
  • Настя и Митраша сначала жили под присмотром соседей, а после научились вести быт сами.

Завязка

  • девочка не забыла прихватить хлеба, немного молока и картошки для перекуса;
  • Митраша как настоящий мужчина взял с собой лукошко и компас, чтобы найти верный путь.

Главный герой Митрашка

Образ Митраши в иллюстрации Е. Ращина: YouTube / MyBook

По дороге мальчик рассказывал сестре о Блудовом болоте — страшном месте, о котором ходила дурная слава. Дойдя до развилки с камнем, дети разделились и пошли по разным путям. Настя по общей дороге, а Митраша — по неизведанной тропе на север.

Кульминация

В этот момент напряжение читателя возрастает, а тревога за детей и расфокусировка внимания лишь усиливает накал.

Развязка

Настя продолжала собирать клюкву и даже не догадывалась, в какую беду попал брат. Окликнув его пару раз и услышав в ответ лишь тишину, девочка заподозрила неладное и очень расстроилась.

В это время Травка взяла след зайца и погналась за ним, а Митраша отправился за ней. Он понимал, что на лес уже спускались сумерки и им с сестрой нужно заночевать прямо тут. Идя за собакой, мальчик выходит на след Серого помещика и убивает опасного хищника. На звук выстрела прибегает Настя, ребята ужинают, а поутру вместе возвращаются в деревню.

Глубже понять произведение поможет аналитическая справка:

История создания

Как выглядит тайга

Пейзажи тайги: Pxhere

Жизнь там протекала тихо и размеренно, а люди были добродушными и открытыми. Там-то Пришвин и познакомился с детьми-сиротами — Соней и Борей, которые стали прообразами литературных героев. Ребята, как и большинство детей в поселке, потеряли родителей в котле войны и самостоятельно справлялись с навалившимися на них взрослыми обязанностями.

Тема и конфликт

  • единство человека с природой, гармоничная взаимосвязь между ними;
  • верховенство человека, но только тогда, когда он с уважением относится к дарам матушки-природы;
  • прославление дружбы, взаимовыручки и коллективизма, что было актуально для того времени.

В то же время извечный конфликт противостояния человека и природы показан с помощью метафорических образов болота, деревьев и солнца, которые стали полноценными персонажами сказки.

Особенности композиции и жанр

Само произведение состоит из 12 разделенных по смыслу глав. Повествование логическое, линейное, присутствует нарастающая к кульминации динамика и счастливый финал.

Характеристика главных героев

Автор дает такое описание детей. Вот Настя:

Митраша — брат Насти. Вот детали его портрета и характера:

  • приблизительно ему 10 лет;
  • невысокого роста, но плотного телосложения;
  • ребенок плечист и силен не по годам.

Настя взяла на себя все женские хлопоты по дому, а Митраша занимался тяжелой мужской работой. Мастерил лоханки и посуду из дерева, продавал их на рынке, за счет этого дети выживали.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Михаил Михайлович Пришвин родился 23 января (4 февраля) 1873 года в имении Хрущево, которое тогда входило в состав Орловской губернии. Это имение принадлежало отцу писателя – Михаилу Дмитриевичу. Земли он получил в результате семейного раздела. По-видимому, к ним прилагалось еще немалое количество денег. Михаил Дмитриевич жил на широкую ногу: любил охоту, владел орловскими рысаками и участвовал в скачках. Кроме того, он любил играть в карты. Однажды ему сильно не повезло, и проигрыш оказался настолько большим, что пришлось заложить имение и продать конный завод. От расстройства Михаил Дмитриевич начал злоупотреблять алкоголем и в итоге умер.

Мать писателя – Мария Ивановна. После кончины мужа ее финансовое положение оставляло желать лучшего. При этом у нее было пять детей на руках. Несмотря на трудности, женщина смогла поставить ребятишек на ноги. На заре 1880-х Пришвин пошел в начальную деревенскую школу. После его приняли в первый класс Елецкой гимназии. Учился Михаил Михайлович плохо. По признанию Пришвина, все предметы он не любил и не понимал. Если в чем-то ему и удавалось добиться успеха, то только посредством зубрежки. В результате после шести лет обучения его исключили.

Спас Михаила Михайловича богатый дядя по материнской линии – Иван Иванович Игнатов. Он забрал мальчика к себе в Тюмень, где сумел устроить в реальное училище. В этом учебном заведении Пришвин окончил шесть классов, а затем в Елабуге сдал экстерном экзамены за седьмой. После Михаил Михайлович отправился в Ригу, где стал студентом химико-агрономического отделения политехникума. Там он присоединился к социал-демократическому кружку. Во второй половине 1890-х его арестовали. Год Пришвин провел в тюрьме, после чего был сослан в Елец на три года под строгий надзор полиции.

В начале XX века Пришвин отбыл в Лейпциг, чтобы продолжить образование. В Германии он отучился на агронома. Вернувшись, Михаил Михайлович начал работать по профессии. В 1903 году Пришвин фактически стал мужем крестьянки Ефросинии Павловны Смогалевой. При этом его мать отказалась признавать неравный брак. 1905 год ознаменовался весьма важным событием в жизни Михаила Михайловича: он приступил к ведению регулярных дневниковых записей. Примерно в то же время Пришвин стал сотрудничать с рядом газет в качестве корреспондента. Во второй половине 1900-х годов писатель много путешествовал. Среди мест, в которых ему довелось побывать, – Соловецкие острова, Архангельск, Норвегия, Киргизия. В Первую мировую войну он был военным корреспондентом.

После революции Михаил Михайлович выступил против большевиков. Весной 1918 года писатель уехал из Петрограда, чтобы поселиться в имении, унаследованном от матери. Затем ему пришлось перебраться в Смоленскую губернию. В результате Пришвин все-таки смирился с новой властью. В 1930-е годы Михаил Михайлович обучился автоделу на Горьковском заводе. Кроме того, он купил фургон для путешествий по стране. В 1934 году состоялся первый съезд Союза писателей СССР, на котором Пришвина избрали членом правления.

Краткий анализ творчества

Читайте также: